Вокал академический - Детская музыкальная школа имени Г.Ф. академические вокалисты как правило исполняют произведения в сопровождении фортепиано или симфонического оркестра, эстрадные вокалисты часто используют в своих выступлениях фонограмму

23.02.2019

Удиви­тельн­ая Рядом:

Эстрадный вокал можно считать разновидностью вокала народного: как из глотки полезло... так и получилось. Это сильное упрощение, потому что любому исполнителю нужно работать над собой, но главная опора всё же на природу, а не вышколенное мастерство.

Не сказала бы, что разница в том, кто раньше встал - того и оперно-вокальные тапки. В музыкальной школе могут дать начатки общей культуры вокала, но по-настоящему начинают учить уже в консерватории, потому что юношам необходимо пройти ломку голоса, да и у девушек вокальные способности можно толком разглядеть не раньше, чем наступает пубертат.

Прежде всего отличается дыхание. При обучении академическому вокалу на умении задерживать его и выпускать строго отмеренными порциями уходит довольно много времени. Упражнения, при которых нужно исполнять каждый звук постепенно усиливая/уменьшая мощность или резко обрывая его, - дело рутинное, ежедневное, вроде спортивной разминки. Дышать приходится животом и потихоньку качать пресс (это не шутка), удерживая поток воздуха мышцами живота, и лишь потом распоряжаться горлом тем воздухом, что до него дошёл.

В эстрадном пении вся нагрузка идёт на глотку, мышцы живота работают разве что по чистой случайности. Поскольку воздушный поток идёт другим путём, колебания голосовых связок резонируют иначе. Голос не просто теряет в диапазоне, как раз это не факт, но становится другим, часто - очень плоским по сравнению с тем, как он звучал бы в оперном вокале.

Для примера предлагаю сравнить пение Марселы Детройт в её известном хите и в передаче "Поп-зведа - в оперную звезду", где она прошла небольшой курс оперного вокала и по заданию ментора "замахнулась" на "Каста дива". Сразу оговорю, что нельзя "рассматривать в лупу" пение дилетанта и сравнивать его с работой профессионала, хотя бы закончившего консерваторию, а тем более - с великолепной Марией Каллас. Отметим главное: голос стал другим, подчас неузнаваемым.

Академические певцы учатся плавному переходу между регистрами. Эта проблема существует последних лет двести - с приходом исполнительниц в оперу. У эстрадных чаще всего никуда переходить не нужно, неудобных нот или скачков нет, умельцы вроде Агнеты Фельтског составляют исключение. Один из секрет неувядаемой славы АВВА состоит именно в том, что многие мелодии лишь кажутся незатейливыми, но намеренно их никто не упрощал, ради удобства вокала не укладывал музу в прокрустово ложе одного регистра или удобных интервалов. Желавших спеть кавер-версии песен АВВА среди коллег по эстрадному цеху гораздо больше, чем сумевших воплотить свои мечты. Однако даже такой бескомпромиссной эстраде далеко до физических нагрузок, которые приходится преодолевать академическим вокалистам.

ZUBR1­961:

У академического и эстрадного вокала разная вокальная техника, разное дыхание и разная работа с резонатором, звучащим телом.

В классическом вокале высокая вокальная позиция, работа носоглотки, диафрагмы, опоры - в первую очередь, а в эстрадном работает грудной резонатор и связки (открытый "горловой" звук).

Лякса­ндр:

Академический вокал это более ранняя форма обучения пению. Тогда ещё не было микрофонов, разных усилителей звука, я уже не говорю о фанере. Певцы добивались чтобы их голос звучал чисто, мощно, ровно, сильно и громко. Чтобы его было хорошо и чётко слышно в самых дальних концах зрительного зала. Техники дыхания, различные упражнения-всё делалось для этого. Это конечно хорошо и для эстрадного вокалиста, но не это главное в эстраде. Если в первом случае, певца как бы стремятся "подогнать" под определённые рамки, то в случае вокала эстрадного, исполнитель стремится эти самые рамки раскрывать. Поэтому он стремится раскрывать свою индивидуальность, показывать в пении что-то именно своё, присущее именно ему. Артистизм исполнения, манера, это здесь главное. Можно сказать, что это более творческое что-то. Здесь главное раскрыть индивидуальность артиста найти свою манеру исполнения. Показать в вокале свои сильные стороны. И пусть он не обладает певческим голосом, но за счёт своей индивидуальности её раскрытия, он может донести до слушателя идею песни. Окрасив её своими штрихами и интонациями. Тут не обязательно иметь певческий голос. Можно вспомнить например таких артистов как Леонид Утёсов или Марк Бернес, которые именно за счёт своей индивидуальности и её раскрытия достигли успеха в исполнении эстрадной песни и популярности у слушателей. Или например Юрий Антонов известный композитор-мелодист и певец, любимый многими. Помню он что-то сказал, типа того: Не стал учиться петь академически, чтобы "не убить индивидуальность", пишу на память. Может слова чуть были другие, но смысл тот же. И действительно-не обладает Юрий каким то сверх сильным и мощным голосом... Но! Свои песни он при этом поёт лучше всех! Чувствует песню, её мелодию. В данном случае потому, что он её создатель, автор. И доносит до слушателя её идею и её красоту. Вобщем академически-это чисто, ровно, мощно... по технике, "как положено", скажем так, без украшений каких-то. Эстрадный же вокал, это когда больше творчества и свободы в исполнении и меньше "рамок". Индивидуальность: свои ходы, штрихи, окраски, украшения и прочие "фишечки". Можно даже ещё добавить, что композиторы например даже знают, кому из артистов какую песню предложить. Чтобы в ней звучала и играла "ФИШКА" исполнителя.

__________________________________________________________________________

На вопрос: в чем основные отличия академического вокала от эстрадного отвечает директор "Музыкальной школы для взрослых" Екатерина Заборонок:

- академический вокал рассчитан на акустическое распространение вокального звука, эстрадный вокал рассчитан на распространение вокального звука с помощью музыкального технического оборудования

- в академическом вокале не допустимо извлечение звука в речевой вокальной позиции, в эстраде это распространенный прием

- кардинально отличается окончательное формирование звука в лицевой части

- в академическом вокале гортань находится преимущественно в низком положении (состояние зевка в шее), в эстрадном вокале допустимо высокое положение гортани

- в академическом вокале практически не используется штробас

- эстетика одежды разная

- в академическом вокале исполнитель воспринимает свой звук в отражении от резонаторов, в эстрадном вокалист воспринимает свой звук, выходящий из колонок.

- в академическом вокале, в отличии от эстрадного не допустимо пение на

- академические вокалисты как правило исполняют произведения в сопровождении фортепиано или симфонического оркестра, эстрадные вокалисты часто используют в своих выступлениях фонограмму.

- академические вокалисты част поют по нотам, эстрадные исполнители учат песни наизусть

- академическое пение не может звучать на подснятом звуке, эстрадное пение допускает этот прием


Развитие музыкальной памяти

Открытый урок с учащимся 3-го класса (хоровой вокал)

Цель урока: Научить использовать все виды памяти при заучивании музыкальных произведений.
Задачи:
Обучающая - работа над произведением при подготовке к заучиванию наизусть.
Воспитывающая – привить правильное прочтение текста с последующим запоминанием.
Развивающая – способствовать развитию голосовой, слуховой и зрительной памяти.
Ожидаемый результат: итоги урока должны показать уровень знаний,умений и навыков учащегося по восприятию данной темы.

Ход урока .
Организационный момент (положительный настрой на урок) - 2 мин. Вокальные упражнения. Ученику предлагается сосредоточить свое внимание на самоконтроле ощущений свободы своих мышц при работе гортани. При этом прослеживается зажатость голосового аппарата. Рекомендую – встать свободно и «позевать», после чего повторить упражнение с ощущением свободы. Результат достигнут. Время работы-10 минут.

Учащийся исполняет песню Д.Тухманова «Аист на крыше» по нотам с начала до конца. Обращается внимание на размер 4/4 и верный счет долей в такте. Предлагается дирижировать для самоконтроля. Активизируется внимание на верном прочтении нотного текста (ритмический рисунок, штрихи), что необходимо для дальнейшего заучивания наизусть. Песня разделена на 2 части. 1ч.- учащийся исполняет наизусть. Начинается работа над 2 частью. Проводится анализ – есть ли повторы и где? Обращаем внимание на паузы, залигованные ноты. В чем отличие той или иной фразы? Проводится работа по фразам, при этом применяется слуховая память (пропеваем мелодию), моторная память (встречающиеся скачки), зрительная. Пробуем запомнить текст на память без поддержки нотного материала. Результат достигнут- 2 часть выучена наизусть. Время работы-15 минут.
Следующее произведение – новый нотный текст. С.Апасова « Гимн знаний» . Сначала исполняю сама песню, чтобы ученик мог услышать, как должно звучать произведение. Следующий этап- это анализ песни: тональный план, строение повторяющихся мелодических оборотов. Время работы-15 минут.

Результат: учащийся на уроке спел текст с листа, а при повторе частично запомнил его наизусть. В конце урока благодарю ученика за работу, ставлю ему оценку 5 «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.
Домашнее задание: Продолжение работы над произведением. Выучить наизусть литературный текст.

Подведение итогов:
При рациональном использовании времени можно проделать большой объем работы на уроке. Здесь большую роль играют не только музыкальные способности ученика, но и правильная подача материала. Умение помочь ребенку анализировать, мыслить, организовать и применить на практике все умения, навыки, знания. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащегося, благоприятной психологической атмосфере и создания ситуации успеха.
Активность ученика можно оценить, как высокую.
Удалось выдержать стиль общения с учеником и организовать его активную работу на уроке. Урок цели достиг.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.

Отличительные признаки академического вокала

  • Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.
  • Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.
  • Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.

Почему стоит обучаться классическому вокалу?

Как для здания важен прочный фундамент, так и профессиональному музыканту не обойтись без качественной вокальной базы. Вне зависимости от жанра, в котором планирует работать певец, академический вокал способен стать прекрасной основой для его дальнейшего творческого развития. Он позволяет в максимальной степени развить природные способности, овладеть основными вокальными приемами, изучить и научиться эффективно применять механизмы управления голосом.

Как проходит обучение академическому вокалу?

На уроках академического вокала для начинающих под контролем профессиональных педагогов вы сможете выработать и развить следующие важные навыки:

  • Правильное певческое дыхание.
  • Четкую артикуляцию и дикцию;
  • Умение расставлять нужные акценты;
  • Умение грамотно использовать певческие приемы, в число которых входит применение резонаторов, пение на опоре и иные вокальные возможности.

Кроме того, занятия академическим вокалом помогут подготовиться к выступлению на профессиональной сцене. К примеру, преподаватели музыкальной школы сайт помогают своим ученикам подобрать репертуар, лучшим образом отвечающий вокальным данным, а также способствуют развитие артистичности и эмоциональной выразительности певца.

Диссертация

Полякова, Наталия Ивановна

Ученая cтепень:

Кандидат искусствоведения

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Музыкальное искусство

Количество cтраниц:

Глава 1. Вокальное воспитание детей в классе академического сольного пения

1.1. Индивидуальная работа с детьми по постановке голоса: pro et contra

1.2. Вокально-технические возможности детского голоса и детские вокальные конкурсы: проблемы и перспективы

1.3. Воспитание певческой культуры и художественного вкуса у детей: роль вокального репертуара

Глава 2. Современный подход к проблеме детского репертуара на основе изучения традиций итальянской и русской вокальной школы

2.1. Вокальное воспитание в Италии в XVII-XVIII веках и специфика двухрегистрового бельканто

2.2. Певческие традиции в России: духовная музыка, народно-песенное творчество, домашнее музицирование

2.3. Профессиональное музыкальное образование в России: из монастырей— в консерватории ; влияние итальянской школы

Глава 3. Формирование навыков академического пения в процессе освоения вокального репертуара: вопросы практического воплощения

3.2. Классический репертуар в классах детского сольного пения: отбор и классификация материала

3.3. Проблема введения в репертуар народных песен и современных произведений 173 Заключение 194 Библиография 197 Приложение: 1. Репертуарные списки; 2.Нотные примеры 213 3. Видеоматериалы (DVD)

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Сольное академическое детское пение"

Актуальность исследования. В начале XXI века в отечественной вокальной педагогике произошли существенные изменения: в детских музыкальных школах открылись классы сольного пения. Число желающих учиться в них растёт с каждым годом, и этому легко найти объяснение: дети всегда любили петь, но их возможности в последнее время были ограничены хоровым пением и самодеятельностью.

Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. Причина заключается в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а к потере голоса или приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем бывает нелегко устранить. Такой результат, как правило, является следствием, ошибок как в методике работы, так и в выборе репертуара. В то же время-другие специалисты отмечают, что вокалисты, начинающие обучение после 16 - 17 лет, сильно отстают от инструменталистов в вопросах музыкальной грамотности и восприятия, а также в области технической оснащённости, и детское сольное пение могло бы решить эти проблемы. Несмотря на разногласия по этому вопросу, «лёд тронулся», и появились первые результаты, так что пришло время сделать выводы и определить основной круг проблем в непростом деле обучения детей азам искусства пения. Прийти на помощь педагогике должно музыковедение .

До сих пор в научных кругах обсуждались, в основном, вопросы методики работы с детским голосом, являясь предметом неутихающих споров. В то же время проблема детского вокального репертуара практически не поднималась, так как в XX веке детского сольного пения официально не существовало. Дети пели в хоровых коллективах, и вокальная работа чаще всего исчерпывалась упражнениями и подготовкой к исполнению сольных фрагментов в хоровых произведениях. Конечно, были исключения, и некоторые педагоги 3 занимались с вокально одарёнными детьми индивидуально, но это не было явлением массового характера.

Теперь ситуация изменилась: уже к началу 2008/09 учебного года, по официальным данным, только в Москве работало почти 140 педагогов по классу сольного пения. Между тем общепринятой программы ещё нет, и идёт активный поиск репертуара, который могут петь дети. Вопрос вокально-технических возможностей детского голоса также является дискуссионным: некоторые трудности принципиально преодолимы и даже полезны для развития голоса, в то время как другие наносят часто непоправимый вред.

Голос ребенка растёт и изменяется вместе с общим ростом всего организма, и это накладывает существенные ограничения на выбор исполняемых произведений. Вокальные педагоги разделились на тех, кто ориентируется на традиционный «взрослый » классический вокальный репертуар (привычный и хорошо известный), на тех, кто ограничивает поле деятельности современными песнями для детей (от хрестоматийных песен Шаинского, Крылатова и других детских композиторов до новомодных песен из мультфильмов и мюзиклов ), и на тех, кто стремится найти пресловутую «золотую середину ».

Найти её необходимо, так как многие произведения классической вокальной литературы не соответствуют возможностям детского голоса, часто становясь причиной его деформации, и особенностям внутреннего мира ребёнка, выражая эмоции и чувства, чуждые его душевной организации. Задачи охраны детского голоса и гармонии внутреннего мира ребёнка должны быть сдерживающим фактором при выборе произведений на всех этапах обучения учащихся, уравновешивая естественное стремление к развитию.

Необходимо исследовать вопросы допустимой для ребёнка тесситуры и диапазона произведений, а также возможной динамической палитры: эти факторы являются важнейшими критериями при выборе детского вокального репертуара. Ограничения в содержательном аспекте связаны, с одной стороны, с задачами охраны голоса (многие повышенно эмоциональные произведения провоцируют на пение в форсированном режиме), а с другой - с задачами охраны внутреннего мира ребёнка и гармоничного развития личности. Необходимо определить, какие эмоциональные состояния и какие музыкально-поэтические образы наиболее соответствуют чувствам и интересам ребёнка в разные периоды его развития.

Тем не менее полный отказ от классических произведений (что также случается) совершенно неправомерен: развитие певческого голоса и навыков пения в академическом стиле немыслимо без изучения широкой палитры классической вокальной музыки. Среди огромного количества произведений есть немало доступных для исполнения в детском возрасте, и необходимо определить параметры для их отбора и распределения по этапам вокального развития и возрастным категориям.

Вместе с тем необходимо обновлять детский вокальный репертуар: в дополнение к классическим произведениям в нём должны присутствовать также песни и романсы современных авторов, но необходимо определить те критерии, которым они должны соответствовать. В связи с тем, что одной их основных задач вокального воспитания является формирование художественного вкуса учащихся, кроме ограничений по тем же параметрам, что и в классическом репертуаре, в современной музыке, предлагаемой для исполнения юным музыкантам, огромное значение имеют её художественная ценность и стилистические особенности.

Стиль современных произведений, предлагаемых для исполнения в классе академического пения, не должен вызывать противоречий при развитии ребёнка. Существует немало современных песен и романсов , которые могут стать гармоничным дополнением к классическому репертуару, обогащая палитру музыкальных представлений юного вокалиста, развивая его слух и готовя к проникновению в мир взрослой современной музыки академического направления. Также требует рассмотрения вопрос определения роли, которую могут играть в вокальном становлении ребёнка вокализы и народные песни в классических обработках.

Решение вопросов репертуара должно также оказать помощь в разрешении споров по вопросам методики работы с детским голосом. Л.Дмитриев подчёркивал значение музыкального материала в работе со взрослыми учащимися: «Правильно подобранный материал воспитывает голос, даже при отсутствии педагогических замечаний» . В связи с тем, что эталон звучания детского голоса всё ещё не определён, и дискуссии о возможной"и желательной для юного певца динамической и тембровой палитре продолжаются, качественный и разумно распределённый по этапам развития и возрастным категориям репертуар подскажет педагогам верное решение этих важнейших для здоровья и творческих перспектив учеников вопросов.

Вместе с тем необходимо отдельно рассмотреть вопросы голосообразо-вания с целью выявления наиболее приемлемого способа формирования звука в детском возрасте. Вопрос использования смешанного (микстового ) голосо-образования в детском пении требует подробного исследования, так как пение натуральным грудным звуком, до сих пор применяемое в детской певческой практике, в сочетании с классическим репертуаром негативно влияет на процесс развития детского голоса. Пение в фальцетном режиме также малоперспективно и вызывает вопросы с точки зрения эстетики певческого звука. Необходимо выяснить, каким образом следует формировать микстовое голо-сообразование у ребёнка, чтобы его голос развивался полноценно и без негативных последствий.

На первом этапе развития академического вокального искусства (с начала XVII века и до конца XVIII века) детей обучали сольному пению, и исследование опыта прошлых лет представляется необходимым условием для формирования современного подхода к решению проблем воспитания детского голоса. В связи с тем, что в становлении отечественной вокальной школы активно принимали участие итальянские вокальные педагоги, следует изучить традиции детского вокального образования в Италии и России.

Основная проблема настоящего исследования - определение критериев выбора детского вокального репертуара в контексте решения задачи охраны и развития детского голоса. Проблема предполагает решение ряда субпроблем, среди которых первостепенными стали:

Изучение вокально-технических возможностей детского голоса;

Определение основных задач вокального воспитания детей;

Изучение традиций итальянской и* русской вокальных школ;

Выявление основных компонентов детского вокального репертуара;

Отбор и распределение материала по этапам музыкального развития ребёнка, в соответствии с учётом детской физиологии, задачами бережного развития голоса в академическом направлении и планомерного расширения исполнительских возможностей и интонационного словаря.

Объект исследования - сольное академическое детское пение.

Предмет исследования - вопросы охраны и развития детского голоса и роль вокального репертуара в формировании голоса ребёнка и навыков академического пения.

На защиту выносятся следующие положения:

Детский академический вокальный репертуар необходимо ограничивать по степени вокальной нагрузки: недопустимо предлагать для исполнения в детском возрасте произведения для драматического голоса и оперные арии XIX - XX века, а также произведения в высокой или низкой тесситуре ;

Исполнение произведений лирико-колоратурного характера полезно для развития детского голоса при условии соблюдения ограничения диапазона и с учётом индивидуальных возможностей исполнителей;

В процессе формирования полноценного «смешанного » тембра детского голоса следует учитывать, что ему свойственно фальцетное смыкание голосовых складок и двухрегистровость;

При выборе современных и народных песен следует соотносить их с классическими произведениями по музыкальному стилю (в соответствии с перспективой развития голоса в академическом направлении) и учитывать особенности вокальной партии;

Материалы исследования - русская и европейская вокальная музыка XVII - XXI. веков, соответствующая задачам вокального воспитания и вокально-техническим возможностям детей младшего, среднего и старшего школьного возраста: итальянские миниатюры и ариетты XVII - начала XIX века, избранные песни И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, избранные песни и романсы Ф.Шуберта, Р.Шумана, Й.Брамса, Ж.-Б.Векерлена, А.Тома, Э.Грига, избранные романсы и песни А.Варламова, А.Алябьева, А.Гурилёва, М.Глинки, А.Даргомыжского, И.Чайковского, Ц.Кюи, А.Аренского, В.Реби-кова, избранные вокализы итальянских, немецких и русских авторов; классические обработки народных песен, редко исполняемые произведения Д.Кабалевского, Б.Чайковского, В.Кикты, Е.Адлера, Е.Подгайца и созданные совсем недавно избранные романсы и песни Е.Обуховой, С.Крупа-Шушариной, И.-Хрисаниди, Е.Попляновой (предлагаемые в качестве дополнения к традиционным для детского репертуара песням В.Шаинского, Ю.Чичкова, Е.Крылато-ва, Г.Струве, Я.Дубравина и других популярных детских композиторов). Отдельно рассматриваются партии, сопрано из комических опер А.Э.М.Гретри «Друг дома » и «Беспокойство от богатства » (как примеры оперных партий, исполнявшихся в первых музыкальных театрах России в юношеском возрасте).

Ограничения материалов исследования связаны с требованием соответствия задаче охраны и развития детского голоса, певческими возможностями юных исполнителей и особенностями внутреннего мира ребёнка. Таким образом, несмотря на значительный период времени, взятый для рассмотрения, выбрано относительно небольшое количество произведений, которые распределены по возрастным категориям и уровням сложности. (Исследование дополнено репертурными списками, данными в приложении.)

Степень разработанности проблемы. Вопросы методики работы с детским голосом рассматривались раньше в контексте хорового воспитания в общеобразовательных и музыкальных школах, а также в хоровых студиях. В этой области известны работы Е.Малининой, Н.Орловой, Д.Локшина, Д.Ого-роднова, Г.Стуловой. Также изучалась проблема охраны детского голоса. В 1938 году в Москве состоялось I Методическое совещание по вокальной работе с детьми, посвященное этой теме, так как возникла проблема массовой порчи голосов. В ряду работ об охране голоса известны труды И.Левидова, В.Ба-гадурова, В.Ермолаева, Н.Лебедевой. Стулова отмечает, что характер революционных песен провоцировал детей на форсированное пение . Тем не менее, и на совещании, и в научной литературе, появившейсяшосле него, обсуждались вопросы методического плана,- а о репертуаре почти ничего не говорилось. До сих пор взаимосвязь между исполняемым вокальным репертуаром и развитием ребёнка не была зафиксирована и раскрыта в научной литературе, в то время*, как о влиянии репертуара на развитие взрослого певца упоминается во многих трудах.

Научная новизна. В настоящем исследовании вокальный репертуар впервые рассматривается как одно из условий формирования певческих навыков у детей, с распределением произведений в соответствии с задачами и возможностями разных этапов физиологического, музыкального, интеллектуального и духовного развития ребёнка, с целью охраны и развития детского голоса, общей и музыкальной культуры и всестороннего развития личности; составлены подробные репертуарные списки для каждой возрастной группы. Обосновывается целесообразность развития кантилены и подвижности детского голоса в лирико-колоратурном направлении на основе двухрегистрово-сти. На основе настоящего исследования была разработана авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Развитие и охрана детского голоса в классе академического сольного пения », рецензенты - Народная артистка РФ, профессор В.Н.Левко и доктор искусствоведения , профессор Т.И.Науменко. Программа проходит апробацию в ДМШ им. В.В.Андреева г. Москвы.

Методология настоящего исследования сочетает положения общих, частных и междисциплинарных подходов, направленных на многомерный анализ рассматриваемого объекта. В исследовании применяются: стилевой метод - при анализе вокального репертуара (содержание, особенности музыкального языка), музыкально-аналитический метод - при анализе вокально-технических трудностей, сравнительно-исторический метод - при анализе методических взглядов на проблему обучения пению-в Италии и в России на разных этапах развития вокального искусства, индуктивный метод - при анализе современной детской вокально-исполнительской практики (с использованием видеоматериалов конкурсов и концертов последних лет), классификационный метод - при выделении основных компонентов детского вокального репертуара и распределении материалов исследования по этапам музыкального развития ребёнка.

Отметим, что в качестве объектов критики (в видеоматериалах) намеренно были выбраны вокально одарённые дети (многие из них - лауреаты различных конкурсов). Таким образом, вопросы правомерности выбора репертуара и методических подходов к работе с детским голосом рассматриваются в условиях принципиальной возможности достижения хороших результатов. Также сравниваются результаты, показанные детьми, поступившими в школу с ограниченным певческим диапазоном и слаборазвитым слухом, на разных этапах их развития. Такой подход позволяет оценить возможности влияния предлагаемого детского репертуара на развитие слуха, голоса и исполнительских способностей детей.

Теоретической базой исследования являются методические работы о развитии голоса П.Ф.Този, Дж.Манчини, М.Гарсиа, Ф.Ламперти, Г.Панофки, А.Варламова, Е.Малининой, Н.Орловой, Л.Дмитриева, Д.Огороднова, Г.Сту-ловой, В.Емельянова, А.Стахевича, В.Юшманова, исследования физиологических основ формирования певческого голоса И.Левидова, Л.Работнова, Р.Юссона, Е.Рудакова, Н.Жинкина, Л.Ярославцевой, В.Морозова, В.Чаплина, труды по теории музыкального языка В.Медушевского и по теории музыкального текста М.Арановского, работы о музыкальном восприятии Г.Тарасова и Д.Кирнарской. Также важной основой работы являются психологические подходы к проблеме развития детей, разработанные Л.Выготским.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация имеет практическую направленность, обусловленную возможностью реализации выдвинутых теоретических положений в практической деятельности с учащимися вокальных отделений детских музыкальных школ. Предлагаемые критерии отбора произведений на основе соответствия поставленным задачам всестороннего развития и охраны детского голоса посредством анализа вокально-технических трудностей и образно-интонационного анализа, позволяют по-новому взглянуть на возможности репертуара в классе сольного пения, где шедевры классического наследия могут сосуществовать с лучшими образцами народной музыки и произведениями современных композиторов, обогащая ребёнка и стимулируя его полноценное музыкальное развитие.

Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы могут помочь всем детским вокальным педагогам при выборе стратегии и тактики в развитии учащихся.

Структура диссертации. Соответственно поставленным задачам диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации по теме "Музыкальное искусство", Полякова, Наталия Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка во все времена была сферой выражения чувств, способом раскрытия своего внутреннего мира посредством музыкальных звуков. Вокальная музыка - наиболее популярная область музыкального искусства, доступная, в той или иной степени, большинству людей. Содержание исполняемых произведений и форма выражения этого содержания отражают внутренний мир человека, являются показателем духовного здоровья.

В" то же время музыка не только отражает внутренний мир человека, но и наполняет его жизнь новыми красками и смыслами. Она является мощным средством воздействия на психику: она может возбуждать агрессию или отуплять, как наркотик, но может также будить дремлющие в человеке потенции и содействовать его духовному росту. Взрослые должны позаботиться о здоровье детей, - и физическом, и духовном. Дети любят петь, и взрослые должны предоставить им высокохудожественный материал, обогащая их духовную жизнь и воспитывая любовь и уважение к ценностям мировой и отечественной культуры.

Ребёнок приходит в школу с желанием петь, и надо открывать ему новые возможности, о которых он часто и не догадывается, не имея представления о вокальной классике. Как показал опыт последних лет, дети с удовольствием учатся исполнению классических миниатюр, осваивая вокальную технику и тонкости классического стиля. В вопросах интерпретации ¡классических произведений необходимо знать меру в создании своего прочтения, но, в то же время, нельзя играть или петь по шаблону, копируя чужую манеру исполнения. Умение достичь творческой свободы исполнения, вместе с тем придерживаясь определённых стилевых норм, является, наверное, одной из наиболее высоких целей музыкального искусства, и в работе с юными вокалистами эта цель также может быть достигнута.

При выборе детского вокального репертуара необходимо соотносить качества музыкального материала с особенностями голоса ребёнка и детского

194 внутреннего мира. При отсутствии форсированного звука, крикливости за счет горловых усилий, ребёнок не может достичь силы звука взрослого певца, и необходимо это учитывать. (Подчеркнём, что речь идёт не о намеренно облегчённом звуке, когда ребёнок напевает мелодию , не прилагая усилий, а о пении в полный голос с хорошей артикуляцией и при активной работе дыхания.) В связи с этим динамика произведений, предлагающихся для исполнения детям и" подросткам, должна предполагать исполнение в пределах рр - т£ без драматических кульминаций. Таким образом, произведения, художественный образ которых требует от исполнителя значительного эмоционального напряжения и, соответственно, большой силы звука, должны исключаться из детского репертуара, чтобы не провоцировать на форсированное пение, ведущее к деформации, а иногда даже к потере певческого голоса.

Образный строй избранных в1 исследовании произведений для детей младшего возраста в основном исчерпывается миром природы, сказочных и игрушечных персонажей, старшеклассникам предлагается проникновение в мир чувств посредством лучших образцов вокально-поэтической лирики с акцентом на её светлые стороны (без драматических коллизий, без погружения в состояния тоски, отчаяния, одиночества, борьбы с жестокой судьбой или соперниками). В связи с таким подходом из детского репертуара исключено значительное количество произведений композиторов XIX - XX веков.

В процессе вокального развития ребёнку приходится преодолевать множество трудностей, и задача педагога в классе академического сольного пения - обеспечить условия максимально бережного развития голоса и его охраны. Решая эту задачу, следует учитывать богатый опыт прошлых лет:

1)не допускать форсированного пения и злоупотребления грудным резонированием, в процессе постановки детского голоса исходить из того, что ему свойственна двухрегистровость, и постепенно формировать микстовое звучание «сверху », отталкиваясь от фальцетного режима фонации;

2)с самого начала занятий обеспечивать охрану детского голоса, работая над техникой (опорой звука на дыхание, высокой певческой позицией, правильной артикуляцией и т. д.), и развивать детский голос в лирико-коло-ратурном направлении в удобной для каждого тесситуре , с аккуратным отношением к крайнимзвукам диапазона;

3)не включать в детский репертуар драматические произведения и оперные арии XIX - XX веков;

4)подбирать для каждого ребёнка произведения разных стилей и жанров, не выходя при этом за границы академического напрвления (народные и современные песни согласовывать с классическими произведениями);

5)при выборе произведений проводить анализ вокально-технических трудностей и анализ образной сферы (на предмет соответствия возможностям и интересам каждого ребёнка);

6)воспитывать в ребёнке не вокалиста, а всесторонне развитого и образованного музыканта.

Среди сегодняшних учеников вокальных отделений музыкальных школ есть, наверное, и те, кто в будущем прославит свою страну и отечественное вокальное искусство, но большинство детей скорее всего пойдёт другим» путями. Не имеет значения, какие профессии они изберут: музыка всегда будет занимать своё место в их жизни и в их душе, и можно смело утверждать, что это будет хорошая музыка. Важно то, что в музыкальных школах дети повышают свой уровень духовности, сочиняют стихи, играют и поют в различных ансамблях, объединяясь в совместном творчестве, дружат и радуются полноте своей жизни, потому что «Детство - это я и ты!»80. Эти дети нового-поколения уже вкусили радость творчества, ведь, как говорил Эрих Фромм, «радость - это то чувство, которое мы испытываем на пути к реализации своих сущностных сил, на пути становления личности и её самореализации» .

80 См. DVD, примеры: 37 А, 37 В и 37 С, ДМШ им. В.В.Андреева, 2010 -2011 г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Полякова, Наталия Ивановна, 2011 год

1. Ангуладзе НД. Homo cantor: очерки вокального искусства. - М.: Аграф, 2003.--239 с.

2. Аникеева З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. - Кишинёв: Штиинца, 1985. - 135 с.

3. Антонова Л.В. Особенности формирования певческой дикции: учеб.-метод. пособие. - Самара, 2009. - 110 с.

4. Апраксина O.A. Методика развития детского голоса: учебное пособие. - М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1983. - 96 с.

5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

6. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. - М.: Композитор , 1998. - 343 с.

7. Арановский М.Г. Тезисы о музыкальной семантике // Открытый текст Электронный ресурс. - URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/? id=l 148 (дата обращения: 12.10.2010).

8. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие. - М.:РМИ, 2008. - 106 с.

9. Асафьев Б.В. «Евгений Онегин ». Лирические сцены П.И.Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии. - М.: Музгиз , 1944. -90 с.

10. Аспелунд Д.Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры. - М.: Музгиз, 1933. - 126 с.

11. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М.: Музгиз, 1952. - 192 с.

12. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. - М.: Муз-гиз, 1929. Ч. 1 - 248 е.; 1932. Ч. 2 - 320 е.; 1937. Ч.З. - 255 с.

13. Барбъе 77. История кастратов / Пер. с франц. Е.Г.Рабинович. - Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. - 304 с.

14. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Сб.: Вопросы вокальной педагогики. - М., 1982. - Вып. 6. - С. 6-22.

15. Бернд В. О пении и прочем умении. - М.: Аграф, 2002. - 224 с.

16. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ,2007. - 668,4. с.

17. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии. - Л.: Искусство, 1961. - 280 с.

18. Борее Ю.Б. Основные эстетические категории. - М.: Высшая школа, I960. -446 с.

19. Боровик Л.Г. Вокально-историческое наследие. Часть I. История развития западно-европейского вокального искусства от возникновения до первой половины XX века. - Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. - 268 с.

20. Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 120 с.

21. Венгрус JT.A. Пение и фундамент музыкальности. - В.Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 204 с.

22. Выготский Л. С. Психология искусства. —М.: Искусство, 1968. - 576 с.

23. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 433 с.

24. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей. - М. : Просвещение, 1991. - 90 с.

25. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.

26. Гарбузов И. А. Внутренний интонационный слух и методы его развития. - М.: Музгиз, 1951. - 64 с.

27. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения / пер. с франц. под ред. В.А.Багадурова. - М.: Музгиз, 1957. - 258 с.

28. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч. Т. 11. / подгот. Н.Н.Загорный. - Л.: Госмузиздат, 1963. - 113 с.

29. Гобби Т. Мир итальянской оперы : пер. с англ. - М.: Радуга, 1989. - 320 с.

30. Голубенко И. Музыкальный мир // Москва моя и твоя. - М.: Серебряные нити, 2007. - 400 с.

31. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 156 с.

32. Гриних Д.Н. О певческой одарённости: анализ интервью со специалистами в области вокального искусства // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е.В.Круглова. - М.: Спутник+, 2009. - С. 40^9.

34. Диневич Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие. - Тула, 2005. - 60 с.

35. Дмитриев JT.A. Закон гармонии: учебное пособие. - М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1991. - 66 с.

36. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. О воспитании лёгких женских голосов. - М.: Музыка, 1974. - 64 с.

37. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. -368 с.

38. Долгушина М.Г. У истоков русского романса : камерная вокальная культура александровской эпохи. - Вологда: Книжное наследие, 2004. - 378 с.

39. Доминго П. Мои первые сорок лет / пер. с англ. И.В.Париной, Ю.С.Прокошина. - М.: Радуга, 1989. - 304 с.

40. Дюпре Ж. Школа пения / пер. с франц. Н.Г.Райского, под ред. Н.Г.Райского. - М.: Музгиз, 1955. - 284 с.

41. Духовное развитие и творческий потенциал личности: сб. ст. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ , 2000. - 145 с.

42. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе: сб. ст. - Новокузнецк: Изд-во ИПК , 2001. - 95 с.

45. Заринская М.Ф. Работа над звучанием детского хора // Воспитание и охрана детского голоса / под ред. В.А.Багадурова. - М.: АПН РСФСР, 1953.1. С. 7-42.

46. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. - Изд. 4-е, испр. и дополн. - М.: Госмузиздат, 1937. - 116 с.

47. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965. - 147 с.

48. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. - М., 1994. - 273 с.

49. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

50. Касаткина Т.А. О"структуре художественного»образа // Музыковедение к началу века: прошлое"и настоящее: сб. тр. по материалам конф. 30 окт.—1 ноября 2007 / под ред. Т.И.Науменко. - М.: РАМ"им. Гнесиных , 2007. - С. 38-45.

51. Кирнарская Д:К. Музыкальное восприятие. - М.: Кимос-Ард, 1997. - 157 с.

52. Кирнарская Д.К Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.

53. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 2 / под ред. А.Сеславинской. - М.: Советский композитор, 1972. - 266 с.

54. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. Сб. 1. - JL, 1971. - 281 с.

55. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство : на примере сочинений Г.Ф.Генделя: автореф. дис. . канд: искусствоведения . - М., 2007. - 26 с.

56. Кунгуров A.B. Психология музыкальных способностей Электронный ресурс. - URL: http://awkung.narod.ru/muzikalnaya psihologiya/psihologiya muzikalnih sposobnostei (дата обращения: 17.11.2010).

57. Ламперти Ф. Искусство пения. - М.; Пг.: Госиздат, 1923. - 268 с.

58. Лаури-Волъпи Дж. Вокальные параллели. - JL: Музыка; 1972. - 303 с.

59. Лебедева Н.Ф. Различные отклонения от нормы, мешающие правильному голосообразованию: стробоскопическая и хронаксиметрическая картины при фонации // О детском голосе. - М.: Просвещение, 1966. - С. 38- 43.

60. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. - Л.: Искусство, 1939. - 256 с.

61. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - М., Л.: Музгиз, 1939. -221 с.

62. Левш С.Ю. Четверть века в опере . - М.: Искусство, 1970. - 535 с.

63. Левко В.Н. О профессиональных основах вокальной педагогики // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е.В.Круглова. —М.: Спутник+, 2009. - С. 26-39.

64. Левко В.Н. О совершенствовании профессиональной подготовки молодого певца // Подготовка профессионального певца: сб. научно-методических статей. Вып. 4. - Нижний Новгород: НТК им. Глинки, 1998. - С. 14-26.

65. Левко В.Н. Дыхание как элемент (или основа?) певческой школы // Вопросы вокального образования: методические рекомендации / РАМ им. Гне-синых и СПб. Консерватория им. Римского-Корсакова. - М. - СПб., 2007. - С. 56-71.

66. Лемешев С.Я. Путь к искусству. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

67. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы: по мат. семинара 18 окт. 1977. - М.: Центральный совет Педагогического общества РСФСР , 1978. - С. 26-57.

68. ЛукА.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127 с.

69. Луканин В.М. Мой метод работы с певцами. - Л.: Музыка, 1972. - 46 с.

70. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч. I: Под знаком Аркадии. - М.: Государственный институт искусствознания , Российская академия музыки им. Гнесиных, 1998. - 440 с.

71. Лысек Ф. Мутация // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи 26 -30 марта 1961 года: сб. ст. / под ред. В.Н.Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1963.- С. 284-291.

72. Мазурин K.M. Методология пения. - М.: т-во Левинсон, 1902. Т. 1. - 998 е.; 1903. Т. 2.-466 с.

74. Малышева Н.М. О пении. - М.: Советский композитор, 1988. - 137 с.

75. Маркузе Г. Одномерный человек Электронный ресурс. - URL: http://www.torrents.ru/fomm/viewtopic.php?t=998141 (дата обращения: 18.02.2009).

76. Матвеева P.A. Классическая музыка в системе развития* и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - М., 2008. - 24 с.

77. Медушевский В. В. Духовно-нравственный анализ музыки Электронный ресурс. - URL: http://www.portal-slovo.ru/rus/art/199/9442.php. (дата обращения: 16.11.2008).

78. Медушевский В.В. О происхождении и сущности серьёзной музыки Электронный ресурс. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36037.php. (дата обращения: 19.11.2009).

79. Медушевский В.В. Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства Электронный ресурс. - URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35804.php. (дата обращения: 22.11.2009).

80. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966. - 352 с.

81. Мордвинов В.И. Практика основной работы по постановке голоса: опыт с начинающими певцами. - М.: Музгиз, 1948. - 65 с.

82. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - JL: Наука, 1967. - 203 с.

83. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН , Центр «Искусство и наука », 1998. - 189 с.

84. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: МГК им. П.И-Чайковского, ИП РАН, Центр «Искусство и наука », 2002. - 496 с.

85. Музехолъд А. Акустика и механика человеческого голосового органа / пер. с нем. Э.К.Розенова. - М.: Музсектор , 1925. - 126 с.

86. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 388 с.

87. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

88. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: Музыка, 1968. - 622 с.

89. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. - М.: Искусство, 1985.- 184 с.

90. Николов Е. Искусство видеть ivcnp / пер. с болг. Е.Фалькович. - М.: Искусство, 1971. - 112 с.

91. Ниссен-Саломан Г. Полная школа пения. - Спб.: Изд. Бесселя, 1881. - 116с.

92. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - JL: Музыка, 1972. - 150 с.

93. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. - М.: Муз-гиз, 1951.- 136 с.

94. Паваротти Л., Райт У. Мой мир / пер. с англ. Н.Вирязовой. - М.: ВАГРИУС, 1997. - 352 с.

95. Панофка Г. Искусство пения: теория и практика для всех голосов / под общей ред. Е.Н.Артемьевой, пер. с итал. Р.Н.Арской. - М.: Музыка, 1968. - 216 с.

96. Певческая культура как часть духовной культуры личности: материа-* лы науч.-практ. конф. 25-26 февраля 2008 года: сб. ст. / отв. ред.-сост.

97. Р.М.Бикмухаметова. - Уфа, 2008. - 72 с.

98. Петрова Е.О. О динамике звука певческого голоса. - М., 1963. - 47 с.

99. Петрова JI.A. Поэтический образ в обучении певца // Музыкальное образование в прошлом и настоящем: межвузовский сб. науч. тр. / ред.- сост. Г.М.Цыпин. - М., 2003. - С. 18-30.

100. Петрова Л.А. Работа музыканта над. литературным текстом. - М.:i

101. МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2009. - 48 с.

102. Плужников К.И. Забытые страницы русского романса. - JL: Музыка, 1988. - 104 с.

103. Работное Л Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. - М.; Л.: Медгиз, 1932. - 178 с.

105. Рагс Ю. О концепции» музыкально-эстетического воспитания // Музыкальное образование в контексте культуры: сб. тр. по материалам конф: 25 -29 октября 1994 / под ред. Л.С.Дьячковой. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1997.- С. 52.

106. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: в 8-ми вып. Вып. 3 - М.: Музыка, 1988. -448 с.

107. Роллан Р. Опера; в XVII веке в Италии; Германии, Англии / Пер. с франц. А.А.Хохловкиной, под ред. проф. М.В.Иванова-Борецкого. - М.: Гос. муз. издательство, 1931. - 132 с.

108. Руффо Т. Парабола моей жизни: - М. - Л.: Искусство, 1966. - 436 с.

109. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим: теория, методика и практика развития речевого голоса. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.

110. Садовников В. Орфоэпия в пении. —М.: Музгиз, 1958. - 80 с.

111. Сийрде Э.К. О дыхании при фонации // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи 26-30 марта 1961 года: сб. ст. / под ред. В.Н.Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 52-63.

112. Силантьева И.И. Шаляпин, каким его знали книги. - М.: Сфера, 2009.304 с.

113. Силантьева И.И. Путь к интонации: психология вокально-сценического перевоплощения. - М.: КМК , 2009. - 644 с.

114. Современная книга по эстетике. Антология / сост. М.Рейдер, общ. ред. и вступ. ст. А.Егорова. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957.604 с.

115. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. - JL: Музгиз, 1962. - 66 с.

116. Станиславский КС. Работа актёра над ролью: материалы к книге. - Собр. соч. Т. 4. - М.: Искусство, 1957. - 540 с.

117. Стахевич А.Г. Регистровые звукообразования певческого голоса в вокальной педагогике. - Сумы, 1989. - 24 с.

118. Стахевич А.Г. Теоретические основы процесса постановки голоса в вокальной педагогике. - Сумы, 1990. - 44 с. | 141. Стахевич А.Г. Профессионально-техническая подготовка в искусствепения. - Сумы, 1991. - 50 с.

119. Стулова Г.П. Некоторые проблемы регистров певческого голоса младших школьников: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - М., 1970. - 26 с.

120. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -

121. М.: Прометей, 1992. - 270 с.

122. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Музыкальная психология и психотерапия, 2007, № 3 Электронный ресурс. - URL: http://www.health-music-psy.ru/index.php. (дата обращения: 28.11.2010).

123. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. -379 с.

125. Филиппова И. Методы активизации обучения // Как преподавать музыкальную литературу: сб. тр. / сост., вступ. статья А.И.Тихоновой. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 172 с.

126. Фролов Ю. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. - М.: Музыка, 1966.- 178 с.

127. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415с.

128. Фромм Э. «Иметь » или «быть» / пер. с нем. Э.Телятниковой. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 314, 6. с.

129. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Карузо. - JL: Тритон, 1935. - 76 с.

130. Хонолка К. Великие примадонны / пер. с нем. Р.Солодовника и А.Кацу-ра. - М.: Аграф, 1998. - 320 с.

131. Хоффман А.Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - М., 2008. - 26 с.

132. Хэриот Э. Кастраты в опере. - М.: Классика -XXI, 2001. - 304 с.

133. Чаплин B.JI. Физиологические основы формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости. - М.: Информбюро, 2009. - 180 с.

134. Шаймухаметова JI.H. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование. - М., 1999. - 311 с.

135. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах / сост., вступ. ст. М.Б.Иванова; примеч. и указ. имён В.И.Гармаша. - М.: Моск. Рабочий, 1989. -384 с.

136. Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции у профессиональных певцов при фонастении: автореф. дис. . канд. мед. наук. - JL, 1966. -26 с.

137. Шереметев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. - Челябинск: Версия, 1998. -251 с.

138. Школяр В.А". Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М.: Флинта, 1999. - 81 с.

139. Шнюкова E.H. Охрана и воспитание детского голоса // Воспитание и охрана детского голоса: сб. ст. / под ред. В.А.Багадурова. - М.: АПН РСФСР, 1953.- С. 64-72.

140. Шухмин Г.И. Вокальный катехизис (секреты правильного и красивого пения). - Варшава: изд-во Аншелевича Н.М., 1914. - 158 с.

141. Эделъман Ю.Б. Уроки пения. - М.: ТОРУС ПРЕСС, 2009. - 160 с.

142. Юдин С.П. Формирование голоса певца. - М.: Музгиз, 1962. - 200 с.

143. Юренева Н.Ю. Пение должно быть искренним. // Музыкальная жизнь, 2008, № 8 / интервью брал Д.Н.Гриних. - М.: 2008. - С. 41-42.

145. Юишанов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. - СПб.: Деан, 2001.128 с.

146. Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. - М.: ОВА, 1996. - 331 с.

147. Яковлева A.C. Искусство пения: исследовательские очерки, материалы, статьи. - М.: ИнформБюро, 2007. - 480 с.

148. Яковлева A.C. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития-от истоков до начала XX столетия. - М.: ИнформБюро, 2011. - 132 с.

149. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.

150. М.: Флинта, 1997. - 222 с.

151. Янковский М.О. Шаляпин. - JL: Искусство, 1972. - 376 с.

152. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов: автореф. дис. . канд. искусствоведения. - JL, 1975. - 26 с.

153. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учебное пособие по курсу истории вокального искусства. - 2-е изд. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. -152 с.

154. Nanda Mari Canto е voce. Difetti causati da un errato studio del canto. - Milano: Ricordi, 1975. - 138 p.

155. Enrico Panofka Voci e cantanti. - Firenze: Cellini, 1871. - 132 p.

156. Giulio Silva II maestro di Canto. - Torino: Bocca, 1928. - 459 p.

157. Oskar Schindler Dico bene? - Torino: Omega, 2001. - 269 p.

158. Igino Spadolini Fisiologia umana. - Torino: Utet, 1958. - 612 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.




Похожие статьи
 
Категории