Проект (подготовительная группа) на тему: Паспорт проекта мини-музея "История часов". Вот это огненные час, на свече делали отметки по определенному количеству минут, время определяли, по тому на сколько сгорела свеча

21.03.2019

Ольга Григорьева

Доброе утро, день или вечер уважаемые коллеги. Хочу немного рассказать и показать вам фотографии нашего мини музея часов . В нашем детском саду № 25 «Золотой петушок» есть свой мини музей часов , который расположен в фойе на лестничной площадке, возле групп. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезают из памяти. В нашем мини - музее находятся разные виды часов : настенные большие и маленькие, наручные мужские, женские и детские , различные будильники и настольные часы. Все эти часики принесли детки и родители нашего детского сада . Основная идея - показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей. В мини -музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини -музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дети разных групп знакомились с мини-музеем , при этом в старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, рассказывая о своем вкладе в музей и истории часов принесенных в музей . Так как, этот мини музей находится на площадке возле групп, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми . Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты, даже присаживаются на диванчик и наверное вспоминают о чем то….

Вот такой мини -музей существует у нас в детском саду !

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Бутурлиновские детский сад общеразвивающего вида №1»

ПОДГОТОВИЛА:БОРЩЕВА Е.А.

Паспорт мини-музея часов «Тик-так»

ВВЕДЕНИЕ
В МКДОУ Бутурлиновском детском саду № 1 в течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создали мини-музеи. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос родителей, и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся далеко от областного центра, где размещено много музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственные мини-музеи в групповых помещениях.
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Важная особенность этих элементов развивающей среды участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Цели и задачи мини-музея:

реализация направления «Музейная педагогика»;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления и воображения.

Принципы, которые учитываются в процессе создания мини-музеев:
интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Воспитатель защищает собственный подпроект, который строится по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ \ подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве \.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, «экспресс-выставки». Дошкольников разных групп можно знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводят сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытаются в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те, или иные предметы.
Экспонаты музеев постоянно используются воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы, для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посетили с детьми «настоящие» музеи г.Воронеж, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о разновидностях часов;
4. Расширять кругозор воспитанников.
5. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы.

Формы деятельности музея:
- НОД;
- тематические досуги;

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями о музейной педагогике.
2. Изготовление родителями экспонатов.
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей.
4. Консультация для родителей.

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
"ТИК-ТАК"

Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

Подготовила и провела

Воспитатель Джаватова М.А

Люберцы, 2017

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Срок реализации: апрель 2017.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателей:

  • в расширении представления о музейной культуре;
  • в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
  • в приобретении практических навыков.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Результаты проекта :

Расширение естественнонаучных знаний;

Увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;

Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

Приобретение практических навыков.

Реализация проекта :

1. Беседы

2. ООД

4. Работа в книжном уголке

5. Пальчиковая гимнастика

6. Коррекционные упражнения

7. Гимнастика для глаз

10.ОБЖ

11.Создание выставок

12.Продуктивная деятельность

13.Дидактические игры

14.Подвижные игры

15.Сюжетно – ролевые игры

16.Театрализованная деятельность

17.Музыка

18.Работа с родителями

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

Как создать музей?
Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Функция музея.

2. Назначение часов.

1. Создание музеев.

2. История возникновения часов.

2. Разнообразие часов.

3. Уход за часами.

4.Определение времени.

5. Устройство часов.

1. Научно-художественная литература.

2. Просмотр

Познавательных

Передач.

3. Ответы на вопросы взрослых.

4. Интернет.

Актуальность

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай!

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

Как нам понять и ощутить время? Оно так неуловимо! Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему «потеряться» во временном пространстве. Неудивительно, что за многолетнюю историю цивилизации их видов накопилось столько, что невозможно составить полную классификацию.

«Мини–музей часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

При помощи «Мини–музея часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность во времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка - это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини–музее не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты, В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний. Проект «Мини-музей часов» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта: создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Задачи проекта:

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее».

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Создание информационной базы по проекту.

Родители, воспитатель

апрель

1 неделя

2. Составление плана проекта.

Воспитатель

апрель

2 неделя

3. Организация родителей для помощи проведения данного проекта.

Воспитатель

апрель

3 неделя

4. Анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее»

Воспитатель

апрель

4 неделя

2 Основной этап

Задачи:

1. Формирование представления о содержании музейной культуры.

2. Знакомство дошкольников с историей возникновения часов, разными видами часов.

3. Формирование элементарных представлений о времени и часах.

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

5. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателя, родителей и детей.

6. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

7. Активизация словарного запаса дошкольников.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Развитие координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10.Развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.

11.Воспитание у детей любознательности, активности, упорства в достижении цели, оказание поддержки друг другу.

12.Установление доброжелательных взаимоотношений детей, родителей и педагогов в процессе разработки и реализации проекта.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Беседы

Вечерние беседы с детьми:

  • «Как устроить музей часов?»
  • «Какие бывают часы?»

(беседа и презентация.)

  • «Как появились часы?» (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых)
  • «Измерение времени»
  • Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.
  • «Как беречь время?»
  • «Правила поведения в музее».

Воспитатель,

родители

апрель

1-4 неделя

2. НООД

Познавательное развитие

(Ознакомление с предметным окружением)

«Путешествие в мир часов и времени».

«Царство часов» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(Ознакомление с социальным миром)

«Музеи нашего города» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(ФЭМП)

«Часы. Как узнать время».

«История часов».

«Время».

«Получас».

Речевое развитие

(Развитие речи)

Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.

Составление рассказов для проведения экскурсий.
Разучивание стихов о часах.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

апрель

2-4 неделя

3. Чтение художественной литературы

«Про часы и о часах» И.Мельников.

«Что такое завтра и вчера» Б.Зубков.

«Про часы и о часах. Детская энциклопедия».
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

«Мои часики» Т. Коваль.

«Солдатские часы» Б. Никольский.

«Тик-так» А. Анофриев.

«Без четверти шесть» С. Берестов.

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Песочные часы» И. Мирошникова.

« В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу» сказка.

«Часы» Степанов.

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».

Пословицы и поговорки о времени и часах.

Загадки.

Воспитатель, родители

апрель

2–3 раза в неделю

4. Работа в книжном уголке

Художественно-познавательные книги по теме.

Предметные картинки по теме.

Рассматривание фотографий с разными часами.

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», «Время», наглядно-дидактическое пособие «Время»;

открытки «Часы».

Плакаты - картины с изображением часов на Спасской башне Кремля г. Москвы.

Иллюстрации и фотографии с изображением часов на улицах города, вокзалах.

Воспитатель, родители

Апрель

5. Пальчиковая гимнастика

«Часы».

«Часы с кукушкой!».

«Ходят часики тик-так».

«Вышли мыши как-то раз»».

«Часы сказали «Бом!».

«Маятник» (с предметами).

Апрель 2-4 неделя

6. Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

«Маятник».

«Часики».

«Петушок».

«Петух».

«Когда это бывает?».

Игры по развитию звуковой культуры речи

Игра «Часы».

Упражнение «Маятник».

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Бьют часы».

Апрель2-4 неделя

7. Гимнастика для глаз

«Как бьют часы».

«Волшебные часы».

«Шел по берегу петух».

«Петушок».

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

8. Поисково-познавательная деятельность

Экскурсии в музеи нашего города.

Родители

Апрель

9. Опытно-экспериментальная деятельность

Наблюдение «Путь солнца по небосводу».
Опыт «Изготовление солнечных часов».

На прогулке – модель солнечных часов.

Экспериментирование «Песочные часы».
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

10. ОБЖ

«Чем опасны разбитые часы?» (беседы об аккуратном обращении с часами).

Здоровье

«Надо ли соблюдать режим дня?» (беседа)

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

11. Создание выставок

Часы-самоделки.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя

12. Продуктивная деятельность

Лепка «Наручные часы».

Аппликация «Башенные часы».

Рисование «Кремлевские куранты»,

«Часы из музея», «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Творческая мастерская «Изготовление моделей часов», «Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов».

Конструирование из картона «Циферблат».

Коллективная работа: конструирование из бумаги модели напольных часов с маятником.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

13. Дидактические игры

«Расставь цифры на часах».

«Впиши пропущенные цифры».
«Распорядок дня».

«Время».

«О времени».

«Часы».

«Даша дома».

«Наши игры».

«С утра до вечера».

«Мой день».

«День – ночь».

«Помоги котенку».

«Недели».

«Времена года».

«Цветик-семицветик».

«Круглый год».

«Кто больше занят?».

«Каждому предмету свое время».

«Выбери, что нужно для часов».

«Часы и время».

«Детский сад».

«Какой день недели».

«Успей вовремя».

«Тик-так».

«Составь неделю».

«Назови сутки».

«Живая неделя».

Воспитатель, педагог-психолог

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

по подгруппам и индивидуально

14. Подвижные игры

Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда, минута, 5, 10 минут).

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

15. Подвижная игра

«Часы».

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

16. Сюжетно – ролевые игры

«Я - экскурсовод музея часов».

«Музей» (проведение экскурсий по группе).
«Магазин часов».

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

17. Театрализованная деятельность

Инсценировка «Времена года».

Инсценировка «Каков Емеля, такова и неделя».

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель

2-4 неделя

18. Музыка

Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен о часах.
Музыкально-ритмическая композиция «Часики».
Игра с секундомером на мелодию песни «Хороводная» Кожевникова.

Музыкальная игра с секундомером

«Заколдованные путники».

Аудиозаписи звона и боя часов, по которому дети определяют названия часов.

Муз. ритмических композиций «Часики», «Тик так».

Материал по восприятию музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди.

«Часы природные верны» (музыка и слова Шаломоновой).

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель 2-4 неделя

19. Работа с родителями

Участие в сборе экспонатов.

Изготовление поделок для музея.

Участие в беседах.

Подбор методического материала.

Участие в оформлении и организации экскурсий.
Консультация «Делу - час, потехе - время».

Книга отзывов и пожеланий.

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

3 Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Презентация проекта

Открытие «Мини-музея часов».

Стенгазета «Интересные часы».

Книга-самоделка «История часов моей семьи».

Часы-самоделки.

Фотовыставка «Загадочный мир часов».

Выставка творческих работ детей.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

2. Подведение итогов реализации проекта.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

3. Анализ полученных результатов.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

4. Планирование работы на будущее.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

Реализация проекта .

Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, ОБЖ, поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, продуктивную, театрализованную и музыкальную деятельности. Важную роль играет создание выставок, стенгазет, книжек-самоделок. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

Результаты проекта.

1. Создание музея часов.

2. Расширение кругозора, знаний об истории и видов часов.

3. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

3. Приобретение практических навыков.

4. Создание развивающей среды.

5. Активное участие родителей в жизни группы.

6.Проект выдвинут на конкурс ежегодной премии губернатора московской области Наше подмосковье

Практическая значимость результатов.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Дети, родители и педагоги имеют возможность расширить и углубить свои знания социального мира, создать единое развивающее пространство.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Обогащение развивающей среды в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Опыт работы представлен родителям и коллегам на день открытых дверей.

Оценка качества реализации проекта.

Анализ мероприятий отслеживается по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, родителями и педагогами. По мнению родителей и педагогов, проект «Мини-музей часов» интересный и актуальный. Таким образом, создана система работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОСМОС»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

НА СОИСКАНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ

ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ»

Джаватова Мафизат Амрановна

ЛЮБЕРЦЫ

2017

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Меня зовут Джаватова Мафизат Амрановна. Я представляю городской округ Люберцы и детский сад № 9 «Космос».

СЛАЙД 2. Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они повсюду. Что такое время? Для чего нужны часы и как они возникли? Какими они бывают? В рамках работы студии-музея «История часов» мы с ребятами нашли ответы на интересующие их вопросы.

СЛАЙД 3. Старшим дошкольникам необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

СЛАЙД 4. Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний.

СЛАЙД 5.

При помощи Студии-музея «История часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность по времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность и точность.

СЛАЙД 6. Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка – это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музея не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты.

СЛАЙД 7. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею часов: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

СЛАЙД 8. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

СЛАЙД 9. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей 5-7 лет.

Тема: «Часы. Как узнать время».

Джаватова Мафизат Амрановна

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

- закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

- познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);

- учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

- развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Задачи:

Развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;

Активизация мыслительной деятельности;

Формирование учебно-познавательной мотивации;

Обучение использованию знаний в различных ситуациях;

Оборудование: часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка.

Материалы: готовые детали из бумаги для вырезания в том числе цифры от 1 до 12 клей карандаш ножницы салфетки

Предварительная работа

Чтение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

В: Мы с вами прочитали «Сказку о потерянном времени». Вспомните, какой вывод мы сделали: нужно правильно распределять свое время, соблюдать режим дня. В этом нам помогают часы. Часы нам помогают ориентироваться во времени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стихотворение «Часы»

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов – Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм – пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы?

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

Знакомство с циферблатом часов.

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

В: Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Д: Часы

В: Правильно. Ещё послушайте.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час.

Д: Стрелки часов.

В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.

В: Ребята, а для чего нужны часы?

Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.

Д: Циферблат.

В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?

Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.

В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов.

Как поставили стрелки на часах?

Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске)

Пальчиковая гимнастика: «Веселая старушка»

У веселенькой старушки, жили в маленькой избушке десять сыновей. Все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой головой, вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, и все делали вот так…(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные действия)

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Продуктивная деятельность детей – аппликация «Часы».

Итог занятия

Вопросы:

1. Что определяют по часам? (время)

2. Загадка:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

3. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час. (стрелки)

В: Как ребята называется наука о числах?

Д: Математика.

Заключительная часть: рассматривание и выставка работ.

В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо

Литература.

1. Владимирова Т.Н. «Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени.»

2. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду»

3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией Столяра А.А.

4. Шпорыгина Т.А. «Беседа о пространстве и времени»

5. Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.»

6. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей 5-7 лет

Джаватова М.А.

Тема: история возникновения часов

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, - называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы "умеют куковать"?

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.

татьяна величко
Проектмини-музея «Время и мы»

Проект мини – музея

«Время и мы »

1. Визитка музея

2. Пояснительная записка

3. Сведения об участниках проекта

4. Цели и задачи проекта

5. Паспортные данные музея

6. План реализации проекта , работы по созданию мини – музея

7. Тематический план образовательной деятельности в мини – музее

8. Интеграция музейной педагогики в ДОУ

9. Перспективы развития мини – музея в ДОУ

Визитка музея.

Хотим представить вам музей

Замечательных вещей

Эти вещи без сомненья

Всем нужны без исключенья

Время катит чередом ,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

На свете много механизмов

Их всех зараз не перечесть,

Но мы сегодня постараемся

Вас в историю увлечь

Устал однажды человек

По солнцу время мерить

И по воде не каждый мог

Обеда час проверить

Да и петух, хоть не всегда

Но мог проспать рассвет.

Сгорала на столе свеча,

А новой больше нет.

И как же быть и как узнать,

Что время есть , что время спать

И вот однажды один мудрец

Придумал схему, наконец,

Собрав детали воедино,

Шепнули часики вот так-

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай !

Пояснительная записка.

Музейная педагогика

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Часы - это предмет, который необходим нам постоянно. Для одних людей это настенные электронные устройства, другие обходятся мобильным телефоном, третьи носят элегантные часы. Но представить себе жизнь без них невозможно.

История часов измеряется столетиями. Это устройство в течение веков меняло и свой внешний облик, и само содержание. Лунные и водяные, солнечные и свечные, масляные и песочные. Каких только модификаций измерители времени не увидели в далекой древности! Когда появились самые первые, безусловно, сказать точно нельзя. Но доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад они существовали повсеместно. Чтобы просмотреть смену часов, в нашем дошкольном учреждении создан и используется мини – музей «Время и мы » .

Почему мы назвали мини – музей, конечно потому, что в условиях детского сада невозможно создать музей в реальном его масштабе. И ещё само название мини в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры, количество экспонатов, и определённую ограниченность тематики.

В создании мини – музея принимали участие и родители воспитанников. Тесная взаимосвязь с родителями является очень важным условием в воспитании и прикосновении к изучению исторических моментов создания часов.

Участники проекта .

Педагоги ДОУ : Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П., Ханиян Л. П.

Родители и дети сада приняли активное участие в создании мини – музея, сборе и оформлении экспонатов, а также проведении праздников, экскурсий, викторин.

Классификация проекта :

По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный (исследовательский, творческий)

По составу участников – групповой

По продолжительности – долгосрочный (1 год)

Цель проекта :

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников, Развитие интереса к понятию "время " через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени . Знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.

Задачи проекта :

1. Развивать математические представления детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщить представления детей младшего дошкольного возраста о характерных признаках времени года .

3. Формировать навыки детей в экспериментально – опытнической деятельности (в живой и не живой природе.)

4. Формировать у детей умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В основу решения этих задач положены следующие принципы.

* принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

* принцип опоры на интересы ребёнка;

* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

* принцип наглядности;

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип сотрудничества и взаимоуважения;

* принцип связи обучения с жизнью.

Паспортные данные музея.

Характер мини – музея исторический.

Визитная карточка мини – музея «Время и мы »

Перечень экспонатов.

1. Макет «Солнышко»

2. Макет «Вязаный Петух»

3. Макет «Цветочные часы»

4. Макет «Водяные часы»

5. Макет «Огненные часы»

6. «Песочные часы»

7. «Маятниковые часы»

8. «Карманные часы»

9. «Наручные часы»

10. «Механические часы»

11. «Лунный календарь»

12. Макет

13. Макет «Фазы луны»

14. Смена картин по сезонам

15. Табель - календарь

16. Отрывной календарь

17. Перекидной календарь

18. Настольный календарь

19. Настенный календарь

20. Природный календарь

21. Спил дерева

План реализации проекта .

Этапы развития Содержание работы Сроки Ответственный

Первый этап

подготовительный 1)Определить тематику и названия мини – музея коллективу ДОУ совместно с родителями

Сентябрь Воспитатели :

Величко Т. Г. ,

Ханиян Л. П.

2)Определить место для мини – музея

3)Создать оптимальные условия для хранения и

использования музейных экспонатов

4)Определить варианты участия в создании мини – музея родителей и детей

Второй этап

практический 1)Оформление визитной карточки мини – музея

Октябрь - ноябрь Воспитатели :

Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

2)Подбор описания экспонатов

3) Разработка перспективного планирования мини – музея

4)Разработка ознакомительной экскурсии и конспектов занятий, дидактических игр по мини - музею

5)Разработка досугов, викторин, развлечений по мини – музею

6)Сбор и классификация экспонатов для мини – музея, изготовление макетов В течении года Педагоги,

родители

Третий этап заключительный этап с перспективой на будущее 1)Представить на педагогическом совете разработанные алгоритмы создания мини – музея по выработанной теме Декабрь - май Воспитатель :

Величко Т. Г.

2)Продолжать привлекать родителей в оформлении мини – музея (приобрести часы с кукушкой) Воспитатели :

Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

3)Продолжать накапливать материалы (экспонаты, дидактические игры, конспекты занятий, развлечения и т. д.) по выработанной тематике Педагоги,

родители

4)Подготовить и провести презентацию продукта проекта

Оценка полученных результатов (мониторинг, выводы) Май Воспитатель :

Величко Т. Г.

План образовательной деятельности

в мини - музее.

Месяц НОД, тема Программное содержание Предварительная работа

Сентябрь Тема : «Знакомство с мини - музеем» Познакомить детей со значением слова «музей» . Закрепить какие бывают музеи. Правила поведения в музее, обращение с экспонатами. Учить детей беречь вещи т. к. завтра они будут историей, а история это и есть музей Рассмотреть иллюстрации музеев. Если есть возможность сходить в музей с родителями. Прочитать литературу, в которой описываются экспонаты

Октябрь Тема : «Из истории часов» Познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их значения и функции. Закрепить умение выделять особенности предметов, форму, размер, части. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Учить беречь время . Пройтись по территории детского сада и обратить внимание на то, какие есть в группах часы. Дать задание на дом нарисовать те часы, которые имеются у вас дома.

Ноябрь Тема : Часы «Горящая свеча» Продолжать развивать познавательный интерес. Учить задавать вопросы, определять время одного деления на свече, за которое оно сгорит. Высказывать простейшие аргументированные суждения. Развивать любознательность Понаблюдать за огнём. Рассмотреть иллюстрации, как добывали огонь наши предки. Провести опыт со свечой.

Декабрь Тема : «Время и мы » Познакомить детей с циферблатом, минутными стрелками и секундной. Учить детей беречь время . Развивать наблюдательность, логическое мышление и речь детей. Рассмотреть циферблаты разных часов. Понаблюдать за стрелками. Сколько раз оббегает круг секундная стрелка в минуту. Загадать загадки о времени , часах. Поговорить о поговорках : «Счастливые часов не наблюдают» ; «Делу время , а потехе час»

Январь Тема : «Умная Неделя» Познакомит детей с неделей, что в неделе семь дней. Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы, громко строить предложения. Последовательно строить свой рассказ. Воспитывать чувство прекрасного, гуманное отношение природе. Загадывание загадок. Чтение сказки «Как портной шил платье для луны»

Февраль Тема : «Красавица Луна» Продолжать знакомить детей с неделей. Познакомить с фазами луны, частями суток. Вращением земли вокруг своей оси воспитывать интерес к изменениям в природе. Формировать у детей математические представления. Дома с родителями провести наблюдения за луной в течении месяца. Сделать зарисовки. Прочитать сказку : «Как портной шил платье для месяца»

Март Тема : «Братья месяцы» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках времён года : изменением образа жизни животных и птиц. Формировать представления детей о том, что в году четыре времени года , по з месяца в каждом. Запомнить названия месяцев. Чтение сказки : «Двенадцать месяцев» , «Старик годовик» , «Синичкин календарь» , «О чем говорили месяцы?» . Рассмотреть иллюстрации с временами года .

Апрель Тема : «Вращение Земли вокруг солнца» » Познакомить детей с планетой Земля, Солнце. Закрепить и уточнить знания детей более длинного отрезка времени годом ; что вращение Земли вокруг Солнца меняют на земле времена года . Дать представление о Солнце, как о самой яркой звезде. Воспитывать любовь к планете Земля. Загадывание загадок. Чтение сказки : «У Солнышка в гостях» . Рассматривание макета земли – ГЛОБУС.

Интеграция музейной педагогики в ДОУ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В МИНИ –МУЗЕЕ «ВРЕМЯ И МЫ » НОД

1. Познание (математика)

2. Познание (природный мир)

3. Коммуникация (развитие речи)

4. Познание (конструирование)

5. Художественное творчество (аппликация, рисование)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Экспериментирование

2. Проектирование

3. Развлечения, досуги, викторины

4. Детские творческие выставки

5. Создание экспонатов от каждой семьи

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Игровая

2. Предметная

3. Театрализованная

4. Творческая

5. Поисковая

6. Общение

7. Рассматривание фотографий, иллюстраций

Выводы :

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Перспективы развития мини – музея.

Для дальнейшего формирования у детей мы планируем продолжить накапливать материал – экспонаты, дидактические игры. На участке предполагаем, изготовить солнечные часы, на клумбе посадить цветочные часы.

Для закрепления полученных знаний у нас имеются дидактические игры «Мои первые часы» , «Все о времени » , «Цветочные часы» , «Времена года »



Похожие статьи
 
Категории