«Исторические мифы специально развенчивать не нужно. Тема: Исторические мифы

12.03.2019
Почему так произошло, что демократия стала эталоном правления в мире? Сама идеология демократии пришла к нам из Европы, и нынче, со скоростью звука (слово либерала) распространяется по всему миру. Где силой оружия, а где экономическими мерами, где угрозой, а где подкупом, но, демократическая идеология постепенно становится своего рода религией Мира. В любом случае, она насаждается странами, которые взяли на себя роль исторического судьи. Эту роль им никто не предлагал, да и интеллектуальный уровень таких идеологов на низком уровне. Демагогия демократии не появилась так просто. Европейская мысль к ней шла веками, уходя от веры в Бога(форма легитимности власти) и меняя свой уклад жизни ради зарабатывания денег.
ЭПОХА МИФОВ. - ()
Сама система демократии, как институт управления появился очень давно. Это одна из первых форм правления на земле. Сейчас, в исторической науке, принято обозначать то далекое время, словом «варварство». При этом добавляются разные определения к этому слову, от примитивного до архаической. Но сути это дела не меняет. Главное то, что в глубокой древности, все сообщества, были построены на демократических принципах. Эти принципы были простыми. Все решения в таких сообществах принимались сообща. И современная система демократии является наследницей именно этой «варварской» системы отношений в обществе. В древних сообществах, роль парламента играли люди, статус которых был выше своих соплеменников. Да и само коллективное сборище членов племен, ради принятия решений, походило на шабаш ведьм. В те далекие времена, религиозные концессии еще не сформировались, и особую роль в обществе играли жрецы, которые пользовались поддержкой старейшин и воинов , так как они взяли на себя миссию общению с невидимым миром. В таких обществах, каждый ее член был неотъемлемой частью жизни ячейки. Без нее он бы погиб, а вместе с ней он не просто выживал, но и был ее активным членом. Другими словами, такая единица «мира» не могла существовать самостоятельно. Заметили, куда я клоню? Демократия в древности это институт и целая система, где происходило единение с миром метафизики через обряд. Теперь демократия отвергает полностью это. Видимо потому, что созданные ей системы поддержки и есть воплощение в материальном плане сил метафизических. Их вывели в свет, и дали материальную жизнь. Рынок, а значит и деньги и биржи, существуют сами по себе не зависимо от воли человека. Пропечатал в газете второго «пошиба» информацию выгодную себе, и рынок рухнул в пользу не видимого игрока. Сегодня шабаш и обряд стали не нужны, так как вся жизнь «рыночника» и есть сплошной обряд по вызову "Сатаны" из преисподней. И не надо на меня вешать ярлыки, человек существо метафизическое, а кто верит в иное, дальше может не читать!

В разных странах формы демократии назывались по-разному, но их объединяло одно. Это коллективное решение тех вопросов , которые власть в лице определенных каст, не могла принять, или взять на себя ответственность за такое принятие. Но, человек того времени не отделял себя от законов природы, которая его окружала. Все явления в природе, принималось им с мистической точки зрения. Да и вся жизнь такого человека, была основана на мистике. Поэтому обрядность в таких ячейках мира, имела первостепенное значение. Без обрядности не делалось ничего. Человек наделял вещи и жилища, зверей и растения, особыми качествами. Это была эпоха поклонений неизвестному. Может, что-то из тех тайн мы и потеряли, но речь сейчас не об этом. Такие объединения, все свои собрания или сходки, всегда превращали в таинственное магическое действие. Решения, принимаемые на них, носили оттенок мистики, и являли собой некий договор, между душой сообщества, и таинственными высшими силами, с разрешения умерших предков. И поэтому, в ходе такого служения обществу, через собрание его членов, проводился религиозный ритуал, с вызыванием духов, выступлением жрецов. И члены общества, которые участвовали в общем сборе, являли собой сплоченную массу людей, которые подтверждали свою принадлежность к данному сообществу, готовые умереть ради него, и жить ради него же. Но уже тогда, демократия не признавала равенства всех поголовно. Сообщество людей не могло существовать без своих лидеров, власть к которым приходила исключительно по их заслугам. Если каста жрецов еще имела наследственность, то в среде института старейшин и воинов, об этом можно говорить условно. Власть элиты тут всегда основывалась на достоинстве о вкладе в общее дело. Но уже тогда существовали категории людей, которых не допускали к такому общему мистическому действию. В разных сообществах, а затем и в странах, в такую категорию людей, входили и женщины и рабы, и те, кто не имел статус гражданина. Исключались из общего совета и бедняки и иностранцы.
Такая «примитивная» магия, не могла существовать вечно. С развитием общества, и отношений как внутри государства, так и с другими странами, примитивизм заменялся более прогрессивной идеологией. Духов предков и природы, должна была заменить единая вера. Это стало возможно тогда, когда человек в обществе стал превращаться в единоличного хозяина. Ему уже не нужна была общая принадлежность к мистическим началам. Духов стал заменять Бог, который без своего представителя на земле, существовать не мог.
Тонкие грани в таком вопросе я буду избегать. Нам важно понять тенденцию. Развитие любой системы основано на определенных процессах, которые и приводят со временем к ее окончательному формированию. Формирование религии, это не просто объект изучения далекого прошлого стран. Прежде всего, религиозное сознание присутствует в каждом из нас. Народы разных стран, отличаются друг от друга и по менталитету, и по своим целям в жизни, и по отношению к окружающему миру и Богу. Такие характеры наций, формировались в ходе долгого исторического процесса стран, в которых они существовали.


Политика властей таких государств, мало отличалась в веках. Ежедневная деятельность человека, его вера, и традиции, которые передавались из поколения в поколение, и сформировали современных людей. И, общество людей отбросило демократию, как средство управления сообществом из-за того, что на определенном историческом пути, она стала не устраивать как народ, так и власть. Монархия, как власть одного, более подходило для целей, которые ставило сообщество в целом. Монарх, или царь, или государь, значения не имеет, опирался в своей государственной деятельности на тех же жрецов, которые превращались в священнослужителей, и армию. Новая вера во Христа, в его искупительную миссию, создала новый тип общества. И если до этого, демократии уже превращались в тирании, то с Христом, появилась новая идеология. Она заключалась в том, что монарх был наделен властью от Бога. И такое понятие наделяло его легитимностью. Вера в справедливость на небесах и на земле, объединилась. И такое положение дел устраивало всех членов сообщества. Каждому была отведена своя роль. Воины защищали государство от посягательств, и выступали проводниками политики монарха. Они получали от страны питание и содержания исходя из своих заслуг. И работники, на которых и держалась «экономика» страны, видели свою миссию в поддержании своих отцов и спасителей. Слово Бога, принадлежало церкви.
Человек в Европе, стремился дальше. Культура и искусство в рамках Европейской религии, вышла за рамки церкви , (Корни такого бунта были в Античности, и католицизм был первой реформой Христа) и ее представители сделали огромный шаг к будущему демократическому устройству мира. Наступила эпоха, которая вошла в историю как Ренессанс. Эпоха «Возрождения» дала миру великих деятелей культуры.


Но, получился парадокс. Он заключается в следующем. Ярким примером такого переворота является живопись великих художников той далекой эпохи. Изображенная на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна», Мария, несущая своего сына, Христа, людям, это яркий образец нового подхода к религиозному сознанию. С одной стороны, Мария понимает великую роль своего сына. Она уже видит его будущую смерть и его жизнь, полную лишений и поисков истины. И в ее глазах гордость за то, что именно этот младенец станет спасителям рода человеческого. И взгляд Христа, еще маленького ребенка наполнен осознанием своей роли и готовность к будущему. С другой стороны, Христос еще младенец, и боль матери за своего сына, читается в ее глазах. Рафаэль увидел в Марии не просто святую женщину и образ для поклонения. Он увидел в ней живого человека, чувства которого есть у каждого, кто живет на Земле.


И такое видение мира, а особенно религиозных сюжетов почерпнутых из Библии и Евангелия, привело к тому, что человеческая природа стала цениться на уровне Божественного. С другой стороны, все деятели Возрождения, были сынами своего времени. Они начали поиск идеального на земле. Цель их поиска, это такое построение общества, при котором бы все слои населения чувствовали себя бы комфортно. Их взор был направлен в прошлое. Все они были мистиками, знатоками тайных мистических учений, кабалы. Они, не отходя от Христианства, и часто выполняя волю и заказы церкви на художественные произведения, все же являлись разрушителями основ, догматов жизни Европы. Религиозные сюжеты, получая священный смысл, стали украшать храмы веры. В их произведениях, вместе с Божественным откровением, и тайным миром Бога, стал, виден человек со своими переживаниями и страданиями. Появилась проблема смысла существования на земле. И раньше такие глобальные вопросы волновали философов и лучшие умы землян. Но, с эпохи Возрождения, начался новый этап в развитии Европы. Вера во Христа стала продвигаться к явлению протеста против существующих порядков церкви в Европе. Россия же на этом фоне, развивалась по своему, особому пути.

Что бы понять, откуда взялась эта модель, под названием демократия, нужно, прежде всего, понимать, что любому событию, предшествует ряд событий, как в идеологии, так и в принципах развития общества. Нации и каждый человек, формируются с детства, впитывая в себя все установки общества в котором он живет. Время всегда диктует свои особенности и потребности. Есть потребности каждого человека в повседневности, есть потребности властей в реализации своих желаний, есть потребности государственные на мировой арене. Эта совокупность потребностей, и есть общее движение страны, ее исторический путь. Жизнь страны основывается на ее гражданах. Гражданин государства имеет потребности жить и существовать комфортно в своих условиях. Эти комфортные условия предоставляет ему государственная элита, и комфорт понятие относительное, которое зависит от идеологии. Не важно, что за идеология. Вера или атеизм. Отсюда и понятие комфорта, и его степень реализации в обществе. Стремление к комфорту таким образом может отличаться в несколько раз, если сравнивать его с точки зрения современности. Вера человека в Бога, его традиции, и имидж власти страны, составляет государственное образование. Это своего рода договор, при котором власть берет на себя ношу заботы, и право применить силу. Право силы и насилия над своими подданными и распоряжение жизнями граждан, дано власти в силу ее возвышенного положения. Власть и элита по праву считаются родовитыми, так как их способности к анализу ситуации, их личные качества, и идеология на которую она опирается, являясь носителями этой идеологии, позволяют ей распоряжаться всем. В Европе такой властью стало папство. Именно Рим , где в результате и образовался такой институт, взял на себя основную роль в Европе в вопросах веры.
Христианство не могло развиваться отдельно от государств и философской мысли в мире. И Папа, и институт папства, брал на себя роль управления. Так уж устроена любая система, где предполагается правитель и подчиненный. Папа же собирался подчинить всю Европу и не только. Такая система, когда религиозная составляющая из одного центра Европы, стала диктовать императорам стран свои условия и играть решающую роль в общеевропейской политике, приводила не только к упрочению веры, но и к сопротивлению правителей разных стран. Становление папства, было закономерным процессом. Изначально, вера во Христа и роль церкви не носило идеи ограничения рамками одного государственного образования. Церковь всегда выше таких понятий. Вера предполагает объединение людей разных национальностей и менталитета. Поэтому при таких потребностях веры, нужны общие правила игры для всех, которые включают в себя определенный язык общения с Богом и обрядность. Но, становление института папства, встречалась с сопротивлением всех сторон жизни Европы. Такой процесс шел наравне с поисками истины в Богословских вопросах, и установлению общих догматов церкви. Стала развиваться философская мысль, появлялись институты, которые и разрабатывали такие концепции. При этом церковь могла опираться на монашество и политическую элиту стран Европы. В то же время, стал происходить процесс отделения двух церквей, которые расходились в основных понятиях веры.


И уже при Льве девятом, в 1054 году, такое разделение произошло. Это разделение было объяснено теологическими расхождениями. Хотя причины его кроются намного глубже. Нам же важен только факт. Византийский патриарх Михаил Керулария, обвинил Рим в извращении основного догмата веры. Еще в 809 году, Аахенский собор принял догмат о том, что святой дух исходит как от единого Бога, так и от его сына . Это разногласие и послужило взаимной анафеме Рима и Византии. На арене появились две церкви, Католическая и Православная. Меня интересует только эти две веры во Христа, и оценивать я буду только их, по одной причине. Именно между этими двумя Христами и происходит до сих пор основной спор, что в понятиях веры, что в идеологии жизненных приоритетов на планете в целом. Оценить современность можно и нужно даже жестче. Один Христос, в лице Запада наступает, а значит, наступает и человек, с другой стороны Христос России, защищается в лице души. Другими словами идет наступление человека на душу. Что подразумевается под душой? Считать, что душа есть только у человека, по моему убеждению, ошибка. Душа существует во всем, включая и намерение человека идти к Богу, и само действие, будь то действие борьбы с грехом и наоборот. Душа, таким образом, пропитывает все пространство рядом с нами. И получается, что в схватке столкнулись две души, а значит два противоположных метафизических мира. Война обрела лицо Вселенского противостояния и отголоски ее, слышны во всех уголках Космоса человеческой души, а значит и Бесконечности.


Католическая церковь в Европе вела борьбу не только на религиозной почве, но и на политической арене. При этом развитие феодализма в Европе привело к тому, что роль городов как центра государства, стало ослабевать. Основной доход Рим получал от земель. Поэтому Европа покрылась своего рода поместьями, во главе которых стоял феодал со своей армией. Стало развиваться рыцарство. И рыцари носили характер армии не просто конкретной страны, а Европы католической в целом. Они справедливо считались хранителями веры, и ради веры готовы были идти на все. Поэтому рыцари и объединялись для крестовых походов против еретиков. С современных позиций, с точки зрения простого обывателя, трудно понять состояние души человека, жившего в то время. Вера в истинного Бога предполагает такое состояние души, при котором, все поступки человека в миру, рассматриваются с перспективы будущего посмертного наказания. Вся земная жизнь направлена на подготовку к смерти. А такая жизненная позиция, должна опираться на уверенность в своих действиях. Сомнения же остальных людей, называлось ересью и жестоко каралось инквизицией. Сама инквизиция и была создана для борьбы с ересью в учениях, и еретиками в человеческом обличье.
Власть Рима в лице папы была основана не только на вере. Одним из главных факторов был и экономический. Рим как самая богатая резиденция в Европе, имела свои доходы за счет эксплуатации граждан всей Европы. Европа, как известно, это не одно государство, а многие образования со своими обычаями и целями в геополитике. Противоречие заключалось в том, что Рим как главный идеолог Христианства стремился к подчинению себе всей Европы. И представители папы не видели различий между странами. После возвышения Франции в Европе, папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это было связанно с тем, что Франция начав войну с Англией в 1294 году , потребовала обложения налогом и духовенство. И Рим возмутило то, что Филипп четвертый, император Франции действовал по своему уразумению, не обращая внимание на папство. И между Францией и Римом впервые в Европе, стала происходить диспут, по вопросу власти. Или императорская власть или церковная как высшая власть в Европе. Все это привело к поражению Рима, и папская резиденция, переехав в Авиньон, стала орудием в руках Франции. Именно Франция стала духовным наследником Европы. В это же время в Европе стал править орден Храмовников , который стал самым богатым и могущественным католическим орденом в Европе. И интересы Французского короля и папы в это время совпали. Хватило одного обвинения в ереси, как орден пал, его замки и храмы были сожжены. За такое деяние с Французского короля была снята Анафема. А воля папы стала распространяться и в Англии.


Европа того времени столкнулась еще с одним явлением. Папские делегаты во всех уголках континента, не вызывали уже должного уважения. Их деятельность по сбору денег для папы, все больше приводили к возмущениям населения, и уже в то время, имели место несколько убийств таких представителей. Да и Англия, со временем все больше возмущалась уходом денег из страны в Авиньон. В Великобритании, католики умудрились захватить несколько монополий в торговле, и поведение папских представителей в этой стране, походили на диктат иностранцев. Появилась идея создания отдельных церквей, как во Франции, так и в Англии. Духовные споры, которые велись во Франции, между местным духовенством и папскими теологами, не могли не привести к конфликту. В это же время начинается разрастаться деятельность инквизиции. Города, развиваясь, давали новые направления в ереси. Папа, Иоанн двадцать второй , начинает гонения на спиритуалов , которые проповедовали нищенство. В 1323 году , этот папа запретил идеализировать нищенство. Инквизиция обрушилась на орден францисканцев. При этом папство все более давило на Германию, как страну, от которой поступали неплохие доходы. Это вызывало недовольство и в Германии. Монахи в монастырях Германии, стали, открыто возмущаться политикой папы в Авиньоне. Европу стало лихорадить. Католическая религия стала не устраивать буквально всех. А вмешательство в дела государств папских представителей, воспринималось как грабеж собственных ресурсов. И вот уже из Страсбурга удаляют всех представителей папы, с 1331 года в Цюрихе нет ни одного папского чиновника, в Констанце магистрат требует от духовенства работать на благо страны. В Германии на волне демократизма, папа все более теряет свое влияние.
В таких событиях была виновна политика папы, богатство которого складывалось на откровенном грабеже Европы его представителями. Ситуация стала похожа на пороховой погреб. С одной стороны на местах, росло сопротивление папской власти, с другой, папа и его сторонники вынуждены были пойти на ответные меры. Эти меры не предполагали компромисс с властями Европейских стран. Церковь стала развивать учение ереси, и отхода от истинной веры. (Католицизм сразу строился как юридический орден) Начала работать защита веры в виде инквизиции. Уже при Карле четвертом, с 1346 года в Германии начинается искоренение ереси. Через 50 лет, инквизитор Петр Пилихдорф, с гордостью заявит, что хотя ересь он не вывел полностью, но уменьшил намного. Все происходило банально просто. По стране стали происходить повальные обыски и аресты. Суды всех уличенных в ереси, приводили к одному результату, а именно смерти на костре. А через два года в Европе началась чума. Слухи в народе о папе, как главном еретике, стали разноситься от страны к стране. (Помните я уже писал о договоре, со смертью Европы)


В это время распространилась практика самобичевания, которой стали подвержены все, от властей до простых граждан. В годы смерти, с 1348 по 1349, когда Европа впала в депрессию, и стала считать дни до страшного суда . Самобичевание как метод искупления грехов, стал распространенным явлением. Это была опасность для папы и церкви в целом. Проповедь нищенства и покаяния не устраивала церковь. А идея равенства христианского, могла привести к непредсказуемым последствиям. И церковь выход нашла. Во всем обвинили евреев. И по Европе прокатилась волна еврейских погромов. Евреев стали уничтожать повсюду так, что один из современников уже признавал, что вскоре эта нация прекратит свое существование. Одновременно церковь признала ересью самобичевание, и сторонники такой веры, оказались на кострах инквизиции. Европейская вера во Христа стала омываться кровью. И впервые в Европе, проповеди Висенте Феррера , который предсказал конец света в 1400 году , стали считаться святыми на равных с папой. И ему ставили в заслугу спасения Земли. Именно его молитва и помогла избежать конца света.
Католическая вера в Европе развивалась по пути насилия. Папа и его сторонники, имели целью всю Европу. Их богатство было результатом влияния на власти стран континента. Они просто требовали себе столько, сколько им надо. Вера стала служить не Богу, а деньгам. И это приводило к тому, что быть священником в лоне Католичества стало выгодным. Это приносило огромные доходы, а деньги диктовали свои условия развлечений. Поэтому священник в Европе превратился в своего рода паразита, которому было дозволенно все. Многие из них вели разгульный образ жизни, не чураясь никаких развлечений. И эта картина не устраивала Европейские страны. Власть в лице императора, и политической элиты больше не соглашалась, кормить папу с его оравой, а народы стран прекрасно видели, что собой представляли те или иные представители папской власти. Такая ситуация приводила к тому, что разные группы мыслителей в философском направлении, стали искать выход из сложившегося тупика.


Католическая церковь не замечала такие изменения в умах, и вся ее деятельность носила карательный характер. Город Авиньон был Французским, и папа тут находившийся, имел отношение и к Италии. Священная роль Рима не оспаривалась, а события в Италии происходили вдали от представителя Рима. В это время и появились работы Петрарки , который осмеивал папу Бенедикта двенадцатого , говоря о том, что тот не желает перебираться в Рим по простой причине. Франция давала ему все в его безбедном существовании. Его пьянство было известно во всей Италии. Его критика Климента шестого и Иннокентия шестого , привело к тому, что Иннокентий объявил Петрарку в колдовстве. С 1347 года, начинает свою публичную деятельность Итальянский трибун Кола ди Риенцо . Вскоре его провозгласили трибуном, а еще до этого, он лично ездил к Клименту, приглашая его перебраться в Рим. И вся политика Риенцо, казалось бы, должна устраивать папу. Он отменил все гербы и вся атрибутику власти, оставив только папские символы. Но, его мысли о демократическом устройстве Италии пугали папу. Он даже стал искать повод для обвинения его в ереси. И уже в 1347 году , объявил его сыном дьявола. Риенцо дважды обвиняют в ереси, и он вынужден бежать. Его арестовали в Праге. В 1352 году, его отправили в Авиньон. Следующий папа Иннокентий , использует его для наведения порядка в Италии, где его и убили. Но его помощник, Альборнос с «честью», свыше 10 лет проводил карательную политику в Италии. Его смерть открыла страницу в истории Италии, когда произошли массовые выступления и восстания на территории этой страны. И только Григорий одиннадцатый , был вынужден перенести, наконец, свою резиденцию обратно в Рим. Но Рим это была не Франция. Да и сам папа любил жить на широкую ногу. Плохо знал Итальянский язык, и не понимал политического момента. Авиньон был прекрасным место на земле, Рим же нес с собой нищету и рост преступности. В 1377 году в Чезене, кардинал Роберт, со своими «подельниками» в сутане, устраивает резню населения, вина которых была в том, что они открыто, выступили против папы. Началась война с Флоренцией, которая отказалась выдать еретиков, и подчиниться папе. Перед смертью, Григорий резко высказался по отношению к Англии, которая к этому времени осознала всю беду, которую несли с собой папские священники. Григорий требовал предать суду инквизиции Виклифа , который выпустил свой труд, где отрицал право церкви, на какую либо собственность, и где прямо говорил, что грехи должны распространяться и на папу. Англия не выдала инквизиции ученого, что было первым таким случаем в Европе. В 1378 году, Григория не стало. Италия сразу же потребовала папский престол именно Итальянцу. И итальянец был избран. Им оказался Урбан шестой , который правил до 1389 года. Это был еще тот тип. Он умудрился вызвать недовольство и кардиналов и Франции. В результате кардиналы, даже используя поддержку короля Франции Карла пятого, создали свой папский престол. Начался Великий раскол церкви. Почти сорок лет в Европе было два папы, Урбан и откровенный жулик Роберт Женевский .


Урбан числился папой, а его сторонников сажали в тюрьму по всей Италии. И, впервые у папы Урбана не стало денег. И после его смерти, Бонифаций девятый, вслух объявил о пустой казне. Впервые Английский Банк дал ссуду папе, который оставлял в залог драгоценности. Еще при жизни, Урбан сопротивлялся кардиналам, и даже утопил в мешках пятерых. Но это мало помогало. Рим в глазах Европы уже не представлял, какого то авторитета в вопросах веры. Да и Италия была охвачена гражданской войной. Разорялись монастыри. Папа вынужден был разорять своих подданных в поисках доходов. В Италии появились богатые иностранцы. Это были авантюристы, которые наживались на том, что продавали свои услуги папе. Европа окончательно разделилась на два лагеря. Франция, и ее союзники признавали папой Климента седьмого, а Англия, и ее сторонники Урбана. И те и другие не желали идти на компромисс. Для каждого гражданина в этих странах, один был святым, другой еретиком. Мысль Европы стала витать вокруг начала эпохи конца света. В это время появился Николай из Климанжа , выступления которого были очень популярными в то время. Он открыто заявлял обо всех безобразиях, которые творятся папой и его окружением. Одновременно появилась религиозная секта, которая выступала против папской власти вообще. Ее основателем был лионский купец Пьера Вальдо . Его сторонники имелись во многих странах Европы.....

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основная часть

2. Возникновение мифа

Заключение

Используемая литература

Введение

С древнейших времен человек устремлялся к «первым началам» и к «конечным причинам», страстно желал познать тайны начала (рождения, возникновения) и конца (умирания, исчезновения). Причем, очевидно, здесь имеет место не только (и не столько) теоретический интерес. Это вопросы глубоко экзистенциальные. Едва только человек начинает осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности. Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу он стоит перед каждым человеком и любой культурой и требует ответа на его загадку.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. миф познание общество

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

1. Основная часть

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

* мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского в его статье «Проблемы гомеровского эпоса»: «Сущность мифа - и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен - в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа - прошлым - и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшем…Мифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы; наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов: новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей. Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе. Так получается мифологическая картина мира, где и самая структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности»

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что оживление мифологических структур в XX веке произошло во всех сферах миропонимания. Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов жизни постиндустриального общества. И нельзя говорить о том, что роль мифа закончена только на стадии формирования общества. Миф находится во взаимодействии с обществом и сегодня.

Мифологичность и архаические традиции в процессе ремифологизации духовной жизни общества и человека становятся одной из структурных единиц мировоззрения и современного российского общества. Этому способствует состояние системного кризиса, в котором уже несколько десятилетий пребывает наша страна. Для разработки теоретических оснований духовных ценностей, в том числе и мифологического характера, необходимо обращение к историко-культурному наследию. Эта проблема была представлена в трудах многих европейских авторов (Г. Риккерт, М. Вебер и др.), она характерна для творчества русских философов XIX - XX вв. Русские религиозные мыслители эпохи культуры «серебряного века» от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского и А.Ф. Лосева пытались, прежде всего, раскрыть в общечеловеческих ценностях их духовное содержание. Философия всеединства как философско-антропологическая доктрина, в частности, тем самым выявляла ценностные начала в человеке и его бытии. Многие другие отечественные мыслители (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) полагали, что ценность человека заключается в положительном освоении им социальной жизни и социокультурных ценностей.

Особое место в мифологической концепции Элиаде отводится понятию времени (и, соответственно, истории). Есть сакральное мифологическое время, в котором творилась вселенная, в котором действуют боги и осуществляются мифы. И существует профанное время, соотнесенное с этим сакральным, но более «слабое», чем последнее. Рассказ мифа - это прорыв «священного», равнозначный иерофании (богоявлению). Профанное время исторично. Оно линейно, необратимо и доступно индивидуальной памяти, тогда как мифологическое время сохраняется лишь в коллективной памяти или, точнее, в коллективном бессознательном.

2. Возникновение мифа

Если рассматривать значение слова «миф» в моем понимании, то его можно определить как своеобразный способ или некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. При чем, так как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был не объективный способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

«Миф» по-гречески значит ни что иное как «слово». Миф, следовательно, есть всегда то или иное обобщение, - пишет Лосев, - и те существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им как чему - то общему всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность то или иного множества или бесконечного числа частных явлений».(5)

Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «…иное себе…иносказание или символ».

Есть, совершено неожиданный смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто философские теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, не философской выдумкой».(9)

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни, означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать».

Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, - поясняет эту позицию исследователь его школы О.Флайерти, - а через активизацию наших эмоций».

Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство, возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образа воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играла метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

В мифологическом образе собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственно данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф - это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания.

Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д.

Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1) мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченнсоть явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;

4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество;

7) мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

2.1 Миф как первая донаучная форма познания

Наука - это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течении всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на нескольких основных видов:

1. Донаучное - это мифология и религия.

2. Вненаучное - астрология, алхимия и т.д.

3. Научное.

Можно выделить основные критерии научности:

1. Абстрактность или обобщение. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью.

2. Объективность.

3. Рациональность.

4. Проверяемость практикой.

Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы.

По мнению Леви - Строса: «Миф - это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт и теории. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она - высшая форма знания, которая охватывает все явления живой и неживой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее.

Наука - результат общественного развития, с момента своего зарождения она непрерывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой - оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач - удовлетворение общественных потребностей.

Возникновение науки уходит своими корнями в далекое прошлое. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго да нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в ХVІ - XVll вв. Именно отрезок времени - от даты публикации труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения

И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) - принято называть эпохой «научной революции». В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

В результате усилий ученых, прежде всего, естествоиспытателей, меняется образ мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля - небесное тело, существующее наряду с другими планетами. С эволюцией образа мира меняется и образ человека, явленный новым типом мировоззрения.

Возрастает интерес к научным представлениям о человеке, о природе науки и особенностях научного поиска, об отношениях науки и общества, науки и философии, научного знания и веры.

В настоящее время наука является сложной и многообразной формой общественной деятельности, органически включающей в себя рациональные и материальные факторы. И все же, не смотря на это, в качестве ориентира - путеводителя науки следует рассматривать как систему знаний о мире. При этом объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу (Логос - корневая основа логики), Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

3. Взаимодействие мифа и общества

Миф - многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность, непосредственно данных человеку,естественных отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, соц., и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный, мир, может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально - чувственный - и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный - и сверхъестественный. Главная его функция - регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря мифология - это форма духовного освоения мира. Именно поэтому она, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы.

“Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции”. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущие формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, со шел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологи ческим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы о про исхождении мира, человека, культурных навыков, социального уст ройства, тайны рождения и смерти коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения -- религия и философия.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной). Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Заключение

Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением и разумом человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в сознании архитектора.

Сознание древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Еще один важный фактор, обусловливающий существование мифов в современной России- высокая мифологичность сознания населения, которая порождает многочисленные иллюзорные концепции и представления (утопии, веру в чудеса). Социокультурная природа человека, в том числе и современного россиянина, требует мифа как компенсации утраченной социальной гармонии. Мифологизированное сознание удовлетворяет потребность людей в такой компенсации. Резюмируя вышесказанное, отметим: в условиях кризисного состояния общества миф необходим человеку, поскольку он в значительной мере решает проблему его адаптации. Миф трактуется как важное социокультурное явление, сопричастное основным сферам общественной жизни- морали, религии, философии, искусству-с соответствующими духовными ценностями. В контексте мифа человек постоянно ощущал свое единство с природой, с социумом, Космосом как с некой целостностью, находящейся в единстве и взаимосвязи.

Используемая литература

1.Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа.1976.

2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Из-во иностранной литературы. 1956.

3.Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.Л.,1940.с.87,128

4.Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,1993

5.Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.с.96-106,175-200,271-273.

6.Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.с.8,9,12-14,593.

7.Лосев А.Ф.Из ранних произведений. М.:Правда,1990.

8.Лосев А.Ф. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991.

9. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях -М.: Политиздат, 1989.

10.Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева. //Вопросы философии.-N7, 1989.

11.Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: "Советская энциклопедия".-1983.

12.Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

13.Тронский И. М. Проблемы гомеровского эпоса. М.-Л., 1935.с.23

14.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г., Стр. 80 - 81.

15.Элиаде М. Миф о вечном возвращении.СПб.:Алетейя,1998.

16.Яцук Д.М. Мифологическое в духовной культуре. /Автореферат на соискание уч. степ.канд.филос.наук/ кафедра философии и социологии ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общее понятие мифа и мифологии, их герои, значение и функции. Главные предпосылки мифологической "логики". Первые попытки толкования мифов и "Философия искусства" Ф.В. Шеллинга. Категория мифического времени. Мифология как идеология первобытного общества.

    реферат , добавлен 29.05.2009

    презентация , добавлен 27.10.2012

    Миф как некое сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Место и значение мифа в истории мира и культуре человечества. Источники для составления мифов, отражение в них верований народа.

    доклад , добавлен 26.01.2010

    Наиболее распространенные истолкования понятия "миф". Первые попытки подлинно научного понимания мифа. Поэтические метафоры первобытного образа мышления. Сходство мифологии и религии. Мифологическое осмысление человеком духовного и практического опыта.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2011

    Мировоззрение как ядро самосознания личности, внутренний мир человека, законы и принципы его взаимодействия с окружающей средой. Мотивации его выбора. Мифологическое мировоззрение - древнейшая форма познания мира. Научная теория эволюции Ч. Дарвина.

    реферат , добавлен 25.06.2009

    Классификация мифов Древнего Египта и их особенности: космогонические, земледельческие и заупокойного культа. Связь мифа и религии. Характеристика и сферы покровительствования древнейших божеств Египта: Амон, Анубис, Геб, Гор, Осирис, Птах, Ра, Сет.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Изначально процесс осмысления древним человеком мира происходил через мифологию. Мифологическое сознание выступило как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания. Концепция "Абсолютной мифологии" А.Ф. Лосева.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Специфика мифологического мышления. Определение, основные черты мифа, его основные виды. Миф и наука. Философия и мифология. Понятие и основные признаки религии. Сходство и различие религии и мифа. Религия и ее роль в развитии человеческого мышления.

    презентация , добавлен 04.10.2015

    Особенности религии древнего Рима. Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага. Герои римского мифа. Идеализация бедности и осуждение богатства как важные слагаемые римского мифа. Описание семейных верований Рима как анимистической религии.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Интерес мифа для научного изучения и его философское понятие, связь с магией и обрядом. Место мифологии в культуре. Особенности мифологического мышления, его логическое и психологическое своеобразие. Характеристика учения Эрнеста Кассирера о мифе.

Многие из так называемых «общеизвестных» фактов на самом деле не факты, а исторические мифы, не имеющие отношения к реальности. Предлагаем вашему вниманию список из таких мифов, которые сквозь века и даже тысячелетия выдают себя за исторические факты, искажая нашу картину мира. В порядке убывания:

Ева съела яблоко

Яблоко - фрукт полезный, хотя и пользующийся дурной славой в качестве «запретного плода» с тех пор, как Ева сорвала его в Эдемском Саду с Древа Познаний и лишила нас - своих потомков - райской жизни. Однако внимательный читатель должен был заметить, что нигде в Библии «плод» не был назван «яблоком». Конечно, это могло быть и яблоко. В той же степени, что и манго, или абрикос, или любой другой фрукт. Но «клеймо» получило только яблоко.

На голову Ньютона упало яблоко

И опять яблоки - именно этот злосчастный фрукт умудрился упасть на голову сэра Исаака Ньютона и вдохновить его на изобретение закона Всемирного тяготения.. Симпатичная сказка, но, скорее всего, это только сказка. Впервые ее рассказал публично Вольтер в своем эссе о Ньютоне. Единственный человек, который говорил это до публикации Вольтера, была сестра Ньютона, Кэтрин Кондуит.

Уолт Дисней нарисовал Микки Мауса

Считается, что самого известного мультяшного персонажа - Микки Мауса - нарисовал сам Уолт Дисней. Но это не так. Микки был нарисован аниматором № 1 в диснеевской студии Юбом Айверксом (Ub Iwerks), который славился тем, что неимоверно быстро рисовал. Первый фильм про Микки (для него потребовалось нарисовать 700 рисунков в день) был создан всего за две недели. Но позже, когда появились звуковые мультфильмы Дисней реабилитировался - именно его голосом начал разговаривать Микки Маус.

Мария Антуанетта сказала: «Пусть едят пирожные»

В 1766 Жан Жак Руссо написал о событии, которое произошло якобы 25 годами раньше. Когда Мария Антуанетта узнала, что во французской деревне у людей недостаточно хлеба, она предложили им есть пирожные. Проблема в том, что в те годы Марии было 11 лет, и еще жила на своей родине в Австрии. Скорее всего эти слова распространялись революционными пропагандистами, чтобы показать, как далеки друг от друга народ и те, кто им управляет.

«Великое ограбление поезда» был первым художественным фильмом

Фильм был снят в 1903 году, но это не был первый художественный фильм. Его продолжительность - всего 10 минут. Первый игровым фильмом стал 100-минутный австралийский фильм «The Stоry оf the Kelly Gang», снятый на 3 года позже. А фильмов вроде «Великого ограбления поезда» был снято немало еще в конце 1890-х.

Ван Гог отрезал себе ухо

Полунищий великий художник Ван Гог (за всю свою жизнь продавший только одно полотно), незадолго до самоубийства в ссоре со своим приятелем Гогеном, более удачливым в продаже своих работ, отрезал себе ухо - кусочек левой мочки. Больно, но не так ужасно, как может показаться.

В городе Салем сожгли ведьм

В Салеме (штат Массачусетс) в 1692 году во время процесса над ведьмами было арестовано 150 человек, 31 человеку вынесен приговор, 20 из них - смертельных. Из этих 31 человек не все были женщинами, 6 из них - мужчины. При этом их не сжигали на костре - ведьмам это не страшно, их сначала забивали камнями, потом тела повесили на веревку.

Наполеон был коротышкой

Многие уверены, что непомерные амбиции Наполеона являются своеобразной компенсацией за его небольшой рост. На самом же деле рост «Маленького капрала» составлял 5 футов 7 дюймов (168 см) - выше, чем у среднего француза тех лет. Так почему его так называли? Это прозвище было «дразнилкой» для его незначительного военного чина. Наполеон стал императором, но прозвище осталось тем же.

Король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей

Великая Хартия вольностей ограничивала власть короля Англии и положила начало демократии. На картинах тех времен показано, как неохотно король Иоанн подписывает Хартию на лугу близ Виндзора в 1215. Это смешно, потому что Иоанн Безземельный, скорее всего, был неграмотным - посмотрите в архивах четыре сохранившихся оригинала Хартии - на всех стоит печать. Никаких подписей.

Уолтер Рейли ввез в Англию картофель и табак

Сэр Уолтер Рейли - исследователь, дамский угодник и одна из самых загадочных и мифологических фигур в английский истории. На современных портретах его рисуют исключительным красавцем, хотя его настоящих портретов найдено не было. Он считался дамским угодником и якобы понравился английской королеве Елизавете I. Правда ли то, что он кинул свой плащ в лужу, чтобы королева смогла ее перейти? Неправда. Правда то, что он не возвращался из путешествия в Америку с первым картофелем и табаком в истории Англии. Хотя утверждают, что Рейли завез картофель в 1586 году, на самом деле первый урожай картофеля был собран в Испании в 1585 году, после чего тот быстро распространился по Европе и даже «пересек» Ла-Манш. Табак же в 1560 году завез во Францию Жан Никот (никотин получил свое название от его фамилии). Так что курильщики всего мира напрасно обвиняют сэра Уолтера Рейли в распространении вредной привычки.

Магеллан совершил кругосветное путешествие

Все знают про Магеллана две вещи: что он совершил кругосветное путешествие, и что во время этой поездки он был убит на Филиппинах. Одно исключает второе. На самом деле Магеллан прошел ровно половину пути: закончил путешествие Хуан Себастьян Элькано, его заместитель.

Император Нерон играл на скрипке, пока горел подожженный им Рим

Эта история известна всем: 64 год до н.э. Рим горит, а Нерон играет на скрипке. Но это невозможно. Во-первых, скрипку изобрели через 1600 лет. Но даже если бы скрипка и была, Нерон мог играть на ней только на расстоянии 30 миль от горящего Рима, так как во время пожара он был не в Вечном городе, а в своей вилле в пригороде.

Капитан Кук открыл Австралию

Конечно же, австралийцам не хочется даже так думать. Еще задолго до 1770-го побывали тут и голландцы Авель Тасман и Дирк Хартог, и английский пират Вильям Дампир. А еще это континент был открыт 50 000 лет тому назад его коренными жителями - австралийцами. Единственно, за что Кук может быть назван «первооткрывателем» Австралии, да и то в кавычках - так это за открытие новых земель, что впоследствие стало поводом для прибытия сюда белых поселенцев.

Шекспир сам сочинил историю Гамлета

Уильям Шекспир известен как величайший драматург в истории человечества. Однако большинство его пьес не были его собственными творениями - скорее, творческими адаптациями рассказов, историй и преданий. Пьеса «Трагедия Гамлета, принца Датского», как утверждают историки, была основана на древнем скандинавском предании.

Это не так. Да, отцы-основатели Америки подписали Декларацию Независимости в этот день. Но война за эту независимость шла еще 7 лет, и только 3 сентября 1783 года наконец был подписан мирный договор между Америкой и английским королем Георгом III.

Эдисон изобрел электрическую лампочку

1093 патента: Эдисон - великий изобретатель. Но большинство из его изобретений сделано неизвестными сотрудниками его лаборатории. И, кроме того, за четыре десятка лет до рождения Эдисона электрический свет открыл некто Дэйви Хэмфри. Его лампа могла гореть только 12 часов подряд, и Эдисону пришлось всего-навсего найти подходящий материал для нити, чтобы лампа могла гореть постоянно. Да, достижение, но не открытие.

Колумб доказал, что Земля - круглая

Судя по книге американского автора Ирвинга Вашингона, так и было. Все думали - Земля плоская, но Колумб убедил всех в ином. На самом деле с 4-го столетия до н.э. никто и не думал, что Земля похожа на плоский блин. Колумб же никак не мог доказать, что Земля - круглая, так как он и сам в это не верил! Он считал, что Земля имеет грушевидную форму. Он никогда не бывал в Америке, а добрался только до Багамских островов, которые как раз и имеют грушевидную форму.

Ганди освободил Индию

Это самый известный лидер движения за независимость Индии. Он призывал страну к отказу от насилия. Ему было 16 лет (в 1885), когда был образован Индийский Национальный Конгресс. Но, и без участия Ганди, Индия достигла бы независимости другими, более действенными методами, чем непротивление насилию, а, возможно, еще бы и раньше, если бы пошла по пути, указанному Нетахи Чандра Бозе.

25 декабря - Рождество. Но нет никаких доказательств ни в Библии, ни где бы то ни было еще, что Иисус родился именно в этот день. Но почему 25 декабря сделали днем рождения Иисуса? Может, потому, что в этот день эллины праздновали день бога Митроса, рожденного девственницей, и одновременно это был День пастуха?

Джордж Вашингтон был первым президентом США

Все знают, что Джордж Вашингтон был первым из 52 президентов США. А вот и нет! Первым был Пейтон Рендольф - именно его выбрал революционный Конгресс. Его первым шагом на высоком посту стало создание Континентальной Армии для защиты от английских войск и назначение на пост главнокомандующего…генерала Вашингтона! Сменил Рендольфа в 1781 году Джон Хэнсон, который направил поздравительное письмо Джоржу Вашингтону после его победы в битве под Йорктауном и подписал «Я, Джон Ханкок, президент Америки». А Вашингтон стал первым всенародно избранным президентом США- но пятнадцатым по счету.
Дата: 22.06.2013 02:26:00 Посетителей: 2144

Фантастическая правда. Как создаются исторические мифы

Удивительно, но многие устоявшиеся исторические клише не имеют ничего общего с реальной историей. Одни мифы придумывают люди во имя своих интересов, другие появляются случайно, но затем укореняются в общественном сознании и начинают подменять реальность. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых, далеких от реальности исторических мифах

Исторический миф №1. Викинги носили рогатые шлемы

Викинг без рогатого шлема — что шотландец без килта, мексиканец без сомбреро, еврей без кипы, турок без фески или на худой конец русский без ушанки. Любой поисковик картинок выдает на запрос «викинг» светловолосых (или рыжих) бородачей в металлических котелках с коровьими рогами. На деле это не так. На шлемах викингов никаких рогов не было. Представьте себе рогатую конструкцию, которая мешает махать мечем и постоянно норовит свалиться.

Никогда ничего подобного археологи не находили. Как родился этот исторический миф?

Известно, что у ранних кельтов в ритуальных целях, а не в военных использовались бронзовые шлемы с рогами.

Ну а живучее клише породил не кто иной, как Рихард Вагнер. В своих операх из цикла «Кольцо нибелунга» он представил средневековых воинов рогатыми войнами. С тех пор и пошло.

Исторический миф №2. Средневековые рыцари пренебрегали гигиеной

Эра средневекового рыцарства до сих пор будоражит умы людей. Но за несколько прошедших столетий факты исказились, а понятие рыцарства обросло множеством мифов. В числе популярных заблуждений о средневековых рыцарях и этот. Многие думают, что от рыцарей жутко воняло от того, что из-за доспехов они часто ходили под себя. Это не так. Доспехи же были сделаны таким образом, чтобы максимально упростить естественную физиологическую процедуру. Штанов, в современном понимании, тогда не было. Рыцари носили шоссы – высокие чулки, которые крепились на поясе, а спереди имелся брагет – откидной клапан.

Ну а неприятный запах от воинов легко объясним: если надеть на себя все рыцарское обмундирование, взять в руки меч, помахать им хотя бы с полчаса, то запах пота не заставит себя долго ждать.

Исторический миф №3. Битва на Чудском озере была выиграна благодаря тонкому льду

Мало того, что историки так и не смогли найти место, на котором действительно произошло Ледовое побоище, существует целая череда заблуждений, связанных с этим событием. Согласно народной мифологии, тяжеловооруженные немецкие рыцари провалились под лед из-за веса своих лат. Однако, никаких тяжелых латных доспехов в 1242 году у рыцарей Ливонского ордена не было, а значит, русская и «немецкая» армии были вооружены примерно одинаково. Более того, нигде на самом деле не задокументирован факт о том, что рыцарская армия провалилась под лед. Этого нет ни в хрониках Ливонского ордена, ни в оригинальном тексте Новгородской летописи. Да и никаких археологических подтверждений этой истории на территории Чудского озера так и не было найдено…

Исторический миф №4. Люди в средние века считали, что земля плоская

Даже в учебниках истории можно найти утверждения, что люди в средние века считали, что земля плоская. Увы, как раз наоборот. Судя по документам, среди средневековых ученых было распространено мнение о том, что земля имеет форму шара. Даже древний философ Аристотель описывал Землю как сферу. К сожалению, в то время закон гравитации известен еще не был, так что целостное обоснование этой теории средневековые ученые дать не могли.

Исторический миф №5. Наполеон был маленьким

В лексиконе психологов есть выражение «наполеоновский комплекс» за которым скрывается определенное поведение людей, которые пытаются компенсировать свой небольшой рост доминирующим поведением. Якобы именно через завоевания пытался самоутвердится и невысокий Наполеон.

Факты же говорят об обратном. Французский император имел рост 169 сантиметров. По тем временам он был весьма внушительным человеком. Так откуда возник миф о маленьком росте Наполеона? Известно, что Император повсюду ходил со своими телохранителями, которые были значительно выше его. А так, как Наполеон был человеком публичным, люди, глядя на его окружение, стали говорить о том, что Наполеон маленький.

Исторический миф №6. Катана — главное оружие самурая

Два основных мифа, связанных с японским мечом-катаной — это его высочайшее качество и мнение, что катана во все времена была основным самурайским оружием. Основные источники мифа – аниме и фентезийная литература. На самом же деле, производство катан, вследствие постоянных междоусобиц, было массовым, а слова «массовый» и «качественный» всегда противоречат друг другу. Второе заблуждение чуть менее очевидное. Известно, что начиная с эпохи Токугавы (XVII век) два меча — катана и вакидзаси — стали отличительными знаками, показывающими статус их владельца. Но до начала XVII века самурай был в первую очередь конным лучником. Кроме лука у него была нагината (этакая японская разновидность алебарды), которая позволяла удерживать противника на расстоянии.

Исторический миф №7. Взятие Бастилии — героический штурм оплота деспотизма

14 июля на улицах Парижа не пройти. В этот день отмечается один из самых популярных во Франции праздников – День взятия Бастилии. Даже все столики в ресторанах на этот день бронируются за несколько месяцев. И все это в честь события, которое не несло того значения, которое ему придают сейчас. Не было ни сотен погибших во время штурма, не было ни сотен узников, не было и пушечной батареи, стрелявшей по толпе картечью. На 14 июля 1789 года в Бастилии содержалось всего 7 узников. Гарнизон легендарной тюрьмы успел сделать один-единственный выстрел из одной-единственной пушки, прежде чем его взяли в плен, а голову коменданта насадили на пику. Солдаты, кстати, даже не целились в толпу — стреляли поверх голов в надежде, что маркиз де Лоне, тот самый комендант, уладит дело миром. Так что миф о революционном подвиге взявших «цитадель тирании» — только миф.

Исторический миф №8. Гитлер построил первую скоростную автомагистраль

В среде автомобилистов бытует мнение, что первую скоростную автомагистраль построил Адольф Гитлер. Однако это не так. Первая немецкая автомагистраль Кельн-Бонн была открыта в 1921 году. Инициатором строительства автотрассы был тогдашний бургомистр Кельна Конрад Аденауэр.

Откуда пошел миф? История о Гитлере-строителе целенаправленно подогревалась нацистской пропагандой. В 1933 году Гитлер открыл автодорогу Франкфурт-на-Майне – Мангейм. Ее протяженность была 78 километров. Именно эту дорогу нацистские пропагандисты преподносили, как первую полноценную скоростную автомагистраль. А автодорогу Аденауэра они бесцеремонно низвели до уровня шоссе.

Исторический миф №9. Лампочку Эдиссона придумал Эдиссон

Как бы не так! Томас Эдисон, известен, как один из величайших изобретателей. Однако самое известное его изобретение – электрическая лампочка – даже не принадлежала его лаборатории. За сорок лет до появления Эдисона на свет, электролампу изобрел английский ученый сэр Хэмфри Дэйви. Достижение Эдисона же состояло в том, что он подобрал правильное вещество нити накаливания и газ. В результате лампа стала гореть более 12 часов.

Прошлое активно вторгается в нашу жизнь. Через усатые портреты Сталина на задних стеклах иномарок и скандальное выяснение взаимоотношений последнего российского императора с балетной примой. Через споры до хрипоты – Москва или Киев является наследником Древней Руси и погибли ли 28 панфиловцев на подступах к Москве. Через георгиевские ленточки/красные маки и демотиваторы в соцсетях с цитатами политиков.

Всегда ли плоха мифологизация и как вымышленные подробности стали хрестоматийными в школьных учебниках? Почему историческая наука остается на заднем плане тех, кто транслирует ангажированное изложение прошлого? Что отвечают современные студенты одного из ведущих гуманитарных вузов страны на вопрос о Жанне Д’Арк? Об этом «Обзор» расспросил руководителя Центра истории исторического знания, главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, профессора МГИМО (У) МИД России Марину Бобкову :

Ставший классическим пример "переписывания" истории. Руководство СССР на Беломоро-Балтийском канале. Первый снимок 1937 года, когда Николай Ежов (крайний справа) еще возглавлял НКВД. После ареста Ежова он исчез не только с передовиц «Правды», но и, с помощью ретуши, с официальных фотографий

– Существуют ли профессиональные критерии, инструменты, позволяющие историку определить – это реальное событие, пусть и очень далекого прошлого, а это миф? Как, например, понять – имело оно место, предположим, в истории Древнего Египта или средневековой Руси, или выдумано придворными писцами?

– История, как и другие науки, имеет свой исследовательский инструментарий. Ответить на вопрос «как было на самом деле?» история не может. Потому что эксперимент в нашей науке невозможен. Тем не менее, мы можем получить верифицируемое, то есть поддающееся проверке, знание. Вот, например, какой-то летописец зафиксировал событие, которое было на самом деле и является исторической реальностью, или придумал его по каким-то личным причинам. Мы фиксируем первичный факт, а потом анализируем другие по типу источники (например, писцовые книги) этого же периода. Затем обращаемся к более поздним источникам и ищем «следы» этого события там.

Поскольку три четверти средневековых источников являются компиляциями, то сравнительный анализ, как правило, срабатывает на 100%. Это же касается и источников более поздних периодов. Здесь компаративный подход значительно упрощен, поскольку источниковая база становится более широкой и разнообразной. Если факт зафиксирован в трех-четырех источниках разных по типу, происхождению, да еще и разновременных, то его можно считать исторической реальностью.

– А как обыватель, вооруженный лишь багажом школьной программы, может понять – здесь им манипулируют, выдавая за реальность несуществующую цитату Черчилля или фото не там и не тогда расстрелянных людей, а здесь приводят исторический факт?

– Человек, не имеющий профильного образования, конечно, не вооружен исследовательскими методами специальных исторических дисциплин. В его багаже – только знания из школьной программы. Но и он может понять или догадаться, что его надувают.

Во-первых, современное информационное пространство предоставляет достаточно широкие возможности проверки феномена, вызвавшего ваши сомнения. Во-вторых, обратите внимание на контекст, в котором использовался «удививший» вас факт. Как правило, манипулирование происходит в политически ангажированных и актуализированных текущей ситуацией текстах. Здесь к текстам мы относим любое сообщение о прошлом, имеющее смысл. Это не только письменные или печатные источники, но и визуальные тексты – картины, памятники архитектуры, скульптура, видеоматериалы, снимки.


Масштабы Ледового побоища были куда скромнее, чем принято считать. Но при противостоянии с Третьим рейхом советской пропаганде нужен был образ героической дружины, наголову разбившей немецких «псов-рыцарей». Так в 1938 году появились фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с кантатой Прокофьева и поэма Симонова «Ледовое побоище»

Кадр из фильма "Александр Невский" (Мосфильм, 1938 год)

Исторические мифы активно используются киноиндустрией и в России, и на Западе

Кадр из фильма "300 спартанцев" (Warner Bros, 2006 год)

– Мифологизация исторических событий и персон – универсальное явление или же какие-то страны подвержены ей меньше. Например, какие популярные исторические мифы существуют на Западе? Есть ли у них своя специфика?

– Мифологизация прошлого – явление повсеместное. Все народы и страны подвержены ему в равной степени. В периоды кризисов мифотворчество, как правило, особенно процветает. Яркие примеры мифов из всеобщей истории: египетские пирамиды строили пленные-рабы; Фермопильский проход защищали только 300 спартанцев; Наполеон был коротышкой; немцы ведут свое происхождение от троянцев… И что самое интересное, как только начинаются глобализационные процессы (будь то Раннее Новое время, или сегодняшний день), так сразу же интенсифицируется национальная мифология.

– Развенчивание какого исторического мифа стало самым неожиданным в вашей профессиональной биографии?

– Я не попадала в такую ситуацию. То ли я не достаточно наивна, то ли слишком прагматична.

– В школе история преподается как аксиома. В рамках общеобразовательной программы ребенка не учат работать с источниками, сравнивать. Тем более сегодня, когда для заполнения теста ЕГЭ требуются зазубренные даты и имена. Почему на школьных уроках истории не учат развенчивать мифы из прошлого, а наоборот, форматируют сознание под принятие любой информации?

– С учебниками и преподаванием истории в школе у нас все очень сложно. Экспериментировать с образование очень опасно и не зря образование и просвещение всегда были наиболее консервативными сферами. Эксперименты последнего времени дают свои результаты. Сдавшие ЕГЭ по истории первокурсники одного из ведущих гуманитарных московских вузов традиционно на первом занятии пишут у меня «входную» контрольную по диагностики остаточных школьных знаний. В ней есть вопросы по самым распространенным историческим сюжетам, составляющим, в моем представлении, общекультурный багаж любого человека со школьным образованием. В этом году я осмелилась спросить, кто такая Жанна Д’Арк? И правильных ответов было меньше четверти. В основном отвечали так: это героиня Великой французской революции, которой отрубили голову; борец за права женщин, которую сожгли, как ведьму; боролась с фашистами и погибла… Ну и что здесь комментировать?

Любой учебник в определенном смысле мифологизирован, так как создавая его концепцию авторы договариваются и о фактологическом ряде, и о персоналиях, которые будут представлены в учебнике, и, вы удивитесь, о трактовках исторических феноменов… Авторы нашумевшего историко-культурного стандарта (на основе которого и создается единый учебник истории) гордятся тем, что интерпретации в нем сведены к минимуму. Но тогда, можно в качестве учебника использовать «Пособие для поступающих в вузы. История в таблицах». Вот уж тут трактовок совсем никаких нет!

Учебник неизбежно несет упрощенное изложение истории. Его задача состоит в том, чтобы объяснить школьникам последовательность и содержание всемирно-исторического процесса, вооружить их своеобразным навигатором и научить им пользоваться. Преподавание истории и в школе, и в вузе совершенно не учитывает современного глобального информационного пространства. Учебник должен научить добывать знания (дать удочку, чтобы ловить рыбу) и их систематизировать. «Пересказ» исторических сюжетов, чем и является сегодня учебник, уже никому не нужен. Почему учебник такой, какой он есть? Этот вопрос уже не ко мне, а к Министерству образования.


Крах СССР заставил "многонациональный советский народ" пересмотреть прошлое. Уже порознь

www.chuchotezvous.ru

– Глобализацию информационного пространства нельзя оценить однозначно. С одной стороны, тиражирование мифологем многократно возросло. Но это не значит, что их стало намного больше! Да, появляются новые. Например, «занимательно» выглядят квазиисторики-квазилингвисты. Не менее «занимательны» и авторы квазиисторических фильмов, опять же с федеральных каналов: ну какой русский не выдохнет с облегчением, что Пушкина, который «наше все», не ранили смертельно на дуэли. А он, (ай да Пушкин, ай да сукин сын!) явился нам во Франции в образе Дюма! Ну, как вот опровергать с научной точки зрения, подобный бред коммерческих квазиисториков? С другой стороны, польза от этого шабаша все-таки есть! Даже мифологизированное прошлое способствует значительному росту интереса к истории научной.

– Помимо полуофициальных мифов сегодня появились целые направления, с позволения сказать, школы, учащие о выдуманной романовскими историками истории России, Великой Тартарии и многотысячелетней истории русских. Чем объяснить их популярность, ведь адептами подобных учений становятся не просто безразличные обыватели, а те, кто пытается изучать прошлое, интересуется им.

– Это абсолютно нормально. Наша страна переживает переходный период. Геополитическая катастрофа (согласна, что оценивать ее можно по-разному) – гибель СССР – повлекла исчезновение такой географической и идеологической дефиниции как «многонациональный советский народ». Теперь мы все еще переживаем период вновь актуализированной необходимости национальной самоиденитификации, поиска национальных корней. И здесь в свои права в полной мере вступает национальное мифотворчество. Оценить его тоже нельзя однозначно. С одной стороны, это хорошо – фундаментируется традиционное общество, а с другой, это может стать основой национальных неприязни, розни и, возможно, межнациональных конфликтов. Именно поэтому была заявлена новая географическая и политическая общность «многонациональный российский народ». Но эта общность еще не стала реальностью.

По-видимому, и ей нужна своя общая история и, возможно, общие мифы. Кстати, обращение к истории Великой Отечественной войны, к истории общей Победы, актуализируется помимо прочего и идей о единстве нашей современной многонациональной державы.

Беседовал Андрей Кошик



Похожие статьи
 
Категории