Гадания на каждый день. Откуда за мной суженый придет

03.03.2019

Как в старину на Руси царей лечили

Фото: vitalidrobishev.livejournal.com

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО . Она рассказывает читательницам о том, как лечились в старину на Руси.

Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней , от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми "актуальными" в ХVI веке?

В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице - лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни - заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, "безсильству и сердечному биению". Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие "иммунитет" появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни.

- И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: "Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих". Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене.

Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого "держит трясавица", то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта - необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

Другой рецепт - для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, "чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит". Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня "чистки печени": пить сок полыни "по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник - примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром". Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали "петросильевой травой" и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к "нечистоте телесной", чтобы кожа стала гладкой и красивой.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: "капуста варена с семенем капустным и в питии прията - никакой человек в тот день не напьется пьяным". Такой отвар также "сладостен сон наводит".

Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

У наших предков этих проблем не было. Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный - значит, сытый, благополучный, богатый, а худой - синоним слова "бедный, малоимущий". Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт "тукость (тучность) наводит телу человеческому". И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.

Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что "молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко". Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на . Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова "экология" в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле - " тогда мокрость из груди выведет". Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной - шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о "птицах, к лекарству угодных". Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц - это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку "белок яичный холодит, а желток согревает". Яйца - хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?

Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз "в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися", а магнит "железо влечет к себе". Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему - мигом слетит с кровати, " как бы ее кто спихнул". Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны - тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство - жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: "золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит", писал лекарь Василия III.

- А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?

Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья - душевная гармония человека. В основе ее - внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: " накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления ".

РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III

От кашля:

"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял и глотать - оздоравливает легкие и от кашлю избавляет". "Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит". " Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет". "Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется". "Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить - старый кашель уймет".

От головной боли:

"Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет". "Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится". "Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает". "Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем - то пристоит тем, у коих глава болит".

От уныния и меланхолии:

"Елей из можжевелового дерева (масло можжевельника) принять с питьем - пользует меланхолиеву болезнь". "Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией". "Цвет растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит".

Славяне по-разному здоровались во времена язычества и христианской поры

Ритуал приветствия очень значим при первоначальном контакте, ведь форма приветствия позволяет понять, как соотносится социальный статус собеседника со статусом встречающего, какого он пола и т.д. Поэтому, интересно знать, как здоровались в старину на Руси.

Языческие приветствия на Руси

В славянских былинах и сказках персонажи регулярно приветствовали лес, реку, поле, солнышко.

  • Молодых людей встречали словами: «Гой еси, добрый молодец!», где присутствует древнейший корень, существовавший во многих языках – «гой». В русском языке он означал живительную силу, жизнь, а в словаре у Владимира Даля есть такие значения: «жить, говеть, здравствовать». Но у этого приветствия есть и другое толкование – согласно мнению некоторых специалистов это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!». В современном русском языке этот корень присутствует в слове «изгой», которое является фактическим антонимом «гоя», то есть человек, лишённый жизни, исторгнутый из неё.
  • Другим приветствием, распространённым на Руси, было «Мир вашему дому!». Смысл его необычайно полон, здесь чувствуется уважение ко всему семейству, живущему под одной крышей и его родственникам. Предполагается, что в древней Руси это приветствие могло относиться и к домовому, и к соответствующему языческому божеству .

Видео о том, как здоровались славяне

Русские приветствия христианской поры

С введением христианства на Руси появилось множество новых приветствий. С той же поры по приветствию можно было определить, какого пришелец вероисповедания.

  • Первые русские христиане приветствовали друг друга: "Христос посреди нас!", а ответом было: "Есть и будет!". Склонившись в сторону Византии, Русь почти родным ощущала и древнегреческий язык. Те же приветствовали друг друга восклицанием «Хайрете!» (радуйтесь), вслед за греками это приветствие прижилось и на Руси. Рефрен «Радуйся!» часто встречается в песнопениях, посвящённых Богородице, и он совпадает с тем, как здоровались наши предки.
  • Другим приветствием той поры было «Бог в помощь!», оно часто применялось, когда человек миновал работающих людей. Ему на это отвечали «Слава Богу!» или «Во славу божию!». Эти обращения были уже не приветствием, а пожеланием, и до сих пор сохранились в употреблении многими соотечественниками.

Конечно, до нас дошли не все варианты старинных приветствий. Ведь в духовной литературе, которая тогда только и существовала, приветствия было принято опускать и сразу переходить к сути разговора.

Лишь в одном историческом документе 13 века – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» встречается удивительное по поэтичности приветствие: «Добреходити и добр вы путь буде».

Поклоны при приветствии на Руси

Приветствие в виде поклонов у нас не сохранилось, хотя ещё кое-где оно до сих пор используется. В Японии люди вообще постоянно кланяются друг другу при встрече, расставании или в знак благодарности, в Европе женщины приседают перед монархами. На Руси же когда-то раскланивались при встрече и прощании. Правда, и поклоны существовали разные.

Как здоровались славяне при встрече в общине уважаемого человека? – Кланялись низким, до земли поклоном, иногда даже целуя её. Это был «большой обычай», которому противостоял «малый обычай», когда кланялись в пояс перед друзьями и родственниками. Незнакомцев же приветствовали вовсе без обычая – прикладывали к сердцу руку и потом опускали её долу. Вообще движение от сердца к земле было истинно славянским, а жест от сердца к солнцу – инородным. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность.

Любой поклон как физически, так и метафизически показывал смирение перед встречаемым, поскольку содержал элемент беззащитности, ведь склонивший голову человек не видит стоящего перед ним, подставляя ему шею – самую беззащитную часть тела.

Рукопожатия на Руси

С помощью древнейшего жеста касания ладоней собеседники могли без единого слова многое понять. В силе и продолжительности рукопожатия было заложено много информации. Так, длительность рукопожатия соответствовала теплоте отношений. Давно не видавшиеся люди и близкие друзья, радуясь встрече, часто совершали рукопожатия обеими руками.

Первым протягивать руку должен был старший человек, который как бы приглашал младшего в свой круг.

Кисть должна быть обнажённой, свидетельствуя о доверии, что сохранилось и в современной России.

Иногда касания происходили не кистями рук, а окончанием предплечий. Так приветствовали друг друга воины, чтобы убедиться, что у встречного человека нет оружия и показать свою безоружность. Сакральность такого приветствия в том, что вместе с запястьями соприкасаются и пульсы, вводя людей в духовный резонанс, соединяя их дух, что очень важно для русских традиций. Позднее, когда был отработан строгий этикет, пожимать руки предписывалось лишь друзьям.

А чтобы поздороваться просто со знакомыми, достаточно было просто приподнять шапку. Отсюда и пошло выражение «шапочное знакомство», то есть поверхностное, не близкое.

Объятия во время приветствия

Применялись на Руси и обнимания, причём, также в разных видах:

  • Очень примечательным было объятие между мужчинами «сердце к сердцу», которое должно было означать их полное доверие друг к другу, но на самом деле всё было наоборот, поскольку таким маневром мужчины могли убедиться, что собеседник не вооружён.
  • При внезапном прекращении битвы применялось братание – своеобразные объятия.
  • Родственники всегда обнимались при встречах.
  • Обнимались и перед исповедью в церкви, что помогало к ней подготовиться, простить других и просить прощения самому (ведь в храме присутствовали вместе и обиженные и обидчики, хорошо знавшие друг друга).

Поцелуи при приветствии

  • Очень старой традицией в России является троекратный поцелуй, сохранившийся до сих пор. У христиан число три сакральное, напоминающее о Троице, являющееся оберегом и дающее надежду. Так было принято целовать гостей, которые для русских были сродни входящему в дом ангелу.
  • Другой поцелуй, запечатлённый на руке, означал преклонение и почтение. Так приближённые могли целоваться с государем, иногда лобызая даже не руку правителя, а ногу. Такой же поцелуй стал частью приветствия и благословения священника. Подобным образом в церкви расцеловывали тех, кто только что удостоился тайного святого причастия, в данном случае этот поцелуй одновременно означал приветствие и поздравление очищенного, обновлённого человека.
  • Низший по статусу человек мог поцеловать плечо более высоко стоящего на социальной лестнице, а тот отвечал ему поцелуем в голову.

Не просто формальный, а сакральный смысл поцелуев на Руси явно проявлялся в том моменте, что целовать руку государя могли не все, в частности, это запрещалось послам нехристианских государств.

«Привет» и «здравствуй»

Эти привычные приветствия имеют интересную историю. Слово «здравствуй» не сводится лишь к значению «здоровья», как мы его воспринимаем в настоящее время, желая человеку долгих лет жизни и этого самого здоровья. Интересно, что корень «здрав» или «здров» есть и в авестийском, греческом и древнеиндийском языках. Изначально, возможно, приветствие «здравствуйте» имело два составляющих: «Съ» (хороший) и «дорво» (дерево). Дерево здесь оказалось потому, что для древних славян, ещё не знающих христианства, оно означало благополучие и крепость. Поэтому такое приветствие означало пожелание встречному человеку такой же выносливости, крепости и благополучия.

Это приветствие мог произносить только человек, сам принадлежащий к сильному роду, то есть оно использовалось только свободными людьми. А холопы могли приветствовать только словами «бью челом».

Самое первое упоминание приветствия «здравствуйте» было обнаружено в летописи, относящейся к 1057 году. В этой хронике автор написал фразу: «Здравствуйте же многие лета».

Видео о том, как здоровались в старину на Руси

Проще трактуется слово «привет», которое также составное: «при» и «вет». Первый корень встречается во многих словах (приклонить, приласкать, приблизить), он означает приближение чего-либо или кого-либо. Второй корень так же жив во многих словах (весть, ответ, совет). А в сумме получается проявление близости, которое позволительно только к близким людям, которым мы словно передаём добрую весть.

Как Вы думаете, почему многие приветствия древних славян не перешли к современным? Поделитесь своим мнением в

Как здоровались славяне в старину на Руси? Обряд приветствия очень значим при первоначальном контакте, ведь форма приветствия позволяет понять, как соотносится социальный статус собеседника со статусом встречающего, какого он пола. Языческие приветствия на Руси В славянских былинах и сказках персонажи регулярно приветствовали лес, реку, поле, солнышко. Молодых людей встречали словами: «Гой еси, добрый молодец!», где присутствует древнейший корень, существовавший во многих языках – «гой». В русском языке он означал живительную силу, жизнь, а в словаре у Владимира Даля есть такие значения: «жить, говеть, здравствовать». Но у этого приветствия есть и другое толкование – согласно мнению некоторых специалистов это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!». В современном русском языке этот корень присутствует в слове «изгой», которое является фактическим антонимом «гоя», то есть человек, лишённый жизни, исторгнутый из неё. Другим приветствием, распространённым на Руси, было «Мир вашему дому!». Смысл его необычайно полон, здесь чувствуется уважение ко всему семейству, живущему под одной крышей и его родственникам. Предполагается, что в древней Руси это приветствие могло относиться и к домовому, и к соответствующему языческому божеству. Русские приветствия христианской поры С введением христианства на Руси появилось множество новых приветствий. С той же поры по приветствию можно было определить, какого пришелец вероисповедания. Первые русские христиане приветствовали друг друга: "Христос посреди нас!", а ответом было: "Есть и будет!". Склонившись в сторону Византии, Русь почти родным ощущала и древнегреческий язык. Те же приветствовали друг друга восклицанием «Хайрете!» (радуйтесь), вслед за греками это приветствие прижилось и на Руси. Рефрен «Радуйся!» часто встречается в песнопениях, посвящённых Богородице, и он совпадает с тем, как здоровались наши предки. Другим приветствием той поры было «Бог в помощь!», оно часто применялось, когда человек миновал работающих людей. Ему на это отвечали «Слава Богу!» или «Во славу божию!». Эти обращения были уже не приветствием, а пожеланием, и до сих пор сохранились в употреблении многими соотечественниками. Конечно, до нас дошли не все варианты старинных приветствий. Ведь в духовной литературе, которая тогда только и существовала, приветствия было принято опускать и сразу переходить к сути разговора. Лишь в одном историческом документе 13 века – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» встречается удивительное по поэтичности приветствие: «Добреходити и добр вы путь буде». Поклоны при приветствии на Руси Приветствие в виде поклонов у нас не сохранилось, хотя ещё кое-где оно до сих пор используется. В Японии люди вообще постоянно кланяются друг другу при встрече, расставании или в знак благодарности, в Европе женщины приседают перед монархами. На Руси же когда-то раскланивались при встрече и прощании. Правда, и поклоны существовали разные. Как здоровались славяне при встрече в общине уважаемого человека? – Кланялись низким, до земли поклоном, иногда даже целуя её. Это был «большой обычай», которому противостоял «малый обычай», когда кланялись в пояс перед друзьями и родственниками. Незнакомцев же приветствовали вовсе без обычая – прикладывали к сердцу руку и потом опускали её долу. Вообще движение от сердца к земле было истинно славянским, а жест от сердца к солнцу – инородным. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность. Любой поклон как физически, так и метафизически показывал смирение перед встречаемым, поскольку содержал элемент беззащитности, ведь склонивший голову человек не видит стоящего перед ним, подставляя ему шею – самую беззащитную часть тела. Рукопожатия на Руси С помощью древнейшего жеста касания ладоней собеседники могли без единого слова многое понять. В силе и продолжительности рукопожатия было заложено много информации. Так, длительность рукопожатия соответствовала теплоте отношений. Давно не видавшиеся люди и близкие друзья, радуясь встрече, часто совершали рукопожатия обеими руками. Первым протягивать руку должен был старший человек, который как бы приглашал младшего в свой круг. Кисть должна быть обнажённой, свидетельствуя о доверии, что сохранилось и в современной России. Иногда касания происходили не кистями рук, а окончанием предплечий. Так приветствовали друг друга воины, чтобы убедиться, что у встречного человека нет оружия и показать свою безоружность. Сакральность такого приветствия в том, что вместе с запястьями соприкасаются и пульсы, вводя людей в духовный резонанс, соединяя их дух, что очень важно для русских традиций. Позднее, когда был отработан строгий этикет, пожимать руки предписывалось лишь друзьям. А чтобы поздороваться просто со знакомыми, достаточно было просто приподнять шапку. Отсюда и пошло выражение «шапочное знакомство», то есть поверхностное, не близкое. Объятия во время приветствия Применялись на Руси и обнимания, причём, также в разных видах: Очень примечательным было объятие между мужчинами «сердце к сердцу», которое должно было означать их полное доверие друг к другу, но на самом деле всё было наоборот, поскольку таким маневром мужчины могли убедиться, что собеседник не вооружён. При внезапном прекращении битвы применялось братание – своеобразные объятия. Родственники всегда обнимались при встречах. Обнимались и перед исповедью в церкви, что помогало к ней подготовиться, простить других и просить прощения самому (ведь в храме присутствовали вместе и обиженные и обидчики, хорошо знавшие друг друга). Поцелуи при приветствии Очень старой традицией в России является троекратный поцелуй, сохранившийся до сих пор. У христиан число три сакральное, напоминающее о Троице, являющееся оберегом и дающее надежду. Так было принято целовать гостей, которые для русских были сродни входящему в дом ангелу. Другой поцелуй, запечатлённый на руке, означал преклонение и почтение. Так приближённые могли целоваться с государем, иногда лобызая даже не руку правителя, а ногу. Такой же поцелуй стал частью приветствия и благословения священника. Подобным образом в церкви расцеловывали тех, кто только что удостоился тайного святого причастия, в данном случае этот поцелуй одновременно означал приветствие и поздравление очищенного, обновлённого человека. Низший по статусу человек мог поцеловать плечо более высоко стоящего на социальной лестнице, а тот отвечал ему поцелуем в голову. Не просто формальный, а сакральный смысл поцелуев на Руси явно проявлялся в том моменте, что целовать руку государя могли не все, в частности, это запрещалось послам нехристианских государств. «Привет» и «здравствуй» Эти привычные приветствия имеют интересную историю. Слово «здравствуй» не сводится лишь к значению «здоровья», как мы его воспринимаем в настоящее время, желая человеку долгих лет жизни и этого самого здоровья. Интересно, что корень «здрав» или «здров» есть и в авестийском, греческом и древнеиндийском языках. Изначально, возможно, приветствие «здравствуйте» имело два составляющих: «Съ» (хороший) и «дорво» (дерево). Дерево здесь оказалось потому, что для древних славян, ещё не знающих христианства, оно означало благополучие и крепость. Поэтому такое приветствие означало пожелание встречному человеку такой же выносливости, крепости и благополучия. Это приветствие мог произносить только человек, сам принадлежащий к сильному роду, то есть оно использовалось только свободными людьми. А холопы могли приветствовать только словами «бью челом». Самое первое упоминание приветствия «здравствуйте» было обнаружено в летописи, относящейся к 1057 году. В этой хронике автор написал фразу: «Здравствуйте же многие лета». Проще трактуется слово «привет», которое также составное: «при» и «вет». Первый корень встречается во многих словах (приклонить, приласкать, приблизить), он означает приближение чего-либо или кого-либо. Второй корень так же жив во многих словах (весть, ответ, совет). А в сумме получается проявление близости, которое позволительно только к близким людям, которым мы словно передаём добрую весть.


У славянских народов, в том числе и на Руси были очень распространены гадания. К этому относились серьезно, соблюдая множество правил. Одни гадания разрешалось проводить в любой день, а существовали и те, которые проводились только в определенное время, к примеру, в зависимости от фазы Луны или религиозных праздников.

Гадания на каждый день

Так гадать люди могли в любой из дней и узнать, сбудется ли желание, что ждет в будущем или кто суженый.

Скажи мне, кисонька

Кошки считались на Руси существами из потустороннего мира, которые видят и слышат то, что недоступно человеку. Поэтому в гаданиях кошки часто были незаменимыми помощницами.

Итак, нужно загадать желание, немного подумать о нем, ни на что больше не отвлекаясь, а затем просто позвать к себе кошку из другой комнаты или с улицы и смотреть, как она идет. Если кошка, переступая порог, ступит в комнату с левой лапки, то желаемое исполнится, а когда с правой, то нет.

Гадание с рисовыми зернышками

При гадании можно использовать не только рис, но и любое другое зерно. К зерновым культурам как у славян, так и у других народов всегда было почтительное отношение, они считались символом изобилия и благополучной жизни.

Нужно высыпать крупу в чашу, прикрыть ее ладонью левой руки и сосредоточить все мысли на желаемом или же задать волнующий вопрос. Можно просто использовать обычный вопрос:

При этом нужно представлять, как сила и энергия желания проходит от руки и ладони к зернышкам, а о своем желании или вопросе лучше говорить вслух.

Потом зерна рассыпают по салфетке и берут всего одну горсть. Нужно сосчитать зернышки, если число получится четным, то желаемое осуществится и в будущем ожидает добро, а когда число получилось нечетным, то желанию не сбыться и будущее готовит нечто плохое.

Гадание с прутиками

На Руси было много способов гадания при помощи прутиков, одно из них называется «Речка и мостик».

Для этого понадобятся сухие веточки или немного ивовых прутиков. Из этих прутиков надо сплести мостик, кто какой пожелает. Можно сделать его высоким или низким, узким или широким, вид мостика на правдивость ответа не влияет, нужно только чтобы он не упал.

Потом взять чашу и наполнить ее водой, она и станет выполнять роль «речки», поставить над ней «мостик» и убрать под свою кровать.

Перед тем как лечь спать, нужно трижды произнести заклинание:

«Кто же ты, мой суженый, кто же ты, мой ряженый? Покажись мне, переведи через мостик над быстрой рекою».

Этой же ночью в сон может прийти суженый, который поможет пройти по мостику.

Старинные гадания на Святки

С приходом на Русь христианской веры появились новые гадания, которые проводились во время православных праздников. Одним из таких праздников были Святки. Они начинались 6 января, в Рождественский Сочельник и продолжались до Крещения 19 января.

На самом деле обычай гадать в это время был еще и в период языческой веры на Руси, так как большое значение придавалось времени зимнего солнцестояния. Люди верили, что именно в это время Высшие Силы наиболее сильны и готовы к общению с людьми.

Основной темой гаданий на Святки было замужество. Что и неудивительно, поскольку в то время судьбы девушек во многом зависели скорейшего замужества.

Откуда за мной суженый придет?

Девушки в ночь перед Рождеством шли на улицу и брали с собой валенок. По очереди бросали его себе за спину, и куда указывал носок упавшего валенка, туда и замуж пойти.

Гадание с зеркалами

Зеркалам на Руси придавалось особенное, мистическое значение. Именно из тех времен пришли к нам обычаи закрывать зеркала до девятого дня смерти человека или не подносить к зеркалу маленького ребенка.

Считалось, что зеркало сохраняет в себе каждую эмоцию, которую ему хотя бы однажды пришлось отразить и после возвращает ее тем, кто в него смотрится. Поэтому перед зеркалом нельзя было плакать, а многие вешали его таким образом, что отражалась входная дверь и когда кто-то пришел со злом, то оно к нему и возвращалось.

Гадания с зеркалами надо было проводить одной в хорошо запертой комнате, желательно, чтобы туда не проникало никаких звуков. Зеркала ставились друг напротив друга, а между ними садилась девушка, которая хотела погадать и распускала волосы. По бокам от зеркал ставились две свечи, которые зажигались ровно в полночь и после этого нужно было произнести:

«Явись мне, суженый мой, ряженый!»

Долго вглядываясь в зеркала, где отражался «коридор» из свечей можно было увидеть своего суженого.

Кто скорее выйдет замуж?

Таким гаданием компания девушек определяла очередность замужества. Нужно было взять толстые нитки. Девушки отрезали себе одинаковые куски ниток и держали их за один край, а второй должен был свисать вниз. Куски ниток поджигались и та, у которой она догорит быстрей выйдет замуж самая первая.

Если нитка сразу же потухала или сгорала только наполовину, это девушка замужем не побывает.

Крещенские гадания

Крещенские способы гаданий были самыми разнообразными, причем в каждой местности они были разными, но многими пользовались везде. Перед тем как погадать в крещенскую ночь, в домах завешивались иконы и девушки снимали нательные крестики.

Пойду-ка я, послушаю!

Девушки собирались компанией и ходили по дворам, подслушивая возле окон разговоры в чужих избах. Важным был смысл того, что услышали, а также и каким тоном и с каким настроением это было сказано. Лучше всего, если слышалось пение, это считалось очень хорошим знаком.

Так узнавали, добрым или нет станет будущий супруг, бедная или богатая дальнейшая судьба, весело проживешь или с печалью.

Чаще всего результаты гаданий были радостными, ведь в праздничный вечер все веселятся, поют и желают себе и другим счастья.

Гадание с петухом или курицей

С помощью этого гадания можно было узнать, что ждет в будущем или получить ответ на какой-то вопрос. На полу рисовали мелом круг, делили его на секторы, которые подписывали соответствующим образом.

Например, если гадали на будущее, писали такие варианты, как «счастье», «радость», «тоска» и прочее, если гадали на то, каким будет будущий муж, то писали «красивый», «добрый», «богатый» и тому подобное.

предприятие общественного питания в старину на Руси

Альтернативные описания

. (местное) то же, что: кабачок

. (переносное значение) о беспорядке, безобразии, нечистоте, напоминающих обстановку кабака

Питейное заведение (в России до 1917 г.)

В России до 1917 г. - ресторан низшего разряда, обычно с гостиницей; заведение для продажи и распития спиртных напитков

Кружечный двор

Место, связанное с выпивкой, уменьшительное от этого слова связано с закуской

Песня А. Алябьева на стихи Огарева

Питейное заведение, которое часто упоминал С. Есенин

Растение семейства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медоносными цветами и очень большими мясистыми плодами; родина К-ка - Средня Азия; по русски - тыква

Русское предприятие общественного питания

Старинная забегаловка, трактир

Украинский шинок по сути

Кружало на Руси

Место работы целовальника

. «ресторан» Древней Руси

В русский язык это слово пришло из татарского, где означало сосуд из тыквы, удобный в кочевой жизни, затем этим словом стали называть и некое заведение

Какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет?

За счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке «напойные» деньги?

У татар сосуд из тыквы для хранения алкогольных напитков

Ресторанчик

Недорогой ресторан

Таверна

Ресторан (разг.)

Заведение для кутежей

Шинок, корчма

Заведение для мотов

Шинок, кружало

Питейное заведение

Пивнушка

Трактир

Ресторанчик до революции

Пивбар-палиндром

Кружало

Трактир, где наливают

Чревоугодное заведение для братанов

Разговорное название ресторана

Злачное заведение

Место, где можно выпить

Столовка для стриженых братков

Пивбар Древней Руси

Старорусский ресторанчик

Питейная забегаловка

Пивбарпалиндром

Питейная точка

Погребок с выпивкой

Кружало или шинок

Старорусская забегаловка

Питейный погребок

Шинок, трактир

Распивочная

Пьяная лавочка

Питейное заведение в старину, трактир, забегаловка

Песня Алябьева

Ресторан Древней Руси

. "Ресторан" Древней Руси

За счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке "напойные" деньги

Какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет

М. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван елкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке. Кабак на охотника: кто хочет, завернет (бредет), а кто не хочет, мимо идет. кабаке родился, в вине крестился. Где кабачок, там мужичок. Где кабак, там и мой дружок! Кабак пропасть, там и пропасть. в кабаке подносят, и домой милости просят. Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь! Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архерей. Пойдем в церковь! "Вишь, грязно." "Ну, так в кабак?" "Уж разве как-нибудь под забором пройти?" Пришел к обедне- отпели, пришел к обедне отпели; пришел в кабак точно так! т. е. впору. Сон да баба, кабак да баня одна забава! Табачник к табаку, а пьяница к кабаку. Пьяница в церковь, а говорят: в кабак! Два кабака на селе, а церковь на горе. На хлеб да на подати не станет, а на кабак да на табак станет. Из бани идет чешется, а из кабака не шатается, без толку. Кабачок умалит. суток, графинчики для водок в наливок, на общем поддоне, или такой же дорожный прибор, в ларце. поставчик. Новорос. небольшая, продолговатая тыква, кабака, ниж. тебека. Кабачки мн. новорос. семена подсолнечника? для лакомства. Кабачный, кабацкий, к кабаку прнадлежщ., относящ. Кабачник м. продавец кабачных питей; сиделец, целовальник: кто проводить время в кабаках, -ница ж. продавщица водки или жена кабачника; пьянствующая по кабакам. Кабачничать, шататься по кабакам и пьянствовать. Кабачить, содержать кабак

Чревоугодное заведение (разг.)



Похожие статьи
 
Категории