Сегодня очень многие, пожалуй, знают, что наши домашние питомцы не только услаждают взор и слух. Кошка, уютно расположившаяся на хозяйском животе, с успехом заменит визит врача и горсть лекарств, а пес, млеющий у порога при встрече с вами, снимет стресс лучше валерьянки.
И все же болеутоляющими и психотерапевтическими способностями возможности братьев наших меньших не исчерпываются. Их миссия в мире людей куда серьезней.
ПРО ЛЮБИНУ МАМУ И КОШКУ МУРКУ
Мы неплохо ориентируемся в реальном, материальном мире. Работаем, растим детей, строим дома, любим, гневаемся, плачем или ругаемся, когда случаются несправедливые с нашей точки зрения события.
Но как быть, если мы неверно мыслим, неправильно поступаем? Ведь наши заблуждения, ошибки, обиды, злость и чувство вины подтачивают здоровье. Вот тут-то и выходят на сцену нашей жизни четвероногие друзья. Это помощь самой судьбы. Но человек всегда сам решает, принять ее или отказаться.
Любина мама окончательно вышла из себя. И все из-за Мурки. Раз десять она выставляла кошку из детской, но та упорно возвращалась обратно. А ведь Мурка всегда была спокойным и покладистым созданием. Потому ее теперешнее поведение и выглядело особенно возмутительным.
Когда в очередной раз кошечка грациозно прыгнула на детскую кроватку, мама схватила ее за шкирку, сердито потрясла пальцем у кошачьего носа и, сдавленно прошипев: «Вон отсюда!», с удовольствием выпихнула дикарку в форточку. Форточку она закрыть забыла — к счастью, как потом оказалось.
А дальше было вот что. Мама посадила Любочку на теплый коврик у кроватки, выдвинула ящик с игрушками — и оцепенела. На плюшевом мишке лежала... змея. Дальнейшее заняло считанные секунды, но для мамы время остановилось, а мир погрузился в ватную тишину.
Змея повернулась, вытянулась, потом сжалась, из приоткрытой пасти показалась длинная тонкая лента. Понять, что сейчас последует бросок, было не сложно. И вдруг словно упал рыжий снаряд, и прямо на змею. Мир снова обрел звуки и вписался в привычный ритм. Кошка! Змея извивалась, пытаясь освободиться, потом вдруг обмякла и затихла. Мурка, задрав пушистый хвост, с достоинством удалилась. Больше Любочкина кровать ее не интересовала.
Впоследствии, сколько бы потрясенная мама ни рассказывала эту леденящую душу историю, она неизменно повторяла: «А ведь я хотела отдать Мурку кому-нибудь, толку-то от нее никакого. Но что-то останавливало».
Конечно, случай неординарный. Но у каждого любителя домашних животных найдется в запасе хотя бы одна удивительная история о своем любимце. А то и несколько. Пусть они не столь ярки, но, если вглядеться в них повнимательнее, придется признать очевидное: каждое животное в свой час совершает то важное, что, кроме него, не сможет сделать никто другой.
НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ
Иногда животные приходят в дом сами. Бывает, мимо девяти уличных собак пройдешь, а десятая почему-то остановит тебя. Вроде и не собирался, а вдруг протянешь руку помощи, заглянув в растерянные собачьи глаза. Кажется — случай. Но случайных встреч не бывает. Вера Алексеевна теперь абсолютно уверена в этом. А дело было так.
Она, как всегда, проводила вечер в одиночестве. Муж еще не вернулся, да и жил он давно уже по собственному графику, было слегка тоскливо, немного обидно и скучно, привычно болела голова, покалывало сердце — словом, все как всегда. Вдруг в дверь постучали. Вера Алексеевна прислушалась: стук был какой-то странный. Пошла, посмотрела в глазок — никого. Она приоткрыла дверь. На лестничной площадке сидел большой пес. Какой попал на третий этаж, почему скребся в ее квартиру?
Вера Алексеевна собаками, кошками и прочей живностью никогда не интересовалась, а потому закрыла дверь и снова села у телевизора. Но странное ощущение, что ее ждут, не проходило, и она чувствовала себя не в своей тарелке.
Она снова пошла в коридор и снова приоткрыла дверь. Пес терпеливо сидел на площадке. Он казался неподвижным как статуя, и только глаза были живые и влажные, словно в слезах.
И тогда Вера распахнула дверь и сказала: «Заходи, покормлю». Тот осторожно вошел, осторожно поел и, покружив на месте, свернулся калачиком и уснул. До глубокой ночи сидела женщина рядом с чудной собакой, собираясь, но так и не решившись выпроводить ее.
Пришел муж, выразил недовольство. И Вера Алексеевна поклялась завтра же пристроить пса... Однако он и теперь живет в этом доме. У хозяйки стало реже болеть сердце, куда-то ушло тоскливое чувство одиночества, а с ним и депрессия, а главное — супруги почему-то стали реже ссориться.
Так что же произошло? Вера Алексеевна искренне считала себя одинокой и уже никому не нужной. Устойчивое убеждение в том, что «я сама во всем виновата», облегчения не приносило. Пришли болезни, отношения с мужем разладились. Но вот появился пес, и она поняла, что кому-то нужна. Подсознательно у нее стало формироваться новое убеждение: «Меня любят, я хорошая». Неприятности отступили, здоровье стало налаживаться, как и отношения с мужем.
СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Нормальное состояние человека — радость и счастье. Человек живет в гармонии с миром — и душа его здорова. Болезнь, депрессия, тоска, просто дискомфорт — это все сигналы неблагополучного состояния души. Человека информируют: «Ты ошибаешься, ты выбрал не тот путь». И если на эти сигналы внимания не обращать, ситуация будет постепенно ухудшаться.
У каждого человека есть свой запас прочности, но, когда он исчерпан, разом рушится все: здоровье, взаимоотношения, судьба... Выход один: срочно осознать, что в твоей жизни не так, и исправить. И самую большую помощь в этом порой оказывают вовсе не колдуны и бабки, а наши домашние питомцы. Они добровольно берут на себя проблемы и болезни своих хозяев и этим как бы дают нам возможность выиграть время, прочувствовать и исправить свое заблуждение.
Ученые уже не отрицают, что каждого человека окружает биоэнергетическое поле (аура). Оно несет всю информацию о нас, наших мыслях, чувствах, отношении к миру. Наши поля взаимодействуют всегда и повсюду, но особенно интенсивно между близкими людьми, в кругу семьи. Так что дурные мысли, отрицательные эмоции, негативный настрой, увы, не наше личное дело. Все это становится достоянием тех, кто с нами общается.
Наиболее восприимчивыми, а стало быть, и беззащитными оказываются дети и животные, то есть те, кто абсолютно нам доверяет. Они-то порой и становятся козлами отпущения, и заслуженные нами наказания подчас получают именно они.
У Натальи умер нестарый пес. Жалко, но что делать: он долго болел. Наталья взяла еще одного щенка. Вскоре он погиб от острого отравления. Две последовательно взятые собаки также последовательно сбежали. Собачья эпопея длилась четыре года. Все это время день за днем повторялись мелкие неурядицы с дочерью. Постепенно они переросли во вражду. Девушка закрылась, отдалилась, а потом и вовсе ушла жить к подруге.
Удручающе очевидная последовательность: сначала — собаки, потом — люди. Нетрудно понять, что животные пытались, но не смогли помочь своим хозяевам, поскольку все собачьи неурядицы мать и дочь упорно относили к разряду случайностей.
Но случайностей нет, есть закономерности. Любая травма, полученная домашним животным, любая беда и болезнь, случившаяся с ним, — сигнал о неблагополучии внутреннего мира его хозяина. А если лохматый друг погиб, то только затем, чтобы отвести беду от вас. Хотя бы на время. Чтобы вы очнулись и заглянули внутрь себя.
Более того, часто сам характер болезни вашего четвероногого друга или место полученной им травмы четко указывают на вид заблуждения, которое мешает жить его хозяину. Если ситуация упорно повторяется или болезнь становится хронической — это говорит о том, что хозяин не изменил своего мировоззрения и сделанные ошибки его ничему не научили.
Например, травмы задних лап у собаки — свидетельство того, что хозяин упрямо держится за свои старые идеи и не желает двигаться вперед. Передние лапы страдают в том случае, если любимый хозяин недооценивает себя, робеет, пасует и упускает благоприятные возможности. Глаза и уши часто болят у животных, вынужденных находиться в атмосфере вечного недовольства и обид, зависти или вранья.
ЭКЗАМЕН НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Конечно, очень неприятно сознавать, что наши мысли и наши чувства влияют на судьбу тех, кто с нами рядом, что безвинные наши близкие отвечают за наши заблуждения. И как быть, если ваш любимец пострадал? Смириться или мучиться угрызениями совести? Нет. Надо постараться понять и исправить ошибку.
И еще — сказать ему спасибо за урок. Конечно, словесной благодарностью здесь не обойдешься. Пожалуй, гораздо важней, как вы поступите со своим спасителем в дальнейшем. Будете терпеть и лечить своего стареющего зверя или однажды сломаетесь и пожелаете избавиться от него? Выбор всегда остается за вами.
У молодых супругов, Кати и Виктора, не было детей. Они прошли не один курс лечения — и все без толку. «Заведите собаку, но такую, которая никому не нужна, и заботьтесь о ней», — посоветовала им знакомая бабка-знахарка. Что ж, подобрали первого попавшегося щенка. А когда он вырос и окреп — ребенок родился.
В это время соседи старательно избавлялись от надоевшей им стареющей овчарки. Супруги пожалели — и взяли ее к себе. Соседскую квартиру вскоре обокрали, потом соседку скрутил радикулит. Случай или совпадение, но Виктор с Катей убеждены: это плата за предательство.
Посмотрите в глаза своей беззаботной кошке или безалаберному псу. Они целиком зависят от вас, они полностью в вашей власти. Но, как знать, быть может, мы больше нуждаемся в них, чем они в нас?
Сергей БОРОДИН
Вопрос 1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.
История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.
Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непригодности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они добывали собирательством и охотой. Тогда же началось использование природных источников огня для приготовления пищи, потребительские качества которой в условиях термической обработки существенно улучшались.
Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использования для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы защиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.
начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная необходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в умении предсказывать смену времен года и изменения погоды. К этому же времени относится и открытие людьми зависимости погодных явлений от астрономических циклов.
Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и способов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в качестве своеобразного посредника между человеком и реальным миром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые первобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носителей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделялись чертами человеческого характера, им приписывались особенности человеческого поведения. Это давало основания для переживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.
Первые попытки упорядочить процесс познания природы, поставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных процессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенствование измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохозяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некоторых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйственного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демонстрировать способность «управлять» неведомыми и непредсказуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную направленность.
Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в познании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появлении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непротиворечивой картины мира и осознанию своего места в нем.
древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор выдвинул одну из первых теорий происхождения известного на тот момент мира и населяющих его живых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначально в беспорядке, они образовывали хаос.
Древнегреческий философ и врач Эмпедокл большее внимание уделил описанию самого процесса возникновения и последующего развития земной жизни. По его представлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали сложные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.
Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций животных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.
Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.
Знаменитый философ-идеалист Платон обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей человека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жизненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной деятельностью, считая их признаками естественного упадка, перерождения вещей и явлений материального мира.
Римский поэт и философ Лукреций Кар вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром , утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами природы и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в частности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связывал с развитием у него особых механизмов приспособления к условиям существования, делающим людей более конкурентоспособными по сравнению с другими разновидностями живых существ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой мировоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со временем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими частицами отторгаются вовне.
Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи . Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи.
Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Великих географических открытий. В 1492 г. итальянский мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516 г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия явились важным этапом в расширении знаний о Земле.
В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцентрическая система мира, отражающая истинную картину мироздания. Открытие Коперника произвело переворот в представлениях людей о мире и понимании ими своего места в нем.
Расширению границ известного мира в значительной мере способствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю последней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существенно расширить, уточнить и упорядочить представления о космическом «доме» человечества.
Значительным вкладом в дело формирования истинного представления о месте человека в природе стало составление шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой человек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человеческий вид получил название Homo sapiens.
Особую роль в становлении экологии сыграли труды английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принадлежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим обстоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодействий на их морфологию и поведение.
В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияния на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Геккель определил предмет новой отрасли знания следующим образом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение новой самостоятельной отрасли научного знания.
В течение второй половины XIX в. сложилось несколько крупных, относительно автономно развивающихся направлений экологических исследований, своеобразие каждого из которых определялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.
Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисторические времена. Каждое племя имело свой тотем - священное животное, от которого, как считалось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т. д. Почитание тотемов и теперь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости.
Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение - креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационистов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворён Богом, как сказано в Библии.
Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».
Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения человека, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение человека и половой отбор».
Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный (Homo sapiens) относится к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов.
Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн. лет назад.
В последнее время учёные предложили совершенно новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ (см. ст. «Генетика и генетическая информация»). Чем меньше совпадений - тем дальше родство. Этот метод применили и к человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше - от гориллы, а от низших обезьян - более чем на 10%.
Но всё это отнюдь не означает, что ныне
Сравнительный ряд скелетов, свидетельствующий о различии и сходстве в их строении (слева направо):
гиббон, орангутан, горилла, неандерталец, современный человек.
живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»), т. к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.
Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными лесов. Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались приспособиться к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».
Австралопитеки (по-латыни - «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. В чём же они заключались? Высвободились две передние конечности - руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них камни, - см. ст. «Дневные хищные птицы».) Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль.
Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи.
Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и
сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.
Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, - в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, которую учёные прозвали «Люси».
Следующий в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Homo. Это человек умелый (Homo habilis). Французский писатель Ж. Рони-старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:
«Что за крохотный народец! Самый высокий из них приходился по грудь Нао! У них были круглые головы, треугольные лица, кожа - цвета охры. Сын Леопарда рассматривал их с удивлением. Он принял бы их за детей, если бы не старческий вид некоторых из них, бороды, покрывавшие пучками их лица, если бы не оружие в их руках». «Рыжие карлики» вполне подходят под описание Homo habilis, данное учёными.
В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет!
Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготов-
Мозг обезьян и человека (слева направо): гиббон, шимпанзе, горилла, человек.
лявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.
Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.
Другая ветвь эволюции рода Homo, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», - человек выпрямленный (Homo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни - «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек выпрямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека.
И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, - человек разумный (Homo sapiens). Биологи выделяют в нём два подвида. Менее развитый, ныне вымерший, - человек разумный неандертальский, или неандерталец, названный так в честь долины Неандерталь в Германии, где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. 100 тыс. лет назад неандертальцы широко заселяли Евразию и Африку. Рост их (около 155 см) уступал росту современных людей, у неандертальцев был скошенный низкий лоб, надбровья сильно выдавались вперёд. Учёные не считают живущих ныне людей потомками неандертальцев. Последние неандертальцы жили 28 тыс. лет назад среди людей современного типа и, судя по всему, были истреблены ими. О неандертальцах и первобытных людях современного типа (этот подвид учёные называют человек разумный разумный) рассказано также в статье «Первобытный мир» тома I нашей Энциклопедии.
Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции человека, всегда существовали и второстепенные, «слепые», «тупиковые» ответвления эволюционного развития. Например, огромные человекообразные обезьяны (гигантопитеки и мегантропы). Встречу с ними также описывает Рони-старший в своём произведении:
«На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо. Никто не мог бы сказать.- передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что, если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих карликов, и кзаммов, и уламров...» (Кзаммы - так писатель назвал неандертальцев; уламры - племя современных людей, к которому принадлежит герой романа.)
Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями, а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи требовали много времени и большой внимательности».
Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль
Подобно гиеновым собакам, древние люди, вероятно, были способны отбить от стада слабое животное.
Учёные полагают, что с помощью угрожающих криков и размахивания палками они могли отогнать хищника от его добычи и завладеть ею.
Вернувшиеся с охоты делятся пищей с женщинами и детьми.
в развитии человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например, горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количество пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетарианской экономит гораздо больше «свободного времени».
Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пищи стало людоедство (каннибализм), сохранявшееся на протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного» на острове Ява, например, найдены 11 черепов с проломленными основаниями, принадлежавшие представителям вида «человек выпрямленный». Это - свидетельство каннибализма. Вот как, оказывается, складывались взаимоотношения представителей различных видов рода Homo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Homo.)
Но и неандертальцы, питекантропы и представители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих народов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, - слабый отзвук тех далёких схваток.
РАСЫ
Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Смуглой и чёрной кожу людей жарких стран «сделало» солнце. Чем темнее была кожа, тем лучше защищала она от солнечных ожогов, позволяя её обладателям дольше прожить и оставить больше потомства. Курчавые волосы негров - тоже защита от солнца. «Подушка» из них предохраняет голову от перегрева.
Узкий разрез глаз, возникший у представителей монголоидной расы, предохранял такие глаза от засорения песком и пылью, приносимыми ветром пустынь Центральной Азии.
У монголоидов и негроидов почти не встречается пышной растительности на лице. Наоборот, у европеоидов, живших в холодной зоне, она делала чуть теплее вдыхаемый воздух, защищала от холода горло.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ:
1. Монголоид. 2. Европеоид. 3. Австралоид. 4. Негроид.
СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЖИЛО НА ЗЕМЛЕ?
Согласно подсчётам учёных, за всё время существования человека на Земле жило около 100 млрд. людей. Это значит, что каждый двадцатый из всех живших на нашей планете людей живёт в настоящее время. При этом, когда возводились египетские пирамиды (примерно 4 тыс. лет на-
зад), в мире жило 50 млн. человек (сегодня столько живёт в одной только Англии!), в начале нашей эры - 200 млн. Численность населения планеты в первой половине XIX в. перевалила за миллиард, а в XX в. она увеличилась более чем втрое.
Животные с древних времен считались спутниками человека: они давали пищу, защищали, были друзьями или, наоборот, наводили своим видом ужас. У каждого...
В некоторых древних племенах существовал тотем - животное, от которого велось происхождение племени. Считалось, например, что родоначальником данного племени был крокодил или медведь. Подобные тотемы существовали среди индейских племен и в африканских родовых общинах. До наших дней сохранились некоторые предания, связанные с происхождением первого человека от какого-нибудь животного.
Так, в Китае были уверены, что предком человека является обезьяна - это так близко к теории происхождения человека, обоснованной Дарвином. На Тибете сохранилась древняя легенда, в которой рассказывается об обезьяне, сидящей на вершине горы и занимающейся самосозерцанием. В эту обезьяну влюбилась ведьма гор. Она превратилась в прекрасное существо и спустилась к обезьяне. Но обезьяна не заметила красоты ведьмы и осталась к ней равнодушна. Долго плакала ведьма, стоя у хижины обезьяны, и наконец они поженились. У них появилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками шести племен, расселившихся по Тибету.
Индейцы и австралийцы называли свои племена по имени тотема: род Волка или род Ящерицы и даже род Улитки. Все они почитали это животное своим богом. Охота на него была конечно же запрещена, и того, кто осмеливался нарушить этот запрет, подвергали жестоким пыткам или изгоняли с позором из племени.
У многих восточных народов бык и корова - священные животные. В современной Индии до сих пор поклоняются этому существу, и неудивительно:
корова дает молоко, сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты.
Особенно почитали корову и быка в Древнем Египте: ее молоко было не просто жидкостью, заменяющей воду, но нектаром, посланным людям богами. Быков и коров оберегали и чтили, а убийство это-
го священного животного приравнивалось к самому страшному преступлению.
В Древнем Египте казнили и за убийство кошки, даже если это произошло случайно. До сих пор сохранилась пословица: "Кто кошку убил, тому семь лет счастья не будет". Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.
И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся.
В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими.
Черные кошки, по мнению отцов церкви, были напрямую связаны с дьяволом, с колдунами и ведьмами. Несчастных животных судили и приговаривали к смертной казни только за то, что те могли стать невольными свидетелями какого-то происшествия. Бедных кошек сжигали на кострах вместе с их хозяевами, которых обвиняли в колдовстве и других еретических действиях.
Судили не только кошек, но и собак, лошадей, тараканов, муравьев и даже мух. Так, один средневековый священник отлучил муху от церкви и наложил на нее проклятие за то, что та не желала вылетать из церкви и назойливо жужжала у него над ухом. Но, к счастью, вся эта средневековая травля кошек да и некоторых других животных осталась в прошлом.
Много примет было связано с черной кошкой. Если черная кошка перебежит человеку дорогу, с ним обязательно случится что-то неприятное. Конечно же, сохранились и в наше время некоторые приметы, связанные с недобрым влиянием на человека какого-нибудь существа, но в основном люди убеждены, что животные все-таки скорее помощники и приносят удачу, чем наоборот.
У многих народов существуют поверья, что не только живое животное способно принести удачу, но и его останки. Так, англичане полагали, что зуб барсука гарантирует везение в карточной игре, поэтому барсучий зуб был талисманом многих картежников, виновных в гибели тысяч этих милых существ. Славянские народности также приписывали барсуку свойство приносить удачу, но для талисмана использовали не зуб, а барсучью шерсть. Считалось, что все начальственные особы будут к тебе благо-
склонны, если носить при себе барсучью шерсть. У норвежцев бытует мнение, что коготь выпи, продетый в петлицу костюма, сделает любого ловким стрелком и удачливым охотником.
Змеи во многих странах и по сей день занимают особое положение в поверьях. Влияние змеиных зубов и кожи зависит от вида змеи - ядовитая она или нет, а также от того, какой змее поклоняется именно этот род, племя или народ.
Англичане полагают, что змеиная кожа, подвешенная над камином, приносит удачу всей семье, является залогом ее благополучия и процветания. Талисман из кожи гадюки надо делать собственноручно - только тогда он будет приносить удачу.
В некоторых африканских племенах юноша, увидев змею сразу после посвящения в мужчины, должен изготовить из ее кожи талисман, который сделает его удачливым и непобедимым в схватке с любым врагом, даже если тот будет намного превосходить его в ловкости и силе.
Славянские народности по-разному относятся к разным змеям: убийство гадюки может принести много несчастий, поэтому человек не должен посягать на ее жизнь. А вот если увидеть голубую змейку, она укажет место клада.
Ирландцы верят, что паучок, спрятанный в кармане, поможет человеку приобрести богатство. На английском языке этот паучок так и называется - "денежный паучок".
Древние греки и римляне любили носить при себе талисманы в виде фигурок животных, полагая, что так они склоняют богов к себе, поскольку каждого бога символизировало определенное животное. Например, Зевс олицетворялся с быком. Юпитер - с орлом, Гера - с павлином, Нептун - с лошадьми, а Афродита - с голубем. В христианской религии голубь является Божьим вестником на земле.
У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Эти животные как раз и оберегали человека от нечисти. Из всего этого можно заключить, что во все времена у всех народов были свои животные-талисманы.
В мире издревле существовало множество народностей, почитавших и воспевавших животных как тотемных хранителей рода. Многие древние племена уверены, что ведут свое начало от стремительного орла, благородного волка, грациозной косули и других зверей. Однако существуют народы, которые, по их древним верованиям, произошли от брака человека с животным. Правильнее будет сказать - оборотнем, так как в мифических сказаниях животное, как правило, после определенных испытаний получает право стать человеком.
С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима
Медвежьи потомки
Корейцы, пожалуй, являются самой многочисленной и известной нацией, произошедшей от брака человеческого первопредка с животным. С самого детства любой кореец знает, что генеалогическое древо его семьи начинается с человека по имени Тангун.
В Корее существует миф о Тангуне, который для самих корейцев и не сказка вовсе, а вполне реальная история, доказывающая очень древнее происхождение корейской нации. Согласно мифу, бог Хванун, который жил в небесном государстве, всегда очень хотел на землю, посмотреть что там и как. Однажды, спустившись вместе с огромной свитой, он встретил тигра и медведя, которые стали уговаривать его сделать их людьми, подобно ему самому. Согласился Хванун при условии, что будут они сидеть сто дней в пещере и питаться только чесноком и полынью.
Не выдержал тигр такого испытания и вырвался из пещеры, а стойкая медведица продержалась до конца. В награду превратил ее Хванун в прекрасную девушку и женился на ней. Стали жить на горе Пэктусан и родили сына по имени Тангун, который основал корейскую нацию, став правителем в 2333 году до н.э.
Почему корейцам медведь понравился больше тигра остается загадкой.
Однако, интересен и тот факт, что в алхимии символ медведя олицетворяет первозданный хаос, который должен быть упорядочен. А корейский национальный флаг "Тхэгыкки" (флаг Великих Начал) несет в себе тот самый символ гармонии упорядоченности и хаоса «инь» и «ян». Возможно, что выбор именно медведя в качестве матери первого правителя Кореи на самом деле не случаен.
Как Тенгри и Умай создали тюрков
Современные тюрки уже давно расселились по миру и встречаются даже на разных континентах, но когда-то в глубокой древности это была более общая группа народностей, кочующих по Центральной Азии. Ныне к тюркским относятся такие народы, как азербайджанцы, казахи, узбеки, татары, турки, чуваши и многие другие.
Верховным божеством древних тюрков был Тенгри, который обладал недюженной силой, мудростью и был человеком огромного роста. Для большинства тюрков Тенгри ассоциировался со всем небом и небесными явлениями. Была у тюркских народов в почтении и богиня Умай - лебедь, которая в образе птицы поднималась в небо и общалась с Тенгри. Умай стала супругой Тенгри.
Во времена Великого океана и хаоса лебедь Умай плавала по его поверхности и ныряла глубоко, доставая со дна землю. На этой земле Умай снесла яйцо, из которого вылупился весь мир, растения, животные и люди.
В браке Тенгри и Умай снова прослеживается некая гармония мироздания. Тенгри покровительствовал небесной бесконечности, а Умай олицетворяла земную жизнь, имеющую свое начало и конец.
Волк также высоко почитался тюркскими народами. Один из мифов рассказывает о происхождении некоторых тюркских племен от сыновей, рожденных волчицей и человеческим первопредком. Легенда гласит, что в одном селении жил мальчик, род которого был истреблен врагами. Мальчик чудом остался жив и был сильно покалечен. Полуживого ребенка нашла добрая волчица, которая выходила его и вскормила своим молоком. Они убежали далеко в алтайские горы, где мальчик вырос, возмужал и в знак благодарности взял волчицу в жены. У них родились 10 сыновей, которые стали родоначальниками разных тюркских племен.
Потомки разноцветного пса в Китае
Китайские народы группы языков мяо-яо по религиозным верованиям также являются анимистами. Среди этих народов часто встречается легенда об отважном псе Паньху. В далекие времена один древнекитайский император вступил в войну с наступающим врагом.
Враг был настолько силен, что в течение долгого времени император не мог его победить и его войско несло большие потери, а народ стал голодать. Отчаявшись, император стал искать помощь везде, где только можно, пообещав за победу над врагом отдать свою дочь во владение победителю. Через некоторое время войска врага стали сами отступать, а во дворце вновь появилась придворная пропавшая собака Паньху с головой врага в зубах.
Император сдержал свое обещание и отдал свою дочь псу-победителю. Доблестный пес унес принцессу в горы на юге Китая, где в браке у них появились потомки - племена яо и мяо.
Интересно, что у этих племен до сих пор в моде украшение для головы, напоминающее уши собаки.
Считается, что шерсть собаки была пятицветной.
Еще одно медвежье племя
Медведь в фольклоре северо-американских индейцев фигура заметная и почитаемая. Еще с древних времен люди подметили схожесть медвежьих повадок с движениями человека. Таким народам, как индейцы квакиутл, проживающие на севере Канады, медведь не просто напоминал человека, а являлся для них матерью рода. Отдельные племена квакиутл верят в свое происхождение от медведицы и первопредка-мужчины.
Верования индейцев также наполнены существами, способными надевать и снимать свою "маску", становясь по своему желанию человеком, или, наоборот, животным.
Легенда о сорока девушках и собаке у древних кыргызов
По одной исторической версии термин «кыргыз» ведет свое начало из древнетюркского «кырк-кыз», что означает «сорок девушек».
Существует древняя легенда о сорока дочерях одного влиятельного хана, которые однажды отправились на прогулку. По возвращению домой, девушки обнаружили, что враги перебили всех жителей деревни, сожгли дома и разорили амбары. В живых осталась только одна красная собака. Через некоторое время пес обернулся прекрасным мужчиной, а у девушек стали рождаться дети. Так, по архаичной легенде, и появилась кыргызская нация.
Схожая легенда гласит о сорока девушках-воительницах, доблестно защищавших родной город от врагов.
В завершение хочется добавить, что отдельные племена каждого народа могли хранить свой вариант происхождения рода. С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима.