Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

05.04.2019

Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

Развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;

Обучение анализу литературного произведения;

Подготовить учащихся к написанию сочинения;

Воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование:

Компьютер, диск со слайдами;

Раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы”);

Иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.

Эпиграфы:

"Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Д.С.Лихачев

"Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

Д.С.Лихачев

Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ "Слова…”

Д.С.Лихачев

Ход урока

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

1. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– "Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли?

2. Самостоятельное чтение фрагмента "Образ Русской земли в "Слове...” из статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

Читая текст, учащиеся делают пометки:

"P ” – уже знал;

"+” – новое;

"-” – думал иначе;

"?” – есть вопросы.

II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– Природа в "Слове…”;

– Люди Древней Руси в "Слове…”;

– История Руси в "Слове…”.

Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве”?

Домашнее задание: написать сочинение "Образ Русской земли в "Слове…”

Литература к уроку:

1.Коровина В.Я. "Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.

2.Курилов А.С. Нравственные уроки "Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.

3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

4.Прокофьев Н.И. "Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.

5.Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность "Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.

6.Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.

7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.

8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.

9.Фогельсон И.А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.

10.Шкляревский И. Загадки и тайны "Слова о полку игореве”. – М., 1998.

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»- центральный. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые имена с настоящим. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Чёрное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина; города, Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчёркивается В «Слове…»одновременностью действия в разных концах страны:

«Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».

Ощущение бескрайних просторов передаёт и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки – это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движение.

Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Приём олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.

Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет» князю – предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: « Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зелёном берегу, одевает его тёплым туманом.

Охватывая всё пространство Русской земли, автор тем не менее наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приёмах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех сторон ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

В образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное - люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.

Войско Игоря - это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.

Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово...», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

Дорогие девятиклассники, выкладываю обещанный материал (в двух отдельных сообщениях).

Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации.

Патриотический пафос «Слова…» в том, что главный герой его – Русская земля. «Слово…» с необыкновенной силой отразило главное бедствие своего времени – отсутствие государственного единства Древней Руси. Суть поэмы – призыв русских князей к единению.

Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Ещё раз повторю, что героем «Слова…» является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. К ней, Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора. Образ её очерчен широко и свободно. Автор рисует обширные пространства Русской земли, ощущает родину как единое, огромное, живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и др. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг повествования. При этом автор «Слова…» не выключает Русь из состава окружающих её народов, заставляя прислушиваться к происходящим в неё событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцы и литовские племена непосредственно втянуты в ход русской истории.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы и многое другое составляют необычайно широкий фон, на котором разворачивается действие «Слова…», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Люди чувствуют себя частью природы, доверяют ей свои беды и радости, ищут отклик на свои помыслы, сравнивают себя с животными и птицами. Например, Святослав Киевский сравнивает себя с соколом, который после линьки надел оперение взрослой птицы и «не даст гнезда своего в обиду». Сокол и на самом деле отважно защищает своё гнездо от птиц, даже значительно более сильных, чем он сам.

Или Ярославна, которая в тяжёлую минуту обращается к силам природы за помощью: к ветру, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, пробившему каменные горы сквозь землю Половецкую, к солнцу, которое в степи безводной простёрло жгучие лучи свои на русских воинов. Ярославна не только просит у природы помощи для попавшего в плен Игоря, но и скорбит по всей дружине, полёгшей в сражении с половцами.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины – Русской земли – включает в себя и историю, и города, и пейзаж.

Автор никогда не изображает природу в спокойном состоянии. Природа активно участвует в событиях и наделена человеческими качествами: степные звери и птицы предчувствуют поражение русского войска; вместе с половцами на русских надвигаются чёрные тучи; природа помогает Игорю в бегстве из плена.

Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (т.е. пахарей), нарушенном усобицами князей; о жёнах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов при возвращении Игоря. Его войско – это, прежде всего «русичи», русские сыны. Они идут на половцев за родину. Переходя границу Руси, они прощаются с Русской землёй в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земля! ты уж за холмом».

Понятие родины включает для автора «Слова…» и её историю. В зачине к «Слову…» автор говорит, что он собирается вести своё повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря» . Излагая историю несчастного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведёт своё повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Например, вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы.

Русская земля – основной художественный образ «Слова о полку Игореве». Автор пишет ради Русской земли, стонущей от набегов половцев, жалеет её, любит и именно ей посвящает свои думы, тревоги. Идеал автора – могущество Русской земли, единство русских князей, которых хочет видеть братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.

Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.

Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.

Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.

«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

Центральной идеей «Слова о полку Игореве» - выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.

В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.

Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом - с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:

Были веки Трояновы,

Миновались лета Ярославовы;

Были битвы Олега,

Олега Святославича.

Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей - Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:

Тот Олег мечом крамолу ковал,

И стрелы он по земле сеял.

Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.

Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц - соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи - огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т.д.

Русская земля в «Слове…» - это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры - Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.

Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:

И поехал по чистому полю.

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Уже беда его птиц скликает,

И волки угрозою воют по оврагам,

Клектом орлы на кости зверей зовут,

Лисицы брешут на червленые щиты.

Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:

Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!

Не мало тебе величия,

Кончаку нелюбия,

Русской земле веселия!»

Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.

Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.

Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена.



Похожие статьи
 
Категории