Урок мхк мир византийской культуры. Универсальные учебные действия

05.03.2019

МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная канонам, которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно- прикладном искусстве.


ДОСИТЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Византийские храмы называют Базилика греч. «царский дом» В отличии от других храмов, Византийские допускали присутствие человека, они стали центрами богослужений. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли. Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.


СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм воздвигли два архитектора – Анфимий и Исидор. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря








МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ МОЗАИК Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления, мастера нашли особую технологию. Кусочки матовой или прозрачной смальты, или каменные кубики закреплялись в основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.


ИСТОРИЯ В СВЕТЕ Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл Во-первых, он это символ богатства и роскоши, а во-вторых, один из самых ярких цветов, он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.





ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ Иконопись была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская культура не только стала началом некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и влияла на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла». Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ пения датируется IV веком. С увеличением пышности церковных служб в XIIIXIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.


КОНЕЦ Материалы были взяты с: 1) 2) 3) 4) © 2016 год

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначали период с момента падения Римской империи в Vв. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVIвв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?

Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

Мир византийской культуры.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения византийской архитектуры.

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы , число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось». и строгостью.

Мерцающий свет византийских мозаик .

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.

Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору . Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.

Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базалик

Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов – «Дюнамиса» , который являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Лицо ангела завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имя художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, и других имен византийских мастеров.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.


Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
  • Синтез различных видов искусств.
  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

Урок МХК в 10 классе

Тема урока: "Мир византийской культуры"

Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цель урока: Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

Развивать образное и ассоциативное мышление, активировать познавательную деятельность через компьютерные технологии

Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, видео-лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ"

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний: Выводится на экран лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ" - историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Российская академия естественных наук).

Сообщение темы урока: "Мир византийской культуры"

Какую цель урока вы поставите?

Объяснение нового материала:

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим», который стал впоследствии столицей будущего византийского государства.

Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостью прежней столицы Рима от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можно было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима. Также среди причин переноса столицы называют религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян)

Но Византии суждено было оставить собственный след в истории культуры

Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом


Мир Византийской культуры

Основу византийской культуры составляло органичное соединение римской имперской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада, она вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом. Византия сумела сохранить античное наследие и передать его Италии накануне Возрождения.

В I в. н.э. в Палестине, на окраине Римской империи, возникает христианство . Уже во второй половине I в. в Риме существовала христианская община. В течение I-III вв. христианство распространилось по всей Римской империи и за ее пределами. Императорские власти с подозрением относились к христианам, приписывая им человеконенавистничество, так как христиане того времени не только ждали, но и призывали конец света и Страшный Суд. Христиан также обвиняли в нелояльности властям, так как они отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе - императоров). Это привело к многочисленным гонениям на христиан, но христианство продолжало распространяться и к IV в. стало силой, с которой вынуждены были считаться и сами императоры. В 313 г. императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт , по которому провозглашается равноправие всех религий, в том числе и христианства, а в 325 г. император Константин объявляет христианство государственной религией. В 395 г. по указу Феодосия Великого были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

Христианство стало носителем новой этики, объявив высшими ценностями самого человека, любовь к ближнему, милосердие. Возлюбив Бога, человек обретал душевный покой и блаженство. Христианство было привлекательно еще и потому, что, согласно данному вероучению, все люди считались равными перед Богом. Согласно христианским представлениям жизнь не заканчивается со смертью тела, и, обретя веру и раскаявшись в грехах, человек может спасти свою душу и обрести вечное блаженство. Таким образом, каждый получал надежду на спасение. Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она изменяла их в духе христианского вероучения. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре.

В Византии сложился новый, отличный от античного подход к храмовому зодчеству. Если греческий храм был всего лишь местом пребывания статуи божества, обычно открытым только для служителей культа (сами же религиозные обряды совершались снаружи, на площади), то византийский христианский храм был местом, где проходило богослужение, и должен был вмещать много верующих. Чтобы храм вмещал больше молящихся, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения, именуемые базиликами , разделенные на несколько продольных частей - нефов (от лат. navis - корабль). Такой тип христианского храма со средним нефом, обычно более просторным и высоким, а впоследствии и с поперечным (трансептом), придающим храму форму креста, получил название базиликального. Первостепенное значение начинает играть внутреннее убранство храмов.

План-схема византийского храма

С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивисшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии в Константинополе (532-537 гг., архитекторы Анфимий и Исидор). План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными устоями, которые отделяют центральный неф от боковых. Центральный купол собора имел диаметр 31,5 метра. С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой распоров - контрфорсов. Снаружи вид св. Софии внушителен и замкнут. С трех сторон он окружен вплотную подступающими к его стенам постройками, и лишь с восточной части храм можно увидеть от вершины до основания.

Собор Святой Софии. Стамбул (Константинополь). 532-537 гг.

Интерьер храма был ярким, красочным и контрастировал с суровостью его внешнего облика. Стены были облицованы мрамором и украшены мозаикой. В центре храма возвышался огромный амвон - сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, вокруг которого разворачивались литургические церемонии. Огромный подкупольный зал храма символизировал образ мироздания. Освещение зала усиливалось по направлению к куполу: внизу царил полумрак, купол же был освещен ярко, так как у его основания находилось 40 окон, создававших иллюзию светового кольца. София Константинопольская поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единовластие.

Внутренне убранство Собора Святой Софии

Византийское изобразительное искусство представлено прежде всего монументальной живописью. В Византии была выработана определенная система объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые изображали библейскую историю человечества, этические нормы, освященные христианством. Широко распространяется монументальная мозаика, которая применялась как в храмовом зодчестве, так и для украшения стен и перекрытий в светских зданиях. Мозаичные полотна выполнялись из окрашенных стеклянных сплавов - смальты. Художники придавали большое значение цвету, который играл особую, символическую роль. Пурпурный цвет, например, был цветом божественного и императорского достоинств. В пурпурных одеждах мог ходить только император. Красный цвет символизировал и жизнь, и кровь (в частности, кровь Христа), это был также цвет очищающего и карающего пламени. Белый цвет - символ чистоты и святости, отрешенности от мирского, черный цвет - это знак смерти, символ могилы и ада, зеленый - символ юности, цветения, символ земного в отличие от небесного - пурпурного, голубого, золотого, синий и голубой в византийской символике – знаки потустороннего мира.

Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле. Мозаика храма Св. Софии в Константинополе. Около 950

В XI-XII вв. в убранстве храмов заметную роль стали играть живописные иконы. Икона пишется на доске (липовой, основой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад. Основа - деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Красочный слой – сама живопись. Защита представляет собой различные материалы, в том числе олифу, яичный белок, масляный лак.

Основными сюжетами иконописи были рождение Христа от Девы Марии, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть Христа и символы его божественной природы: спасительный крест, гроб, воскресение и т. п. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость центральных фигур. Для передачи эмоциональных переживаний использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные (Иуда, Сатана) и второстепенные персонажи, животные.

Для организации художественного пространства византийские мастера не пользовались прямой перспективой: ее разработали только художники Возрождения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли особую перспективную систему, названную искусствоведом О. Вульфом обратной. Перспектива в византийской живописи предполагает наличие нескольких точек зрения. Зритель рассматривает предметы, изображенные с разных позиций. Таким образом, художник подчеркивал самые значительные места в композиции произведения. Значительность центральной фигуры иконы подчеркивается с помощью обращенных к ней фигур боковых персонажей. Ракурс боковых фигур (правое живописец изображает, как бы находясь справа от него, левое - располагаясь слева) создает движение, направленное к центру изображения. Художник стремился сообщить зрителю максимум информации об изображаемом объекте, соединяя две точки зрения: сверху и с высоты нормального человеческого роста. Например, стол всегда представляют так, что зритель целиком видит плоскость его столешницы как бы сверху. Это позволяет показать все предметы, стоящие на столе. Сами же предметы изображаются в прямой проекции.

Размер изображаемого предмета в византийской живописи зависит не от его положения в пространстве, а от его смысловой роли в изображаемом сюжете. Так, в сцене рождества Иисуса Христа в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.) масштабно выделена Богоматерь, следующим по размеру является Иосиф, затем - волхвы, а затем - прислуживающие при омовении женщины. Таким образом, система изображения пространства, выработанная ви­зантийскими мастерами соответствовала идейной и эстетической сущности их живописи.

Пример обратной перспективы

Соединив элементы восточных и западных культур, Византия оказала существенное воздействие как на развитие культур многих стран Западной и Восточной Европы, так и на культуру народов Востока. Благодаря Византии ценности античной и восточной культур не были забыты и стали известны другим народам. Наиболее значительным было влияние Византии на страны, в которых утвердилось православие, прежде всего, на Древнюю Русь.

Вопросы для повторения:

1. Расскажите о важнейших достижениях художественной культуры Византии. В чем и как проявилась ее связь с античным искусством?
2. Определите характерные особенности византийской архитектуры. Сравните конструкции базилик и крестово-купольных сооружений
3. Опишите храм Святой Софии в Константинополе. Какие идеи стремились воплотить его создатели?

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]



Похожие статьи
 
Категории