Культ ка́рго — религия самолётопоклонников Чёрных островов Меланезии.

17.04.2019

Это был последний вопрос в сегодняшней игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10.2017. К сожалению игроки ответили неправильно на тринадцатый вопрос игры, но всё же ушли с выигрышем в 200 000 рублей, ведь именно такую сумму игроки определили как несгораемую.

Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Ка́рго-культ, или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления».

Теперь многие вспомнили в чём суть карго-культа, лично я что-то подобное когда-то слышал, читал или увидел в какой-то познавательной телепередаче.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы (то есть из природных материалов) строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом.

Верный вариант ответа традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом.

Казалось бы, религия была с человечеством всегда. Следы религиозных культов и традиций дошли до наших дней в самых древних раскопках и захоронениях. Но ниоткуда ничего не берется, и вера в высшие силы точно так же не могла возникнуть на пустом месте. Возможно, разгадку можно найти, исследовав интереснейший религиозный феномен — "культ карго".

Двадцатый век вошел в историю не только как эра развития науки и появления новых технологий. Параллельно в это время образовалось множество новых религиозных верований, причем процесс их возникновения, развития и угасания происходил буквально на глазах одного-двух поколений людей. Впрочем, далеко не все из "новых" религий достаточно быстро исчезли, некоторые существуют и по сей день, явно не собираясь уходить в небытие. Самым интересным из таких культов, на мой взгляд, является так называемый карго-культ, который и поныне распространен на островах Тихого океана.

Он в первую очередь интересен тем, что является настоящей "народной" религией со всеми ее атрибутами . Дело в том, что большинство религий ХХ столетия на самом деле либо представляют собой некие модификации традиционных конфессий (например, кришнаиты — это всего лишь космополитическая версия древней индуистской конфессии вишнуизма), или своеобразный религиозный "постмодернизм". Он заключается в том, что кто-то, весьма начитанный и образованный, выбирает понравившиеся ему куски из различных вероучений, мастерски сшивает их и выдает за новую "истинную веру". Примеров таких учений множество — "Белое братство", "Аум Синрике", "Живая этика" и прочее, и прочее.

Однако все они имеют одну характерную особенность — достаточно хорошо известно имя и биография основателя каждой конкретной религии. А часто и его цель, которая в большинстве случаев и проста и незатейлива — обеспечить именно себе популярность среди масс для того, что бы разбогатеть. Поэтому-то данные учения, как правило, долго не живут, поскольку уже второе поколение адептов начинает задумываться над тем, какие цели преследует основатель, и, в большинстве случаев, приходит к правильным выводам. С карго-культами история же совсем другая.

Несмотря на то, что большинство карго-культов появились в середине XX века (хотя первый из них, движение Тука, возник на Фиджи еще в 1885 году), сказать, кто был основателем каждого из них, практически невозможно. Всего за 50-70 лет их имена успели стереться в памяти адептов. Соответственно, изначальные замыслы тоже успели забыться — их заменила созданная буквально всем миром приверженцев религиозная идеология. Поэтому для ученых, исследующих это явления, уже сейчас достаточно сложно реконструировать ситуации, при которых зародились ключевые ритуалы и идеологические установки нового культа.

Во-вторых, карго-культы явились истинным подарком для антропологов и этнопсихологов, которые посчитали, что их возникновение представляет собой идеальную модель, описывающую процесс возникновения религии. И какого же было их удивление, когда они увидели, что, согласно данной модели, в основе появления религиозных верований лежат не иррациональные откровения, а… четкая логика. Причем, как и полагается, железная.

Уж в чем-в чем, а в умении сопоставлять факты и выводить на этой основе закономерности островитянам отказать сложно. Они весьма наблюдательны и со времен колонизации их островов европейцами усвоили одну простую истину — белые люди каким-то образом имеют много полезных вещей и вкусной еды, для получения которых им не нужно тратить никаких усилий.

Действительно, смотря за тем, чем занимаются чиновники колониальной администрации или военные, туземцы не могли припомнить, что бы они хоть когда-нибудь работали, то есть собирали съедобные растения, охотились, ловили рыбу, разводили свиней или возделывали огороды — а ведь именно это и считается с их точки зрения работой. Тем не менее, у белых всегда все есть. Возникает логичный вопрос — откуда? Может, все это доставляют им неведомые божества?

Подозрение переросло в уверенность, когда туземцы поняли, что белые большую часть времени занимаются абсолютно бессмысленными (на первый взгляд, да и на второй — тоже) действиями. Они перекладывают с места на место листы бумаги, что-то при этом на них рисуя, нажимают на кнопки странных устройств, маршируют в красивой одежде с оружием. А с точки зрения островитян подобное значило лишь одно — эти действия являются ритуальными, то есть представляют собой религиозные церемонии. Оставалось лишь узнать, каким образом божества белых отвечают на молитвы своей паствы. И этот случай скоро представился.

В 30-40-е годы прошлого века в связи с началом Второй Мировой войны на многих островах Тихого океана были размещены военные гарнизоны. Снабжали их, опасаясь японских подводных лодок, в основном по воздуху, то есть сбрасывали грузы с самолетов. Это-то и явилось ответом на вопрос, давно мучивший туземцев. Теперь два и два сложилось в четыре. Они поняли, что после того, как белые вдоволь набегаются с ружьями и понажимают на всякие кнопки, самые лучшие из паствы отправляется в священное место — на аэродром, и исполняют там заключительную ритуальную пляску с флажками. Ведь действия сигнальщиков со стороны можно и так интерпретировать, верно? В результате от богов прилетает железный крылатый посланец, который доставляет все необходимое, сбрасывая груз на парашюте. Итак, механизм взаимодействия белых со своим богом стал абсолютно понятен.

Тогда же туземцев ждало еще одно открытие, которое, собственно и привело к созданию карго-культов. В составе гарнизонов сил союзников были не только бледнолицые, но и чернокожие солдаты. Как раз они-то и составляли большинство среди обслуживающего персонала аэродромов. Из этого островитяне сделали вывод — боги белых помогают не только им одним, но всем, кто в них верит.

Вот тут-то и началось массовое возникновение карго-культов. Они стихийно появлялись на Новой Гвинее (там их возникло аж полсотни!), Соломоновых островах, в Меланезии и Микронезии. Наиболее известным, тем не менее, оказался карго-культ на Вануату. Остановимся на нем подробнее.

При зарождении данного культа на островах архипелага местный житель, которого звали Манехиви, объявил, что ему явился пророк по имени Джон Фрум. Он сказал, что если туземцы откажутся от всех аспектов европейского общества (денег, западного образования, христианства, работы на кокосовых плантациях), то боги устроят "апокалипсис", в результате которого все белокожие люди, включая миссионеров, навсегда оставят их землю, а коренное меланезийское население получит материальные блага, которыми наслаждается "белая раса". Эффект получился потрясающим — в 1941 году последователи Джона Фрума избавились от всех своих денег, покинули миссионерские церкви, школы, деревни и плантации и переселились во внутренние районы острова Танна.

Попытки колониальных властей арестовать зачинщиков и ликвидировать эту "вредную" с их точки зрения религию не принесли результата — наоборот, у карго-культа Джона Фрума появились первые "мученики", что еще больше стимулировало его развитие. Его последователи соорудили на острове символическую взлетно-посадочную полосу и поместили там макеты самолетов из дерева и соломы, чтобы заманить на остров божественный самолет Джона Фрума. Также ими были сооружены символические вышки, на которых дежурили "диспетчеры", носящие на голове муляжи наушников.

Связь с пророком осуществлялась так — новоиспеченные жрецы культа, увидев переговоры белых друг с другом по радио, мастерски подражали данному виду общения. Для этого выбирались женщины, легко поддающиеся внушению, их талии обматывались проводами, после чего они впадали в транс и начинали произносить непонятные слова. Эти бессвязные выкрики жрец "переводил" всем островитянам и толковал их. Так в новой религии, которая до сих пор основывалась на исключительно рациональном подходе, появился мистическо-иррациональный элемент (причем, заметьте, на достаточно позднем этапе).

Кто же такой этот Джон Фрум, который и по сей день почитается на Вануату пророком новой религии? Ученым так и не удалось установить его личность. Есть предположение, что имя "Джон Фрум" является искажением выражения "John from (America)" то есть "Джон из (Америки)". Не исключено, что так называли себя американские солдаты, представляясь туземцам. А поскольку в ряде диалектов Вануату "о" при транслитерации переходит в "у", так и родился Фрум. Интересно, что эта фамилия весьма редка как в США, так и в Великобритании и Австралии. Поэтому достаточно легко было установить, что такого военнослужащего или чиновника в указанное время на островах не было.

Карго-культ Джона Фрума, скорее всего, так бы и заглох через несколько лет после своего возникновения (как это было со многими подобными культами на других островах), однако союзники, сами того не желая, поддержали его тем, что после окончания войны при ликвидации военных баз раздали туземцам множество вещей и продуктов с военных складов. Некоторые специалисты по истории религии сравнивают этот поступок с крушением Римской империи, которое и привело к быстрому распространению христианства в Средиземноморье, ибо исполнилась исходная мечта адептов данной религии. И культ продолжил свое развитие.

В 1957 году один из лидеров новой религии по имени Накомаха создал "Армию Танны" — организацию, объединяющую наиболее усердных адептов. Они стали проводить символические военные парады, участники которых носили футболки с надписью "T-A USA" ("Tanna Army USA"). С тех пор парады ежегодно проходят 15 февраля, в день, в который, согласно последователям культа, Джон Фрум должен явиться островитянам.

Несколько раз христианские миссионеры вызывали адептов карго-культа на религиозные диспуты в надежде, что победа в дискуссии поможет им вернуть утерянную паству. Однако результат всегда получался обратным — невежественные, вроде бы, поклонники карго-культа легко побеждали в спорах искушенных теологов. Эти публичные споры еще более укрепили позиции карго-культа, а фраза "Если вы ждете своего пришествия своего Иисуса Христа уже 2 тысячи лет, то почему бы нам не подождать обещанного Джоном Фрумом еще 50 лет?" стала одним из популярных лозунгов новой религии.

В 70-е годы прошлого столетия в прежде единой религии на Вануату возникли "еретические" течения. После посещения островов британским принцем Чарльзом часть жителей решила, что именно он и является воплощением Джона Фрума. Они сформировали свою собственную "церковь", которая существует по сей день параллельно с основной. Интересно, что никаких религиозных войн между этими двумя направлениями до сих пор не было.

В наши дни карго-культ на Вануату испытывает новую фазу подъема. Это связано с тем, что новую религию активно пиарят в европейских и американских СМИ, что вызывает к ней интерес туристов. Которые, понятное дело, хорошо платят адептам за возможность посмотреть на церемонии и поучаствовать в ритуалах.

Итак, подведем итоги. Возникший более 50 лет назад карго-культ не только не умер, но и продолжает развиваться и привлекать новых адептов. При этом он уже давно выполняет функцию межнациональных религий вроде христианства, ислама или буддизма, объединяя представителей разных племен и кланов в единую общину. Так что у него есть все шансы со временем стать основной религией народов Океании.

В заключение хочется еще раз отметить, что карго-культ весьма наглядно показал — религия рождается не из мистических откровений, а из способности человека анализировать результаты своих наблюдений. Конечно, в данном случае анализ был построен на неверных, с нашей точки зрения, предпосылках — туземцы не знали, откуда на самом деле белые берут все эти вещи. Однако разве может кто-нибудь с абсолютной уверенностью сказать, что знает истинные причины вещей? И пусть на зов адептов карго-культа прилетают не железные птицы, а туристы с "длинным долларом" — выходит, что их ритуалы работают, то есть приносят им вожделенные консервы и кока-колу.

Или карго-культ (англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары (карго, англ. груз) созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Культ карго является проявлением "магического мышления ".

Культы карго фиксировались с XIX века, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся "точные копии" взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения ("муштру") и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи "USA".


Первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний - движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа - Новой Гвинее - это культ Таро на севере и безумство Вайлала.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз ("карго") больше не прибывал.

Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату).


Другие примеры культов карго
  • Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа Пайуте проповедовал, что если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей.
  • Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную.
  • На протяжении истории восстаний Машона и Матабеле в 1896 - 1897 годах против английской колонизации в Южной Родезии возникали мессианские поверья, напоминающие культ карго. Один из лидеров восстания жрец Мквати и его соратники твердо придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не должны брать их вещи.
  • Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.
По материалам Вики -

Если вам доведётся оказаться на островах Меланезии, то, наслаждаясь природными красотами этих мест, вы внезапно можете наткнуться на строение, отдалённо напоминающее подобие диспетчерской вышки аэродрома. Или на муляжи самолётов из дерева и соломы. А если совсем повезёт, то вам встретится местный житель в наушниках из кокосов, что-то сосредоточенно говорящий в бамбуковый микрофон. Пугаться этого не стоит, однако и смеяться над этим не следует, ибо это не что иное, как религиозный обряд, с помощью которого местные жители просят богов прислать им «железных птиц» с продуктами, орудиями труда, одеждой и медикаментами.

Культ карго Джона Фрума и флаги движения. Меланезия. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham Эта уникальная религия меланезийцев получила название «культ карго».

Когда он зародился, с абсолютной точностью сказать нельзя. Некоторые исследователи полагают, что в 1774 году, когда на меланезийский остров Танна высадился знаменитый путешественник Джон Кук .

Для местных жителей, живших в изоляции и веками добывавших пропитание ловлей рыбы, выращиванием свиней и огородничеством, визит Кука стал настоящим потрясением.

Белые люди, с точки зрения аборигенов, ничего не делали, но имели запасы продовольствия, удобной одежды, оружия, которыми охотно делились с ними за мелкие услуги.

Вслед за Куком на острове стали появляться и другие европейцы, также привозившие с собой всевозможные полезные предметы. Но затем, не найдя для себя на острове ничего интересного, европейцы перестали приезжать.

Меланезиец. Фото: www.globallookpress.com

Возвращение божественных даров

Для жителей острова это стало новым шоком. Почему добрые боги, присылавшие к ним белых с прекрасными и полезными вещами, вдруг прогневались на них?

Решив, что вернуть «манну небесную» можно только при помощи правильных молитв, аборигены стали пытаться повторять поведение белых, полагая, что именно эти «обряды» сулят благополучие.

Нечто подобное переживали жители и других меланезийских островов, где побывали европейцы.

Европейские исследователи отметили существование подобных странных верований ещё в конце XIX века.

Однако в полную силу они проявились в годы Второй мировой войны.

Борьба с Японией заставила американских военных создать множество военных баз в Тихом океане, в том числе и в Меланезии.

Кадр youtube.com Для поклонников нового культа приход американских военных был равносилен «второму пришествию». Они правильно молились, и белые вернулись, теперь уже не только с кораблями, но и с летающими «железными птицами», которые привозят вкусные продукты, одежду, медикаменты, а также совсем уж невиданные вещи вроде фонариков и радиоприёмников.

Белые люди охотно и щедро платили за помощь в строительстве, за услуги проводников, и жизнь меланезийцев стала, в их понимании, счастливой и беззаботной.

Но затем война кончилась, и белые ушли. Больше не прилетали «железные птицы», не было щедрых «даров богов».

Жрецы новой религии, у которой теперь появилось огромное количество поклонников, объясняли — меланезийцы недостаточно хорошо молятся богам, именно поэтому они более не присылают им «даров небес». И меланезийцы принялись ещё усерднее упрашивать богов о «ниспослании железных птиц».

Другой взгляд

Те, кто впервые слышит о «культе карго», зачастую понимающе улыбаются — вот как портит людей «халява». Однако это не совсем так.

Чтобы понять поведение меланезийцев, нужно посмотреть на мир их глазами. Белые люди, приходящие на острова, сами ничего не делают и не производят, но у них всё есть. Откуда же у них всё? Конечно, они всё получают от богов. А почему боги щедры к белым людям? Потому что они знают правильные молитвы и ритуалы. И если их повторить, то «железные птицы» с подарками прилетят снова.

Аборигены начали строить взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, надели самодельные наушники, стали кричать в бамбуковые микрофоны, но самолёты не появлялись. Значит, недостаточно точно мы всё повторяем, сказали жрецы. Меланезийцы упорно воспроизводили действия белых, даже стали проводить своеобразные парады, но эффекта не было.

Традиционный танец меланезийцев. Фото: www.globallookpress.com

Но у новой религии появилось объяснение и на этот случай: «железные птицы» на самом деле летят, просто их перехватывают белые люди на других островах (некоторые аэродромы продолжали функционировать, так как там остались американские поселения). И вообще, те «железные птицы», что были сначала, присылались богами для аборигенов, а подлые белые попросту «крали чужое».

Чем Джон Фрум хуже Иисуса?

Когда учёные-антропологи через пару десятилетий добрались до островов с научной миссией, то пришли в ужас от увиденного.

«Культ карго» (поклонение грузу) настолько захватил меланезийцев, что их традиционные отрасли хозяйствования пришли в упадок. Островитянам стал грозить самый настоящий голод. Антропологи и психологи попытались переубедить меланезийцев, объяснить им их неправоту, однако аборигены встретили эти объяснения в штыки. По их мнению, белые, перехватывающие «подарки богов», попросту захотели ещё раз их обмануть.

Деревня последователей Джона Фрума. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham

Поняв, что справиться с «культом карго» не так-то просто, учёные призвали хотя бы оказать островитянам гуманитарную помощь.

Но появление этой помощи для адептов «культа карго» стало подтверждением их правоты, отчего новая религия только укрепилась.

Ситуация стала меняться тогда, когда выходцы из местных племён стали чаще бывать в цивилизованном мире, где стали понимать, что и как происходит на самом деле.

«Культ карго» пошёл на убыль, однако совсем не умер.

На острове Танна, с которого когда-то всё началось, процветает культ Джона Фрума — некоего высшего существа, похожего на солдата американской армии времён Второй мировой войны, который придёт, изгонит нечестных белых и вернёт «подарки богов». Для того чтобы приблизить «золотой век», необходимо отказаться от таких аспектов европейской цивилизации, как деньги, работа на плантациях, школьное образование, сохранив поклонение деревянным макетам авиационных вышек и соломенным моделям самолётов.

Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Фото: wikipedia.org / Тим Росс

Культ Джона Фрума оказался удивительно устойчив. Его адепты даже создали собственную политическую партию, отстаивающую их интересы.

Считается, что «культ карго» пережил свой расцвет и со временем сойдёт на нет. Один из учёных, работавших с поклонниками культа Джона Фрума, как-то спросил одного из них:

— С тех пор, как Джон Фрум пообещал, что «груз» придёт, прошло уже очень много лет. Почему ты до сих пор веришь в него?

Меланезиец внимательно посмотрел на учёного и изрёк:

— Вы, христиане, ждёте второго пришествия Христа 2000 лет и до сих пор не утратили веру в него? Почему же я должен утратить веру в Джона Фрума?

От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа - новой религии для одних и интересной метафоры для других.

Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.

Карго (от исп. cargo - нагрузка, погрузка) - грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе - это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.

Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.

Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба - это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа - в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.

К карго-культу можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают

Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».

После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К карго-культу относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.

В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.

Как говорить

Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм

Правильно: «Для Федора работа в больнице - это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».

Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».



Похожие статьи
 
Категории