Образ андрея болконского и его жизненные искания. Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

12.04.2019

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра! - думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Толстой любил повторять пушкинскую шутку: «Знаете, какую штуку выкинула Татьяна, она неожиданно для меня вышла замуж». У настоящего героя психологического романа складывается свой характер, который автор не может не учитывать.

Андрей Болконский оказался в центре толстовской эпопеи довольно неожиданно. На вопрос дальней родственницы, откуда взялся его герой, Толстой ответил:

«В Аустерлицком сражении, которое будет описано, но с которого я начал роман, мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти» (Письмо Л. И. Волконской, 3 мая 1865 года).

После «помилования» князь Андрей выдвинулся в эпопее на одно из первых мест. В его духовном пути отразились интеллектуальные искания образованных русских людей начала XIX века.

В начале романа Андрей действительно разочарованный блестящий молодой человек, равнодушный к свету и собственной семье, находящийся в сложных отношениях с отцом, обломком прежней екатерининской эпохи, мечтающий о быстрой карьере и всемирной славе.

Его мечта парадоксальна: идя на войну с Наполеоном, он мечтает повторить именно его путь, ожидает свой Тулон.

Д. Шмаринов. Князь Андрей

Аустерлицкое сражение, где князь Андрей проявляет подлинный героизм, заканчивается для него ранением и личным поражением при встрече со своим недавним кумиром. «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту мину ту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Маленький, ничтожный человек на фоне высокого, справедливого, доброго неба - этот символический контраст несколько раз повторяется в эпизоде. И здесь же Толстой готовит следующий этап эволюции героя: в бреду князь Андрей с нежностью вспоминает мирный семейный круг, отца, жену, сестру и будущего сына.

Дальнейшие события - выздоровление, неожиданное возвращение, рождение ребенка и смерть жены - лишь подтверждают глубокое разочарование героя в прежнем идеале. В разговоре с Пьером в Лысых Горах князь Андрей говорит о намерении жить для себя и своих близких, не жить, а фактически доживать в тоске о жене, скуке и ожидании смерти.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя» (т. 2, ч. 2, гл. 11).

Но, как и ранее, в сцене дружеского разговора на берегу реки, Толстой готовит новый перелом в сознании героя. Слушая восторженного Пьера, князь Андрей в первый раз после Аустерлица «увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе» (т. 2, ч. 2, гл. 12).

Это чувство забывается в жизненной суете, но снова возрождается после ночи в Отрадном, восторгов Наташи лунной ночью и вида усталого, искореженного дуба, который, вопреки всему, возрождается к жизни вместе с весной (вслед за высоким небом психология героя характеризуется с помощью нового символа).

«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и не доверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло бее причинное весеннее чувство радости и обновления... <...>.

"Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что л знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы мл всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"» (т. 2, ч. 3, гл. 3).

При новом возвращении в большой мир князь Андрей пытается соединить ранее разделенные общественный и личный интересы. Он участвует в преобразованиях Сперанского и влюбляется в Наташу.

«И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собой, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. "Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, - говорил он сам себе. - Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым", - думал он» (т. 2, ч. 3, гл. 19).

Возрождение героя через любовь оказывается третьим этапом его духовной биографии и снова оканчивается катастрофой: ошибкой Наташи, вызванной увлечением Лип толем Курагиным. Как и смерть жены, предательств) не весты снова происходит накануне: накануне возвращения князя и назначенной свадьбы.

В разговоре с Пьером князь Андрей снова - но и иной форме - проявляет свой аристократизм, гордость, неумение прощать, напоминающее о героическом мышлении и прошлых увлечениях Наполеоном.

«- Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер, - помните о...

- Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

- Разве можно это сравнивать?.. - сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

- Да, опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это» (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Положение резко меняется, когда война приходит к порогу родного дома. Толстой реализует эту метафору: Андрей оказывается в опустевших Лысых Горах. В трагическое для всей России время толстовский герой тоже вступает в сферу эпоса, проникается пафосом защиты родной земли. Этот новый перелом подготовлен внешне незаметной, но очень важной для эволюции героя сценой.

Уже покидая имение, Андрей видит двух маленьких деревенских девочек, несущих из оранжереи зеленые сливы и пытающихся спрятаться при появлении «молодого барина».

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного - унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что-то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками» (т. 3, ч. 2, гл. 5).

Гордый и эгоистичный, занятый напряженной внутренней работой герой впервые открывает очень простую вещь: многообразие мира, существование других людей с их особой жизнью и особыми интересами.

Это мелькнувшее в сознании князя Андрея чувство быстро исчезает. В той же главе, возвращаясь в полк, Болконский слышит от солдат прозвище «наш князь», однако пока не может признать этих барахтающихся в грязном пруду людей своими. И позднее (т. 3, ч. 2, гл. 24), накануне Бородинского сражения, пересматривая в свете «волшебного фонаря» «главные картины своей жизни», герой видит в ней три главных горя: в любви к женщине, смерти отца и французском нашествии, захватившем половину России.

Но сразу же после этого, в очередном разговоре с Пьером, оскорбленная личная гордость окончательно уступает место другому чувству.

«- Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? - сказал Пьер.

- Да, да, - рассеянно сказал князь Андрей. - Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, - начал он опять, - я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить» (т. 3, ч. 2, гл. 25).

Накануне Бородинского сражения из прежнего рыцаря чести, подражавшего своему кумиру Наполеону, рождается оскорбленный вражеским нашествием человек, воюющий не ради личной славы и своего Тулона, а для защиты своей земли, своей родины, чувствующий себя, наконец, частью общей жизни, совпадающий в мысли народной с капитаном Тимохиным и последним солдатом.

Так подготовлен переход князя Андрея в новое состояние: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Пьер во время этого разговора тоже окончательно осознает скрытую теплоту патриотизма, «которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Есть скрытая символика в том, что герой, который, по первоначальной мысли Толстого, должен был погибнуть в чужом сражении при Аустерлице, получает смертельное ранение на Бородинском поле. Причем он не героически бежит в атаку, увлекая солдат, а находится в резерве. Его объединяет с другими людьми даже не дело, а судьба, участь.

Встреча с Анатолем Курагиным - кульминация перерождения Андрея Болконского. При виде страшных страданий своего безнравственного соперника герой окончательно отказывается от гордости и самоуверенности, обретая новый смысл жизни.

«Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

"Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!"» (т. 3, ч. 2, гл. 37).

Семейный ген Болконских - рациональное, рефлектирующее отношение к миру. «Знаю» в их жизни и поведении преобладает над «чувствую» или «живу». «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла...» - признается князь Андрей Пьеру в беседе перед Бородинским сражением. Поэтому и умирает герой после того, как познает, понимает то самое оно, которое находится за запертой дверью.

Смерть понимается Болконским как освобождение от сна и пробуждение к новой жизни.

«"Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!" - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его».

Но кончается этот эпизод все-таки не окончательной разгадкой, а загадкой, всю жизнь волновавшей Толстого. «Куда он ушел? Где он теперь?..» - задает Наташа безответный вопрос (т. 4, ч. 1, гл. 16).

Романтические мечты о славе - разочарование и переход к частному существованию - возвращение к жизни через любовь - новый кризис и приобщение к скрытой теплоте патриотизма во время всенародных испытаний - разгадка смерти как вечной, божественной любви: таков путь жизни Андрея Болконского. Толстой окольцовывает его двумя символами: высокое бесконечное небо при первом прозрении героя; запертая дверь, за которой находится ужасное оно, в конце его земного пути.


Похожая информация.


Цели урока:

Раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека – участника исторических событий и жизни народа;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие творческого воображения и мышления;
- формирование представления о нравственных ценностях;
- воспитание любви к художественной литературе.

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия «Литература 5-11 классы»), мультимедийный проектор и экран, компьютеры. (Слайды 1-3), портрет Л.Н.Толстого.

Техническая помощь: лаборант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная и живая человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними, неотделимо от них – добрые открытия и озарения, обогащенные души. Такой жизнью жили любимые герои Толстого. Такой была его собственная жизнь. Толстой всегда стремился проникнуть в самую суть явлений. Так он показал нам чувства человека и его мысли.

Истории народа, по Толстому, та действительная, внутренняя история, которую он стремился воссоздать в романе «Война и мир» - это и быт народа, частная семейная и личная жизнь, и отношения, которые складываются между людьми.

Но история – это и искания общественной мысли, это жизнь, движения человеческого сознания.

Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои высокого интеллектуального плана – выражают в романе, прежде всего, именно эту очень важную, духовную сторону исторической жизни. Как писал Толстой позднее «…духовная деятельность есть величайшая, могущественная сила. Она двигает миром…»

Андрей и Пьер не только в историческом смысле, но и в нравственном, психологическом, наиболее близкие Толстому герои. Они близки ему более всего тем, что находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Подобно тому, как это было у самого Толстого: их жизнь – это путь. Путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения.

Задание 1 для исследования: (по адресу в Интернете www.levtolstoy.org.ru ) найти и исследовать размышления Толстого о смысле жизни. (Приложение №1) (комментирование и обсуждение полученных результатов).

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: (Слайд 4)

Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

Обратимся к образу князя Андрея Болконского.

2. Беседа по вопросам (план беседы на слайде) (Слайд 5)

Вопрос 1: При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с князем Андреем? (Слайд 6)

Учитель: Свое повествование Толстой начинает с 1805 года. Полный честолюбивых устремлений Андрей идет на войну.

Вопрос 2: Зачем князь Андрей пошел на войну, и как проявил себя войне?

Исследование глав текста т.1 чт.2 гл 11-19, чт.3 гл 11-13, 17-19.

(комментирование и обсуждение полученных результатов)

Учитель: С Андреем вместе мы понимаем, что есть истинное, великое и важное для человека и истории. После плена, выздоровев после ранения, возвращается домой в Лысые Горы,

Вопрос 3: Какие испытания обрушились на Андрея по возвращении домой?

Исследование глав текста т.2 чт.1 гл.7-9, чт.2 гл.7-9, гл.10-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Путь Болконского не был и не мог быть сколько – нибудь прямолинейным и равномерным. Жизнь Андрея состоит из ряда этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, разочарованием, иногда видимой остановкой в пути, затем пробуждение к новой жизни, новый поиск. Сильный внутренний перелом ознаменовал для Андрея Аустерлиц и смерть жены. В горе происходит переоценка ценностей.

Вопрос 4: Чем решил занять Андрей, ради чего жить?

Исследование эпизода «Андрей в Богучарове» т.2 чт.2 гл.9-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Князь Андрей не может так долго жить. По существу, это более всего и делает его героем исторического смысла и значения. История, по Толстому, есть движение людей: движение видимое, внешнее и еще более того внутреннее, скрытое. И чем больше человек в движении, в пути; чем больше он изменяется и ищет; чем больше он живой, трем больше он причастен к истории и выражает ее.

Вопрос 5: Кто пробудил Андрея к активной жизни? (Слайд 7)

Исследование эпизода «Разговор на пароме» т.2 чт.2 гл 12

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой.

Вопрос 6: Какое впечатление произвела на Андрея эта встреча в Отрадном? Как в дальнейшем складывались их отношения?

Исследование глав текста т.2 ч.3 гл.1-3.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: К Андрею пришло новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, завел знакомство со Сперанским.

Задание 2: Найти в тексте (т.2 чт.3) главы, отображающие отношения Андрея к работе у Сперанского.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Затем пришла любовь к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица, и заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви – правды фальшивым показался ему Сперанский со своими «белыми изнеженными ручками», на которые «невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки тех людей, имеющих власть». Теперь ему казался фальшивым и «тонкий звук голоса» Сперанского, и его неумолкавший неестественный смех, и показная нежность к дочери, а главное – все то, чем занимался Сперанский, и что на некоторое время увлекло и самого Андрея.

Задание 3: Выберите из текста главы, соотносящиеся с темой «Любовь в жизни князя Андрея Болконского» (Слайд 8)

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: До некоторой степени с Андреем происходит то, что уже когда – то с ним было. Его жизнь, его путь идет кругами и спиралями. И война 1812 года застает Андрея во внутреннем смятении, с тяжелыми мыслями о себе и нанесенной ему обиде, в поисках возможности отомстить за себя. Но война 1812 года – это общее дело, трагедия не только князя Андрея, а всенародная. В ней личное естественно сливается с историческим и народным, личное и личность точно растворяется в народе. В этом для Андрея заключена возможность еще новой жизни и нового последнего возрождения.

Вопрос 7: Каким показан Андрей Болконский в войне 1812 года? (Слайд 9)

Исследование глав текста т.3 ч.2. гл 15-16, 24-25, 36-37 (ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: На этой последней высоте забывается эгоизм, происходит переоценка ценностей, расширяется душа, способная теперь в своем величии пожалеть и простить своего недавнего врага. Способный простить и пожалеть, Андрей ощущает себя частицей общего.

Вопрос 8: К каким мыслям приходит князь Андрей?

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: И вот последняя встреча князя Андрея с Наташей Ростовой. Смог ли простить Андрей Наташу за измену?

Исследование глав текста т.4 ч.1 гл.15-16. .

(ответы учащихся с комментированием текста)

3. Обобщение и выводы. (Слайд 10)

В: Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

(Комментирование и обсуждение проделанной работы)

В: Что есть нравственный путь человека?

В: Возможно ли существование таких людей, как Андрей Болконский сегодня?

4. Домашнее задание. (Слайд 11)

Задания по группам.

1группа: Составить вопросы для беседы по прочитанным главам.

2 группа: Составить хронологическую таблицу жизни Пьера Безухова.

Пьер Безухов и Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем.

Князь Андрей впервые появляется там же, где и Пьер - на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Но если Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку зрения и готовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого, скучающего, пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми ее бесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, в которой отсутствует понимание.

Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из привычного мира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс воплотить в жизнь все мечты: «И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих людей».

С моей точки зрения и точки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава - изменчивое явление. Достаточно вспомнить французскую революцию - вчерашним кумирам на следующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам, которые вскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности людской славы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден будет пройти.

И вот на Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат - вперед, к подвигу и славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо - так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

В этот момент князь Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Он решает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругу людей и забот.

Вернувшись в Лысые Горы, имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевный кризис.

Лишь встреча со старым другом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера «надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматься над смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но пока князь Андрей продолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей и возможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всем своим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!».

Болконский проводит в своих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот, за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же все получается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактически освобождая их.

Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И ему становится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.

И, наконец, финальным этапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Это дерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути, теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья, которому прежде было антонимом в сознании князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Деятельная личность Болконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрей поступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским над различными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошли в жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержки в продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственную деятельность.

Одновременно наступает важный период в жизни князя Андрея - роман с Наташей Ростовой. Болконский, впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовь князя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие. Но отец Болконского поставил условие - свадьба может состояться не менее чем через год. И этот год князь Андрей решает провести за границей, в частности, чтобы поправить здоровье.

Однако чувство Наташи Ростовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина и решила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.

И снова мечты князя Андрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимый рок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.

Вернувшись из-за границы накануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет там Анатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, - думал он опять с совершенной ясностью, - но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».

Князь Андрей завершает свой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного, всеобъемлющего и воистину божественного чувства. Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания - любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взамен отобрал жизнь.

Последняя истина, открывшаяся ему - «Смерть - это пробуждение!» - стерла в душе Болконского страх к неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер».

Тема « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»

Цель : раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи :

Познавательная:

Формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

Развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Регулятивная:

Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

Формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Коммуникативная:

Формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации к роману.

Эпиграфы.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Л. Н. Толстой.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. На уроке мы поговорим об одном из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Слайд 1 Нравственный кодекс Толстого

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость" . Для писателя это был нравственный кодекс. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир».

Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

Слайд 2. Эпиграф.

(выделение ключевых слов)

- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

(смысл жизни)

- Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.

(поиски смыла жизни Андреем Болконским)

Да, тема нашего урока – это «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». Запишите в тетради тему.

Слайд № 3 Запись темы урока.

- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

2. Основная часть

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд 4. Первое знакомство. Отрывок фильма (2:24)

(на приеме Анны Павловны Шерер в Петербурге)

Слайд 5. Внешность

Прочитаем отрывок из романа. И ответим на вопросы.

-Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой?

(усталый, скучающий взгляд)

Это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.

Слайд 6 . Духовный кризис. Уход на войну.

- Каким образом он решает выйти из тупика?

(Он решает ехать на войну)

Слайд 7. Мечты о славе.

- о чем он мечтает на войне? Прочитаем отрывок из текста - Какие его размышления накануне Аустрлицкого сражения?

(О своем Тулоне как у Наполеона, мечтает о славе)

Отрывок фильма (0:18)

Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны

Слайд 9. Аустерлиц. Подвиг князя Андрея.

-- Что происходит с князем во время Аустерлица?

(Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: он с криками УРА побежал и за ним побежал весь полк. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был поистине героическим в жизни Болконского. После драки он оказывается ранен.)

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.

--- Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Отрывок фильма (3:00)

-- К какому выводу приходит князь?

(Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)

И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

Слайд 11. Возвращение домой после ранения.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

(смерть жены)

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына? (Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

(Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком)

Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

фрагмент фильма (3:30)

Слайд 13. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса.

--Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)

-- Как эти слова повлияли на Андрея?

(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему)

И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное. И дуб –это символическое психологическое состояние самого князя.

Слайд 14.

-- Что думал герой в это время? Прочитаем отрывок.

---Но так ли это? Чьи это мысли?

(Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого).

---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (услышанный разговор Наташи о полете. Он был поражен ее жизнелюбием. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)

--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает..дуб?

Слайд 15. Вторая встреча с дубом

--Что он видит? Прочитаем отрывок.

--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?

(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

Слайд 16. Душевный подъем.

- -- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?

Чем он занимается?

(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он влюбляется в Наташу Ростову).

Отрывок фильма.(2:45)

Но это счастье оказалось кратковременным.

Слайд 18. Участие в законодательной деятельности Сперанского.

- Что случается дальше в судьбе князя?

Андрей предлагает Наташе руку, она согласна, но ему необходимо ехать на год в Европу по желанию отца, поэтому свадьба откладывается. Наташа увлекается Василем Курагиным и даже собирается с ним сбежать и тайно обвенчаться. Об этом становится известно князю. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Андрей разочаровывается в Сперанском)

Опять тупик, опять разочарование.

--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года)

Слайд 19. Князь Андрей в войне 1812 г.

Прочитаем разговор князя с Кутузовым.

--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?

(Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.)

Отрывок фильма (0:32)

Князь накануне Бородинского сражения.

Вспомните Болконского накануне Аустрелица - мечты о славе, известности, личное тщеславие героя. А здесь – переживание за Родину, высокое чувство патриотизма.

-- Что значила война и Бородинское сражение для князя Андрея?

(Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами. Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как его понимал князь во время Аустерлица, а подвиг во имя Родины!)

Болконский смертельно ранен. В импровизированном госпитале он видит раненого Курагина, которому ампутируют ноги. Всю военную кампанию Болконский «гонялся» за своим врагом - отомстить за поруганную честь, и вот судьба представила ему шанс - оба при смерти. Болконский уже совсем другой человек с другими взглядами на жизни и людей.

Прочитаем мысли Болконского после ранения. Слайд 21-22.

-- Среди раненых на подводах его находит Наташа Ростова, ухаживает за ним, но дни Болконского сочтены.

Отрывок фильма (1:35)- Встреча с Наташей.

Отрывок фильма (3:35) - Смерть

Слайд 24. Последние мгновения

Слайд 26-27. Схема

Вот такой жизненный путь прошел герой Толстого –Андрей Болконский, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя, соединим их и посмотрим, что у нас получилось ? (кривая ) зарисуйте в тетрадях.

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому.

3. Подведение итогов урока

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?

(да, жить надо небесполезно, творя любовь и добро)

Слайд 20. Выводы. Запишите в тетрадях

Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

4. Домашнее задание

Запись Д\З. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

Оценивание работы студентов на уроке



Похожие статьи
 
Категории