Дать характеристику раневской. Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад

24.03.2019

Раневская в системе образов героинь Чехова

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой, вызывающей споры по сей день, но и образами, которые создал Чехов. Для него присутствие женщин в произведениях было очень важным: « Без женщины повесть, что без паров машина» – написал он одному из своих знакомых. В начале ХХ века роль женщины в обществе начала меняться. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» стал ярким шаржем на эмансипированных современниц Антона Павловича, которых он наблюдал в большом количестве в Монте-Карло.

Чехов тщательно прорабатывал каждый женский образ: мимику, жесты, манеры, речь, ведь через них он передавал представление о характере и чувствах, владеющими героинями. Внешний облик и имя так же способствовали этому.

Образ Раневской Любови Андреевны стал одним из самых спорных, и во многом это произошло благодаря актрисам, играющим эту роль. Сам же Чехов писал, что: « Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять…». Ее образ сложен, однако в нем нет противоречий, так как она верна своей внутренней логике поведения.

История жизни Раневской

Описание и характеристика Раневской в пьесе «Вишневый сад» дается через ее рассказ о себе, со слов других героев и авторские ремарки. Знакомство с центральным женским персонажем начинается буквально с первых реплик, а история жизни Раневской раскрывается в первом же действии. Любовь Андреевна возвратилась из Парижа, где прожила пять лет, причем возвращение это было вызвано острой необходимостью решения вопроса о судьбе имения, выставленного на аукцион за долги.

Любовь Андреевна вышла замуж за «присяжного поверенного, недворянина…», «который делал одни только долги», так еще и «страшно пил» и «умер от шампанского». Была ли она счастлива в этом браке? Навряд ли. После смерти мужа Раневская «на несчастье» влюбилась в другого. Но ее страстный роман длился недолго. Трагически погиб ее малолетний сын, и чувствуя себя виноватой, Любовь Андреевна навсегда уезжает за границу. Однако ее любовник поехал за ней «безжалостно, грубо», и после нескольких лет мучительных страстей «он обобрал… бросил, сошелся с другой», а она в свою очередь пробует отравиться. Семнадцатилетняя дочь Аня приезжает за матерью в Париж. Как ни странно, но эта юная девушка отчасти понимает свою мать и жалеет ее. На протяжении всей пьесы видны искренняя любовь и привязанность дочери. Пробыв в России всего пять месяцев, Раневская сразу же после продажи имения, взяв деньги, предназначенные для Ани, возвращается в Париж к своему любовнику.

Характеристика Раневской

С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин. Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».

О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все действующие лица, и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев. Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.

На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа. Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.

«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность. И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным. Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти. Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.

Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее. Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за прошлую жизнь, и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».

Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».

Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.

Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Характеристика образаи описание жизни героини пьесы пригодится ученикам 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова».

Тест по произведению

«Вишневый сад» - одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи». Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду - «белые массы цветов», поют скворцы, над садом - голубое небо. Природа готовится к обновлению - ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки. Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!»

Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная - он мягкий по характеру человек.

Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40-50 назад: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»

Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», когда называется уже покупатель - Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, - Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее.

Комедия «Вишневый сад» считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация «дворянского гнезда», моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим - появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. «Вся Россия - наш сад». Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы «Вишневый сад». Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого - Раневская и Гаев, будущего - Трофимов и Аня.

Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения - Раневской и Гаева. Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней. Существо ее натуры - в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из «экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох»; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом - едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: «Однако же надо пить кофе». При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.

Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах - аристократ самого высокого круга, ему мешают «грубые» запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить «этого хама» на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко - «кого»; пристрастен он к бильярдным терминам.

Настоящее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника. Сам Лопахин говорит: «…отец мой покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал…» Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится.

В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин - это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.

Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.) Мужичок…» Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: «Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».

Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» .

Любовь Андреевна Раневская.

Цитаты. Комментарий.
Любовь Андреевна Раневская , помещица.
«Хороший она человек. Легкий, простой человек». О ней Лопахин.
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла, без оглядки… (Вздрагивает.) Как я ее понимаю, если бы она знала!» Аня о трагедии в семье.
«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе.» Высокопарные слова о любви к родине Раневская тут же прерывает обыденными фразами о кофе. Много в её речи и поведении артистизма, показного.
«…не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».Гаев. А без тебя тут няня умерла. Любовь Андреевна (садится и пьет кофе) . Да, царство небесное. Мне писали. Рада приезду домой. Но снова всё показное: любовь к вещам и равнодушие к судьбам людей. Слишком спокойно восприняла смерть няни.
«О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» Прошлое тяготит душу героини.
Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно… Раневская словно не слышит этих слов брата о судьбе сада, ничего не пытается предпринять, чтобы спасти имение.
«Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная , я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». Гаев говорит о сестре очень противоречиво.
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне) . Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно. Раневская просто сорит деньгами. В то время, когда в семье нет денег даже на нормальный обед.
«Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги». Критично относится к себе.
«Вы смело смотрите вперед , и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас , но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца, пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни , и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом… (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь…» Трофимову.

Раневская просит пощадить её чувства, ведь сад так дорог ей. В то же время она понимает, что молодые люди честнее, смелее старшего поколения.

Любовь Андреевна. Это из Парижа телеграмма. Каждый день получаю. И вчера, и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо… Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж , побыть возле него. …он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю…» Трофимову.

Раневская признаётся, что любит человека, который сейчас там, в Париже, которому нужна её помощь. И если сначала она не читала его телеграммы, то через некоторое время она уже хочет поехать к нему.

Трофимов. Ведь он негодяй , только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество… О любовнике Раневской, когда та сказала, что хочет поехать к нему в Париж, так как нужна ему.
«Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит . И надо самому любить… надо влюбляться!» Обвиняет Трофимова за непонимание её чувств, говорит, что и ему нужно влюбиться, тогда он сможет её понять.
«Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения - да здравствует бабушка! - а денег этих хватит ненадолго». Ане перед отъездом.

Раневская не думает о будущем, о том, где будет брать деньги. Пока они у неё есть, и она готова снова ехать к любимому.

«Уезжаю я с двумя заботами. Первая - это больной ФирсВторая моя печаль - Варя. Она привыкла рано вставать и работать, и теперь без труда она как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет, бедняжка…». Раневская уезжает, не заботясь о судьбе близких и преданных ей людей. Она так и не удостоверилась, отвезли ли Фирс а в больницу. Она бросает на произвол судьбы и Аню, и Варю, и брата. Столько незавершённых дел, а она уезжает. Это безразличие, любовь только показная, внешняя, на первом плане- её интересы и чувства.

Общий вывод.

  • Любовь Андреевна Раневская - помещица, одна из хозяек родового имения. Когда-то она была богата, сорила деньгами. У неё на вечерах танцевали генералы и бароны. Цветущий вишнёвый сад для неё — это символ прекрасной прошлой жизни.
  • Однако это время давно прошло. Её муж пил, умерев от этого, она поехала за любовником за границу, но и тот её обобрал. В начале пьесы автор показал, как она с дочерью Аней возвращается в родное имение. Но его вот-вот должны продать за долги.
  • У героини две дочери — Аня, ей 17 лет, и Варя, приёмная дочь, её 24 года.
  • Она очень рада возвращению, ей дорого в доме всё, ведь это напоминает ей о детстве, о родителях, о погибшем сыне Грише. Ей кажется, что она способна начать новую жизнь.
  • В Раневской много привлекательных черт: доброта, обаяние, восторженность, любовь к природе, музыке, эмоциональность.
  • Однако Раневская не способна к решительным действиям. Так, она и слушать не хочет о предложении Лопахина продать имение дачникам. Продолжает сорить деньгам: ест в дорогом ресторане, заказывает музыкантов, раздаёт деньги прохожему и мужикам. Раневской, как и её брату Гаеву, кажется, что всё как-то решится само собой, что что-то произойдёт и имение снова будет принадлежать им.
  • Она очень легкомысленна, даже беспомощна в решении бытовых проблем. Их за неё кто-то должен всегда решать.
  • По характеру это добрая, внимательная женщина. Не случайно Лопахин всю жизнь вспоминает, как она в детстве его успокаивала после побоев отца. Её любят крестьяне, слуги, все жалеют, когда она снова уезжает за границу.
  • Однако ничего серьёзного в судьбе своих близких она не предпринимает. Раневская оставляет детей (Аня будет учиться, работать, Варя поступила на службу к помещикам), не довела до конца дело с Фирсом, ведь его так и не положили в больницу. Столько незавершённых дел, а она уезжает. Это безразличие, любовь только показная, внешняя, на первом план е- её интересы и чувства.
  • Раневская эгоистична, живёт чувства. Не случайно всё же брат называет её «порочной».
  • Отношение к героини неоднозначное . Она вызывает сочувствие, ведь судьба была порой так жестока к ней. В то же время она сама во многом виновата в своём положении: неумение трудиться, праздная жизнь, неприспособленность к жизни, некоторое равнодушие к судьбам людей, хотя и при доброте к ним – всё это не может вызывать сочувствия. Автор показал, что время дворянства, как сословия, не способного идти в ногу со временем, уже ушло. Надо меняться, иначе просто можно оказаться ни с чем. А именно это ждёт Раневскую через определённое время, когда закончатся деньги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Прошлое Раневской

Дворянка. Помещица. В своё время «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и, по словам Гаева, «вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно».

Шесть лет назад умер муж («он страшно пил»), она полюбила другого человека. Через месяц утонул семилетний сын Гриша. Раневская не перенесла этого, уехала. «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки».

Её новый возлюбленный поехал за ней. Пять лет прожила за границей. Купила дачу около Ментоны. Он заболел там, она три года за ним ухаживала. Потом разорилась, дачу продала, уехала в Париж.

Он обобрал её и ушёл к другой. Его любовь, по её собственному признанию, измучила её. Она пробовала отравиться. «Душа моя высохла», — говорит она о себе.

Аня рассказывает Варе: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла её голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом всё ласкалась, плакала … »

Каким контрастом выглядит это французское жилище Раневской по сравнению с её имением: какие-то люди, накурено, неуютно. И посреди всего этого священник!

Вдумаемся: Раневская потеряла сына и, не перенеся этого, как говорит Аня, уехала. Но заметим, что она уехала от двенадцатилетней дочери, оставив её на попечение девятнадцатилетней Вари.

Потеряв одного ребёнка в силу обстоятельств, она покидает второго по собственному желанию. Она оставляет девочку практически сиротой. С двенадцати до семнадцати лет Аня растёт одна. Тогда как именно в этом возрасте (да и не только в этом) девочке нужна мать! Думала ли об этом Раневская?

Считается, что Раневская, возвращаясь в Россию, бежит от своей несчастливой любви, как когда-то бежала от неё же из России. Но ведь она приезжает не сама! За ней (а за чем же ещё?) ездила её дочь. Вернулась бы Раневская в этот дом, к этому так на словах горячo любимому саду, если бы Аня не поехала к ней (за ней) сама? Может, всё-таки там, в прокуренных комнатах, с чередой знакомых и незнакомых лиц ей было не так уж и плохо, как может показаться сейчас?

Может быть, и Варя так несчастна потому, что на ней остался весь дом? Она исполнила свой долг (слишком высоко это звучит), она помогла Ане вырасти, а кто поможет ей? Она не привыкла ни на кого надеяться, только на себя. И на Бога. Может, потому она и стала такой набожной, что от людей помощи не было.

А дядюшка? Помогал ли он? Почему разорилось имение? Ответа нет. Но, с другой стороны, он на поверхности. А кто о нём заботился? Кому оно было нужно? Варе это оказалось не по силам.

Настоящее Раневской

Итак, Раневская возвратилась домой после пятилетнего отсутствия. Рада снова увидеть свой дом, потому что здесь прошло её детство. «Я тут спала, когда была маленькой … И теперь я как маленькая … » (Смеётся.) Мне хочется прыгать, размахивать руками … Я не могу усидеть, не в состоянии … (Вскакивает и ходит в сильном волнении.)

Говорит радостно, сквозь слёзы; плачет, целует Варю, брата, Дуняшу.

Её имение разорено, на 22 августа назначены торги, но она ничего не делает для того, чтобы сохранить его. Более того, несмотря на то, что она разорена, Раневская сорит деньгами. Даёт в долг Пищику, отдаёт сто рублей незнакомцу.

Аня говорит: «У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехала. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям даёт по рублю». Варя: «Если бы ей волю, она бы всё раздала».

Символ Раневской и её жизни — кофе. Дорогой, изысканный напиток. Символ благополучия. Она разорена, но отказаться от кофе не может. И не хочет.

Раневская о саде

«Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо … »; «Сад весь белый. О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя … Если бы снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть своё прошлое!»

Сад для Раневской — последняя отдушина, последнее пристанище, последнее счастье, всё, что у неё осталось. Вырубить сад и уничтожить дом Раневская не может! Вспомним, как она реагирует на предложение Лопахина: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад».

Обратим внимание на символику цвета: сад весь белый. Белый — чистый, нетронутый, духовный, непорочный. «Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом … С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном».

Глядя на сад, Раневская восклицает: «О моё детство, чистота моя!» Белый сад — символ детства и чистоты героини, символ счастья. Но последняя часть монолога Раневской звучит трагично. Она говорит об осени и зиме, которые пережил сад. После осени и зимы в природе неизбежно наступает пробуждение, наступает весна.

Вновь появляются листья, распускаются цветы. «Опять ты молод, полон счастья». А человек? Человек, к сожалению, устроен иначе. И мы никогда не сможем сказать: «Опять Я молодь Детство, молодость вернуть невозможно. Прошлое забыть невозможно. Несчастья и горести не могут уйти бесследно. Абсолютно с чистого листа человек не может, наверное, начать жить. На то он и человек. И последнее восклицание Раневской тому подтверждение.

Это боль о том, что детство прошло, молодость прошла, более того- жизнь прошла, причём не самым лучшим образом. А когда это случилось? Как, где и с кем прошла жизнь?

Раневскую, с одной стороны, очень жаль. Особенно в тот момент, когда Петя Трофимов безжалостно бросает ей в лицо: «Продано ли сегодня имение или не продано — не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза».

Сад для неё — это детство, молодость, счастье, и она не может вычеркнуть этих воспоминаний, не может так легко отказаться от своего сада. «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом … (Обнимает Трофимова, целует его в лоб). Ведь мой сын утонул здесь … (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».

Но в то же время Петя прав! Раневская слишком зависима от своих воспоминаний, от своего прошлого. Она не хочет смотреть правде в глаза, не хочет понять, например, что сад давно стал воспоминанием, а её возлюбленный — негодяй.

Конечно, Трофимов резковат. Но он говорит правду, которую Раневская не желает слушать.

Получается, нет выхода? Выход есть. Нужно только остановиться и задуматься, переосмыслить свою жизнь, свои поступки, прислушаться к себе и сделать какое-то усилие над собой.

Также вспоминаются слова Гаева о том, что его сестра порочна … Что же представляет собой в реальности Раневская? Почему брат так отзывается о ней? По отдельным деталям можно лишь догадываться.

Готова ли меняться Раневская, готова ли осознать, за что ей всё это? Думается, нет. Варя, например, говорит о ней: «Мамочка всё такая же, как была, нисколько не изменилась».

Может ли дом, в котором прошло детство, и сад помочь Раневской обрести покой, вернуть утраченное счастье? Обратим внимание на то, как она реагирует на телеграммы, приходящие ей из Парижа.

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы …
Р а н е в с ка я. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено».

Телеграмму не читает. С прошлым покончено?

Таким образом, каким бы ни был результат торгов, Раневская всё равно уехала бы. Это решение было принято, как видим, гораздо раньше продажи имения. Ни «весь белый сад», ни кто-то ещё не помог бы ей обрести счастье. Она вернулась в свой сад, но в молодость вернуться и начать всё с начала невозможно.

Есть ли выбор у Раневской? Несомненно. Выбор у человека, думается, есть всегда. Жить так же, как и раньше (с негодяем, который её обирает и мучает), или остаться здесь. Да, сад будет продан (если она решится на это), но останется что-то более важное. Например, дочь.

Но, остановившись в определённой точке, она не двинулась к своему счастью, а пошла по тому же кругу: Париж, он, грубая любовь с предательством, изменами, сценами ревности, слёзы, желание покончить с собой, «какие- то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно». После этого кого обвинять в своей неудавшейся жизни?

Будущее Раневской

С будущим Раневской всё понятно. А вот какое будущее готовит Раневская своей дочери Ане, ещё такой юной, открытой и наивной? Некоторые ремарки заставляют думать о том, что Аня очень похожа на свою мать.

Наверное, такая же мечтательная, восторженная, желающая летать и наслаждаться жизнью. Раневская, как и её дочь, мечтала о счастье, любви … И не думалось о плохом, и казалось, что никогда не будет бед и невзгод … Куда же всё делось, если Раневская была точно такая? Думала ли она, что жизнь распорядится именно так?

Пьеса Чехова «Вишневый сад» соединяет в себе несколько ключевых идей и мыслей - конфликт поколений, конец русского дворянства, привязанность к дому и семье. В центре повествования - вишневый сад, принадлежащий помещице Любови Андреевне Раневской. Тяжелое материальное положение заставляет её пойти на продажу сада, к которому сама Раневская сильно привязана душой. Для неё это место является олицетворением семьи, уюта, спокойной размеренной жизни без перемен.

Женским образам в своих произведениях Чехов уделял огромное внимание. Персонаж Раневской в постановках «Вишневого сада» — один из ярчайших чеховских образов, вокруг которого критиками ведутся постоянные споры. Несмотря на внешнюю сложность этой героини, в ней нет противоречий, она верна своим мыслям и принципам.

Любовь Андреевна была замужем за «присяжным поверенным» недворянского происхождения. Муж имел огромные долги, много пил, от чего и умер в скором времени. Не испытывая счастья в браке, но переживая от потери супруга, Раневская заводит роман с другим. Однако женщине приходится испытать новое горе - трагическую гибель маленького сына, после чего Раневская пытается убежать от своего горя в Париж. Любовник едет с ней, но вместо поддержки и искреннего сочувствия Любовь Андреевна получает лишь растрату своего состояния, после чего остается одна. Тогда помещица возвращается домой.

Характеристика этой героини двойственна: с одной стороны, Любовь Андреевна прекрасно образована, имеет отличное воспитание, она верна своим убеждениям, добра с окружающими и щедра. С другой стороны - ясно заметна порочность Раневской, её неспособность мыслить рационально. Женщина любит жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, что в конце концов приводит к печальному концу: необходимости продажи сада.

О своем неумении распоряжаться деньгами и привычке сорить ими Раневская и сама говорит. Несмотря на эту бесшабашность и даже порочность, окружающие любят эту женщину, тянутся к ней. В ситуации с садом также наблюдается двойственность характера Любови Андреевны: она очень привязана к этому месту, поэтому сильно переживает необходимость его продажи, однако пытается замаскировать свои переживания легкостью поведения. Раневская напевает мелодии и закатывает бал в имении перед торгами. И в этих поступках - вся сущность Раневской.

Нежелание продавать вишневый сад, страх перед переменами - не причина предпринять какие-либо действия для Любови Андреевны. Лопахин предлагает несколько реальных способов спасти участок, но Раневская предпочитает лишь на словах выражать свои страдания, не претворяя идеи купца в жизнь. Помещица несколько оторвана от реального мира, она живет в своих фантазиях, и эта оторванность не единожды приводит к печальному финалу. Культурная, образованная, тонко чувствующая Раневская - яркая представительница исчезающего аристократического общества, буквально на глазах вытесненного людьми новой формации - деятельными и приземленными.



Похожие статьи
 
Категории