Название календарей. Виды календарей: древние, современные и специальные

20.02.2019

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра источниковедения

Направление специальности: Документоведение (документационное обеспечение управления)


Контрольная работа

ТИПЫ И ВИДЫ КАЛЕНДАРЕЙ


Выполнила: студентка 3 курса

заочной сокращенной формы обучения

Наливайко Ольга Олеговна

Преподаватель: декан исторического

факультета Ходин С.Н.




ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТИПЫ КАЛЕНДАРЕЙ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПОСТРОЕНИЯ

ГЛАВА 2. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ

Календарь Древнего Египта

Древний календарь Китая

Индийские календари

Календарь Древней Месопотамии

Календарь Древней Греции

Еврейский календарь

Мусульманский календарь

Календарь майя

Юлианский календарь

Григорианский календарь

Французский Республиканский календарь

Проекты Всемирного календаря

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Данные природой единицы счисления времени - сутки, месяц и год легли в основу древнейших календарей.

Календари - системы счисления времени, в основе которых лежит периодичность явлений природы, зримо представленная движением небесных светил. Необходимость создания таких систем впервые возникла с появлением производящих форм хозяйства в раннем неолите. Земледелие и скотоводство тесно связаны с сезонными явлениями природы. Одинаковые формы хозяйственной жизни и общие исходные единицы счисления времени приводили к образованию сходных календарных систем.

Первые составители календарей столкнулись с большими трудностями, так как единицы счисления времени оказались несоизмеримыми: синодический месяц не состоял из равного числа суток, а астрономический год нельзя было разделить на равное число месяцев и суток. Это заставляло людей искать пути к согласованию данных единиц, что породило несколько календарных систем. Наиболее распространенные из них: лунная, где сутки согласуются с месяцем; лунно-солнечная, в которой сутки месяц согласуются с годом; солнечная, когда согласуются год и сутки .


ГЛАВА 1. Типы календарей и принципы их построения


Как говорилось выше, можно выделить три типа наиболее распространенных календарных систем: лунная, лунно-солнечная, солнечная.

Лунные календари без учета смены времен года у многих народов мира предшествовали другим системам счета времени. Они могли применяться в первобытную эпоху, когда не были развиты ни земледелие, ни скотоводство. По мере развития производящих форм хозяйства лунные календари уступали место лунно-солнечным и солнечным календарям, в которых учитывается смена времен года.

По лунным календарям продолжительность месяцев связывается только с изменением фаз Луны; каждый месяц, начинаясь с новолуния, длится попеременно 29 и 30 суток: 12 месяцев составляют лунный год, который равен 354 суткам. Поскольку синодический месяц был больше календарного (на 44 минуты 2,9 секунды), то требовалось через определенное количество лет вставлять в календарный год один дополнительный день. Известны два способа, с помощью которых приводят в соответствие астрономический и календарный лунные годы. Оба способа основаны на введении дополнительного дня в год лунного календаря. По одному из них выбирался восьмилетний период («турецкий цикл»), в течение которого астрономические лунные годы отставали от простых лунных годов на трое суток. Для того, чтобы уравнять лунное календарное летосчисление с лунным астрономическим, вставлялся дополнительный день во 2-й, 5-й, 7-й годы календаря в каждое восьмилетие. Более точен другой способ. Он исходит из положения, что 30 простых лунных лет обгоняют 30 астрономических лет на 11 суток. Для устранения разрыва вводили дополнительные дни в следующие годы этого периода, именуемого арабским циклом: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й. Так как год по лунному календарю длился 354 (иногда 355) дня, то начало его опережало год солнечного календаря каждый раз на 11 суток. Следовательно, начало года и его частей не совпадало с сезонами, а систематически перемещалось от одного сезона к другому.

Если в какой-то момент начало года совпадало с началом весны, то примерно через 9 лет оно знаменовало начало зимы, а еще через такой же срок открывало осень. Делать прогнозы проведения сельскохозяйственных работ по такому календарю было невозможно.

До настоящего времени лунный календарь сохранился (по религиозным соображениям) в некоторых мусульманских странах .

Солнечные календари основаны на видимом годичном движении Солнца. Продолжительность года из двенадцати месяцев равна 365 или 365 1/4 суток. Наблюдения за Солнцем, связанные с религией (культ Солнца), велись с глубокой древности у многих народов мира, но официальное счисление времени по солнечному календарю встречалось редко. Наиболее известен древнеегипетский календарь. Солнечным является современный международный календарь.

Во многих странах древности существовали лунно-солнечные календари. В них учитывались и смена фаз Луны и годичное движение Солнца. Для этого в систему счета периодически вводился дополнительный (тринадцатый) месяц. Сложные лунно-солнечные календари применялись в древности в Китае, Вавилонии, Иудее, Древней Греции и Древнем Риме. До настоящего времени он сохранился в Израиле .


ГЛАВА 2. Наиболее значительные календарные системы


Календарь Древнего Египта


Жизнь древнеегипетского общества была тесно связана с Нилом. Большое значение для египтян имело то, что подъем воды в нижнем течении реки всегда совпадал с летним солнцестоянием.

Постоянное повторение этих явлений было удобным эталоном измерения времени: от разлива до разлива, от солнцестояния до солнцестояния. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. во время солнцестояния и, следовательно, разлива реки происходило и первое утреннее появление Сириуса, его первый гелиактический восход. Первое появление Сириуса в лучах утренней давало начало разливу Нила, будущему урожаю, начало новому сельскохозяйственному году.

Возникший в IV тысячелетии до н.э., один из древнейших в мире, календарь Египта относился к типу солнечных. Год в нем состоял из трех сезонов, каждый из которых включал по четыре тридцатисуточных месяца.

Календарная продолжительность года в 365 суток (365 + 5) была достаточно точна для эпохи Геродота, но отличаясь от тропического на 0,25 суток, она давала каждые четыре года ошибку в 1 день. Поэтому первоначальное новогодие (1-е тота) медленно смещалось относительно сезонов. Видимым свидетельством такого смещения для египтян было «запаздывание» первого (гелиактического) восхода Сириуса. По мере накопления ошибки календарный год начинался все раньше и раньше, сдвигаясь на весну, зиму, осень. Через 1460 тропических лет (365x4=1460), или через 1461 год по древнеегипетскому календарю, новогодие вновь совпадало с первым появлением Сириуса и началом разлива Нила. Этот период в 1460 лет, получивший название «периода Сотиса», играл важную роль в египетской хронологии.

В Египте знали о расхождении продолжительности календарного года с движением Солнца. В эллинистическом Египте была сделана попытка усовершенствовать календарь. В 1866 г. в дельте Нила была найдена плита с надписью Птолемея III Эвергета, одного из царей династии Птолемеев. Текст этого так называемого канопского декрета.

Дата этого памятника - 238 г. до н. э. В ней излагалась система високоса. Однако, судя по следующим источникам, реформа Эвергета не привилась, и лишь много позднее, в 26 г. до н. э., Август ввел в Египте систему юлианского календаря.

После реформы египетский календарь сохранил в основном свою структуру и названия месяцев, но обрел фиксированное новогодие (29 августа по юлианскому календарю) и високосные годы. Високосными считались те годы, абсолютное число которых при делении на 4 давало остаток, равный трем. Например, в нашем календаре это были бы 1975, 1979, 1983, 1987, а не 1972, 1976, 1980, 1984 годы.

Счет лет в Древнем Египте первоначально вели по годам правления фараонов (I-XXX династии), а в эллинистическую эпоху применялась «эра Набонассара», начало которой по юлианскому календарю датируется 26 февраля 747 г. до н. э. В конце III в. н.э. Диоклетиан ввел в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января, и новую «эру Диоклетиана», ее начало по юлианскому календарю - 284 г. н.э. Эра привилась, но начало года вновь вернулось на 29 августа. Эра Диоклетиана до наших дней сохранилась в церковном календаре христиан-коптов, прямых потомков древних египтян .


Древний календарь Китая


Истоки лунно-солнечного китайского календаря уходят в III тысячелетие до н. э., в бронзовый век.

Китай - классическая страна земледелия, и здесь особенно четко прослеживается тесная связь природы и общества, плодородия земли и царской власти. Вопросы счета времени имели важное значение и порой вводились в ранг государственной политики.

Императоры эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.) раз в пять лет обязаны были совершать путешествие по стране, придерживаясь строгого ритуала. Весной, в начале года, император и его свита в зеленых одеждах отправлялись в восточную часть империи, летом в красных одеждах переезжали на юг, осенью, переменив цвет платья на белый, ехали на запад и завершали путешествие зимой, объезжая северные районы страны в черных одеяниях.

В течение последующих четырех лет император ежегодно символически совершал подобное путешествие в специальном «зале судьбы» - своеобразной модели Вселенной. Там он проделывал годичный круг, обращаясь попеременно лицом к востоку (весна), югу (лето), западу (осень) и северу (зима), торжественно открывая таким образом начало месяцев и времен года. В третий летний месяц император, одетый в желтое, восседал на троне в центре «зала судьбы», символизируя середину года.

Сложный ритуал был подчинен идее, что управлять империей следует в согласии с движением Вселенной.

В то же время хорошее управление обществом было необходимым условием для поддержания порядка в природе.

Многие черты этих древних обрядов существовали в Китае вплоть до отмены монархии в 1911 г. Столь же устойчив и связанный с подобными традициями китайский календарь. Двенадцать лунных месяцев по 29 и 30 суток попеременно составляли год в 354 дня. Месяцы соответствовали двенадцати зодиакальным созвездиям и группировались по три в каждом сезоне. Месяцы не имели названий и обозначались порядковыми числительными, счет дням внутри месяца велся по декадам. Первоначально в каждый третий и пятый год прибавляли месяц, если обнаруживали, что Солнце находится в том же знаке в конце месяца, что и в начале. Затем начали применять более точный 19-летний цикл. В течение каждого цикла вводились семь дополнительных месяцев: в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы. Тринадцатый месяц всегда помещали после зимнего солнцестояния, а начало года приходилось на новолуние в середине периода между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.

В III в. до н.э. в стране применялся сезонный календарь, по которому год делился на 24 сезона, каждый сезон имел название, например: «пробуждение насекомых», «колошение хлебов», «холодные росы» и т.д.

Календарь помогал населению планировать и проводить сельскохозяйственные работы.

Одновременно в Китае и соседних странах (Монголии, Корее, Японии) существовала система счета времени по 60-летним циклам. Годы были сгруппированы в циклы по шестьдесят лет. Началом этого оригинального летосчисления условно считался 2397 г. до н.э.

Номер года в 60-летнем цикле обозначался знаком одной из пяти стихий: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждая из стихий выступала в двух состояниях: дерево - растение и дерево - строительный материал, огонь природный и огонь очага, металл в природе и металл в изделии, земля дикая и земля возделанная, вода текучая и вода стоячая. Стихии в двух качествах составляли десять так называемых «небесных ветвей»: пять нечетных и пять четных. В то же время цикл делился на 12 периодов - так называемые «земные ветви», обозначенные названием животного: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья.

Для обозначения года внутри цикла называли знаки небесных и земных ветвей: так, 1-й год - дерево и мышь, 2-й - дерево и корова, 3-й - огонь и тигр, 10-й - вода и курица и т.д. Табл. 1 позволяет быстро определить положение года внутри цикла. Так, третий год 60-летнего цикла обозначен циклическим знаком земной ветви и носит название тигра. Под знаком тигра в цикле кроме третьего идут еще годы 15-й, 27-й, 39-й и 51-й. Для указания, о каком именно из годов тигра идет речь, конкретный год обозначается еще и знаком небесной ветви. В этом случае третий год будет годом «огня и тигра», 15-й «земли и тигра», 27-й «металла и тигра» и т. д.

Для датировки текущих событий достаточно было указать знак «земной ветви», т. е. назвать соответствующее животное. Отношение даты к «небесным ветвям» часто не указывается, так как определяется косвенными обстоятельствами. Переход от одного года к следующему в таблице прослеживают по диагонали сверху вниз и слева направо.

Для перевода дат современного календаря на циклический кроме использования таблицы необходимо знать, на какие годы нашего летосчисления приходилось начало 60-летних циклов.

С 1949 г. в Китае официально введен международный григорианский календарь, однако в быту циклический календарь еще сохраняет свое значение как в Китае, так и в ряде соседних с ним стран .


Индийские календари


Этническая пестрота, языковая и политическая разобщенность племен и народностей Индии привели к созданию многих календарных систем, обусловили существование многочисленных эр. Большинство индийских календарей принадлежало к типу лунно-солнечных, но встречались также лунные и солнечные календари.

Год продолжительностью в 365-366 суток делился на 12 месяцев с числом дней от 29 до 32. В лунно-солнечных системах для согласования с продолжительностью солнечного года один раз в трехлетие вставлялся дополнительный, 13-й месяц.

Кроме того, год делился на 6 сезонов, связанных с явлениями природы: весна (васант), жаркий сезон (гришма), сезон дождей (варша), осень (шарат), зима (хеманта), холодный сезон (шишира). Новогодие было приурочено к различным дням, но чаще всего к точкам весеннего или осеннего равноденствий.

С 22 марта 1957 г. в Индии введен Единый национальный календарь, разработанный на основе наиболее распространенных в стране систем. Счет годам в нем ведется по эре Сака, начало которой по нашему летосчислению относится к 78 г. н. э. Началом года считается день, следующий за днем весеннего равноденствия.

Високосные годы определяются так же, как и в современном григорианском календаре. Индийский год делится на 12 месяцев .


Календарь Древней Месопотамии


Еще в III тысячелетии до н.э. жрецы Древней Месопотамии путем регулярных научных наблюдений звездного неба накопили немало астрономических сведений. Уже в то время для наблюдений при храмах сооружались многоэтажные башни - зиккураты высотой до 20 метров. К первоначальным обожествленным небесным светилам - Солнцу, Луне и

Венере - вскоре присоединяются обожествленные Меркурий, Сатурн, Марс и Юпитер. Было установлено, что все планеты держатся около «пути Солнца», т. е. эклиптики; здесь были составлены первые карты звездного неба, списки созвездий и т. д.

Особое внимание уделялось Луне. Не удивительно, что первые календари городов-государств были лунными. Однако при Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), объединившем Двуречье под эгидой Вавилона, официальным признается лунно-солнечный календарь города Ура. Письменные указы Хаммурапи донесли до нас свидетельства таких преобразований: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго улулу, и потому подать Вавилону причитается не на 25-е число ташриту, а на 25-е второго улулу».

Такой способ произвольных вставок добавочного месяца держался в Вавилоне от эпохи Хаммурапи до VI в. до н. э., когда перешли к системе периодического или циклического вычисления. При этом с начала VI до конца IV в. до н. э. добавление 13-го месяца проводилось регулярно три раза за восьмилетие, а с конца IV в. до н. э. - 7 раз в 19 лет.

По вавилонскому календарю год состоял из 12 месяцев.

Каждый месяц состоял из 29 или 30 суток. Началом года считался день весеннего равноденствия.

Вавилоняне заимствовали у шумерийцев семидневную неделю.

Счет лет велся от дат начала правления вавилонских (позднее ассирийских) царей. Действие вавилонского календаря с течением времени распространилось на Ассирию, Персидскую державу, а затем на эллинистические государства Восточного Средиземноморья .


Календарь Древней Греции


Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе. Существовали различия в определении начала календарного года.

Известен афинский календарь, состоявший из двенадцати лунных месяцев, начало каждого из которых приблизительно совпадало с неоменией. Продолжительность месяцев менялась в пределах 29-30 дней, и календарный год состоял из 354 суток.

Поскольку истинный лунный год включает 354,36 суток, то фазы Луны не точно соответствовали календарным датам, которым они приписывались. Поэтому греки различали календарную «новую луну», т. е. первый день месяца и действительное новолуние.

Названия месяцев в Греции были в большинстве случаев связаны с определенными праздниками и лишь косвенно соотносились с сезонами.

Начало афинского года приходилось на месяц гекатомбеон (июль-август), связанный с летним солнцестоянием. Для выравнивания календарного года с солнечным в специальные годы вставлялся 13-й (эмболисмический) месяц - 2-й посейдеон - продолжительностью в 29-30 суток.

В 432 г. до н.э. афинский астроном Метон разработал новый 19-летний цикл с семью эмболисмическими годами: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й. Этот порядок, получивший название «цикл Метона», обеспечивал достаточно высокую точность. Расхождение на сутки между солнечным и лунным годами накапливалось за 312 солнечных лет.

Позднее были разработаны циклы Калиппа и Гиппарха, еще более уточнившие лунно-солнечный календарь. Однако на практике их поправки почти не применялись.

Вплоть до II в. до н. э. 13-й месяц добавлялся по мере того, как возникала такая необходимость, а иногда из политических и других соображений.

Греки не знали семидневной недели и считали дни в пределах месяца по декадам.

Датировка событий в Афинах велась по именам должностных лиц -архонтов. С IV в. до н. э. общепринятым стало летосчисление по олимпиадам, проводившимся 1 раз в четыре года.

Началом эры считалась первая олимпиада, состоявшаяся летом 776 г. до н.э.

В эллинистическую эпоху в Греции применяли различные эры: эра Александра, эра Селевкидов и др.

Официальный календарь из-за отклонений от солнечного года был неудобен для земледелия. Поэтому греки нередко использовали своеобразный сельскохозяйственный календарь, основанный на видимых перемещениях звезд, на смене сезонов. Детальное описание такого календаря в виде советов земледельцу дал еще в VIII в. до н. э. эллинский поэт Гесиод.

Такой народный календарь имел большое практическое значение и сохранялся наряду с официальным счетом времени на протяжении многих веков греческой истории .

Еврейский календарь


В 568 г. до н. э. после захвата Иерусалима Навуходоносором в Иудее были введены вавилонские календарь и летосчисление. До этого у евреев была распространена сложная система лунного счета времени. Год состоял из 12 лунных месяцев с 29 или 30 днями в каждом. Начало месяца определялось непосредственным наблюдением неомении двумя лицами. Как только появлялся серп Луны, население страны оповещалось звуками труб и разжиганием костров о рождении нового месяца.

Первоначально месяцы обозначались числительными: второй, третий, четвертый и т. д. Только первый месяц, символизировавший начало весны, именовался авивом, что означает месяц колосьев.

В дальнейшем были заимствованы вавилонские названия месяцев и установлена не зависящая от лунных фаз семидневная неделя. Первым днем недели считалось воскресенье, а сутки начинались с 6 часов вечера.

Лунный год состоял из 354 суток, поэтому официальный счет лун расходился с религиозными церемониями, связанными одновременно с новолунием и с созреванием ячменя. Администрация по мере необходимости добавляла к году дополнительный месяц.

Замена лунного календаря лунно-солнечным завершилась лишь в V в. н. э. Дополнительный месяц с 499 г. н. э. стали вставлять в определенные високосные годы 19-летнего цикла, знакомые нам по греческому календарю.

Годы из 12 месяцев принято называть простыми, а високосные, содержащие 13 месяцев, - эмболисмическими.

Религиозные предписания не позволяли совмещать начало еврейского года с воскресеньем, средой или пятницей.

Еврейское летосчисление ведется от мифической даты «сотворения мира», за которую принимается 7 октября 3761 г. до н.э. Эта так называемая «эра от Адама» официально принята в современном Израиле, хотя там и пользуются григорианским календарем.

До конца III в. до н. э. год древних евреев начинался весной, а затем новогодие было перенесено на осень .


Мусульманский календарь


Примером чисто лунного счета времени является мусульманский календарь. До распространения мусульманства в обиходе язычников азиатского Востока находились календари лунно-солнечного типа.

В VII в. н. э. с возникновением новой мусульманской религии - «ислама» - из религиозных и политических соображений был введен новый, чисто лунный календарь.

Религиозный догмат (Коран) запрещает верующим считать год продолжительностью более чем в 12 лунных месяцев.

В настоящее время мусульманским календарем пользуются арабы, турки, магометане-индусы и некоторые другие народы земного шара.

Календарь состоит из 12 лунных месяцев продолжительностью в 30 и 29 дней поочередно.

Так как общее число дней в году получалось 354, а астрономический лунный год равнялся 354 дням 8 часам 12 минутам 36 секундам, то к последнему месяцу периодически добавлялся один день либо по «турецкому циклу» (3 раза за 8 лет), либо по «арабскому циклу» (11 раз за 30 лет).

Мусульманский календарный лунный год (простой - 354 дня, високосный - 355 дней) короче солнечного года, состоящего из 365 дней (високосный из 366), примерно на 11 суток. Он «обгоняет» солнечный календарь примерно на 1/33 часть года (точнее на 11/366). Следовательно, 33 лунных года равны приблизительно 32 солнечным годам.

Начало года в переводе на европейский календарь переходяще. Поэтому в лунном календаре нет летних, зимних или осенних месяцев - все месяцы подвижны относительно сезонов.

В мусульманском календаре применяется счет дней семидневными неделями, причем началом суток считается время захода Солнца.

Мусульманская эра называется хиджра (бегство). В сентябре 622 г. н. э. основатель ислама пророк Мухаммед бежал с группой последователей из Мекки в Медину, спасаясь от религиозного преследования. Для мусульман это знаменательное событие стало отправной датой нового летосчисления. В 638 г. халиф Омар ввел новый лунный календарь, исходной точкой которого было решено считать 1-й день первого месяца (мухаррама) года бегства Мухаммеда. Астрономическое новолуние, которым начинался мухаррам 622 г., приходилось на 15 июля, четверг по юлианскому календарю; однако видимое появление лунного серпа (неомения) произошло на сутки позже, поэтому исходным моментом мусульманского счета времени принято считать 16 июля 622 г. (пятницу) .


Календарь майя


Оригинальные системы счета времени были разработаны народами Нового света. Наиболее известны календари индейцев майя, создавших в I тысячелетии н. э. самобытную культуру в Центральной Америке. Майя добились успехов в астрономии, связанной с практическими потребностями земледелия.

Майя знали продолжительность солнечного года, умели рассчитывать время наступления затмений Солнца и Луны.

Вопросы хронологии имели большое значение как в религиозной, так и в гражданской жизни майя. Жрецы использовали для расчета обрядов короткий 260-дневный год, именуемый «цолькин».

Кроме короткого года майя знали 2 вида длинных годов:

) год тун продолжительностью в 360 дней имел специальное назначение и применялся редко.

) 365-дневный год хааб, который состоял из 18 месяцев по 20 дней.

Для каждого месяца у майи существовали специальные изображения.

Жрецы знали истинную продолжительность солнечного года и считали, что счет годами хааб за 60 лет дает погрешность в 15 суток. Солнечный календарь майя был воспринят ацтеками.

В счете времени у майя важное значение имели четырехлетия: тринадцать 4-летних циклов составляли период в 52 года, который был удобен тем, что позволял сопоставить краткий и долгий годы вместе.

Датировка события у майя состояла из числа (или номера) дня внутри 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца.

У древних майя существовал лунный календарь с продолжительностью каждого месяца в 29 или 30 дней и числовым обозначением дней внутри месяца. После шести лунных месяцев оканчивалось лунное полугодие, затем счет начинали вновь с 1-го месяца.

Календарь древних майя был одним из самых точных в истории человечества. Продолжительность солнечного года, определенная ими в древности, отличалась от принятой в современной науке всего на 0,0002 и равнялась 365,2420 суток. При такой точности погрешность на сутки набегала только за 5000 лет .


Юлианский календарь


Современный солнечный календарь, принятый в большинстве стран мира, восходит к древнеримскому счету времени. Сведения о первом римском календаре, возникшем еще в легендарный период правления Ромула (середина VIII в. до н.э.), содержатся в сочинении Цензорина (II в. н.э.). В основе календаря лежал так называемый аграрный год из 304 суток. Год, состоящий из десяти месяцев разной продолжительности, начинался первого числа первого весеннего месяца. Первоначально месяцы обозначались порядковыми числительными, но к концу VIII в. до н.э. четыре из них получили индивидуальные названия.

В VII в. до н.э. была проведена календарная реформа. Традиция связывает ее с именем одного из полулегендарных царей Рима Нумы Помпилия. Календарь стал лунно-солнечным. Год был увеличен до 355 суток путем добавления еще двух месяцев: януариуса, названного в честь двуликого бога Януса, и фебруариуса, посвященного богу подземного царства Фебруусу.

Необычное распределение дней по месяцам объясняется тем, что суеверные римляне считали четные числа несчастливыми и стремились их избегать.

Год в 355 дней ежегодно отставал от солнечного на 10-11 суток. Для согласования один раз в два года вводился дополнительный месяц марцедониус, состоящий из 22-23 суток.

Вставка дополнительного месяца производилась после 23 февраля. Оставшиеся 5 дней февраля добавлялись в конце года, так что фактически марцедониус состоял из 27 или 28 дней.

Назначение дополнительного месяца было обязанностью жрецов. Поскольку срок полномочий основных выборных должностных лиц измерялся календарным годом, часто из политических соображений интеркаляции назначались не вовремя или не назначались вовсе. В результате таких злоупотреблений римский счет времени, вплоть до реформы Цезаря, значительно расходился с солнечным годом, а попытки регулировать календарь были основаны больше на воле жрецов, чем на закономерностях астрономии.

В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь, диктатор и консул, начинает вводить новый календарь. Для совмещения месяцев с соответствующими временами года ему пришлось добавить к году 90 дней. В разработке нового календаря участвовала группа астрономов из Александрии во главе с Созигеном.

С 1 января 45 г. до н. э. начал действовать солнечный календарь с продолжительностью года в 365 суток, получивший название юлианского.

В новом календаре приняли продолжительность года в 365 суток. Но поскольку астрономический год состоял из 365 суток и 6 часов, то, чтобы ликвидировать разницу, было решено к каждому четвертому году прибавлять одни сутки. Для удобства эти сутки приписывались к годам, кратным четырем.

Сутки стали добавлять к самому короткому месяцу - февралю. Но по религиозным соображениям не решились их просто присоединить к последнему февральскому дню, а постарались «запрятать» между рядовыми числами этого месяца.

Созиген сохранил название месяцев, но изменил их продолжительность, установив определенный порядок чередования длинных нечетных и коротких четных месяцев. После переноса новогодия на январь названия ряда месяцев (числительные) стали не соответствовать их месту в календаре. Это несоответствие сохранилось в нашем календаре.

После смерти Цезаря (44 г. до н.э.) в календаре произошли некоторые перемены.

Новый календарь был принят христианской церковью (на Никейском соборе в 325 г. н. э.) и применялся с различными эрами .


Григорианский календарь

лунный время григорианский календарь

Христианская церковь, утверждая юлианский календарь, стояла перед сложной задачей. Основной праздник новой религии - пасха - отмечался по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое полнолуние могло наступить лишь после дня весеннего равноденствия (21 марта по юлианскому календарю). Для вычисления дня пасхи необходимо было найти согласование дней недели с датами солнечного календаря и лунными фазами. Ученые-епископы трудились над этим вопросом задолго до Никейского собора. Один из них, Евсевий Кесарийский, обратился к забытому 19-летнему циклу Метона и его предложение получило одобрение Никейского собора.

В византийском, а позднее и древнерусском летоисчислениях бытовала эра от «сотворения мира», отличавшаяся от нашей эры (эры «рождества Христова») на 5508 лет. Здесь вычисление порядкового номера года в 19-летнем цикле проводилось прямым делением даты в системе «сотворение мира» на 19.

В юлианском календаре на начало и конец года выпадает одинаковый день недели. В 1981 г. по юлианскому календарю 1 января и 31 декабря - среда. Исходной точкой счета времени солнечными циклами служило «сотворение мира». Поэтому определение кругов солнца для лет, выраженных в системе от «сотворения мира», приводится прямым делением даты на 28. Используя солнечный и лунный циклы христианская церковь утвердила так называемые «пасхальные пределы», т. е. рамки в системе юлианского календаря (22 марта-25 апреля), за которые не может выходить день пасхи. Поскольку порядок чередования дней пасхи на протяжении ряда лет определяется золотыми числами и кругами солнца, то можно рассчитать период, по истечении которого комбинации чисел солнечного календаря и лунных фаз повторятся.

Однако утвержденные Никейским собором правила определения пасхи скоро перестали соответствовать юлианскому календарю. Из-за неточности календаря весеннее равноденствие постепенно смещалось на более ранние числа, соответственно смещался и праздник пасхи. Происходило это потому, что средняя продолжительность года по юлианскому календарю на 11 минут и 14 секунд длиннее тропического, что приводит к ошибке на 1 сутки за 128 лет.

Ошибочность юлианского календаря была замечена давно. Известны попытки преобразовать его, сделать более точным. В XI в. н. э. известный персидский поэт и ученый Омар Хайям предложил вносить поправки в счет времени в течение 33-летних циклов. 33 года Хайям делил на 8 периодов, из которых 7 имели по 4 года, а восьмой - 5 лет. Каждый конечный год периода был високосным. По Хайяму, в 132-летнем периоде високосы выпадали бы на: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57, 61, 66, 70, 74, 78, 82, 86, 90, 94, 99, 103, 107, 111, 115, 119, 123, 127, 132 годы.

В результате в 132 годах оказывалось не 33 (как в юлианском календаре), а 32 високосных года и средняя продолжительность года получалась очень близкой к истинной - 365, 2424 суток. При такой точности ошибка в сутки накапливалась бы лишь за 4500 лет, следовательно, этот календарь был точнее не только юлианского, но и григорианского.

В 1582 г. при римском папе Григории XIII была проведена реформа юлианского календаря. В реформе использовался проект итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли. Проект должен был, во-первых, оставить незыблемым решение Никейского собора, а потому вернуть начало весны к 21 марта, во-вторых, устранить возможность появления такого же расхождения в дальнейшем.

Первая задача решалась предписанием папы: после 4 октября 1582 г. предлагалось следующий день считать не 5, а 15 октября. Чтобы осуществить вторую задачу, было решено каждые 400 лет выбрасывать из календаря набегавшие трое суток. Наиболее удобными для этого были признаны годы, завершающие столетия. Високосными из них остались лишь те, первые две цифры которых делятся на 4.

Новый календарный стиль (новый стиль) оказался значительно точнее юлианского (старого стиля). В нем год отстает от астрономического лишь на 26 секунд, а расхождение на сутки может наступить только через 3300 лет. К началу XVII в. этот календарь был принят в католических странах Европы, а в XVIII в. - протестантских, в XIX - начале XX в. - в Японии и в ряде православных стран Европы, в 20 - годах XX в. - в Греции, Турции, Египте. После победы Великой Октябрьской социалистической революции декретом СНК от 26 января 1918 г. новый календарь был введен в России.

В настоящее время он считается международным.

В первые годы после введения григорианской реформы возникли возражения по поводу новой системы счета времени. Против григорианского календаря выступил французский ученый, поэт и публицист Жозеф Скалигер. В 1583 г. он предложил использовать для хронологических и астрономических расчетов в качестве основной счетной единицы день, т. е. средние солнечные сутки. В днях можно выражать любые промежутки времени между событиями, зафиксированными в разных календарных системах, эрах.

Для такого счета Скалигер ввел понятие юлианского периода продолжительностью в 7980 лет. Началом отсчета, т. е. первым днем юлианского периода, ученый предложил считать условную дату - 1 января 4713 г. до н. э.

Счет дням юлианского периода ликвидирует трудности точного определения времени, прошедшего между какими-либо событиями, зафиксированными в пределах одной календарной системы .


Французский Республиканский календарь


В годы Великой Французской революции была сделана попытка создать календарь, свободный от религиозных влияний и основанный на строго научных данных. Прототипом его явился труд «Альманах честных людей», выпущенный С. Марешалем в конце 1787 г.

Новый календарь был разработан комиссией из Крупнейших французских ученых во главе с Жильбером Роммом и введен декретом Конвента 5 октября 1793 г.

В нем вместо эры от «рождества Христова» устанавливалась новая эра -Республики, которая начиналась в день провозглашения Республики во Франции, совпавший с днем осеннего равноденствия - 22 сентября 1792 г. н.э. Продолжительность года и число месяцев в году оставлялись без изменений. Однако теперь каждый месяц равнялся 30 дням и для них устанавливались новые названия. Каждый месяц делился на декады. Дни внутри декад обозначались порядковым числом.

Поскольку в 12 месяцах было 360 дней, то для уравнения с астрономическим годом вводилось 5, а в високосном году - 6 дополнительных дней.

В годы Французской революции была сделана попытка в соответствии с вводимой в это время метрической системой разделить сутки на 10 часов, час - на 100 минут, минуту - на 100 секунд. Однако новшество не получило распространения.

Французский революционный календарь, вызвавший сопротивление со стороны церкви, просуществовал 13 лет и был отменен Наполеоном 9 сентября 1805 г. В день Парижской Коммуны 18 марта 1871г. он был восстановлен, но с падением Коммуны 28 мая 1871 г. заменен григорианским календарем.

Одним из недостатков Республиканского календаря было отсутствие в нем четкой системы введения високосных лет, а так же замена привычной семидневной недели декадами.

В настоящее время календарь Французской революции не применяется, для историков важна точная датировка событий, отмеченных в этой системе счета времени .


Проекты Всемирного календаря


В настоящее время создаются новые и совершенствуются старые календарные системы. В мае 1923 г. на соборе православных восточных церквей был утвержден новоюлианский календарь, предложенный югославским астрономом Миланковичем. Чтобы сократить расхождение между календарным и астрономическим годом, предлагалось считать високосными не все годы, которые делятся на 4, а только те из годов, завершающих столетия, у которых число сотен при делении на 9 дает в остатке 2 или 6.

Однако новоюлианский календарь практически не будет отличаться от григорианского до 2800 г.

Принятый почти во всем мире григорианский календарь с достаточной точностью фиксирует, тропический год и синодический месяц. Но в XIX в. и XX в. выявились его недостатки, которые затрудняют работу финансовых и других хозяйственных: неодинаковое количество дней в месяцах и кварталах, несовпадение чисел, месяцев и дней недели в разные годы и т. п.

В связи с этим уже в первой половине XIX в. стали создавать проекты такого календаря, который устранил бы отмеченные недостатки. В 1923 г. был образован Международный комитет по созданию единого Всемирного календаря, напечатавший более 200 проектов. С 1953 г. этим вопросом занимается Организация Объединенных Наций.

Из многочисленного числа проектов можно выделить два наиболее оптимальных.

По первому из них год делится на 13 месяцев, в каждом из которых 4 недели по 7 дней, а всего 28 дней. Главным недостатком такого календаря является отсутствие возможности делить год на полугодия и кварталы.

Второй проект предлагает календарь, в котором год состоит из 12 месяцев, разделяемые на 4 трехмесячных квартала по 91 дню. В каждом квартале содержится 13 недель. Первые числа года и квартала всегда приходятся на воскресенье. Поскольку в таком календаре 364 дня, то в обычном и високосном году вставляется день без числа.

Такой календарь имеет ряд преимуществ: в нем числа месяцев и дней из года в год повторяются, в каждом месяце содержится одинаковое число рабочих дней; он делится на полугодия и кварталы.

Однако нарушение недельного счета из-за наличия в календаре дней без числа сдвинет священные дни мусульманской, иудейской и христианской религий .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Первобытные люди уже на ранних стадиях развития воспринимали течение времени, различали смену дня и ночи, времен года, период дождей и созревания плодов, но счисления времени не вели, так как в этом не было необходимости. Память о прошлом у них не распространилась дальше одного-двух поколений. Счет времени начинает появляться у людей лишь с развитием земледелия, скотоводства, обмена и мореплавании.

По мере развития трудовой жизни народа создаются более высокие формы производственной и хозяйственной экономической жизни. Возникает потребность в счислении длительных периодов времени.

Для земледельческих племен важен учет времени года - годовой период, потому что при занятии земледелием чрезвычайно важно предвидеть сроки наступления тех или иных сельскохозяйственных работ, требовавших для своего выполнения коллективного труда. С земледельческими работами были связаны и к ним приурочены все важнейшие празднества земледельческих племен.

В жарких странах, где палящие лучи Солнца заставляли переносить дневные работы на ночное время, необходим был учет лунных фаз - месячный период одного оборота Луны.

Первоначальный учет времени имел, примитивный характер. Он осуществлялся по изменениям в природе - смене времен года, разливам больших рек, чередованию ветров и т.д.

В дальнейшем потребности хозяйственного и общественного быта сделали необходимым уточнение грубого и неопределенного природного года и его подразделений. Необходимость изучения звездного неба, изучения движения Солнца и Луны для учета времени была осознана очень рано.

Первые системы счета времени относятся к 4 - 3 тыс. до н.э.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНных источников ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бережко, Н.Г. Хронология русского летоисчисления. Проблемы источниковедения / Н.Г Бережко - 1958.

Бикерман, Э. Хронология древнего мира / Э. Бикерман М. - 1975.

Ермолаев, И.П. Историческая хронология / И.П. Ермолаев - Казань, 1980.

Каменцева, Е.И. Хронология / Е.И. Каменцева - М., 1982.

Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А. Климишин - М., 1985

6. Пронштейн, А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования / А.П. Пронштейн, И.Н. Данилевский - М., 1986. С. 63 - 112.

Пронштейн, А.П. Методика исторического источниковедения / А.П. Пронштейн - Ростов-на-Дону, 1976. С. 186 - 205.

Пронштейн, А.П. Методика работы над историческими источниками / А.П. Пронштейн, А.Г.Задера - М., 1977.

Пронштейн, А.П. Хронология / А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко - М., 1981.

Рейсер, С.А. Основы текстологии / С.А. Рейсер - М., 1978. С. 73 - 82.

11. Хронология Российской истории: энциклопедический справочник - М., 1994.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Издавна человек пытался упорядочить свою жизнь и применял для этого различные способы летоисчисления. В древности мерилом служило движение небесных тел, на основе которого составлялись календари. Но проблема состояла в том, что разные племена по-своему трактовали принципы, по которым необходимо считать время, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое календарь, узнаем, как он появился и каким был у разных народов.

Понятие «календарь»

Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.

Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.

Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян - дата возникновения новой правящей династии.

Разновидности календарей

Чтобы понять, что такое календарь, необходимо знать, что лежит в его основе. До сих пор у многих народов разное понятие года, а начальная точка летоисчисления создает путаницу. Обратимся к истории.

Древнегреческий календарь включал в себя 354 дня. Он представлял собой попытку согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Из-за этого каждые восемь лет к году добавлялись лишние 90 суток. Из-за слишком большого количества дней их делили на несколько месяцев.

Древнеримский календарь начинался с 1 марта и содержал 304 дня, которые делились на 10 равных частей. Он постоянно реформировался, и в итоге начальной точкой стало 1 января. Также были добавлены еще два месяца.

Юлий Цезарь, наблюдая за природными явлениями, выявил в них определенную периодичность. Так появился юлианский календарь, который был рассчитан с математической точностью. Он состоял из 365, 25 суток. Именно Цезарь ввел понятие «високосный год». Его протяженность увеличивалась ровно на одни сутки. Наблюдение за движением Солнца позволило избежать неточностей и появления лишних дней в году.

Григорианский календарь

Во времена папы Римского Григория XIII был введен новый стиль летоисчисления. Основной его целью было закрепление даты весеннего равноденствия, которая постоянно смещалась. Именно 21 марта день равнялся ночи, и это максимально приближено к тропическому году, где разница составляет лишь 26 секунд. Чтобы этот промежуток равнялся суткам, потребовалось бы около 3300 лет. Такой невероятной точностью обладает григорианский календарь.

Начиная с 1918 года в России был утвержден новый стиль и введен григорианский календарь, опережающий старый на 13 дней. Именно поэтому многие люди празднуют Старый Новый год, который как раз приходился бы на 13 января.

Луна как мерило времени

Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся "хвостик" после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.

На основе лунного календаря разрабатываются рекомендации, следуя которым, можно привлечь удачу и добиться успеха. Многие огородники сверяются с фазами спутника, чтобы начинать определенные земельные работы. Творчество, денежные вопросы и личные отношения также связывают с влиянием Луны. Некоторые даже учитывают ее положение, чтобы сделать стрижку.

Перекидной вариант

Еще совсем недавно во многих семьях часто использовался перекидной календарь. Но и сейчас данный вид достаточно популярен. Однако внешний облик его несколько изменился. Производители добавляют удобную пластиковую подставку и красочно оформляют каждую страницу.

Лист с каждым днем на календаре необходимо отрывать. Также можно просто открывать новую страницу. Вместе с наименованием месяца, днем недели и числом не листе помещается разнообразная интересная информация, связанная с этим днем. Очень удобно использовать такой календарь в офисах. Часто их используют в качестве корпоративного подарка.

Настенный календарь

Многие привыкли вешать календарь на стену, дверцу холодильника. Его особенность заключена в том, что виден целый год. Сразу понятно, когда наступают праздничные или выходные дни. Ведь они выделены цветом.

Как правило, настенные календари изготавливают из глянцевой бумаги. Встречаются также более дорогие пластиковые варианты. Популярность настенных календарей объясняется удобством использования, красивым внешним видом и получением максимума информации на довольно ограниченной площади.

Календарь праздников

Если есть необходимость узнать, какой именно праздник наступит в тот или иной день, настенный вид не будет хорошим помощником. Для этого потребуется специальный календарь праздников, найти который в электронном виде легко в Интернете. Там же можно его и приобрести. На таком календаре рядом с каждой датой будут перечислены абсолютно все праздники, которые наступают в этот день, даже малоизвестные.

Карманный календарик

Удобным вариантом в случае, когда необходимо иметь календарь всегда под рукой, станет карманный вариант. Он представляет собой небольшую карточку с изображением дат и какого-либо рисунка на обратной стороне. Часто фирмы оставляют свои рекламные изображения на таких календарях и раздают их посетителям. С их помощью удобно отслеживать праздники и отмечать важные даты. Часто карманные календарики используются в качестве закладки. Их легко всегда носить с собой.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

График работы и отдыха

Незаменимым помощником в работе является производственный календарь. Особенно он полезен для бухгалтеров. Производственный календарь не только помогает при расчете часов работы, но и облегчает начисление больничных и отпускных. Кроме того, количество дней, которые официально считаются рабочими, в разные года меняется из-за праздников и переноса дней, выпадающих на выходные. Производственный календарь является официальным документом, где все дни распределены указом Правительства РФ.

Документ важен не только для бухгалтерии, но и необходим кадровикам. С его помощью начисляют заработную плату, премии на основе официальных рабочих часов и составляют точный график трудовых дней. Помимо этого, производственный календарь необходим для своевременной отправки отчетности в различные официальные структуры и для расчета больничных листов и отпусков.

В зависимости от выпадения официальных праздников на будни или выходные осуществляется их перенос. Каждый год объявляется их порядок и закрепляется законодательными актами. Таким образом, разрабатывается календарь на год с праздниками и выходными. Он учитывает все требования Трудового кодекса Российской Федерации.

В преддверии новогодних праздников многих волнует календарь на декабрь, но в отличие от первого месяца года здесь особых перемен обычно нет. Часто случается, что 31 декабря, когда все готовятся к Новому году, приходится выходить на работу. Календарь на декабрь может порадовать только, если 31 число выпадает на выходной, но тогда могут сократить январские праздники.

Заключение

Изучая вопрос, что такое календарь, важно учитывать способ летоисчисления и место его использования. Так, в России до сих пор в ходу два вида. Общественность живет по григорианскому календарю. Но церковь придерживается старого стиля.

Сейчас существуют несколько видов календарей. Но отличаясь некоторым содержанием, все они имеют одну основу. Их функции и предназначение в целом схожи. Они необходимы для планирования времени и точной организации всех событий.

Новая программа "Дизайн Календарей" позволяет создавать стильные календари любого формата и стиля. Размер дистрибутива - 156 Mb. Программа работает под всеми версиями Windows, в том числе Windows 7, XP, Vista, Windows 8 и 10. Покупка полной версии производится через самые надёжные интернет-магазины с доставкой за 10 минут.

Отзывы пользователей

Я долгое время выбирала себе подходящую программу для создания календарей. Когда попробовала Дизайн Календарей, то сразу поняла - это то, что мне нужно. В программе есть всё, что может пригодиться для изготовления календарей дома!

Алёна Морозова, г. Москва


Дизайн Календарей - очень качественная и продуманная программа. Бесспорно, лучшая на российском рынке. Меня лично она поразила многообразием календарей и фактически неограниченными возможностями дизайна.

Вячеслав Титов, г. Хабаровск

Календарь - история и современность

Изначально календарь служил системой счисления дней в году и основывался на периодической смене движений небесных тел. Однако в разные исторические периоды различные культуры неодинаково трактовали принципы, которые должны лежать в основе создания календаря, отсюда многообразие видов календарей, а также многочисленные споры, которые длятся и по сей день. В данной статье мы расскажем о различных видах календарей и о том, как создать календарь самостоятельно, используя специальный софт.

Что такое календарь

Согласно определению Википедии Calendarium - это долговая книжка, расчет по которой производился в дни календ, то есть в первые дни месяца. Разные народы использовали свои способы датировки исторических событий, например, римляне вели отсчет с момента основания Рима, а древние египтяне - с начала правления новой династии.

Виды календарей

Перевод из одной системы летоисчисления в другую доставляет порою значительные сложности из-за различной продолжительности года, а также неодинаковой даты начала года в различных системах.

В Древнегреческом календаре год содержал 354 сут. Однако из-за расхождения с солнечным годом на 11,25 суток, каждые восемь лет к году прибавляли девяносто дополнительных суток, поделенных на три равных месяца.

Изначально Древнеримский календарь состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а первым месяцем года считалась дата - первое марта. Впоследствии римский календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены еще два месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.

Введение Юлианского календаря было связано и именем Юлия Цезаря,стремившегося увязать календарные даты с сезонными природными явлениями. Юлий установил продолжительность года, равную 365,25 суткам. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних "вставок" в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.

Григорианский календарь был введен при папе Римском Григории XIII и обозначен как "новый стиль" взамен "старому стилю" (юлианскому календарю). Целью введения григорианского календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия - 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию. Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Эта разница достигнет суток через 3333 года, но для компенсации этой погрешности в григорианском календаре было введено особое правило, основанное на том, что из каждых 400 лет должны быть исключены три високосных года. Это смогло бы поправить календарь настолько, что ошибка величиною в одни сутки возникла только через сто тысяч лет. Григорианский календарь в России был введен лишь в 1918 году, разница между новым и старым стилями в 21 веке составила 13 суток.

Другие классификации

Существуют и другие виды календарей, содержащие в своей основе различные системы летоисчисления: , египетский, еврейский, мусульманский, китайский и т.д.

В основе любого календаря, за редким исключением, лежит цикличность двух основных небесных тел - луны и солнца. Всвязи с этим выделит три основных типа календарей.

1. Лунный календарь. В его основе - циклическая смена лунных фаз в течение синодического месяца, равного 29,53 суткам. Таким образом, лунный год содержит 354,37 сут. Основной минус данного календаря заключается в том, что он не учитывает дробную часть, и за каждые 30 лет накапливаются лишние 11 суток. Типичным примером лунного календаря является мусульманский календарь.

2. Солнечный календарь основан на годовом солнечном цикле и имеет продолжительность 365,24 сут. Для устранения возникающей погрешности каждые четыре года вводится специальный високосный год, содержащий лишние сутки. Основными датами, на которые ориентируется подобный календарь, являются дни равноденствия и солнечного солнцестояния. Григорианский календарь является солнечным.

3. Лунно-солнечный календарь. Как видно из названия, это попытка соединить два типа календарей и, соответственно, согласовать два цикла - лунный и солнечный. Достаточно сложен как в расчетах, так и в применении. Например, для устранения расхождений используют добавление каждые два или три года дополнительного тринадцатого месяца. Примером является еврейский календарь.


Как сделать календарь на компьютере?

Таким образом, календарь испокон веков служил не только средством измерения временных интервалов, но и помогал организовывать жизнь людей и их трудовую деятельность. Календарь не утратил своих функций и по сей день. Без календаря трудно обойтись как дома, так и на работе. С помощью календаря мы планируем предстоящие поездки, определяем количество рабочих дней в году, уточняем даты государственных или церковных праздников. На полках магазинов можно обнаружить огромное количество календарей самого разнообразного дизайна.

Но гораздо более приятным и оригинальным решением станет календарь, который вы сделаете своими руками. Используя редактор "Дизайн Календарей" от AMS Software, вы сможете подготовить красивый с фотографиями всего за несколько минут! Достаточно лишь выбрать стиль календаря, добавить фото и стильный календарь готов! Такой календарь станет удачным дополнением вашего имиджа и великолепным подарком к любому празднику.



Сегодня самыми известными системами летоисчисления являются юлианский календарь («старый»), введённый в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э, и григорианский календарь («новый»), который ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Но история знает и другие календари - некоторыми из них пользовались древние, а другие - введены в обиход совсем недавно.

Календарь майя

Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

Международный исправленный календарь




В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре - с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

Египетский календарь


Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

Позитивистский календарь


Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

Китайский календарь


Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

Эфиопский православный календарь


Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

Французский революционный календарь


Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года.

Римский календарь


Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

Ацтекский календарь


Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.

Инструкция

Календарь позволяет фиксировать даты и измерять интервалы времени. Это необходимо для регистрации событий в хронологическом порядке. Издавна календари использовали для назначения церковных праздников – в том числе не имеющих точной даты, как в случае с Пасхой. В светской жизни заработная плата, процентные выплаты и другие обязательства также привязаны к временным интервалам.

Основные типы календарей: солнечный, лунный и лунно-солнечный. Длительность суток определяется вращением Земли вокруг своей оси. Лунный месяц привязан к обращению Луны вокруг Земли. Солнечный год задан вращением Земли вокруг Солнца.

Древние египтяне, майя и большинство современных стран придерживаются солнечного календаря. Он привязан к продолжительности солнечного года, в котором 365,2422 суток. Гражданский календарь подкорректирован под целое число 365, а недостающую дробную часть учитывают, добавляя к високосному году один день.

В лунно-солнечном календаре реализована попытка с помощью подгонок согласовать продолжительность солнечного года с лунными месяцами. Таков официально принятый в Израиле еврейский календарь.

В разные исторические периоды предпринимались попытки усовершенствовать отсчет времени. Проблема в том, что и солнечный год, и лунный месяц содержат дробные части, которые можно по-разному учитывать. Это делают с помощью поправок с определенной периодичностью.

Греческий календарь. Год состоял из 354 суток. Каждые 8 лет к нему добавляли 90 суток, разделенные на три месяца.

Римский календарь состоял из 10 месяцев, затем добавили еще два. Примерно в 451 г. до н.э. начало года перенесли на 1 января и последовательность месяцев привели к нынешнему виду.

Юлианский календарь. Сначала даты не совпадали с природными сезонами. После реформы Юлия Цезаря появился високосный год. Юлианский календарь называют «старым стилем».

Августианский календарь. Когда Цезарь умер, високосный месяц добавляли не раз в четыре года, а раз в три. Эту ошибку исправил император Август. Также он изменил продолжительность некоторых месяцев. В результате появилась привычная ныне система.

Китайский календарь. За несколько тысячелетий до н.э. император Яо приказал создать календарь, удобный для сельскохозяйственных работ. До 1930 года крестьяне пользовались древним календарем, затем его запретили.

Григорианский календарь. Папа Григорий XIII дополнил юлианский календарь, и 21 марта стало днем весеннего равноденствия. С 1582 года появился так называемый новый стиль. Исправление дат внесло путаницу, потому что Григорий XIII велел внести поправки в прошлые даты. Сейчас григорианский календарь используется в России, США и других странах. Григорианский календарь согласуется с явлениями природы, но и в нем есть недостатки. Ведутся разговоры об усовершенствовании и реформе календаря.

Вечный календарь Эдвардса разбит на кварталы. Каждая неделя начинается с понедельника, что удобно для бизнеса. Пятница не попадает на 13-е число. В США даже вносили в Палату представителей законопроект о переходе на этот календарь.



Похожие статьи
 
Категории