Дадаизм в литературе. Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях

16.02.2019

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

    Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма , во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля , Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко , встретившихся в нейтральной Швейцарии. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».

    Непосредственной предтечей дадаизма, предвосхитившей его основные черты почти за сорок лет, стала парижская «школа фумизма » во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов , а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из дадаистов, хотя были созданы на рубеже 1880-х годов.

    Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим течениям анархизма и коммунизма .

    В Советской России отголоском дадаизма была группа «Ничевоки » , существовавшая в 1920-1922 годы в Москве и Ростове-на-Дону. Она опубликовала «Манифест от ничевоков», «Декрет о ничевоках поэзии» и манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира».

    Дадаизм в изобразительном искусстве

    В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

    Коллаж в Цюрихе

    В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи , в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.

    Коллаж в Берлине

    Поддерживая идею радикальных перемен в политике, группа настаивала и на радикальных переменах в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции» . Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Была артикулирована необходимость отказаться от этой лжи в пользу подлинной объективности, необходимость дать голос самой реальности, и для этого как нельзя лучше подходила коллажная техника. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации» , рождается фотомонтаж - искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развернутых во времени, как в кино, а опространствленных. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их [художников] современников не хватало смелости».

    Коллаж в Ганновере и Кёльне

    Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

    Представители дадаизма

    • Луи Арагон (1897-1982), Франция
    • Хуго Баль (1886-1927), Германия, Швейцария
    • Андре Бретон (1896-1966), Франция
    • Георг Гросс (1893-1959), Германия, Франция и США
    • Отто Дикс , Германия
    • Марсель Дюшан (1887-1968), Франция
    • Вальтер Зернер (1889-1942), Австрия
    • Кацуо Оно (1906-2010), Япония
    • Ёсиюки Эйсуке (1906-1940), Япония
    • Франсис Пикабиа (1879-1953), Франция
    • Ман Рэй (Man Ray, 1890-1976), Франция, США
    • Филипп Супо (1897-1990), Франция
    • Тацуми Хидзиката (1928-1985), Япония
    • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
    • Тристан Тцара (1896-1963), Румыния, Франция
    • Отто Фрейндлих (1878-1943), Германия, Франция
    • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
    • Джон Хартфилд (1891-1968), Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
    • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886-1971), Германия
    • Ханна Хёх , Германия
    • Курт Швиттерс (1887-1948), Германия
    • Юлиус Эвола (1898-1974), Италия
    • Поль Элюар (1895-1952), Франция
    • Макс Эрнст (1891-1976), Германия и США
    • Марсель Янко (1895-1984), Румыния, Израиль

    Библиография

    • Шаршун С. «Даdаизм» (компиляция). Берлин: Европа Гомеопат, 1922
    • Баммель Г. <Рец. на кн.:> Dada Almanach. Berlin: Erich Reiss Verlag, 1920 // Печать и революция. 1922. № 6
    • Эфрос А. Дада // Современный Запад. 1923. № 3
    • Лебедев В. К. Искусство в оковах (критика новейших течений в современном буржуазном изобразительном искусстве). М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 (глава «„Всё подлежит осмеянию!“ (о дадаизме)», с. 44-47)
    • Гросс Г. Мысли и творчество. М.: Прогресс, 1975
    • Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986 (включает манифесты Х. Балля, Р. Хюльзенбека, Р. Хаусмана, Е. Голышева)
    • Незвал В. Дада и сюрреализм // Незвал В. Избранное в двух томах. Т. 2. Воспоминания. Очерки. Эссе. М.: Художественная литература, 1988. С. 378
    • Ханс Арп . 1886-1966. Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1990
    • Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под ред. Л. Магаротто , М. Марцадури , Д. Рицци . Bern etc.: Peter Lang, 1991
    • Макс Эрнст - графика и книги. Собрание Люфтганзы: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Шписа; пер. с нем. С. Биллера. Штутгарт: Gerd Hatje, 1995
    • Цюхнер Е. Первая международная выставка дадаистов в Берлине. Метамеханическое объяснение в любви «машинному сердцу» Татлина // Берлин-Москва: Каталог выставки. Мюнхен; Нью-Йорк: Престель; Москва: Галарт, 1996
    • Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / Под общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 167-222
    • Изюмская М. Берлин-дада и Россия. Йоханнес Баадер - Президент Земного шара // Там же. С. 227-245
    • Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999
    • Альманах дада по поручению Центрального управления немецкого движения дада под редакцией Рихарда Хюльзенбека / Общ. ред. С. Кудрявцева, науч. подг. изд. М. Изюмской, пер. с нем. и франц. яз. М. Изюмской и М. Голованивской. М.: Гилея, 2000
    • Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / Отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М. : Республика , 2002. - 559 с. - 2000 экз. - ISBN 5-250-01826-2 .
    • Дудаков-Кашуро К. В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала ХХ века (футуризм и дадаизм). Одесса: Астропринт, 2003
    • Элгер Дитмар. Дадаизм = Dadaismus / Ред. Ута Гросеник. - М. : Taschen, Арт-родник, 2006. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 5-9561-0168-7 .
    • Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004
    • Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920-1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. СПб.; Париж: Atheneum; Феникс, 2005. С. 131-242 (о связях русских авангардистов с французскими дадаистами)
    • Архипов Ю. Предисловие // Балл Х. Византийское христианство / Пер. с нем. А. П. Шурбелёва. СПб.: Владимир Даль, 2008
    • Седельник В. Д. . М.: Гилея, 2013
    • Безносов Денис . Как говорил Обердада? ООО «Христос» и секретный меморандум Девы Марии: [Рецензия на книгу: Йоханнес Баадер. Так говорил Обердада. Манифесты, листовки, эссе, стихи, заметки, письма. 1906–1954/ Сост. С. Кудрявцева, пер. с нем. Т. Набатниковой. - М.: Гилея, 2013. 208 с. ] // НГ Ex libris. - 2013. - 27 июня.
    • Петров В. О. Эстетические позиции дадаизма // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 1. С. 179-186.

    ДАДАИЗМ (Dadaïsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет»); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П.А.Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П.Реверди (1917–1918).

    В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны; они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. Среди всех подвергнутых остракизму ценностей буржуазного общества главной мишенью оказалось искусство. Дадаисты отрицали все его законы, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая ее фундаментальные структуры – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultannée bruitiste): ?е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; этой «креативный акт» включал также крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование; в 1916 Т.Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Première Aventure céleste de M. Antipyrine ), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq poèmes ).

    Творя лингвистический хаос, дадаисты обрекали литературу на самоуничтожение; естественно, что от них не осталось практически никаких произведений. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни.

    Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т.Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918 ); за ним последовало еще шесть. В 1919 вместе со своими единомышленниками он перебрался во Францию; таким образом центр дадаистского движения переместился в Париж. Нигилистический пафос дадаистов, граничивший с анархизмом, привлек к себе большое количество молодых французских поэтов и художников, особенно тех, кто прошел через войну. Началось тесное сотрудничество Т.Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном , Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. К их союзу примкнули Поль Элюар , Пьер Реверди, Пабло Пикассо , Амедео Модильяни , Василий Кандинский и многие другие.

    Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, как, например, Газовое сердце (Coeur à gaz ) и Бородатое сердце (Coeur à barbe ) Т.Тцара, проводили провокационные «фестивали», часто сопровождавшиеся потасовками. Особенно скандальной оказалась «манифестация Дада» в парижском Доме Творчества в марте 1920.

    Ведущее положение дадаистов в кругах бунтарствующей интеллигенции сохранялось недолго. Постепенно лидерство перешло от Т.Тцара к А.Бретону, и к 1922 дадаисты растворились в новом течении – сюрреализме. Актом прощания с дадаизмом стал сборник Семь манифестов Дада (Sept manifestes Dada ), изданный Т.Тцара в 1924.

    Дадаизм не оставил последователей, если не считать возникшего после Второй мировой войны недолговечного движения леттристов (1946), покусившихся в своем новаторском порыве не только на слова, но и на слоги и буквы (фр. lettre). Тем не менее дадаизм сыграл важную роль в истории художественных идей. Он явился одним из моментов кризиса европейской культуры первой четверти ХХ в., времени глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве.

    Евгения Кривушина

    Дюшан L.H.O.O.Q – дадаизм

    Дадаизм это авангардистское направление в искусстве, распространившееся в Западной Европе, преимущественно во Франции и Германии, в 1916-1924 гг., идеологической основой которого был протест с помощью иррациональных средств против условностей и традиционализма в искусстве.

    Дадаизм предшествовал и , во многом определив их идеологию и методы.

    Основание дадаизма

    Дадаизм возник в феврале 1916 года в швейцарском городе Цюрих во время Первой мировой войны. Движение сформировалось как бунт, радикальный протест против жестоких военных действий, их трагических последствий, причиной которых дадаисты считали развитие европейской цивилизации, верховенство человеческого разума и логики. Охваченные отчаянием, разочарованием и чувством бессмысленности существования человека дадаисты стремились уничтожить культуру, которая привела к войне: их действия были направлены на то, чтобы разрушить творческие ценности и традиции буржуазного общества, эстетику рационализма и утвердить новые иррациональные начала в искусстве.
    Дадаисты занимали активную антивоенную и антибуржуазную позицию, примыкали к радикальным левым политическим направлениям анархизма и коммунизма. В своем протесте они опирались на военные письма Жака Ваше об ужасных проявлениях войны.

    Основными векторами движения дадаистов являлись интернационализм, нигилизм, иррациональность, поиск «смысла в бессмыслице», бессистемность, случайность, творческий хаос, эпатаж, апология смеха. Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г.

    Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп.

    Творческая деятельность дадаистов в «Кабаре Вольтер»

    5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни. Участники группы ежедневно собирались в кабаре и устраивали публичные вечера, в программу которых входили спонтанные выступления: художественное чтение стихов, собственных произведений, создание коллажей, исполнение песен на разных языках, крики, свисты, игра на фортепьяно, удары литавр, громкие звуки барабана, танцы, другие экспромты и импровизации. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.

    Х. Балля особенно привлекала возможность создания «симультанно-шумовой» поэзии, полагающей в произвольном порядке слов и выражений, несвязном наборе звуков. Х. Балль говорил: «Я читаю стихи, которые ставят целью ни много ни мало, как отказ от языка. < …> Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка». Особенно знаменитым среди парадоксальных звуковых стихотворений поэта стало «Караваны» (1917 г.), где автор, тяготевший к мистике, две трети магических слов стиха взял из волшебных заклинаний:
    … Вуууу! Ухуху люб л Волю лю лю уДуб!
    Тум Ба-Ба
    Бан! РА РАБГЛЯ РАБГЛЯ
    Уфффф….
    Караваны
    (отрывок из стиха «Караваны» Х. Балля, перевод В. Шерстяного)

    Слово «дада» родилось в конце февраля 1916 года. У слова нет однозначного автора, но существует теория, что слово обнаружили Х. Балль и Р. Хюльзенбек в немецко-французском словаре, где «дада» толковалось как «деревянная лошадка».

    В 1916 г. участники движения организовали первое дадаистское печатное издание «Кабаре Вольтер» , которое вышло только в одном номере, но стало примером для их последующих литературно-художественных изданий.

    Экспериментальное творчество дадаистов

    Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Они также занимались организацией абстрактных художественных выставок, ставили абсурдные эпатирующие спектакли, проводили маскарады, фестивали, которые часто сопровождались скандальными происшествиями и нарушениями общественного порядка. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре.

    После закрытия «Кабаре Вольтер» и отъезда с Цюриха на юг Швейцарии Х. Балля в середине июля 1916 года, главным инициатором дадаистского движения стал Т. Тцара. В отличие от Х. Балля, который видел дадаизм средством проявления интернационального авангардистского искусства, Т. Тцара считал, что необходимо полностью разрушить прежние ценности общества, чтобы создать новое искусство и новую жизнь.

    Кроме коллективного творчества, в дадаизме имели место индивидуальные эксперименты. В периодическом издании «Коллекция Дада» были опубликованы «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916 г.) Т. Тцара, «Фантастические молитвы» Р. Хюльзенбека. Читая свои стихи, Р. Хюльзенбек завораживал публику:
    …Краски всех мыслимых и немыслимых цветов
    гонялись друг за другом, словно собаки.
    И вдруг все когда-либо слышанные
    звуки с грохотом обрушились в середину.
    Краски и звуки разлетелись
    на мелкие осколки, как стекло и цемент,
    и стряхнули вниз мелкие темные капли…
    (отрывок из «Фанстастических молитв» Р. Хюльзенбека)

    Т. Тцара издавал интернациональный журнал «Дада» (1917-1920 гг.), в котором кроме текстов и художественных иллюстраций дадаистов содержались произведения представителей других направлений в искусстве, к примеру – Г. Аполлинера, В. В. Кандийского, Ф. Т. Маринетти, Я. ван Годдиса, П. Пикассо, А. К. Модильяни. Сам Т. Тцара поддерживал абстрактное искусство, воспринимая его как выражение внутренней потребности, не зависимой от внешнего мира.

    Теоретическая программа дадаизма

    Являясь ненавистниками рассудка, дадаисты не признавали никаких теорий, систем, принципов, манифестов. Но, тем не менее, главный основатель движения Т. Тцара стал автором семи манифестов дадаизма (1916-1924 гг.), в которых оформил программу дадаизма и экспонировал свою теорию антиискусства. Все семь манифестов проникнуты насмешливым отношением к отжившим общественным институтам, их идеологиям, морали, попытками вернуть смысл рухнувшему миру и искусству; это насмешка над искусством как таковым.

    В «Манифесте Дада» (1918 г.) Т. Тцара охарактеризовал принципы своего направления: «Отмена памяти – дада, отказ от пороков – дада, отказ от будущего – дада. Дада – современное прославление жизни, без ностальгии, без утопии. Дада – антиискусство, антиобщество, антисистема, антиавангардизм».
    В 1917 г. Х. Балль окончательно вышел из группы дадаистов и переехал в Берн, где возобновил свои связи с экспрессионистами. Т. Тцара продолжил представлять движение дада в сотрудничестве с В. Зернером, О. Флаке, Ф. Пикабиа. После окончания войны интерес к направлению резко упал. Их попытки сохранить Цюрих центром дадаизма не состоялись. В 1919 г. Т. Тцара принял решение покинуть Цюрих и уехать в Париж к Ф. Пикабиа.
    В Цюрихе было положено начало дадаизму как движению.

    Особенности европейского дадаизма

    Свободный от всяких рамок и систем дадаизм сводился к антиискусству. Решительно отвергая предшествующие художественные традиции и считая плодотворным только хаос, движение способствовало краху европейской культуры.

    Характерной особенностью дадаизма являлось его существование в тесной неразрывной связи литературы и изобразительного искусства . Подрывая главные основы рационализма – мысль и язык, дадаисты лишали человеческую речь коммуникативной функции, стремились вернуться к истокам формирования языка. Художники-дадаисты пытались разрушить условности изобразительного искусства, в их практике широко использовались эксперименты, преобладали простота, абстрактность, свобода автора. Х. Арп, как выходец из школы французского кубизма и современник П. Пикассо и Ж. Брака, тяготел к упрощению, совершенствовал технику коллажей, использовал геометрические формы в своих произведениях.

    Дадаизм, кроме того, что объединил представителей разных видов искусства , является первым интернациональным движением искусства, распространившимся на территории всей Западной Европы.

    Новаторские идеи цюрихских дадаистов были подхвачены международными представителями искусства и стремительно распространились по всему миру. Основными центрами европейского дадаизма являлись Берлин, Ганновер, Кёльн и Париж.

    Дадаистское движение в Нью-Йорке

    Нью-Йорк стал центром авангардистского искусства в 1914 г., когда в Америке основались эмигрировавшие из Европы художники. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг.), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Стремление к бесповоротным переменам в жизни, готовность к протесту, радикальному опровержению традиционализма в искусстве объединили небольшую группу авангардистских художников и поэтов, среди которых Мэн Рей, Мариус де Зайас, А. Краван и др.

    Фотограф А. Стиглиц выпускал журнал «291» (1915-1916 гг.) в духе дадаизма, также предшествующий появлению движения. В этой традиции Ф. Пикабиа в дальнейшем издавал в Париже один из самых значимых дадаистских журналов «391».

    Наиболее яркими и влиятельными представителями движения были художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и Мэн Рей. К числу их литературных изданий относятся журналы М. Дюшана «Слепец» (1917 г.) и «Rongwrong» (1917 г.), а также «Динамит» (1919) Ман Рэя.
    Деятельность американских дадаистов, аналогично цюрихской группе, не была лишена скандалов и провокаций. Однако, их публичные манифестации и смелые эксперименты в искусстве не привели к окончательному утверждению движения в Америке.

    Влияние М. Дюшана на становление дадаизма

    Марсель Дюшан значительно предопределил разрушительный антитрадиционалистский характер европейского дадаизма. Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада № 2» (1913-1914 гг.), «Колесо от велосипеда» (1913 г.), «Сушилка для бутылок» (1914 г.); а также созданное им авангардистское достояние «L.H.O.O.Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда»; в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет»); явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Художественная концепция М. Дюшана искусство как жизнь была перенята основателями дадаизма в Цюрихе.

    Немецкий дадаизм: Берлин, Ганновер, Кёльн

    В Германии дадаизм сохранил свой исходный бунтарский дух и в силу тяжелой ситуации в стране сразу принял ярко выраженный политический характер. Немецкие дадаисты отрицали буржуазную культуру, ниспровергали устои общества и искусства. Их деятельность являлась протестом против экспрессионизма, абстрактного искусства и искусства в целом, склоняясь к новому – примитивизму, простоте и активизму. Дадаизм считал себя союзником революционного пролетариата.
    Немецкий дадаизм стремился стать самым радикальным и агрессивным авангардистским направлением рубежа XIX-XX вв., пытаясь разрушить границу между традиционным искусством и жизнью, сделать искусство самой жизнью, осуществить революционное преобразование общества с помощью современных технических изобразительных средств.
    Примечательно, что в немецком дадаизме – в Берлине, Ганновере, Кёльне – ведущую роли играли представители изобразительного искусства.

    Берлин

    Рихард Хюльзенбек в январе 1918 г. вернулся с Цюриха в Берлин и открыл там понятие «дада», на основе которого Францом Юнгом и Рихардом Эрингом был основан журнал «Клуб Дада».

    Революционные настроения в искусстве Берлина задолго до формирования дадаизма представлял немецкий писатель и архитектор Иоганнес Баадер, присвоивший себе ряд высоких званий: «Верховный дада», «Президент земного шара и вселенной» и т. д.

    Зачинателем берлинского дадаизма считается Рихард Хюльзенбек, но центровой фигурой в группе он не являлся. Среди активных участников движения значились: Джон Хартфилд, Виланд Херцфельде, Франц Юнг, Рауль Хаусман, Вальтер Меринг, Иоганнес Баадер, Джордж Гросс.

    Своими манифестациями, утренниками, вечерами, ярмарками, направленными против войны и традиционализма в искусстве, высмеиванием институтов власти и общества берлинские дадаисты громко заявили о себе и получили скандальную известность. К примеру, яркий участник группы И. Баадер своими анархо-индивидуалистическими акциями протеста прервал проповедь в Берлинском соборе; вмешался в заседание социал-демократического правительства в Веймаре и т. д.

    Берлинские дадаисты выступали за превращение искусства в жизнь, объектами искусства в их понимании были предметы ручной или фабричной работы, на смену изображениям по их мнению должны были прийти вещи, а основными приёмами организации произведения искусства являлись коллаж, монтаж, фотомонтаж и ассамбляж.
    В 1918-1919 гг. интерес немецкой публики к шумным провокационным действиям дадаистов возрастал, их скандальные выходки, эпатажные инсценировки на подобии соревнования между пишущей и швейной машинкой поражали.

    Острыми текстами и иллюстрациями участники «Клуба Дада» атаковали режим Веймарской республики в издаваемых ими журналах: «Каждый играет в свой футбол» (1919 г.), «Дада» (1919 г.), «Противник» (1919-1922 гг.), «Кроме шуток» (1919-1920 гг.), «Крах».

    Р. Хюльзенбек, подводя итог своей деятельности, издал четыре книги в 1920 г.: «Дада побеждает», «Германия должна погибнуть. Воспоминания старого революционера-дадаиста», «Вперед, Дада. История дадаизма» и «Альманах Дада».

    Берлинский «Клуб Дада» распался в 1921 г. из-за разногласий его участников. Дж. Гросс, Дж. Хартфилд и В. Херцфельде начали политическую деятельность, вступив коммунистическую партию Германии.

    Ганновер

    После расцвета дадаизма в Цюрихе и Берлине он начал проявлять себя и в других городах Германии, вследствие чего центром движения стали Ганновер и Кёльн.
    Значительный вклад в авангардистское искусство ХХ в. сделал художник и писатель из Ганновера, пропагандист дадаизма Курт Швиттерс.
    К. Швиттерс поддерживал дружеские отношения с Ханс Арпом, Тео ван Дусбургом, Эль Лисицким, но в своем творчестве ему не удалось найти единомышленников, он действовал одиночно.

    Несмотря на общие творческие предпочтения и цели, направленные на разрушение традиционного искусства, с берлинскими дадаистами, К. Швиттерс так и не был принят в их «Клуб Дада» из-за близости к экспрессионизму, конструктивизму, рационализму. Знаменитая поэма-коллаж К. Швиттерса «Анна Блюме» (1919 г.) была по их мнению выражение идеализма.

    К. Швиттерс культивировал форму и стиль в искусстве, чуждые дадаизму, всем своим экспериментам давал название «мерц» (фрагмент из слова «KomMERZbank»): мерц-живопись, мерц-поэзия, мерц-идея и т.д.; и таким образом основал мерц-искусство. Художник занимался созданием абстрактных картин, коллажей из предметов повседневной действительности, цифровых стихотворений, «звуковой поэзии» («Прасоната», 1922-1932 гг.), совокупных мерц-продуктов («колонна Швиттерса») и т.д.
    В 1923-1932 гг. К. Швиттерс издавал журнал «Мерц», его усердиями дадаизм после своего падения продолжал существовать в мерц-искусстве.

    В своей статье «Дада – это гипотеза» для журнала «Арарат» К. Швиттерс так определял связь мерц-искусства с дадаизмом: «это, собственно, ирония, позволившая ярко высветить светлые стороны дадаизма». Присутствие К. Швиттерса ощущается практически во всех неоавангардистских течениях ХХ в.

    Кёльн

    В 1919 г., впечатлившись метафизическими картинами Джорджо де Кирико и Пауля Клее, немецкий художник, участник группы нонкомформистов Макс Эрнст склоняется к дадаизму. Значительно способствовал становлению дадаизма в Кельне и Ханс Арп, который часто посещал Кёльн.
    Истинными дадаистами в Кельне, отстаивающими движение до конца, были Макс Эрнст, Иоганнес Теодор Бааргельд, Ханс Арп.
    В ноябре 1919 г. в Кельне прошла первая выставка дадаистов, которая включала в себя парадоксальные экспонаты: неумелые детские рисунки, зонтик, молоточек от рояля и т.д., что свидетельствовало о проявлении антиискусства.

    Макс Эрнст, известный по прозвищу Дадамакс, владел техникой коллажа и «Фроттажа», в основу которой он положил свои галлюцинации и странные видения, посещавшие его когда-то во время болезни. Вместе с Х. Арпом он создавал серию странных фотомонтажей «Фатагага».
    В своей работе «По ту сторону живописи», М. Эрнст так объяснял приемы своего творчества: «Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов на абсолютно неподходящем для этого в данный момент уровне – плюс искорка поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальных предметов».

    В апреле 1920 года М. Эрнст и И. Т. Бааргельд устроили вернисаж «Предвесенний Дада», который стал «вершиной и концом кельнского дадаизма». Затем М. Эрнст основал интернациональный журнал «Шаммаде» (1920 г.), публикации которого были ориентированы на примитивизм, иронический контекст, пародийность, дадаистсткий принцип сочетания несвязных элементов.

    Деятельность группы прекратилась в 1922 г ., когда Х. Арп уехал в Париж вслед за отправившимся туда М. Эрнстом в 1920 г.

    Расцвет и падение дадаизма в Париже

    Дадаизм в Цюрихе был принят и продолжен в Париже, где движение и достигло своего полного расцвета. Сотрудничество Т. Тцара в Цюрихе с французскими издателями, его переписки с писателями-авангардистами способствовали распространению дадаизма в мире. В 1919 г. Т. Тцара переехал с Цюриха в Париж. Его творчество вызывало большое впечатление у молодых французских поэтов и художников – Андре Бретона, Луи Арагона, Филиппа Супо, Поля Элюара, Рене Хильзума и др., – которые подхватили его дадаистские идеи.

    В отличие от Германии, во французском дадаизме ключевая роль принадлежала не художникам, а литераторам авангардистской направленности. Т. Тцара сотрудничал с основателями издания «Литература» А. Бретоном, Л. Арагоном и Ф. Суппо, продолжая активную пропаганду движения дада в Париже. Дадаизм был также представлен в парижских журналах – Ф. Пикабиа «391», Т. Тцара «Бюллетень Дада» и «Дадафон», П. Элюара «Проверб», П. Дерме «Z», книгах Ф. Супо, П. Элюара, Л. Арагона, Т. Тцара, Ф. Пикабиа, которые стали классикой французского дадаизма.

    В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом . Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Дадаизм распался . Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г.) оказались последними в творческой деятельности дадаистов.

    В Веймаре, Вене и Ганновере Т. Тцара произнес поминальную речь дада, в которой заявил: «… Дада – это состояние духа. Именно поэтому он изменяется в зависимости от расы и хода событий. Дада распространяется на все, однако он ничто…». В 1924 году Т. Тцара издал сборник «Семь манифестов Дада», который стал актом прощания с дадаизмом.

    Впоследствии дадаистские идеи развились в новом направлении в искусстве, основанном бывшим дадаистом А. Бретоном, – сюрреализме. Исследовав богатую и загадочную историю дадаизма, французский писатель Мишель Сануйе пришел к выводу, что «сюрреализм – это французская форма Дада».

    Дадаизм просуществовал в Париже короткое время (1919-1923 гг.) , но ему удалось существенно проявить себя, внести значимый вклад в изменение социально-культурной сферы Парижа, создать условия для появления новых решительных направлений в искусстве.

    Слово дадаизм произошло от французского dada, что в переводе означает –«деревянная лошадка». Слово выбрано наугад в случайно открытой странице словаря.

    Символистская поэзия – огромный пласт европейской литературы рубежа 19-20 веков. Главные принципы символизма первоначально проявились в творчестве франузских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Лотреамона. Для символистов характерна концентрация на внутреннем мире человека, стремление раскрыть картину душевных переживаний, тонких чувств и настроений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха – им удалось наполнить его яркими и выразительными образами, хотя они и пускались иногда в бессмысленную игру слов, пытаясь добиться оригинальной формы. Символизм различает мир реальный и мир ирреальный. Главным ключом к ирреальному является символ – он словно некий условный знак, объединяющий эти два мира.

      Франция – Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Клодель, Артюр Рембо, Поль Валери, Сен-Поль Ру

      Бельгия – Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн

      Норвегия – Генрик Ибсен

      Австрия и Германия – Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь

      Россия – Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый

    Дадаизм

    В 1916 г. В Цюрихском кабаре собирается группа анархическинастроенных поэтов-эмигрантов, молодых людей разных национальностей, объединенных ненавистью к войне. Они чувствуют интеллектуальный голод, но старое искусство их не устраивает. Они провозглашают рождение искусства нового: возникает дадаизм - течение, созданное группой литераторов, видевших в событиях первой мировой войны свидетельство крушения и распада всей человеческой культуры. По их мнению, мораль и искусство общества достойны презрения, поскольку мир есть вопиющее лицемерие, и если уж творить, то только на почве абсолютного отрицания. «Дада» - от французского dada - детский лепет без смысла. Дадаизм - бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа.

    Вождь дадаистского движения швейцарский поэт, румын Тристан Тзара (1896-1964), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931),

    Футуризм:

    Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

    В отличие от акмеизма , футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

    В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

    Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

    Это течение зародилось в 1916 году и просуществовало до 1922 года. Его основоположником стал румынский и французский поэт Тристан Тцара. Дадаизм стал течением, отражающим бессмысленность существования, иррациональность и отсутствие логичности. Зарождение жанра связывается с последствиями Первой Мировой войны, оказавшей большое влияние на внешнюю политику и буквально перевернувшую жизненный уклад миллионов людей. Слово «дада», выбранное Тцара для нового искусства, имело различные на языках мира, также оно могло передавать детский лепет, а в и румынском языках выражало утверждение. Таким образом, в слове «дада» каждый видел свое , а кто-то и не замечал его вовсе. В этом и заключалась вся суть нового жанра. По канонам дадаизма, любая логика и рациональность - это путь к и разрушению. поэтому они отказывались от каких-либо принципов и рушили все каноны. Основными изобразительными произведениями дадаистов были бессмысленные чертежи, абстрактные коллажи, всевозможные каракули. В поэзии дадаизм выразился в замене слов бессвязными буквенными сочетаниями. В течение нескольких лет дадаизм был очень популярен в Швейцарии, Германии, Франции, США, Японии и Великобритании. Но после 1922 года его популярность стала неуклонно снижаться, и вскоре дадаизм исчез совсем.
    Дадаизм породил несколько новых течений - сюрреализм, абстракционизм, примитивизм и экспрессионизм.

    Известные дадаисты

    Основатель течения Тристан Тцара писал стихи на румынском и французском . Его произведения - это чистый дадаизм. В них практически нет смысла, а абсурдно. Сюжет строится на чередовании метафоричных образов, но, в отличие от футуризма, стихотворения имеют синтаксический и логический смысл. Сподвижник Тцара Марсель Янко также был выходцем из Румынии. Янко работал художником и архитектором. Он создавал яркие полотна с нагромождением геометрических форм и абстрактными персонажами. Янко пытался популяризировать дадаизм во Франции, но получил достаточно холодный прием со стороны критиков.
    Многие дадаисты использовали в своих произведениях острые политические высказывания.

    Художник и поэт Жан Арп также стоял у истоков дадаизма. В своих картинах он использовал биоморфные силуэты, навеянные формами , а также яркие цветовые пятна. Стихотворения Арпа лишены логического смысла, но очень эмоциональны. Французский и американский художник Марсель Дюшан активно участвовал в дадаистских акциях и перфомансах. Он любил перевоплощаться в различные образы, в том числе и . Произведения Дюшана рождались из готовых вещей. Например, писсуар с написанной на нем датой и автографом, он представил как скульптуру «Фонтан».



Похожие статьи
 
Категории