Что определяет самобытность русской литературной классики. Борьба за самобытность русской литературы в России XVIII века, обращение к народному творчеству

21.02.2019

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложность и самобытность русской литературы XX века

Литературные направления Реализм Модернизм Литературный авангард

РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, наиболее полно раскрывающее действительность, стремящееся объективно отразить правду жизни в художественных образах, их типичность и индивидуальность, достоверность изображения мира.

Художники-реалисты Писатели-реалисты Иван Алексеевич Бунин Максим Горький Александр Иванович Куприн Леонид Николаевич Андреев В.Суриков В.Поленов

Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм

Символизм

Символизм Старшие символисты Младшие символисты Мистики-богоискатели Декаденты-индивидуалисты Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Всеединство: Красота, Добро, Истина.

Старшие символисты Валерий Брюсов Константин Бальмонт Зинаида Гиппиус

Мистики - богоискатели Д.С.Мережковский З.Н.Гиппиус Н.Минский Декаденты-индивидуалисты В.Я.Брюсов К.Д.Бальмонт Ф.К.Сологуб

Младшие символисты Александр Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Пейзаж в поэзии и живописи начала XX века"

Конспект урока литературы и ИЗО для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством И.А.Бунина, учатся анализировать стихотворения, живописные пейзажи, проводят параллели между поэзией и жи...

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

«Толстовские традиции в литературе XX века о войне»

Данная работа представляет собой исследование истоков изображения Великой Отечественной войны в литературе XX века, «главным героем» которой, как и в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого, является...

Человек и война в русской литературе XX века. А.Серафимович. "Железный поток"

Проблемы, поставленные в романе Серафимовича, перерастают временные рамки, сохраняя актуальность и в наши дни. Человек и война - это и проблема личности в революции, и проблема гума...

Урок на тему "Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение изученного в 9 классе) . Общечеловеческое значение русской литературы, её самобытность и национальное своеобразие. "

Дата публикации: 20.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема. Этапы развития мировой литературы (повторение и обобщение

изученного в 9 классе). Общечеловеческое значение русской литературы,

её самобытность и национальное своеобразие.

    обобщить и систематизировать знания учащихся об этапах развития мировой литературы, об историко-литературном процессе;

    показать особенности русской литературы: её общечеловеческое значение, самобытность и национальный характер;

    познакомить с понятием историософии;

    развивать логическое мышление учащихся: умение выделять главное, обобщать изученный материал, составлять тезисы;

    совершенствовать навыки работы в малых группах;

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, В.Шекспира, Данте, Сафо,

Ж.-Б. Мольера, В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина;

раздаточный материал - статья «Мировое значение

и особенности русской литературы».

ХОД УРОКА

    Вступительная беседа.

Вот вы и перевернули ещё одну страницу книги вашей жизни. Что на ней? Это зависит только от вас, ребята. Для вас наступает трудное и вместе с тем очень интересное время: время выбора жизненного пути. От вас потребуется сила воли, умение концентрировать все силы для достижения поставленной цели, умение определять личные приоритеты и в то же время считаться с теми, кто рядом. Задача - не из лёгких. Но я думаю, что литература сможет помочь вам в её решении. Волшебная сила искусства станет вашим добрым помощником.

    Давайте вспомним, почему литературу называют одним из видов искусства.

    Дайте определение художественного образа. Назовите две его стороны.

    В чём сила художественного образа?

Отличительная черта литературы как одного из видов искусства - образность. Художественный образ - это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа - в безграничных возможностях его восприятия.

    Этапы развития мировой литературы. Составление таблицы.

Демонстрируются портреты писателей: Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Сафо, Ж-Б. Мольера, А.С.Пушкина, В. Шекспира, Данте.

Перед вами портреты известных писателей, с творчеством которых вы уже знакомы.

    Назовите их имена и известные вам произведения этих авторов.

    С какими литературными эпохами они связаны?

    Расположите названия этих периодов в истории литературы в хронологической последовательности.

    Дайте определение понятия «литературный процесс».

    Заполните таблицу.

В ходе ответов учащихся на доске и в тетрадях делается следующая запись:

Н.М.Карамзин - сентиментализм

В.А.Жуковский - романтизм

Сафо - античность

Ж-Б. Мольер - классицизм

А.С.Пушкин - романтизм, реализм

В.Шекспир - Возрождение

Данте - Средневековье.

Литературный процесс - это исторически и национально обусловленная смена литературных направлений, течений, стилей и жанров художественных произведений.

Лит. эпоха

Время существования

Представители

Античность

VIII в.до н.э.-

Эсхил, Софокл, Еврипид, Сафо, Анакреон, Гомер

Средние века

V - XIII века

Данте, митрополит Илларион

Возрождение

XIV - XVII века

Ф.Петрарка, В.Шекспир,

М.де Сервантес

Просвещение

Классицизм

Сентиментализм

Просветительский реализм

XVII - XVIII в.в.

Ж-Б. Мольер, М.В.Ломоносов

Ж.-Ж. Руссо, Н.М.Карамзин

Вольтер, Д.И.Фонвизин

Романтизм

XVIII - XIX в.в.

Дж. Байрон, В.А.Жуковский,

А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой

    Работа в малых группах ( 6 групп - по числу лит. эпох ) .

    Задание: назовите наиболее запомнившийся вам эпизод из любого произведения, принадлежащего литературной эпохе, над которой будет работать ваша группа, и скажите:

    что именно произвело на вас наибольшее впечатление;

    что понравилось, а что нет;

    какие черты соответствующей литературной эпохи есть в этом произведении.

    Ответы представителей групп.

Анализ и обобщение ответов.

    Что изменилось в литературе за время её существования, а что осталось неизменным?

    Как вы думаете: почему произведения, написанные много веков назад, интересны современному читателю?

С течением времени меняется эпоха, изображённая в литературных произведениях, появляются новые типы героев, новые темы и проблемы, новые жанры, изменяются стили произведений, их язык. Но вместе с тем человечество по-прежнему волнуют так называемые «вечные темы»: любви, смысла жизни, взаимоотношения поколений и т. д. - все они остаются предметом осмысления в литературе, и именно такие произведения всегда актуальны.

3. Знакомство с понятием историософии. Слово учителя с элементами беседы.

Читая художественное произведение, мы невольно «примеряем» на себя те жизненные ситуации, в которые попадают его герои, и внутренне соглашаемся или не соглашаемся с их выбором. Одни из нас принимают описанное в книгах за чистую правду, другие утверждают, что всё в них - выдумка, ложь.

Как мы уже говорили, в литературном произведении мы видим художественный образ - картину мира - такой, какой представляет её автор. Именно он вкладывает в своё творение собственное представление о человеке, об отношениях между людьми, о проблемах и способах их решения. Читатель волен принимать или отвергать авторскую точку зрения. При этом познание глубинного смысла художественного произведения -не только увлекательное занятие. Самое главное в этом процессе - познание окружающего мира и себя в нем.

Система взглядов писателя на мир, на исторический процесс, на место человека в нём, на взаимоотношения между людьми называется историософией.

IV. Художественные достижения русской литературы. Её национальные особенности . Работа в группах .

Примечание. Материал об особенностях русской литературы может быть представлен по-разному: в электронном виде (в классе, оборудованном достаточным количеством компьютеров), в виде статьи учебника (правда, в наличии учебников по новой программе в первых числах сентября я очень сомневаюсь), в виде раздаточного материала - текста статьи.

Задание: прочитайте статью, составьте её тезисы.

Вариант статьи

Русская литература - одна из важнейших составляющих мирового литературного процесса. Особая роль в этом процессе принадлежит русской литературе XIX века, а именно литературе критического реализма.

В основе исключительного по размаху развития русского реализма в

XIX веке лежит нарастание освободительного движения, центр которого к концу XIX века перемещается с Запада в Россию и приводит к революциям в начале XX века. Во второй половине XIX века русский реализм начинает оказывать мощное воздействие на мировую литературу.

Творческий размах русского реализма проявился в том числе и в разнообразии жанров, особенно романов. Это философско-исторический роман Л.Н.Толстого, общественно-политический И.С.Тургенева, психологический Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя, бытовой И.А.Гончарова, сатирический М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Западная литература показала трагедию индивидуалистической личности при буржуазном строе - русская литература на первое место выдвинула трагедию народа и поставила в зависимость от неё трагедию человека. В этом состоит её историзм. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход истории, а значит, и виновным в неудачном течении её.

Другая отличительная черта русской литературы - народность. Вспомните хотя бы произведения Н.А.Некрасова. В них - народный быт, народное восприятие жизни, душа народа.

Но самое удивительное, завораживающее в русской литературе - её психологический анализ. В этом плане Толстой и Достоевский оказали огромное влияние на всю мировую литературу.

Русская литература XIX века играет важнейшую роль в мировом литературном процессе.

Со второй половины XIX века русский реализм оказывает влияние на развитие мировой литературы.

Многообразие жанров романа - одно из проявлений творческого размаха русской литературы XIX века.

Историзм русской литературы - в изображении судьбы отдельного героя как части судьбы народа, ответственности отдельного человека за ход истории.

Отличительная черта русской литературы - народность, понимаемая как отражение народной души.

Психологизм произведений Толстого и Достоевского оказал огромное влияние на мировую литературу.

    Рефлексия. Работа в группах.

    1. Составление сенкантов на тему «Литература».

Примечание.

Примечание. СЕНКАНТ - одна из форм работы учащихся в методике критического мышления. Представляет своеобразное стихотворение в прозе, каждая последующая строка которого, за исключением последней, длиннее предыдущей на одно слово. Позволяет в сжатой форме обобщить изученный материал.

СХЕМА СЕНКАНТА

1.Слово (тема).

2. 2 слова (прилагательные).

3. 3 слова (действия)

4. Фраза из четырёх слов.

5. Слово (синоним темы).

ПРИМЕР СЕНКАНТА

1. Литература

2. Народная, реалистичная.

3. Критикует, исследует, влияет.

4. Русская литература отличается историзмом.

5.Картина мира.

    Разработка и защита проектов обложки учебника по литературе для 10 класса.

Летом вы прочли некоторые произведения, изучаемые в 10 классе, и у вас сложилось определённое мнение об этом периоде в истории литературы. Обсудите эти мнения в группах и предложите вариант обложки учебника по литературе для 10 класса. Подготовьтесь к защите своего проекта.

    Написание статьи «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

Задание: ваши младшие товарищи, девятиклассники, сейчас стоят в начале того пути, который за минувший год вы уже прошли. Поделитесь с ними своим опытом - напишите статью в школьную стенгазету «Советы девятиклассникам при изучении литературы».

3.1. Учащиеся первой группы, владеющие навыками создания подобных работ, пишут их самостоятельно.

    С ученикам второй группы, затрудняющимися самостоятельно написать такую статью, работает учитель.

Этапы работы.

    Определение круга идей будущей статьи: индивидуально, затем коллективное обсуждение;

    систематизация идей;

    поэтапное написание статьи по примерному плану:

    1. Литература как школа жизни.

      Вдумчивое чтение текста - основа понимания авторского замысла.

      Влияние идей эпохи на изображение мира и человека в литературном произведении.

      Умение видеть общечеловеческое значение созданных писателем образов.

      Изучение основ теории литературы - необходимое условие глубокого понимания литературного произведения.

      Знание литературы - одна из отличительных черт культурного, образованного человека.

3.3. Ученики третьей группы, находящиеся на начальном уровне обучения написанию таких работ, (не путать с начальным уровнем знаний!) получают «каркас» будущей статьи.

Дорогие друзья!

Вы уже увидели в расписании уроков хорошо знакомый вам предмет - литературу. Для одних его изучение - это … (скучная обязанность) , для других общение с литературными произведениями, их … (авторами) и … (героями) давно стало … (неотъемлемой частью жизни). Пользуясь правом старшего товарища, хочу сказать: «Литература - это не часть нашей жизни, она - … (сама жизнь), и в книгах вы можете найти … (ответы на волнующие вас вопросы) ». Что необходимо для этого?

Прежде всего - … (внимательно читайте текст) . Любые попытки побыстрее прочесть «через строчку», с трудом улавливая лишь общий ход сюжета, - абсолютно бесполезное занятие, не дающее ничего ни уму, ни сердцу. Лучше всего, если вы будете читать … (с карандашом в руках) , отмечая те мысли, которые … (показались вам интересными ). Тогда чтение станет для вас не скучной необходимостью, а … (увлекательным наблюдением за движением авторских мыслей и чувств).

Читая одни строки, вы будете находить подтверждение … (давно волновавшим вас мыслям) , при чтении других - … (принципиально не согласитесь с автором). Так и должно быть: любой писатель - человек … (своей эпохи) , и вас разделяют столетия. И всё же… .

И всё же герои Эсхила, В.Шекспира, Ж.Мольера, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибоедова по-прежнему живы! Мы восхищаемся силой их … (духа, чувств), их яркой … (индивидуальностью ), печалимся, радуемся, смеёмся вместе с ними. Посмотри на каждого из них как на … (человека, личность), постарайся … (понять его) - это обогатит твой … (личный жизненный опыт).

И ещё позволю себе один совет. Пусть вопросы теории литературы не кажутся тебе … (чем-то совершенно ненужным) - они … (ключ к пониманию авторского замысла).

Следуя этим советам, ты научишься … (критически мыслить, грамотно и убедительно высказывать свою точку зрения). Чтение литературных произведений обогатит … (твой духовный мир ). А всё это станет залогом … (твоего жизненного успеха).

    Обсуждение работ учащихся.

    Дом. задание.

    1. Всему классу :

      • составить тезисы для статьи « Этапы развития мировой литературы»;

    2. Индивидуальные задания - сообщения

«Основные черты эпохи Возрождения»,

«Жизнь и творчество Данте».

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Русская самобытность

К вопросу о месте "культуры" в русской душе

Варава В. В.

…боязнь национально-культурной самобытности – верный симптом грядущего неототалитаризма, из какой бы части Европы и мира он ни исходил.

О.Н. Трубачев

…и народ наш – именно "Христоносец", Христофор.

Вячеслав Иванов

Самобытность и мир

Когда человек поглощен созерцанием какого-то предмета или явления (причем не важно – природного или культурного), то он воспринимает созерцаемое целостно, отвлекаясь от деталей и нюансов, то есть от всей механики структурирования предмета, – того, чем занимается наука. Когда же он пытается осмыслить полученное впечатление, то, вспоминая целостный образ увиденного, он все же возрождает в памяти самое главное и существенное, пытаясь вычленить корень и ядро предмета. И если удается схватить этот корень, тогда и целостность восстанавливается. Корень этот есть самобытность предмета, то есть максимально-плотное сгущение его неповторимо-оригинальных свойств в минимальных чертах и характеристиках.

Словарь Владимира Даля дает наиболее концентрированное, не содержащее лишних семантических обертонов понимание слова "самобытный": "сущий сам собою или от себя, своими силами. Говоря строго, один Бог самобытен, но зовут так в человеке самостоятельную личность и свойства его, в противность всему подражательному, особенно же творческие дарования его, гениальность. Самобытствовать, жить самобытно, самосущною жизнию".

Вот это далевское "говоря строго" и есть сущность самобытности, в которой раскрывается абсолютная онтология тварного мира. Поскольку тварное бытие не самостоятельно, но суть заемное бытие, то самобытность тварного, а значит, его самостоятельность и оригинальность раскрывается лишь в подражании Творцу-Богу – истинному корню самобытности. Подражательство в пределах тварного мира – потеря самобытности и самостоятельности, а значит обреченность на вторичное существование.

Отталкиваясь от трактовок Даля, можно сказать, что само-бытен само-сущий мир идей Платона, который есть нетленный образ "скоропреходящего" существования смертного мира. И мир не распадается лишь потому, что в нем есть крупицы самобытности – элементы вечности, скрепляющие хаос не-всеединого бытия. Гармония греческого космоса – это гармония идеальных (то есть самобытных) геометрических величин, образующих эстетическое благолепие мироздания.

Ветхозаветные стенания – это тоска по оставляющему еврейский народ самобытному Яхве. "Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?" – отчаянные вопрошания псалмопевца, чья душа постоянно охвачена мраком Богооставленности, то есть не-самобытного существования.

В христианстве тварный мир, естественно, не самобытен, но он получает бытийную силу благодаря энергийной причастности к само-бытному Богу. И только лишь за счет проявленной самобытности Бога в мире в образах Божьих тварное существование получает необходимую ему меру, гармонию и порядок. Просто получает возможность быть.

Итак, без самобытности нет никакого существования в мире. Предмет нашего интереса – культурная самобытность народа, русского народа, прежде всего. Как ее постичь, как обнаружить и обналичить, как сделать живительным истоком национального бытия?

Святой православный человек

Умный взор проникает через хаос бесконечных граней предмета к его потаенно-несказанной сути, которая, изъятая из темной глубины предмета, предстает как очевидное, прозрачное и доступное. Когда-то именно таким образом В. Розанов попал в самую сердцевину русской самобытности, сказав в статье "Л.Н. Толстой и Русская Церковь", что "Храм вполне заменяет для нашего народа гимназию, школу, университет, книгу и науку". При всей эпатирующей силе этих слов (эпатирующей, прежде всего светско-либеральное "просвещенное" сознание), Розанов все же разглядел наиболее оригинальную и даже существенную черту русского национального бытия.

Как это храм заменяет университет, заменяет книгу, да и саму науку? Что за абсурд! А не есть ли храм источник книжности, просвещения, культуры? – недоуменно спросят консервативные ревнители благочестия. А антицерковная интеллигенция злорадно воскликнет на эти слова Розанова, что, мол, правильно, церковь всегда была преградой на пути к знаниям, разуму, просвещению, поэтому так темен и необразован русский народ.

Правы, конечно, консерваторы, ибо исторически (и генетически) христианская Церковь является основой книжной культуры, образования и просвещения (на православном Востоке) и также является основой науки как института культуры (на католическом Западе). И не перечесть всех авторитетнейших трудов, показывающих и доказывающих это.

Но ведь прав и Розанов, уловивший корень русского своеобразия, то, что на языке сухого научного знания получило наименование – "дихотомия культуры и веры" с однозначными выводами о цивилизованной отсталости России. Зловещее клеймо "вторичности", "заемности", "несамостоятельности" отечественной культуры, вросшее в плоть и душу русского (прежде всего, конечно, интеллигентского склада ума) человека.

Розанов писал против Толстого, упрекая его великий, но все же личный гений в малости, однобокости, а главное – в непонимании феномена "святого человека", который концентрирует в себе самые фундаментальные характеристики русской души (на языке культурной теории – менталитета). Святой человек как незримое присутствие Духа бесконечно разлит и растворен во всех порах души русской; он и есть ее "архетип" и "символ" и живое творческое начало, побуждающее человека к благобытию и благотворению. Святой человек взывает к Жертве, Подвигу, Самоотречению – всему тому, что и составляет "странность" и нелогичность русской души. Святой человек в этом смысле антитеза "культурному человеку", которому не свойственно "святое безумие" самоотречения, но который кропотливо, шаг за шагом, мерной католико-протестантской поступью строит себе уютный и комфортный мир цивилизации, про который псалмопевец пафосно воскликнул: "Делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки".

Важно то, что этот "святой православный человек" выработан исключительно Церковью, ее духом и историей. И поэтому "святой человек", как полагает Розанов, "…совершенно неизвестный Западной Европе и не выработанный ни одною Церковью – ни католицизмом, ни протестантизмом", то можно полагать, что он и является подлинным ликом русской культуры, ее стержнем, корнем, ее духоносным семенем. Именно здесь – водораздел, разделяющий культурный тип русского от западного европейца. И отличающий его на бесконечно несоизмеримую величину.

Что есть "святой человек" в понимании Розанова, конечно, важно и существенно. Но, все же не это главное. Главное то, что, во-первых, философ видел этот тип как подлинно национальный; во-вторых, раскрыл его глубинную связь с Церковью ("Не зная церковной службы, совершенно нельзя понять, что такое русский народ и как он произошел"), и, в-третьих, показал, что Толстой не уловил этого свойства русской натуры. А значит, в лице Толстого не понимает его весь лагерь рационалистов: от анти-самодержавных социалистов – до анти-социалистических либералов вплоть до анти-имперских постмодернистов.

Русский "святой человек" и есть невозможность и безумие, ибо в нем произошло таинство претворения культуры в веру, в котором секулярные претензии-утопии на счастливую и разумную жизнь в смертном грешно-непреображенном мире потерпели благочестивый крах, став добродетелью смирения и надежды. И поэтому жив русский человек исключительно одной только верою и эта абсолютная вера и есть его собственная "культура". Поэтому не бес-культурен русский человек, но сверх-культурен, так как подвигом святости преодолел смертную рутину посюстороннего существования, разрушив навсегда иллюзии высокомерного разума цивилизованно устроиться в мире зла и порока. Это и есть русская самобытность – отрываться от культурного мрака, узаконивающего зло и смерть и стремиться к подлинному и вечному.

И печалится о том, что русская душа не приняла культуру, посеянную в живительных недрах антично-христианского мира, но затем угасшую в схоластической пустыне западной цивилизации, не стоит. Вяч. Иванов еще в 1907 г. так определил современную культуру: "…уже и самое имя "культура" – достаточно сухо и школьно и по-немецки практично и безвкусно, потому что отрицает все самопроизвольное и богоданное и утверждает лишь саженое, посеянное, холеное, подстриженное, выращенное и привитое, – потому что не включает в себя понятие творчества". Но отсутствие именно такой, отрицающей творчество и богоданность, культуры и вменяется России как ее извечный порок.

В чем бы не видеть содержание самобытности, отрицать ее не представляется возможным, если не пойти против исторической правды. И никто из серьезных мыслителей никогда ее не отрицал. Но сегодня она отрицается, отрицается на самом высоком уровне, в самых высоких инстанциях, ибо именно самобытность является серьезным препятствием на пути "интегративных проектов" по созданию глобальной культуры.

Затмение самобытности

Начало прошлого века в России во многом было сходно с нынешней ситуацией. Культурная перезрелость страны, проявившаяся в невообразимой плюральности "творческих" процессов, породила удивительно унылую и однообразную культуру. Апокалиптика Серебряного века, бурлившая эсхатологическими всплесками невиданной мощи, обернулась построением культуры, лишенной какой бы то ни было метафизической перспективы. Слишком разнообразная и разноликая культура – верный путь к угасанию истинного культурного творчества, путь к исчезновению живой души из культуры и превращение ее в бесконечную игру духовно неприкаянных и болезненных форм.

Многие чувствовали неладное в жизни России. В частности А. Белый писал в статье "Штемпелеванная культура": "Интерес "ко всему культурному" порождает эклектизм; вместо глубокого проникновения в одну нацию (нация эта не родная) рождается поверхностный интерес ко всем нациям; так возникает международный базар искусства (нечто среднее из искусств всех наций), а отсюда, само собою, привносятся уже совершенно коммерческие интересы".

"Международный базар искусства" – он же и международный базар культуры, потерявшей все возможные связи с родным, национальным, корневым – вот суть современной ситуации в нашей "культурной сфере". А. Белый тревожно заговорил о плачевном состоянии слова "самобытность", от которого открещиваются "космополитством". Это происходит в культуре, в которой господствует "интернациональное искусство", доступное и понятное, по удачному слову Белого – "интеллигентному плебисциту всего мира", оторванному и от "здоровой земли народной, и от верхов умственной аристократии".

Интернационализм, космополитизм, интеллигентный плебисцит сегодня облачаются в культурный плюрализм постмодерна, который еще дальше оторвался от абсолютных истоков Родины. Культурная чернь бесчинствует на пространствах отечественного языка, природы, истории, духа.

В чем сегодня наиболее остро проявляется затмение самобытности, что самое страшное в современной российской ситуации?

Духовно-нравственная индифферентность. Это наиболее гибельное состояние современного духа. Нравственное мирочувствие дает метафизическую ориентацию в Бытии. Поиск смысла жизни через раскрытие смысла смерти позволят понять высшую, трагическую значимость человеческого бытия, тем самым оправдать свое всегда непонятное и несовершенное существование перед другими (прежде всего ушедшими), перед Богом. Все это вытесняется сегодня преимущественно "культурной элитой". Сокровенное признание Андрея Платонова: "Мне без истины стыдно жить" предается поруганию и осмеянию. Поиска смысла объявляется неврозом. Как следствие – установка на информативность и развлекательность, устранение учительной функции в искусстве (Гоголь), пропаганда новой дидактики – наслаждение как высшая цель существования.

Забвение Абсолютов. Духовное и нравственное нечувствие занижает, заземляет человеческое существование. Человек остается в границах своей непреображенной самости, руководствуясь исключительно посюсторонними нуждами плоти. Из горизонта бытия исчезает Свет Абсолюта, который выводит человека из темной обители злой и смертной эмпирии. Сама культура перестает быть проводником к Абсолюту.

Отсутствие аристократизма. Потеря Абсолютов приводит к размыванию границ между массовой и элитарной культурой. Потеря понятия большого стиля, который всегда был разграничительным критерием "высокого" и "низкого". Устраняется аристократ духа (термин В.П. Фетисова) как человеческий тип, который сам является духовным и эстетическим цензором, не позволяющим смешивать разные ценности, стили, понятия.

Культурная всеядность. Следствие отсутствия аристократизма. Это духовная неразборчивость "образованной черни" (Ницше), которая стремится поглощать как можно больше современности в ее даже самых абсурдных и нелепых и низких видах.

Дурная бесконечность форм культуры. Спрос рождает предложение: культурная всеядность должна находить свое удовлетворение. Армия новых творцов готова бесконечно обслуживать самые низкие запросы общества. Поскольку разрушена ценностная иерархия, это приводит к творческой разнузданности автора, который руководствуется исключительно одним мотивом – мотивом самовыражения, помноженном на коммерческую выгоду, не сопряженным ни с какими высшими целями. Болезнь современной "культуры" в том, что она страдает переизбытком текстов, при отсутствии главных текстов.

Многоликая безликость культуры. Только метафизическое напряжение духа способно породить подлинное многообразие творчества. Не-аристократическая, не-нравственная, не-духовная культура, при всем ее "разнообразии" (творческом плюрализме) задыхается в чудовищном однообразии своих "творений".

Культурный обман. Интеллектуальный и культурный истеблишмент усиленно стремится создать видимость свободы, творчества, благополучия, старается убедить людей в прогрессе культуры, которым можно оправдать свою жизнь. Но бытийного прироста не происходит: человек остается в мертвой точке своего так и не затронутого духом эгоизма. Смена декораций культуры в конце концов не удовлетворят и обывателя, чья жизнь становится более пустой и страшной, требующей уже далеко не культурной наркотизации.

Утрата народности. Истинное творение человека может считаться таковым лишь при условии, если оно связывает личную судьбу автора с бытийной судьбой народа. Это дает критерии истинного творчества – учить и вдохновлять. Подлинное творение культуры всегда "заряжено" духовными ценностями, которые передаются при восприятии творения. Это и есть функция учения – раскрывать высшие ценности человеческого существования, тем самым раскрывать человеку его подлинный духовный статус, который в суете повседневности не очевиден. Даже если творении и не учит непосредственно (эта цель глубока и требует особой дешифровки), то оно должно, по крайней мере, вдохновлять: творческих людей – на творчество, нетворческих людей на жизнь, которая по мере прозрения в ее истинный смысл становится творчеством. И учить, и вдохновлять творение культуры может тогда, когда оно укоренено в соборный опыт народа, который научился соборному благоговению, соборному переживанию горя и тоски, и соборному преодолению зла и смерти.

Одним словом, мы сегодня имеем ситуацию культурного тоталитаризма, когда культура, оторвавшись от метафизического центра Бытия, превратилась в бесконечный перформенс мелкого творчества незначительных творцов, коим нет числа. Это мелкое творчество уже никак не связано с теургической функцией преображения, высветления наличного ужаса дурной реальности, в конечном счете – спасения мира и человека от зла и смерти, от абсурда и бессмыслицы. Современная культура, озабоченная исключительно лишь самовыражением мелких творцов, как бы нарочито подливает абсурда и в, без того, абсурдную реальность созданием бесконечного количества ненужных артефактов, которыми переполнен рынок жизни. Нагромождение культурных феноменов (книг, журналов, выставок, фильмов, презентаций, конференций, встреч, поездок, обменов и т.д.) ничему не учат, ни к чему не призывают, ни к чему не ведут. Суммарный итог культурного делания равен нулю. Человека приучают жить в нравственно пустом универсуме, так как наличная жизнь не возводится в степень Вечности.

То, о чем писал А. Белый, сегодня достигло ужасающих размеров. И поэтому принцип самобытности сейчас остро нуждается в защите и обосновании. Прежде всего, необходимо восстановить золотой фонд классической патриархально-консервативной (святоотеческой и славянофильской) мысли. Русофильная парадигма бытия должна стать субстанцией духовной и социальной жизни нации.

Вот некоторые вехи движения русофильной мысли, в которой отечественная культурная самобытность проработана с достаточно высокой степенью духовной и исторической достоверностью. В основе историософской традиции, безусловно "Слово о законе и благодати" Киевского митрополита Иллариона, в котором культурфилософская мудрость, пророческий пафос и светлая вера в благое будущее Русской земли перемежаются с философско-исторической аналитикой вселенского равенства народов перед "благодатью". Законническая "парадигма Агари" сменяется благодатной "парадигмой Сарры", тем самым раскрывается вселенская перспектива существования для всех народов, выведенных Светом Христовым из узко-языческой тьмы родового национализма в бесконечный простор абсолютного духовного родства. Каждый народ имеет свою "метафизическую долю" в общей бытийной судьбе человечества. В этом различие культурных обликов разных народов, поскольку их культурные задания различны. Поскольку "Слово" по содержанию есть пасхальная проповедь, то можно сказать, что в нем изложен пасхальный смысл и пасхальное задание России – быть спасительницей мира от ига зла и смерти.

Затем душеспасительное творчество средневековых ученых монахов, невероятный Подвиг митрополита Евгения (Болховитинова), историософия Пушкина, страшные прозрения-пророчества Достоевского,

Похожие рефераты:

Концепции человека, творчества и культуры в работах Н. Бердяева: "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики", "О творческой свободе и фабрикации душ", "Самопознание: Сочинения", "Смысл творчества: Опыт оправдания человека".

М. Херсковиц начинал свою научную деятельность как специалист по физической антропологии. Впоследствии сосредоточил свои усилия на исследовании конкретных культур и отдельных проблем культурологи (экономическая антропология, проблема аккультурации).

Истина – высшая ценность культуры; знание, образование – неотъемлемые составляющие, разумность, интеллектуальное развитие – критерии культурности. В понимание культуры включается то, что присуще цивилизации. Невежественный человек – некультурен.

Русская культура, этапы развития и социодинамика. Национальная культура как форма самовыражения народа. Три основных подхода при рассмотрении культурно-исторического процесса. Две противоположные тенденции - западная и восточная. Народ и интеллигенция.

О влияние православия на формирование культурного пространства Руси.

Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Ваше мнение об известных Вам работах по данному вопросу. При изучении каких школьных тем можно воспользоваться методологией решения вышеназванной проблемы?

В России 19 века происходит небывалый взлет литературы и на равных включается в культурный процесс. Эту эпоху принято характеризовать «золотым веком»,временем расцвета творчества и зарождения философской мысли, формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Литературоцентризм - важная особенность. На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей - Человеков. Романтизм становится ведущим художественным методом, хотя на исходе 30-х годов XIX века ведущее место в литературе займет реализм.

Русская литература отлич своей гуманностью целеустремленностью и человечностью стремится высказать свое мнение. В России философия индивидуальна. Одной из главных проблем является проблема нравственности у каждого автора свои решения этой проблемы. Нравственная проблематика стала основной то и практически все русс писаети сходились в 1м формирование высоких идеалов. Высокое в России это преодоление эгоизма и индивидуализма. И высокое деятельное героическое те для русс писателей св-но самое требовательное отношение. В России никогда невозможно было жить отдельной судьбой. Русское общ-во всегда коллективно. Русс литре характерен нравств выбор за себя и за весь мир. Русс автор показывал жизнь в сообще со всем миром. С этим связана эпичность мышления русс герои всегда общаются с нацией герои гоголя толстого. Эта почва была оч. благоприятна для развития романов. Русс романы оказали большое влияние на запад. Герои были колоссальны они не были привычны зап читателю, русские умели выходить на вопрос бытия. Но суть и обратный момент когда авторы проникали в национальное. Для того чтоб более подробно рассмотреть этот вопрос можно обратится к работе Касьяновой «русский национальный характер» в книге она рассказывает что для русского человека характерна ценностная установка например способность достигнуть цели. У России и запада различные цели в жизни. Идея воспитания высоких чувств и идеалов это высокое а высокое это эгоизм.

Мировое значение литературы тесно связано с национальным своеобразием: романтики обращаются к национальным событиям, поскольку 19 век - это век эпохальных событий мирового масштаба(война 1812), это изменения общественного сознания, выраженный дух патриотизма. Реформы 1861 года приводят к поляризации обществ.сознания и чувство личности находит свое выражения в образах литературы. Например, эпоха декабризма порождает идеал свободной личности, таким образом тема свободной личности становится центральной. Деятельность писателей не ограничивалось их субътективным духовным миром: они активно проявляли интерес к общественной жизни, фольклорными произведениями и взаимодействовали с зарубежными писателями. Поэтому литература 19 века несет глобальный охват всей общественно-политической жизни того времени и отражает мироощущение своей эпохи. Национальное своеобразие находит свое отражение в типологизации портретов людей, обобщения их пороков и ярко выраженных свойств личности: 1)В центре литр. 19 в проблема роста чувства личности:образ молодого человека не удовлетворяет современный уклад жизни 2). А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

  • 3).Национальная атмосфера в литературе, разработка русского национального характера
  • 4).Осуждение писателями оторванности интеллигенции от народа, как оторванность от своих корней. 5).идеал личности - соотношение одной личности с бытием всего народа(отсутвие эгоцентризма, своеволия)
  • 6)внимание писателя к психологическому и социальному анализу. Также можно обратится к работе Белинского взгляд на русс литру. В школе этот вопрос можно использовать ни вводных уроках русск л 19го века. Например может б такая тема как худ литра как вид искусства

Русская литература XIX века

XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.

В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма

Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.

Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности , требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы - но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин

Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.

В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.

Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:

Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.

Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.

В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.

Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он - основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.

Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.

В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.

Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.

Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.

Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.

К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.

Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.

В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.

Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.

Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.

О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.

Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.

Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.

Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.

Список литературы.

    История русской литературы XI-XX веков

    Учебник по русской литературе

(Ю.М.Лотман)

3. Великие русские писатели XIX века

(К.В.Мочульский)

4. Русская литература XIX века

(М.Г.Зельдович)

5. История русской литературы первой

половины XIX века

(А.И.Ревякин)

6. История русской литературы XIXвека

(С.М.Петрова)

7. Из истории русского романа XIX века

(Э.Г.Бабаев)

Тест

    Н.В.Гоголь (1809-1852)

а) повесть “Шинель”

б) повесть “Вий”

в) поэма “Ганц Кючульгартен”

2. Ф.М.Достоевский (1821-1881)

а) роман “Бесы”

б) роман “Записки из мёртвого дома”

в) роман “Игрок”

г) роман “Подросток”

3. В.А.Жуковский (1783-1852)

а) баллада “Людмила”

б) баллада “Светлана”

4. А.С.Пушкин (1799-1837)

а) поэма “Руслан и Людмила”

б) драма “Борис Годунов”

в) поэма “Домик в коломне”

г) поэма “Гаврилиада”

д) повесть “Кирджали”

е) сказка “Жених”

5. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)

а) сказка “Баран-непомнящий”

б) сказка “Коняга”

в) сказка “Работник Емеля и пустой барабан”

г) сказка “Самоотверженный заяц”

д) роман “Господа Головлевы”

6. М.Ю.Лермантов (1814-1841)

а) поэма “Мцыри”

б) драма “Маскарад”

7. Л.Н.Толстой (1828-1910)

а) роман “Анна Каренина”

б) повесть “Поликушка”

в) роман “Воскресение”

План

1. Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в литературе первой половины XIX века

2. Развитие реалистических традиций в литературе

пореформенной России.

Контрольная работа

по культурологи

Тема: Русская литература XIX века

Студент: Голубовой Елены Александровны

Преподаватель: Слесарев Юрий Васильевич

Факультет: учётно-статистический

Специальность: бух.учет, анализ и аудит



Похожие статьи
 
Категории