Гаршин сигнал главные герои. Конспект урока «аналитическое чтение рассказа в

07.03.2019

В рассказе «Сигнал» (1887) нет любовной истории, но отмеченный мотив проявляется в нем еще резче. Герои рассказа не пишут картин, не обсуждают философских проблем и не могут определять судьбы человечества. Они маленькие люди, живущие маленькими интересами: грядка капусты, жалованье, притеснение начальства — дальше их интересы не идут. Но в своих разговорах об этих предметах Семен и Василий ставят тот же вопрос, что и Гельфрейх, создавший свою картину об Илье Муромце.

В молодости Семен был на войне, служил денщиком и яркихподвигов, которые могли бы определить исход сражения, уже по своей должности совершить не мог. Но для Гаршина Семен — человек большой души, и подвиг его заключается в том, что он не озлобился на жизнь и людей, хотя имел для этого все основания.

Правда, в его отношении к жизни явно заметны пассивность и фатализм. Вот эти черты и раздражают его собеседника Василия. «Не талан-судьба, — возражает Василий Семену, — нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека». Позиция Василия — это позиция человека, не желающего подчиняться судьбе и потому вступающего в борьбу с людьми и обстоятельствами. Но для Гаршина в законах борьбы есть своя суровая диалектика: человек озлобившийся, утративший веру в людей, даже в справедливом гневе своем против виновников зла может стать причиной гибели невинных людей. Здесь Семен и Василий меняются местами. Семен активно выступает на борьбу со злом, спасая поезд с людьми, не подозревающими о грозящей им опасности, и Василий признает его правоту и неправедность пути, на который он встал. Но активность Семена особого рода. В основе ее лежит самопожертвование, и если он и поднимает красный флаг, то этот флаг смочен его собственной кровью.

Вопрос о том, что есть добро и зло, ставится в этом рассказе несколько упрощенно и однозначно, в духе толстовской морали непротивления злу насилием, но благодаря простоте фабулы и благородной героической жертвенности его главного героя рассказ производит сильное эмоциональное воздействие. Именно к этой цели и стремился Гаршин, так как предназначал его для народа.

Для Гаршина мораль всегда была проста, зато бесконечно сложен был вопрос, почему эта простая мораль не может осуществиться в жизни людей. Гаршин в каждом своем рассказе с болезненной остротой ставил вопрос о правде и неправде, о разнообразных проявлениях и формах современного зла, и потому его маленькие рассказы наполнялись большим и глубоким содержанием.

Глеб Успенский справедливо писал: «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям.

Говоря — «все содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно все, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), все до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». Ту же мысль высказал и другой современник Гаршина — П. Ф. Якубович.

И поэт-революционер, и крупнейший прозаик — очеркист-социолог по существу признали факт, необычный как для литературы 80-х гг., так и для предшествующей русской литературы. Небольшие по объему рассказы отразили основное содержание эпохи.

Позднее благодаря Короленко, Чехову, Бунину эта мысль перестанет восприниматься как парадокс. Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра. Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения.

В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности.

Унылому пессимизму и розовому оптимизму, нередким в литературе 80-х гг., Гаршин противопоставил свои сомнения, вопросы, мудрый скептицизм и в то же время пафос подвижничества. В привычном течении будней он сумел увидеть трагедию, а в трагической судьбе незаурядных героев — черты новой нравственности.

Он создал новый тип героя — человека чуткой совести и обнаженных нервов, почувствовавшего личную ответственность за общественную неправду, героя, который станет одним из основных в демократической литературе конца XIX в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге». Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли». В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».

Иной его сосед по дистанции — «человек молодой», «худой и жилистый», Василий Степанович Спиридов. Он убежден: «не талан-судьба нам с тобой век заедает, а люди. <...> Коли всякую скверность на Бога сваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом».

Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда. Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен. Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным. К дежурной и малосодержательной фразе, что в «Сигнале» Гаршин зовет к «героизму, к самопожертвованию ради блага народа», прибавлялось то соображение, что «Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни. При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».

Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением. Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.

Ради утверждения этой идеи и дает Гаршин в «Сигнале» столь символический, во многом литературный финал (так ли уж обязательно было Семену смачивать платок кровью?! Неужели сам по себе человек на рельсах, размахивающий любым предметом, не сигнал тревоги для машиниста?!). Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в. — большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).

Тема. «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В. М. ГАРШИНА

« СИГНАЛ»

Цель урока: продолжить работу над формированием умения учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, донести до учащихся гуманистическую идею книги, развивать умение учащихся давать сравнительную характеристику литературным героям на примере рассказа В.М.Гаршина «Сигнал».

Анализируя содержание рассказа, выявить нравственную позицию учеников по отношению к таким понятиям, как чувство обиды и мести, собственного достоинства и гордыни, справедливости и милосердия, ответственности за свои поступки.

Дать опережающее задание:

а) П одготовить биографию В. М. Гаршина, прочитать рассказы «Красный цветок», «Художник», «Четыре дня», «Трус», отметить экстремальные ситуации, в которых оказываются герои Гаршина, позволяющие выявить болевые точки, отношение к людям, внимание писателя к духовному миру человека.

б) Найти в толковых словарях значение слов: обида, обидеть, месть

Ход урока

1.Сообщение учащихся о В. М. Гаршине (Слайд 1,2,3,4,5)

2. Чтение рассказа «Сигнал» учителем до слов: «Нет, до будки добежать и назад вовремя вернуться не поспеешь…», (по ходу чтения словарная работа), (слайд 6)

Словарь (слайд 7)

Первая линия− пограничные укрепления,

денщик (устар.) − до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг

лощина –долина с пологими склонами

костыль – в тексте толстый гвоздь с загнутым под прямым углом концом, или опора, подпорка такой формы (спец.)

рельс − немецкое слово, пришло к нам из англ., «сойти с рельсов» фразеологический оборот − нарушить привычный образ жизни, правильный путь, волю, самообладание.

3. Как, по-вашему, поведут себя Семён и Василий в сложившейся ситуации? Что в тексте даёт основание думать именно так?

(Работа в парах «Найдите соответствие» (слайд-8, проверить слайд 9)

Семён

служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал.

Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и

пятидесяти верст в жару и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела .

Немало горя пришлось ему с тех пор отведать.

Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел... стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

Немало, - говорит, - я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть.

От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько.

Василий

был человек молодой, из себя худой и жилистый.

Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность - жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус откусить, да слопать.

Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом. Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь - выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.

Учить их надо, кровопийцев...

Жена за него работала, день и ночь не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа…. лицо от слез пухлое, глаза красные .

Ребята записали, обменялись мнениями.

4. Продолжение чтения. Обсуждение:

    Какое впечатление произвёл рассказ?

    Герои. Кто они, как вы к ним относитесь?

5. Что такое рассказ? Как он строится?

(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

(Рассказать, что 1877 г. была война с Турцией, Гаршин записался добровольцем, в одном из боёв был ранен. Россия всё время воевала, в армию забирали на 25 лет, возвращались калеками, инвалидами, если успевали жениться, то жена оставалась одна с детьми.)

(Слайд «Турецкая война» 10)

Что испытал Семён на войне?

Семёну Иванову “немало горя пришлось изведать”: побывал на войне, « служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал». «Каждый день три раза носил ему (офицеру) Семён из полковых кухонь, из оврага, горячий и обед, Идёт с самоваром по открытому месту, пули свистят, в камни щёлкают; страшно Семёну, плачет, а сам идёт. Семён привык выполнять свой долг, добросовестно делать своё дело.

Что его ждало по возвращении? Как относится герой к превратностям судьбы?

Когда вернулся домой, отец- старик помер, сынишка тоже помер, “хозяйство не задалось”, “пошли на новые места счастья искать». Семен не ропщет на судьбу, никого не обвиняет, не проклинает, он считает, что всё от Бога. «Не дал Бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть.»

7. Завязка

Знакомство с Василием. У них одна судьба, оба женаты, детей нет, живут в одинаковых условиях, делают одно дело, но Василий злобится на весь мир: ”Не талан-судьба нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьём съедает.” Семён же старается жить в гармонии с миром, с людьми, пытается сблизиться с Василием, найти ему оправдание.

8. Сюжет развивается

Как обида на судьбу, желание отомстить зреет в Василии?

“ Коли всякую скверность на Бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком надо быть, а скотом…Едят тебя живодеры эти. Весь сок выжимают, а стар станешь - выбросят, как жмыху какую...Эх, кабы сила да власть!..− возмущается Василий,− …Себе лучше не сделаю, а за правду надо, брат, стоять».

А кому причинил боль? Жене, единственному самому близкому человеку. «Жена за него работала, день и ночь не спала, извелась совсем, поджидаючи мужа.».

В порыве гнева и отчаяния он пытается сделать крушение пассажирского поезда. Решает отомстить.

Кому он мстит? Сильным мира сего?

Там тоже люди…”Там, в третьем класс, народу битком набито, дети малые…Сидят они теперь все, ни о чём не думают». Их, может, тоже обидели.

9. Кульминация

Чем заканчивается рассказ?

Что заставило Семёна совершить этот поступок?

Христианин, православный человек, жалко невинных и Василия жалко, его грех прикрыть. Торжественно звучит заключительная часть рассказа, зачитать: (слайд 12)

«И стало черно в глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему поезду»

(Обратить внимание на слог, многосоюзие, инверсию).

Почему Василий вернулся, помог? (Сила самоотверженной любви, мужество другого человека, возможно, и пробудили у Василия совесть и сострадание.)

Финала нет.

Так в композиции и раскрываются характеры героев, мотивы их поступков, то есть авторский замысел.

В нашей реальной жизни нечасто можно найти правду, люди сталкиваются с несправедливостью, испытывают обиду.

(Слайд 13)

Обида (по В. И. Далю) – всякая неправда, тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит и причиняет боль, убыток или поношенье. Насмешка, дурной отзыв о ком-либо.

Обидеть…кого наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому-либо неприятность.

Обида (по С. И. Ожегову) − несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.

Нужно ли «проглатывать» обиду или терпеть, ведь есть же чувство собственного достоинства. Поделитесь вашим жизненным опытом.

10. Как найти гармонию, любовь к миру, к людям? Какой путь предлагает Гаршин?

Правда в душе человека, нельзя на весь свет держать обиду. Озлобленность, уныние - большой грех. Библейская истина: «Не в силе Бог, а в правде».

11. Как вы понимаете название рассказа « Сигнал»?

Прямое и переносное значение слова «сигнал»

(Слайд 14)

1. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений, сообщений.

2. Перен. Предупреждение, сообщение о чём-либо нежелательном, подберите синонимы.

Сигнал − это запретительный знак, метафора, ко всем нам обращённая.

10 христианских заповедей - главные запретительные сигналы для нас.

В рассказе «Сигнал» (1887) нет любовной истории, но отмеченный мотив проявляется в нем еще резче. Герои рассказа не пишут картин, не обсуждают философских проблем и не могут определять судьбы человечества. Они маленькие люди, живущие маленькими интересами: грядка капусты, жалованье, притеснение начальства - дальше их интересы не идут. Но в своих разговорах об этих предметах Семен и Василий ставят тот же вопрос, что и Гельфрейх, создавший свою картину об Илье Муромце.
В молодости Семен был на войне, служил денщиком и яркихподвигов, которые могли бы определить исход сражения, уже по своей должности совершить не мог. Но для Гаршина Семен - человек большой души, и подвиг его заключается в том, что он не озлобился на жизнь и людей, хотя имел для этого все основания.
Правда, в его отношении к жизни явно заметны пассивность и фатализм. Вот эти черты и раздражают его собеседника Василия. «Не талан-судьба, - возражает Василий Семену, - нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека». Позиция Василия - это позиция человека, не желающего подчиняться судьбе и потому вступающего в борьбу с людьми и обстоятельствами. Но для Гаршина в законах борьбы есть своя суровая диалектика: человек озлобившийся, утративший веру в людей, даже в справедливом гневе своем против виновников зла может стать причиной гибели невинных людей. Здесь Семен и Василий меняются местами. Семен активно выступает на борьбу со злом, спасая поезд с людьми, не подозревающими о грозящей им опасности, и Василий признает его правоту и неправедность пути, на который он встал. Но активность Семена особого рода. В основе ее лежит самопожертвование, и если он и поднимает красный флаг, то этот флаг смочен его собственной кровью.
Для Гаршина мораль всегда была проста, зато бесконечно сложен был вопрос, почему эта простая мораль не может осуществиться в жизни людей. Гаршин в каждом своем рассказе с болезненной остротой ставил вопрос о правде и неправде, о разнообразных проявлениях и формах современного зла, и потому его маленькие рассказы наполнялись большим и глубоким содержанием.
Глеб Успенский справедливо писал: «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям.
Говоря - «все содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, - нет, именно все, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша - не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), все до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». Ту же мысль высказал и другой современник Гаршина - П. Ф. Якубович.
И поэт-революционер, и крупнейший прозаик - очеркист-социолог по существу признали факт, необычный как для литературы 80-х гг., так и для предшествующей русской литературы. Небольшие по объему рассказы отразили основное содержание эпохи.
Позднее благодаря Короленко, Чехову, Бунину эта мысль перестанет восприниматься как парадокс. Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра. Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения.

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню - хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье - и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие - богачи и начальники, все они - кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно - тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену - и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки - будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена - и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия - но сколько не звал его Семен вернуться - не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, - думает Семен, - а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые...» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно - вон уже и свисток дальний слышен - скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) - и поднял красный флаг - сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку - кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг - другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке...

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».



Похожие статьи
 
Категории