Cочинение «Рассказ Луки про "праведную землю". Горького "На дне"

24.04.2019

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Урок литературы в 11 классе.

«Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в Человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения.

Цели:

    образовательные – продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углубленным анализом произведения;опираясь на текст пьесы, определить авторскую позицию в вопросе: «Что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»;

    развивающие – развивать навыки вдумчивого чтения, умение рассуждать над вопросами проблемного характера, высказывать и аргументировать свое мнение;

    воспитательная – воспитывать веру в человека, в его безграничные возможности и исключительные потенциальные силы.

Планируемые результаты:

    личностные – формирование уважительного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности;

    метапредметные – развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной монологической речью;

    предметные – понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера.

Оборудование:

    текст пьесы «На дне»;

    портрет Максима Горького;

    портреты И. Москвина (1902 г.), М. Тарханова (1922 г.), К. Станиславского, артистов МХАТа, исполнителей роли Луки и Сатина.

Эпиграф: Человек – вот правда!

М. Горький. Пьеса «На дне»

Эпиграф под портретом М. Горького: Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!

Словарь:

    скептик – человек, который во всем сомневается, ко всему относится недоверчиво;

    притча – нравоучительный рассказ;

    иллюзия – обман;

    проповедник – (перен.) распространитель какого-нибудь учения, идей, взглядов (кн.);

    кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

Работа на уроке.

    Мотивация. Слово учителя.

Один из героев пьесы «На дне» Сатин сказал о Луке, что тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Такой же резонанс имела пьеса в обществе начала XX века, когда была написана. Через 103 года после ее создания она продолжает волновать умы думающих людей. Не случайно. Вы читаете пьесу-размышление, все ситуации которой вызваны одним замыслом – ПРАВДА. «Человек – вот, правда!» - провозгласил Горький М. устами Сатина. Сам писатель так говорил об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

На уроке рассмотрим правду Бубнова, Луки и Сатина и выясним, какую позицию в споре о человеке занимает автор.

    Запись темы урока и эпиграфа.

    Работа над темой урока.

    Вопросно-ответная беседа с элементами рассуждения.

Сложность чтения и понимания драматического произведения в том, что в нем отсутствует авторская речь. Понять персонаж (его отношение к миру, людям и т.д.) можно, если внимательно вчитываться в то, что говорит персонаж и как.

- Что говорит о человеке Бубнов?

(Примерное выступление учащихся. Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться?» и Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. Не случайно Пепел так и называет его: ворон. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей возможность умереть спокойно. Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает ее сделать счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые. Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта имеет и другой смысл: все, о чем говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние…». Сообщают о смерти Анны. Бубнов равнодушно говорит: «Кашлять перестала, значит». Мечты всех людей Бубнов объявляет ненужными. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»- говорит он Насте, мечтающей о счастливой любви.)

- В чем правда Бубнова?

(Примерное выступление учащихся. Все люди на земле лишние. Над человеком властвуют безжалостные законы, которые управляют им. Человек беспомощно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» Для Бубнова человек – вещь, а вещь не может противостоять окружающей действительности, не может переживать чувства: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть?» Его человек – вещь не более, чем грязное животное, и именно на «дне» открывается его настоящая суть: вор, шулер, сутенер, тунеядец – все остальное лишь румяна, которыми каждый подкрашивает душу, не желая выступить в своей грязной подлинности: «Здесь… все слиняло, один голый человек остался».)

Учитель. Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, скептицизм, в основе которого – отрицание прекрасных задатков в человеке. Правда Бубнова лишена духовности, а это страшно.

- Как относится Лука к правде факта?

(Он ее не признает. «Она, правда-то, может, обух для тебя…» - говорит он Пеплу. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь. И рассказывает притчу о праведной земле. Звучит она после того, как в спор о правде вступил Клещ, только что похоронивший Анну. Он кричит исступленным голосом: «Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе). Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»

На фоне этого всплеска человеческой ярости от бессилия своего перед обстоятельствами жизни звучит рассказ Луки о человеке, который верил в существование праведной земли, но, разочарованный тем, что на карте ученого такой не оказалось, повесился.)

- В чем смысл притчи о праведной Земле?

(Лука хочет подтвердить свои слова о том, насколько опасна и губительная бывает для людей жестокая правда.)

- В чем правда Луки? Что он говорит о человеке?

(«Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

«Человека приласкать – никогда не вредно».

«Он (человек) – каков ни есть – всегда своей цены стоит…»

«Человек все может, лишь бы захотел».

«Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят все лучше – упрямые!»

«Для лучшего люди живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам, для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха…»

«Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница».

«Всяк по-своему жизнь терпит».)

- Как относится Лука к обитателям ночлежки: Анне, Насте, Пеплу, Актеру?

- Чем руководствуется Лука, утешая Анну, обещая лечебницу Актеру и новую жизнь Пеплу?

(Облегчить страдания – вот чего хочет старец Лука. Это лучше всех понял Сатин: «Я понимаю старика… Он врал… но – это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тому ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»)

- Почему же Луку обвиняют во лжи?

(Пепел:Врешь ты хорошо… сказки говоришь, приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!

Бубнов:Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя)

– Согласны вы с этим?

(После высказывания детей. Актер, Наташа, Пепел, Настя тяжело переживают свое существование на «дне» жизни, и Лука стремится помочь им изменить свою судьбу. Лукавый старец будит в ночлежниках НАДЕЖДУ, так как надежда непременно предполагает, что в мире существуют условия, необходимые для ее осуществления. Но они существуют в мире, а не в самом человеке. Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет ему поддержки вне его. )

- Как относится М. Горький к Луке?

(Поможет найти ответ на этот вопрос еще одно произведение Горького, написанное через год после создания пьесы «На дне». Это поэма «Человек» (1903 г.), которую автор назвал своим кредо.

(Человек, герой поэмы, гордо шествует по просторам Вселенной, вперед и выше. Его бессменно сопровождает враждебная свита: Любовь, Дружба, Вера, Надежда, Ложь и вечный спутник – Смерть. О Надежде в поэме говорится вот что: «Мысль смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все… пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней, - сестру ее родную, нарядную, раскрашенную Ложь.… В союзе с Ложью, робкая Надежда поет ему о радостях покоя, поет о тихом счастье примирения и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери ее». Итак, Надежда – родная сестра Лжи, она примиряет Человека с жизнью, усыпляет его и обманывает «красивыми словами».

Таким образом, Лука не врет в прямом смысле слова, но, по Горькому, он лжет в принципе. Потому-то Лука – представитель лжи. Актер несколько раз говорит о необходимости для человека верить в свои силы, по его мнению, из-за отсутствия веры в себя он и погиб. А вместо того, чтобы укреплять веру в собственные силы, в свою способность изменить жизнь, Лука предлагает героям пьесы жалкие костыли Надежды.Строки стихотворения французского поэта Беранже:

«Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой», -

конечно же, адресованы Луке. Лука соблазняет людей надеждой и губит их. Возможно, на этом основана ассоциация: Лука – лукавый).

    Работа с иллюстративным материалом.

- Почему писатель дал страннику имя Лука?

(Лука – имя одного из четырех апостолов, создателей Евангелия. Лука - проповедник христианской морали. Лукавый – коварный, хитрый.)

- Какую сторону характера Луки отразили И. Москвин и М. Тарханов?

(К. Станиславский – Сатин. Самые сокровенные мысли о человеке Горький доверил ему. Почему? Эта правда выражена в известном монологе Сатина).

3. Чтение монолога Сатина «Человек – вот правда!» учащимся.

- О каком человеке говорит Сатин?

(Выступления учащихся).

    Рефлексия.

И Сатин, и Лука утверждают, что человека нужно уважать. Для Луки человек не лишний на земле, он центр Вселенной, но все-таки он случайность в мире, всего лишь странник на земле: «Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница». И если это так, то главное – перетерпеть: «Всяк – по-своему жизнь терпит». Именно здесь на уровне цели человеческого существования и начинается расхождение Луки с Горьким. Как бы ни симпатизировал Горький Луке, их союз невозможен. В основе правды Сатина – Горького лежит глубокая вера в человека, в его безграничные возможности, в его исключительные потенциальные силы. Такая правда – Бог свободного человека. Такой человек не нуждается в жалости, он достоин уважения. Человек – это звучит гордо.

    Домашнее задание.

Написать сочинение «Кто прав в споре о правде?»

(Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского Художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты – надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не учит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»

Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю: «Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю! Еще несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю… Одна у него радость была – земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля. «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой – и удавился!..

Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) – в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну?.. Ты думаешь – моя жизнь – не претит мне?… Я – не каюсь… в совесть не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть – хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра – Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы – смерть Актера – подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное – что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель.

Надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении «Во что веришь, то и есть» Умирающей Анне старик советует не бояться смерти она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском Холодной зимней ночью проникли воры на дачу Лука заставил их раскаяться пожалел, накормил Он говорит «Хорошие мужики!» Не пожалей я их -они бы, может, убили меня али еще что. А потом - суд, да тюрьма да Сибирь что толку? Тюрьма - добру не учит, и Сибирь не научит а человек - научит да Человек- может добру научить очень просто1» Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю» Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти о праведную землю «Должна, говорил, быть на свете праведная земля в той, дескать, земле - особые люди населяют хорошие люди1 друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко просто -помогают и все у них славно-хорошо» .В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле» Он говорил себе «Ничего! Потерплю! Еще несколько - подожду а потом - брошу всю эту жизнь и
- уйду в праведную землю. Одна у него радость была - земля эта » Жил он в Сибири. Там он познакомился с ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля «Ученый книги раскрыл, планы разложил глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть а по планам выходит - нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой - и удавился. aпоучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались Наташа делает вывод «Жалко человека-то. Не стерпел обмана ». Пепел говорит «Н-да вот те и праведная земля не оказалось значит » Эти слова наводят на мысль что и Наташа и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу Он говорит Наташе, «Я - грамотный буду работать. Вот он говорит (указывает на Луку) - в Сибирь-то по своей воли надо идти. Едем туда, ну Ты думаешь - моя жизнь -непретитмне? Я некаюсь в совесть не верю. Но я одно чувствую надо жить иначе! Лучше надо ЖУТЬ! Надо так жить чтобы самому себя можно мне было уважать » Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее Лука умело использует то яркое что сохранилось еще в сознании этих людей чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал столь же трагичен как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая искалеченная Наташа «Берите их судите их. Возьмите и меня, в тюрьму меня Христа ради в тюрьму меня! » В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.

Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях - Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она». Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама она любит мечтать и ждет чего-нибудь необыкновенного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а Клещ возмущается: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Бубнов и Барон утверждают, что люди врут из желания «подкрасить душу». Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос -от всех жалел и нам так велел». Рассказывает историю из своей жизни о том, как он воспитывал грабителей (заставил их сечь друг друга), а потом дал им хлеба. Если бы он не пожалел их тогда, они бы убили его и попали в тюрьму или Сибирь, где их вряд ли научили бы добру. Клещ кричит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем он виноват, твердит, что всех ненавидит, и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит Клеща за злобу и гордыню: «Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... Возит и - молчит!» Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел - и все зря. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается отправиться на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уходить с ним, обещает бросить воровство, начать работать (он грамотный). Он не кается, потому что не верит в совесть, но чувствует, что надо жить иначе. Его ни разу в жизни никто не называл иначе как вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что не любит его и что он плохо обошелся с ее сестрой. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег», которые ей нужны, чтобы развратничать. Наташа же, по его словам, сумеет удержать его. Лука советует Наташе выходить за Пепла, потому что больше ей идти некуда, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первых побоев, а потом обещает удавиться. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет... Он ни бить, ни любить не может... Я знаю! Он больше на словах удал...» Вошедший Костылев отсылает Наташу ставить самовар. Пепел говорит Наташе, чтобы она больше не слушалась Костылева, Василиса подзадоривает Пепла, сталкивая его с мужем, однако Лука успокаивает Пепла. Костылев говорит Луке, что человек должен на одном месте жить, «а не путаться зря по земле». По его мнению, человек должен работать, чтобы от него была польза. Человеку нужна не всякая правда, нужно уметь молчать, жить праведно, никому не мешать, никого не осуждать, зря людей не мутить. Лука отвечает загадкой: «Я говорю - есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь - родит». Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена сошлась с мастером, они хотели отравить Бубнова, он злился и бил жену, а мастер злился и бил Бубнова. Мастерская была записана на жену, Бубнов сильно пил и в результате остался ни с чем. Появляется Актер. Он хвастается, что сегодня не пил, а работал (подметал улицу) и заработал деньги на дорогу. Сатин декламирует вслух стихи Пушкина («Песнь о вещем Олеге») - «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» Затем рассказывает о себе: в юности он хорошо плясал, играл на сцене, смешил людей, но защищая честь сестры, убил человека, попал в тюрьму, которая совершенно его изменила. Появляется Клещ, опечаленный тем, что пришлось продать все инструменты: нужны были деньги на похороны Анны. Теперь он не может работать. Сатин советует ему ничего не делать: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется... Подумай - ты не станешь работать, я - не стану... еще сотни... тысячи, все! - понимаешь? Все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?» Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду. Слышатся крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя приводят Наташу, которую Василиса избила и обварила ей ноги кипятком. Прибегает Медведев, которого Костылев просит арестовать Ваську-вора. Появляется Пепел, с размаху бьет Костылева и убивает его. Василиса кричит торжествующим голосом, что Пепел убил ее мужа и зовет полицию. Пепел хочет убить и ее, но его удерживают. Сатин вызывается быть свидетелем - защищать Пепла. Неожиданно Наташа заявляет, что Пепел с Василисой сговорились и убрали мешавших им людей - ее и Костылева, проклинает сестру и Пепла. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция.



Похожие статьи
 
Категории