К ф властелин колец где жил хоббит. Хоббиты

03.03.2019
Расы
Средиземья
Валар
Майар
Эльфы
Люди
Гномы
Хоббиты
Энты
Орлы
Орки
Тролли
Драконы
Другие

При составлении Приложения к Оксфордскому словарю английского языка к Толкину обратились за помощью в написании словарной статьи. Писатель предложил определение, согласно которому хоббит - «представитель вымышленного народа, невысокой разновидности человеческой расы; слово „хоббит“ (означающее „живущий в норе“) было их самоназванием; прочие же называли их «полуросликами», поскольку рост их составлял половину обычного человеческого» .

Происхождение слова

Толкин упоминал, что возможным источником слова «хоббит» является название романа американского писателя Синклера Льюиса «Бэббит» . Некоторые читатели связывали название hobbit с английским словом rabbit («кролик») или даже лат. homo + rabbit , то есть «человек-кролик». Однако сам Толкин эту версию неоднократно отрицал в своих письмах читателям.

Народности хоббитов

В предисловии к «Властелину колец» упомянуты три древних племени хоббитов, впоследствии смешавшихся в единую народность:

  • мохноноги (англ. Harfoots ) - смуглее и меньше других хоббитов. Предпочитали холмы и взгорья. Автор называет их «самыми настоящими, самыми правильными хоббитами», наиболее консервативными по сравнению с другими племенами. Типичные представители мохноногов - Сэмуайз Гэмджи , а также Бильбо и Фродо Бэггинсы (оба - по отцовской линии).
  • хваты (англ. Stoors ) - большерукие и крепкие, селились в речных долинах и на равнинах (предположительно, именно к таковым принадлежали Мериадок Брендибак , а также Смеагол-Голлум и его брат Деагол).
  • лесовики (англ. Fallohides ) - светлокожие и высокие (по меркам хоббитов), жили в лесах (типичные представители - семейство Туков, в том числе известный по роману «Властелин Колец» Перегрин Тук).

Образ жизни

По описаниям, представленным, в частности, в прологе к роману-эпопее «Властелин колец», хоббиты живут оседло в норах под землёй, либо в домиках на поверхности. Норы богатых хоббитов очень благоустроены: пол выложен плитками и устлан ковром, стены обшиты панелями. Двери и окна в норах, как правило, круглые, ручки таких дверей располагаются ровно посередине, а рамы выкрашены в излюбленные хоббитами жёлтые и зелёные цвета (более подробным описанием жилища хоббитов является описание дома Бильбо Бэггинса). Городов у хоббитов нет, они живут в более или менее крупных сельских посёлках.

Хоббиты занимаются в основном сельским хозяйством . Достоверно известно, что они выращивают ячмень , табак , виноград . Выращивают они и другие зерновые культуры и овощи. Варят хорошее пиво , выделывают наилучшие в Средиземье сорта трубочного табака. Механических устройств как таковых не любят и не делают, хотя мастерят телеги, строят мельницы и изготавливают разный сельский инвентарь, как и прочие нужные для жизни вещи. Строят дороги и мосты. Содержат трактиры.

Хоббиты очень любят гостей, и, зачастую, длинные коридоры, уходящие от входной двери вглубь норы, увешаны крючками и полками, уставлены подставками для зонтов. Хоббиты также очень любят есть, они могут принимать пищу по шесть раз в день. Они любят курить трубки, как и автор Толкин , и изысканное табакокурение чтится у них в качестве особого искусства. Хоббиты страстно увлекаются генеалогией (впрочем, это практически единственная наука, которая их интересует). Также они очень любят садоводство и могут подолгу работать в своих огородах. В разговоре с сыном наместника Гондора Фарамиром хоббит Фродо отдельно упоминает: «Садовники действительно у нас в почёте» :

Хоббиты любят спокойную и размеренную жизнь, стараются избегать опасных приключений и почти не покидают свою родину. В книге «Хоббит, или Туда и обратно » приводятся слова Бильбо Бэггинса , которые можно по праву считать негласным лейтмотивом любого «правильного» хоббита:

Социальные отношения и иерархию хоббитов нельзя назвать совсем демократическими: напротив, в их селениях встречаются господа-феодалы и хоббиты среднего звена, занимающиеся физическим трудом. Так, Сэмуайза Гэмджи Фродо Бэггинс представляет Фарамиру как «достойного хоббита, взятого им в услужение» :

Сам Сэм обращается к Фродо и Бильбо «господин» и относится к ним как к аристократам, заведомо превосходящим его в интеллектуальном отношении, сведущим в литературе, истории и языках. Действительно, Бэггинсы - типичная «голубая кровь»: они владеют богатым поместьем, позволяют себе экстравагантность, не занимаются никаким физическим трудом, однако интересуются лингвистикой, филологией, историей, литературой:

Вначале сам Бильбо, а затем и Фродо пишет книгу-летопись с художественным уклоном. Бильбо самостоятельно обучает племянника эльфийскому языку (что для среднестатистического хоббита нонсенс и пустая трата времени, необходимого для более значимых насущных дел). Тем не менее, с годами приобретя уважение соседей, сам Сэм становится градоначальником и летописцем.


Гномы
Хоббиты
Энты
Орлы
Орки
Тролли
Драконы Другие

Народности хоббитов

В предисловии к «Властелину колец» упомянуты три древних племени хоббитов, впоследствии смешавшихся в единую народность:

  • мохноноги (англ. Harfoots ) - смуглее и меньше других хоббитов. Предпочитали холмы и взгорья. Автор называет их «самыми настоящими, самыми правильными хоббитами», наиболее консервативными по сравнению с другими племенами. Типичные представители мохноногов - Сэмуайз Гэмджи , а также Бильбо и Фродо Бэггинсы (оба - по отцовской линии).
  • хваты (англ. Stoors ) - большерукие и крепкие, селились в речных долинах и на равнинах (предположительно, именно к таковым принадлежали Мериадок Брендибак , а также Смеагол-Голлум и его брат Деагол).
  • лесовики (англ. Fallohides ) - светлокожие и высокие (по меркам хоббитов), жили в лесах (типичные представители - семейство Туков, в том числе известный по роману «Властелин Колец» Перегрин Тук).

Образ жизни

По описаниям, представленным, в частности, в прологе к роману-эпопее «Властелин колец», хоббиты живут оседло в норах под землёй, либо в домиках на поверхности. Норы богатых хоббитов очень благоустроены: пол выложен плитками и устлан ковром, стены обшиты панелями. Двери и окна в норах, как правило, круглые, ручки таких дверей располагаются ровно посередине, а рамы выкрашены в излюбленные хоббитами жёлтые и зелёные цвета (более подробным описанием жилища хоббитов является описание дома Бильбо Бэггинса). Городов у хоббитов нет, они живут в более или менее крупных сельских посёлках.

Хоббиты занимаются в основном сельским хозяйством . Достоверно известно, что они выращивают ячмень , табак , виноград . Выращивают они и другие зерновые культуры и овощи. Варят хорошее пиво , выделывают наилучшие в Средиземье сорта трубочного табака. Механических устройств как таковых не любят и не делают, хотя мастерят телеги, строят мельницы и изготавливают разный сельский инвентарь, как и прочие нужные для жизни вещи. Строят дороги и мосты. Содержат трактиры.

Хоббиты очень любят гостей, и, зачастую, длинные коридоры, уходящие от входной двери вглубь норы, увешаны крючками и полками, уставлены подставками для зонтов. Хоббиты также очень любят есть, они могут принимать пищу по шесть раз в день. Они любят курить трубки, как и автор Толкин , и изысканное табакокурение чтится у них в качестве особого искусства. Хоббиты страстно увлекаются генеалогией (впрочем, это практически единственная наука, которая их интересует). Также они очень любят садоводство и могут подолгу работать в своих огородах. В разговоре с сыном наместника Гондора Фарамиром хоббит Фродо отдельно упоминает: «Садовники действительно у нас в почёте» :

Хоббиты любят спокойную и размеренную жизнь, стараются избегать опасных приключений и почти не покидают свою родину. В книге «Хоббит, или Туда и обратно » приводятся слова Бильбо Бэггинса , которые можно по праву считать негласным лейтмотивом любого «правильного» хоббита:

Социальные отношения и иерархию хоббитов нельзя назвать совсем демократическими: напротив, в их селениях встречаются господа-феодалы и хоббиты среднего звена, занимающиеся физическим трудом. Так, Сэмуайза Гэмджи Фродо Бэггинс представляет Фарамиру как «достойного хоббита, взятого им в услужение» :

Сам Сэм обращается к Фродо и Бильбо «господин» и относится к ним как к аристократам, заведомо превосходящим его в интеллектуальном отношении, сведущим в литературе, истории и языках. Действительно, Бэггинсы - типичная «голубая кровь»: они владеют богатым поместьем, позволяют себе экстравагантность, не занимаются никаким физическим трудом, однако интересуются лингвистикой, филологией, историей, литературой:

Вначале сам Бильбо, а затем и Фродо пишет книгу-летопись с художественным уклоном. Бильбо самостоятельно обучает племянника эльфийскому языку (что для среднестатистического хоббита нонсенс и пустая трата времени, необходимого для более значимых насущных дел). Тем не менее, с годами приобретя уважение соседей, сам Сэм становится градоначальником и летописцем.

Хоббиты в культуре

Российская фолк-рок-группа «The Hobbit Shire » написала и исполнила шуточную песню «Как хоббит искал носки».

Еще одна российская панк-группа «Король и шут » выпустила песню «Вино хоббитов».

  • Tetramorium hobbit (муравей)

Известные хоббиты

  • Смеагол, он же Голлум

См. также

Напишите отзыв о статье "Хоббиты"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хоббиты

– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.
– Мы помогаем, когда это нужно. А откуда пришли – я не помню, я там не была. Только смотрела, как ты сейчас... Это мой дом.
Девчушка вдруг стала очень печальной. И мне захотелось хоть как-то ей помочь, но, к моему большому сожалению, пока это было ещё не в моих маленьких силах...
– Тебе очень хочется домой, правда же? – осторожно спросила я.
Вэя кивнула. Вдруг её хрупкая фигурка ярко вспыхнула... и я осталась одна – «звёздная» девочка исчезла. Это было очень и очень нечестно!.. Она не могла так просто взять и уйти!!! Такого никак не должно было произойти!.. Во мне бушевала самая настоящая обида ребёнка, у которого вдруг отняли самую любимую игрушку... Но Вэя не была игрушкой, и, если честно, то я должна была быть ей благодарна уже за то, что она вообще ко мне пришла. Но в моей «исстрадавшейся» душе в тот момент крушил оставшиеся крупицы логики настоящий «эмоциональный шторм», а в голове царил полный сумбур... Поэтому ни о каком «логическом» мышлении в данный момент речи идти не могло, и я, «убитая горем» своей страшной потери, полностью «окунулась» в океан «чёрного отчаяния», думая, что моя «звёздная» гостья больше уже никогда ко мне не вернётся... Мне о скольком ещё хотелось её спросить! А она так неожиданно взяла и исчезла... И тут вдруг мне стало очень стыдно... Если бы все желающие спрашивали её столько же, сколько хотела спросить я, у неё, чего доброго, не оставалось бы время жить!.. Эта мысль как-то сразу меня успокоила. Надо было просто с благодарностью принимать всё то чудесное, что она успела мне показать (даже если я ещё и не всё поняла), а не роптать на судьбу за недостаточность желаемого «готовенького», вместо того, чтобы просто пошевелить своими обленившимися «извилинами» и самой найти ответы на мучившие меня вопросы. Я вспомнила бабушку Стеллы и подумала, что она была абсолютно права, говоря о вреде получения чего-то даром, потому что ничего не может быть хуже, чем привыкший всё время только брать человек. К тому же, сколько бы он ни брал, он никогда не получит радости того, что он сам чего то достиг, и никогда не испытает чувства неповторимого удовлетворения оттого, что сам что-либо создал.
Я ещё долго сидела одна, медленно «пережёвывая» данную мне пищу для размышлений, с благодарностью думая об удивительной фиолетовоглазой «звёздной» девчушке. И улыбалась, зная, что теперь уже точно ни за что не остановлюсь, пока не узнаю, что же это за друзья, которых я не знаю, и от какого такого сна они должны меня разбудить... Тогда я не могла ещё даже представить, что, как бы я не старалась, и как бы упорно не пробовала, это произойдёт только лишь через много, много лет, и меня правда разбудят мои «друзья»... Только это будет совсем не то, о чём я могла когда-либо даже предположить... ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ЧАСТИЧНО УСТАРЕЛА. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 90 до 120 сантиметров. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов.

Характер

Хоббиты, или как их иногда называют, полурослики самый, казалось бы, незначительный народец, однако без них мир был бы не таким как сейчас. Они спокойны, добродушны, и любят комфорт. Они редко проявляют интерес к великим делам, зато свои маленькие дела делают очень аккуратно. Трудно найти более миролюбивый народ, чем хоббиты, однако, они все же способны постоять за себя. Самой характерной чертой хоббитов многие считают любознательность. Настоящий хоббит категорически опровергнет это утверждение, мол, хоббиты в чужие дела носа не суют и всякими тайнами не интересуются, от них хлопот полон рот. Легенды о хоббитской любознательности, вероятно, пошли от тех хоббитов, которые вдруг почувствовали зов приключений и покинули свой уютный семейный домик. Именно таких хоббитов чаще всего встречают другие народы, а потому мнение о них сложилось порой весьма обманчивое. Тут нужно заметить, что уже с давних пор народ хоббитов разделился на две ветви. Основная из них, так и называющая себя хоббитами, предпочитает спокойную жизнь вдали от других народов и суеты большого мира. Они избегают приключений любого рода и редко становятся героями сказаний или реальной истории. Совсем другими кажутся скиминки (ед. ч. Скиминок, уд. на посл. слог), или хоббиты-непоседы, как зовут их "настоящие" хоббиты. Они явно хоббиты, в этом ни у кого не возникает сомнений, но их культура очень сильно отличается от традиционной хоббитской культуры. Скиминки любят странствовать, веселиться и даже колдовать -- неслыханное дело для других хоббитов. Именно благодаря скиминкам о хоббитах еще не все позабыли, и как раз скиминки обычно становятся героями.

Описание внешности

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 0.9 до 1.2 метра. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов. Вопреки распространенному мнению, их ступни вовсе не больше, чем пропорционально полагается по их росту, но из-за постоянной ходьбы босиком они обладают жесткой подошвой. Хоббиты много улыбаются, и у них рано появляются на лиц морщинки от улыбок. Живут хоббиты в среднем около ста лет, но согласно традициям их размеренной жизни, зрелость хоббитская молодежь достигает лишь к годам тридцати. Хоббита-непоседу легко можно определить по внешнему виду. Типичный скиминок совсем не похож на своих оседлых собратьев. Он более худощав и, если можно так выразится, мускулист. Как раз скиминки в полной мере обладают легендарной хоббитской ловкостью. Кожа этих хоббитов более смуглая, чем у их собратьев. Одежда скиминка обычно сшита так, чтобы в ней было легко и удобно передвигаться (желательно незаметно) и танцевать. В ней множество карманов в которых напихан целый арсенал всякой всячины на все случаи жизни. Скиминки часто любят носить яркие, даже броские цвета. У потомственных скиминков более прямые и темные волосы, чем у обычных хоббитов, и у некоторых даже бывает борода (ходит молва, будто это от гномов, чья кровь по слухам течет в жилах скиминков в немалых количествах), которую они обычно сбривают оставляя лишь густые бакенбарды и иногда усы. Нужно отметить, что иногда скиминки бреют ноги, что нормальному хоббиту кажется почти кощунством, но для скиминка иногда удобство оказывается важнее национальной гордости - бывают случаи, когда без сапог не обойтись.

Отношения с другими расами

Хоббиты на редкость добродушны. Если придти к ним с миром, они встретят даже чужака, как лучшего друга. Однако к "большим" народам, особенно к людям, ассазам и оркам, они относятся с некоторым подозрением и неодобрением (это, впрочем, не относится к скиминкам - им все равно с кем иметь дело). Ближе всего хоббиты дружат с другим Маленьким народцем - гномами, с которыми у них много общего. Хоббиты совершенно лишены воинственности, по этому у них нет исторических счетов ни с кем, и они заинтересованы, чтобы так оно было и впредь. Хоббиты не лезут в чужие дела, и предпочитают, чтобы их оставили в покое. Скиминки более открыты. Они с удовольствием общаются со всеми, даже более того, они порой настолько общительны, что многим кажутся назойливыми. Эти хоббиты редко остаются на одном месте надолго и вовсе не сторонятся чужих дел, в этом отношении они являются полной противоположностью своих сородичей.

Мировоззрение

В хоббитах нет зла. Совсем. Может какой-нибудь скиминок и является исключением, но тогда он считается изгоем даже среди других скиминков. Оседлые хоббиты склонны к порядку и закону, им нравится когда все идет по плану, все можно предусмотреть и в жизни нет никаких неожиданностей. Скиминки наоборот любят перемены и часто полагаются на волю случая, так что их мировоззрение чаще всего хаотичное.

Места обитания

Простые хоббиты любят умеренный климат и холмистую местность, с плодородной почвой и небольшими лесами. Селятся они предпочтительно в аккуратно вырытых и хорошо обставленных норах, иногда в приземистых деревянных домишках с дерновой крышей. Городов они не любят, и живущих в городах хоббитов можно пересчитать по пальцам. Хоббиты обычно стараются придерживаться друг друга и для заселения выбирают местность, в которой как можно меньше живут другие народы, поэтому часто оказывается, что довольно обширный район земли заселен практически только хоббитами, живущими небольшими поселениями и отдельными фермами, а в других областях они практически отсутствуют. Местность. Обживамая хоббитами, отличается ухоженностью и спокойствием. Что касается скиминков, то говорить о каких-либо определенных местах обитания не приходится. Большая часть скиминков объединяются в сареты, которые всегда в пути, лишь не надолго, максимум на пару месяцев, останавливающихся то тут, то там. Скиминки, отделившиеся от своих саретов часто находят свое место среди других народов. Они любят города и густо населенные местности. Возможно скиминок по прошествии бурной молодости решит осесть на одном месте, но таким местом может оказаться весьма необычная для хоббита местность, например, большой город, горы или даже пустыня.

Религия

Хоббиты традиционно к религии проявляют довольно малый интерес. Большинство главных и младших богов они просто игнорируют, и не ощущают от этого каких-либо неудобств (может прост потому, что боги тоже не обращают на них внимания). В хоббитском пантеоне царит полный матриархат. Самой сильной богиней считается Эллана, или, попросту говоря, Мать природа. В ее честь проводятся многие праздники, в основном связанные с сельским хозяйством и плодородием. Любимой богиней и своей покровительницей хоббиты считают Лотэмелию. Для них она богиня счастья, радости и любви к ближнему. Об Лотэмелии не забывают ни на одном празднике, будь то праздник урожая, свадьба, день рождения, или просто дружное застолье. Место «плохой тети» в мифологии хоббитов занимает Арельна, скверная и завистливая сестра Лотэмелии. Хоббиты не столько боятся ее, сколько просто недолюбливают (это самое сильное негативное чувство, на которое способны добродушные хоббиты). Арельна обычно является в образе королевы-мачехи или вредной сестры в хоббичьих сказках. Они никогда не забывают о ней, отдавая и ей должное во время своих праздников. Обычно это небольшие подношения, призванные уговорить Арельну не насылать на них болезни или неурожай. Тут нужно отметить, что хоббиты почти не строят храмов, и среди них очень мало жрецов. Всяческие обряды они тоже не признают. Обычно они устраивают где-нибудь священное место, вроде уставленной валунами полянки в роще, где они собираются по праздникам, поют песни, танцуют и пируют, чествуя богинь, а после оставляют им дары в виде разной еды на больших подносах. Среди скиминков наблюдается большее разнообразие религиозных предпочтений. Хоббиты-непоседы обожают мифы и сказания, в большинстве которых боги играют далеко не последнюю роль. Скиминки признают всех главных и велико множество младших богов, причем относятся к ним весьма демократично, хотя и со свойственной им легкостью. Религиозной жизнью саретов заправляют шаманы (обычно старые женщины), которые в равной степени стараются угодить всем богам, в зависимости от нужд сарета. Обычные скиминки не утруждают себя особым служением богам, в случае нужды обращаясь к своему шаману. Для них главное интересные сказания и веселые праздники, в чью бы честь они не устраивались.

Язык

Давным-давно, в эпоху Арканидов хоббиты усвоили Всеобщий язык и с тех пор свой собственный почти позабыли, хотя некоторые слова и многие имена и названия все еще напоминают о нем. Скиминки добавили к этому кое-что от себя, с течением времени образовав свой особый диалект. Диалект этот впрочем проявляется лишь в определенных случаях, связанных в основном с внутренней культурой саретов и известен лишь самим скиминкам, что позволяет им в случае необходимости общаться так, чтобы посторонний не смог их понять. Словарный запас этого диалекта весьма ограничен.

Приключенцы

Если вы встретите хоббита приключенца, почти наверняка это скиминок. "Нормальные" хоббиты приключений не любят и считают их совершенно недостойным делом для приличного человека (не обязательно хоббита). В тех редких случаях. Когда хоббит таки встает на приключенческую стезю, он обрекает себя на репутацию чудака среди своих мирных сородичей, а это уже пол дорожки до звания скиминка, что среди оседлых хоббитов считается совсем не престижным, а вовсе даже наоборот. Скиминки же так не считают. Они считают, что они смогли преодолеть врожденную ограниченность своих сородичей и живут настоящей жизнью. А настоящая жизнь для них это сплошные приключения. Можно сказать, что скиминок - приключенец просто по определению. Не зря их называют непоседами. Скиминки жутко любопытны, обожают совать свой нос в самые неподходящие места, искать интересные штуковины, знакомиться с новыми людьми, и потом сочинять об этом немыслимые истории.

Краткая история хоббитов на Мин Акроне

В большой истории Мин Акрона хоббиты почти не оставили следов (хотя на страницах книг временами появляются хоббитские имена, скиминки разумеется), а их собственная история большинству других народов показалась бы слишком скучной. Впрочем, хоббиты и не утруждают себя отслеживанием истории, так что они даже точно не знают даты великих событий, если они произошли более, чем 100 лет назад. Скиминки в этом отношении ни в чем не уступают своим родичам. К истории они относятся с явным пренебрежением и к всемирной славе не стремятся. Для скиминка гораздо интереснее слушать рассказы, из которых по меньшей мере половина - полная выдумка. Таким рассказам скиминок верит безоговорочно, для него это все - чистая правда, а заветной мечтой является самому стать героем такого рассказа (для чего вовсе необязательно делать что-то выдающееся, проще это придумать, главное потом рассказать правдоподобно).

Хоббиты в разных странах

Хоббитов в Лаоме довольно много и заселяют они в основном юго-западные районы с менее суровым климатом. Обширная область между озерами Сладким и Соленым, а также к югу от них, почти можно назвать страной в стране. Там живут почти только хоббиты, которые отлично самоуправляются, в королевской власти не нуждаясь, но исправно платят налоги и поставляют Лаому весомую долю всей сельскохозяйственной продукции. Много хоббитов расселились по баронству Балтазара, подальше от больших дорог и городов. От политических интриг барона они стараются держаться подальше, и общаются в основном только в своей среде. Немало в Лаоме и скиминков. Множество больших и малых саретов кочуют по стране, предпочитая в основном более цивилизованные и обжитые западные земли. В Лаоме любят селится скиминки из других земель, решившие наконец оставить странствия. Они обычно выбирают местность в округе Ардоны, Сора или где-то в баронстве Джуса.

Рассказ о хоббите Д.Р.Р. Толкин, как видно из биографии, написал для своих детей. Он не просто сочинил историю как «вечернюю сказку», а использовал все свои способности великолепного литератора, учёного, профессораоксфордского университета. Повесть, в которой главным героем выступает хоббит Бильбо Бэггинс, содержит в себе, как мы видели ранее, часть англо-скандинавской мифологии и щепотку фантазии автора. Так на свет появился Хоббит, маленький человечек с густым волосяным покровом на ступнях, заострёнными ушами и, Толкин отдаёт персонажу частичку себя, с трубкой во рту.

Что же означает «хоббит»? Откуда появилось само слово? Кто является прототипом хоббита Бильбо Бэггинса? Как формируется характер этого персонажа? Какую функцию выполняет в повести образ Бильбо? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей части нашей работы.

Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» - жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции. Хоббиты - народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).

Изначальные свойства и привычки хоббитов напоминают о фольклорных маленьких человечках (мохнатые ножки, обостренные зрение и слух, умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать), или о комических образах (приземленность, узкий кругозор, консерватизм, здравый смысл). Хоббиты являются как бы «меньшими братьями» человека.

Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей» . В этом отрывке мы видим, что мир хоббитов противопоставлен миру людей: «В наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа…» Таким образом, мы наблюдаем разделение на 2 мира: мир реальный, наш, мир Высокого Народа, и мир Средиземья, мир фантастических существ, где благополучно обитает хоббит Бэггинс.

Мир хоббитов наследует многие черты мира людей, как внешние (описание норы, еда…), так и внутренние (взаимоотношения между хоббитами). Отличие хоббита от человека состоит, прежде всего, в его внешности: «Сами они низкорослый народец, примерно в половину нашего роста и пониже бородатых гномов. Бороды у хоббитов нет. Волшебного в них тоже, в общем-то, ничего нет, если не считать волшебным умение быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, шумом и треском ломятся, как слоны. У хоббитов толстенькое брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое; башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове. Только на голове он курчавится. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится)» .

Первое, на что стоит обратить внимание: хоббит - это существо, которое «состоит» из человека и кролика. Толкин использовал прием, хорошо известный в мифологии, где часто встречаются существа, соединяющие в себе человека и животное, например, кентавр.

Как видим, и в описании внешности героя также представлено авторское двоемирие. Хоббит сравнивается с «бородатыми гномами» - представителями ирреального мира - и с «неуклюжими верзилами» - людьми. Чувствуется, что автор более благоволит миру хоббитов и гномов, чем миру, в котором живет сам. Сравним: «всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, с шумом и треском ломятся, как слоны» и «У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица»; «У хоббитов толстенькое брюшко» - использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о добром авторском отношении к персонажу.

По ходу действия эпопеи раскрывается аллегорический смысл «невеликости» хоббитов: в обыкновенном и дюжинном содержатся начатки великих дел; почва большой истории - повседневность и быт. «Почвенность» хоббитов - ключ к их характеру, будничные качества которого способны к удивительным превращениям: скромность - в самопожертвование, здравый смысл - в героическую находчивость, оптимизм и жизнелюбие - в стойкость и мужество.

В слабости хоббитов (приземленности и бытовой ограниченности) - их сила («Хоббиты цепко держатся за этот мир»; «обеими ногами стоят на земле»; «То они мягче масла, то вдруг жестче старых древесных корней»; «Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в меру» - так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном Торин) .

Толкин, умышленно, создал хоббитов маленькими, чтобы «выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах» .



Похожие статьи
 
Категории