Кто добился любви принцессы турандот.

24.03.2019
Роза Райза Альтоум, китайский император, её отец тенор Франческо Доминичи Тимур, свергнутый татарский царь бас Карло Вальтер Калаф, его сын тенор Мигель Флета Лиу, рабыня сопрано Мария Дзамбони Пинг, великий советник баритон Джакомо Римини Панг, великий прорицатель тенор Эмилио Вентурини Понг, великий повар тенор Джузеппе Нести Мандарин баритон Аристиде Баракки Персидский принц, палач, императорская гвардия, слуги палача, дети, восемь мудрецов, служанки Турандот, солдаты, знаменосцы, музыканты, тени умерших, толпа - хор либо без пения

История создания

Идея создания оперы на сюжет сказки Гоцци родилась у Пуччини в 1919 году под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта .

Работа композитора над «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора в 1924 году . За это время он успел написать около трёх четвертей предполагаемого объема оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены III акта. В настоящее время опера известна в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано .

Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий Калаф отгадывает загадки и получает Турандот, наконец уступившую силе чувств. Побочной линией является история влюблённой в Калафа рабыни Лю. В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот Адельма была коварна и хитра, Лю воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.

Аналогично сюжетным линиям, исследователи видят в «Турандот» соответствующие основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров, «романтическую» тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием М. Мусоргского и его «Бориса Годунова » .

Либретто

Площадь перед дворцом. Старый император Альтоум пытается отговорить Калафа от состязаний («Basta sangue!»; «Хватит крови!»). «Дай мне, юноша, спокойно умереть, о смерти твоей не сожалея!» Но Калаф непреклонен. Тогда появляется принцесса Турандот, она рассказывает о своей ненависти ко всей сильной половине человечества, вспоминает свою бабушку, принцессу Лоу-Линь, которую обесчестили дерзкие завоеватели (Ария «In questa reggia»; «В столице этой»).

Калаф просит загадывать загадки. Первая загадка: что это за чудесный призрак, летающий под покровом ночи? Утром он исчезает, чтобы воскреснуть в сердце на закате, мир его умоляет остаться, но он непреклонен. Калаф легко находит ответ: это надежда. Вторая загадка: горит как пламя, но не пламя, в час последний похолодеет, ей ты с трепетом внимаешь, а цветом схожа с зарей? И тут принц не затрудняется: это кровь. Третья загадка: лёд зажёг твоё сердце, но оно не может растопить этот лёд. Что же это такое, и свет, и тьма, сделает рабом захотевшего воли, сделает царём захотевшего рабства?

Калаф затрудняется ответить; его подбадривают император, министры, народ и Лиу. Турандот заглядывает ему в лицо и усмехается: «Ну, чужестранец, так что же это за лёд, который зажигает пламя?» Это подсказывает Калафу ответ: «Моим пламенем я растоплю твой лёд: Турандот!»

Принцесса в отчаянии: она просит отца не выдавать её за чужеземца. «Священна клятва! - Нет, не клятва, а дочь священна!» Однако Калаф не хочет брать Турандот силой. Он загадывает ей загадку на таких условиях: если Турандот отгадает её до восхода солнца - Калаф сам пойдёт на смерть. Если же нет, принцесса выйдет за него замуж. Загадка звучит просто: Турандот должна назвать имя неизвестного принца. Народ расходится, славя своего императора.

Акт III

Императорский сад, залитый лунным светом. Глашатаи оповещают о приказе Турандот: «Этой ночью никто не спит в Пекине» - никому не спать, во что бы то ни стало, под страхом смерти, вызнать имя неизвестного принца. Но Калаф полон радостных надежд: «Секрет мой скрыт во мне, никто не узнает моего имени!» (ария «Никто не уснёт » (итал. Nessun dorma ).

Появляются министры Пинг, Панг и Понг. Они безрезультатно пытаются соблазнить Калафа прекрасными девушками, богатством и славой. Затем Калафа окружают горожане, которые умоляют его открыть своё имя, ведь иначе им грозит гибель, но и это безуспешно. Тогда толпа угрожает ему смертью, но Калаф непреклонен. Стража вводит Тимура и Лиу, в которых узнают людей, говоривших с неизвестным принцем. Чтобы избавить Тимура от пытки, Лиу объявляет, что только она знает имя. Но выдать имя Калафа она отказывается, говоря, что силы молчать даёт ей любовь.

Она кончает с собой, предсказав Турандот, что и она полюбит принца. Потрясённая толпа уносит тело Лиу, оставляя Турандот и Калафа вдвоём. Поцелуй Калафа заставляет сердце принцессы дрогнуть. Он раскрывает своё подлинное имя, но Турандот объявляет всем, что имя принца - Любовь. Народ в финальном хоре прославляет любовь и жизнь.

История постановок

Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в миланском театре Ла Скала (режиссёр Джоваккино Форцано , художники Джулиано Кини и Алессандро Маньони). На премьере дирижёр Артуро Тосканини прервал спектакль, объявив, что «опера заканчивается здесь, потому что в этот момент Маэстро не стало» .

В дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. Эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году, дирижёр В. Гергиев) и Хао Вейя (премьера состоялась в 2008 году).

Мировые постановки

Уже в 1926 году постановки «Турандот» увидели свет во многих странах мира (Рим , Буэнос-Айрес , Рио-де-Жанейро , Дрезден , Вена , Берлин , Брюссель , Нью-Йорк), а в 1927 году опера была поставлена также в Каире , Берне , Лондоне , Праге, Будапеште и Стокгольме .

Постановки в СССР и России

До 2015 года опера шла в Большом театре в постановке 2002 года, созданной режиссёром Франческой Замбелла (дирижёр-постановщик Александр Ведерников , художники Георгий Цыпин и Татьяна Ногинова)

Дискография

  • - дирижёр Франко Гионе, оркестр и хор Итальянского радио в Турине, G.O.P. (Италия)
Исполнители: Турандот - Джина Чинья , Калаф - Франческо Мерли , Лиу - Магда Оливеро, Тимур - Лучано Нерони, Пинг - Афро Поли, Панг - Джино дель Синьоре, Понг - Аделио Загонаро, Альтоум - Армандо Джаннотти
  • - дирижёр Альберто Эреде , хор и оркестр Академии «Санта-Чечилия », DECCA (Италия)
Исполнители: Турандот - Инге Борк , Калаф - Марио дель Монако , Лиу - Рената Тебальди , Тимур - Никола Заккариа
  • - дирижёр Туллио Серафин , хор и оркестр театра Ла Скала , EMI
Исполнители: Турандот - Мария Каллас , Калаф - Эуженио Фернанди , Лиу - Элизабет Шварцкопф , Тимур - Никола Заккариа , Понг и Персидский принц - Пьеро де Пальма
  • - дирижёр Джанандреа Гавадзени , хор и оркестр театра «Ла Скала », Nuova Era (Италия)
Исполнители: Турандот - Биргит Нильсон , Калаф - Франко Корелли , Лиу - Галина Вишневская , Тимур - Никола Заккариа, Альтоум - Анжело Меркуриали, Пинг - Ренато Капекки, Панг - Франко Риччарди, Понг - Пьеро де Пальма , Мандарин - Виргилио Карбонари
  • - дирижёр Франческо Молинари-Праделли , хор и оркестр Римской оперы , EMI (Италия)
Исполнители: Турандот - Биргит Нильсон, Калаф - Франко Корелли , Лиу - Рената Скотто , Пинг - Гвидо Мадзини, Панг - Франко Риччарди, Понг - Пьеро де Пальма , Тимур - Бональдо Джиотти
  • - дирижёр Зубин Мета , Лондонский филармонический оркестр, хор John Alldis Choir, DECCA (Великобритания)
Исполнители: Турандот - Джоан Сазерленд , Калаф - Лучано Паваротти , Лиу - Монсеррат Кабалье , Тимур - Николай Гяуров , Альтоум - Питер Пирс
  • - дирижёр Риккардо Шайи , хор и оркестр Оперы Сан-Франциско, Legato Classics (США)
Исполнители: Турандот - Монсеррат Кабалье , Калаф - Лучано Паваротти , Лиу - Леона Митчелл, Тимур - Джорджо Тоцци, Мандарин - Альдо Браманте, Пинг - Дейл Дьюзинг, Панг - Реми Корацца, Понг - Йозеф Франк, Альтоум - Раймонд Мантон
  • - дирижёр Зубин Мета , хор и оркестр Дворца Искусств Валенсии, C Major Entertainment GmbH (Германия)
Исполнители: Турандот - Мария Гулегина , Калаф - Марко Берти , Лиу - Алексия Вулгариду, Тимур - Александр Цымбалюк, Мандарин - Венцеслав Анастасов, Пинг - Фабио Превиати, Панг - Винсен Эстеве, Понг - Роже Падюли, Альтоум - Хавиер Агульо

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (530) Турандот .

Напишите отзыв о статье "Турандот (опера)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Турандот (опера)

В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
– Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
– Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
«Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

Джакомо Пуччини — известный итальянский композитор, создавший 10 опер, большинство из которых уже более 100 лет идет на подмостках самых известных театров планеты. В их числе особое место занимает опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже. Автор Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, в семье музыкантов. После смерти отца мальчик обучался игре на различных инструментах у дяди, а став старше, он поступил в Миланскую консерваторию. В 1884 году состоялась премьера первой оперы молодого композитора — «Виллисы». Затем ему предложили написать на заказ партитуру для музыкального спектакля «Эдгар».

Однако настоящий успех пришел к Дж. Пуччини после постановки оперы «Манон Леско». Не менее удачными оказались также «Богема» и «Тоска», премьера которых состоялась в 1900 году. Успех не заставил Пуччини почивать на лаврах, и спустя 4 года он порадовал поклонников своим новым произведением «Мадам Баттерфляй». Оно вызвало фурор. Достаточно сказать, что после спектакля Пуччини 7 раз вызывали на сцену. После этой работы в жизни композитора наступила черная полоса: он попал в аварию, его жена обвинила домработницу в связи с супругом, и та совершила самоубийство. Кроме того, у него диагностировали рак горла. Операция по удалению опухоли привела к осложнениям в его состоянии, от чего он скончался в ноябре 1929 года. История создания оперы «Турандот» Сказка Гоцци привлекла к себе внимание Пуччини в 1919 году.

По признанию самого композитора, опера «Турандот» (краткое содержание либретто см. ниже) была написана после посещения спектакля в берлинском театре Макса Рейнгардта. Однако он задумал несколько изменить сюжет сказки. Для создания либретто Пуччини пригласил Джузеппе Адами и Ренато Симони, однако и сам активно участвовал в написании текстов к ариям. Опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже, создавалась в период с лета 1920 года до последних дней жизни композитора. За это время Пуччини успел написать около 3/4 предполагаемого объема этого произведения. Однако он не успел написать финальный дуэт Турандот с принцем Калафом и последнюю сцену третьего акта. Их создал впоследствии друг Пуччини Франко Альфано.

Опера «Турандот»: содержание первого акта Спектакль начинается с того, что мандарин объявляет условия, на которых каждый желающий может жениться на принцессе Турандот. Согласно пожеланию дочери императора, претендент на ее руку и сердце сначала должен ответить на 3 ее загадки. Если ему не удастся, казнят.

Известно и о первой жертве жестокой девушки. Ею стал персидский принц, приговор которому будет приведен в исполнение на восходе луны. Разъяренная толпа жаждет стать свидетелем казни. Начинается давка, из-за которой на землю падает изможденный, оборванный старик. Оказывается, что это татарский царь Тимур. Недавно его свергли с престола, и он скитается по миру в компании рабыни Лиу. Девушка в отчаянии, так как у нее нет сил поднять с земли своего несчастного повелителя. Неожиданно ей на помощь приходит юноша Калаф — единственный сын царя Тимура, который давно покинул родную страну и находился в Пекине инкогнито. Выход Турандот В это время появляется персидский принц, которого должны казнить. Его несчастный вид вызывает у толпы жалость, ропот и негодование. Усмирить людей выходит сама Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа, и он решает добиться ее расположения.

Рабыня Лиу, давно влюбленная в своего царевича, пытается предотвратить беду и рассказывает ему о своей любви. К ней присоединяется и Тимур. Им исполняется ария из оперы «Турандот» Ah, per ultima volta. В ней старик отговаривать сына от сватовства к жестокой принцессе. Однако татарский царевич непреклонен и раскрывает свое сердце перед всеми. Звучит ария Калафа из оперы «Турандот» (Non piangere, Liu), она является одной из основных. По ее завершении молодой человек ударяет в гонг, оповещая всех о своей готовности отгадать загадки китайской принцессы. Либретто оперы «Турандот»: краткое содержание второго акта (сцена первая) Появляются министры Понг, Пинг и Панг, которым поручено приготовить все необходимое для проведения церемонии загадок. В трио Ho una casa nell’Honan они оплакивают участь китайской империи.

По их словам, страна катится в пропасть из-за Турандот. Все трое негодуют, так как капризы этой своенравной девушки превратили их всех в палачей. Министры мечтают покинуть проклятую работу и отправиться в провинцию. -Выход Турандот В это время появляется персидский принц, которого должны казнить. Его несчастный вид вызывает у толпы жалость, ропот и негодование. Усмирить людей выходит сама Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа, и он решает добиться ее расположения.

Рабыня Лиу, давно влюбленная в своего царевича, пытается предотвратить беду и рассказывает ему о своей любви. К ней присоединяется и Тимур. Им исполняется ария из оперы «Турандот» Ah, per ultima volta. В ней старик отговаривать сына от сватовства к жестокой принцессе. Однако татарский царевич непреклонен и раскрывает свое сердце перед всеми.

Звучит ария Калафа из оперы «Турандот» (Non piangere, Liu), она является одной из основных. По ее завершении молодой человек ударяет в гонг, оповещая всех о своей готовности отгадать загадки китайской принцессы. Либретто оперы «Турандот»: краткое содержание второго акта (сцена первая) Появляются министры Понг, Пинг и Панг, которым поручено приготовить все необходимое для проведения церемонии загадок. В трио Ho una casa nell’Honan они оплакивают участь китайской империи.

По их словам, страна катится в пропасть из-за Турандот. Все трое негодуют, так как капризы этой своенравной девушки превратили их всех в палачей. Министры мечтают покинуть проклятую работу и отправиться в провинцию. Второй акт: содержание второй сцены Далее действие переносится на площадь перед дворцом.

Старый император Альтоум исполняет арию, в которой пытается отговорить Калафа от состязаний. Однако татарский принц настроен решительно. Появляется Турандот. В арии In questa reggia девушка рассказывает об истории своей бабки Лоу-Линь, которую обесчестили завоеватели, и говорит о своей ненависти ко всем мужчинам. Калаф просит Турандот загадать ему загадки. Девушка спрашивает его, может ли он назвать, какой чудесный призрак летает под покровом ночи, исчезает утром, чтобы воскреснуть в сердце на закате. Молодой человек легко находит правильный ответ и говорит, что это надежда. Тогда Турандот требует от него ответа на вопрос, что горит как пламя, хотя не имеет отношения к огню, в час последний похолодеет, цветом напоминает кровь и схоже с зарей. Принц вновь находит разгадку и говорит, что это — кровь. Остается последнее испытание.

Принцесса спрашивает: «Лед зажег твое сердце, но оно не может его растопить. Оно и свет, и тьма. Может сделать рабом захотевшего воли, и царем того, кто захотел рабства. Что же это такое?». На этот вопрос Калаф не может ответить, но его подбадривают старый император, народ, министры и даже верная Лиу. Принцесса заглядывает ему в лицо и, усмехаясь, спрашивает: «Чужестранец, что же это за лед, зажигающий пламя?». Калаф догадывается, о чем речь и говорит: «Я растоплю твой лед пламенем моей любви, Турандот!». Принцесса умоляет отца не выдавать ее за чужеземца.

Однако Калаф не хочет жениться вопреки воле девушки. Он предлагает принцессе отгадать его имя. Если она узнает его до восхода солнца, то он добровольно пойдет на смерть. В противном случае принцесса выйдет за него замуж. Третий акт Опера «Турандот» (автор — Джакомо Пуччини) подходит к своему заключительному этапу. Действие проходит ночью, в императорском саду. Глашатаи оповещают всех о приказе принцессы, согласно которому нужно вызнать имя неизвестного принца, но Калаф уверен, что Турандот будет принадлежать ему, так как никто не сможет помочь ей узнать его тайну. Появляются министры императора, которые пытаются соблазнить принца, предлагая ему красивых девушек, богатство и славу.

Затем его окружают горожане, умоляющие его открыть свое имя, так как иначе им грозит гибель. Но и это не дает результатов. Тогда разъяренная толпа решает убить Калафа, но он непреклонен. Однако опера «Турандот» (краткое содержание первого акта см. выше) на этом не заканчивается. Развязка Стража императорского дворца вводит царя Тимура и Лиу. Их хотят пытать, чтобы они сообщили имя чужеземного принца. Чтобы избавить царя от пытки, рабыня объявляет, что только ей известно, как зовут юношу. Однако она отказывается выдать имя Калафа, и говорит, что силы молчать ей дает ее любовь. Она совершает самоубийство, предварительно предсказав принцессе, что и она полюбит своего жениха.

Толпа уносит тело рабыни. Турандот и Калаф остаются вдвоем. Молодой человек целует девушку и в ее сердце зажигается пламя любви. Он раскрывает ей свое имя. Однако принцесса объявляет всем, что имя юноши — Любовь. Звучит финальный хор. Теперь вы знаете, кем написана опера «Турандот». Краткое содержание его либретто вам также известно, и вы сможете лучше оценить это произведение при его исполнении на языке оригинала.


Либретто: Дж. Адами и Р. Симони по сказке Карло Гоцци

Валенсийский дворец искусств - май 2008 г.

Дебют Марии Гулегиной в партии Турандот.

Калаф: Марко Берти Лиу: Алексия Вулгариду Тимур: Александр Цимбалюк

Пуччини умер, не успев завершить работу над оперой, и в дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора.

Ария Калафа «Nessun dorma» из этой оперы является одним из самых популярных оперных фрагментов как среди исполнителей, так и среди слушателей

фото с просторов интернета

; либретто Дж. Адами и Р. Симони по одноимённой драме-сказке К. Гоцци.
Первая постановка посмертно, с дополнениями Ф. Альфано: Милан, театр «Ла Скала», 25 апреля 1926 года.

Действующие лица: принцесса Турандот (сопрано), император Альтоум (тенор), Тимур (бас), неизвестный принц, Калаф (тенор), Лю (сопрано), Пинг (баритон), Панг (тенор), Понг (тенор), мандарин (баритон), персидский принц, палач, императорская гвардия, слуги палача, дети, восемь мудрецов, служанки Турандот, солдаты, знаменосцы, музыканты, тени умерших, толпа.

Действие происходит в Пекине в сказочные времена.

Действие первое

Стены императорского города. Закат. Площадь наполняет живописная толпа, которая внимательно слушает слова мандарина: Турандот, дочь императора Альтоума, станет женой того, кто разгадает три загадки. Тот же, кто не справится со своей задачей, будет обезглавлен, как персидский принц, которого ждёт скорая казнь. Толпа волнуется, требуя немедленной казни, в сутолоке многие падают, в том числе бывший татарский царь Тимур. К нему на помощь подбегает юноша и узнаёт в нём своего отца. Это принц Калаф, вынужденный скрывать своё имя. Тимур рассказывает, как ему помогала неотлучно сопровождающая его рабыня Лю. Выходит палач и его слуги. Слуги начинают точить огромный меч, горланя песню, которую подхватывает толпа («Ungi! Arrota!»; «Сабли пусть клинок засвищет»). Народ с нетерпением ждёт появления луны, когда должна завершиться казнь («Perche tarda la luna?»; «О луна, что ты?»). Затем выходят императорская гвардия и группа детей, поющих мрачную колыбельную («La sui monti dell’Est»; «Там, на восточных горах»). Вид юного персидского принца вызывает жалость народа («О, как он молод! Сжалься! Сжалься!»).

Проклятие застывает на устах Калафа, когда в императорской ложе появляется принцесса Турандот, блистающая властной и почти нереальной красотой. Калаф устремляется к гонгу. Три императорских министра Пинг, Понг и Панг пытаются остановить его, указывая на обезглавленное тело персидского принца. Лю умоляет Калафа подумать о старике отце («Signore, ascolta»; «О, господин мой!»). Принц утешает её, просит позаботиться об отце («Non piangere, Liu»; «Не плачь, моя Лю») и, подбежав к гонгу, трижды ударяет в него, зовя Турандот.

Действие второе

Пинг, Панг и Понг оплакивают участь Китая, в котором по воле Турандот гибнет столько людей, и мечтают о жизни вдали от двора («Ho una coso nell’Honan»; «У меня в Хо-Нане дом»). Они бы хотели, чтобы принцесса поскорее полюбила («Non v’e in China, per nostra fortuna»; «Больше в Китае нет женщин безумных»).

Площадь перед дворцом. Восемь мудрецов держат в руках свитки с ответами на загадки Турандот. На трон садится император. Он отговаривает Калафа от безнадёжного состязания. Турандот тоже угрожает ему, рассказывая причину испытания: она так мстит за похищение и убийство много лет тому назад китайской принцессы («In questa Reggia, or son mill’anni e mille»; «В столице этой - давным-давно то было»). Но принц непреклонен. Первый ответ на загадку - надежда - найден им без колебаний, второй ответ - кровь - тоже не вызвал больших затруднений. В ярости задаёт принцесса Калафу третью загадку. Калаф смущён, но вот он берёт себя в руки и даёт ответ: это имя самой Турандот. Побеждённая принцесса умоляет императора не допустить, чтобы его дочь стала рабыней чужеземца; Альтоум отвечает, что его клятва - свята. Но Калаф не хочет брать жену без любви. Он предлагает Турандот до восхода солнца разгадать его имя. Народ приветствует победителя и желает долгих лет своему мудрому властелину.

Действие третье

Сад императорского дворца. Ночь. Слышны крики глашатаев: «Никто пусть не спит этой ночью в Пекине» - надо узнать имя незнакомца. Калаф уверен, что завоюет сердце принцессы (Nessum dorma!.. Tu pure, o Principessa«; «Спать нельзя нам этой ночью», «Ты тоже, о принцесса»). Пинг, Панг и Понг пытаются вынудить Калафа открыть им своё имя. Спустя некоторое время наёмники тащат Тимура и Лю: их видели с Калафом. Лю молчит; силу ей, говорит она, придаёт любовь. При приближении палача Лю убивает себя, выхватив кинжал у одного из стражников. Перед смертью она предсказывает Турандот, что та тоже полюбит принца («Tu che di gel sei cinta»; «Ты сердце в лёд заковала»). Тимур в отчаянии. Толпа, устрашённая его проклятием, произносит искупительные молитвы («Ombra dolente non farci del male»; «Тень роковая, не делай нам зла»)...

Здесь музыка Пуччини заканчивается (на словах "Liu!.. Poesia!..). Музыка к финалу картины и к следующей написана Ф. Альфано. По либретто, Турандот и Калаф становятся счастливыми супругами.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ТУРАНДОТ (Turandot) - опера Дж. Пуччини в 3 действиях (5 картинах), либретто Дж. Адами и Р. Симони по одноименной драматической сказке К. Гоцци. Премьера: Милан, театр «Ла Скала», 25 апреля 1926 г., под управлением А. Тосканини.

Пуччини умер, не сочинив финального дуэта Турандот и Калафа. Он предчувствовал кончину и, опасаясь, что не завершит оперу, выразил желание, чтобы зрителям сообщили, в каком месте прекратилась работа. На премьере Тосканини остановил спектакль на последнем такте, написанном рукой автора, и обратился к публике со словами: «Здесь сочинение обрывается, не завершенное из-за смерти художника». Сцена погрузилась во мрак, медленно опустился занавес, и зал осветился. Молчание прервали возгласы: «Слава Пуччини!» Только начиная со второго представления опера исполнялась с финалом, дописанным учеником Пуччини Ф. Альфано, которого Тосканини выбрал для этой цели.

«Турандот» Гоцци и до и после Пуччини неоднократно привлекала внимание композиторов. Музыку к пьесе (в переделке Ф. Шиллера) написал К. М. Вебер, оперы - К. Блюменредер, Ф. Данци, К. Г. Рейсигер, Г. С. Лёвенсхольд, Ф. Бузони, балет - Г. фон Айнем.

Дочь китайского императора красавица Турандот ненавидит мужчин. Тот, кто хочет стать ее мужем, должен разгадать три загадки, а потерпевший неудачу умрет от руки палача. Хотя много юношей погибло, это не останавливает безумцев. Сын свергнутого с престола татарского хана Тимура, изгнанник Калаф, становится свидетелем казни персидского царевича, однако, ослепленный красотой Турандот, решает добиваться ее руки. Тщетно пытаются его отговорить отец и любящая его невольница Лиу, министры и сам император. Калафу удается разгадать загадки Турнадот, но принцесса отказывается выйти за него замуж. Калаф, скрывший от всех свое имя, согласен пойти на казнь, если принцесса отгадает, кто он. Турандот во что бы то ни стало стремится проникнуть в тайну чужеземца, к которому испытывает двойственное чувство. Не желая остаться побежденной, она отдает приказ под страхом смертной казни узнать имя незнакомца. Так как его видели с Тимуром и Лиу, то обоих берут под стражу. Желая избавить старика от пыток, Лиу говорит, что только она знает имя юноши. Турандот тщетно пытается принудить Лиу открыть тайну. Мужественная девушка жертвует собой, но не выдает принца. Турандот взволнована гибелью Лиу, отдавшей жизнь во имя любви. она предлагает Калафу уйти, чтобы избежать казни. Но для него нет жизни без Турандот. В порыве страсти он открывает принцессе свое имя. Турандот в присутствии придворных заявляет, что имя незнакомца ей известно - его зовут Любовь. Общее ликование.

«Турандот» - итог творческой жизни композитора, произведение, которое Пуччини ценил больше всех своих опер. Действительно, по пленительности мелодики, яркости и свежести гармоний, блеску оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это своеобразная энциклопедия музыкального мастерства. Хотя в пьесе Гоцци Китай условный, театральный, композитор, сохраняя верность сказочному колориту, стремился передать в музыке некоторые особенности китайского фольклора, вернее, хотел дать почувствовать слушателю, что действие развертывается в экзотической среде. Но «Турандот» - опера итальянская, дышащая пленительным национальным мелосом. Как всегда, ярко и выразительно очерчены образы героев, в том числе и второстепенных персонажей. Критика справедливо указывала, что наиболее удалась автору партия Лиу - едва ли не самый очаровательный после Мими и Чио-Чио-сан его женский образ. Душевная чистота, благородство, одухотворенный лиризм, нежность воплощены в музыке с необычайной рельефностью. В партии Турандот ярче всего выявлены черты демонической жестокости, гордости, эгоизма. Сцена финального перевоплощения принцессы не была написана автором, а досочиненный Альфано финал маловыразителен. Смерть Лиу - подлинная кульминация последнего акта. Однако этот обусловленный незавершенностью недостаток драматургии не заслоняет выдающихся достоинств оперы, в которой композитор рисует сильную и яркую драму. Ни в одном предшествующем произведении Пуччини хор не играл такой выдающейся роли; это полноправный герой, активно участвующий во всех событиях.

«Турандот» ставится реже, чем другие оперы Пуччини. Объяснение этому - в сложности ее исполнения и трудности восприятия. Однако она входит в репертуар крупнейших театров мира. Среди лучших интерпретаторов основных партий - М. Каллас, Б. Нильссон, И. Тёрнер, Дж. Сазерленд, И. Мартон (Турандот), Р. Тебальди, Э. Шварцкопф, М. Френи (Лиу), М. дель Монако, Н. Мартинуччи (Калаф). Непревзойденным исполнителем партии Калафа был Ф. Корелли. На отечественной сцене «Турандот» впервые была поставлена в 1927 г. в Москве, в театре сада «Аквариум», артистами Свободной оперы; премьера в филиале Большого театра прошла 12 декабря 1931 г. под управлением Л. Штейнберга; последующие постановки - в Харькове и Киеве (Турандот - З. Гайдай), в 1963 г. - в ленинградском Малом оперном театре. В 1964 г. театр «Ла Скала» показал «Турандот» во время гастролей в Москве (Б. Нильссон - Турандот, Б. Преведи - Калаф, М. Френи - Лиу). Наиболее интересные спектакли второй половины XX в.: 1965 г. - Милан, «Ла Скала», под управлением Дж. Гавадзени (Ф. Корелли - Калаф, Б. Нильссон - Турандот, Г. Вишневская - Лиу); 1967 г. - Нью-Йорк, 1987 г. - Мюнхен (режиссер Ж. П. Поннель); 1991 г. - Сидней (Г. Бамбри - Турандот), 1995 г. - фестиваль в «Арена ди Верона» (И. Мартон - Турандот). Последние премьеры этой оперы в нашей стране - 20 июля 2002 г. в петербургском Мариинском театре (дирижер В. Гергиев) и в том же году - в московском Большом (дирижер А. Ведерников, режиссер Ф. Замбелло). В 2003 г. была осуществлена постановка на фестивале в «Арена ди Верона».

Опера - это всегда масштабно, эффектно, красиво. Это мощные голоса, яркие костюмы и, конечно, сильный текст или захватывающий сюжет. В данной статье рассказывается о пьесе "Принцесса Турандот", которая была написана аж в восемнадцатом веке. Также описывается, где и когда появилась опера "Турандот": краткое содержание, история создания, персонажи и многое другое.

Граф Карло Гоцци

Родился будущий автор "Турандот" в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.

По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени - Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла "Любовь к трем апельсинам", с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.

Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.

Пьеса "Принцесса Турандот" написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив "Принцессы" более реален. За основу автор взял мотивы "Китайской принцессы" Лесажа. С самых первых постановок "Принцесса Турандот" вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке. Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу "Виллисы", которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини.

Опера "Манон Леско", которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера "Богема" принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера "Турандот".

Опера "Турандот": история создания

Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца "Принцесса Турандот".

Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.

Опера "Турандот" отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора - М. Мусоргского.

Опера "Турандот": действующие лица

В опере принимают участие следующие действующие лица:

  • сама принцесса Турандот;
  • ее отец - Альтоум, китайский император;
  • Тимур - свергнутый царь, слепой и нищий;
  • Калаф - сын Тимура, жених и муж Турандот, который выдержал испытания и ответил на загадки;
  • Лиу - рабыня Тимура, которая убивает себя;
  • Пинг, Панг, Понг - служащие при дворце;
  • Мандарин;
  • народ, солдаты.

Авторы либретто к опере

Пока писалась сама опера "Турандот", либретто для нее сочиняли люди, приглашенные и уже известные в музыкальных кругах, - Адами и Симони. Чуть подробнее о каждом:

  • Джузеппе Адами родился в Вероне. Изначально учился на юриста и о занятиях музыкой даже не думал. Но судьба распорядилась иначе, и уже к 1905 году он становится одним из главных либреттистов в музыкальной среде довоенной Европы. Как признавал и сам Джузеппе, слава пришла к нему вместе с работами, которые писал он вместе с Пуччини.
  • Ренато Симони родом был также из Вероны. Очень много писал для сцены, занимался критикой, работал обозревателем в ряде газет и писал об оперной сцене. Первая работа в качестве "соавтора" относится к 1915 году - это опера "Мадам Сан-Жен". Опера "Турандот", в создании которой Симони принимал участие наряду с Пуччини и Адами, была лучшей его работой и по признанию самого Симони, и по оценкам критиков того времени.

События первого действия разворачиваются в Пекине.Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других - несметные богатства, которые пойдут как приданное.

В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка. Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны.

На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.

Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.

Показан дворец императора. На троне - принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.

Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят.

На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.

Все замерли в испуге - что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор - она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.

В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта - отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.

А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.

Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.

Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.

Турандот

Дочка императора, а значит - второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.

Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.

Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются. Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку.

Калаф

Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера "Турандот", краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя - люди даже доводят до самоубийства служанку.

Калаф - это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Опера на родине и в Европе

Премьера оперы состоялась двадцать пятого апреля 1926 года, на сцене миланского театра "Ла Скала". На премьере дирижер Артуро Тосканини, неожиданно прервав оперу, объявил залу, что "перо выпало из рук мастера" - именно на этом моменте обрывалась опера, которую писал Пуччини.

Все дальнейшие постановки оперы завершались дуэтом и финалом, которые написал по черновикам Пуччини его товарищ Франко Альфано. Хотя эта версия продолжения не является единственной - свой вариант представил в 2002 году Лучано Берио, а также Хао Вейя в 2008.

Начиная с 1927 году, оперу ставят практически во всех крупных городах мира. Например, постановку показывали в Каире, Будапеште, а в 2006 году - в Буэнос-Айресе. Это все указывает на то, что опера Пуччини "Турандот" - одна из самых знаковых в истории оперного искусства.

Опера в России

Опера "Турандот", краткое содержание которой было дано в статье, очень часто ставится и в России. Премьерный показ оперы состоялся в 1928 году, в Бакинском оперном театре. Постановщиком выступил А. Ридель.

С 1931 года пьесу ставят в Большом театре. Она выдержала тридцать девять представлений и была снята с репертуара спустя три года - в 1934.

Вновь оперу ставили в 2002 году, опять же - в Большом театре. Двадцать восьмого января 2017 года состоялась премьера произведения в новом прочтении, в московской "Геликон-опере".

Критика и отзывы

Музыковед Израиль Нестьев отмечает, что в опере "Турандот" Пуччини нарушил свои традиции и вместо камерных сцен и исполнения ввел громкие и мощные оперные номера, которые не только требуют мощных голосов, но и поражают своими размахами.

На премьере первой постановке был Владимир Маяковский, который, весьма пренебрежительно относящийся к музыкальным номерам в общем и к опере в частности, оценил "Турандот".

Заключение

Опера "Турандот", краткое содержание которой было представлено в данной статье, - одно из знаковых произведений не только для Италии, но и для всего мира.

Джакомо Пуччини — известный итальянский композитор, создавший 10 опер, большинство из которых уже более 100 лет идет на подмостках самых известных театров планеты. В их числе особое место занимает опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже.

Автор

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, в семье музыкантов. После смерти отца мальчик обучался игре на различных инструментах у дяди, а став старше, он поступил в Миланскую консерваторию. В 1884 году состоялась премьера первой оперы молодого композитора — «Виллисы». Затем ему предложили написать на заказ партитуру для музыкального спектакля «Эдгар». Однако настоящий успех пришел к Дж. Пуччини после постановки оперы «Манон Леско». Не менее удачными оказались также «Богема» и «Тоска», премьера которых состоялась в 1900 году. Успех не заставил Пуччини почивать на лаврах, и спустя 4 года он порадовал поклонников своим новым произведением «Мадам Баттерфляй». Оно вызвало фурор. Достаточно сказать, что после спектакля Пуччини 7 раз вызывали на сцену. После этой работы в жизни композитора наступила черная полоса: он попал в аварию, его жена обвинила домработницу в связи с супругом, и та совершила самоубийство. Кроме того, у него диагностировали рак горла. Операция по удалению опухоли привела к осложнениям в его состоянии, от чего он скончался в ноябре 1929 года.

История создания оперы «Турандот»

Сказка Гоцци привлекла к себе внимание Пуччини в 1919 году. По признанию самого композитора, опера «Турандот» (краткое содержание либретто см. ниже) была написана после посещения спектакля в берлинском театре Макса Рейнгардта. Однако он задумал несколько изменить сюжет сказки. Для создания либретто Пуччини пригласил Джузеппе Адами и Ренато Симони, однако и сам активно участвовал в написании текстов к ариям.

Опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже, создавалась в период с лета 1920 года до последних дней жизни композитора. За это время Пуччини успел написать около 3/4 предполагаемого объема этого произведения. Однако он не успел написать финальный дуэт Турандот с принцем Калафом и последнюю сцену третьего акта. Их создал впоследствии друг Пуччини Франко Альфано.

Опера «Турандот»: содержание первого акта

Спектакль начинается с того, что мандарин объявляет условия, на которых каждый желающий может жениться на принцессе Турандот. Согласно пожеланию дочери императора, претендент на ее руку и сердце сначала должен ответить на 3 ее загадки. Если ему не удастся, казнят. Известно и о первой жертве жестокой девушки. Ею стал персидский принц, приговор которому будет приведен в исполнение на восходе луны. Разъяренная толпа жаждет стать свидетелем казни. Начинается давка, из-за которой на землю падает изможденный, оборванный старик. Оказывается, что это татарский царь Тимур. Недавно его свергли с престола, и он скитается по миру в компании рабыни Лиу. Девушка в отчаянии, так как у нее нет сил поднять с земли своего несчастного повелителя. Неожиданно ей на помощь приходит юноша Калаф — единственный сын царя Тимура, который давно покинул родную страну и находился в Пекине инкогнито.

Выход Турандот

В это время появляется персидский принц, которого должны казнить. Его несчастный вид вызывает у толпы жалость, ропот и негодование. Усмирить людей выходит сама Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа, и он решает добиться ее расположения. Рабыня Лиу, давно влюбленная в своего царевича, пытается предотвратить беду и рассказывает ему о своей любви. К ней присоединяется и Тимур. Им исполняется ария из оперы «Турандот» Ah, per ultima volta. В ней старик отговаривать сына от сватовства к жестокой принцессе. Однако татарский царевич непреклонен и раскрывает свое сердце перед всеми. Звучит ария Калафа из оперы «Турандот» (Non piangere, Liu), она является одной из основных. По ее завершении молодой человек ударяет в гонг, оповещая всех о своей готовности отгадать загадки китайской принцессы.

Либретто оперы «Турандот»: краткое содержание второго акта (сцена первая)

Появляются министры Понг, Пинг и Панг, которым поручено приготовить все необходимое для проведения церемонии загадок. В трио Ho una casa nell’Honan они оплакивают участь китайской империи. По их словам, страна катится в пропасть из-за Турандот. Все трое негодуют, так как капризы этой своенравной девушки превратили их всех в палачей. Министры мечтают покинуть проклятую работу и отправиться в провинцию.

Второй акт: содержание второй сцены

Далее действие переносится на площадь перед дворцом. Старый император Альтоум исполняет арию, в которой пытается отговорить Калафа от состязаний. Однако татарский принц настроен решительно. Появляется Турандот. В арии In questa reggia девушка рассказывает об истории своей бабки Лоу-Линь, которую обесчестили завоеватели, и говорит о своей ненависти ко всем мужчинам.

Калаф просит Турандот загадать ему загадки. Девушка спрашивает его, может ли он назвать, какой чудесный призрак летает под покровом ночи, исчезает утром, чтобы воскреснуть в сердце на закате. Молодой человек легко находит правильный ответ и говорит, что это надежда. Тогда Турандот требует от него ответа на вопрос, что горит как пламя, хотя не имеет отношения к огню, в час последний похолодеет, цветом напоминает кровь и схоже с зарей. Принц вновь находит разгадку и говорит, что это — кровь. Остается последнее испытание. Принцесса спрашивает: «Лед зажег твое сердце, но оно не может его растопить. Оно и свет, и тьма. Может сделать рабом захотевшего воли, и царем того, кто захотел рабства. Что же это такое?».

На этот вопрос Калаф не может ответить, но его подбадривают старый император, народ, министры и даже верная Лиу. Принцесса заглядывает ему в лицо и, усмехаясь, спрашивает: «Чужестранец, что же это за лед, зажигающий пламя?». Калаф догадывается, о чем речь и говорит: «Я растоплю твой лед пламенем моей любви, Турандот!».

Принцесса умоляет отца не выдавать ее за чужеземца. Однако Калаф не хочет жениться вопреки воле девушки. Он предлагает принцессе отгадать его имя. Если она узнает его до восхода солнца, то он добровольно пойдет на смерть. В противном случае принцесса выйдет за него замуж.

Третий акт

Опера «Турандот» (автор — Джакомо Пуччини) подходит к своему заключительному этапу. Действие проходит ночью, в императорском саду. Глашатаи оповещают всех о приказе принцессы, согласно которому нужно вызнать имя неизвестного принца, но Калаф уверен, что Турандот будет принадлежать ему, так как никто не сможет помочь ей узнать его тайну.

Появляются министры императора, которые пытаются соблазнить принца, предлагая ему красивых девушек, богатство и славу. Затем его окружают горожане, умоляющие его открыть свое имя, так как иначе им грозит гибель. Но и это не дает результатов. Тогда разъяренная толпа решает убить Калафа, но он непреклонен. Однако опера «Турандот» (краткое содержание первого акта см. выше) на этом не заканчивается.

Развязка

Стража императорского дворца вводит царя Тимура и Лиу. Их хотят пытать, чтобы они сообщили имя чужеземного принца. Чтобы избавить царя от пытки, рабыня объявляет, что только ей известно, как зовут юношу. Однако она отказывается выдать имя Калафа, и говорит, что силы молчать ей дает ее любовь. Она совершает самоубийство, предварительно предсказав принцессе, что и она полюбит своего жениха. Толпа уносит тело рабыни. Турандот и Калаф остаются вдвоем. Молодой человек целует девушку и в ее сердце зажигается пламя любви. Он раскрывает ей свое имя. Однако принцесса объявляет всем, что имя юноши — Любовь. Звучит финальный хор.

Теперь вы знаете, кем написана опера «Турандот». Краткое содержание его либретто вам также известно, и вы сможете лучше оценить это произведение при его исполнении на языке оригинала.



Похожие статьи
 
Категории