Корнель Пьер - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

30.03.2019

Корнель Пьер (1606-1684 гг.)

Французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 г в Руане в семье адвоката. По настоянию родных изучал право и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 г показал свою первую комедию в стихах «Мелита» не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции.

В том же 1629 г Мондори поставил «Мелиту» в Париже. Успех постановки позволил и актерам, и автору обосноваться в столице. Труппа Мондори поставила и несколько следующих пьес Корнеля -«Вдова», «Галерея суда», «Субретка», «Королевская площадь». В1634 г. Мондори при поддержке кардинала Ришелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель» организовал театр «Маре».

Ришелье обратил пристальное внимание на творчество Корнеля и даже включил его в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он искал собственный путь в драматургии. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание.

Наряду с комедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии: «Клитандр», «Медея». Завершает этот этап пьеса «Иллюзия», которая стоит особняком в творчестве Корнеля - она посвящена театру и актерскому братству.

А вот следующая пьеса Корнеля - «Сид» (1636 г.) - оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье. Однако во Французскую академию он сумел пройти только с третьей попытки; дважды «бессмертные» его кандидатуру проваливали.

В этот период Корнель пишет также комментарии к отдельным своим пьесам и три «Рассуждения о драматической поэзии» («Рассуждение о пользе и особенностях драматического произведения», «Рассуждение о трагедии» и «Рассуждение о трех единствах»), опубликованные в 1660 г. Практическое же воплощение эти теоретические разработки нашли в трагедиях «Гораций» и «Цинна». Продолжает эту линию трагедия «Полиевкт». Корнелъ трактовал конфликт чувства и долга уже только с точки зрения государственной целесообразности.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения против абсолютизма во Франции в 1648-1653 гг.). К этому времени относятся пьесы «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» (жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), «Никомед», «Пертарит». В центре сюжетных переплетений - борьба за власть.

К этому времени зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается, а премьера «Пертарита» в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Драматург вновь уезжает в Руан и решает отказаться от занятий литературой. Однако через семь лет, в 1659 г., возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке, привезя с собой новую трагедию - «Эдип».

Последующие 15 лет стали последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий («Серторий», «Софонисба», «Оттон», «Аттила», «Тит и Береника», «Сурена» и др.). К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира - Жана Расина, поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет жизни Корнель не писал для театра, хотя и выпустил в 1682 г новое собрание своих пьес.

Пьер Корнель Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан 1 октября 1684, Париж) знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647). Содержание … Википедия

Корнель, Пьер - Пьер Корнель. КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Corneille) Корнель (Corneille) Пьер (1606 1684) Французский драматург. Афоризмы, цитаты Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти. Так со смертными судьба порой играет: То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает. И так… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Corneille) (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (постановка и издание 1637), первого образца классицистического … Энциклопедический словарь

Корнель (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, ≈ 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные… … Большая советская энциклопедия

КОРНЕЛЬ Пьер - КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684), французский драматург. Стихотв. комедии «Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631 — 1632), «Галерея суда, или Подруга соперница» (1632), «Субретка»… … Литературный энциклопедический словарь

Корнель, Пьер - (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть, возобновив… … Исторический справочник русского марксиста

Корнель\ Пьер - (1606 1684), автор трагедий Сид, Цинна, или великодушие Августа … Биографический словарь Франции

Корнель, Пьер - Смотри также (1606 1684). Отец фр. трагедии, Корнеля гений величавый (Евг. Он. , I, 118). Мой старый К. Пушкин считал Сида лучшей его трагедией (Катенину, 1822) … Словарь литературных типов

Корнель Пьер - (1606 1684) знаменитый французский драматург, виднейший представитель французского классицизма. Автор комедии в стихах Мелита, комедий Клитандр, или Спасенная невинность, Вдова и др., трагедий Медея, Сид, Гораций, Цинна, Полиевкт, Смерть… … Словарь литературных типов

Книги

  • Театр. В 2 томах (комплект) , Пьер Корнель. В двухтомник великого французского писателя вошли его пьесы в лучших переводах…
  • Гораций (изд. 2011 г.) , Пьер Корнель. Сердце Сабины, супруги благородного римлянина Горация, исполнено смятения и скорби: ныне в жестокой битве будет разбита либо её родная Альба, либо ставший её второйродиной Рим. Мало того, что…

). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В () получил место прокурора , однако мало интересовался служебной карьерой.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало , Корнелю была назначена маленькая пенсия .

Творчество Корнеля

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

  • «Алидор» (Alidor ) (атрибуция неокончательная) (между и )
  • «Мелита» (Mélite , )
  • «Клитандр» (Clitandre ()
  • «Вдова» (La Veuve , )
  • «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais , )
  • «Компаньонка» (La Suivante , )
  • «Королевская площадь» (La Place royale , )
  • «Медея» (Médée , )
  • «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries , в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) ()
  • «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique , )
  • «Гораций» (Horace , )
  • «Цинна» (Cinna , )
  • «Полиевкт» (Polyeucte , ()
  • «Смерть Помпея» (La Mort de Pompée , )
  • «Лжец» (Le Menteur , )
  • «Родогуна» (Rodogune , )
  • «Теодора» (Théodore , )
  • «Ираклий» (Héraclius , )
  • «Андромеда» (Andromède , )
  • «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon , )
  • «Никомед» (Nicomède , )
  • «Пертарит» (Pertharite , )
  • «Эдип» (Œdipe , )
  • «Золотое руно» (La Toison d’or , )
  • «Серторий» (Sertorius , )
  • «Софонисба» (Sophonisbe , )
  • «Отон» (Othon , )
  • «Агесилай» (Agésilas , )
  • «Аттила» (Attila , )
  • «Тит и Береника» (Tite et Bérénice , )
  • «Психея» (Psyché ) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) ()
  • «Пульхерия» (Pulchérie , )
  • «Сурена» (Suréna , )

Раннее творчество

Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (Mélite , ), однако в г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifférent , соч. между и г., опубл. в г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор - Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришельё .

К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lamprière ), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье . Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии:

  • «Pompée»,
  • «Rodogune»,
  • «Théodore, vierge et martyre»,
  • «Héraclius».

В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии (кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:

  • «Andromède»,
  • «Don Sanche d’Aragon»,
  • «Nicomède»

принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.

Религиозная поэзия

Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки , и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Арди, Гарнье , Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности ». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.

Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.

В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму ; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.

В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.

Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе - единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourût! )" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a nommé - je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» - всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности.

Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля переведены на русский яз.:

  • Я. Б. Княжниным , «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788);
  • П. А. Катениным : «Сид» (СПб, 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина» : «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
  • Е. Барышевым, «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).
  • Среди переводчиков XX века следует упомянуть Михаила Лозинского , выпустившего свой перевод «Сида» в 1938 г .; Вс. Рождественского, Т. Гнедич, Ю. Корнеева, М. Кудинова. Наиболее полное на сегодняшний день собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство» В его состав вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена». (Корнель П. Театр. В 2-х т. Составление, статья и комментарий А. Д. Михайлова . М.: 1984).

Библиография

  • Couton G. Le vieillesse de Corneille. - Paris: 1949.
  • Dort B. Pierre Corneille dramaturge. - Paris: 1972.
  • Prigent M. Le Héros et l’État dans la tragédie de Pierre Corneille. - Paris: 1988.
  • Niderst A. Pierre Corneille. - Paris: 2006.
  • Le Gall A. Pierre Corneille en son temps et en son oeuvre: enquête sur un poète de théâtre au XVIIe siècle . - Paris: 2006.
  • Мокульский С. С. Корнель и его школа // История французской литературы. Т. 1. - М.-Л.: 1946. - С. 405-438.
  • Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М.: 1956.
  • Сигал Н. А. Пьер Корнель. - М.-Л.: 1957.
  • Большаков В. П. Корнель. - М.: 2001.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Корнель" в других словарях:

    Пьер (Pierre Corneille, 1606 1684) французский драматург. Р. в Руане; происходил из кругов судейской буржуазии; сын адвоката. Получив образование в иезуитской школе, К. изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его… … Литературная энциклопедия

    Корнель, Пьер (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть,… … 1000 биографий

    - (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего… … Современная энциклопедия

КОРНЕЛЬ ПЬЕР - французский драматург .

Член Французской ака-де-мии (1647 год). Брат Т. Кор-не-ля, дя-дя Б. Фон-те-не-ля. Ро-дил-ся в се-мье ад-во-ка-та. По-лу-чил клас-сическое об-ра-зо-ва-ние в Ру-ан-ском ие-зу-ит-ском кол-ле-же (1615-1622 годы); изу-чал пра-во в университете г. Кан, со-сто-ял в кор-по-ра-ции ад-во-ка-тов (1624-1651 годы), од-на-ко ус-пе-ха на юри-дическом по-при-ще не имел. В 1629-1662 годы жил в Руа-не и Па-ри-же, по-се-щал свет-ские круж-ки, в т. ч. са-лон гос-по-жи де Рам-буйе. В 1662 году окон-ча-тель-но пе-ре-брал-ся в Па-риж.

Литературную дея-тель-ность П. Корнель на-чал с эпи-ку-рей-ских сти-хов, га-лант-ных эпи-грамм, позд-нее опуб-ли-ко-ван-ных в сборниках «По-эти-че-ская смесь» («Mélanges poétiques», 1632 год). Пред-по-ло-жи-тель-но пер-вым его дра-ма-тическим со-чи-не-ни-ем ста-ла пас-то-раль «Али-дор» («Alidor»; не за-кон-че-на, со-зда-на ме-ж-ду 1626 и 1628 годами, издан в 2001 году; ат-ри-бу-ция спор-на).

П. Корнель - ав-тор бо-лее 30 пьес. Пер-вый ус-пех при-шёл к не-му по-сле по-ста-нов-ки труп-пой ак-тё-ра Г. Мон-до-ри (с 1634 года те-атр «Ма-ре», Па-риж) ко-ме-дии «Ме-ли-та» («Mélite», пост. 1629 год, издан в 1633 году), в ко-то-рой пас-то-раль-ный сю-жет был пе-ре-не-сён в бы-то-вую по-все-днев-ность. В га-лант-но-ры-цар-ской тра-ги-ко-ме-дии «Кли-тандр, или Ос-во-бо-ж-дён-ная не-вин-ность» («Clitandre, ou L’Innocence délivrée», пост. 1631 год, изд. в 1632 году), от-ли-чаю-щей-ся за-пу-тан-ным сю-же-том в ду-хе про-из-ве-де-ний А. Ар-ди и Ж. Рот-ру, П. Корнель от-дал дань гос-под-ствую-щей мо-де изо-бра-же-ния ужа-сов и изо-щрён-ных пре-сту-п-ле-ний (т. н. кро-ва-вое ба-рок-ко). Ко-ме-дии «Вдо-ва» («La veuve», 1631 год, изд. в 1633 году), «Га-ле-рея Су-да» («La galerie du Palais», пост. 1632 год, изд. в 1637 годы), «Ком-пань-он-ка» («La suivante», 1633 год) и «Ко-ро-лев-ская пло-щадь» («La place Roy-ale», 1633 год) ста-ли сви-де-тель-ст-вом от-ка-за П. Корнеля от ут-вер-див-ших-ся во французской коме-дио-гра-фии первой половины XVII века тра-ди-ций итальянской ко-ме-дии дель ар-те и средне-векового фар-са; П. Корнель пред-вос-хи-тил ко-ме-дию нра-вов, ос-но-вы-ваю-щую-ся не на скаб-рёз-ном юмо-ре и буф-фо-на-де, а на ин-три-ге.

По-пу-ляр-но-стью в середине XVII века поль-зо-ва-лась пье-са «Ко-ми-че-ская ил-лю-зия» («L’illusion co-mique», пост. 1635 год, изд. в 1639 году; в пе-ре-ра-бо-тан-ной вер-сии - «Ил-лю-зия», «L’il-lu-sion», 1660 год), син-те-зи-рую-щая чер-ты ко-ме-дии, тра-ги-ко-ме-дии, пас-то-ра-ли и тра-ге-дии; для опи-са-ния жиз-ни ак-тё-ров в ней был ис-поль-зо-ван при-ём «те-ат-ра в те-ат-ре». Пе-ре-нос испанских сю-же-тов (Х. Руи-са де Алар-ко-на-и-Мен-до-сы и Лопе Ф. де Ве-ги Кар-пьо) в па-риж-скую сре-ду и пе-ре-ра-бот-ка их во французском вку-се бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны П. Корнелем в ко-ме-ди-ях «Лжец» («Le menteur», 1644 год) и «Про-дол-же-ние Лже-ца» («La suite du Menteur», 1645 год); при-ме-нён-ная здесь тех-ни-ка ре-ду-ци-ро-ва-ния пси-хо-ло-гического об-ли-ка пер-со-на-жа до един-ст-вен-ной до-ми-ни-рую-щей чер-ты позд-нее ста-ла основным прин-ци-пом клас-си-ци-стической ко-ме-дии (Моль-ер).

Не-смот-ря на при-зна-ние со-вре-мен-ни-ков, вы-пав-шее на до-лю его ко-ме-дий, П. Корнель ос-тал-ся в ис-то-рии литературы как один из са-мых вы-даю-щих-ся ав-то-ров тра-ге-дий, ко-то-рые по-лу-чи-ли ми-ро-вую из-вест-ность и ста-ли, на-ря-ду с пье-са-ми Ж. Ра-си-на, са-мым яр-ким дос-ти-же-ни-ем франц. клас-си-циз-ма. В сво-ей пер-вой тра-ге-дии, на-сы-щен-ной ме-ло-дра-ма-тическими эф-фек-та-ми «Ме-дее» («M ́ed ́ee», пост. 1635 год, изд. в 1639 году), П. Корнель ис-поль-зо-вал сю-жет ан-тич-но-го ми-фа, ра-нее раз-ра-бо-тан-ный Ев-ри-пи-дом и Се-не-кой.

Дра-ма-тур-гическая кон-цеп-ция П. Корнеля на-шла своё тео-ре-тическое обос-но-ва-ние в его пре-ди-сло-ви-ях к собственным пье-сам и в со-ста-вив-ших ему сла-ву тео-ре-ти-ка клас-си-циз-ма «рас-су-ж-де-ни-ях» - «Рас-су-ж-де-ния о тра-ге-дии...» («Discours de la tragédie...»), «Рас-су-ж-де-ния о трёх един-ст-вах...» («Dis-cours des trois unités...», обе изд. в 1660 году) и др. На-пи-сан-ная на ос-но-ве сю-же-та испанского дра-ма-тур-га Г. де Ка-ст-ро тра-ги-ко-ме-дия «Сид» («Cid», по-став-ле-на те-ат-ром «Ма-ре» и изд. в 1637 году) ста-ла пер-вым прак-тическим вы-ра-же-ни-ем его тео-рий. Не ста-вя под со-мне-ние ав-то-ри-тет тра-диц. по-этик Ари-сто-те-ля и Го-ра-ция и важ-ность со-блю-де-ния стро-гих пра-вил (в ча-ст-но-сти, трёх единств тео-рии), П. Корнель пред-ста-вил об-ра-зец тра-ги-ко-ме-дии, со-вме-щаю-щей тра-гизм со-бы-тий-ной кан-вы и внутренних пе-ре-жи-ва-ний ге-ро-ев с ко-медий-ны-ми си-туа-ция-ми и пер-со-на-жа-ми. Ус-пех «Си-да» спро-во-ци-ро-вал бур-ную по-ле-ми-ку, в ко-то-рой пье-са оце-ни-ва-лась по за-ко-нам жан-ра тра-ге-дии; про-тив неё вы-ска-за-лись Ж. де Скю-де-ри, Ж. Ме-ре и др. (т. н. спор о Си-де). В 1638 году под ре-дак-цией Ж. Ша-п-ле-на вы-шло «Мне-ние Фран-цуз-ской ака-де-мии о тра-ги-ко-ме-дии "Сид"» с пе-ре-чис-ле-ни-ем фор-маль-ных не-дос-тат-ков пье-сы и её осу-ж-де-ни-ем. В 1660 году П. Корнель внёс в текст пье-сы зна-чительные кор-рек-ти-вы, сме-нив жан-ро-вое обо-зна-че-ние: «тра-ге-дия» вме-сто «тра-ги-ко-ме-дии».

Пье-са «Го-ра-ций» («Horace», пост. 1640 году, изд. в 1641 году) ста-ла об-раз-цом иде-аль-ной клас-си-ци-стич еской тра-ге-дии с при-су-щим ей тор-же-ст-вен-ным и стро-гим алек-сан-д-рий-ским сти-хом [П. Корнель поль-зо-вал-ся им во всех тра-ге-ди-ях, за ис-клю-че-ни-ем на-пи-сан-но-го вер-либ-ром «Аге-си-лая» («Agési-las», 1666 год)], скру-пу-лёз-ным со-блю-де-ни-ем пра-вил, чёт-кой ком-по-зиционной струк-ту-рой. Учи-ты-вая сце-нический ус-пех «Си-да», П. Корнель по-ло-жил в ос-но-ву других сво-их ран-них тра-ге-дий не об-ще-из-ве-ст-ный миф, а ис-то-рический сю-жет, пе-ри-пе-тии ко-то-ро-го сти-му-ли-ру-ют вни-ма-ние зри-те-ля. Сю-жет «Го-ра-ция» был за-им-ст-во-ван из ис-то-рии Ти-та Ли-вия и вы-стро-ен на не-раз-ре-ши-мой кол-ли-зии люб-ви и пат-рио-тического дол-га, в ко-то-рой про-яв-ля-ет-ся ду-хов-ное ве-ли-чие и сто-ический ге-ро-изм главных пер-со-на-жей. Ес-ли в «Го-ра-ции» и в тра-ге-дии (с эле-мен-та-ми тра-ги-ко-ме-дии) «Цин-на» («Cinna», пост. 1642 год, изд. в 1643 году) П. Корнель вы-сту-пил в под-держ-ку аб-со-лю-ти-ст-ской фор-мы прав-ле-ния, то в тра-ге-дии «Смерть Пом-пея» («La mort de Pompée», пост. 1643 год, изд. в 1644 году) он впер-вые пред-ста-вил власть в не-га-тив-ном све-те; эта тен-ден-ция уси-ли-лась впо-след-ст-вии в «Ни-ко-ме-де» («Nicomède», 1651 год), где воз-ник мо-тив народного бун-та.

В пе-ре-кли-каю-щей-ся с «Ме-де-ей» тра-ге-дии «Ро-до-гу-на» («Rodogune», пост. 1644 год, изд. в 1647 году), а так-же в «Ирак-лии» («Héraclius», 1647 год) за-ме-тен пе-ре-ход П. Корнеля от вы-со-кой про-сто-ты его ран-них тра-ге-дий к на-ме-рен-ной ус-лож-нён-но-сти сю-же-та, ис-точ-ни-ком ко-то-ро-го те-перь слу-жат со-бы-тия не римской ис-то-рии, а вос-точ-ной. Сво-его ро-да хри-сти-ан-скую ди-ло-гию со-став-ля-ет тра-ге-дия об об-ра-ще-нии и му-че-ни-че-ст-ве «По-ли-евкт» («Poly-eucte», 1643 год), на-ве-ян-ная идея-ми Контр-ре-фор-ма-ции, и тра-ге-дия «Тео-до-ра» («Théo-dore», пост. 1645 год, изд. в 1646 году), ос-но-ван-ная на ле-ген-де, из-ло-жен-ной у св. Ам-вро-сия Ме-дио-лан-ско-го. Пье-са «Дон Сан-чо Ара-гон-ский» («Don Sanche d’Aragon», 1649 год) ста-ла по-пыт-кой соз-да-ния «сред-не-го» дра-ма-тического жан-ра - «ге-ро-ической ко-ме-дии» с вы-со-ко-по-став-лен-ны-ми осо-ба-ми в ка-че-ст-ве пер-со-на-жей. Про-вал по-ста-нов-ки по-ли-ти-че-ски зло-бо-днев-ной тра-ге-дии «Пер-та-рит» («Pertharite», пост. 1651 год, изд. в 1653 году) по-бу-дил П, Корнеля отой-ти от дра-ма-тур-гии и взять-ся за сти-хотв. пе-ре-вод при-пи-сы-вае-мо-го Фо-ме Кем-пий-ско-му трак-та-та «О под-ра-жа-нии Хри-сту» («Imitation de Jésus Christ», пол-но-стью изд. в 1656 году); этот пе-ре-вод поль-зо-вал-ся в XVII веке ог-ром-ным ус-пе-хом.

Воз-вра-ще-ни-ем к те-ат-ру ста-ла на-пи-сан-ная по за-ка-зу Н. Фу-ке тра-ге-дия «Эдип» («Œdipe», 1659 год). Ан-тич-ные ми-фы бы-ли ис-поль-зова-ны в от-ве-чаю-щих эс-те-ти-ке при-двор-но-го ба-рок-ко по-ста-но-воч-ных «тра-ге-ди-ях с ма-ши-на-ми» «Ан-дро-ме-да» («An-dromède», соч. 1648 год, пост. 1650 год, изд. в 1651 году), «Зо-ло-тое ру-но» («La toison d’or», пост. 1660 год, изд. в 1661 году), а так-же в ко-ме-дии-ба-ле-те «Пси-хея» («Psyché», 1671 год; в со-ав-тор-ст-ве с Ф. Ки-но и Моль-е-ром). В позд-них тра-ге-ди-ях П. Корнель вновь вер-нул-ся к римской те-ма-ти-ке и изо-бра-жению кон-флик-та лич-но-сти и го-су-дар-ст-ва: «Сер-то-рий» («Ser-torius», 1662 год), «Со-фо-нис-ба» («Sopho-nisbe», 1663 год), «Отон» («Othon», 1665 год; эк-ра-ни-за-ция Ж.М. Штрау-ба, под названием «Гла-за не хо-тят вся-кий раз за-кры-вать-ся, или Воз-мож-но, од-наж-ды Рим всё-та-ки поз-во-лит се-бе вы-би-рать», 1971 год) и др. В пье-се «Тит и Бе-ре-ни-ка» («Tite et Bérénice», 1670 год, изд. в 1671 году) П. Корнель без-ус-пеш-но пы-тал-ся со-пер-ни-чать с трак-то-вав-шим тот же сю-жет Ра-си-ном. По-след-няя тра-ге-дия П.Корнеля «Су-ре-на» («Suréna, 1674 год, изд. в 1675 год) от-ли-ча-ет-ся про-сто-той сю-же-та и эле-гич. ин-то-на-ци-ей.

П. Корнель - один из соз-да-те-лей ев-ропейской тра-гедии Но-во-го вре-ме-ни, «отец» французского те-ат-ра, круп-ней-ший дра-ма-тург и тео-ре-тик клас-си-циз-ма. В Рос-сии твор-че-ст-во П. Корнеля ши-ро-ко из-вест-но с начала XVIII века; пер-вые пе-ре-во-ды поя-ви-лись в конце XVIII века, сре-ди пе-ре-во-дчи-ков - Я.Б. Княж-нин, П.А. Ка-те-нин, М.Л. Ло-зин-ский.

Сочинения:

[Рас-су-ж-де-ния] // Ли-те-ра-тур-ные ма-ни-фе-сты за-пад-но-ев-ро-пей-ских клас-си-ци-стов. М., 1980;

Œuvres com-plètes. 6 éd. P., 1980-1987. Vol. 1-3;

Те-атр: В 2 т. М., 1984

Пьер Корнель - знаменитый французский драматург и поэт XVII века. Он является основоположником классической трагедии во Франции. Кроме того, Корнель был принят в ряды членов Французской академии, что является очень высоким знаком отличия. Итак, эта статья будет посвящена биографии и творчеству отца французской драматургии.

Пьер Корнель: биография. Начало

Родился будущий драматург 6 июня 1606 года в Руане. Его отец был адвокатом, поэтому не удивительно, что Пьера отправили изучать право. Юноша настолько преуспел в этой сфере, что даже получил свою адвокатствую практику. Однако уже в те годы Корнеля влекло к изящным искусствам - он писал стихи, обожал спектакли гастролирующих по всей Франции актерских трупп. И он желал попасть в Париж - культурный центр страны.

В эти годы Пьер Корнель уже начинает предпринимать первые литературные опыты в драматическом жанре. В 1926 году он показывает свое первое произведение, комедию в стихах «Мелита», не особо известному в те годы актеру Г. Мондори, который руководил театральной труппкой, путешествующей по французской провинции с гастролями.

Париж

Мондари понравилось произведение, и он поставил его в том же году. «Мелита» имела огромный успех, который позволил актерам и самому автору перебраться в Париж. Здесь Мондори продолжил сотрудничать с Корнелем и поставил еще несколько его пьес: «Галерея судеб», «Вдова», «Королевская площадь», «Субретка».

1634 год стал переломным как для Мондори, так и для Корнеля. Дело в том, что Ришелье, обративший внимание на произведения Корнеля, разрешил Мондори организовать в Париже свой театр, который был назван «Маре». Это разрешение нарушало монополию театра «Бургундский отель», единственного до этого момента подобного столичного заведения.

От комедии к трагедии

Но Ришелье не остановился только на разрешении создания нового театра, он также включил Корнеля в ряды поэтов, которые писали пьесы по заказу самого кардинала. Однако Пьер Корнель довольно быстро покинул ряды этой группы, так как хотел найти собственный творческий путь. В это же время начинают постепенно меняться пьесы поэта - из них уходит комизм, усиливаются драматические моменты и начинают появляться трагические. Комедии Корнеля постепенно превращаются в трагикомедии. Все больше и больше писатель уходит от избранного в начале своего творчества жанра.

И вот наконец Пьер Корнель сочиняет свои первые настоящие трагедии. Это «Клитандр» и «Медея», основанные на греческом эпосе. Этот творческий этап завершает пьеса «Иллюзия», непохожая на остальные работы поэта. В ней драматург обращается к теме театра и актерского братства. Тем не менее своей традиции писать в стихах Корнель не стал изменять даже в этом произведении.

Трагедия «Сид»

Однако следующая трагедия, которую создал в 1636 году, оказалось переломной для истории всей мировой драматургии. Это была пьеса «Сид». В этом произведении впервые появился конфликт, который в будущем станет для классицистической трагедии обязательным, - конфликт между долгом и чувством. Трагедия имела невероятный успех у публики и принесла своему создателю, а также театральной труппе небывалую известность. Насколько широка была эта популярность, можно судить хотя бы по тому, что после постановки «Сида» Корнель получил титул дворянина, о котором так долго мечтал, и пенсию лично от Тем не менее первая попытка стать членом Французской академии оказалась безуспешной. Только в 1647 году поэт был удостоен этой чести.

Теоретические работы и возращение в Руан

Начинает работу над теорией трагедии как жанра Пьер Корнель. Творчество писателя в этот период изобилует различными публицистическими статьями на театральную тему. Например, «Рассуждения о драматической поэзии», «Рассуждение о трех единствах», «Рассуждение о трагедии» и т. п. Все эти очерки были опубликованы в 1660 году. Но поэт не остановился только на теоретических разработках, он стремился воплотить их на сцене. Примерами, и весьма удачными, таких попыток стали трагедии «Цинна», «Гораций» и «Полиевкт».

Когда в 1648 году во Франции начинаются события Фронды (движения против абсолютной власти), Корнель меняет направленность своих пьес. Возвращаясь к он высмеивает борьбу за власть. К таким произведениям относятся пьесы «Ираклий», «Родогуна», «Никомед».

Однако постепенно интерес к творчеству Корнеля угасает, а постановка «Пертарита» вообще оборачивается провалом. После этого поэт решает вернуться в Руан, принимая решение отказаться от литературы.

Последние годы жизни

Но по прошествии семи лет французский поэт получает (в 1659 году) приглашение вернуться в Париж от министра финансов. С собой Корнель привозит свое новое произведение - трагедию «Эдип».

Следующие 15 лет являются заключительным этапом творчества писателя. В это время он обращается к жанру политических трагедий: «Оттон», «Серторий», «Аттила» и др. Однако повторить былой успех Корнелю так и не удалось. В основном это было связано с тем, что в Париже появился новый драматический кумир - это был

Следующие 10 лет Корнель совсем не писал театральных пьес. Умер поэт в Париже 1 октября 1684 года, практически забытый своей публикой.



Похожие статьи
 
Категории