Когда изобрели саксофон. Виды саксофонов

08.03.2019

Как и певческие голоса виды саксофонов бывают сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Всё просто — от высокого к низкому. Самые популярные в наше время это — сопрано, альт, тенор и баритон. Рассмотрим все по порядку:

Сопранино

В семействе саксофонов самый высокий, обладает выразительным и ярким звуком, напоминает звучание малого кларнета, но всё же имеет более мягкий оттенок звука, в котором нет ни капли резкости. Он очень певуч, и хорошо подходит для лирических композиций.

Сопрано

В нижнем и среднем регистре похож тембром на английский рожек, в верхнем и высшем напоминает корнет, но немного с другим оттенком. Сопрано свойственно яркое и певучее звучание, хорошо подходит как для классики так и для эстрады, джаза. Но лучше всего на саксофоне-сопрано исполняются кантиленные мелодии, он очень певуч и способен растрогать любого слушателя.
Технические показатели очень высоки, можно многое позволить.

Альт

Один из самых крутых представителей семейства является альт. Богатство звука, разные краски тембра. Его можно смело назвать лучшим солистом симфонического, джазового, эстрадного оркестра и любых ансамблей. Многие композиторы выбирают именно альт для исполнения как сложных технических пассажей, так и кантиленных мелодий.

Средний регистр напоминает человеческий голос, а при усилении динамики звука, характер инструмента меняется на экспрессивный и драматический. А звукам верхнего регистра характерна пронзительность, яркость и блеск. Высший регистр очень напряженный и крикливый.

Тенор

Тенор, как и его брат альт, имеет успех как и в сольной, так и в оркестровой, ансамблевой музыке. Звук тенора сочный, полный, он умеет всё, и поплакать, и повеселиться, так как обладает высокими техническими способностями. Очень распространен для ресторанной музыки.

Баритон

Баритон сильный! обладает мощной и густой звучностью, особенно в среднем и нижнем регистре. А его верхний регистр звучит не очень выразительно, как бы сдавленно. Баритон чаще используется в оркестрах, ансамблях для мощной поддержки низкими, сильными звуками, но и сольно можно увидеть не мало хороших исполнителей. Очень хорошо слушается в джазовой музыке. Технические способности не значительно отстают от братьев, он сумеет осилить и тяжелые пассажи.

Бас

Бас-саксофон звучит объемно и насыщенно в среднем и нижнем регистре, в верхнем очень сжато и хрипло, что тоже интересно. Используется такой инструмент крайне редко в отличии от баритона. Технические возможности ограничены.

Вот они, все виды саксофонов, самые популярные из них: альт, тенор, а баритон и сопрано используют в основном в джаз-бендах или оркестрах, а бас и сопранино мало кто встречал. Желаю творческих успехов и исполнения желаний.

Антуан Жозеф Сакс (под псевдонимом Адольф Сакс) родился 6 ноября 1814г. в маленьком городе Бельгии - Динан, в семье знаменитого мастера духовых инструментов. Его отец Шарль Жозеф Cакс, был профессиона...

Мундштук для саксофона является важнейшей деталью всей конструкции. На него крепится трость, которая создает вибрации и посылает звук в тело инструмента. Другими словами, мундштук можно назвать "сердц...

«Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». Г. Берлиоз

У столяра-плотника Шарля-Жозефа Сакса и Мари-Жозе Массон из бельгийского городка Динант было одиннадцать детей, семеро из которых умерли, так и не став взрослыми. Их первенец по имени Антуан-Жозеф, чьё двухсотлетие отмечалось в прошлом году, родился 6 ноября 1814, прожил 80 лет и прославился изобретением «мундштучного офиклеида», запатентованного под этим названием в 1842 году и известного теперь всем и каждому.

Не надо смущаться тем, что эти имя и название ничего не говорят нашему уху.

Антуан-Жозеф примерно с 16 лет стал именоваться Адольфом Саксом, а офиклеид вскоре после официального рождения был вторично «крещён» Гектором Берлиозом и получил с его лёгкой руки название саксофон , в честь изобретателя. Примечательно то, что инструмент и самой своей формой словно прославляет своего творца, имитируя изгибом корпуса его инициал.

Шарль-Жозеф Сакс, будучи искусным плотником, ещё до рождения детей в своей мастерской при доме на Новой улице Динанта (с 1896 года носящей имя его сына) как-то решил попробовать свои силы в постройке пианино. Попытка удалась, и он занялся ещё и струнными инструментами. Хотя он был и остался самоучкой, его скрипки получили одобрение профессиональных музыкантов, и он решился расширить производство, начав изготовливать и духовые, а в 1815 году отважился на переезд в Брюссель, где качество его фаготов и кларнетов было оценено высокопоставленным меломаном – Виллемом Первым, королём Нидерландов, к которым тогда Фландрия и Валлония, будущая Бельгия, принадлежали территориально. С 1820 Шарль-Жозеф Сакс стал придворным музыкальным мастером. За жизнь он получил больше десятка патентов за усовершенствование медных и деревянных инструментов, участвовал во множестве выставок, имел знаки отличия, лично занимался поставкой духовых в Оркестр королевской гвардии, и служил музыке преданно и страстно, что не спасло его от разорения.

Шарль-Жозеф рано заметил, что старший сын унаследовал его интерес к музыке и особенно к духовым.

Уже к десяти годам, подражая отцу и учась у него в мастерской, мальчик мог выточить тонко изогнутую трубочку, отшлифовать клапаны, собрать из деталей инструмент, а к шестнадцати годам самостоятельно смастерил свои первые флейту и кларнет. При помощи и поддержке отца юный Адольф занялся продолжением семейного дела. Он фонтанировал идеями, изобретал, совершенствовал и воспроизводил инструменты без устали. В 1830 году он принял участие в Промышленной выставке в Брюсселе, где устроил шоу с игрой на кларнете и двух флейтах, выточенных им из слоновой кости. К двадцати годам он придумал совершенно новый тип кларнета с 24-мя клапанами, а за ним последовал бас-кларнет, который заметил и оценил директор Парижской оперы Франсуа-Антуан Хабенек, специально приехавший в Брюссель на эту выставку и, между прочим, отозвавшийся о кларнетах других мастеров, как о «варварских».

Как и в любые времена, далеко не всем было по нутру такое стремительное восхождение и признание молодого таланта. На аудиции в королевский оркестр Брюсселя «Grande Harmonie», ставшей одновременно испытательным экзаменом для инструментов начинающего мастера, солист оркестра отказался играть на предложенном ему кларнете Сакса, мотивировав это тем, что инструмент исходит «опять от этого любимчика».

Адольф воспринял это как вызов и заявил, что он согласен: пусть солист играет на своём кларнете, а он будет играть на своём.

Состязание в духе Аполлона и Марсия состоялось, и, если верить задокументированному протоколу, прошло при четырёх тысячах слушателей. Победил не только кларнет, сам Адольф был принят в оркестр и стал его солистом. По оставшимся свидетельствам, за время его работы в оркестре специально для него писали такие сложные вставки и каденции, которые затем никто не мог повторить. (Музыкальный мир никогда не скупился на создание подобных легенд. Но ноты архивов не лгут: всё так и было.)

Сохранились также отзывы современников о характере Адольфа Сакса. Он держался очень независимо, отличался энергией, мужеством, упорством. И он, как и полагается молодому дерзкому человеку, безоглядно верил в свои силы. Он отказался от предложения начать собственное дело в Санкт-Петербурге, как отказался и от приглашения поселиться в Лондоне со смутно обрисованными вероятными перспективами. Он верил в свой талант и хотел реализовать его именно в Европе, лишь за пределами Бельгии, ставшей для него слишком тесной.

1842 стал годом великого перелома в жизни Сакса.

В то время собственный инструмент сам Сакс считал просто технической новинкой в старом известном семействе. Его узаконенное французское название ophicléide было составлено из греческих слов «змея» и «ключ», и было запатентовано в год рождения самого Адольфа парижанином Жаном-Илером Асте, как инструмент рода клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), похожий на фагот. Конструкция же, изобретенная Саксом, представляла тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых. При этом новый инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Т. Бёма, но при этом имел «змееобразную» форму, или, как отмечали современники, забавную форму курительной трубки.

Гектор Берлиоз, замкнутый и сдержанный, в течение нескольких часов выслушивал импульсивного бельгийца,

обещав подумать и дать ответ через несколько дней. Эти дни Сакс провёл в понятном волнении: Берлиоз обладал большим влиянием в музыкальной среде Парижа и имел широкий круг ценных знакомств, в том числе среди критиков, от чьих отзывов в печати зависело столь многое.

12 июня 1842 года в «Le Journal des Débats» Берлиоз напечатал статью, больше похожую на оду, в которой буквально воспел мастера и его новшество, впервые назвав инструмент саксофоном, по имени мастера, что было сразу подхвачено французской и бельгийской прессой. «Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины», - писал Берлиоз.

Этот отзыв послужил началу плодотворной и продуктивной жизни Сакса в Париже.

Изобретатель, композитор и исполнитель, он теперь был принят во всех салонах, общался с большим количеством композиторов, верящих в него, устраивал презентации инструментов в своей студии и в известных залах. Сам Берлиоз вскоре написал «Хорал для голоса и шести духовых инструментов», в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом, и лично продирижировал своим произведением в 1844 году. Кроме того, статью о саксофонах он включил в своё сочинение «Искусство инструментовки». Новинку тут же стали использовать в своих опусах А. Тома, Ф. Галеви, Дж. Мейербер, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе. С 1857 г. Адольф Сакс открыл класс саксофона в Парижской консерватории, преподавал там сам и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

По существу, Сакс стал отцом не одного инструмента, но целого семейства,

объединившего четыре основных рода: саксгорны, сакстромбоны, сакстубы и собственно саксофоны. Из четырнадцати разновидностей саксофона, сконструированных им, ныне используется семь: сопранино, сопрано, альтовый саксофон, теноровый, баритоновый, басовый и контрабасовый. (Для одного только «Болеро» М. Равеля требуется сразу три из них: сопранино, сопрано и тенор.)

Форма параболического конуса, счастливо найденная Саксом, и тонко изученные им принципы акустических соотношений, составляют технический секрет саксофона и являются источником его неповторимого тембра.

Но далеко не всё было безоблачным.

Слава шла рука об руку с неизбежными завистью, враждебностью, косностью и спекуляциями. Против Сакса выступили менее удачливые мастера духовых, оспаривавшие эксклюзивность и первенство его инструментов, бренд был объявлен недействительным, маркировки саксофонов постоянно менялись. Ему приходилось отменять свои патенты, его клевали критики, газеты пестрели карикатурами, он был вынужден бесконечно таскаться по судам, уставал от нападок и обвинений, сдавался под натиском претензий, проигрывал и трижды объявлялся банкротом: в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона Третьего, бывшего его почитателем. Всё это походило на процесс по делу фальшивомонетчиков, где трагизм ситуации был в том, что не мошенники должны были изворачиваться и изощряться, «отмазывая» свою поддельную чеканку, а самый что ни на есть честнейший обладатель законного и подлинного сокровища. В 1853 году отец Адольфа, также не сумевший сохранить собственного дела и мастерской в Брюсселе, переехал в Париж поддержать сына и до самой своей смерти, последовавшей в 1865 году, прожил с ним бок о бок, помогая ему в производстве саксофонов, прославивших имя семьи.

Адольф Сакс и в годы судебных преследований и финансовых неудач преданно занимался служением музыке.

К 1845 году военные оркестры и капеллы Франции дышали на ладан и почти прекратили своё существование. Сакс представил военному министру, генералу Руминьи, работу по музыкальной реорганизации оркестров и предложил и свои реформы, и свои инструменты. Была созвана особая комиссия, решившая устроить соревнование между традиционной системой и той, что была предложена неугомонным бельгийцем. Надо ли говорить, что формула реанимации духовых военных ансамблей, подсказанная Саксом, победила?

Список изобретений и усовершенствований, привнесенных Саксом, был очень велик. Он преподавал и в консерватории (директором её в то время был Д.Обер, унаследовавший пост у Л.Керубини), и в военных оркестрах. Он защитил диссертацию о влиянии игры на духовых инструментах на человеческие лёгкие, составил инструкции для изобретателей, замечательные исследования акустики различных залов, проекты улучшения звучания медных и деревянных духовых, – в общей сложности около сорока оригинальных работ, показывавших, что изобретательский неукротимый дух Сакса не был сломлен экономическими проблемами.

По причине шаткого финансового положения или нет, Сакс никогда официально не был женат.

Он жил в невенчанном браке с испанкой Луизой-Аделью Маор, и у них было пятеро детей, которых он безоговорочно признавал, но, тем не менее, никогда не стремился представить широкой публике, вероятно, ещё и из-за очень незнатного происхождения их матери.

Адольф Сакс умер в бедности 7 февраля 1894 года, и похоронен на парижском кладбище Монмартр в фамильном склепе, на котором изображён саксофон, и где кроме него погребены ещё шесть членов его семьи. Дела фамильной музыкальной фабрики продолжил его сын, Адольф-Эдуард, а с 1928 года она перешла во владение парижской фирмы «Селмер».

Его лучшее детище продолжает жить и по сей день пребывает в добром здравии.

В начале XX века в Европу проник джаз, где саксофон стал одним из доминирующих инструментов и имел большой успех. Попутно в 20-х годах был отмечен новый всплеск интереса классических композиторов к саксофону. Д. Мийо, М. Равель, а позже и П. Хиндемит, А. Онеггер, А. Берг, С. Прокофьев, Д. Шостакович и множество других композиторов включили его в свои оркестровые партитуры. Существует и широкий ряд произведений для саксофона соло, в числе которых опусы А. Глазунова, К. Дебюсси, Ж. Ибера и др. В 1928 году в Парижской консерватории Марсель Мюль основал первый квартет саксофонистов, а в 1942 году, спустя столетие после изобретения саксофона, с подачи профессора Даннелса примеру Парижа последовала и Брюссельская консерватория.

С 1954 года на камне дома в Динанте красуется выгравированная надпись «Ici naquit Adolphe Sax. 1814-1894» («Здесь родился Адольф Сакс»). В Динанте же существует памятник Саксу, изображенному сидящим на скамье с саксофоном в руке; можно присесть рядом и сфотографироваться в обнимку. До введения евро Сакс и его творение были изображены на банкноте в 200 бельгийских франков.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов.

О популярности инструмента в широких кругах, от любителей до профессионалов, от классических исполнителей до джазистов, от учеников до президентов и говорить не приходится.

Брюссельский Музей Музыкальных Инструментов, открывшийся в июне 2000 года в центре города в изумительном здании эпохи модерн «Old England», владеет широкой коллекцией духовых, среди которых редчайшие экземпляры серпентов, офиклеидов, корнетов, флюгельгорнов, экспериментальных и диковинных инструментов. Работы Сакса и его фабрики можно увидеть в витринах музея. Осенью, в дни 200-летнего юбилея там проходила специальная выставка, посвященная великому мастеру и дивному творению, носящему его имя.

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

История саксофона таит в себе много интересного, а длится она почти 2 столетия. В наши дни данный инструмент можно считать самым ярким и современным, ведь его использование уместно в любом стиле музыки. Изобрел сие «чудо» бельгийский мастер Антуан-Жозеф Сакс (Адольф Сакс) . Впервые саксофон появился в 1842 году, и применялся исключительно в военных оркестрах. У него не было бы никакого будущего, если бы знаменитые композиторы не решили попробовать инструмент в своих творениях. Давайте вспомним, кто увидел в саксофоне большое и перспективное будущее:

  • М. Равель «Болеро»;
  • Ж. Бизе «Арлезианка»;
  • А. К. Глазунов «Концерт для саксофона с оркестром»;
  • С. В. Рахманинов «Симфонические танцы»;
  • М. Равель добавил саксофон в фортепианный цикл М.П. Мусорского «Картинки с выставки»;
  • С.С. Прокофьев добавил его в «Ромео и Джульетта»;
  • А.И. Хачатурян «Гаянэ»;

Те, кто тесно связан с музыкой, знают, что все перечисленное в этом списке оставили серьезный след в истории музыки. Если в шедеврах тех времен использовался такой молодой инструмент, как саксофон, то это достойный показатель успешности изобретения Адольфа. Композиторы говорили о том, что саксофон способен передавать самые яркие краски их произведений благодаря очень выразительному звучанию, которого нет у других инструментов. Естественно, после такого триумфа, инструмент вышел в массы и нашел большой круг поклонников.

История саксофона в джазовой музыке

Но все-таки, яркий и необычный инструмент, о котором мы говорим, не очень вписывался в ряды симфонического оркестра, ему можно было давать лишь некоторые эпизоды. Поэтому саксофон нашел свою стихию в джазовой музыке, и стал главным солистом, вместе с трубой. С этого момента и началось все самое интересное, ведь саксофон сыграл значимую роль в истории джазовой музыки. История саксофона рассказывает о том, что в 1920-х и 1930-х годах стали появляться джазовые саксофонисты , которые доказали, что саксофон идеальный инструмент для джазовых импровизаций и синкопированных ритмов. Вместе с развитием джаза этот инструмент находил себя в новых интересных стилях:

  • Кул-джаз
  • Прогрессив-джаз
  • Хард-боп
  • Ладовый (модальный) джаз
  • Соул-джаз
  • Джаз-фанк
  • Фри-джаз
  • Криэйтив
  • Фьюжн
  • Постбоп
  • Эйсид-джаз
  • Смуз-джаз
  • Джаз-мануш

В наши дни история саксофона дошла до того, что на нем играют современную музыку, о которой раньше даже никто не знал. Такой яркий и красивый инструмент стал чуть ли не самым популярным и любимым среди людей всего мира. Молодые и начинающие музыканты, выбравшие его, стараются играть больше новой поп-музыки и не упускать из виду новинки. Одно можно сказать точно, популярность саксофона только растет и будет расти еще очень долгое время.

Антуан Жозеф Сакс (под псевдонимом Адольф Сакс) родился 6 ноября 1814г. в маленьком городе Бельгии - Динан, в семье знаменитого мастера духовых инструментов. Его отец Шарль Жозеф Cакс, был профессиона...

Саксофон снаряжен довольно сложной конструкцией. Механизм клапанов имеет сложную структуру - все продуманно до мелочей. Всего на саксофоне 19-22 клапана - зависит от модели. На корпус сверху одевает...

Кто изобрел саксофон?
Саксофон относительно молодой музыкальный инструмент, который появился примерно 150 лет назад. Инструмент был изобретен музыкантом и скрипичным мастером, по имени Адольф Сакс, позднее инструмент назвали его именем.
Патент на саксофон впервые зарегистрирован в марте 1846 года. Однако Сакс начал разработку духового инструмента много лет назад, когда Адольф работал в магазине музыкальных инструментов своего отца. Его отец, Чарльз Сакс, был мастером музыкальных инструментов, и научил сына всем тонкостям изготовления музыкальных инструментов. Чарльз позволял Адольфу экспериментировать над своими собственными проектами в магазине.
В молодости Адольф обучался игре на флейте и кларнете в Консерватории музыки Брюсселя. В то время юный Адольф заметил, что духовые инструменты обладали очень узким диапазоном. И он начал искать решение этой проблемы.
Эксперименты Сакса с бас-кларнетом привели его к изобретению инструмента, который представлял собой духовой инструмент, изготовленный из металла.
Когда он показал новый инструмент композитору Гектору Берлиозу в 1841 году, композитор был в восторге от изобретения. Позднее Берлиоз написал статью в престижном журнале «Jounal des Debats» в Париже, в котором он дал положительную оценку изобретению Сакса.
В 1842 году он переехал в Париж, где открыл скромную мастерскую на улице Сент-Джордж. Однако проект Сакса включал в себя не один инструмент. Его патент 1846 года описывал 14 различных версий саксофона от F contrabass вплоть до E flat sopranino. Среди них бфли E плоский контрабас, C бас, B басовый, E плоский баритон, C тенор, B плоский тенор, F alto, E flat alto, C сопрано и B плоское сопрано.
1844 и 1845 годы были весьма плодотворными для молодого изобретателя. Переехав в Париж в 1842 году, Сакс направил свои силы на популяризацию своего творения. Парижская промышленная выставка 1844 года оказалась платформой, позволившая ему продемонстрировать свои особенности. В том же году состоялся дебют хорового концерта «Chant Sacre» Гектора Берлиоза, в которой использовался саксофон.

В 1845 году Адольф смог убедить французских военных заменить традиционные французские рожки и фаготы на саксофоны. Через три года после дебюта «Chant Sacre» Берлиоза, в 1847 году в Париже открылась первая специализированная школа игры на саксофоне.
В 1866 году первоначальный патент Сакса истек и другие производители инструментов начали попытки модернизацию инструмента и выпускать собственные версии. В течение следующих нескольких десятилетий было много экспериментов по изменению дизайна скасофона и созданию альтернативных версий. Сам Адольф обновил свой первоначальный патент в 1881 году. В новом патенте Сакс сделал несколько нововведений, увеличив длину колокола и расширив диапазон, обеспечиваемый четвертым октавным ключом.

Когда Сакс умер в 1894 году,бизнес был продолжен его сыном Адольфом Эдуардом. Саксофоны обрели широкую популярность в 1920-х годах когда джазовые группы начали использовать саксофоны в качестве основного инструмента. Среди величайших джазовых саксофонистов были Лестер Янг, Коулман Хокинс, Чарли Паркер, Сонни Роллинз, Орнетт Колман и Джон Колтрейн
Эксперименты, направленные на увеличение звукового диапазона и улучшения дизайна инструмента продолжались после Второй мировой войны.
Сегодня обширная семья саксофонов, созданная Адольфом Саксом, была сокращена до пяти: сопрано, альт, тенор, баритон и бас-саксофоны. Из них саксофоны тенор и альт являются наиболее предпочтительным инструментами для саксофонистов.



Похожие статьи
 
Категории