Испанская художница фрида. Сюрреализм Фриды Кало (Kahlo Frida)

02.03.2019
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Кало де Ривера Фрида мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera), или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderon; Койоакан, Мехико , 6 июля 1907 - 13 июля 1954) мексиканская художница, наиболее известная автопортретами . Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам. Всю жизнь у неё было слабое здоровье, она страдала полиомиелитом с возраста шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу, и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 год Мексиканской революции). Её отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным. В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей 22. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия. С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке. Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось. Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

Лит.: Teresa del Conde. Vida de Frida Kahlo. - Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976. Teresa del Conde. Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. - Barcelona, 2002. Drucker M. Frida Kahlo. - Albuquerque, 1995. Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). - S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996. Frida Kahlo. (Cat.). - L. The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. - N.Y., 1995. , 2005. Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. - М.: КоЛибри, 2006. Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. - М., 2006. - 96 с. Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. - N.Y., 2007. Эррера Х. Фрида Кало. Viva la vida!. - М., 2004.

Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон (6 июля 1907, Койоакан, Мехико, Мексика — 13 июля 1954, там же) — мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами, жена Диего Риверы.

Биография
Кало Фрида, мексиканская художница и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать - испанка, рожденная в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего ". В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: "Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно". Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду "Голубого дома". Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.


Творчество

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз - Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность ,» - сказала художница.

Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало хорошо знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Ее творчество насыщено символами и фетишами. Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И все-таки в живописи Фриды заметно влияние европейской живописи. Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера
В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей ».

Характер
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощенную экстраверсивную натуру, и ее ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

Творчество
В работах Фриды Кало заметно сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Ее творчество насыщено символами и фетишами. В нем заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах проявилась увлеченность Фриды, например, Боттичелли.
Выставки
В 2003 выставка работ Фриды Кало и ее фотографий прошла в Москве. Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — ее посетили около 370 тысяч человек.
Стоимость картин
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» оценен экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов. Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.

Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся.

Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти. Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору. Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребенком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает еще одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком.

Фильмография
В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвященный художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек. В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».

Картины Фриды Кало и её жизнь. О творчестве мексиканской художницы.
Сегодня я посмотрела фильм «Фрида» (2002 год, режиссер Джулия Тэймор). Должна сказать, картина очень впечатляющая. До этого момента я не интересовалась биографией художницы. Всё что помнила о ней – это автопортреты с незабываемыми бровями. Собственно говоря, Фрида известна, в первую очередь, именно благодаря автопортретам. Теперь понимаю почему…
Когда Фриде было 18, она попала в тяжелую аварию. Получила переломы позвоночника, ребер, ноги и множество других травм. Врачи склонялись к тому, что девушка уже не сможет ходить. Около года она лежала, не вставая, в ортопедическом корсете. Родители тратили все свои средства на докторов, не теряя надежды на лучший исход.
Именно в это время Фрида и начала рисовать. В фильме девушка рисует бабочек на своем гипсовом корсете. Судя по сохранившимся фотографиям, она действительно использовала корсет вместо холста.

Чуть позже для Фриды сделали специальный мольберт, чтобы она могла рисовать лежа. На потолке прикрепили зеркало. Первой картиной девушки стал автопортрет.
Спустя год Фрида начала ходить, но до конца жизни она испытывала постоянную боль во всем теле.
Пожалуй, внешне Сальма Хайек (она играет главную роль в фильме «Фрида») гораздо красивее художницы. И, все же, в настоящей Фриде есть что-то притягивающее. У нее простое лицо, но взгляд очень пронзительный. Не даром Лев Троцкий написал письме художнице «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя 17-летним мальчишкой». От этой женщины Лев Давидович потерял голову.
Последние 10 лет жизни художница вела дневник. В нем не только записи Фриды, но и её акварельные рисунки. Многие мысли Кало можно узнать именно из него, но также из её картин.

Художница Фрида Кало (биография).

Творчество Фриды Кало необычно и харктерно только для неё. Художница никому не подражала. её живопись индивидуальна.

Картины Фрида Кало говорят о многом. По этим полотнам можно судить о жизни художницы, о её страхах и мечтах.

Сама Фрида о своих произведениях сказала следующее: «Мое творчество - самая полная биография, которую я смогла написать». Она была художником-самоучкой и писала картины не так, как её научили, а так, как чувствовала сердцем. И, судя по полотнам художницы, она была не слишком счастлива, не смотря на то, что на публике всегда лучезарно улыбалась и искрила юмором. Пожалуй, её картины выражают боль, которую она все время чувствовала. Боль в теле от последствий аварии, боль в душе от невозможности завести ребенка и измен мужа.
Их браку с Диего Ривера окружающие дали срок 2 месяца. Однако, не смотря на все сложности, они прожили 25 лет, до самой смерти Фриды. На этой фото Фрида с Диего.

В фильме есть моменты, которые могут глубоко задеть и даже шокировать. Например, ребенок Фриды заспиртованный в банке. Она пишет его с натуры. Но, не смотря на такие сцены, это кино стоит посмотреть. Описание жизни женщины драматично и удивительно.
Меня очень впечатлило появление Фриды на ее последней выставке. Художница привезли прямо на кровати, так как врач категорически запретил ей вставать. И это не придумка режиссера. Так было на самом деле.
Я много раз слышала песню «Фрида» группы Alai Oli. После того, как посмотрела фильм, она воспринимается совершенно по-другому. Раньше это был просто набор слов, теперь появился смысл.
Незадолго до смерти, художница написала в своем дневнике, что весело ждёт своего конца и надеется, что больше не вернётся…

Ее роль в байопике очень хотела сыграть Мадонна. Но Фридой в одноименной картине стала Сальма Хайек, причем образ жизнелюбивой эпатажной мексиканской художницы ей удался потрясающе!

Биография Фриды Кало

Первый удар

Жаль, актрисе не дали «Оскар» за эту работу (высокие награды Киноакадемии были вручены за грим и саундтрек, а Хайек осталась номинанткой). Кстати, родственники тех, о ком снимается биографический художественный фильм, часто остаются недовольными трактовками событий и дорогого им образа. А тут вышло наоборот - племянница художницы была в восторге от перевоплощения Сальмы.

Кто же она, эта женщина, на чью долю выпало столько мук и боли, легенда Мексики, гордость этой латиноамериканской страны, выплескивающая свои переживания на холсты?

Для начала попробуем выговорить это длинное мексиканское имя: Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, в замужестве де Ривера.

Почему-то судьба чуть с самого рождения преподносила ей неприятные сюрпризы. Рожденная в июле 1907-го матерью-мексиканкой (Фрида была полукровкой - у отца немецкие корни), девочка в 6 лет тяжело заболела. Детский полиомиелит - хвороба, с которой сейчас научились легко справляться с помощью прививок, - тогда был нешуточным диагнозом. Малышка выдержала это первое испытание стойко. Она не оказалась парализованной, лишь слегка прихрамывала, да одна нога стала немного тоньше.

Авария, искорежившая тело, но не душу

Первые «звоночки» от насмешницы-судьбы только заставили девочку крепче сжать зубы - впоследствии это умение очень пригодилось нашей героине. Фрида росла задиристой и весьма спортивной. Ей удалось стать одной из «избранных»: в престижную школу «Препаратория» девушек почти не брали. Кало хотела стать медиком и была весьма прилежной ученицей. Именно в этой школе она впервые увидела своего будущего мужа, тогда уже именитого живописца Диего Риверу: он занимался оформлением интерьера.

Мечты о медицине в прямом смысле этого слова переехал трамвай. Именно с ним столкнулся автобус с пассажирами. К несчастью, среди них оказалась и Фрида. Судьбе словно было мало того малюсенького полиомиелитного «укола», и она решила по-иному приковать девушку к кровати. Ей было всего 18, а она оказалась, словно в панцирь закована. Множественные переломы позвоночника, таза, правой ноги, ребер, кроме того, ее словно пригвоздило металлическим стрежнем - прямо в живот. Как она пережила эту аварию?

Год в постели - есть от чего впасть в отчаяние. А вот Фрида не сдалась. Именно тогда она взялась за кисти. Нехитрое приспособление позволило девушке рисовать лежа, над ней укрепили зеркало. И дебютом художницы стал автопортрет - позже она напишет их великое множество, это будет главной темой творчества Фриды.

Специалисты причисляют ее к сюрреалистам, но все же манера письма Кало была ближе к искусству примитивистов, а еще ее вдохновляли народные мексиканские мотивы.

Пламенная страсть

Фрида верила в идеалы коммунизма, почти что кичилась своей бисексуальностью, дымила, словно паровоз, не чуралась текилы, могла покрыть собеседника «трехэтажным» матом. Некая мужеподобность скрадывалась длинными юбками, яркими цветами одежды (она любила национальные наряды).

Та встреча с Риверой в школе оставила след в сердце, и именно его она выбрала в качестве «мужчины жизни», заключив с ним брак в 1929-м. Он был старше на 21 год, не мог пропустить ни одной более-менее симпатичной натурщицы: толстый и рано обрюзгший немолодой ловелас. Странная парочка (сами себя они называли «слон и пташка»)!

Но сила его таланта, жизнелюбивая страстная натура так манила к себе бунтарку Фриду, что она не могла противиться этой любви всю свою не очень долгую жизнь.

Да, у нее тоже были другие мужчины (даже Троцкий попал под жернова ее дикого обаяния - изгнанный из Советской России, он какое-то время жил у четы Ривера), и женщины были. Но любила она лишь своего Диего. Она стал ее гуру в живописи, к его советам она прислушивалась, у него училась.

У Риверы в 1930-е годы была долгосрочная работа в Штатах, туда последовала и жена. Эта «командировка» тяготила ее, там она еще больше почувствовала свою связь с родной культурой.

Признание и смерть

Участие в парижской выставке открыло Фриду для Европы (ее картинами интересуется Лувр), затем следуют другие престижные экспозиции.

Все больше сил и нервов тратится на выяснение отношение с неверным супругом, материнство оказывается невозможным: дают о себе знать страшные юношеские травмы. Жуткие боли лишь ненадолго утоляются сильными лекарствами, что превращается почти в зависимость.

Фрида ведет дневник (это летопись ее страданий) и лихорадочно пишет, создавая одну картину за другой: она словно знает, что времени остается мало.

Лишь за год до смерти власти организовали персональную выставку Кало. Виновница торжества не смогла самостоятельно прийти на свой «бенефис», ее, словно королеву, принесли прямо на кровати. Даже в конце пути судьба не удержалась от очередных ударов: гангрена, ампутация почти половины правой ноги (именно она тогда, во время аварии, больше всего пострадала: 11 переломов).

В июле 1954-го Фриды не стало. «Лежачий» образ жизни спровоцировал застой жидкости в легких, что вызвало воспаление и смерть. Существует версия, что она просто не вынесла дальнейших мук и приняла слишком много препаратов. Вскрытия не было, но запись в дневнике о скором уходе вряд ли может считаться предсмертной запиской. Да и вряд ли эта сильная духом, не сломленная никакими ударами судьбы женщина так легко бы сдалась.

Проститься с Фридой пришел сам президент Мексики. Уже через год «Голубой дом», в котором она родилась, стал музеем.

Лучшие работы Фриды Кало

Самые известные работы художницы - это автопортреты или сюжеты из собственной жизни. В том числе, очень известная картина «Две Фриды», «Автопортрет с попугаями», «Маленькая лань».

Писала она и мужа («Портрет Диего Ривера»).

А вот сюрреализм проявился в работах «Мое платье там», «Моисей» («Ядро создания») - со множеством узнаваемых лиц тиранов и божеств.

Галерея «Tate» несколько лет назад экспонировала произведение Фриды «Корни» (поздней оно уйдет с аукциона за 5,6 млн. долларов). В этой же британской галерее проходила (с большим успехом) и персональная выставка художницы.

– праматерь мексиканского модернизма, ярчайшая фигура в мексиканской культуре, известная и обожаемая во всём мире миллионами людей. «Faces of Frida» – это самая крупная коллекция материалов, связанных с художницей. Среди собранных артефактов 20 ранее не оцифрованных изображений сверхвысокого разрешения, очерки её биографов и критиков, выставка работ из музеев со всего мира, в том числе малоизвестные эскизы, наброски и ранние произведения; письма и фотографии художницы, оставленные на протяжении всей её жизни; онлайн-выставка её знаменитого гардероба.

Некоторые из экспонатов чрезвычайно редки, например, ранние версии её работ, набросанные на обратной стороне готовых картин. Всё это доступно онлайн бесплатно.

«Авария», 1926. На рисунке Кало несчастный случай с автобусом, в котором она получила тяжкие травмы.

К тому же проект «Faces of Frida» предлагает через функцию Google Street View посмотреть места, которые больше всего повлияли на её карьеру, в том числе знаменитый «голубой дом» в Мехико, в котором она родилась и умерла. Позже его превратили в Дом-музей Фриды Кало, по которому также можно совершить виртуальную экскурсию, заглянуть в рабочую студию Фриды, столовую, сад у дома.


Автопортрет, 1926.

Кало не напрасно называют королевой автопортретов. На большинстве сохранившихся картин изображена сама художница. Она говорила: «Я рисую себя, потому что я часто в одиночестве и потому что я – тема, которую я знаю лучше всего ».


Четыре обитателя Мехико, 1938.

Кроме себя она рисовала резонансы своего времени, исследовала человеческие переживания, выходящие за пределы личности. «Как и у всех лучших художников, – говорит писательница Фрэнсис Борзелло , – творчество Кало – это не дневник, гениально представленный в красках, а воссоздание личных убеждений, чувств и событий через её особый объектив в нечто уникальное и универсальное ».

При жизни Фриды прошли всего две выставки её работ, одну из которых организовал сюрреалист Андре Бретон . Хотя Фрида Кало сказала: «Они думали, что я сюрреалистка, но это не так. Я никогда не писала фантазии. Я писала свою реальность ».


Автопортрет на границе между Мексикой и Соединёнными Штатами, 1932.



Автопортрет с обезьяной и попугаем, 1942.



Автопортрет с обрезанными волосами, 1940.



Две Фриды, 1939.



Больница Генри Форда (Летающая кровать), 1932.



Тут висит моё платье, 1933.



Что мне дала вода, 1938.



Автопортрет с терновым ожерельем, 1940.



Сон (Кровать), 1940.



Корни, 1943.



Сломанная колонна, 1944.



Без надежды, 1945.



Автопортрет со Сталиным, 1954.



Марксизм исцеляет больную, 1954.



Да здравствует жизнь! 1954.



Похожие статьи
 
Категории