Капоте трумен - биография.

28.02.2019

Годы жизни: с 30.09.1924 по 25.08.1984

Американский романист и новеллист, многие его рассказы, романы, пьесы и публицистические произведения признаны литературной классикой, в том числе повесть Завтрак у Тиффани и Хладнокровное убийство - произведение, которое он назвал "невымышленный роман", положив тем самым начало новому жанру в литературе.

Трумен Капоте родился в Новом Орлеане и прожил там до восемнадцати лет. В возрасте четырех лет, еще перед поступлением в школу, Трумен научился читать. К восьми годам он начал писать рассказы, и, к одиннадцати годам, по его утверждению, он уже писал от шести до девяти часов в день. Критики даже считают, что это правда, потому что в возрасте десяти лет он выиграл престижную награду за короткий рассказ.

В 1933 году он переехал с матерью и отчимом в Нью-Йорк. Учась в средней школе, Капоте писал для школьной газеты и для литературного журнала. В семнадцать лет он бросил колледж, ссылаясь на то, что там его ничему не учат, а только отнимают время, которое он мог бы провести, занимаясь писательством. Капоте начинает работать в еженедельнике Нью-Йоркер, где он узнает подноготную мира издательского дела.

Трумэн Капоте начал свою литературную карьеру рассказом Мириам, опубликованным в журнале Мадмуазель в 1945 году. А в 1948 году он получил премию О.Генри за рассказ Закрыть последнюю дверь. Вскоре он публикует свою первую книгу Другие голоса, Другие комнаты. Книга становится бестселлером, и карьера Трумена стремительно идет вверх. В отличие от предыдущих документальных произведений, в романе проявились склонность автора к фантазии и гротеску и его отвращение к филистерской жизни. В 1949 году был опубликован его сборник Древо ночи и другие рассказы, а в 1951 - повесть Голоса травы, которая также имела успех. В 1956 году вышла книга Музы слышны - рассказ о поездке в СССР негритянской группы со спектаклем Порги и Бесс.

Одной из самых популярных работ Капоте является Завтрак у Тиффани - книга, которая помимо заглавной новеллы включает в себя три рассказа. Но все-таки наибольшую известность ему приносит книга Хладнокровное убийство. В 1959 году, прочитав заметку об убийстве семьи в Канзасе, Капоте предложил редактору Нью-Йоркера Уильяму Шону опубликовать серию статей об убийцах. А потом он провел шесть лет, собирая материал для своего главного бестселлера, документальной истории преступников Дика Хикока и Перри Смита, следя за тем, как его герои приближаются к смерти.

После казни преступников Капоте пожаловался Харпер Ли, что ничего не мог сделать для этих людей. "Может быть, - ответила Харпер, - но на самом деле ты и не хотел ничего делать". Зато роман Хладнокровное убийство принес писателю около четырех миллионов долларов (семьдесят тысяч из них Трумен потратил на надгробный камень для своих героев). Капоте превратился в живого классика.

Ему хотелось большего: быть главным светским персонажем своего времени, войти в историю гламурной жизни. Светским львом он стал еще до того, как стал великим писателем. Он общался с художниками и писателями, влюблялся в мужчин, дружил с женщинами, подслушивал, умело пользовался сплетнями. Все, кто знал его, говорили, что у Капоте был дар заводить дружбу с первого знакомства, с первого взгляда. И он пользовался этим даром. Трумен добился своего: его имя мелькает буквально во всех сборниках по истории моды. Как одевался он сам, никого не волновало. Но он окружил себя такой свитой, что по ней можно было изучать модные тенденции еще до того, как они становились модными. Он считался гомосексуалистом, тем скандальнее была эта свита, в которую входили самые известные светские львицы тех лет - их имена постоянно мелькали в колонках сплетен, их мужья были богатыми и знаменитыми, а они с восторгом носили звание "лебедей" Трумена Капоте. Утверждают, что "лебедями" этих дам назвал сам Капоте. Наверное, он имел в виду сказку Андерсена Гадкий утенок: утенком, разумеется, был он сам, человечек с детским лицом, ростом ровно 160 см, предельно неуверенный в себе, смертельно жаждущий славы. Другие считают, что Трумен выбирал всех этих красавиц - Бэйб Палей, Глорию Гиннесс, Ли Радзивилл, Си-Зи Гест и других менее близких подруг, - исходя исключительно из длины их шей.

Светские развлечения и напряжение, связанное с работой над Хладнокровным убийством подорвали его здоровье. Из привлекательного мужчины он превратился в дряхлого старика. Он пил. Даже если не было повода, он его всегда находил. Если кто-нибудь отнимал у него бутылку, впадал в ярость. Валиум стал его постоянным «спутником». Хотя он и продолжал выпускать новые литературные произведения, особого, по-настоящему волнующего успеха они уже не приносили. Казалось, Капоте дошел «до ручки». В одном из утренних телешоу он угрожал суицидом. Он по-прежнему был хорошо информирован, его телефон перегревался от бесконечных бесед, ни один мало-мальски значимый скандальчик не ускользал от его пристального внимания. Но, тем не менее, Капоте понимал что исписался. Новый литературный труд Собаки лают, изданный в 1974 году, не принес успеха.

Его последнее произведение задумывалось широкомасштабным. Отвеченные молитвы - так назвал Трумен свой амурный роман о голливудских идолах. Однако он остался незаконченным. Но Капоте опубликовал в журнале Эсквайр работу La Cote Basque (так назывался самый известный нью-йоркский ресторан для высшего общества) - отрывок из своего неоконченного романа, где выдавал все секреты своих светских подружек и выставлял их какими-то непристойными куклами. "Вся литература - это сплетня", - говорил он. После публикации Капоте получил полную отставку у всех своих друзей. Он предал их ради своей главной подружки - славы. Но потерял и её.

Некоторые считали Капоте немного не в себе, другие были в восторге от его творчества... Тем не менее, будучи незаурядной личностью, он оставил значительный след в литературе Америки.

В 2005 году Капоте был увековечен в фильме «Капоте». Фильм рассказывает об истории написания романа Хладнокровное убийство. Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте.

Награды писателя

Трумен Капоте был награжден премией О. Генри за рассказ Закрыть последнюю дверь в 1948 году.


Настоящее имя:

Трумен С. Персонс (Truman Streckfus Persons)



Родился в Новом Орлеане и прожил там до восемнадцати лет. В возрасте четырех лет, еще перед поступлением в школу, Трумен научился читать. К восьми годам он начал писать рассказы, и, к одиннадцати годам, по его утверждению, он уже писал от шести до девяти часов в день. Критики даже считают, что это правда, потому что в возрасте десяти лет он выиграл престижную награду за короткий рассказ.

В 1933 году он переехал с матерью и отчимом в Нью-Йорк. Учась в средней школе, Капоте писал для школьной газеты и для литературного журнала. В семнадцать лет он бросил колледж, ссылаясь на то, что там его ничему не учат, а только отнимают время, которое он мог бы провести, занимаясь писательством. Капоте начинает работать в еженедельнике Нью-Йоркер, где он узнает подноготную мира издательского дела.

Трумэн Капоте начал свою литературную карьеру рассказом «Мириам», опубликованным в журнале «Mademoiselle» в 1945 году. А в 1948 году он получил премию О. Генри за рассказ «Закрой последнюю дверь». Вскоре он публикует свою первую книгу «Другие голоса, другие комнаты». Книга становится бестселлером, и карьера Трумена стремительно идет вверх. В отличие от предыдущих документальных произведений, в романе проявились склонность автора к фантазии и гротеску. В 1949 году был опубликован его сборник «Древо ночи и другие рассказы», а в 1951 - повесть «Голоса травы», которая также имела успех. В 1956 году вышла книга «Музы слышны» - рассказ о поездке в СССР негритянской группы со спектаклем Порги и Бесс.

Одной из самых популярных работ Капоте является «Завтрак у Тиффани» - книга, которая помимо заглавной новеллы включает в себя три рассказа. Но все-таки наибольшую известность ему приносит книга «Хладнокровное убийство». В 1959 году, прочитав заметку об убийстве семьи в Канзасе, Капоте предложил редактору «Нью-Йоркера» Уильяму Шону опубликовать серию статей об убийцах. А потом он провел шесть лет, собирая материал для своего главного бестселлера, документальной истории преступников Дика Хикока и Перри Смита, следя за тем, как его герои приближаются к смерти.

После казни преступников Капоте пожаловался Харпер Ли , что ничего не мог сделать для этих людей. «Может быть, - ответила Харпер, - но на самом деле ты и не хотел ничего делать». Зато роман «Хладнокровное убийство» принес писателю около четырех миллионов долларов (семьдесят тысяч из них Трумен потратил на надгробный камень для своих героев). Капоте превратился в живого классика.

Ему хотелось большего: быть главным светским персонажем своего времени, войти в историю гламурной жизни. Светским львом он стал еще до того, как стал великим писателем. Он общался с художниками и писателями, влюблялся в мужчин, дружил с женщинами, подслушивал, умело пользовался сплетнями. Все, кто знал его, говорили, что у Капоте был дар заводить дружбу с первого знакомства, с первого взгляда. И он пользовался этим даром. Трумен добился своего: его имя мелькает буквально во всех сборниках по истории моды. Как одевался он сам, никого не волновало. Но он окружил себя такой свитой, что по ней можно было изучать модные тенденции еще до того, как они становились модными. Он считался гомосексуалистом, тем скандальнее была эта свита, в которую входили самые известные светские львицы тех лет - их имена постоянно мелькали в колонках сплетен, их мужья были богатыми и знаменитыми, а они с восторгом носили звание «лебедей» Трумена Капоте. Утверждают, что «лебедями» этих дам назвал сам Капоте. Наверное, он имел в виду сказку Андерсена «Гадкий утенок»: утенком, разумеется, был он сам, человечек с детским лицом, ростом ровно 160 см, предельно неуверенный в себе, смертельно жаждущий славы. Другие считают, что Трумен выбирал всех этих красавиц - Бэйб Палей, Глорию Гиннесс, Ли Радзивилл, Си-Зи Гест и других менее близких подруг, - исходя исключительно из длины их шей.

Светские развлечения и напряжение, связанное с работой над «Хладнокровным убийством» подорвали его здоровье. Из привлекательного мужчины он превратился в дряхлого старика. Он пил. Даже если не было повода, он его всегда находил. Если кто-нибудь отнимал у него бутылку, впадал в ярость. Валиум стал его постоянным «спутником». Хотя он и продолжал выпускать новые литературные произведения, особого, по-настоящему волнующего успеха они уже не приносили. Казалось, Капоте дошел «до ручки». В одном из утренних телешоу он угрожал суицидом. Он по-прежнему был хорошо информирован, его телефон перегревался от бесконечных бесед, ни один мало-мальски значимый скандальчик не ускользал от его пристального внимания. Но, тем не менее, Капоте понимал что исписался. Новый литературный труд «The Dogs Bark», изданный в 1973 году, не принес успеха.

Его последнее произведение задумывалось широкомасштабным. «Answered Prayers» - так назвал Трумен свой амурный роман о голливудских идолах. Однако он остался незаконченным. Но Капоте опубликовал в журнале «Esquire» работу «La Cote Basque» (так назывался самый известный нью-йоркский ресторан для высшего общества) - отрывок из своего неоконченного романа, где выдавал все секреты своих светских подружек и выставлял их какими-то непристойными куклами. «Вся литература - это сплетня», - говорил он. После публикации Капоте получил полную отставку у всех своих друзей. Он предал их ради своей главной подружки - славы. Но потерял и её.

Некоторые считали Капоте немного не в себе, другие были в восторге от его творчества... Тем не менее, будучи незаурядной личностью, он оставил значительный след в литературе Америки.

«Летний круиз» - дебютный роман, написанный двадцатилетним Капоте, когда он только приехал из Нового Орлеана в Нью-Йорк, и в течение шестидесяти лет считавшийся утраченным. Рукопись роман «всплыла» на аукционе «Сотбис» в 2004 году. «Летний круиз» впервые был опубликован в 2005 году.

В ранний период творчества, проходивший более или менее в русле «южной готики», Трумен Капоте проявлял, может, и не слишком явный, но заметный интерес к фантастике, периодически используя в своих произведениях фантастические и мистические элементы. В жанровых базах и справочных и критических источниках автор обычно учитывается с небольшим романом «Другие голоса, другие комнаты» (за сюрреалистическо-готические моменты, в частности выделенные известным критиком Гарольдом Блумом ключевые элементы готической традиции - призраки, фольклорные предания и байки, грезы и наваждения); а также со своим первым сборником «Дерево ночи», большинство рассказов которого имеют фантастические сюжеты или тяготеют к мрачным, макабрическим образам, традиционным для литературы о сверхъестественном. Часть рассказов этого сборника входила впоследствии в фантастические или мистические антологии. Так например рассказ «Злой рок» перепечатывался в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» (1962) и антологии «Cracked Looking Glass: Stories of Other Realities» (1971). Рассказ «Мириэм», как классика рассказов о привидениях многократно появлялся в различных в антологиях, в т.ч. под редакциями Уильяма Тенна, Питера Страуба, Стивена Джонса. Рассказ «Закрой последнюю дверь» издавался в антологиях «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural» Б. Мальцберга и «Great Tales of Horror and the Supernatural» Б. Пронцини, М. Гринберга, Б. Мальцберга.

Также русские переводы рассказов «Злой рок» и «Бутыль серебра» публиковались в антологии «Гости страны фантазии».

  • 1946 - «Премия О. Генри» рассказ «Мириам» (лучший дебют).
  • 1948 - «Премия О. Генри» рассказ «Закрой последнюю дверь» (первый приз).
  • 1951 - «Премия О. Генри» рассказ «Цветочный дом» (третий приз).
  • Примечание к биографии:

  • Раздел «Фантастика в творчестве автора» от Claviceps P.
  • В 2005 году автор был увековечен в фильме «Капоте» режиссера Беннетта Миллера. Фильм рассказывает об истории написания романа «Хладнокровное убийство». Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте. Фильм в 2006 году отмечен разнообразными наградами: «Оскар», «Золотой глобус», Британской киноакадемии.
  • Шарж на Трумена Капоте нарисовал художник Роберт Риско .
  • Персональная книжная серия: «Трумен Капоте. Собрание сочинений. В 3 томах» (Азбука-классика).
  • «Я пью, потому что только так могу выносить свой алкоголизм».

    У выдающегося американского прозаика Трумена Капоте (1924-1984) была масса поводов пить. Во-первых, он родился в семье алкоголиков: невротички, запивавшей свои амурные неурядицы бурбоном и заедавшей их транквилизаторами, и сильно пившего коммивояжера, быстро бросившего семью. Во-вторых, он был геем, а по одной из современных версий - трансгендерным существом, женщиной в уродливом теле коротышки с бульдожьей головой. В-третьих, Капоте был светским львом: его жизнь проходила в бесконечных пафосных приемах и богемных вечеринках. Ну и последнее: Трумен сильно зависел не только от вредных субстанций, самый главный кайф он получал от сильных эмоциональных встрясок - дружил с приговоренными убийцами, бросался в омут романтических похождений, садился на бесконечные диеты.

    Автор «Завтрака у Тиффани» и «Обыкновенного убийства» всю жизнь боролся с депрессией, от которой помимо виски лечился всеми разрешенными и запрещенными медикаментозными средствами, а также путешествиями и грандиозными пати. Эти вечеринки (особенно легендарный Черно-белый бал 1966 года, на котором веселилась вся светская и политическая элита США) широко освещались в прессе, для многих Капоте-фрик напрочь затмил Капоте-писателя. С бременем славы у Капоте тоже были двойственные отношения. Литератор Джон Ноуэлл однажды завистливо заметил: «В Америке есть только два писателя, которых узнают на улице, - Эрнест Хемингуэй и Трумен Капоте». К концу жизни Капоте из живого классика превратился в национальное посмешище: вдрабадан пьяный, он нес тарабарщину на дневных ток-шоу для домохозяек, не вылезал из «просыхательных» клиник и почти ничего не писал. И именно пьянство Капоте стало причиной ранней смерти одного из литературных титанов Америки XX века.

    Гений против употребления

    1924-1935 С 11 лет Капоте каждый день проводит по три часа за письменным столом: «Примерно так, как другие дети идут домой и садятся за пианино или берут в руки смычок, я садился за стол и писал. Я был одержим писательством». 1943-1958 С 19 лет Трумен активно печатает рассказы, а выход его дебютного романа «Другие голоса, другие жизни» становится сенсацией. После суицида матери впадает в депрессию и запой. Путешествует по Европе и СССР. 1958-1966 Выходит шедевр Капоте - криминальный роман «Обыкновенное убийство», в процессе написания которого писатель подружился с ожидавшим казни убийцей Перри Смитом и, по общему мнению, влюбился в него. Казнь Смита становится очередным потрясением, и он пьет еще отчаяннее. Окончание работы над романом писатель отмечает, приговорив ящик шампанского «Кристаль». Едет в качестве корреспондента в турне с The Rolling Stones, но по пьяни ссорится с Джаггером и отказывается писать статью. 1973-1980 Несколько глав неоконченного романа «Отвеченные молитвы» - все, что Капоте опубликовал в 70-е. Писатель скитается по клиникам и однажды на ток-шоу заявляет, что собирается на днях покончить с собой. В шикарной клинике в Коннектикуте развязывает, падает, разбивает голову и лишается нескольких зубов. 1980–1984 Выходит последняя книга писателя - сборник эссе «Музыка для хамелеонов». Пьяный Трумен разбивается на машине, у него отбирают права. 25 августа 1984 года Капоте умирает; диагноз - «поражение печени, отягощенное воспалением вен и наличием в крови наркотиков».

    Собутыльники

    Мэрилин Монро С кинозвездой Капоте связывали любовь к выпивке и таблеткам. Именно Монро Трумен видел в главной роли в экранизации «Завтрака у Тиффани» (роль досталась Одри Хепберн). На обложке своей последней книги Трумен изображен танцующим с Мэрилин. Харпер Ли С автором романа «Убить пересмешника» Трумен дружил с детства: их семьи жили по соседству. Трумен вывел Харпер в «Других голосах» под именем Айдабель, а сам стал прототипом Харриса в «Убить пересмешника». Энди Уорхол Молодой художник влюбился в Капоте по фотографии и досаждал звонками с просьбой о встрече. В 70-е Уорхол стал единственным другом Капоте - заказывал ему тексты в свой журнал Interview и поил в клубе Studio 54.

    Трумен Капоте всегда славился своей невероятной эксцентричностью; впрочем, славу Капоте принесли вовсе не многочисленные его бесшабашные выходки – как писатель, Трумен успел зарекомендовать себя весьма и весьма талантливым человеком. Его произведения по сей день считаются классикой современной литературы и послужили основой для целого ряда фильмов и пьес.


    Трумен Стрекфус Персонс, более известный как Трумен Капоте (Truman Streckfus Persons или Truman Capote, 30.09.1924 – 25.08.1984) – американский писатель, сценарист, драматург и актер; автор целого ряда рассказов, повестей, пьес и документальных произведений, которые по сей день считаются классикой мировой литературы. Помимо прочего, является автором повести "Завтрак у Тиффани" ("Breakfast at Tiffany"s") и "невымышленного" криминального романа "Хладнокровное убийство" ("In Cold Blood"). По работам Капоте было снято более 20 фильмов и телевизионных проектов.

    Родился Трумен в Нью-Орлеане, Луизиана (New Orleans, Louisiana), в семье 17-летней Лили Мэй Фолк (Lillie Mae Faulk) и её супруга, коммивояжера Архулуса Персонса (Archulus Persons). Родители мальчика развелись, когда ему было всего 4; самого Трумена отправили в Монровилль, Алабама (Monroeville, Alabama), где он некоторое время жил под надзором родных матери. Здесь же Капоте подружился с Харпер Ли (Harper Lee) – в будущем известной писательницей и автором "Убить пересмешника" ("To Kill a Mockingbird"). Ходили слухи, что образ Дилла (Dill) Ли срисовала как раз с Капоте.

    Ребенок-одиночка, Капоте рано - еще до школы – научилс

    я читать и писать. Уже в 5 лет мальчик таскался повсюду со словарем и блокнотом; в 11 лет он начал писать первые свои художественные произведения. В 1936-ом Трумен даже получил премию "The Scholastic Art & Writing Awards".

    В 1933-ем мальчик переехал в Нью-Йорк, к матери и её второму мужу Джозефу Капоте (Joseph Capote). Отчим не только принял мальчика, как пасынка, но еще и поменял ему имя на "Трумен Гарсия Капоте". Через некоторое время, однако, Джозеф был признан виновным в присвоении чужих средств; вместе с ним семью покинул и источник дохода – и мальчику с матерью уют Парк-Авеню пришлось оставить.

    В период с 1943-го по 1946-ой Капоте писал преимущественно рассказы; публиковались они как в специальных литературных изданиях, так и в журналах, нацеленных на сравнительно широкую публику. Некоторые произведения Капоте даже приносили ему премии, пусть и не очень крупные. В 40-х же Капоте написал повесть о летнем романе светской львицы и работника парковки; сам Трумен позже утверждал, что рукопись повести уничтожил, однако через 20 лет после его смерти текст внезапно всплыл – как выяснилось, жилец квартиры, в которой Капоте обитал, достал рукопись из мусора. Издана посмертная по

    есть была в 2006-ом.

    Успех рассказа Капоте "Мириам" ("Miriam") привлек внимание крупного издателя Беннета Серфа; через некоторое время Трумен получил контракт с "Random House", на создание повести. Получив аванс в 1500 долларов, Капоте вернулся в Монровилль, где взялся за работу над "Другие голоса, другие комнаты" ("Other Voices, Other Rooms"). Издана повесть была в 1948-ом; сам Капоте называл ей "поэтическим взрывом в сильно подавленные эмоции". В какой-то степени произведение носило автобиографический характер.

    Книга Капоте была принята весьма тепло – она попала в рейтинг бестселлеров "The New York Times", где продержалась целых 9 недель; в общей сложности было продано больше 26000 копий. Немало продвижению книги способствовала сделанная Гарольдом Гальмой (Harold Halma) в 1947-ом фотография; на ней Капоте был запечатлен яростно глядящим на фотографа. Фотография эта в свое время была очень и очень хорошо известна; одних лицо Трумена на ней забавляло, у других же – напротив, вызывало открытый гнев.

    В начале 50-х Капоте взялся за работу над сценариями и пьесами; за это время он переработал для сцены и киноэкрана несколько своих старых произведений. Кроме того, Трумен успел

    побывать в Советском Союзе; ряд написанных им для "New Yorker" статей впоследствии лег в основу его первой нехудожественной книги, "Музы слышны" ("The Muses Are Heard").

    Повесть "Завтрак у Тиффани" была издана в 1958-ом; к ней в одном издании были присовокуплены три дополнительных, меньших по объему произведения. Книга пришлась по вкусу и публике, и критикам; главная героиня её стала одним из самых известных литературных героев нового времени.

    Второй легендарный шедевр Трумена Капоте, "Хладнокровное убийство", вышел в 1966-ом. Считается, что вдохновлялся при написании его автор небольшой статьей, опубликованной 16-го ноября 1959-го в "The New York Times"; статья эта описывала таинственное убийство семьи Клаттер (Clutter) в сельской местности Канзаса (Kansas). История настолько впечатлила Капоте, что он – вместе с Харпер Ли – отправился осмотреть место преступления. На протяжении следующих лет Капоте собирал информацию о случившемся; интересно, что показания свидетелей он не записывал, полагаясь исключительно на собственную память и делая заметки лишь после окончания очередной беседы. Вышедший роман стал настоящим бестселлером национального масштаба – и, увы, последней напис

    нной Капоте повестью. Позиционировался роман, как документальный, хотя многим эта документальность казалась весьма и весьма сомнительной; впрочем, даже как художественное произведение, роман имел явную ценность.

    В дальнейшем Капоте продолжал понемногу писать для журналов и привлекать к себе внимание широкой публики разного рода громкими выступлениями. Позже он осел в Палм-Спрингз (Palm Springs) и начал вести откровенно малоосмысленный образ жизни – помимо прочего, активно выпивая. Несколько раз он успел побывать в реабилитационных клиниках, однако все попытки взяться за ум стабильно оканчивались новыми срывами. За превышение скорости у Капоте отобрали водительские права; после этого эпизода и после произошедшего в 1980-ом припадка с галлюцинациями Трумен стал настоящим затворником. Медицинское обследование показало, что мозг Капоте значительно уменьшился в размере; в редкие периоды просветления, впрочем, Трумен настаивал на своей адекватности – и даже пытался продвигать свой "почти готовый" роман "Отвеченные молитвы" ("Answered Prayers").

    Скончался Трумен Капоте 25-го августа 1984-го; причиной смерти писателя стал рак печени, осложненный постоянным употреблением наркотиков.

    Трумен Гарсия Капоте (англ. Truman Garcia Capote, имя при рождении — Трумен Стрекфус Персонс (англ. Truman Streckfus Persons), 30 сентября 1924, Новый Орлеан, США — 25 августа 1984, Лос-Анджелес, США) — американский романист и новеллист.

    Трумен Капоте родился в Новом Орлеане и прожил там первые восемнадцать лет жизни. Писать начал в восемь лет, «ни с того ни с сего, не побуждаемый ничьим примером». Уроков в школе он не делал, а писал так, как занимаются музыкой будущие скрипачи и пианисты: каждый день и по несколько часов в день.

    Я писал приключенческие повести, детективные рассказы с убийствами, скетчи, истории, слышанные от бывших рабов и ветеранов Гражданской войны. Получал большое удовольствие — поначалу.

    Удовольствие кончилось, когда обнаружил разницу между хорошим письмом и плохим; а потом сделал ещё более тревожное открытие, ощутив разницу между очень хорошим письмом и подлинным искусством. Едва уловимую — но страшную. К семнадцати годам я был законченным писателем.

    В возрасте 19 лет Труман опубликовал в журнале «Мадемуазель» рассказ «Мириам», который был отмечен премией О. Генри. В 1949 году был опубликован его сборник «Древо ночи и другие рассказы» (англ. A Tree of Night and Other Stories), а в 1951 — повесть «Голоса травы» (англ. The Grass Harp).

    В 1948 году вышел его первый роман «Другие голоса, другие комнаты», встреченный критиками с восторгом и удивлением: как может такой молодой человек так хорошо писать. Ничего удивительного — к этому времени Капоте писал уже шестнадцать лет. В отличие от документальных произведений, в романе проявились склонность автора к фантазии и гротеску и его отвращение к филистерской жизни.

    С самого начала в его творчестве различались два течения: чисто художественная проза и документальная, существовали два мира: лирический и объективный; иногда они расходились, иногда сливались, сообщая друг другу дополнительную глубину.

    Это течение вышло на поверхность в «Местном колорите» (1950), книге портретов и очерков. За ней, в 1956 году последовала книга «Музы слышны» — рассказ о поездке в СССР негритянской группы со спектаклем «Порги и Бесс».

    Для советских людей этот приезд был едва ли не первым дуновением воздуха западной культуры из-за железного занавеса; для американцев — едва ли не первым обыденным свидетельством о жизни «загадочного и опасного соседа по планете».

    Наибольшую известность принесла Капоте книга «Хладнокровное убийство» (1966; (англ. In Cold Blood) — «невымышленный роман» о двух молодых психопатах, истребивших канзасскую семью. Сращение художественности и документальности, всё сильнее занимавшее умы американцев в то время, породило «новую журналистику».

    Но и тут Капоте оказался, как всегда оригинальным: тогда как у «новых журналистов» вроде известных у нас Тома Вулфа и Нормана Мейлера пишущий находился на первом плане и его переживания чуть ли не важнее того, о чём он пишет, для Капоте, по его признанию, «самым трудным в этой работе было полностью убрать себя из книги». Во время написания этой книги, Капоте провёл шесть лет, странствуя по равнинам Канзаса, беседуя со свидетелями и убийцами.

    Если попытаться грубо, в нескольких словах, очертить темы, больше всего привлекавшие писателя в беллетристике, то это: люди, не встроенные в общество и поиски любви.

    Возможно, в этом факте нашла отражение гомосексуальность писателя, которую он не скрывал. Фантастика, мотивы ужасного и болезненного, отмечавшиеся критиками — лишь производные. Ни одна любовь не сбывается, ни одна надежда не сбывается, и не к кому прислониться его героям, но это не чёрная литература — человек жив, покуда у него не исчезла потребность жить.

    Случаи, о которых он ведёт речь, скорее частные, чем общие. Подобно его современнику Джерому Сэлинджеру, Трумена Капоте занимал не масштаб, а совершенство написанного, не сильное заявление, а правдивое, не воспитание людей, а их понимание.

    Он не был авангардистом. Он мог взять готовую форму и антураж готического романа, как в «Других голосах, других комнатах», и наполнить их свежестью, оправдав тайны и ужасы тем, что действительность воспринята глазом неискушённого, чувствительного, но быстро взрослеющего ребёнка.

    Иной раз одно хорошо прописанное лицо скажет о человечестве больше, чем многофигурная композиция с множеством персонажей.

    Произведения Трумена Капоте многократно экранизировались, нередко снимался в кино и он сам (писатель вообще тяготел к самодемонстрированию). В 2005 году Беннет Миллер снял фильм «Капоте». Фильм рассказывает об истории написания романа «Хладнокровное убийство». Премьера фильма состоялась в день рождения Трумена Капоте.

    — Экранизации

    • 1953 — Beat the Devil
    • 1958 — Das Gluck sucht seine Kinder
    • 1959 — De grasharp
    • 1961 — «Завтрак у Тиффани» / Breakfast at Tiffany’s
    • 1965 — Ruohojen harppu
    • 1967 — The Thanksgiving Visitor
    • 1967 — In Cold Blood
    • 1969 — Trilogy
    • 1972 — The Glass House
    • 1992 — Hello Stranger
    • 1994 — One Christmas
    • 1995 — «Луговая арфа» / The Grass Harp
    • 1995 — Other Voices, Other Rooms
    • 1996 — In Cold Blood
    • 1997 — A Christmas Memory
    • 2002 — Children on Their Birthdays
    — Библиография
    • Летний круиз (Summer Crossing, роман, 1943, публикация — 2005)
    • Другие голоса, другие комнаты (Other Voices, Other Rooms, роман, 1948)
    • Дерево ночи и другие рассказы (A Tree of Night and Other Stories, сборник рассказов, 1949). Включает следующие восемь рассказов:
    • Злой дух (Master Misery)
    • Дети в день рождения (Children on Their Birthdays)
    • Закрой последнюю дверь (Shut a Final Door)
    • Бутыль серебра (Jug of Silver)
    • Мириэм (Miriam)
    • Ястреб без головы (The Headless Hawk)
    • Я тоже могу такого порассказать (My Side of the Matter)
    • Дерево ночи (A Tree of Night)
    • Местный колорит (Local Color, сборник эссе, 1950)
    • Голоса травы (`The Grass Harp`, роман, 1951)
    • Там, где слышны музы (The Muses Are Heard, эссе, 1956)
    • Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s, «повесть и три рассказа», 1958). Помимо заглавной новеллы, включает следующие три рассказа:
    • Цветочный дом (House of Flowers)
    • Бриллиантовая гитара (A Diamond Guitar)
    • Воспоминания об одном рождестве (A Christmas Memory)
    • Хладнокровное убийство (In Cold Blood, документальный роман, 1965)
    • Собаки лают (The Dogs Bark: Public People and Private Places, антология эссе, 1973)
    • Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons, антология, 1980). Авторский сборник короткой документально-художественной прозы в трех частях:
    I. Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons)
    • Музыка для хамелеонов (Music for Chameleons)
    • Мистер Джонс (Mr. Jones)
    • Лампа в окне (A Lamp in a Window)
    • Мохаве (Mojave)
    • Гостеприимство (Hospitality)
    • Ослепление (Dazzle)
    II. Самодельные гробики (Handcarved Coffins)
    • Документальный рассказ об одном американском преступлении (A Nonfiction Account of an American Crime)
    III. Разговорные портреты (Conversational Portraits)
    • Поденка (A Day’s Work)
    • Здравствуй, незнакомец! (Hello, Stranger)
    • Потаенные сады (Hidden Gardens)
    • Оторвался (Derring-do)
    • Вот так и получилось (Then It All Came Down)
    • Прекрасное дитя (A Beautiful Child)
    • Ночные перевертыши, или Как сиамские близнецы занимаются сексом (Nocturnal Turnings)
    • Отвеченные молитвы (Answered Prayers, неоконченный роман, 1966-1980, публикация — 1987)
    • Полное собрание рассказов (The Complete Stories of Truman Capote, 20 рассказов, 2004). Включает все рассказы из сборников «Дерево ночи» и «Завтрак у Тиффани», а также следующие:
    • The Walls Are Cold
    • A Mink of One’s Own
    • The Shape of Things
    • Preacher’s Legend
    • The Bargain (до этого не публиковался)
    • Один из путей в рай (Among the Paths to Eden)
    • Гость на празднике (The Thanksgiving Visitor)
    • Мохаве (Mojave)
    • One Christmas
    • Короткое удовольствие: письма Трумана Капоте (Too Brief a Treat: The Letters of Truman Capote, 2004)
    • Портреты и наблюдения: эссе Трумана Капоте (Portraits and Observations: The Essays of Truman Capote, 2007)
    — Публикации на русском языке
    • Голоса травы, 1971.
    • Другие голоса, другие комнаты, 1995.
    • Хладнокровное убийство, 2001, 2004, 2008.
    • Завтрак у Тиффани, 2004, 2008.
    • Злой дух, 2005.
    • Закрой последнюю дверь, 2006.
    • Музыка для хамелеонов, 2007.
    • Летний круиз, 2008.
    • Собрание сочинений в 3 т., 2008.


    Похожие статьи
     
    Категории