Памятник тысячелетие руси. Памятник "тысячелетие россии"

06.03.2019

Памятник «Тысячелетие России » воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника - утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».

По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории - атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.

Общая высота памятника - 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента - 9 метров, шара-державы - 4 м., окружности горельефа - 26,5 метров. Вес металла памятника - 100 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны.

128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.

Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина - олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».

Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.

  • Первый из них - князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
  • Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 гг.
  • Святой Великий князь Дмитрий Донской - символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года.
  • Иван III Васильевич (Иван Великий) - объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
  • Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых.
  • Петр I - великий основатель Российской Империи.

Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители . Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.

Государственные люди . Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.

Военные люди и герои . Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.

Писатели и художники . Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.

Приближать трехмерную модель можно колёсиком мышки, перемещать колёсиком мышки и удерживая клавишу Shift. Модель подготовлена компанией «Аэроскан». .

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.

8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.

Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.

В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.

В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.

Посреди кремлевской площади, в 1862 году воздвигнут величественный памятник Тысячелетия России, по проекту академика М. Микешина. Общий вид его напоминает форму Мономаховой шапки или колокола. Верх памятника представляет державу Российскую или шар, с водруженным на нем крестом. Как шар, так и все скульптурные фигуры отлиты из бронзы и покоятся на цилиндрическом гранитном пьедестале. Памятник обнесен бронзовою решеткою с шестью фонарями на бронзовых канделябрах. Высота монумента 7 ¹/₂ саж., ширина пьедестала 4 ²/₃ саж.; вес металла в нем до 6000 пудов, вес всего памятника до 6000000 пудов и стоимость при постройке до 500000 руб.

2014 год.

Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского в 1862 году, которая ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

Памятник отображает историю России с IX по XIX век в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Высота монумента – 15,7 метров; диаметр гранитного постамента – 9 метров; высота колоссальных фигур 3,3 метра; вес бронзового литья – 65,5 тонн.

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России.

В годы оккупации Новгорода (1941-1944) памятник был разобран немецко-фашистскими захватчиками. Были вывезены окружавшие монумент фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.

После освобождения Новгорода первым был восстановлен памятник Тысячелетию России, который торжественно открыли 2 ноября 1944 года.

Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили вокруг памятника фонари и решетку.

В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей Новгорода – памятник «Тысячелетие России». Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 1862 году, на другой год после отмены крепостного права. Год установки памятника выбран не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского.

В Петербурге был объявлен конкурс на лучший памятник, который прославил бы самодержавие, православие и народ. Победил проект молодого 25-летнего художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней последовали памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Высота памятника – 15, 7 метра, вес бронзового литья 65,5 тонны, на нем 129 бронзовых фигур, 109 – внизу на горельефе. Он делится на четыре раздела, где представлены те, кто прославил тысячелетнюю историю России: князья, цари, военные люди и герои, писатели и художники, священство.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Верхняя часть монумента – мощный шар с крестом. Это держава – символ царской власти. Рядом с крестом ангел – символ православия – и коленопреклоненная перед ним женщина – Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II, лета 1862». Вокруг шара-державы – шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Первый русский государь Рюрик изображен в воинском облачении со щитом в руке, на щите выбита надпись кириллицей: «Лета 6370» - это дата призвания варягов соответствует 862 году от Рождества Христова.

Одна из красивейших композиций памятника «Крещение Руси» - святой равноапостольный князь Владимир, справа от князя – молодая женщина, несущая для крещения своего младенца, слева – крестьянин бросает языческого идола. Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмирия Донского, попирающего воина Золотой Орды. Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, - «основание самодержавного царства Русского 1491 года». В центре композиции дед Ивана Грозного Иван III и покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя, литовский и ливонский рыцари, обороняющиеся сломанным оружием. В группе «Венчание на царство» - юный Михаил Романов с державою в руке молит Бога даровать ему мудрость и силу. Пред ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна: это они – создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I, основателя Российской империи, за Петром – ангел-гений, указующий путь на север, на место основания новой столицы. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, он пытается защитить свое порванное знамя. В нижней части горельефа изображены 109 исторических деятелей. Они «разбиты» на четыре отдела: военные люди и герои, писатели и художники, просветители, государственные люди.

Над скульптурами трудились недавние выпускники и студенты Академии художеств: Иван Шредер, Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий. Напряженная работа продолжалась два года в шести литейных мастерских Петербурга, затем фигуры на баржах по Волхову везли в Новгород. Постамент памятника выполнен из сердобольского гранита с берегов Ладожского озера.

В годы Великой Отечественной войны немцы строили планы увоза памятника в Германию. От Кремля до вокзала была проложена узкоколейка, начался демонтаж монумента. Крепежные болты перерубали зубилами, а фигуры сбрасывали с высоты. Но увезти памятник все же не удалось. 20 января 1944 года началась Новгородско-Лужская операция, фронт был прорван, и немцы спешно покинули Новгород.

Памятник решили восстанавливать. Не было металла и техники, используя рельсы, немецкую вагонетку и мужицкую смекалку, восемь рабочих, голодных и холодных, во главе с реставратором Н. А. Чернышовым подняли монумент, как символ: жива Русь, топтанная и поруганная, но не покоренная. Это было 2 ноября 1944 года.

«Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

Верхняя группа на памятнике состоит из двух бронзовых фигур, России и ангела, держащего крест. Россия изображена в виде коленопреклоненной царственной жены в национальном русском костюме со щитом; ангел благословляет Россию и указывает на славную ее Будущность, под сенью православия. На державе славянская надпись: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

I группа (с южной стороны памятника): Первый русский князь Рюрик, в вооружении варяжского воина, с звериною шкурою на плечах, с мечом и щитом, на коем написано «лета#sto» (862). Влево от него помещен идол Перуна. Группа эта изображает начало Руси.

II группа (влево от первой) – женщина с ребенком на руках, обращенная к равноапостольному князю Владимиру, и один из принявших христианство русских с переломленным через колено идолом. Князь Владимир в полном княжеском одеянии с крестом в руке олицетворяет крещение Руси.

III группа (вправо от Рюрика) – князь Дмитрий Иоаннович Донской, герой Куликовской битвы. Изображен он в кольчуге и шлеме, наступившим на поверженного татарина. В правой руке у него шестопер, а в левой – татарский бунчук. Группа эта олицетворяет свержение Россией татарского ига.

IV группа (рядом с предыдущей) – великий князь Иоанн III, первый царь московский в царской одежде и в шапке Мономаха. По правую сторону его пораженный литвин и коленопреклоненный татарин; по левую – поверженный ливонский рыцарь, за которым фигура сибиряка, поддерживающего руками колоссальную Русскую державу. Группа эта изображает единодержавие на Руси, соединившее землю русскую в одно царство.

V группа (по левой стороне памятника, рядом со II группой) – царь Михаил Феодорович Романов, представитель восстановленного после смутного времени единодержавия русского государства. Изображен он в молитвенной позе, с непокрытой головою по левую сторону его, склонясь на колени, стоит выборный от народа, нижегородский гражданин Козьма Минин Сухорукий, подносящий юному избраннику символ царской власти: шапку Мономаха и скипетр; по правую сторону – князь Пожарский, имеющий в правой руке обнаженный меч, которым как бы защищает юного царя.

Наконец, VI группа (между IV и V групп, обращенная на сторону Софийского собора) – Император Петр I Алексеевич, первый русский Император и Самодержец. Он в порфире со скипетром. За ним ангел, осеняющий его крылом и указывающий правой рукою путь, по которому должна идти Россия, вдвинутая Петром в состав европейских держав. У ног Императора коленопреклоненный швед, как бы защищающий разорванное знамя.

Все фигуры эти значительно больше человеческого роста и отлиты превосходно на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков двора Его Императорского Величества и окончательно отделаны в мастерской завода, находящегося в Петербурге.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

1 – Коленопреклоненная женщина, олицетворяющая Россию.

2 – Благословляющий ее ангел.

3 – Женщина, подающая ребенка для крещения.


4 – Князь Владимир Святославович.


5 – Крестьянин, разбивающий идола.


6 – Рюрик.


7 – Татарский воин.

8 – Дмитрий Донской.

9 – Фигура, символ побежденной Литвы.

10 – Фигура, символ побежденной Золотой Орды.

11 – Великий князь Иван III.

12 – Сибиряк, символ освоения Сибири.


13 – Фигура, символ побежденного Ливонского ордена.

14 – Петр I.


15 – Фигура ангела – гения Славы, указующего России новый путь.

16 – Фигура, символ побежденной Швеции.

17 – Дмитрий Пожарский.

18 – Михаил Романов.

19 – Козьма Минин.

Стоят они все на гранитном цоколе, который опоясан бронзовым поясом, составленным из фигур и горельефов (большею частью портретов) лиц, прославивших Россию и проявивших перед ней великие заслуги за ее 1000-летнюю историю. Таких лиц помещено на поясе (вышиною в 2 арш. 2 верш.) 109, которых можно разделить по характеру их деятельности на четыре отдела; просветителей народных, людей государственных, людей военных и писателей с художниками.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

Подписи над фотографиями - «Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

Памятник «Тысячелетие России» - образец монументальной скульптуры. Его постройка приурочена к юбилейной дате - тысячелетию российского государства. Установлен в Новгородском кремле (Детинце) в 1862 году. Обьект культурного наследия Российской Федерации и Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания памятника

Более тысячи лет прошло с тех времен, когда в Землю Новгородскую по просьбе новгородцев пришел князь варягов и стал править - крупнейшим из Древнерусских княжеств. Это произошло в 862 году и заложило основы российского государства. За свою многовековую историю пережила немало ярких исторических событий, повлиявших на судьбы тысяч людей.

Увековечить славу державы в преддверии празднования тысячелетия прихода в Новгород Рюрика решили сооружением памятника, который служил бы символом незыблемости самодержавия и одновременно отражал судьбоносные вехи в многовековой истории российского государства. Упор делался в первую очередь на самодержавие. Эта идея возникла не случайно. Российская монархия переживала не лучшие времена - народные восстания против феодально-крепостного строя приняли угрожающие масштабы и назрела острая необходимость реформ, в итоге осуществленных во ІІ половине XIX века. Памятник должен был стать монументальным подтверждением силы и величия монархии. Замысел воплотили в жизнь в 1862 году. В результате уникальное творение скульпторов и архитекторов стало не только свидетельством нерушимости самодержавия, но и воплотившейся в скульптуре самой России в виде ее легендарных личностей, которые внесли свою лепту в историю развития государства. Местом установки памятника выбрали Новгород, по праву считающийся колыбелью государства российского и сыгравший ключевую роль в его становлении и развитии.

В 1857 году, получив одобрение императора , Комитет министров объявил конкурс на создание лучшего проекта памятника, который возвеличил бы на века государство российское, стал бы символом незыблемости самодержавия и был бы представлен потомкам и иностранным державам как свидетельство славного пути развития российской державы. Интересный момент - в конкурсе могли принять участие не только русские зодчие и художники, но и иностранцы, живущие в России. По губерниям был объявлен сбор пожертвований со всех сословий для возведения исторического монумента, продолжавшийся до 1862 года. Предполагалось, что общая стоимость работ и материалов не превысит полумиллиона рублей. Но несмотря на то, что благотворительные взносы по губерниям сделали как очень состоятельные граждане (некоторые пожертвования были от 15 до 30 серебряных рублей), так и люди низших сословий (в среднем взносы составили от полкопейки до 15 копеек), было собрано всего 150 тысяч, а недостающие четыреста тысяч рублей выделило государство.

  • призвание Рюрика в Новгородское княжество в 862 году;
  • крещение Владимиром Руси в 988 году;
  • начало изгнания татар с русских земель в 1380 году;
  • основание монархии в 1491 году;
  • восшествие на российский престол основоположника династии Романовых - в 1613 году;
  • основание Российской империи в 1721 году,
а также указывались технические детали (высота памятника не должна была превышать 18 метров, и определялось место его расположения - на площади Новгородского детинца у стен Софийского собора и здания, в котором раньше располагались Присутственные места). На создание проекта учредители отвели шесть месяцев.

В ноябре (1 числа) 1859 года на суд специально созданного Конкурсного совета при Академии художеств было представлено 52 варианта проекта монумента, к 37 из них были приложены чертежи и рисунки, а 15 имели только описание. Наравне с известными скульпторами работали и молодые талантливые ваятели и художники. Председатель Конкурсного совета князь Г. Г. Гагарин и группа инженеров и архитекторов Главного управления путей сообщений и публичных зданий из более чем полусотни чертежей выделили три, наиболее точно выполнивших условия конкурса - архитектора Платона Антипова, академика А. М. Горностаева и художника Михаила Микешина.

Проект архитектора П. Антипова представлял собой скульптуру, в точности повторяющую памятник «Бавария» в Мюнхене и отличающуюся слишком большими для новгородской площади размерами.

Следущий проект представил академик А. Горностаев, использовавший в своей работе аллегорию, в которой образ России-женщины был представлен в виде огромной статуи, что, по мнению членов комиссии, не могло полностью передать замысел монумента и для большинства населения этот иносказательный образ был бы просто непонятен. Проекты Антипова и Горностаева получили вторую премию и одну тысячу рублей на двоих.

Первую премию и 4 000 рублей неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, получил молодой художник Михаил Микешин, сумевший воплотить в своем проекте всю многовековую историю становления великой российской державы.

Интересно, что о конкурсе талантливый 24-летний выпускник Петербургской Академии художеств Михаил Микешин, собиравшийся на шестилетнюю стажировку в Италию узнал, обедая в кафе со своим другом, вольноопределяющимся учеником класса скульптуры Академии художеств Иваном Шредером, кстати, позднее принявшим самое непосредственное участие в возведении исторического монумента. Заинтересовавшись конкурсом, молодые люди решили попробовать свои силы и на следующий день утром показать друг другу воплощенные пока на бумаге идеи будущего монумента. У скульптора И. Шредера никаких задумок не оказалось, и он согласился работать над замыслом М. Микешина, хорошо разбиравшимся в живописи и не имеющим навыков в скульптурной технике. Это обстоятельство оказалось для художника счастливым, ведь не зная всех канонов создания скульптур, его фантазия способствовала воплощению в жизнь оригинального и единственного в своем роде творения.

Общий вид монумента представлял собой огромный постамент, увенчанный шарообразной верхушкой с крестом и напоминающий одновременно шапку Мономаха - символ царской власти и колокол - символ Новгородского вече, вещающий потомкам о великих героических событиях прошлых веков. На трехъярусном колоколообразном постаменте расположились 6 скульптурных групп, означающих шесть знаменательных и судьбоносных периодов развития державы. На горельефе изображены фигуры видных государственных деятелей, просветителей, художников, литераторов, полководцев - знаменитых представителей государства российского, прославивших его в веках.

Комиссия утвердила сам проект, но еще до февраля 1862 года уточнялся список исторических личностей, достойных быть увековеченными на монументе. Автор проекта М. Микешин, понимая всю ответственность за выбор персонажей для горельефа, обратился с просьбой о помощи к русским историкам Константину Бестужеву-Рюмину, Сергею Соловьеву, писателю и другим выдающимся деятелям тех лет. Так возникли «микешенские четверги» - еженедельные собрания представителей русской интеллигенции в Академии художеств, где велись увлеченные споры о том или ином кандидате. Эти собрания значительно расширили кругозор Микешина, но мнения о целесообразности размещения на памятнике того или иного деятеля очень разнились. Поэтому автор монумента принял единственно верное решение. Согласно своим внутренним убеждениям он отдал предпочтение людям созидательным, беззаветно любившим Россию. Итогом этого решения стало то, что фигуры поэта и новгородской посадницы Марфы Борецкой были включены в список, а фигуры царя , опричники которого учинили кровавую расправу с жителями Новгорода в 1570 году, и литературного критика отклонены.

Обсуждение кандидатур публиковалось и в прессе: в частности в газете «Северная почта» и церковном журнале «Домашние беседы». В первоначальном списке не значилось имя государя , добавленное по настоятельным просьбам царского окружения в числе последних. Прогрессивными людьми того времени живо обсуждались кандидатуры писателей-малороссов и Тараса Шевченко, вычеркнутых из списка императором Александром II. Только благодаря письму автора памятника Михаила Микешина императору кандидатуру Н. Гоголя в списке оставили, а великий поэт Малороссии Т. Шевченко такой чести был лишен. Среди знаменитых деятелей не увековечены: адмирал , писатель Антиох Кантемир, царь Иван Грозный, скульпторы А. Н. Воронихин, В. И. Баженов, А. Д. Захаров, М. Ф. Казаков, актер и театральный деятель И. А. Дмитриевский, поэт и многие другие великие государственные, военные деятели, представители русской культуры и искусства.

Комиссия поручила возведение грандиозного памятника Главному управлению путей сообщения и публичных зданий под руководством генерал-адьютанта К. В. Чевкина. Ответственным за постройку монумента назначили инженера путей сообщения, полковника Н. Н. Евреинова.

Перед началом возведения памятника Главноуправляющий К. В. Чевкин, изучив чертежи, составил докладную записку на имя императора, в которой указал, что в сравнении с памятником Николаю I в высота памятника Микешина превышает его размеры, что не могло быть правильным с его точки зрения и предлагал уменьшить на одну шестую высоту монумента Микешина. Император согласился и К. В. Чевкин заказал автору модель монумента в одну пятую величины, которую, ответственно отнесшись к заказу, и выполнил из гипса друг и соавтор художника Иван Шредер.

В феврале 1860 года М. Микешин в Особой канцелярии Главного управления путей сообщения заключил договор, обязующий его немедленно приступить к работе над гипсовыми моделями 19 фигур верхнего и среднего уровней в размере одной пятой величины. Четкость выполнения фигур должна была быть такой, чтобы все мелкие детали были хорошо видны и могли служить наглядным пособием художникам, которые должны были выполнить фигуры в натуральную величину.

Вслед за этим назрел вопрос о мастерской, в которой должны были создаваться части монумента. Поскольку у Микешина не было своего помещения соответствующих размеров, художнику по просьбе К. В. Чевкина предоставили мастерскую в Академии художеств, временно приостановив ведущиеся там живописные работы для строящегося в это время храма Спаса в .

Летом 1860 года Главное управление заключило со скульпторами, занимающимися лепкой фигур контракты, в которых указывалась сумма вознаграждения в 4 тысячи рублей за каждую вылепленную в глине и отлитую в гипсе фигуру, выполненную в двух экземплярах, а также их доставку на бронзовую фабрику. Все части бронзового шедевра - композиционные группы, решетка вокруг памятника и рельефы были собраны в мастерской литья и представлены Александру II, одобрившему их. Вскоре готовые части композиции водным путем (по Неве и Волхову) доставили в Новгород.

Учитывая грандиозность проекта и неопытность главных авторов, было решено привлечь к созданию некоторых композиционных групп маститых скульпторов и архитекторов Академии художеств. По иронии судьбы дирекцию над ними осуществлял их вчерашний ученик Михаил Микешин, не имевший на тот момент даже звания скульптора и подписывающийся как «классный художник». Такая постановка вопроса понравилась не всем. Например, заслуженный профессор, ректор скульптуры Академии художеств Петр Карлович Клодт посчитал необязательным консультироваться с бывшим учеником в вопросе изготовления моделей барельефов вокруг постамента и создал эскизы двух барельефов из шести - «Призвание Рюрика на княжение» и «Крещение Владимиром Руси». Александр II, ознакомившись с эскизами Клодта и поняв, что они повторяют колоссальные фигуры памятника (шесть периодов развития государства), своим Указом приостановил его работы. Микешину было поручено создать новые эскизы, изображающие великих людей державы, прославивших ее в веках. Так возникла идея создания сплошного барельефа, опоясывающего памятник. А маститый скульптор Клодт был очень обижен и затаил злобу на более удачливого молодого коллегу.

Другие скульпторы считали за честь принять участие в работе над отдельными композициями. Например, в создании группы «Государственные люди» принимал участие скульптор Николай Лаверецкий, в композиции «Военные люди» и «Просветители» - скульптор Матвей Чижов и архитекторы Гуальтьер Боссе и Виктор Гартман.

В последних числах мая (28 числа) 1861 года в выбранном для монумента месте - на кремлевской площади в Новгороде произошла торжественная закладка уникального памятника. Для установки монументального творения площадь освободили - стоявший там ранее памятник Новгородскому ополчению Отечественной войны 1812 года был перенесен на площадь перед Дворянским собранием.

Возведение уникального монумента, подобного которому в мире не существует, заняло чуть больше трех лет.

Дата 8 сентября 1862 года, совместившая в себе три больших и важных события - годовщину Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая и церковный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, всегда считавшейся небесной заступницей русской державы, стала днем торжественного открытия монумента «Тысячелетию России». К празднествам по случаю открытия памятника, длившимся три дня, в Новгороде заново вымостили улицы и принарядили город. Это торжественное событие посетил Александр II с семейством и ближайшим окружением. Началось празднование с крестного хода и литургии в Софийском соборе. Затем крестный ход направился к монументу, и многочисленным зрителям после снятия покрывала во всем величии предстал уникальный памятник - симфония из металла и бронзы. После оглушительных залпов салюта из 62 пушек был устроен военный парад, в котором приняли участие 12 тысяч гусар, драгун и кавалергардов, специально прибывших для торжества в Новгород. Продолжилось празднование торжественным обедом.

Описание монумента

В основе композиции находится полый внутри десятиметровый фундамент конической формы с диаметром внутренней полости 4 метра. В фундаменте заложен гранитный камень с углублением, в которое помещен ящик из бронзы, имеющий на крышке надпись, содержащую сведения о дате начала строительства монумента и его назначении. Внутри ящика находятся награды времен правления Александра II и монеты 1861 года из золота и серебра.

Над фундаментом возвышается пьедестал из гранита, постепенно суживающийся кверху, полый внутри, как и фундамент. Снаружи пьедестал покрыт сердобольским полированным гранитом, добытым на северном побережье Ладожского озера. Постамент в виде колокола венчает огромный шар-держава с фигурой женщины, олицетворяющей Россию и фигурой Ангела, благословляющего ее. Общая высота монумента - 15,7 метров, из них пьедестал - 6 метров, скульптурные фигуры - 3,3 метра и высота креста на державе, венчающего композицию - 3 метра. Гранитный постамент имеет диаметр 9 метров, шар-держава - 4 метра, длина окружности горельефа составляет 26,5 метров. Колоссальное сооружение состоит из металла, вес которого 100 тонн, его бронзовое литье - 65,5 тонн. Общий вес монумента - 10 тысяч тонн. На самом постаменте размещены 6 скульптурных групп, содержащих 128 фигур, которые поделены на три уровня и символизируют единение трех столпов государственности - православия, самодержавия и народности.

На шаре-державе, расположенном на верхнем уровне, представляющем православие - коленопреклоненная женщина - Россия получает благословение Ангела. Шар опоясывает надпись, гласящая, что в год 1862 император Александр II воздвиг этот монумент в честь свершившегося тысячелетия государства российского.

На среднем ярусе по окружности шара-державы располагаются 17 трехметровых фигур, составляющих 6 скульптурных композиций, символизирующих шесть знаменательных событий в истории государства и являющихся своеобразной одой в бронзе самодержавию.

Первая композиция - призвание на Русь варягов в 862 году. Фигура князя Рюрика со звериной шкурой на плечах, мечом в левой руке и остроконечным щитом в правой расположена на южной стороне. По левую сторону от него на заднем плане изображен языческий идол Перун, символизирующий религию древних славян.

Справа от князя Рюрика, в центре следущей композиции, символизирующей крещение Руси в 988 году, расположена фигура Великого киевского князя в исконно русской одежде, держащего в поднятой правой руке крест, в левой - книгу. По правую сторону от него находится фигура женщины, протягивающая князю Владимиру младенца для крещения, по левую сторону принявший крещение русич бросает в реку сокрушенное изображение языческого идола.

С юго-восточной стороны монумента, символизируя изгнание с русских земель татар в 1380 году, расположена фигура князя Дмитрия Донского, разбившего татар на Куликовом поле. Князь изображен в полный рост, в кольчуге и шлеме, наступивший ногой на побежденного татарина. В левой руке князь держит татарское знамя (бунчук), в правой - палицу (шестопер) и вся его фигура дышит мужеством и решительностью.

Основание самодержавного российского царства в 1491 году представлено на среднем ярусе монумента фигурой царя в царской мантии и шапке Мономаха, держащего в руках скипетр и державу и принимающего от преклонившего колени татарина бунчук - знак царской власти. По обеим сторонам от него расположены побежденные враги - полулежащий литовец со щитом и в латах с очертаниями головы льва и рыцарь Ливонского ордена, держащий сломанный меч. На заднем плане автор расположил фигуру сибиряка как олицетворение освоения Сибири.

Следующая композиция фигур символизирует конец Смутного времени и окончание польско-шведского вторжения, которое было ознаменовано в 1613 году избранием Земским собором на царство первого из царской династии Романовых - царя Михаила Федоровича. Рядом с ним - скульптуры патриотов, освободителей земли русской от польского нашествия и . Михаил Федорович принимает от коленопреклоненного Кузьмы Минина символы царской власти - скипетр и шапку Мономаха. Фигура Дмитрия Пожарского с мечом наголо преграждает врагам путь на Русь.

Завершает второй ярус монумента композиция, означающая образование Российской империи с фигурой первого императора Петра I. В лавровом венце, порфире, держащий в правой руке скипетр, а левую прижимая к груди, смотрит Великий государь в сторону Петербурга, на который ему указывает Гений в образе Ангела. Рядом расположена фигура коленопреклоненного, защищающего свое разорванное знамя шведа. Фигура символизирует разгром шведской армии в Северной войне.

На нижнем ярусе (горельефе), опоясывающем монумент, расположены фигуры выдающихся деятелей государства, своими делами прославившие Россию и символизирующие народность - третью составляющую триады монумента. Под каждым из персонажей на гранитном цоколе имеется подпись, сделанная стилизованным славянским шрифтом.

Горельеф Микешин разделил на четыре группы: «Государственные люди», «Просветители», «Писатели и художники» и «Военные люди и герои».

В группу «Просветители », начинающуюся фигурой князя киевского Владимира Святославича с юго-западной стороны памятника включены фигуры 31 деятеля. Начинают список просветители братья Кирилл и Мефодий. В этой группе также представлены:

  • Великая киевская княгиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство задолго до крещения Владимиром Руси;
  • , выбравший государственной религией христианство и крестивший Русь в 988 году;
  • Авраамий Ростовский, сокрушивший идола Велеса и основавший на его месте Богоявленский монастырь;
  • Святой Антоний Печерский, основавший в 1051 году Киево-Печерскую лавру;
  • Феодосий Печерский, ученик и сподвижник святого Антония Печерского, игумен Киево-Печерского монастыря, почитаемый в лике преподобного;
  • Кукша Печерский, иеромонах Киево-Печерского монастыря, зверски убитый за христианскую веру, священномученик;
  • Нестор Летописец, агиограф, автор «Повести временных лет» - произведения, ставшего фундаментальным для славянской культуры;
  • Кирилл Белозерский, религиозный деятель, основавший в 1397 году на берегу Сиверского озера монастырь Пречистой Божьей Матери, позднее получивший название Кирилло-Белозерского монастыря;
  • Стефан Пермский, епископ Пермской епархии, проповедовавший христианство народности коми;
  • Алексий, митрополит Киевский и всея Руси XIV века, дипломат и государственный деятель, способствовавший тому, что за московскими князьями окончательно установилось великое княжение;
  • , монах, основавший под Москвой в 1345 году Троице-Сергиев монастырь, в последствии Троице-Сергиева лавра;
  • Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий, основатель Могилянской академии в Киеве;
  • Зосима Соловецкий, святой православной церкви, основатель .
  • Савватий Соловецкий, один из основателей Соловецкой обители, святой православной церкви;
  • Максим Грек, религиозный публицист, переводчик церковных книг, видный просветитель XVI века;
  • Иона Московский, в XV веке митрополит Киевский и всея Руси;
  • Макарий, митрополит Московский в XVI веке, с помощью которого в Москве была открыта первая типография для печатания богослужебных и священных книг;
  • Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец и миссионер, знающий татарский язык и проповедовавший христианство в ;
  • Архиепископ Гурий, при управлении Казанской епархией построивший Благовещенский собор, несколько церквей и основавший 4 монастыря;
  • Константин Константинович Острожский, князь, воевода киевский, основатель Острожской типографии, в которой трудились первопечатники Иван Федров и Петр Мстиславец;
  • Патриарх Московский и всея Руси , реформатор, поднявший российское православие на более высокую ступень развития;
  • Федор Михайлович Ртищев, русский меценат, просветитель І половины XVII века, основатель Андреевского монастыря, школ, лечебниц;
  • Митрополит и церковный деятель XVII века Дмитрий Ростовский, церковный автор, известный составитель проповедей, сборников житий святых, стихов, пьес;
  • Иерарх православной церкви Тихон Задонский, епископ Ладожский, автор богословских трактатов;
  • Святитель Митрофан, епископ Воронежский;
  • Архиепископ Георгий Конисский, прославившийся как один из выдающихся философов, общественных деятелей и педагогов Речи Посполитой и позже - Российской империи;
  • Архиепископ Феофан Прокопович писатель, государственный деятель, соратник Петра Первого;
  • Митрополит Московский Платон (Левшин), видный деятель русского просвещения, проповедник, реформатор духовного образования;
  • Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), педагог, ученый, проповедник, церковный администратор середины XIX века.
На восточной стороне монумента расположены 26 фигур государственных людей :
  • Князь Ростовский и Киевский , составивший первый свод русских законов «Русская правда»;
  • Великий киевский князь , военачальник, мыслитель, писатель, государственный деятель;
  • Великий князь литовский Гедимин, родоначальник династии Гедиминовичей;
  • Сын князя литовского Гедимина - Ольгерд, в XIV веке расширивший границы княжества литовского за счет присоединения к нему киевских и черниговских земель;
  • Витовт, великий князь литовский в конце XIV, начале XV веков;
  • Великий, объединивший русские земли вокруг Москвы и образовавший первое русское царство;
  • Протопоп Благовещенского собора Сильвестр, православный священник, деятель в области политики и литературы XVI века;
  • Царица Анастасия Романова, первая жена Ивана Грозного;
  • Алексей Федорович Адашев, видный государственный деятель середины XVI века;
  • , московский патриарх, известный церковный деятель эпохи Смутного времени.
  • , родоначальник царской династии Романовых;
  • Патриарх Московский , двоюродный брат царя , видный политический и церковный деятель Смутного времени;
  • Дипломат и политический деятель I половины XVII века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, подписавший соглашение о перемирии со Швецией в 1658 году;
  • Русский государственный деятель Артамон Сергеевич Матвеев, ближний боярин царя Алексея Михайловича;
  • Царь , прозванный «Тишайшим», во время царствования которого проведены церковная, монетная и военная реформы;
  • - первый император Российский, преобразовавший государственное и церковное управление и создавший Российский военный флот;
  • Боярин и князь времен правления Петра І Яков Федорович Долгоруков, грамотный полководец и видный государственный деятель;
  • Президент Академии искусств екатерининской эпохи Иван Иванович Бецкой, видный деятель просвещения, основоположник создания Смольного института и Воспитательного дома;
  • , российская императрица, преобразовавшая Сенат, проведшая административную реформу, присоединившая к Российской империи Крым;
  • Граф Александр Андреевич Безбородко, главный директор почт, видный государственный деятель, один из инициаторов раздела Польши во времена правления ;
  • Светлейший князь Таврический , генерал-фельдмаршал, основатель малороссийских городов, дипломат;
  • Князь Виктор Павлович Кочубей, дипломат, государственный деятель, министр внутренних дел в начале XIX века;
  • Император , присоединивший к России Восточную Грузию, Бессарабию, Финляндию;
  • Общественный и государственный деятель князь , законотворец, реформатор, создатель русской юриспруденции и правоведения;
  • Генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов, государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года;
  • Император , основатель киевского университета святого Владимира, инициатор создания тайной полиции, известной как «Третье отделение».
Северо-восточную сторону памятника заняли 36 фигур «Военных людей и героев »:
  • Великий князь киевский Святослав Игоревич, снискавший себе славу храброго полководца, защитника рубежей русских;
  • Полководец Мстислав Удалой, князь Галицкий, Торопецкий и Новгородский.
  • Князь Волынский и Галицкий Даниил, дипломат, полководец и политический деятель;
  • Великий князь Литовский, князь Псковский Довмонт, правивший в начале XIII века;
  • Князь Новгородский, Киевский и Великий князь Владимирский , полководец, разгромивший на Ладоге шведов (Ледовое побоище);
  • Великий князь Владимирский, князь Михаил Тверской;
  • Великий князь Владимирский, князь Московский , одержавший на Куликовом поле победу над золотоордынским ханом Мамаем;
  • Кейстут, великий князь Литовский, князь Трокский в начале XIV века;
  • Князь, воевода, выдающийся полководец времен царствования Ивана III Даниил Дмитриевич Холмский;
  • Боярин Михаил Иванович Воротынский, русский полководец, воевода, автор «Устава» пограничной и сторожевой службы;
  • Жена Новгородского посадника Марфа Борецкая, известная как Марфа Посадница.
  • Атаман , завоеватель Сибири;
  • , государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времен польско-литовского вооруженного вмешательства;
  • Политический и военный деятель , освободитель Москвы от польско-литовской оккупации, возглавлявший Второе народное ополчение;
  • Русский национальный герой , организовавший народное ополчение в начале XVII века против шведской и польской интервенции;
  • Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын), знаменитый историк и писатель начала XVII века;
  • Гетман Войска Запорожского Зиновий Богдан Хмельницкий, организовавший восстание против Речи Посполитой, в результате которого в состав государства Российского вошли земли Войска Запорожского;
  • Петр Иванович Багратион , генерал от инфантерии;
  • Генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забалканский, граф, полный кавалер ордена Святого Георгия;
  • Полководец и политик начала XIX века , генерал-фельдмаршал;
  • Адмирал, флотоводец и мореплаватель начала XIX века , открывший Антарктиду;
  • Вице-адмирал флота российского , герой Крымской войны;
  • Адмирал первой половины XIX века , разгромивший турецкую эскадру при Синопе в 1853 году.
Завершает барельеф группа «Писателей и художников », состоящая из 16 фигур:
  • Ученый , первый российский химик, физик, естествоиспытатель, разработавший проект Московского университета, приверженец развития российской науки, культуры, экономики;
  • Русский литератор времен правления Екатерины ІІ , положивший начало русской бытовой комедии;
  • Архитектор Александр Филиппович Кокоринов, ректор Академии художеств во II половине XVIII века, участвовавший в разработке проекта и строительстве Петербуржской Академии художеств;
  • Поэт и драматург , прославлявший в одах героизм и мужество русских полководцев;
  • Театральный деятель и актер , основавший первый русский театр во II половине XVIII века;
  • Реформатор русского языка , историк и крупнейший литератор II половины XVIII века;
  • Баснописец, поет, переводчик , академик русского языка и словесности Императорской Академии наук;
  • Русский поет, критик, переводчик , один из основателей направления романтизма в русской поэзии;
  • Поэт Николай Иванович Гнедич, знаменитый переводом на русский язык «Илиады» Гомера;
  • Драматург, дипломат, поет, композитор, пианист , создатель бессмертного литературного творения «Горе от ума»;
  • Прозаик, поет, драматург, художник , ознаменовавший своим творчеством расцвет русской литературы в начале XIX века;
  • Величайший русский поэт, прозаик, создавший русский литературный язык ;
  • Драматург, прозаик, поет, критик, публицист , один из классиков русской литературы;
  • Композитор , основавший национальную русскую композиторскую школу;
  • Художник, акварелист , один из представителей направления европейской живописи XVII-XIX веков - академизма, член многих зарубежных Академий искусств;
  • Композитор, дирижер, мастер хоровой духовной музыки ІІ половины XVIII века , автор сонат для фортепиано, камерных ансамблей и произведений духовной музыки.
Судьба монумента в последующие годы

После отказа от престола в 1917 году и установления Советской власти монумент зашили фанерой и досками, но после снова открыли для обозрения.

Когда в августе 1941 года в Новгороде обосновались фашистские войска, исторический памятник был почти полностью разобран и разрушен - многие фрагменты были утеряны навсегда. После освобождения советскими войсками города в январе 1944 года начались восстановительные работы. Утерянные и искореженные фрагменты создавались заново и в рекордно короткий срок - к ноябрю 1944 года величественный монумент торжественно открыли во второй раз.

С 1954 года по 1994 год проводились циклы восстановительных работ в связи с частичным разрушением и коррозией деталей - сваривались швы, укреплялись плиты литья, памятник периодически осматривался и чистился.

Сегодня, как и 150 лет назад монумент «Тысячелетие России» является символом славы и величия государства Российского.


В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей города - памятник Тысячелетию России . Его открытие состоялось в 1862 году, время установки памятника было выбрано не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Художники, скульпторы Михаил Осипович Микешин (18351896 гг.) , Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Александрович Гартман − создатели памятника.

Знакомство с памятником невозможно ограничить беглым взглядом. Он создан для того, чтобы неспешно и вдумчиво обойти это грандиозное сооружение со всех сторон.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, − словно возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха» , знаменующую величие России.

Высота памятника − 15,7 метров, диаметр гранитного пьедестала − 9 метров, вес бронзового литья − 65,5 тонн, общее количество фигур − 128, из них 109 внизу на горельефе.

Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Первый уровень. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории: от признания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так, взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III- на восток, к Москве. На юго-восточной стороне представлен Дмитрий Донской, отразивший оттуда монгольскую угрозу. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север - к берегам Балтики, к новой столице Российской империи - Петербургу.

Начальный период русской государственности представлен мощной фигурой князя Рюрика - первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» - легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.

Одна из красивейших композиций на памятнике - «Крещение Руси» . В центре - святой равноапостольный князь Владимир, в его правой руке византийский крест - символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.

Начало освобождения Руси от монгольского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского , попирающего воина Золотой орды.

Великий князь московский Иван III , дед Ивана Грозного , представлен в центре композиции как единодержавный государь - в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках.

На западной стороне памятника находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». Шестнадцатилетний Михаил в 1613 году первым из династии Романовых становится русским царем. Идея сюжета такова: Минин и Пожарский − создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции, венчают на трон Михаила Романова.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I - основателя Российской империи. Над плечом императора распростер крылья «гений славы», указывающий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед.

Наибольший интерес представляет нижний фриз из 109 фигургорельефов − третий уровень. М. О. Микешин разделил все скульптуры на нижнем фризе памятника «Тысячелетие России» на четыре группы, с целью - «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличиванию России».

Группа 1. «Государственные и общественные деятели России» . Группа из 26 фигур занимает восточную часть фриза. Открывает группу фигура Ярослава Мудрого (978-1054 гг.) - великий князь киевский, крупный государственный деятель. При Ярославле выросла культура Руси и значительно упрочился международный авторитет. На троне с царскими регалиями изображен Иван III Васильевич (1440-1505 гг.) - великий князь московский с 1462 года, выдающийся государственный деятель и дипломат. При нем в 1480 году было окончательно свергнуто многовековое монголотатарское иго. Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) - императрица всероссийская с 1762 года. При Екатерине значительно окрепла абсолютная монархия. Во время ее правления к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ. Замыкает эту композицию император Николай I (1796-1855 гг.), вступил на престол в 1825 году.

Группа 2. «Деятели культуры» . Самая небольшая группа на западной стороне фриза включает всего 16 фигур. Здесь представлены те, кто прославил культуру России в XVIII - XIX веках. В начале мы видим «отца русской науки» Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.) - гениального ученогоэнциклопедиста, мыслителя-материалиста, одного из основоположников современного естествознания, поэта, заложившего основы русского литературного языка, выдающегося деятеля русского просвещения. В центре композиции − фигура Ивана Крылова (1769-1844 гг.) - великого писателя, баснописца. Здесь видим также Николая Карамзина (1766-1826 гг.) - писателя и историка, основоположника сентиментализма в русской литературе; Александра Пушкина (1799-1837 гг.) - одного из величайших гениев мировой литературы, родоначальника новой русской литературы, писателя, поэта; Михаила Лермонтова (1814-1841 гг.) - великого поэта, его совершенные по форме свободолюбивые произведения сыграли огромную роль в формировании прогрессивной общественной мысли; Николая Гоголя (1809-1852 гг.) - одного из гениев мировой литературы, основателя направления критического реализма в русской литературе.

Группа 3. «Просветители» . Находится на южной стороне памятника. В основе группы − церковные деятели, те, кто стоял у истоков христианского вероучения, кто просвещал, нес в народ высокие идеалы. Всего 31 фигура. Это братья монахи Кирилл (827-869 гг.) и Мефодий (820-885 гг.) - ученые, просветители славянства в Болгарии и Моравии. Сони составили первую славянскую азбуку, которая сыграла важную роль в распространении грамотности и культуры на Руси. Княгиня Ольга (около 920 - 969 гг.) - киевская княгиня, с 945 года жена князя Игоря и мать Святослава. По свидетельству летописи, ездила в Византию, что способствовало усилению связей Древней Руси с Византией и росту культуры нашего государства. Летописец Нестор (даты рождения и смерти неизвестны) - монах КиевоПечорского монастыря, выдающийся писатель Древней Руси. Известны его произведения «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия», в которых он призывает к единству Руси и выступает против усиления влияния на Русь Византии. Большинство историков считает Нестора автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» − замечательного памятника древнерусской литературы. Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) - крупный церковно-политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря (город Сергиев Посад) и ряда других. Сыграл выдающуюся роль в борьбе с монголо-татарами, призывая русских князей объединиться. Содействовал Дмитрию Донскому в собирании сил для Куликовской битвы. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.



Похожие статьи
 
Категории