Олицетворение определение и примеры в русском языке. Олицетворение - что это такое

13.04.2019

Олицетворение – это риторическая фигура, позволяющая наделить неодушевлённые предметы свойствами, качествами и признаками человека. Другое название олицетворения – это персонификация. В основе этого литературного приема лежит механизм проекции, который помогает перенести определенные качества человека на неодушевлённые предметы.

Все чаще в литературе можно встретить олицетворение при описании природы и ее явлений. Например, в конструкции «ветер шепчет» природную явлению приписываются свойства человека. В литературе этот художественный приём помогает придать речи красочность и выразительность.

Как найти олицетворение?

При анализе текста особое внимание обратите на того, кому приписываются те или иные свойства и качества. В олицетворении этим объектом не быть человек. Им является животное, природное явление, растение и т.д. Именно этот объект наделяется человеческими качествами, благодаря чему читатель может ещё лучше представить себе объект и его качества.

Для чего применяется олицетворение?

Какие же задачи ставит перед собой следующие задачи?

  • Придание тексту выразительности. Олицетворение применяется в художественной, научной литературе не просто так. Персонификация приковывает внимание читателя и помогает ещё лучше вникнуть в суть произведения.
  • Развитие воображения. Сравнение неодушевленных объектов с человеком помогает более красочно представить себе описываемую картину и ощутить прочитанные строки.
  • Обучение. Детям и подросткам бывает намного проще запомнить образ и свойства какого-либо объекта, если он наделяется качествами человека. Например, в сказках и баснях встречается много олицетворений, благодаря чему у детей возрастает интерес к произведению и, следовательно, обучаемость.




Где используется олицетворение?

Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.



Примеры

Олицетворение встречается в разговорной речи. Например, оно есть во всем знакомых фразах: «дождь идёт», «зима пришла», «тучи бегут», «ветер воет», «вьюга злится» и др.

В народной поэзии олицетворение встречается в следующих строках:

  • «Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом»
  • «Поют деревья, воды блещут»
  • «Лазурь небесная смеётся»
  • «Утешится безмолвная печаль»

Олицетворение – это мощный художественный прием, позволяющий придать даже научному тексту яркость и выразительность. Умеренное применение данного речевого отворота помогает лучше вникнуть в суть прочитанного.

Олицетворение - это один из видов метафоры, но все-таки - это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» - это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, "идет дождь" (хотя у дождя явно нет ног) или" тучи хмурятся" (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ"
(Ф.Тютчев)
"Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь"
(А.Фет)

"Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром".
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии "Тропы".

С теплом, ваша Алкора

Рецензии

Алла, вот эти два момента статьи:

1."ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией".
2...В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого...-

Заставили меня неправильно понять суть олицетворения. Здесь говорится о наделение неодушевлённых предметов свойствами живого, т.е. получается и животных и растений, а не только человека.
Думаю я не один такой. Необходимо устранить двойственность понимания.
С благодарностью за статью, Владимир.

Во 2 части статьи по Олицетворениям я уже ответила на этот вопрос (процитирую себя):

"Можно ли считать олицетворением "замурлычет"? Или "бродит по крышам"? Мы ведь уподобляем темноту не человеку, а животному? Может, правильнее считать это общим видом - метафорой? - Встречала я разные мнения по этому вопросу. Кто прав? Не знаю. Я бы не делала из этого проблему - как троп ни назови, главное, каждый из них чувствовать и адекватно использовать, уметь с их помощью быть точным и убедительным в передаче своих мыслей и чувств".

Итак, еще раз: Мнений (противоречивых) у филологов много, я - не филолог, я практик. Если бы я участвовала в конкурсе - я бы выбирала на тур те свои стихи, где есть ТИПИЧНЫЕ олицетворения (или бы написала новые стихи - к конкурсу) и заданные тропы выделяла бы - как инструменты для моей победы в конкурсе. Так же и судьи - им надо в первую очередь рассматривать работу на примере типичных (не подлежащих сомнению или разночтению) заданных тропов, а все прочее- добавка к гарниру.... Это - учебный конкурс, где надо показать и поэзию, и владение теорией, а не просто предлагать на конкурс, что у автора есть в хозяйстве и что когда-то где-то имело успех.

Если же мы вообще оцениваем поэзию - то не важно, как этот троп называется, важно, чтобы он работал на тему, создавал образ - понятный и точный.

Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение: определение и функции
Олицетворение – это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: “Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает”. Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы “молоко убежало”, “сердце барахлит”, также являются олицетворением. Использование этого литературного приема в разговоре делает речь образной и интересной. Однако, мы даже не задумываемся о том, что используем этот прием.

Можно еще привести примеры, что такое олицетворение. Например, мы часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение – это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора – это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например – “золотая осень”. Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел…

(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит…

(Кольцов)

Гипербола:
Вихрь полуночный – летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы – горы трещат;
Ляжет на воды – бездны кипят;
Граду коснется – град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

(No Ratings Yet)

Олицетворение – примеры из литературы

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по теме поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Они были созданы в VIII – в начале VII столетия до нашей...
  2. Вариант 1, тема Друзья Маугли. Книга Д. Р. Киплинга “Маугли” – мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного...
  3. Красавица Алкмена – дочь царя Микея и жена героя Амфитриона – была такой прекрасной, что даже Зевс был поражен ее...
  4. Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров прошлых войн. Назначение...
  5. Произведение – Рассказ На основе собственного опыта представляет собой связный текст, который содержит сообщение о каком-то событии, случае из жизнь....
  6. КОТЕНОК. Я очень люблю домашних животных. И вот в конце концов родители мне подарили на день рождения котенока. Оно было...
  7. Вариант 1. тема сочинения история Англии глазами выдающегося романиста В. Скотта. “Айвенго” – роман о далеком прошлом. Все то, о...
  8. А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви...
  9. УТРО СОЛНЦА. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должны сойти солнце. Его лучики уже...
  10. Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно...
  11. “Повесть о Горе-Злочастии” – одно из самых интересных произведений древней литературы, оно отличается четкостью построения и богатством художественных средств. Автор...
  12. “Слово о полку Игоревом” – произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События,...
  13. Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего...

Д.Ушаков считает, что олицетворение – это вид метафоры. По сути, так оно и есть. Олицетворение – это перенос на неживые объекты свойства живых . То есть неживые объекты (предметы, природные явления, физические проявления и т.д.) отождествляются с живыми, «оживляются». Например, дождь идёт. Физически он идти не может, но существует такой оборот речи. Другие примеры из нашей повседневной жизни: солнце светит, мороз ударил, роса высыпала, ветер дует, флигель вращается, дерево машет листьями, осина дрожит … Да их множество!

Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм . Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.

Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах.

Если вы откроете любое стихотворение с описанием природы, вы найдёте в нём множество олицетворений. Например, попробуйте найти все олицетворения в стихотворении С.Есенина «Береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Видите: здесь нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности. Каждое олицетворение – это образ . В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в есть стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны.

Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определённую роль . Например, прекрасный пример олицетворения имеется . В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойничества главного героя. Ещё прекрасный пример олицетворения имеется в лирической стихотворении Михаила Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».

Но не следует путать олицетворение с аллегорией или антропоморфизмом . Например, наделение животного чертами человека, как в баснях Крылова, не будет олицетворением. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем другое изобразительное средство.

С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких поступков уходят в те верования, которые существовали на тот момент. Например, по старославянским традициям душа была у деревьев, строений, предметов домашнего обихода, оружия и т.д. Поэтому вполне закономерно было обращение к ним, как к живым, и существование подобных словосочетаний: земля-матушка, господин Великий Новгород, молвит волк человечьим голосом и т.д. Такие речевые обороты дошли до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в повседневных разговорах.

Это и есть олицетворение. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, который позволяет наделить неодушевленные предметы теми свойствами, что характерны для живых существ. Второе название приема – персонификация (в переводе с греческого языка буквально означает «делать лицо»). Вот несколько примеров того, как разным предметам и явлениям «делают лицо»: звезда с звездою говорит; где-то плачет иволга; солнце встало; дремлет суровый северный город. При помощи олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии.

Многие олицетворения так прочно вошли в нашу речь, что мы ежедневно их используем, не осознавая того, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не умеет ходить, тем более в другой орган. Или Цветы радуются солнечным лучам – растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.

Больше всего олицетворений можно встретить в стихотворениях, баснях и сказках, где разным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода дозором обходит владенья свои, выткался на озере алый свет зари. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, применяемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

Творческий альянс олицетворения и метафоры

Языковеды считают олицетворение особым видом метафоры. Тем не менее между ними наличествуют явные отличия, которые заключаются в следующих моментах:

  • олицетворение переносит качества живого на неживые предметы, а метафора базируется на схожести каких-то свойств двух аналогичных предметов;
  • олицетворение однозначно по своей структуре, оно точно описывает определенное качество, а метафора имеет более сложную и многозначную структуру, поэтому может пониматься по-разному;
  • олицетворение может входить в состав метафоры.

В любом тексте и речи присутствие такого лексического приема, как олицетворение, поможет создать запоминающийся образ и продемонстрировать читателю либо слушателю всю богатую палитру русского языка.



Похожие статьи
 
Категории