Письма - иллюстрации. Письмо художника

23.02.2019

Чтобы я не разревелся, она дала мне ножницы и велела кромсать семейные фотографии. Ставила крест на лицах, которые надо вырезать, это были враги народа, и я их аккуратно вырезал. Что-то у нас оказалось подозрительно много знакомых врагов народа.
После моей обработки фотографии выглядели презабавно. Вот, например, большая групповая фотография, ряды проглотивших аршин мужчин и женщин, надпись: «Учительская конференция 1935 года». А в этих рядах теперь, после моих ножниц, - пустые дырки в форме человеческих силуэтов, словно не люди были, а привидения. Все они оказались врагами народа, теперь их уж нет, их надо забыть.

А. Кузнецов. Бабий Яр

Сталинские репрессии драматическим образом изменили жизнь советских граждан, не только заставив многих переживать трагедии лагерей, ссылок и расстрелов родственников и друзей, но и вынуждая расставаться со своим прошлым, бояться его.

Поэтапное раскручивание маховика репрессий можно отследить по тому, как с фотографий в официальных публикациях постепенно пропадали партийные руководители. Сами снимки оставались теми же, но искусство ретуширования и фотомонтажа позволяло новоявленным «врагам народа» исчезнуть с искаженных копий. В 1930-е годы лица с групповых снимков удаляли десятками: неугодное прошлое нещадно вымарывалось. Помимо ретуши, использовались и более грубые технические приемы: фотографии репрессированных заливали тушью, заклеивали газетной бумагой.

Частные фотоальбомы также подвергались цензуре - с их страниц исчезали лица родственников и друзей, осужденных по 58-й статье. Причиной был страх: как бы совместная фотография с близкими, ставшими “врагами народа”, не послужила поводом для обвинения в сопричастности к «измене Родине». Лица выцарапывали, закрашивали химическим карандашом или просто вырезали. На снимках меняли детали: регалии, одежду, окружение.

В архиве Мемориала хранятся следы подобной цензуры. Здесь некоторые из них.

Алексей Вангенгейм, основатель и первый руководитель метеорологической службы СССР. Арестован в январе 1934 года, получил десять лет лагерей за обвинение в «шпионаже». 9 октября 1937 года расстрелян в Сандармохе.


Фёдор Андреевич Макшеев, генерал-майор, военный писатель. На фотографии заретушированы все военные регалии.


Из агитационного альбома чекиста.


Елена Алексеевна Стройкова вырезала с фотографии своего мужа, Михаила Макаровича Стройкова. Он переживет три ареста, защиту диплома в стенах Бутырской тюрьмы и будет расстрелян 13 августа 1938 года в Севвостлаге.

Николай Акимович Гаппоев, секретарь РК ВКП(б). Расстрелян 23 февраля 1938 года в окрестностях г. Петрозаводск. Посмертно реабилитирован.


Фотография со Степаном Павловичем Кармановым. 1924 г. Карманов Степан Павлович, заместитель начальника Военно-строительного управления РККА. 30 сентября 1941 года приговорен к расстрелу военным трибуналом по обвинению в халатности. Посмертно реабилитирован.
Фотография со Степаном Павловичем Кармановым. 1924 г., сохранившаяся в целости.

Это вовсе не работы профессиональных фотографов, которых можно попытаться обвинить в том, что они односторонни. Это фотографии из частных альбомов - реальная жизнь, которой жили обычные среднестатистические советские люди 20-х - 50-х годов.
Безусловно, они не могут сравниться с уровнем работ профессиональных фоторепортеров, большинство из них делались любителями. Но они отражают жизнь такой, какой они ее видели те люди и частично сумели сохранить в семейных фотографиях…
За кадром осталось очень многое. Например, ликбезы, где учили читать и писать 80% неграмотного населения страны - откуда у крестьян тех лет фотоаппараты? Но дело не в этом. Посмотрите на то, что окружает советских людей тех лет, одежду, на лица, отражающие свое время. Порой они скажут о своем времени лучше всяких историков, пропагандистов и аналитиков.

Дети Середины 20-х
Школьные учебники - впервые в жизни. Образование для всех впервые в мире дала Советская Власть.


1926 Череповец. Празднование 1 Мая
Рядом с трибуной беспризорники - последствия Гражданской. Беспризорность будет ликвидирована только к началу 30-х.


1928 год. Красноярский край. Съезд партийных работников.
Посмотрите, как одеты партийные работники - так же, как средний человек тез лет.
В 20-х костюм был далеко не у всех. А у партийных работников обычным гардеробом было 2 гимнастерки, а то и одна.


Семейное торжество, 20-30-е годы

Фото женщины. 1930 Москва


Группа людей 1930 г. Место неизвестно


Сельсовет нач. 30-х. Павло-Посадский р-н Московской обл.


Автомобиль на Дровах (!) Авто пробег 1931 г.
Энтузиасты-конструкторы 30-х. С нефтью в СССР тогда было не очень хорошо - практически вся разведанные запасы были сосредоточены на Кавказе. Нефтяные поля Татарии и Сибири были открыты только в 40-х -50-х годах, когда была создана база для геологических изысканий. До этого стране катастрофически не хватало геологов, оборудования, инженеров, транспорта… не было практически ничего. Все это было создано в 30-е.


1931 г. Лучшая бригада на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, г.Новокузнецк.
Закладывается база тяжелой промышленности.
Посмотрите не лица этих людей. Они, не жалея себя, строили заводы и города для своих потомков, для нас. Через 10 лет они защитят сделанное ими в самой страшной войне человеческой истории, умирая для того, чтобы жили мы. А мы все это позволили украсть и разрушить. Могли бы мы посмотреть им в глаза?


Семья. Ленинград 1930-31г.
Интеллигенция и специалисты в те годы зарабатывали очень неплохо.


Отдых на воде. Кировская обл. 1932 - 1936


18 апр. 1934. «Рабочая бригада». Неверовско-Слободская сельскохозяйственная артель «Завет Ленина» С.Неверово-слобода Вер.Ландех. р-на Шуйск. окр.
Сельскохозяйственные рабочие глухой сибирской провинции. Артель - это негосударственная организация, а кооператив объединившихся предпринимателей, которые сами заключали договора с государством и другими кооперативами, платили налоги и т.д.
Кооперативное движение было чрезвычайно развито в Сталинском СССР. Кроме колхозов, которые были кооперативными организациями, тогда было свыше 114 тысяч промышленных мастерских, где работали около 2 миллионов человек. Они производили почти 6 % валовой продукции промышленности СССР в ее составе: 40% всей мебели страны, 70% всей металлической посуды, 35 % верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.
В кооперативных сельских артелях работники (как колхозники, так и единоличники) обычно были заняты частично. Они включали в 30-е годы до 30 миллионов человек.
Кооперативное движение в СССР было уничтожено Хрущевым одновременно с развертыванием анти сталинской истерии.

1934 г.Турпоход по Военно-грузинской дороге
Можете представить рабочего царской России, который за государственный счет пошел в турпоход? Как сказал Г. Уэллс - это единственная страна в мире, где рабочим играют классическую музыку.

«После купания» Середина 30-х годов.
«Запуганные советские люди. » © Посмотрите, есть ли страх на этих лицах? На любой из фотографий. Открытые, оптимистичные и светлые лица.


Колхозники. Кировская обл. между 1932 и 1936 гг
Обычные советские колхозники на сенокосе.


Коломенский район. Середина 30-х.


1935, Орловская область, дом отдыха «Богдановский».
Вся страна занималась спортом. Это обычные советские девушки, вовсе не сборная по гимнастике. Попробуйте повторить то, что они делают.

Учащиеся педтехникума, 1935 год, Кировская область
Форму ученикам выдавало Советское Государство. Это страна, которая несколько лет назад ходила в лаптях и не умела читать и писать.


Юноши 30-х годов, Кировская область.
Значки - сданы нормы ГТО (Готов к Труду и Обороне) и ГТСО (то же, но санитарный). В те годы получить такой значок уважающему себя мальчишке было совершенно необходимо. Человека ценили по личным качествам, а не по кошельку и связям родителей. Пользовавшихся связями - презирали.
Такие люди через несколько лет выиграют Войну, почти с нуля построят мировую державу, запустят человека в космос.
Обратите внимание на собранные, волевые, взрослые лица этих мальчишек - им примерно по 16 лет. И сравните их с нынешними.


Игра «Пионерская Скамеечка». Пионерлагерь 1937 год
Каждый ребенок практически бесплатно мог поехать на все лето в пионерский лагерь, где их воспитывали, тренировали и обучали. В западных странах до сих пор об этом нельзя и мечтать. А это у нас было обыденностью с 30-х.


Аэросани на льду Волги у Канавдинского моста. Середина 30-х.
Хай-тек тех лет. Они сыграли важную роль в отработке авиа технологий и широко использовались в освоении Севера, Финской и Отечественной войнах.

1936 г. Москва Вид на Парашютную Вышку со стороны наб. М. Горького (Центральный Вход в Парк)
Что, не ожидали? Чтобы в «ужасном сталинском СССР, где не было секса» в Москве выставлена скульптура прекрасной обнаженной женщины? Да, более того, она стояла и «в страшном 37-м».
Общественный парк тогда был почти немыслим без парашютной вышки, тира и летнего стадиона. В каждом городе был аэродром, где миллионы молодых людей осваивали планеры и легкие самолеты. Воспитывали волю, отвагу, храбрость.
В одном только 1935 г. парашютным спортом занималось более 800 000 человек. В те годы почти в каждом городе, каждом крупном парке была парашютная вышка, их строили даже в крупных колхозах.
Парашютные вышки стали ликвидироваться сразу после смерти Сталина. Тогда же стало запрещено иметь личное оружие. Парашютные вышки в парках были закрыты примерно к середине 60-х годов.
Кстати, было в Сталинском СССР немало и скульптур, и картин обнаженной натуры, просто из этого никогда не разжигали ажиотажа, превращая человека с неустойчивой психикой в раба своих страстей, а это было просто спокойной и достойной частью культуры.

Вера Волошина, 1 октября 1941. Через два месяца - 29 ноября эта на редкость красивая девушка погибнет.
Восьмиметровая скульптура Девушка с веслом замечательного скульптора Ивана Шадра (Иванова), моделью была замечательная советская спортсменка Вера Волошина, пропавшая без вести в ноябре 1941 года во время диверсионной операции в тылу врага.
За месяц до ее гибели скульптуру разрушила немецкая бомба. Только через четверть века стали известны подробности ее гибели - она была тяжело ранена, когда возвращалась с задания, схвачена немцами и после долгих пыток повешена в лесу. Это произошло в 10 км от места гибели Зои Космодемьянской, в тот же самый день. Вера Волошина, совершившая такой же подвиг была комсоргом комсомольской разведывательно-диверсионной группы, в которую входила Зоя.
Вера была еще и прекрасной парашютисткой и скульптор полушутливо говорил, что специально поставил ее смотреть на парашютную вышку.


Студенты-геологи 1937 г.


О чем фотография, ясно из надписи вверху. Обратите внимание - почти у всех юношей - значки ГТО. Быть комсомольцем-дистрофиком было просто дико. Комсомольцы и коммунисты могли иметь личное оружие.


Обычная Московская Семья 1939-1940


1939 год. Хакасия. Село
Велосипед в Стране Советов стал обыденностью - его могли позволить себе и своим детям практически все. На Западе, например, велосипед в те годы мог позволить себе далеко не каждый. Начиналась пятилетка товаров народного потребления, выполнявшаяся исключительно успешно. Жизненный уровень советских людей стремительно рос с 1939 года… до 22 июня 1941.

1942 год, через два месяца он погибнет в боях под Вязьмой.

На Развалинах Родного Дома 1942. Московская обл.


Присяга. 1944


1947г. Сельская школа в Вологодской обл.
На фотографиях первых лет после Войны даже на детских лицах видны следы сильного стресса и тяжелой жизни. Следы Войны видны на человеческих лицах еще и в начале 50-х и затем они постепенно исчезают, а лица 10-летних детей перестают быть не по-детски взрослыми.
Почти у всех из них погиб или тяжело ранен кто-то из близких людей, если не из семьи, то из друзей, их семей, одноклассников. У многих из них матери остались вдовами.


Деревенские Мальчишки 1947 г.


4«А» класс, конец октября 1948 г, деревня под Смоленском.


«Троица, 1949 год». Кировская область
Последние 20 лет «всем известно», что за религиозные обряды в СССР были строжайше запрещены и особенно свирепым был террор во времена Сталина. Как нас уверяют: поставил крест на могиле, нарядил ёлку - и маршируй в колонне на Колыму. А было вот так.


Класс 1950 г. Одной из Московских школ.


«Отдых на природе» - конец 40-х - начало 50-х


За рабочим столом в учреждении. 1949 год, Кировская область


Праздник Октябрьской Революции. Начало 50-х


Редакция Местной Газеты. Слушают Новости. Владимирская обл., нач. 50-х


Жители Каунаса 1950 г.


Студент, 50-е годы.

Молодой Человек. Уфа, 1953.


Деревенские Парнишки, дер. Чупахино Орловской обл. 1953 год
Как-то в телевизоре говорили, что «застежка-молния» появилась в СССР только в 60-х годах, настолько сильно он отставал в товарах народного потребления от «цивилизованных стран». Имелось в виду, «зачем нам космос, если молнию сделать не можем». Видимо, парень в левой части снимка снял шкуру с убитого американца.


1954. Готовы к труду и обороне. Сдача норм ГТО.


Пикник с патефоном. Конец 50-х

«Надя» - середина 50-х, Москва
На их лицах уже не отражается Война, они становятся беззаботными и озорными. Дети, который старались получше «откормить» в 50-х после голодных военных лет.

Рига-50-х годов.

В тире общества «Динамо» 1955


В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956г.


Пацаны, г. Коломна, 1958 год.


Кисловодск. Церемония испития минералки. 1957 год. Автор - Джавад Багиров


Киевская квартира 1957

Баку, Прогулка Утомила. 1959 г. Автор - Джавад Багиров


Аппарат для продажи духов и одеколона. 50-е
С 50-х годов «пшикнуть» на себя духами или одеколоном можно было в крупных магазинах. Это стоило 15 копеек, до «хрущевской реформы».

Период 1930-х годов в Советском Союзе был временем зарождения и формирования, выстраивания нового, идеального образа советского человека. Поскольку новое государство позиционировало себя как страну, в которой нет угнетения и эксплуатации человека, то и образ этого нового человека должен был состоять только из положительных характеристик. В первую очередь, образы советского человека начинают выстраиваться в произведениях искусства – литературных произведениях, в картинах и скульптурах, в кинофильмах. В них изображаются идеальные советские мужчины, женщины, дети. Их образы ярки и архетипичны – мудрые старцы, заботливые матери, великие воины, спортсмены и т.д.

Но для власти недостаточно было только выстроить новые художественные образы, так как любое произведение искусства дает установку на вымысел, на идеальное изображение, а не на реальность. И этим снижается потенциальное воздействие на социокультурное поведение человека. Устранить эту проблему можно, только если людям будут предложены образы и биографии реально существующих людей. Решить эту задачу можно было с помощью прессы – ведущего средства массовой информации того времени. Количество радиоприемников и радиопередатчиков в стране было еще невелико. К тому же с помощью радио нельзя транслировать визуальные образы. Пресса же давала возможность быстро транслировать необходимую, с точки зрения власти, информацию, так как газеты были доступны по всей стране.

На страницах газет 1930-х годов появляются мифологизированные образы героев, воспитанных новым, самым прогрессивным на земле общественным строем, – стахановцев, бусыгинцев, летчиков, полярников, строителей новых городов в Сибири и на Дальнем Востоке. В апреле 1934 года Правительством СССР было установлено звание Героя Советского Союза. Героизм стал узаконенной формой жизни советского человека. Например, в редакционной статье «По сталинскому маршруту», опубликованной в «Правде» 25 июля 1936 года, выстраивается образ страны, заселенной героями: «Советский Союз ежечасно рождает героев. Сила нашей страны в том, что каждый героический поступок немедленно находит своих подражателей. Сама атмосфера в нашей стране насыщена героизмом» . Миф о «стране героев» позволяет решить политическому руководству страны две задачи: усиление социального стимулирования ударного труда и внушение советскому человеку мысли о том, что страна Советов является идеальным местом проживания.

Эти мифологизированные герои воспринимались как результат напряженных усилий всех советских людей, как осуществленное в настоящем «светлое» будущее. Газеты 1930-х годов ежедневно сообщали о новых открытиях полярников, о героических перелетах советских летчиков. Это были не просто публикации о неординарных поступках советских граждан. Каждый новый поступок украшался множеством подробностей, ярких и возвышенных эпитетов. Для создания мифов о новых героях использовались все возможные средства публицистики. Помимо уже отработанных приемов – публикации биографий, интервью родственников, знакомых и учителей – здесь применялись и новые. В газетах печатались тексты телеграмм летчикам и полярникам от правительства и ответные телеграммы героев правительству, публиковались репортажи и интервью, в которых герои высказывались в духе советской идеологии по поводу различных проблем и вопросов жизни страны. Подобные приемы должны были показать «отеческую» заботу государства о своих людях, своих героях, доказать читателю, что подлинным героем может быть только тот, кто живет, думает и работает по программе коммунистической партии.

Схема показа идеального советского человека, включающая в себя портрет, краткую биографию и список трудовых побед, была предложена в 1931 году газетой «Правда» . По мнению Г. Карлтона, односторонность и документальность таких «производственных характеристик» объясняется желанием власти доказать, что «описываемые победы являются подлинными атрибутами советской реальности» [Там же]. Новые герои должны были действовать, отдавать все свои силы и талант на благо всего советского народа, а не заниматься «внутренним копанием». Их запрограммированные, лишенные всякого психологизма, поступки должны были увлечь читателя, заставить его усвоить новую схему поведения.

Наиболее востребованными образы идеальных советских людей были в ситуации возведения новых, так называемых социалистических городов Дальнего Востока и Сибири. Активно осваиваемые в этот период восточные регионы страны нуждались в огромном количестве рабочей силы. Тяжелые условия работы на стройках требовали возрастающей стимуляции трудового энтузиазма людей. Поэтому выстраивание мифологемы «строитель нового города – герой» стало активно использоваться наряду с другими механизмами привлечения и закрепления людей на стройках.

Газеты новых городов выбирали образцовых, с их точки зрения, людей и пропагандировали их образ жизни, образ мышления на своих страницах. В качестве «идеала» выбирались комсомольцы, ударники, стахановцы с кристально чистой, по советским меркам, биографией. Кроме того, все они были представителями рабочих профессий (инженерно-технические работники и интеллигенция вызывали у власти подозрение в инакомыслии и ассоциировались с буржуазией) и различных национальностей Советского Союза. Тщательный отбор кандидатов на образец идеального жителя города по всем значимым для власти параметрам (социальный статус, национальность, трудовые достижения) преследовал одну цель – демонстрацию братства всех народов, входивших в состав СССР, и всесоюзное значение строительства Комсомольска-на-Амуре, Магнитогорска, Новокузнецка и т.д.

Следует отметить, что на протяжении 1930-х годов схемы создания образа героя-первостроителя претерпели довольно сильные изменения. Например, в Комсомольске-на-Амуре, строительство которого началось в 1932 году, газеты в первые годы прибегали только к размещению фотографии и к прямым призывам следовать примеру выбранных героев («Всем равняться на А. Смородова!»). Со второй же половины 1930-х годов газета уже пытается влиять на читателя опосредованно, целенаправленно создавая имидж «идеального» строителя города. Примером создания мифологизированного имиджа «настоящего» советского человека может служить вышедшая в марте 1935 года редакционная статья под названием «Смородов снова взялся за топор», в которой на примере одной жизненной ситуации показываются все достоинства характера человека, воспитанного в новом городе. Схема выстраивания имиджа А. Смородова соотносится с древнегреческим мифом о титане Прометее, который, пожалев людей, спустился на землю и принес им знания и огонь. Композиционно статью можно разбить на несколько смысловых блоков. Так, первый блок представляет собой идеализированно-обобщенную характеристику героя: «Имя инструктора комитета комсомола Алексея Смородова приобрело широкую известность не только у нас на стройке, но и далеко за пределами края. Эту популярность, звание знатного человека комсомолец Алексей Смородов завоевал личным примером буквально на всех участках работ, умением организовать и повести за собой массы» . Подобным вступлением авторы сразу дают понять читателю, что речь в статье пойдет не о рядовом гражданине, а о человеке, наделенном множеством достоинств, завоевавшем доверие власти и занимающем довольно высокое положение в структуре партийного руководства города (инструктор комитета комсомола). Основной упор делается на способности героя организовать и повести за собой массы. На фоне волевого, решительного, ведущего вперед А. Смородова люди на стройплощадке выглядят как нечто бесформенное, нуждающееся в руководстве, в сильном лидере, в вожде. Второй блок содержит тезис о том, что хотя А. Смородов и «знатный человек» [Там же], но всегда готов помочь рядовым строителям. В статье рассказывается о том, как А. Смородов добровольно отказался на время от руководящей должности и пошел работать в отстающую бригаду плотников. При этом особо подчеркивается то, что он пошел не руководить отстающей бригадой, а «взялся за топор». С приходом А. Смородова жизнь бригады, по мнению газеты, чудесным образом «перерождается». В статье написано: «Смородов… в первый же день работы внес в бригаду свежую струю бодрости, деловитости, уверенности в победе» [Там же]. Помимо того, что А. Смородов только одним своим появлением в бригаде принес ей «свет», он, как и Прометей, начинает делиться с людьми своими знаниями: «Неутомимо работая сам, зорко следит за всей бригадой, вовремя дает ценные советы, указания» [Там же]. Авторы статьи не забывают напомнить читателю о том, что именно Смородов в 1932 году, когда из-за неправильно организованных поставок строители оказались без необходимых инструментов, придумал и научил остальных, как корчевать деревья без помощи топоров и лебедок. Этим напоминанием еще раз доказывается прометеевский талант героя. Заканчивается статья восторженными словами членов бригады: «…если Смородов взялся за топор, мы теперь наверняка выйдем из отстающих, завоюем первенство!» [Там же]. Финал статьи должен был убедить читателя в том, что если следовать примеру таких новых советских людей, как А. Смородов и другие, то можно добиться скорейшего осуществления мечты о построении социализма.

Образ идеального героя-первостроителя активно эксплуатировался и центральной печатью страны. Так, Матэ Залка в одном из номеров журнала «Огонек» 1936 года описывает делегатов X съезда ВЛКСМ из Комсомольска как «молодых славных ребят», скромных, с «молодой хорошей улыбкой», комсомольцев и, «само собой разумеется, стахановцев», которые мечтали об участии в строительстве новых городов и заводов . В данном случае формирование образов идеальных строителей нового города было подчинено общему принципу мифологизированной героизации жизни нового государства: молодые герои в молодой стране. На страницах газет и журналов рождались образы неких прекрасных и юных, как боги, юношей и девушек, которые сами уже стали «новыми советскими людьми» и знают рецепт перерождения в героев для других. И здесь мифологизированные образы являются уже не только частью воспитательной функции советской печати, но и участвуют в реализации функции организации поведения человека и инспирирования необходимых власти действий (например, система публикаций, убеждавших людей ехать на Дальний Восток), а также функции создания определенного эмоционального и психологического настроя.

Список литературы

2. Карлтон Г. На похоронах живых: теория «живого человека» и формирование героя в раннем соцреализме // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с.

Татьяна Вячеславовна Демидова, кандидат культурологии Кафедра культурологии
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий

Картина живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; - если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод».

Леонардо да Винчи (1452-1519)

В ы прислали мне свои рисунки и короткое письмо, в котором вы пишете буквально следующее: «Как видите, я уже умею хорошо рисовать, хотя нигде не учился. у меня только не ладится с человеческими фигурами, но, справившись с ними, я быстро смогу стать художником». Прочтя эти несколько самонадеянные строки, я обратился к вашим рисункам, надеясь найти в них подтверждениe ваших слов.

Но увы! Надежды мои не сбылись! Все присланные вами рисунки — копии с различных картин и портретов, сделанные вами механически, по клеткам. И, хотя рисунки свои вы украсили рисованными затейливыми рамками, все же они не имеют ни малеишей художественной ценности, и я решил вообще ничего вам больше не писать, так как при всем своем желaнии никаких следов способностей я в ваших работах не нашел. Совершенно случайно на обороте одного из рисунков я обнаружил набросок женской фигуры, вяжущей чулок. Этот рисунок, несомненно деланный с натуры, заставил меня переменить свое мнение о вас, и я решил написать вам это письмо. Навeрное, читая эти строки, вы недоумеваете: Как же так? Почему он забраковал славные рисуночки, которые так нравились всем моим друзьям и служили украшением моей комнаты, и обратил внимание на какой-то грубый, небрежный рисунок, которому я сам не придавал никакого значения?»

Этот вопрос, с которого, собственно, и начинается наше знакомство, очень существен, а потому я постараюсь объяснить его как можно яснее.

Каждый художник передает в своих работах наблюдения окружающей его жизни, природы и обстановки. Чем острее его наблюдения, чем выше его мастерство, тем большую ценность имеют его произведения. Когда же xудожник копирует работы другого художника — он не вкладывает в это ничего личного. Его задача сводится лишь к тому, чтобы как можно точнее срисовать с другой работы. Как бы ни былa хорошо выполнена такая копия, ее художественная ценнoсть, по сравнению с оригиналом, обычно очень мала.

B каждую свою самостоятельную работу художник вкладывает все силы своего таланта, чувств, желаний, мыслей, опыта и наблюдений. Копируя чужую картину, художник не вкладывает в свою работу ничего кроме своего труда и желания сделать нечто похожее на оригинал.

Для начинающего копирование репродукций картин и рисунков других художников приносит больше вреда, чем пользы. Оно приучает его к нeсамостоятельной работе, приучает смотреть на мир чужими глазами. Правда, бывает, что молодые художники в процессе учeния копируют кaртины знаменитых мастеров, но это совсем другое дело, тaк как в данном случае копия делается в музее, непосредственно с картины, и цeль такой работы в том, чтобы возможно глубже проникнуть в мастерство великого художника, изучить его приемы, технику живописи, трактовку формы и т. д. Вы же делали свои копии не с самих картин, а с плохих открыток, и при этом вопрос изучения мастерства других художников меньше всего интересовал вас. Вот почему ценность присланных вами работ ничтожна. То, что вы сумели сделать красивенькие, по вашему мнению, картинки, ослепило вас, и вам показалось, что вы действительно почти художник, что стоит вам еще немножечко, чуть-чуть подучиться — вы станете настоящим художником. Увы! Вы жестоко ошибаетесь! Ваш набросок показывает, что у вас действительно есть некоторые способности, но вы совершенно не умеете рисовать и даже еще не имеете представления о том, как это делается. Вам нужно начинать с азбуки и, только овладев ею, двигаться дальше. Вы сами пишете в своем письме, что нигде никогда не учились рисованию, и все же мните себя почти готовым художником. Непонятно, откуда такое легкомыслие! Ведь даже для того, чтобы стать квалифицированным сапожником или портным, нужно не один месяц учиться, a мастерство художника значительно тоньше и сложнее. Спрашивается, на каком же основании вы полагаете, что художником можно сделаться шутя, немного подучившись? Если вы желаете и в дальнейшем пользоваться моими советами и указаниями, ставлю вам следующие непременные условия:

1. Перестаньте думать о рисовании красивеньких картинок и переключитесь на рисунки учебного характера.

2. Совершенно откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий.

3. Систематически рисуйте с натуры,начав с самых простых предметов, постепенно переходя к более сложным.

4. Красками пока не работайте; нужно сначала овладеть, хотя бы немного, одноцветным рисунком, так как он является основой основ нашего искусства, и только после этого можно пробовать свои силы в красках. 5. Начинайте с рисунков небольших размеров — 1/4 нормального рисовального листа (30 Х 40 см) .

Получив известные навыки, переходите к размеру в "/2 листа (40 Х 60 см) . Делать учебные рисунки в больших размерах не рекомендуется. И, наконец, нужно запастись терпением и скромностью, забыв о том, что вы «без пяти минут» художник. Помните, что вы пока еще только ученик, и ученик приготовительного класса.

Удивляйтесь красоте! Ловите красоту! Не дайте ей пройти мимо вас! Помогите балансировать девочке на шаре в картине Пабло Пикассо, вдохните запах ирисов подаренных нам Ван Гогом.

Кубист, сюрреалист, постимпрессионист и просто гений. Как и все сложные натуры, Пикассо не отличался примерным поведением: в творческом мастерстве он опережал своих однокурсников, которые были на 5-6 лет старше его. Но художника крайне раздражало, когда его начинали критиковать, за что был не раз наказан. Первый свой серьезный заказ испанец получил в Париже, за который ему платили 150 франков ежемесячно. Если вас до сих пор мучают сомнения, был ли он соучастником в краже Моны Лизы – нет, обвиняли поэта Аполлинера, тот, в свою очередь, попытался переложить вину на Пикассо. Наконец, менял женщин испанец как перчатки, считая: чем меньше совести, тем больше всего остального.

Возможно, после прочтения книги «Дедушка» Марины Пикассо , ваше мнение о художнике резко изменится. Внучка получила колоссальное наследство и в придачу — тележку обид и укоров в адрес деда. Книга полна обвинений в бесчеловечном отношении художника к членам его семьи. Публикацией книги Марина пытается «отпустить прошлое».

Совсем другое мнение у вас сложится, если вы прочтете «Стихотворения» — сборник стихов великого художника. Мало кто знает, что в возрасте 55 лет страстью мастера стала поэзия. Он словно передавал свои зрительные ощущения, писал уже не кистью, а словами. Не ждите, что у сложного художника вы встретите простые четверостишья, его стихи подобны монолитным блокам.

И наконец, чтобы познать Пикассо-отца, Пикассо-человека — прочтите «Моя жизнь с Пикассо» , авторства его бывшей жены, Франсуазы Жило . Художник всячески препятствовал публикации книги и три раза проиграл процесс. Мемуары описывают не только творчество Пикассо, но и его сложные отношения с женщинами. После выхода книги Жило художник прекратил отношения с их общими детьми.

Винсент Ван Гог

Возможно, мы бы никогда и не увидели прекрасных картин, если бы Винсент продолжил путь проповедника. За всю свою жизнь, он продал лишь одну работу – «Красные виноградники в Арле», и то своему брату, владельцу художественной галереи. Что касается многочисленных версий об отрубленном ухе, напомним наиболее вероятную: ухо Ван Гогу отрубил Гоген во время пьяного спора то ли «об истинной природе искусства», то ли из-за куртизанки Рашель. Но взмах шпаги сделал свое дело, мочку – отправили куртизанке, а шпагу, как предмет преступления, Гоген выкинул в Рону.

Много света пролили на жизнь художника «Письма к брату Тео» , от которого Винсент сильно зависел материально. В них можно почувствовать душевные муки и терзания художника.

Огромный вклад в популяризации художника внес Ирвинг Стоун . Книга написана в 1934 году. Ценность ее в том, что автор лично объездил все места, связанные с жизнью художника, и ему удалось пообщаться с теми, кто знал гения при жизни. Это одна из самых захватывающих историй о Винсенте Ван Гоге.

Его смело можно назвать королем эпатажа! Если гулять по Нью-Йорку — то только с двухметровым батоном, прийти на выставку лондонского вернисажа – только в водолазном костюме. Знакомство с Уолтом Диснеем подарило нам мультфильм «Destino» (Судьба). Вероятно, нет на свете такого дизайнера, который не мог бы назвать себя художником, но не каждый художник может стать дизайнером. Дали удавалось и то, и другое, чего стоит один только диван в виде губ. Ну и любоваться творчеством маэстро мы имеем честь с детства, эмблему для Чупа-Чупса придумал великий Дали. Гонорар, конечно, был не в денежном эквиваленте, он попросил руководство ежедневно высылать ему коробку леденцов.

Кто сможет рассказать о себе, лучше, чем ты сам. Дали был в этом уверен. «Дневник одного гения» — шокирующие откровения и признания, приправленные ироничным отношениям к жизни, позволяют взглянуть читателю на мир глазами великого испанца.

» — глазами сестры Аны Марии Дали . В книге опубликованы письма Дали своему близкому другу — испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке и Ане Марии, которые сопровождены великолепными иллюстрациями, графическими работами и фотографиями, публикующимися впервые.

Человек, являющийся одним из самых дорогих художников в мире. Он не писал свои картины с помощью мольберта, палитры и кисти, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст, иногда сигаретами. Знаете ли вы, что страстным увлечением художника была кулинария? В голове не укладывается образ Поллока в фартуке, который печет блинчик, с образом пьяного дебошира с неуравновешенным характером.

«Ужин с Джексоном Поллоком: Рецепты, Искусство и Природа» . Книга вышла в свет благодаря находке Робин Ли известного фотографа, которая путешествуя по всему миру, делает снимки для таких заказчиков как Kodak, Vogue и Harper`s Bazaar. В книге насчитывается более 50 рецептов, собранных из неразборчивых записей Джексона Поллока, его жены Ли Краснер и его матери Стеллы. Представлены его любимые блюда, известные еще с 50-тых годов: грибной соус для спагетти, мясной рулет и пирог с моллюсками, которых он сам ловил в заливе. И, конечно же, рецепт яблочного пирога, за который он даже получил награду на кулинарном конкурсе.

Стивен Нэйфи и Грегори Уайт Смит представили миру книгу «Джексон Поллок, американская сага» , которая экранизирована в 2000 году Эдом Хариссом, повествует обо всех взлетах и падениях художника.

Узнаваем по воздушному наполнению своих работ, Клод Моне — один из отцов импрессионизма. С 14-ти лет зарабатывал тем, что рисовал карикатуры знакомых и прохожих, которые были очень популярны в округе. Колесо фортуны развернуло жизнь художника, когда он выиграл в лотерею 100 тыс. франков, благодаря этому он смог оставить работу посыльного и посвятить себя живописи.

Французский историк, писатель и журналист Мишель де Декер известен как автор многих биографических исследований. Изданная им книга представляет собой жизнеописание французского художника, которого называли поэтом, сочиняющим гимны цвету и свету.

Стоя в галерее возле картины, которая вас не цепляет, просто переходите к другой. Найдите своего художника, который найдет отклик в вашем сердце, разделит ваш взгляд на мир и даже позволит посмотреть его глазами.



Похожие статьи
 
Категории