Известные деятели искусства и науки. Деятели эпохи Возрождения: список и достижения

11.04.2019

Деятели культуры – понятие такое же общее, как сама культура, а эта категория представляет собой целую филисофскую тему. Культура понимается как нечто, с одной стороны, рукотворное, социальное – в противоположность природе, с другой – как нечто упорядоченное и подчиненное законам красоты – в противоположность варварству и дикости. В этом смысле к категории культуры можно отнести и искусство, и науку, и религию, и даже своды моральных норм… впрочем, углубившись в понятие культуры как таковой, мы рискуем окончательно затеряться в философских и культурологических «дебрях», так что сузим наш предмет исследования за счет «государственной машины» и посмотрим, что находится в ведении Министерства культуры.

В первую очередь это, конечно, все, что связано с искусством – филармонии и концертные залы, драматические, оперные и кукольные театры, цирки, киностудии, самостоятельные исполнительские коллективы – оркестры, хоры и ансамбли… вот всех людей, которые работают в заведениях такого рода и можно назвать деятелями культуры. Правда, чаще употребляют несколько иную формулировку – «работник культуры», а «деятель» – это уже нечто более возвышенное… но никакого конкретного, зафиксированного в документах различия между тем и другим указать нельзя.

К работникам (или, если хотите, деятелям) культуры в нашей стране относятся и те, кто готовит кадры для всех этих организаций, причем на самом что ни на есть базовом уровне: музыкальные и художественные школы находятся у нас в ведении Министерства культуры, а не образования… примечательно, что учебные заведения более высокого уровня – например, музыкальные училища и консерватории – все-таки относятся к категории образования… иначе, как иронией судьбы это не назовешь: ведь у студента консерватории намного больше шансов стать музыкантом (т.е. работником культуры), чем у учащегося музыкальной школы.

Но к деятелям культуры причисляют не только тех, кто искусство создает. В эту категорию входят и те, кто сохраняет его и преподносит широкой публике: картинные галереи и прочие музей – это тоже учреждения культуры, а их сотрудники – работники культуры. Входят в это понятие и библиотеки (исключая те, которые являются частью каких-то организаций – например, университетов, в данном случае речь идет о библиотеках, являющихся самостоятельными организациями).

Всех деятелей культуры – какими бы разными ни были сферы их деятельности – объединяет одно: без них сравнительно легко обойтись. Не случайно именно по ним бьют в первую очередь все экономические кризисы – так, в незабвенные 90-е годы, когда учителя и врачи хотя бы пытались бастовать, работники культуры, сидя месяцами без зарплаты, не решались даже на это: ведь скажешь слово – закроют! И все же… представьте себе, что завтра закроются все театры, картинные галереи и концертные залы… от голода, холода и болезней мы тогда, конечно, не умрем – но в нас умрет нечто очень важное, что принципиально отличает нас от животных. Можно сказать, что главная обязанность любого деятеля культуры – от экскурсовода в провинциальном музее до директора Мариинского театра – это делать людей людьми.

Одно из высших признаний заслуг для такого человека – звание Заслуженного работника культуры. Правда, есть и более высокие звания – Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист – но их получают именно артисты, а стать Заслуженным работником культуры может и преподаватель музыкальной школы.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) - русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) - русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771-1829) - русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) - крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741) - мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725-1730) и 2-й (1733-1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729-1763) - русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры - И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743-1816) - русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления - "Фелица", "Вельможа", "Водопад". Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787); Московский университет (1786-1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775-1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) -русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744-1817) - русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1786) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783-1790), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) - русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743). Составил первое "Описание земли Камчатки" (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735-1818) - выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора ("зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763) - капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739--1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) - русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773- 1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова", 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - первый -русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736-1741), С 1742г.- адъюнкт, с 1745 г. - первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728-1778) - русский поэт. Автор поэм "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" (1766^1767).

Ползунов Иван Иванович (1728-1766) - русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730-1760) - русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744) - скульптор. Итальянец. С 1716г. - на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала ("Императрица Анна Иоанновна с арапчонком", 1733- 1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771) - выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) - русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека ("Неизвестная в розовом платье", 1775; "В. Е. Новосильцова", 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) - русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686-1750) - русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение - "История Российская с древнейших времен".

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745-1759). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).

Трезини Доменико (1670-1734) - русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710-1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12-ти коллегий (1722-1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) - русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771-1787), ограды Летнего сада (1771- 1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) - русский писатель. Автор известной эпической поэмы "Россияда" (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747- 1795)- русский купец, первопроходец. В 1775г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740-1805)-выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775;

И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764-1840) - русский композитор. Автор одной из первых русских опер "Сильф, или Мечта молодой женщины".

1) С. Эзенштейн, И. Бергман, Л. Висконти, А.Тарковский.

Эйзенштейн стремился создать совершенно новое, революционное киноискусство. В центре фильма Эйзенштейн хотел поставить рабочую революционную массу. "Стачка" была таким бесфабульным и безгеройным фильмом, обобщающим массовый революционный опыт стачечной борьбы. Стремясь сильнее воздействовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, впечатляющие эпизоды, называя их "аттракционами". Он с помощью монтажа создавал кинометафоры, подобные литературным. Соединяя показ шпиков с показом крупным планом животных - обезьяны, бульдога, совы, он высмеивал врагов рабочего класса. Сближая кадры разгона демонстрации казаками с кадрами, показывающими убой быка, пытался метафорически выразить понятие "бойня". Не все опыты удавались одинаково хорошо, но все же "Стачка" явилась первым подлинно революционным фильмом о массовых действиях пролетариата.

Невиданный успех завоевал Эйзенштейн своим вторым фильмом - "Броненосец "Потемкин" (1925). Восстание моряков на военном корабле в июле 1905 г. в этой картине стало образом первой русской революции, трагически подавленной, но не побежденной.

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием `Травля`, который был экранизирован в 1944 году. Позднее Бергман начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание получили его режиссерские работы 50 - 60-х годов - `Земляничная поляна`, `Седьмая печать`, `Улыбки летней ночи`, `Молчание`, `Персона`, эти фильмы принесли Ингмару Бергману известность и уважение профессионалов. Выдающийся режиссер продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия, причем почтидля всех своих картин сценарии писал сам. В 70 - 80-е годы на экраны вышли `Прикосновение`, `Осенняя соната`, `Из жизни марионеток`, `Змеиное яйцо`, `Фанни и Александр`. Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссер, впоследствии не расставался с театром и ставил пьесы У.Шекспира, Г.Ибсена, А.Чехова, А.Стриндберга.

Висконти (Visconti) Лукино (р. 2.11. 1906, Милан), итальянский режиссёр театра и кино, сценарист. Родился в аристократической семье. Работать в кино начал в 1936. Входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, выступал в киножурналах антифашистской направленности ("Бьянко и неро" и др.). Первая режиссёрская работа -- фильм "Одержимость" (1942) по мотивам романа американского писателя Дж. Кейна "Почтальон всегда звонит дважды". В годы 2-й мировой войны Висконти Лукино участвовал в Движении Сопротивления.

Висконти Лукино был одним из основоположников неореализма. Наиболее значительные фильмы: "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Чувство" (1954), "Рокко и его братья" (1960), "Леопард" (1962, по роману Дж. Т. ди Лампедузы) и "Проклятые" ("Гибель богов", 1970).

С 1945 работает также как театральный режиссёр. Поставил спектакли: "Смерть коммивояжёра" (1950) и "Вид с моста" (1958) Миллера, "Три сестры" (1952) и "Дядя Ваня" (1956) Чехова; оперы "Травиата" и "Трубадур" Верди и др. Ряд фильмов Висконти Лукино получил премии международных кинофестивалей.

Андремй Арсемньевич Таркомвский (4 апреля 1932, Юрьевец, Ивановская область, РСФСР -- 29 декабря 1986, Париж, Франция) -- кинорежиссёр, сценарист. По мнению многих зарубежных критиков, после Эйзенштейна это второй по значимости советский режиссёр по вкладу в мировой кинематограф и влиянию на историю его развития.

2) А.Камю, Э.Фромм, А. Швейцер.

Камю Альбер , французский писатель, публицист и философ родился в 1913 г. в Мондови (Алжир) в семье рабочего. Активно занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе "Изнанка и лицо" (1937). В 1934--1937 гг. состоял в компартии.

В 1938 г. вышел в свет его роман "Бракосочетание", после чего Камю переехал во Францию, в Париж, где сотрудничал в подпольной газете "Комба". Камю издал философское эссе "Миф о Сизифе", сравнивая бытие человека с сизифовым трудом, утверждая, что смысл жизни -- в труде и постоянной деятельности. В 1947 г. выходит в свет роман "Чума", где фашизм являет собой символ зла и насилия. Те же проблемы Камю поднимает в пьесе "Калигула", в основу которой легло произведение Светония "Жизнь двенадцати цезарей". В 1951 г. была издана книга "Бунтующий человек", в которой Камю резко осуждал диктатуру и тоталитаризм во всех их проявлениях, в том числе и коммунизм. В 1956 г. была опубликована повесть "Падение", в которой проблемы вины и раскаяния рассматривались в духе этических норм христианства.

В 1957 г. Камю присуждена Нобелевская премия в области литературы "за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести".

Фромм Эрих , немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в семье еврея-виноторговца.

Окончив гимназию, Фромм стал одним из организаторов "Общества еврейского народного образования", в 1919 г. поступил в Гейдельбергский университет, который закончил в 1922 г., получив степень доктора философии. Под воздействием теорий 3. Фрейда увлекся психоанализом и отказался от круга прежних ценностей. Стал изучать буддизм и соединять психоанализ с практической медициной. Ряд лет вел практику врача-психоаналитика, совмещая ее с научным и литературным трудом, с 1951 г. -- профессор университета в Мехико

Постепенно Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Мировую известность Фромму принесли книги по основанному им направлению аналитической социальной психологии, разрабатывающей цельную концепцию человеческой личности и ставящей основным объектом изучения механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Основные работы: "Бегство от свободы" (1941), "Сказки, мифы и сновидения" (1951), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Современный человек и его будущее" (1959), "Освобождаясь от плена иллюзий" (1962), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть" (1976).

Швейцер Альберт , немецко-французский мыслитель, богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Родился 14 января 1875 г. в Эльзасе, в Кайзерсберге, в семье лютеранского священника. Защитив в 1901 г. докторскую диссертацию "Религиозная философия Канта", становится профессором, а затем и директором Теологического колледжа Святого Фомы. В 1906 г. опубликовал свой основной теологический труд "Вопрос об историческом Иисусе". Одновременно с научной деятельностью продолжал завоевывать известность как органист и музыковед -- в 1911 г. за создание биографии И. С. Баха получил степень доктора музыковедения. Однако, еще в 22 года, Швейцер дал себе клятву заниматься философией, музыкой и теологией лишь до 30 лет, а всю остальную жизнь посвятить непосредственному служению человечеству. Во исполнение этой клятвы Швейцер в 1905 г. поступает в медицинский колледж Страсбургского университета и в 1911 г. получает диплом врача. В 1918 г. вернулся в Европу и до 1924 г. выступал как концертирующий органист и писал книги, наиболее известные из которых -- вышедшие в 1923 г. "Философия культуры. Упадок и возрождение цивилизации" и "Философия культуры. Культура и этика", которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей.

В 1928 г. Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гёте, а в 1952 г. -- Нобелевская премия мира, на средства от которой он построил лепрозорий при своей больнице. В конце жизни стал активным борцом за ядерное разоружение и полный запрет испытаний атомного оружия. Умер Швейцер 4 сентября 1965 г. в Ламбарене.

3) Хемингуэй Эрнест Миллер , американский писатель, родился 21 июля 1899 г. близ Чикаго в семье обеспеченного врача. Рано начал писать стихи и рассказы, поэтому, окончив школу (1917) стал работать репортером в канзасской газете "Стар", но через полгода ушел на фронт Первой мировой войны, став шофером американского отряда Красного креста. Вернувшись с войны, в 1920--1923 гг. работал в канадской газете "Торонто дейли стар" сначала местным, а затем и европейским репортером.

Первая книга Хемингуэя -- сборник рассказов "В наше время" (1925), вышла в Париже, в следующем году появился роман "И восходит солнце" ("Фиеста"), посвященный "потерянному поколению", как и принесший автору мировую популярность роман "Прощай, оружие!" (1929).

Во время Второй мировой войны Хемингуэй вновь возвращается в ряды армии США; по окончании войны в его творчестве вновь наступает заметный спад -- весьма слабый и во многом вторичный роман "За рекой, в тени деревьев" (1950) и незавершенный роман "Острова в океане" (опубликован 1970). Однако в 1952 г. появляется повесть-притча "Старик и море", ставшая итогом творчества писателя, за которую ему были присуждены Пулицеровская (1953) и Нобелевская (1954) премии.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд родился 24 сентября 1896г. в Сент-Поле (шт. Миннесота) в семье мелкого предпринимателя.

  • 1920 - выходит первый роман "По эту сторону рая" (This Side of Paradise), начатый еще во время Первой мировой войны. Сюжет романа взят из собственной жизни автора. "This Side of Paradise" показывает стандартный сценарий жизни молодого человека в США 1920-х годов. Популярность романа Фицджеральда открывает ему дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах, например "Scribner"s", "The Saturday Evening Post". Помимо известности, эта работа приносит неплохой заработок. Такие неожиданные изменения в финансовом положении Фицджеральда позволили ему и Зельде жить настолько красиво, что Ринг Ларднер назвал их принцем и принцессой своего поколения.
  • 1922 - опубликован второй роман Фицджеральда "Прекрасные, но обречённые" (The Beautiful and Damned), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов "Сказки века джаза" (Tales of the Jazz Age).
  • 1923 - выходит малоудачная пьеса "Овощ" (Vegetable; русский перевод "Размазня"), принёсшая лишь убытки.
  • 1925 - по возвращении в Париж Фицджеральд заканчивает и публикует роман "Великий Гэтсби" .
  • 1926 - выходит сборник рассказов "Все эти печальные молодые люди". Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает сильно пить.
  • 1934 - выходит роман "Ночь нежна" (Tender Is the Night) - не лишённая автобиографических мотивов трагическая история молодого психиатра Дика Дайвера, чей талант загублен богатством и обманчивым счастьем праздной и внешне яркой жизни.
  • 1935 - сборник рассказов "Сигналы побудки" (Top at Reveille).
  • 1937 - Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде, где знакомится с Шейлой Грэхем и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.
  • 21 декабря 1940 - Фицджеральд умер в собственном доме в Калифорнии от сердечного приступа.
  • 1941 - посмертно опубликован неоконченный роман Фицджеральда "Последний магнат" (The Last Tycoon), в котором даётся блестящее описание кинобизнеса.

Русский химик Герман Иванович (Герман Генрих) Гесс родился в Женеве в семье художника, который вскоре переехал в Россию. В 15-летнем возрасте Геcc уезжает в Дерпт (ныне Тарту, Эстония), где учится сначала в частной школе, а затем в гимназии, которую с блеском заканчивает в 1822 г. Вернувшись в Дерпт, Гесс получил назначение в Иркутск, где ему предстояло заниматься врачебной практикой. В Иркутске он занимался также изучением химического состава и лечебного действия минеральных вод, исследовал свойства каменной соли в залежах Иркутской губернии. В 1828 г. Гессу было присвоено звание адъюнкта, а в 1830 г. - экстраординарного академика Академии наук. В том же году он получил кафедру химии в Петербургском технологическом институте, где разработал учебный план практической и теоретической химии. В 1832-1849 гг. состоял профессором Горного института, преподавал в Артиллерийском училище. В конце 1820-х - начале 1830-х гг. он обучал основам химических знаний цесаревича Александра, будущего императора Александра II.

Мировую известность Герман Гесс получил как основатель термохимии. Учёный сформулировал основной закон термохимии - "закон постоянства сумм теплот", являющийся приложением закона сохранения энергии к химическим процессам. Согласно этому закону, тепловой эффект реакции зависит только от начального и конечного состояний реагентов, а не от пути протекания процесса (закон ГессаГессу принадлежит также открытие второго закона термохимии - закона термонейтральности, согласно которому при смешивании нейтральных солевых растворов тепловой эффект отсутствует. Гесс занимался также вопросами методики преподавания химии. Его учебник "Основания чистой химии" (1831) выдержал семь изданий (последнее - в 1849 г.).

4) Александр Николаевич Скрябин - великий русский композитор и пианист. В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее... Его современникам казалось, что он ушел слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю мальчик относился как к живому существу. Он и сам их мастерил в детстве - маленькие игрушечные рояли... Антон Рубинштейн, некогда обучавший матушку Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.

Музыку Скрябин стал сочинять рано - в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. Скрябин начинает рано и успешно гастролировать. Первая поездка за границу - Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя. Затем Париж. Рецензенты, как и публика, благосклонны к нему. "Он - весь порыв и священное пламя", - пишет один. "Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян - первых пианистов в мире", - утверждает другой. Параллельно Скрябин много пишет, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. В 1897 году закончены его знаменитая Вторая соната (всего их будет 10) и Концерт для фортепьяно с оркестром. В том же году он женится на В. И. Исакович, блестящей пианистке, тоже выпускнице Московской консерватории. Они давно знакомы, у них общие интересы, но брак будет неудачен и через семь лет кончится разрывом.

Д. Шостакович - Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге 25 (по старому стилю 12) сентября 1906 года.

Отец - инженер-химик, любитель музыки. Мать - одаренная пианистка, давшая сыну первоначальные навыки игры на фортепиано. Мальчик начал сочинять с 9 лет. В 1923 году Д. Шостакович окончил консерваторию как пианист, а в 1925 году - как композитор. Его дипломной работой была "Первая симфония", положившая начало мировой известности автора. После ее премьеры в Ленинграде в 1926 году критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.

В эти же годы Д. Шостакович концертирует как пианист. В 1927 году он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.

В 1932 году Д. Шостакович завершил работу над партитурой оперы "Леди Макбет Мценского уезда", которая в 1934 году была поставлена в Ленинграде и Москве и шла под названием "Катерина Измайлова". Опера была поставлена в театрах Северной Америки и Европы.

Л. Армстронг - Настоящее имя: Луи Дэниэль Армстронг (Louis Daniel Armstrong)

Великий американский джазовый музыкант, трубач, корнетист, вокалист, руководитель оркестра, композитор. Рос в бедной, неблагополучной семье. С детства был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь продавцом газет, разносчиком угля, старьевщиком и тому подобное. В Сторвилле (новоорлеанском "квартале развлечений") слышал многих музыкантов раннего джаза, пел в уличном вокальном ансамбле, играя также на барабанах. За случайный озорной поступок, стрельбу на улице из пистолета, похищенного у полисмена - одного из "посетителей" матери, попал в 1913 г. в исправительный дом. Здесь, несмотря на трудности, начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения вернулся домой, перебивался редкими заработками, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжал учиться у новоорлеанских музыкантов. Благодаря знакомству с "Кингом" Оливером и по его рекомендации, был принят в оркестр "Кида" Ори на место Оливера, уехавшего в Чикаго. В этот период стал профессиональным музыкантом. С ноября 1925 Луи начал записываться с созданными им студийными ансамблями Hot Five. В 30-е годы совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только за рубежом, но и на родине. Прежде в США он был популярен главным образом у негритянской публики.

5) Эйнштейн Альберт , немецкий физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики. Родился Эйнштейн 14 марта 1879 г. в Ульме в семье совладельца электромеханического предприятия. В гимназии увлекся философией, математикой и популярной литературой по астрономии. Закончил Цюрихский политехнический институт (1900), в 1902--1909 гг. -- эксперт в федеральном патентном бюро в Берне. Здесь Эйнштейн опубликовал свои первые научные работы, одна из которых -- "Новое определение размеров молекул" (1905) была защищена им в Цюрихском университете как докторская диссертация. В те же годы Эйнштейн разрабатывает и доказывает общие положения теории относительности, положившей конец т. н. "ньютоновской физики", выполняет исследования по статистической физике, броуновскому движению, теории излучения и др. Эти работы принесли ученому широкую известность: в 1909 г. он стал профессором Цюрихского университета, в 1911--1912 гг. -- Немецкого университета в Праге. В 1912 г. Эйнштейн возвращается в Цюрих и занимаег кафедру в Цюрихском политехникуме. На следующий год избирается членом Прусской и Баварской Академии наук и в 1914 переезжает в Берлин, где до 1933 г. является одновременно директором физического института и профессором Берлинского университета. В этот период он завершает создание общей теории относительности и развивает квантовую теорию излучения. В 1921 г. за открытие законов фотоэффекта и работы в области теоретической физики ему присуждается Нобелевская премия по физике и фотохимии.

С приходом к власти в Германии нацистов, Эйнштейн в знак протеста против фашизма в 1933 г. отказывается от германского подданства, выходит из состава академии и эмигрирует в США, где становится членом Принстонского института высших исследований. Научные труды Эйнштейна сыграли большую роль в развитии современной физики, явившись основой квантовой электродинамики, квантовой теории поля, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц и других разделов физики и астрофизики. Умер 18 апреля 1955 г. в Принстоне.

Вернадский Георгий Владимирович - крупнейший историк русского зарубежья. Родился 20 августа 1887 года в Петербурге, но детские и юношеские годы провел в Москве, где его отец, выдающийся отечественный ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) был профессором Московского университета. Еще в студенческие годы, наряду с темой масонства, его интересовало изучение влияний Востока на русскую историю, чему он посвятил несколько ранних статей. В дальнейшем эта тема станет в его научном творчестве ведущей. Во время гражданской войны Г. Вернадский вместе со своей женой Ниной Владимировной покидает столицу и переезжает вначале в Пермь (в 1918-1920 годах он работает профессором истории во вновь открытом пермском университете), а затем в Таврическом университете в Симферополе. В течение нескольких месяцев возглавлял отдел печати в правительстве генерала Врангеля.

После эвакуации из Крыма Г. Вернадский около года прожил в Афинах, где изучал в архивах источники по византийской истории, а затем переехал в Прагу, где получил должность профессора истории русского права на русском юридическом факультете. Основными трудами Г. Вернадского, созданными в период существования евразийского движения были такие работы, как "Начертания русской истории" (1927), "Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени" (1934), "Звенья русской культуры" (1938).

Винер Норберт (26 ноября 1894, Колумбия, шт. Миссури -- 18 марта 1964, Стокгольм), американский математик. В своем фундаментальном труде "Кибернетика" (1948) сформулировал основные ее положения. Винер -- автор трудов по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной технике. Винер сформулировал основные положения новой науки -- кибернетики, предметом изучения которой стали управление, связь и обработка информации в технике, живых организмах и человеческом обществе.

6) С. Дали - 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Детство Дали прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании, красивейшем уголке земного шара.

Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка старанием пытался рисовать. Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.

Когда Дали было почти 15 лет его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Далее он поступил в Мадридскую Художественную академию

В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании "Студиум" он публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму.

Школа живописи, в которой он учился постепенно разочаровывала его и в 1926 году Дали был изгнан из академии за свое вольнодумие. В том же 1926 году Сальвадор Дали уехал в Париж, пытаясь найти там для себя что-то по душе. Вступив в группу, обьединившуюся вокруг Андре Бретона он начал создавать свои первые сюрреалистические работы ("Мёд слаще крови"1928; "Светлые радости"1929)

В начале 1929 года состоялась премьера фильма "Андалузский пес" по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сам сценарий был написан за шесть дней! После скандальной премьеры этого фильма был задуман еще один фильм под названием "Золотой век".

В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма - "Золотой век".

К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог жениться на ней. Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала,в прямом смысле,жила жизнью Дали,а он в свою очередь обожествлял ее,восхищался ей.

Между 1936 и 1937 годом Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин "Метаморфоза Нарцисса".

В 1953 году проходит большая ретроспективная выставка Сальвадора Дали в Риме. На ней представлены 24 картины,27 рисунков,102 акварели!

В 1973 году в Фигуэрасе был открыт "Музей Дали". Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Сальвадора Дали можно смело назвать неповторимым величайшим гением сюриализма 20-го века!

Пабло Пикассо (Руис-и-Пикассо) (Picasso) (25 октября 1881, Малага - 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский художник, испанец по происхождению.

"Голубой" и "розовый" периоды.

На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-1904) приходится так называемый "голубой период": в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал - "кто грустен, тот искренен"); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя ("Любительница абсента", 1901; "Свидание", 1902, обе в Эрмитаже; "Старый нищий старик с мальчиком", 1903, Музей изобразительных искусств, Москва). В следующий период, получивший название "розового", появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода - от "голубого" к "розовому" - "Девочка на шаре" (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

В 1907 году Пикассо создает композицию "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А. Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. В композициях появляется "кубистическая тайнопись": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж - вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объем инородного материала в картине увеличивается (присыпки песком, вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использование гипса и т. п.). Неоклассицизм.

Уже в картине "Художник и его модель" (1914) и в ряде рисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм. Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденции становятся явными для всехНекоторые рисунки мастер делает по фотографиям.

Сюрреализм.

Так, в середине 1920-х годов он испытывает влияние сюрреализма - пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке форм которых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальными элементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетая впечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В 1930 году художник делает серию из 30 офортов к "Метаморфозам" Овидия. В 1930-1937 годах создает "Сюиту Воллара";

Послевоенный период.

В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии; в первом послевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал. В 1950 году он рисует знаменитого "Голубя мира", в 1951 году пишет картину "Война в Корее" (собрание семьи художника). Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название "музей Пикассо". В 1960-е годы Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Расстрел повстанцев" Гойи, "Завтрак на траве" Мане и др.). Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века.

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев - 1935, Ленинград) - художник-авангардист. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Малевич много работал над полотнами новой живописной системы, названной им "супрематизм" ("Черный квадрат", 1913), принципы которой были изложены им в брошюре-манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". После Февральской революции 1917 г. Малевич был избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля. После Октябрьской революции создал декорации и костюмы для постановки "Мистерии-буфф" В.В. Маяковского, написал теоретическую работу "О новых системах в искусстве", вместе с Шагалом в Витебске руководил мастерской в Народной художественной школе, участвовал в выставках. В 1922 закончил рукопись "Супрематизм. В 1930 его работы были выставлены в Австрии и Германии; он прочел курс лекций по теории живописи в Доме искусств Ленинграда.

7) Дж. Леннон - (полное имя Джон Уинстон Леннон) родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле, Великобритания, умер 8 декабря 1980 года в Нью -Йорке, США. Летом 1956 года Джон Леннон познакомился с Полом Маккартни - они начали писать песни, пробовали собирать группы, последней из которых и стала The Beatles. Еще до официального распада The Beatles в 1970 году (Джон хотел выйти из группы и раньше), он приступил к сольной работе, которая проходила главным образом в сотрудничестве с его второй женой Йоко Оно. В ноябре 1966 года вышел первый сольный альбом Джона Леннона (с Йоко Оно). В конце 1970 года выходит первый альбом новой группы. Эпиграфом к этому альбому - и всей последующей жизни художника - можно считать фразу из песни "Бог": "Я не верю в The Beatles, я верю только в себя, в Йоко и себя". В октябре 1971 года Джон Леннон записывает свой лучший альбом "Imagine", мгновенно занявший высшую строку в хит-парадах Англии и США.

Английская рок-группа Rolling Stones была основана в 1962 в Лондоне. В ее первоначальный состав входили: певец Мик Джаггер, гитарист Кейт Ричард, Брайан Джонс и Иэн Стюарт.

В начале 1964 в прессе появились негативные отклики о группе, которые были вызваны, мягко говоря, неадекватным поведением музыкантов, а также длиной их волос. Однако музыканты продолжали работать. В 1964 вышел их первый альбом под названием "Rolling Stones" ("Катящиеся камни"), третий их сингл "Not Fade Away" представлял собой причудливую мозаику из репертуара Бадди Холли и Бо Дидли, украшением которой стал эффектный голос Джаггера.

Вклад ее в мировой рок невозможно переоценить, ROLLING STONES давно уже стали культовыми фигурами.

Анджей Вайда выдающийся кинорежиссёр

Польский режиссер Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках. Вайда учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Во время учебы он работал вторым режиссером на фильме "Пятеро с улицы Барской", который ставил режиссер А.Форд. Окончив в 1954 году киношколу, режиссер дебютировал картиной "Поколение", которая положила начало "польской школе кино". Широкое признание к Вайде пришло после фильма "Канал" (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Одной из лучших работ Анджея Вайды этого периода считается лента "Пепел и алмаз", поставленная им по одноименному роману Ежи Анджеевского и рассказавшая о трагедии молодых подпольщиков. Роль Мацека в этом фильме принесла известность актеру Збигневу Цибульскому. В дальнейшем темы войны режиссер касался в картинах "Летна", "Самсон", "Пейзаж после битвы", "Корчак", "Перстенек с орлом в короне", "Страстная неделя". Кроме того, Анджей Вайда снимал лирические фильмы и сатирические комедии ("Барышни из Вилко", "Березняк", "Земля обетованная", "Невинные чародеи", "Охота на мух"). Немалое место занимают в творчестве режиссера экранизации литературной классики, как польской, так и мировой - "Свадьба", "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие". Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда он снял такие фильмы, как "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон".
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов "Гамлета", "Бесы" и "Преступление и наказание" (по Ф.М.Достоевскому).
Творчество режиссера было отмечено премиями "Оскар", "Сезар", "Феликс", а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почетного доктора.
В 1999 году Анджей Вайда поставил историческую картину "Пан Тадеуш", рассказывающую о Польше времен Наполеоновских войн.
В 2000 году Анджей Вайда получил премию "Оскар" за заслуги в кинеметографии.

Генрик Венявский - великий польский скрипач и композитор

Великий польский скрипач и композитор. Родился 10 июля 1835 г. в Люблине, умер 31 марта 1880 г. в Москве. В 1843 г. был принят в консерваторию в Париже, где с 1844 г. был учеником Л.Массарта. В 1846 г., успешно закончив консерваторию, начал активную концертную деятельность. В 1851-1853 гг. вместе с братом Юзефом выступал в Польше, России, Германии, а затем концертировал во Франции и Англии. В 1860-1872 гг. был солистом императорского двора в Петербурге. В 1862-1868 гг. - профессор по классу скрипки Петербургской консерватории. Вместе с Антоном Рубинштейном совершил большое турне по странам Америки (1872-1874). В 1875-1877 гг. - профессор Брюссельской консерватории по классу скрипки. Затем вновь вернулся к концертной деятельности.
Был блестящим виртуозом, которого по яркости таланта сравнивали с великим Н.Паганини. Представитель романтического исполнительского искусства. Как композитор обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки и др.). Его именем названы многие международные конкурсы, учрежденные в Варшаве (с 1935), в Познани (с 1952), а также конкурсы композиторов и скрипичных мастеров (с 1956).

Анна Герман популярная в прошлом певица

Анна Герман родилась 14.02.1936 в Советском Союзе в городе Ургенче (Средняя Азия) в семье русских переселенцев. Среди ее далеких предков, были эмигранты из Голландии, которые оказались в России в середине XVII века. Прапрадед Анны по отцовской линии, около сорока лет проживший на хуторе на юге Украины, вынужден был отправился в Среднюю Азию, где и остался навсегда.
Родным языком для Анны стал русский язык в силу семейных традиций. Своего отца Анна практически не помнила - когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны. После этого им с мамой пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война.
Мать Анны вторично вышла замуж и после войны в 1946 году они уехали в Польшу на родину ко второму мужу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо ей давались языки (ей с детства приходилось общаться на разных местных языках еще на родине) - она хорошо знала голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь. После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Там на геологическом факультете Вроцлавского университета, проявился ее талант в студенческом театре «Каламбур», на Вроцлавской эстраде. Проучившись шесть лет, в геологию не пошла - выбрала песню.
Первый успех пришел к ней на 3-м Сопотском фестивале, потом был триумф на втором фестивале польской песни в Ополе с песней «Танцующие Эвридики». Первые выступления в Москве, где ей предложили записать первую пластинку, снова Сопот, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой.
В 1967 Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо где были такие знаменитости в то время как Доменико Модуньо, Далида, Сонни, Шер, Клаудио Вилла. Позже имеет большой успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Все складывалось хорошо, но, к сожалению, судьба обошлась с ней жестоко - она попала в автомобильную катастрофу.
Анна с водителем ехали в машине по горной дороге. На одном из сложных участков дороги водитель задремал и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате столкновения Анну выбросило из машины так далеко, что ее поначалу просто не заметили. В этой автокатастрофе она получает сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. 12 дней Анна не приходит в сознание, затем следуют тяжелые операции, все ее тело заковано в гипс.
Лишь к 1970 она начинает ходить по квартире. Весной 1972 Герман возобновляет концертные поездки. Осенью она приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда». В Польше у нее не оказалось своего автора, а в СССР ей стали предлагать свои новые песни В. Шаинский, О. Фельцман, В. Добрынин, Е. Птичкин, А. Бабаджанян, Я. Френкель и многие другие композиторы. В 70-е годы А. Герман стала часто исполнять песни для Российских слушателей, которые им очень понравились особенно в ее исполнении. Многие из этих песен стали шлягерами того времени, а некоторые остались навсегда. Например: "Надежда", "Когда цвели сады", "Мы долгое эхо друг друга", "Гори, гори моя звезда" и др.
В 1975 году у нее родился сын. Вроде все складывалось хорошо, но судьба в очередной раз обошлась с ней жестоко - в начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли - в Австралию. Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Однако спасти А. Герман так и не удалось.
А. Герман похоронили на варшавском кладбище а на черном надгробии выгравировали скрипичный ключ и ноты.

Станислав Лем - знаменитый писатель-фантаст

ЛЕМ (LEM) Станислав (р. 12.09.1921). Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ литры, классик совр. НФ. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском (ныне -Украина) мед. ин-те в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности; с нач. 1950-х гг. - професс. писатель. Дебютировал в лит-ре в 1946 г.; в НФ - тогда же (р-зы “Чужой” и “История одного открытия”, а также повесть “Человек с Марса”). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политехнического ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т. ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1956). НФ и философское тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей - энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. XX в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, “обкатывались” его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив разл. наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным НФ произв. Л. относятся: ранние романы - “Астронавты” (1951; рус. 1955) и “Магелланово облако” (1955; рус. 1958); сатирические циклы - “Звездные дневники Ийона Тихого” (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и “Кибериада”, также составивший неск. сб.; цикл о космическом пилоте Пирксе - сб. “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и др., поздний роман “Фиаско” (1987); романы - “Эдем” (1959; рус. 1967), “Солярис” (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), “Возвращение со звезд” (1961; рус. 1965), “Непобедимый” (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман “Солярис” экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Л. также известен оригинальной философски - футурологической книгой “Сумма технологии” (1964; рус. 1968), рядом философских и лит.-критических трудов.

Адам Мицкевич- знаменитый польский поэт

МИЦКЕВИЧ, АДАМ (Mickiewicz, Adam) (1798–1855), польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу.
В России Мицкевич написал Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1826) и эпическую поэму в байроновском духе Конрад Валленрод (Konrad Wallenrod, 1828), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829–1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830–1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832–1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть Дзядов (Dziady) и Пан Тадеуш (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета – распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой.
После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 он был отправлен в отставку. В 1855 Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября 1855. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Циприан Камиль Норвид - крупнейший поэт, драматург, художник

Циприан Камиль Норвид / Cyprian Kamil Norwid (1821 - 1883) Купитькнигипоэта Циприан Камиль Норвид - стихи, стихотворные переводы... Крупнейший польский поэт, драматург, художник. В 1842 году он покинул родину и уехал в Италию, желая продолжить художественное образование. В 1846 году был арестован в Берлине прусскими властями, после освобождения перебрался в Париж. В конце 1852 года выехал в Америку, затем снова вернулся в Европу, жил в Париже. Современник Мицкевича, Словацкого, Шопена. С грустью называя себя "неизвестным поэтом", он верил в возрождение гармонии в искусстве, которое, как утверждал поэт, можно постичь лишь в "обществе свободных личностей", отстаивающих свое право мыслить и созидать; он был сторонником прогрессивной эволюции, выступая против революционного насилия; именно в искусстве он видел силу воздействия на социальную действительность (поэма "Promethidiоn" - 1848-1850). Современники ценили Норвида как блестящего оратора и великолепного декламатора, прекрасного художника, но только создатели "Молодой Польши" оценили его литературный гений. Литературное наследие поэта характеризуют глубокие философские обобщения, смелое новаторство, но прежде всего - всесторонний интерес к человеку, к содержанию его жизни. Наиболее оригинальны его цикл "Vade mecum" (1865-66), в который вошел шедевр норвидовской лирики "Рояль Шопена", а также "Вещь о свободе слова" (1869). Эти и многие другие жемчужины интеллектуальной лирики поэта были опубликованы посмертно. Последние годы поэт жил в крайней нищете. С февраля 1877 он был вынужден жить в приюте на парижской окраине Иври. Скончался в 1883. Спустя пять лет прах поэта был перенесен на кладбище Монморанси и погребен в общей могиле безвестных польских скитальцев.
Большинство важнейших творений поэта сохранилось в фрагментах и дошло до нашего времени в рукописях: "За кулисами", "Тиртей", "Клеопатра", "A Dorio ad Phrygium", "Перстень великосветской дамы", "Эмиль из Гоставя", "Графиня Пальмира".
Сегодня имя Норвида в пантеоне польской литературы находится рядом с именами Мицкевича и Словацкого.

Кшиштоф Пендерецки - выдающийся композитор и дирижер

Выдающийся польский композитор и дирижер, одна из самых интересных личностей в современной мировой музыке, один из создателей современного музыкального авангарда. Выпускник Ягеллонского Университета и Высшего Государственного Музыкального Училища в Кракове (позже переименованного в Музыкальную Академию). С 1958 г. профессор композиции. Преподавал во многих учебных заведениях в Польше и за границей. В 1972-1987 гг. ректор Музыкальной Академии в Кракове. В 1987-1990 гг. был худ. руководителем Краковской филармонии. С 1988 г. - главный дирижер Северно-немецкого оркестра радио в Гамбурге.
Почетный член Королевской Музыкальной Академии в Лондоне и Стокгольме, почетный доктор многих университетов, лауреат самых престижных музыкальных премий мира, в том числе им. Сибелиуса в Хельсинки (1983), премии "Гремми" в США (1988), "Грейвмейер Авард" в США (1990).

Важнейшие произведения К.Пендерецкого:
- "Памяти жертв Хиросимы - трен" (1960)
- "Страсти по Луке" (1963/65)
- "Заутреня" (1970)
- "Космогония" (1970)
- "Магнификат"(1974)
- "Семь врат Иерусалима" (1996)
оперы:
- "Люденские демоны" (1968)
- "Потерянный рай" (1978)
- "Черная маска" (1987)
- "Король Убю" (1991).
Автор пяти симфоний, трех квартетов, ряда концертов и др.

Юлиуш Словацки - великий поэт и драматург

Великий поэт и драматург, наряду с А. Мицкевичем является основоположником польского романтизма. Образование получил в Вильнюсском университете им. Стефана Батория. Во время ноябрьского восстания 1830 г. работал в Дипломатическом бюро Национального правительства. В патриотических стихах, написанных в этот период, звучит голос поэта-гражданина. "Воскресение народа стало моментом воскресения мечтаний," - писал позже Ю. Словацки в автобиографии. Однако в марте 1831 г. поэт покинул Варшаву (уехал как дипкурьер в Париж, а затем в Лондон). После поражения восстания Ю. Словацки остался в эмиграции. Жил в основном в Париже, 1833-1836 провел в Женеве, в 1837-38 путешествовал по Греции, Египту и странам Ближнего Востока.В своих ранних произведениях Ю. Словацки подражал Байрону и Шекспиру. В период зрелого творчества стал выразителем исканий и разочарований своего поколения, предъявляя от его имени счет жизни и истории. Творчество поэта поражает многогранностью жанровых поисков, обилием замыслов, многие из которых, впрочем, так и не были доведены до конца. Особенно значителен его вклад в развитие романтической драмы. Драмы "Кордиан" (изд. 1834, пост. 1899), "Балладина" (1835, изд. 1839, пост. 1862), "Лилла Венеда" (1840, пост. 1863), являются шедеврами польской драматургии. Мотивы индивидуального трагизма переплетаются в них с национальными историко-философскими проблемами. В драмах "Балладина" и "Лилла Венеда" поэт пытался найти в мире мифов и преданий образцы национального характера и истории. Мастерство в соединении трагических и комических мотивов, фантазии и реальности, которое заметно в "Балладине", наиболее полно проявилось в поэме "Беневски" (1841, неокончена), шедевре романтического субъективизма и литературной полемики. Другие важнейшие произведения Ю. Словацкого: прозаическая поэма "Ангелли" (1938); драмы "Горштынский" (1835), "Мазепа" (1840), "Серебряный сон Саломеи" (1844), "Самуэль Зборовский" (1845); романтическая комедия "Фантазий" (1841); неоконченная историко-философская поэма "Король-дух" (1845-1849).
Умер Ю.Словацки в Париже в 1849 году. С 1927 года прах поэта покоится в Кракове в усыпальнице Вавеля. Творчество Ю. Словацкого оказало огромное влияние на развитие польской литературы ("Молодая Польша" признала поэта своим покровителем и предшественником) и по сей день является живым источником идейного и художественного вдохновения.

Червоны Гитары - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов

Czerwone Gitary - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов. Основан в 1965 году в Грыни Я. Косселем (J. Kossel). В состав входили также: С. Караевски (S. Krajewski), К. Кленчон (K. Klenczon), Х. Зомерски (H. Zomerski), Я. Срыпчак (J. Skrzypczak) и Б. Дорновски (B. Dornowski).
"Червоны гитары" (Красные гитары) очень быстро завоевали популярность. В их репертуаре было множество популярных песен. Наиболее известные из них: "Матура" (Matura), "Не задирай нос" (Nie zadzieraj nosa), "Ведь ты боишься мышь" (Bo ty sie boisz myszy), "Никто на свете не знает" (Nikt na swiecie nie wie), "Белый крест" (Bialy krzyz), "Анна Мария" (Anna Maria), "Цветы в волосах" (Kwiaty we wlosach), "Разрешено с 18 лет" (Dozwolone od lat 18-tu).
В 1968 песня "Такие прекрасные глаза" (Takie ladne oczy) получила награду Комитета по делам Радио и Телевидения (Przewodniczacy Komitet d.s. PR i TV), а в 1969 "Белый крест" (Bialy Krzyz) получила награду Министра Культуры и Искусства (Ministr Kultury i Sztuki).
В 1970 из группы вышел Кленчон (Klenczon) (трагически погиб в 1981).
"Червоны гитары" после небольших изменений в составе в 1977 году в Сопоте завоевали вторую награду на конкурсе "Евровидения" с песней "Не успокоимся" (Nie spoczniemy).
Дискография: "To wlasnie my" (1996), "Czerwone Gitary 2" (1967), "Czerwone Gitary 3" (1968), "Na fujarce" (1970), "Consuela" (1971), "Czerwone Gitary - Warszawa" (1971), "Spokoj serca" (1971), "Rytm ziemi" (1974), "Dzien jeden w roku" (1976), "Port piratow" (1977), "Rote Gitarren" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 2" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 3" (1991), "Czerwone Gitary (1)" (1991), "Czerwone Gitary (2)" (1991), "Czerwone Gitary" (1994), "Ballady" (1994), "Koniec - Czerwone Gitary by Seweryn Krajewski" (1995), "Gold" (1996).

Фридерик Шопен - великий композитор

Великий польский композитор Фридерик Шопен родился (согласно официальным документам) 22 февраля 1810 года в Желязовой Воле. Сам композитор, однако, считал датой своего рождения 1 марта, что подтверждала и его мать. Шопен воспитывался в Варшаве в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла его мать. Отец - Миколай Шопен - француз по происхождению, образованный сын вогезского крестьянина-винодела, прибыл из Лотарингии и остался в Польше, чтобы избежать службы в наполеоновской армии. Мать - Юстына Кшижановска - служила экономкой у графини Скарбек в поместье Желязова Воля. Юность Шопена - это постижение тайн композиции у Юзефа Эльснера, ректора консерватории; это быстрые успехи игры на фортепиано, это варшавские рауты, концертирование в фешенебельных салонах, и летние каникулы в поместьях товарищей по пансиону. Музыкальные способности Шопена проявились исключительно рано: уже в восьмилетнем возрасте его называли "польским Моцартом". 24.II.1818 года он дал первый публичный концерт. О нем заговорила вся Варшава. Шопен был пристальным наблюдателем окружавшей его жизни: следил за сменой стилей и мод, прежде всего - в мире искусства, за варшавскими спорами сторонников классицизма и романтизма. Одновременно происходило формирование Шопена как пианиста. Его выступления привлекли внимание публики и прессы в Варшаве, затем в Вене, где он дал первый концерт в 1829 году. В Вене же Шопена застало известие о начавшемся 29.XI.1830 года в Варшаве восстании, что вызвало у композитора, многие друзья которого участвовали в этом восстании, тяжелый душевный кризис. Трагические переживания этого времени отразились в созданных вскоре этюдах. Трем этюдам было дано название "Революционный" в силу исключительно драматического характера. Размышления о судьбах Польши и патриотический дух прозвучали позднее в героических полонезах Шопена, а отголоски тоски по Польше звучат в некоторых мазурках, написанных на Мальорке и в Ноане.
Осенью 1831 года Шопен приезжает в Париж. Первый парижский концерт 26 февраля 1832 года сразу же принес ему огромную популярность. Шопен быстро покорил парижские салоны своим блистательным юмором и гением импровизации, быстро вошел в избранный круг людей искусства. Здесь он сблизился с Листом, Мендельсоном, Мейербером, Галеви, Гейне, встречался с Мицкевичем, который безуспешно уговаривал его написать патриотическую оперу. Большую роль в жизни Шопена того парижского периода сыграла известная писательница Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд. Шопен бывал в ее летней резиденции в Ноане, госпожа Санд сопровождала уже тогда тяжело больного композитора в его поездке на Мальорку. В те годы (1838-1847) были написаны лучшие произведения Шопена - баллады, скерцо, фантазия фа минор, сонаты си-бемоль минор и си минор, баркарола, ряд вальсов и мазурок, а также полонезы фа-диез минор, ля-бемоль мажор и полонез-фантазия. В Ноане завершилось его творчество. После разрыва с Жорж Санд композитор отправился на несколько месяцев в Англию и Шотландию. Шопен скончался в Париже 17 октября 1849 года и был похоронен не кладбище Пер-Лашез. Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику Шопену - соотечественники".
Шопен был одной из ярчайших творческих индивидуальностей в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. Он сознательно посвятил себя только фортепианному творчеству, не писал ни опер, ни симфоний. Но он впервые превратил фортепианную музыку в столь самостоятельное мощное художественное царство.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) - русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) - русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771-1829) - русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) - крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741) - мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725-1730) и 2-й (1733-1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729-1763) - русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры - И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743-1816) - русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления - "Фелица", "Вельможа", "Водопад". Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787); Московский университет (1786-1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775-1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) -русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744-1817) - русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1786) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783-1790), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) - русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743). Составил первое "Описание земли Камчатки" (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735-1818) - выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора ("зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763) - капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739--1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) - русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773- 1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова", 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - первый -русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736-1741), С 1742г.- адъюнкт, с 1745 г. - первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728-1778) - русский поэт. Автор поэм "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" (1766^1767).

Ползунов Иван Иванович (1728-1766) - русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730-1760) - русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744) - скульптор. Итальянец. С 1716г. - на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала ("Императрица Анна Иоанновна с арапчонком", 1733- 1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771) - выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) - русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека ("Неизвестная в розовом платье", 1775; "В. Е. Новосильцова", 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) - русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686-1750) - русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение - "История Российская с древнейших времен".

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745-1759). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).

Трезини Доменико (1670-1734) - русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710-1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12-ти коллегий (1722-1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) - русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771-1787), ограды Летнего сада (1771- 1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) - русский писатель. Автор известной эпической поэмы "Россияда" (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747- 1795)- русский купец, первопроходец. В 1775г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740-1805)-выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775;

И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764-1840) - русский композитор. Автор одной из первых русских опер "Сильф, или Мечта молодой женщины".



Похожие статьи
 
Категории