История танца лезгинка. История танца «лезгинка

01.03.2019

Уж сколько раз мне приходилось слышать споры по поводу того, где впервые появилась . Чеченцы, ингуши, кабардинцы — все утверждают, что именно они первыми придумали лезгинку. Дальше всех в этом споре пошли лезгины, утверждающие, что главный кавказский танец назван в честь их народа. Кстати, об этом я писал целую статью«Причастны ли лезгины к появлению танца лезгинка?» , в которой доказывал, что лезгины вложили усилий в появление танца не больше остальных народов Кавказа.

Причина всех этих споров очень проста: каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя самого известного и красивого, а главное – древнего, танца народов Кавказа . И в этой статье мы разберемся, где же все-таки находится родина лезгинки ? Да, прошу тех, кто «болеет» национальным чванством дальше не читать эту статью, так как она может нанести непоправимый вред вашему самолюбию, а, возможно, и здоровью.

Если вы помните, в курсе школьной географии есть два основополагающих понятия: теорема и аксиома. Следующие мысли можете воспринимать как аксиому, не требующую доказательства. Впервые явилась миру именно в Дагестане, потому здесь по праву находится родина лезгинка . Кстати, школа лезгинки в Дагестане самая сильная на Кавказе и в мире. Традиционная культура везде – вокруг нас и внутри нас. Нигде, как в Дагестане, не приучают детей с пеленок танцевать лезгинку. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму – ритму восприятия жизни. Предлагаю посмотреть красивейший танец в исполнении самого известного в мире ансамбля танцев народов Кавказа «Лезгинка» :

Повторюсь еще раз, – это танец народов такой многоликой республики как Дагестан ,танец всех ее народов. Под ее знаменами стоят также все горские народы Кавказа – от Грузии до Чечни. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, лезгинка – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения народов. Лезгинка – это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного. Представляю вам танец с креативом - лезгинка на льду:

Я очень надеюсь на то, что моя статья станет началом прекращения всех споров по поводу того, где же появился главный народный танец Кавказа. Вместо того, чтоб спорить, необходимо обучаться лезгинке и оттачивать свое танцевальное мастерство.

....................................................................................................​...........

Лезгинка на немецком танке:

Кади Абакаров родился 9 мая 1913 г. в с. Эчеда Цумадинского района в бедной семье. Он рано потерял отца, детство его было трудное. Учился в школах с. Эчеда, Тинди, Цумада, Ботлих. Трудовую деятельность начал в колхозе. Работал бригадиром, заведовал фермой, был председателем колхоза, инспектором госстраха.

Накануне войны Кади Абакаров работал полевым бригадиром. Он со своими товарищами купался в Андийском Койсу, когда к ним прибежал мальчик, который сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз.

В небольшом немецком селении Вербух, расположенном у подножья Зиловских высот, 17 апреля 1945 г., старшина Абакаров проявил образцы мужества и героизма. Под огнем противника он организовал группу бойцов в количестве 4 человек и в неравном бою уничтожил 7 немецких танков, 2 самоходные пушки и 60 немцев. Сам Кади в течение 17 минут уничтожил 5 танков «Тигр» и одну самоходную установку. Кади Абакаров поднялся на немецкий танк и отплясал лезгинку. За этот бесстрашный подвиг укротителю «Тигров» эчединцу Кади Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний маршала Советского Союза Г.К. Жукова:

«Зиловские высоты ограничивали не только действия наших танков, но и явились серьезным препятствием для артиллерии. Они закрыли глубину обороны противника: делали невозможным ее наблюдение с земли. Артиллеристам приходилось преодолевать эти трудности усилением огня, но зачастую стрелять по площадям.

Для противника удержание этого важнейшего рубежа имело еще и моральное значение. Ведь за ним – Берлин. Гитлеровская пропаганда всячески подчеркивала решающее значение «непреодолимости» Зиловских высот, называя их то «замком» Берлина, то «непреодолимой крепостью».

Когда ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза Кади Абакарову было представлено маршалу Г.К.Жукову и командир 301 стрелковой дивизии, генерал Антонов доложил маршалу, что этоКади Абакаров со своими ребятами уничтожили более 100 танков и самоходных артустановок у Зиловских высот, то Жуков сказал:

«Бои были ожесточенные, наступали со всех сторон: спереди немецкие «тигры», с тыла Верховный, так что таким героям ничего не жалко давать. Молодец горячий кавказец!»

....................................................................................................​....

Лезгинка на Олимпийском ковре:

АБДУЛБЕКОВ Загалав родился 29 декабря 1945 в с. Карата Дагестанской АССР, советский спортсмен (вольная борьба), заслуженный мастер спорта СССР (1971). Олимпийский чемпион 1972 по вольной борьбе в весовой категории 62 кг, чемпион мира (1971-1973), чемпион СССР (1966-1973).

Блестяще выступил Загалав Абдулбеков, который первым из борцов Северного Кавказа взошел на высшую ступень олимпийского пьедестала. В решающей схватке с турком Акдагом он сотворил настоящее чудо. Чтобы завоевать «золото», ему надо было во что бы то ни стало добиться победы на туше, тогда как его соперника устраивало поражение по баллам. И Загалав добился своего, припечатав турка лопатками к ковру. А когда рефери поднял его руку, он в порыве нахлынувших на него эмоций прямо на ковре сплясал лезгинку.

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

А еще лучше, чем спорить о танце, лучше им овладеть! Танцуй лучше всех, — и он твой навсегда!

Фейзудин Нагиев,
Филологиядин илимрин доктор

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»), «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством – начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа – это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значениемдревней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости. Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения

Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее оригинально. Можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный – мужская одиночная лезгинка. Его исполняют как на свадьбе, так и перед боем.

Второй – это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Здесь девушка подражает движениям лебедя: пластика рук медленна и грациозна, а взгляд немного направлен вниз.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами. Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного – орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах – в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам, ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Лезгинка, которую танцуют все горские народы Кавказа и которая была заимствована в том числе терскими и кубанскими казаками, когда-то вдохновляла Михаила Лермонтова и Николая Римского-Корсакова. Путешествовавший по России Александр Дюма был от нее в восторге. «Для того чтобы так двигаться, нужно, чтобы в каждой ноге обитало по тысяче чертей!» ― восклицал он. Сегодня лезгинка прочно ассоциируется с танцами на Манежной площади, стрельбой в воздух и межнациональной враждой. В начале октября из медицинского колледжа в Кисловодске после лезгинки на улице отчислили 18 студентов. «Лента.ру» выяснила, как танец стал символом разобщенности между республиками Кавказа и остальной Россией.

Тагир Исламов, руководитель московской школы лезгинки, носящей его имя, показывает мне на экране ноутбука записи выступлений учеников своей студии. Тагир приехал из дагестанского Буйнакска в 2008 году. На родине он учился танцевать в подростковой секции, потом занимался в главном дагестанском ансамбле «Лезгинка». Родители посоветовали ему все бросить: зарплаты тогда в ансамбле были небольшие ― это сейчас, по словам Тагира, артисты получают около 30-35 тысяч рублей, что неплохо в сравнении со средними для Дагестана десятью тысячами в месяц. Родители предложили ему переехать в Москву, и он согласился.

В столице Исламов о танцах забыл ― он пошел работать продавцом в одном из магазинов, потом сменил еще несколько торговых точек. К лезгинке Исламов вернулся случайно: просто однажды на какой-то вечеринке он станцевал, приведя друзей в восторг. Они удивились тому, что он не занимается танцами профессионально. В итоге Исламов устроился в танцевальную студию, скрыв, что у него нет опыта преподавания, а через некоторое время снял помещение и открыл свое дело. Восемь занятий у него стоят 2700 рублей. Говорит, что в банке удивляются, когда видят документы с печатью «Школа лезгинки».

Тагир Исламов проводит «танцевальные бои» между лезгинкой и брейк-дансом, потому что лезгинка сама по себе очень похожа на соревнование между танцорами. Они быстро движутся по кругу, пытаясь превзойти в резкости и четкости своих соперников.

Посетители кафе, в котором мы сидим, услышав музыку, оглядываются, один мужчина не сводит с нас взгляда.

* * *

Многие воспринимают лезгинку, как проявляемое «приезжими» неуважение к общественным нормам страны ― хотя лезгинку танцуют и обладатели российских паспортов. По данным опроса «Левада-центра» , 54 процента россиян выступают за установление барьеров, которые препятствовали бы миграции в Центральную Россию выходцев из северокавказских республик. К публичному исполнению лезгинки россияне терпимее: согласно исследованию Общественной палаты , танец вызывает негативные эмоции у 21 процента опрошенных (38 процентов относятся к нему положительно, а 39 процентов ― нейтрально).

Тем не менее, борьбу уроженцам Кавказа, танцующим на площадях русских городов, готовы объявить и либеральные оппозиционеры, и региональные власти. В августе 2013 года в ходе кампании по выборам мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный обещал объявить лезгинку нарушением общественного порядка. «Это административное правонарушение, ― рассуждал он на радио «Эхо Москвы». ― Мы запретим дагестанской молодежи собираться на Манежной площади и танцевать лезгинку. Москвичи воспринимают ее, как вызов обществу».

Мэром Навальный не стал, но на площади танцевать почти перестали. Полицейский, дежуривший на Манежной, сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть указание руководства ОВД Китай-город пресекать танцы на площади. «Просим разойтись, не было у меня случая, чтобы не разошлись, ― объяснил он. ― Вроде бы на всех площадях не разрешается танцевать. Ты сам пойми, не нужно это никому». «Они же мешают проходу граждан», ― использовал он ту же формулировку, которую правоохранители пускают в ход и при разгоне несанкционированных акций.

В последние годы Манежная площадь напротив Александровского сада и Кремля была самым популярным в столице местом для того, чтобы станцевать лезгинку ( , , , ), выражение «лезгинка на Манежке» стало общеупотребительным, когда надо было высказаться о вызывающем поведении «нерусских», а чуть переиначенное «лезгинка на Лобном месте» стало названием программной статьи консерватора Юрия Полякова, в которой он призывал вернуться к советской модели выстраивания межнациональных отношений.

Вопреки распространенному мнению о том, что уроженцы Кавказа своими танцами на Манежке постоянно провоцируют русских на конфликты, до настоящей драки дело дошло лишь однажды. В июне 2007 года несколько десятков уроженцев Кавказа танцевали лезгинку, один из пляшущих задел прохожего, а тот вызвал подмогу ― приехали также несколько десятков человек. Они потолкались, договорились встретиться на том же месте на следующий день. В назначенный час на площадь приехали активисты ныне запрещенного уже Движения против нелегальной иммиграции, никого не нашли, возложили цветы к Вечному огню и пошли гулять по городу, но около памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади на них напали кавказцы, вооруженные арматурой и бутылками. Через несколько минут к месту столкновений подъехал ОМОН. В отделение доставили и националистов, и кавказцев. Тогда задерживали за драку, не за танцы.

Но лезгинка часто присутствовала в качестве антуража и в других криминальных историях, как в Москве, так и в других субъектах федерации. В ноябре 2010 года на столичной площади Трех вокзалов задержали 13 чеченцев за исполнение зикра, религиозного танца, который часто путают с лезгинкой. Участники тогда стреляли в воздух. В том же ноябре в Тольятти за танцы задержали 16 человек, по большей части азербайджанцев, а также армян, русских и одного аварца. Эти старшеклассники ничего не нарушали, никаких претензий административного характера предъявлено им не было ― правоохранители сделали это просто для профилактики. В марте 2011 года в Москве дела приняли иной оборот: около 1000 человек заняли Цветной бульвар, выстроились в круг, в центре которого часть из них начала танцевать лезгинку. Один из них стрелял из травматического пистолета в воздух. Когда полицейские попыталась его задержать, тот несколько раз выстрелил и в них. Один страж порядка получил ранение в ногу. Стреляли, правда, в воздух и задержанные в июне 2013 года в Пятигорске четверо танцоров.

Лезгинка в каком-то смысле стала признаком неблагонадежности, а политически неблагонадежных студентов с царских времен принято отчислять из учебных заведений. В октябре 2011 года из Пятигорского государственного технологического университета за лезгинку отчислили пятерых студентов. Сотрудник мэрии тогда заявил, что «пятеро первокурсников устроили перед зданием администрации Пятигорска лезгинку с криками, ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес прохожих». На танцоров составили протоколы об административном нарушении по ч.1 ст.20 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Через месяц губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский заявил, что «мы [региональные власти] не против лезгинки, мы против нарушения покоя», и добавил, что сам учится ее танцевать, хотя и не достиг особых успехов.

Последний случай, с отчислением 18 студентов из медицинского колледжа, тоже произошел в Ставропольском крае. По сообщению МВД Ставропольского края, 8 октября «в вечернее время группа молодых людей с громкими криками и свистом танцевала лезгинку». Их доставили в отдел полиции и составили протоколы за мелкое хулиганство. После этого полицейское руководство отправило в администрацию вуза письмо «о недопустимости подобного поведения со стороны студентов». Тех отчислили. Начальник пресс-службы МВД по Ставрополью Евгений Арнаутов объяснял тогда «Газете.ру», что «раньше… если человек провинился, чтобы он дальше не падал вниз, направляли письма на предприятия, где разбирали его поведение, пытались остановить его от противоправных действий». Медики же, добавил он, «это высококультурные люди, а эти студенты не соответствовали этим требованиям».

«Этнодансинг» (по выражению завкафедрой истории российской государственности и права РАНХиГС, доктора исторических наук Ольги Лиценбергер) вызывает идиосинкразию и у московских рестораторов. В столице, по данным «Московских новостей» , рестораны перестали даже за деньги ставить кавказскую музыку. Например, администратор ресторана «Шарманка» объяснила это тем, что они «хотят избежать напряженности на танцполе между представителями разных национальностей, компаниям русских людей это не нравилось». В «Сказке Востока» на Коктебельской улице администратор заявил, что «лезгинка слишком боевая музыка, хочешь не хочешь, а все равно конфликт возникает». В некоторых же ресторанах просто повышают стоимость исполнения лезгинки: она идет за 1000 рублей, хотя остальные песни можно заказать за три сотни.

* * *

У кавказцев лезгинка - обязательная составляющая культурного наследия. «Танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев», ― говорится в исследовании кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой «Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана». В своей работе она отмечает, что народный танец выступает в качестве «этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса, формы психотерапевтической коррекции». «Коллективная лезгинка, исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности», ― пишет Абдулаева.

В документальном фильме «Дагестан. От прошлого к настоящему» этот танец определяют как «не что иное, как отголосок языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которого являлся образ орла». Образ орла воспроизводится танцором в тот момент, когда он встает на мыски и раскидывает руки. Вероятно, в древности танец исполнялся в костюме с крыльями орла, а само его название связано с лезгинским словом орел «лекь» (лезгины, кстати, имеют для самоназвания, помимо лезги , также и слово лекь ). В традиции лезгинки ― танцевать ее с оружием. Во времена войн она являлась ритуальным танцем горцев для поднятия духа, указывают авторы фильма.

«В каждой семье этот танец - что-то вроде обязательств, родители должны ему научить, ― говорил в документальной передаче «Россия, любовь моя!» руководитель ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. «Если на дагестанской свадьбе не танцуют лезгинку, это большой позор. Все должны уметь танцевать», ― рассуждает он. Сейчас в национальных республиках Северного Кавказа лезгинка в почете. Танец исполняют даже на секторах футбольного стадиона фанаты «Терека» и «Анжи». В Чечне танцоры ансамбля «Вайнах» ― герои



Похожие статьи
 
Категории