Сценарии о казачестве. Сценарий "Казаки и казачество

24.02.2019

Татьяна Герасимова

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» в исп. ККХ. У входа в зал, оформленного в виде ворот, стоит ведущая с хлебом – солью.

ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к

нам на казачий праздник !

Гость, войди! Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём –

Всем известно казаков радушье ,

Хлебосольство и открытый дом!

Гости заходят в зал. Ведущая встаёт в центре у занавеса.

ВЕДУЩАЯ : Собрались мы с вами на казачий праздник… А кто же такие

казаки ? Вы знаете?. В давние времена, когда нас с вами на

свете ещё не было, даже не было наших бабушек и дедушек,

сюда в наши края из разных мест пришли люди. Они

спасались от тяжелой жизни и очень любили свободу. Эти

свободолюбивые люди называли себя казаками . Казак -

это значит : «вольный человек» . Жизнь у казаков была

нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на

своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью. Главная

казачья заповедь – «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей

верен. Кто из вас знает, какое же главное призвание казака ?

ДЕТИ : Быть военным!

ВЕДУЩАЯ : Военная служба для казака – это его жизнь , его честь,

гордость и святыня. Казак - смелый , отважный,

бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в

руке… А как же провожали казака на службу , хотите

Звучит песня «На заре, на зорьке» . Открывается занавес. Сцена оформлена как «казачий дом » . Сидят Отец, Мать, между ними сын.

ОТЕЦ : Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

В зал под песню «Казачьему роду нет переводу » входят атаман и казаки , ведущая представляет всех. Казаки подходят к «дому» .

ОТЕЦ : Желаем здравствовать, господин атаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ : Здорово, коли не шутите!

МАТЬ : Прошу вас, гости, садитесь!

КАЗАК : Пришли мы к вам с важным делом : настал черёд сыну

вашему Андрею в ряды кубанского казачьего воинства

вступить и служить Отечеству как подобает.

МАТЬ : Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешишься да торопишься из родного дома!

Отемнеет светла горница, опустеет дом-подворышко.

снаряжение из сундука, вырядим сына достойно на святое

дело, на службу воинскую !

Пока мать достаёт снаряжение и родители одевают сына, тихо звучит песня «Провожала мати сына у солдаты » .


Ведущая поясняет :

ВЕДУЩАЯ : Как мы с вами уже говорили, военная служба для казака –

это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Не отслужить в

армии считалось несчастьем. К неслужившему относились с

сочувствием, а порой и с презрением.

ОТЕЦ : Ну вот… бравый казак . Мать, неси икону нашу семейную,

прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на

службу .

МАТЬ : Иди, Андрейка, под благословение родительское!

Мать передаёт отцу икону, сама берёт хлеб-соль. Казак бросает шубу мехом наружу, на которую мальчик встаёт на колени.

КАЗАК : Чтоб не голо служить ему было !

ОТЕЦ : Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа благословляем тебя,

сын наш любимый, на службу ратную . Помни нас,

родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род

и земляков – станичников. Будь верен славным традициям

казачьего воинства . Аминь.

Сын целует икону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик (или образ Николая - угодника) и трижды говорит : «Господи, благослови!»

ВЕДУЩАЯ : А каким же должен быть военным? Ну-ка, ребятишки,

давайте споём, чтоб Андрейка не забывал! Подходите сюда

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ» подг. группа

Мать берёт 2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами :

МАТЬ : Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом!

Служи – не тужи !

Затем подходят девочки, прикалывают платочки к черкеске.

ВЕДУЩАЯ : Давайте и друзей Андрейкиных соберём на службу !

ИГРА «СОБЕРИ КАЗАКА В ДОРОГУ »

Девочки собирают казаков : крупа, мука, мешочек с родной землей, кисет с табаком.


РЕБЕНОК 1 : На Кубани у нас люди сильные,

Прославляют землю изобильную!

РЕБЕНОК 2 : Кубанский казак хват , силой, удалью богат!

Пусть знает ворог – казаку отчий край дорог !

ВЕДУЩАЯ : А ну-ка, казачата , покажите подготовку строевую да силу

свою и смекалку! Хорунжий, командуй! А вы, девчоночки,

женихов себе приглядывайте!

Девочки садятся на места, а мальчики строятся за Андреем. Хорунжий встаёт перед ними.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (выполнение команд) : 1. Становись… 2. Равняйсь, смирно! 3 На первый-второй рассчитайсь! 4. Первые номера, шаг вперёд – раз-два… 5. Вторые номера, шаг вперёд – раз-два… 6. Направо…шагом марш… 7. Через середину в колонну по 3 марш…


8. Вольно. Разойдись…

Мальчики садятся на места.

ВЕДУЩАЯ : Атаман, хороши ли казачата ?. Ребята, а хорош ли наш

атаман?. А кто такой атаман, вы знаете? … А как его

выбирают?. (свободные ответы детей) Да, это самый

старший и самый опытный казак , его слово, его решение для

всех казаков закон . Атаман - казачий командир , у него

хранится казачье знамя , с ним казаки шли в бой . Атаман

всегда впереди, он отвечает за воинскую дисциплину и

Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое

выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили : «Не плачь, казак , атаманом будешь!» Любой из

мальчишек – казачат мечтает стать атаманом! Про атамана

много песен сложено, давайте послушаем!

ПЕСНЯ «АТАМАН» анс. казачьей песни «Братина»


После песни слово предоставляется атаману. Затем он спрашивает, знают ли дети казачьи заповеди .

ВЕДУЩАЯ : О казачестве всегда слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани казаки и ныне славят

Свою волю, власть народа… Соблюдают они строго

10 заповедей святых… Расскажи, Андрейка, их!

К Андрею подходят 7 детей.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ :

АНДРЕЙ : Честь и имя казака в жизни главные всегда!

РЕБЁНОК 1 : С детства честью дорожи и достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

АНДРЕЙ : Есть у каждого права – нет ни князя, ни раба.

РЕБЁНОК 2 : Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

АНДРЕЙ : По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд :

РЕБЁНОК 3 : Честен будь при казаках , чист в поступках и делах.

Будь примером всем всегда – вот в чём участь казака !

АНДРЕЙ : За Россию, честь свою жизнь не грех отдать в бою!

Слово дал – его держи, казачьим словом дорожи !

РЕБЁНОК 4 : Помни, слово казака было верное всегда .

Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

АНДРЕЙ : Старость всюду уважай , стариков не обижай !

РЕБЁНОК 5 : Пожилого казака почитай как за отца .

Престарелую казачку своей матерью считай.

АНДРЕЙ : Память предков сохраняй, по обычаям решай!

Если трудно – погибай, но товарища спасай!

РЕБЁНОК 6 : В бою, в службе , на работе, дома или на охоте

Другу всюду помогай, если надо – выручай!

АНДРЕЙ : Не гордись чужим добром, а живи своим трудом.

Береги свою семью, почитай свою родню.

РЕБЁНОК 7 : Старших в доме уважай , младших ты не обижай.

Дети садятся на свои места. Атаман хвалит.

ВЕДУЩАЯ : А кто же у казака первый друг ?. Конечно, конь!

Казак без коня , что….

ДЕТИ : Солдат без ружья!

ВЕДУЩАЯ : Казак сам не поест…

ДЕТИ : А коня накормит!

ВЕДУЩАЯ : Не конь красит казака , а…

ДЕТИ : А казак коня !

ВЕДУЩАЯ : Атаман, а в каком возрасте отец сажал сына на коня?. С

раннего детства отцы приучали своих сыновей к лошадям –

вначале учили ухаживать за конем, потом – ездить верхом,

учили сидеть в седле и без него, стоять на коне на ногах,

подлезать под седло. Это было сделать очень непросто,

потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при

этом могли стрелять на ходу. С 3х-летнего возраста мальчик

уверенно держался в седле, стрелять его учили с 7 лет, а

рубить шашкой – с 10. Давайте сейчас послушаем песни о

верном друге казака в исполнении наших малышей!

ПЕСНЯ «ИГРА С ЛОШАДКОЙ» младш. гр.

ПЕСНЯ «БУДЁНОВЕЦ» сред. гр.

ВЕДУЩАЯ : Ну, что ж, казачата , пришло время вам удаль свою и

ловкость показать , на быстрых конях поскакать!

ИГРА «ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ»

Участвует 2 команды. По сигналу первые игроки «на конях» скачут до натянутой верёвки, на которой с помощью прищепок висят платочки. Надо сорвать платок, вернуться в свою команду и передать «коня» . Чья команда соберёт большее количество платков. Возле каждой команды стоит девочка, которая собирает эти платки, а по окончании игры считает.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ » Вилькорейской


ВЕДУЩАЯ : Пока наши казачата и их кони отдыхают , послушаем, как

поют старшие казаки !

ПЕСНЯ «ЕСАУЛ» анс. казачьей песни «Братина»

ВЕДУЩАЯ : Казачьи песни слушать , что сладкий мёд кушать! Ну, а мы

вам частушки споём, армейские!

АРМЕЙСКИЕ ЧАСТУШКИ с д. м. и., платочками

ВЕДУЩАЯ : У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Выходи плясать, народ, наш казачий курагод !

ХОРОВОД «ГУЛЯЙ, КАЗАК » Ф. Царикати


Пока дети садятся, тихо звучит песня «Русь да казачья воля » .

ВЕДУЩАЯ : Там, где песня льётся, там легче живётся. И на войне казаки

поют, дом - семью вспоминают… Ждут казаки , когда же

война закончится, вернутся ли домой живыми –

невредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу

бередит…

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА» анс. казачьей песни «Братина»

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ : Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу

проводить . И тебе, батька – атаман, благодарствую! (поклон)

Конь нашего новобранца осёдлан, за околицей уж заждался,

пора в путь-дорожку, на службу верную .

МАТЬ : Идёмте, ребятишки, проводим Андрейку со двора !

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» . Выходят : первым идёт Андрейка, затем родители, потом дети. У входа в зал Андрей «вспоминает» , что забыл дома кисет. Идёт в «дом» , берёт кисет. Мать подходит к нему, подаёт один конец платка, другой держит сама, и так выводит сына окончательно.

ВЕДУЩАЯ : Атамана-батюшку и станичников просим в наш курень

трошки повечерить, чаю испить да гостинец вручить.

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

ПРАЗДНИКИ ЛИНЕЙНЫХ КАЗАКОВ КУБАНИ

Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современной школы должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в школьной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с учащимися. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования школы стало возрождение национального духа российского образования, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры, приобретает сегодня особую значимость.

Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни. Одним из наиболее важных и социально значимых компонентов фольклора являются народные праздники и обряды. Являясь связующей нитью между различными поколениями, они были не только средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности. Содержание любого народного праздника так или иначе вписывалось в канву православных традиций народа, а значит и выстраивалось в соответствии с той шкалой нравственных ценностей, которая была свойственна православному мировоззрению. На наш взгляд, традиционные народные праздники и обряды были для русского человека той культурно-образовательной средой его социума, где происходило развитие его личности.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

Сценарии фольклорных праздников, представленные в данном пособии, были разработаны на основе материалов, собранных в течении пяти лет в ходе этнографической поисковой работы в станицах Лабинского казачьего отдела, являющихся местом исторического проживания линейного казачества Кубани. Многие песни, использованные в сценариях праздников, были записаны со слов старожилов казачьих станиц Николаевской, Прочноокопской, Зассовской и других, что подтверждает аутентичность, историческую достоверность представленного песенного репертуара.

Безусловно, что содержание фольклорных праздников адаптировано к условиям и возможностям школы, детского коллектива. Сценарии праздников ориентированы на исполнение и восприятие учащихся средних классов, что однако, не исключает возможности участия в качестве зрителей младших и старших школьников.

В пособие включены сценарии пяти фольклорных праздников, что позволяет один раз в четверть подготовить и провести в школе, как воспитательно-познавательное мероприятие, как коллективно-творческую деятельность учащихся, как, своего рода, смотр художественной самодеятельности детей, данные фольклорные представления.

К каждому сценарию даётся приложение, где представлен песенный репертуар фольклорного праздника. В то же время не исключается возможность замены тех или иных песен аналогичными по содержанию и по характеру музыкальных образов.

Характерной особенностью праздничной традиции на Кубани было участие всей семьи в проведении праздников и обрядов, поэтому обязательным условием организации и проведения фольклорных праздников в школе должно быть как можно более активное привлечение родителей к участию в празднике, не только во время представления, но и в репетиционный период.

Автор – составитель планирует дальнейшую разработку методических пособий из цикла «Фольклорные праздники в школе», уделив особое внимание кубанским семейно-обрядовым праздникам в истрико-этнографическом аспекте, таким, как например, «Казачьи крестины», «Праздник первого бантика», «Праздник казачьего породнения», «Кубанская казачья свадьба» и так далее.

На наш взгляд, возрождение исторической памяти русского народа, утраченной за последние восемьдесят лет, должно начинаться с детского возраста, чему в определённой степени будет способствовать восстановление традиций народных праздников на Кубани.

Пономаренко О.В., кандидат педагогических наук



СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ

(На сцену выходят дети в казачьих костюмах, поют при этом старинную колядную песню «Вот коляда идёт»).

1-я девочка: Пролетели дни без оглядки!

Вот и пришли долгожданные Святки!

2-я девочка: Святки мы долго ждали,

Курень для колядок откупали.

У родителей молодёжь отпрашивали,

У отца разрешение спрашивали.

(На сцену выходит Отец в казачьем костюме).

3-я девочка: (с поклоном обращается к Отцу):

Дядя Андрей! Отпустите с нами Ольгу скорей!

По станице колядовать, Новый год встречать!

Отец: А чей курень откупили?

4-я девочка: Да Гутенёвых. Курень просторный, новый.

Есть где нам поиграть,

Песни попеть да поплясать!

Отец: С Богом! Ступайте!

Да головы не теряйте!

Себя блюдите,

Да дружней колядуйте, ходите!

(Девочки – казачки, исполняя куплет песни «Весёлая Коляда», уходят со сцены вместе с Отцом).

(На сцене декорации, изображающие казачий курень. На лавках сидят девчата, они вяжут, вышивают, исполняя куплет песни «Настя – рукодельница». В курень заходят с улицы колядовщики – мальчики и девочки в казачьих костюмах).

1-й мальчик - колядовщик: Здорово красны девицы!

По станице мы нагулялись,

Да в курень ваш

Тёплый забрались!

На улице зубы морозом свело,

А у вас в курене тепло!

2-й мальчик – колядовщик: Мы к вам, девчата,

Пришли себя показать,

Да с вами попеть и поплясать!

Ну – ка девки, в перепляс!

Перетопочите нас!

1-я девочка: Дурочек не ищите, сами пляшите!

3-й мальчик: Мы обувку – вбок!

2-я девочка: А мы ножку на носок!

4-й мальчик: Дробушкой пойдём!

2-я девочка: А мы сядем, отдохнём!

(Дети исполняют песню «Не ходи ты, хлопчик», одна пара, девочка и мальчик танцуют казачью кадриль).

1-й мальчик: Сорить тут у вас можно?

1-я девочка: Сори сколько хошь! Сам и подметёшь!

1-й мальчик: Сеем, веем, посеваем!

С Новым годом поздравляем!

2-й мальчик: Зароди, Боже, жито в пшеницу,

Всякую яровицу!

А в поле ядро, а в доме добро!

3-й мальчик: Куда конь хвостом, туда жито кустом.

Куда коза рогом – там жито стогом!

Все вместе: С Новым годом! С новым счастьем!

Хозяйка дома: Вот вам, гостеньки дорогие,

Леденцы сладкие да тугие!

Да пышки сдобные!

Да пироги мягкие, слоённые!

Да помпушки маковые, печённые!

(Хозяйка подаёт колядовщикам сладкие подарки, те складывают их в мешок).

Хозяин дома: Вот вам сорванцы – солёные огурцы!

(Подаёт колядовщикам банку с огурцами).

Да деньжат копьём, да рублик серебром!

(Бросает в мешок деньги).

Хозяйка дома: Наташа, доченька, выйди попляши!

Гостей порадуй от души!

(Девочки исполняют песню «Молодая, молода», одна из казачек пляшет, потом к ней присоединяется один из казаков).

1-й колядовщик: Ай, да Натаха! Огонь – деваха!

1-я девочка: Расхвалил Наталью дюже!

Да и мы не хуже!

2-й колядовщик: Ну, девчата! Вам видать

Старуха – «завидуха» покоя не даёт!

Вот девки – занозистый народ!

(Бросает в сторону девочек горсть мелких монет. Те со смехом собирают монетки).

2-й колядовщик: От завидок не пыхтите –

вот вам – ловите!

(Бросает ещё горсть мелких монет, девочки подбирают их со смехом).

1-й мальчик: Спасибо, хозяюшка!

Мы у вас засиделись,

Согрелись, раскраснелись!

(Обращается к колядовщикам):

Хватит сидеть, домовать,

(Девочки шушукаются, крутятся возле зеркала, надевают платки, мальчики берут мешок с подарками, кланяются Хозяйке и Хозяину, выходят из куреня).

2-я сцена.

(На сцене изображается станичная улица: плетень, вдалеке хата. На улицу выходят группой колядовщики – девочки и мальчики, исполняют старинную колядную песню «Вот дома, дома».

1-й мальчик – колядовщик: Пришла Коляда!

Рождество принесла!

2-й мальчик: Коляда, Коляда!

В печи сидит, на нас глядит!

Уродилась Коляда накануне Рождества!

1-я девочка: Хозяин – барин! Хозяюшка добренька!

Подайте, что сдобненько!

Пышку да лепёшку, да свиную ножку!

2-я девочка: Хозяин с хозяюшкой!

Слезайте с печки, зажигайте свечки!

Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!

3-й мальчик: Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!

Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!

(На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, они несут угощение и подарки для колядовщиков).

Хозяйка (с поклоном): Коляда, Коляда!

Принимай пирога! С луком, с перцем,

С петушиным сердцем!

(Передаёт угощение колядовщикам).

Хозяин (обращается к колядовщикам):

Вы на месте не стойте!

Громче песни пойте!

1-я девочка: К Хозяину мы со всем своим уважением!

Вам просто спеть или с изображением?

Хозяин: Ну, сначала просто спойте, а я послухаю!

Мабуть, порадуете нас со старухою!

(Колядовщики хором исполняют песню «Тешен – потешен», девочки приплясывают).

Хозяин: За такую песню пирога не дам!

2-й мальчик: Нас не хочешь кормить?

Тогда козу будем водить!

(На сцену мальчик – колядовщик выводит «козу» - один из мальчиков одет в вывернутый наизнанку овчинный тулуп, на голове шапочка с изображеньем овечьей морды).

3-й мальчик – колядовщик: Коза пришла луплена,

За три рубля куплена!

Плохо паслась,

Только воды напилась!

Хозяин (говорит «козе»): А чё ж ты такая –

Вся морда сухая?

«Коза»: Пока гнали – губы повысыхали!

Пожалейте скотинку – дайте овса с полтинку!

3-й мальчик – колядовщик: Козонька, потешь от души!

Для хозяев гопака спляши!

(«Коза» пляшет под мелодию песни «Трава, моя трава»).

3-й мальчик: А теперь поклонись хозяйке!

За пляску пирог нам подайте!

Козе – сенцо, а казакам – сальцо!

1-я девочка: Где коза ходит – там жито родит!

Где коза хвостом – там жито кустом!

2-я девочка: Коляда по станице ходит

И козу за собой водит!

Кто даст козе водицы напиться,

У того жито уродится!

1-й мальчик: Кто Коляде песню споёт –

У того рожь рано взойдёт!

Хозяин: Добры люди! Покалядуйте,

Нас с хозяйкой – порадуёте!

(Все колядовщики, девочки и мальчика, исполняют старинную колядную песню

«Христос родился», текст и мелодию песни см. в Приложении).

Хозяйка: Благодарим вас за участие,

Вот вам подарки на счастье!

(Хозяин подаёт колядовщикам угощенье, те складывают всё в мешок, с поклоном благодарят хозяйку).

1-й мальчик: По станице целый день с Колядой гуляли!

Поглядите – полный мешок набрали!

(С трудом поднимает полный мешок с подарками, угощениями).

2-й мальчик: Эй, Микола, постой чуток, развяжи мешок!

Дай посмотреть, что Коляда нам принесла!

1-й мальчик (заглядывая в мешок с подарками):

Подарила Коляда четвертушку пирога,

Два медовых пряника, маслица каточек,

Оладушек сотню, сала шматочек!

Можно жить – поживать,

Целый год горя не знать!

1-я девочка: Ну, пора нам в путь собираться,

До следующего куреня надо добраться!

2-я девочка: Дорогой Хозяин и Хозяюшкой!

Вот вам на прощанье наше пожеланье:

(Колядовщики говорят по очереди, обращаясь к хозяева):

Жить, хозяева, вам вместе лет до двести!

Нового вам года, нового приплода!

Счастья вам, большого здоровья,

хлебного дородья!

Гостей принимайте в своём дому,

счастья желаем в Новом году!


В заключении все участники исполняют старинную колядную песню «Коляду встречайте»

(Текст и мелодию песни см. в Приложении).

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА


Девочка – ведущая (в казачьем костюме):

Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу Кубанскую казачью ярмарку!

Мальчик – ведущий (в казачьем костюме):

В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ведущая: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Ведущий: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во рам Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

Ведущая: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Ведущий: Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?
(Зрители отвечают хором «Да»!)

Ведущий: Тогда, Зазывала – собирай народ!

Зазывала (мальчик в костюме балаганного Петрушки):
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!

Ведущий и ведущая (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!

(На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками – «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)

1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки,
Расписные погремушки!

2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики,
Приготовьте рублики!

3-й лотошник: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За весёлую присказку!

Девочка – казачка: А частушки подойдут?

3-й лотошник: Запевай, послушаем!

Девочка – казачка (поёт частушки):
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху!
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху!

3-й лотошник: Добре дивчина спевает!
Мне б такую в куреню!
За хорошее старанье
Я ей серьги подарю!
(С поклоном дарит девочке – казачке серьги).

(На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке).

Цыган (обращается к казаку):
Здравствуй, Иван Петрович!
Как живёшь – поживаешь?
Часто ли хвораешь?

Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора!
Пою басом, запиваю квасом!

Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай!
Говори, что надо, да мимо проваливай!

Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума,
Говорит, что тебе хорошая лошадь нужна!

Казак: Это, брат, дело!
Мне лошадь давно заводить приспело!
Только, хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво!
Бежит, дрожит, спотыкается,
А упадёт – не поднимается!

Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти?

Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой,
Сама кривая, горбатая,
Аглицкой породы,
Поведёшь через огороды,
Шоб люди не смеялись!

Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая –
Ни одного зуба во рту нет!

Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами?
Зубов нет, меньше будет есть!

Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали!

(На сцену выбегает девочка – казачка, в руках у неё крынка для сметаны).

Казачка с крынкой: Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут
сметаной торгует? Наварила я галушек, казаку, так он, вражина, без сметаны есть не соглашается!

(Девочка запевает песню «Галушки», все присутствующие девочки – казачки исполняют припев песни. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Казачка с крынкой: Ой, родимый, бегу, тороплюсь!
Дай Бог, сметану не пролить! (убегает).

(«Покупатели» ходят по сцене, выбирают «товар», торгуются. В это время встречаются на ярмарке кум с кумой).

Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила?

Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится!

Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла!

Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь как мы живём: щи лаптем не хлебаем!

(Звучит русская народная песня «Куманёк» в исполнении Кумы и Кума. Текст и мелодию песни см. в Приложении. После окончании песни Кум с Кумою, взявшись под ручку, уходят со сцены).

На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они весят у него на плече, на шее.

Продавец верёвок: Подходи, налетай! Товар не залежалый!
Верёвки пеньковые, канаты смолённые!
В огне не горят, в воде не тонут!

(К продавцу подходят казаки).
Старый казак: Дорого ли стоит товар?
Мне верёвка нужна пеньковая,
Да чтоб была крепкая, да новая!

Продавец: По знакомству недорого возьму:
Давай триста!

Старый казак: Что так дорого просишь?
Даю две с полтиной,
Да в придачу дубину с горбиной!

Продавец: Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!

Старый казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость.

(Обращается в зал к зрителям):
Эй, сынки мои, любезные!
Пётр, Иван, Данила и Андрей!
Идите сюда скорей!
Силушку молодецкую потешите,
Людей добрых повеселите,
Меня, старика, порадуете своей удалью!

(Из зрительного зала выходят четыре мальчика, в казачьих бешметах – красные рубашки-косоворотки. Начинается народная игра «Перетягивание каната». Покупатели помогают молодым казакам перетягивать канат, делятся на две группы. Игра проводится под музыкальное сопровождение: в грамзаписи звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку» в исполнении Кубанского казачьего хора).

Старый казак (после окончания игры-соревнования):
Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть!
Добрый сын – отцу радость!

Продавец: Каков казак – отец, таков и сын – молодец!

Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!
Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка!
По ярмарке весь день ходила,
Ни про кого не забыла!
Покажи, дочка, что купила?

Марьянка (достаёт из кошелки и показывает всем):
Родному батюшке – кушак,
Чтоб подпоясывался в боях!
Любимой матушке – платок,
Посередине – золотой цветок!
Братьям – соколам, по новым сапогам!
Маленьким сестрицам –
По новым рукавицам!

Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела?

Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела,
Тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась.

Казачка: Где песня льётся, там легче живётся!
Спой, дочка, пусть все послушают!

Казак: А мы не только послушаем, но и подпоём.
Хорошая песня дух бодрит!

Старый казак: Без корней нет дерева, без песни нет народа!
Ну-ка, запевай, красавица!

(Звучит старинная казачья песня «Дочка казака», запевает Марьянка, припев поют все девочки-казачки. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь.

Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал!

Казак: Да, ну! Не брешишь?

Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла.
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал!

Казак: Ну, а теперь, вижу, котёнка продаёшь?

Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок?
Это горный барс! Купи, не пожалеешь!

Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгинь с моих глаз долой,
А не то, погоню тебя дранной метлой!
(Цыган быстро уходит со цены).
Ведущая:

Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Ведущий: Купцов здесь было немало, было много товара!
Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится!

Казак: Чтобы урожая добиться,
Каждому колоску надо поклониться!
У казака доход не растёт без забот!

Казачка: Казак на Кубани – хлебопашец,
Хлеб насущный своим трудом добывает,
Но и Родину беречь не забывает!

Старый казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!

Ведущая: Чтобы мир и покой был на Кубанской земле,
Чтобы праздники и ярмарки не переводились
И все на них веселились!

Ведущий: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!

Казак: Казачьему роду – нет переводу!
А значит, и казачья песня никогда на Кубани не смолкнет!
(Звучит финальная песня «Кубанские казаки», исполняют хором все участники представления. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Дополнением к проведению фольклорного праздника «Кубанская ярмарка» может быть выставка – продажа (за символическую цену) детских поделок, игрушек, домашних кулинарных изделий.
Зрителей приглашают в «Торговый зал» после окончания представления.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА


ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

На сцену выходят девочки в казачьих костюмах, исполняя старинную казачью песню «Во Кубанской, во станице».

(текст и мелодию песни см. в Приложении).

1-я казачка: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы!

2-я казачка: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!

4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во Кубанской, во станице». Занавес открывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.

Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон).

Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!

Мабуть не ждали Вы гостей,

Да серьёзных новостей?

Атаман меня прислал,

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать,

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

Собирайтесь понемногу!

До станицы Верхполисской

Ехать степью нам не близко!

Прощевайте, я пошёл!

Мать: Может сядете за стол? (с поклоном)

Пообедаем гуртом!

Урядник: Это как ни - будь потом.

Много дел у нас в Управе.

Ну, до встрече на заставе!

Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!

Драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать,

Саблей вострою махать!

Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!

Ничего ведь не случилось!

(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится),

До Кубани добежала.

Не велел мне горевать, говорил:

«Так надо, мать!»

(вздыхает): За Кубань погиб родную,

За станицу дорогую!

Внучка, вот уже невеста (вздыхает),

(бабушка открывает сундук):

Как вчерась её положил,

Жаль, до ныне он не дожил!

Вот, внучок, его папаха!

Надевай, не ведай страха!

Дай, тебя благословлю!

(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует):

Дюже я тебя люблю!

Андрей (обнимает бабушку):

Ты, бабуня, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня ж не война –

Ростить воинов страна!

(На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону», текст и мелодию см. в Приложении).

Раздаётся стук в дверь (крестятся):

(Входят крёстные отец и мать):

Открывайте, кумовья!

Крёстная мать: Подросли уж сыновья!

Крёстный отец: Сына мы благословляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным:

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй!

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю):

С саблей ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

Отец: Ну, а я вручу Андрею

Свою личну портупею!

(надевает на сына портупею):

Вот теперя ты – казак!

Что-то застит глаз слеза!

(смахивает слезу, обнимает сына).

Крёстная мать: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

(отдаёт Андрею рушник).

Андрей: Благодарствую на том!

(по очереди кляняется всем):

Поклонюсь перед отцом,

Перед матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

(Под музыку в курень вбегают девчата).

Первая: Отчего, Андрюш, не весел?

Отчего ты нос повесил?

Вторая: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки!

Расставляйте – ка тарелки,

Отобедаем гуртом!

Девчата хором: Да уж это мы смогём!

Первая: А пока готовим стол,

Мы чего-нибудь споём!

(Звучит старинная казачья песня «Не ходи, ты, хлопчик», поют все, две пары, казак и казачка, танцуют кадриль. Текст и мелодию см. в Приложении).

(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея).

Первый: Кто тут гарно так спевает,

На веселье приглашает?

Второй: Слышно всем, издалека!

Провожают казака!

(обращается к Андрею):

Ты, Андрюха, не журись,

Да домой скорей вернись!

Третий: Мы тебе кинжал вручаем,


Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!

(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них «старый казак», маленькие казачата, всего человек 5-6).

Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!

Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!

Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!

(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).

Атаман: Слава Кубани!

Все казаки (хором): Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!

Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!

Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори!

Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!

(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение).

Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата.

(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили! Тай где ж те хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать?
А ну, Хозяин, зови их сюда!

(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, сначала девочки, потом мальчики в казачьих костюмах).

Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?

1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.

2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.

1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.

2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.

Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?

1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!

Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!

(Дети исполняют старинную казачью песню «На горе-то калина»).

2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости! Апанас! Где ты? Неси мешки!

(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).

Атаман: Победителям дарю по моченному арбузу!
Проигравшим – по горсти семячек!

(Раздаёт детям свои «подарки»).

Хозяин: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели, уходя на военную службу. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!

Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!

(Хозяин запевает старинную казачью песню «Как у нас было, на Дону». Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяином и Атаманом).

Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!

1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить!

Атаман: Хозяева дорогие! Разрешите кадриль? Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Хозяин: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!

Атаман: Айда, братья-казаки в пляс!

(Под музыку старинной казачьей песни «Не ходи ты, хлопчик» исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой).

Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!

1-я девочка: Позволь, Батька Атаман, тебе подарок сделать! Старались, сами вышивали этот кисет для тебя! Моя бабушка всегда говорит: кисет для казака в военном походе – это кусочек родного дома. Поглядит он на кисет в дальней стороне – сразу дом, жинку, детей своих вспомнит!

(С поклоном передаёт Атаману кисет).

Атаман: Благодарю тебя от всей души, дочка! Дай Бог тебе здоровья, а твоим ручкам золотым – сноровки да умения!

(Обнимает девочку, гладит по голове.)

Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки!

(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены).

Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?

Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.

Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?

(Один из мальчиков отвечает Атаману).

Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.

Хозяин: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот!

(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета).

Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Марьянка, начинай!

(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек), например:

Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!

Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!

Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?

Хозяин: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!

(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку старинной казачьей песни «Кубанские казаки»).

Атаман: Дорогие гости! Как на ваш погляд, лихо казаки рубились?

Гости: Добре! Лихо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт!
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания?

Гости: Достойны! Любо! Добре!

Хозяин: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!

Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ!
Хозяин: Тихо всем! Атаман гутарить будет!

(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает):

Атаман: «Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!»

(Обращается к детям):

Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!

(Затем Атаман обращается к мальчикам):

Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы:
«Слава Кубани, героям слава!
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России!
Клянусь, что не подведу братьев – казаков!
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков –
Кубанских казаков!

(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом).

Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!

Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!

Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите мои атаманские подарки!

(Хозяин дарит мальчикам наборный казачий пояс, а Хозяйка надевает девочкам завески – красочно вышитые фартуки).

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман!

Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью походную песню, а казачата пусть подпевают!

(Исполняется современная казачья песня «Споём, казаки». Музыка В. Захарченко, текст и мелодию песни см. в Приложении).

Пояснение к сценарию праздника ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА


Сценарий рассчитан на учащихся средних классов. Проведение фольклорного праздника «Посвящение в казачата» может быть приурочено ко Дню защитника Отечества (23 февраля).
Песенный репертуар праздника должен быть разучен предварительно участниками инсценировки во внеурочное время. В то же время, заключительная песня «Споём, казаки» (муз. В. Захарченко) должна быть знакома всем детям, чтобы в финале праздника все присутствующие хором исполнили эту песню, то есть, её разучивание может быть включено в песенный репертуар уроков музыки.
Роли Атамана, Хозяина и Хозяйки должны исполнять старшие школьники, например учащиеся 10-11 классов. Остальные действующие лица инсценировки (казачата, гости) рассчитаны на исполнение учащимися средних классов. На эти роли желательно подобрать детей с выразительной мимикой, громким голосом, с артистическими задатками.
Фольклорный праздник в школе не должен ограничиваться лишь показом инсценировки «Посвящение в казачата». Желательно, чтобы ко дню проведения фольклорного праздника была подготовлена выставка, пусть небольшая, детских поделок, рисунков, связанных с тематикой Кубанского казачества. Перед инсценировкой может быть проведён небольшой концерт художественной самодеятельности, где будут исполнены народные песни и танцы, в том числе и казачьи. В качестве зрителей инсценировки должны быть обязательно приглашены учащиеся начальных классов, помимо учащихся средних классов.


АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2004 г.



Похожие статьи
 
Категории