Произведение тарас бульба иллюстрации и автор. Тема:«Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения

25.02.2019

«Тарас Бульба» - Сечь. "Пропал, пропал бесславно, как подлая собака...". Степь. Ни крика, ни стону не было слышно…». Тарас Бульба. Андрий. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Светлица – жилище. «Нет уз святее товарищества!». В.Г.Белинский – критик XIX века. «Поэма о любви к родине». Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!».

«Гоголь писатель» - Но главное в другом – в «двуликости» носа. Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. Э.А. Дмитриев-Мамонов. 1839 г. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Рим. Нос для окружающих – вовсе не нос, а «штатский генерал». Предложение Чичикова с точки зрения крепостнической помещичьей психологии вовсе не фантастично.

«Мёртвые души Гоголь» - Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова. Пределом человеческого падения является Плюшкин. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? 2-6 главы. Счастье «порядочного человека» Чичикова основано на деньгах. Собакевич за едой. Образ Ноздрева. Первый том поэмы «Мертвые души» вышел в свет в 1842 году.

«Тарас Бульба урок» - Тарас – типичный запорожец. Повесть «Тарас Бульба». Патриотизм Родина Отечество. Константин Симонов «Тарас Бульба». Групповое задание. Казаки живо плыли на узких двурульных челнах и говорили про атамана. Черки-Гришинской средней школы Гайфуллиной Ф.Р. Тарас над телом убитого сына П.П.Соколов 1867. Словарная работа.

«Русский писатель Гоголь» - По семейным традициям, брак родителей писателя был благословлен Божией Матерью. Василий Афанасьевич, отец Н.В.Гоголя. Филосовские взгляды Н.В.Гоголя. Литературный труд: В припадке отчаяния, незадолго до смерти, Гоголь сжег рукопись 2-го тома поэмы. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

«Гоголь Тарас Бульба» - "Богатырь Бульба с своими могучими сыновьями" (В.Г. Белинский). Казак без коня - ….. Остап. Одежда. Сабля Стрела Нож Седло Всадник на коне Казаки. Кушанья. Ведущий. Курень Крамари Чуприна Сейм Аргамак. На чужой спине едет, свой груз везёт. Узнай героя по описанию. Как называется торжественный обряд (например, обряд поступления запорожца в Сечь)?

Овчаренко Сергей

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит
свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое
дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только
человек.

Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при
них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их..

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает..
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве,
есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще
смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва.
Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.


Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли бога,
чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде, и на земле спасает

А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий, встряхнув быстро
головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?
Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!

Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка,
как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий:
пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от
него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из
лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на
части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает
бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал,
как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только
страшного отца.

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и
равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая
горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: "Сын мой! Остап мой!"

Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему
первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку
вверх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали,
нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни
одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
- Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою
седую голову.

А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. "Эх, старость, старость!" - сказал он, и заплакал
дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не
тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам

В семидесятые годы художник Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (1848-1926) создал шесть иллюстраций к «Тарасу Бульбе». «В 1874 году, - писал В. СТАСОВ, - вышла в свет, в Петербурге, небольшая тетрадочка под заглавием "Тарас Бульба. Народное издание", с рисунками Васнецова. Гравёрная работа и отпечатки гравюр - очень невысокого достоинства <...> но несмотря на всё это иллюстрации в этой книжечке являются, по моему мнению, лучшими иллюстрациями к Гоголю <...> столько выразилось тут настоящей малороссийской народности, живописности, типичности и таланта». (В. Стасов. Виктор Михайлович Васнецов и его работы. - «Искусство и художественная промышленность», 1898, № 1-2, стр. 85.)





Историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник ещё учился в Академии. Рисунки к «Тарасу Бульбе» и гравюры с них исполнялись в 1871-1874 годах, то есть одновременно с самыми первыми опытами Васнецова в создании исторических композиций, например, с известной акварелью «Витязь» (Третьяковская галерея), исполненной в 1871 году и являющейся прообразом «Трёх богатырей». Оба эти творческих замысла - «Витязь» и «Тарас Бульба» - близки друг к другу: их роднит былинное, эпическое начало, подчёркиваемое художником.

Иллюстрации Васнецова к «Тарасу Бульбе» известны лишь в искажённом гравёрами виде. Сохранились три подготовительных наброска карандашом (из них один - «Площадь в Сечи», датированный 1871 годом), они были экспонированы на выставке произведений Васнецова в 1948 году. («Каталог выставки произведений В.М. Васнецова (из частных собраний), посвящённой столетию со дня рождения художника». - М.: Советский художник, 1948. - С. 24).

Иллюстрации к «Тарасу Бульбе» в «народном издании» 1874 года открыли новую традицию в иллюстрировании повести. Во всех шести работах Васнецов стремился изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь. В отличие от других иллюстраторов он не уделял внимания любовным эпизодам. Тема одной из иллюстраций художника - «Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь», станет почти обязательной для всех последующих иллюстраторов повести Гоголя.

Свободолюбие, мужество, острый ум и находчивость в бою - вот что выделяло гордых украинских воинов от других армий мира, и заставляет восхищаться ими не один десяток поколений. Сегодня я расскажу Тебе, как нарисовать казака. Такой рисунок станет прекрасным украшением Твоей комнаты, или крутым подарком к празднику, тем более, что не за горами .

Как Тебе идея нарисовать Тараса Бульбу? Если Ты не против, начнем!

Как рисовать казака шаг за шагом

1. Представь, что ты изображаешь спичечного человечка, и нарисуй эскиз казака, так, как показано на рисунке.

2. Плавными линиями, слегка нажимая на карандаш, обведи контур тела казака.

3. Сотри лишние линии ластиком. Нарисуй казаку одежду, палку и саблю.

4. Теперь нарисуй оружие, четко прорисуй детали в районе пояса. Берись за рисование лица, и не забудь об особенностях внешности. Какой же казак без усов и длинного чуба?

5. Легкими движениями карандаша добавь складки на одежде. Затушуй места, где нужно отобразить тень.

Бравый казак готов к бою!

А как нарисовать казака легко и быстро , подскажет следующее видео. Смешное лицо моментально развеселит и подарит хорошее настроение Твоим друзьям.

Но если для Тебя предыдущий видеоролик - слишком простой, и Ты хочешь нарисовать воинственного казака с роскошным казацким чубом , трубкой и саблей, смотри следующий мастер-класс. Множество деталей, совершенство форм и теней, огненный взгляд и мощная сила в мускулистых руках - очень красивый рисунок получился у художника. Попробуем повторить?

А если Тебе нужно создать рисунок храброго казака, вступающего в бой , и Ты не прочь послушать замечательную песню о казаках, да еще и узнать много интересного об этих доблестных воинах, приглашаю к просмотру следующего видеоролика. Заодно и реферат по истории напишешь:) Великолепная работа! Вот где воистину можно утверждать - настоящий художественный шедевр…

Надеюсь, Тебе понравился мастер-класс, и теперь Ты с легкостью сможешь нарисовать легендарных защитников нашей родной страны - казаков, а может быть, и передать свои рисунки тем, кто ныне защищает ее независимость.

Тема:«Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в изображении Е.А.Кибрика.

Предмет исследования: художественные иллюстрации Е.А.Кибрика к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Объект исследования:своеобразие иллюстрирования повести Гоголя художником Кибриком.

Цель исследования: понять роль иллюстрации в восприятии художественного произведения, проникнуть в мир Кибрика-иллюстратора.

Гипотеза:анализ работ художника-иллюстратора может помочь в восприятии героев художественных произведений, способствует развитию умения сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, вызывает желание творить самому.

Мне очень нравятся уроки литературы, где используются произведения живописи. Занятия получаются более запоминающимися и интересными. Например, изучая «Войну и мир» Л.Н.Толстого,не обойтись без картин В.В.Верещагина. Знакомясь с поэзией С.А.Есенина, работаем с картинами В.Поленова и И.Левитана. Читая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», большое внимание привлекают иллюстрации разных авторов. Эта связь литературы и живописи развивает способность замечать, видеть и оценивать прекрасное. Мы учимся рассуждать, сравнивать, аргументировать свои мысли. Эти навыки необходимы нам и в самостоятельной обыденной жизни, когда мы что-то анализируем, высказываем свою точку зрения, приводим аргументы для доказательства своего мнения.

Иллюстрация- это рисунок, относящийся к определённой части текста, поясняющий момент и одновременно украшающий книгу.Он используется для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения,визуализации героев повествования.В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций,использованных в книгах и журналах.Многие музейные выставки и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого. В результате роста интереса к компьютерным играм иллюстрации стали весьма популярным видом искусства.Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры.

Иллюстраторы помогают понять произведение, погрузиться в его атмосферу. Художник, решивший проиллюстрировать роман, рассказ, поэму, не просто рисует картину. Он прочитывает произведение, пытается понять, что хочет донести до нас писатель, каковы образы, идея художественного произведения. Потом на бумаге иллюстратор передаёт свои мысли о прочитанном:не словами,как сделал бы это критик, не музыкой, как композитор, а рисунком. Поэтому иллюстрации, как беседа с умным человеком, помогут понять смысл прочитанного, взглянуть на произведение с новой стороны, увидеть какие-то детали, которые сами мы не заметили. Иллюстратор по сути дела является соавтором и предъявляет свою концепцию- своё видение текста. Он, обладая чувством меры и вкуса, умеет ненавязчиво, тактично и точно преподнести ту или иную мысль в рисунке. Тем самым дополнить текст и послужить своеобразной декоративной оранжировкой того или иного произведения. Художники иллюстрируют значимые и показательные моменты в книги. Из этих эпизодов мы многое узнаём о героях, в них как бы концентрируется идея.

Произведения Гоголя иллюстрировали многие. Это и А.Бубнов, и Д.Шмаринов, и С.Герасимов. Наиболее известными являются работы Евгения Адольфовича Кибрика(1906-1978).

Известный живописец и график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР.В течение 25 лет(1953-1978)был профессором МГАХИ имени В.И.Сурикова, руководителем мастерской станковой графики. Наиболее прославился как иллюстратор к «Борису Годунову» А.С.Пушкина, «Кола Брюньону» Р.Роллана, «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя. По признанию самого художника беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Над иллюстрациями к повести Гоголя Кибрик работал с 1943 по 1945 год. Это были годы Великой Отечественной войны. Работы Кибрика не только сопровождали сюжет повести, но и передавали переживания современников: горести войны, ожидания, утраты, подвиг и предательство. Первое издание вышло в 1948 году. И почти сразу эти работы были признаны классикой книжной иллюстрации 20 века. Евгений Адольфович Кибрик как никто умел передать эпические масштабы произведения.

Художник с самого начала очень тщательно подошёл к работе. Он всегда работал с натуры и для этого брал весь реквизит из музеев, вплоть до трубки-люльки. У него в мастерской стоял чурбан, на котором сидел натурщик в костюме Тараса Бульбы. Над образом главного героя Кибрик,вероятно, изрядно помучился. Он одевал украинскую свитку- кафтан и сидел перед зеркалом, пытаясь найти верную позу для изображения. К слову,художник сам был человеком богатырского сложения. Ещё есть легенда,что в создании образа Тараса Бульбы участвовал бывший цирковой борец Андрей Игнатьевич Рудковский, подолгу позировавший Евгению Кибрику.

Мы решили провести опрос среди учащихся 7-11 классов(35человек), учителей и работников нашей школы(25человек). Был предложен 1 вопрос «Для чего нужны иллюстрации к произведениям?»и 3 варианта ответов:

А.- помогают понять смысл прочитанного

Б.-помогают увидеть словесный образ героя предметно

В.-помогают представить место событий

А также была сделана подборка иллюстраций разных художников к повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (Шмаринова, Герасимова, Дерегуса) .

Опрашиваемым предлагалось выбрать те иллюстрации, которые наиболее точно, на их взгляд, передают суть гоголевских героев. Ответы на 1вопрос распределились таким образом:

А-15человек (25%),

Б-32человека(53.3 %),

В-13человек(21.6 %).

Кибрику как художнику –иллюстратору были отданы большинство голосов(48 из 60) , наверное, по той причине, что большинство из опрашиваемых помнят эти работы (кроме нынешних семиклассников)по школьной программе. И они остались в памяти бывших школьников, так как многие годы только кибриковские герои сопровождали текст «Тараса Бульбы

в учебниках-хрестоматиях. Действительно, герои Кибрика-это полнокровные, эпически цельные характеры. Художник придаёт им открытый, театральный жест, активную мимику(«Тарас», «Остап», «Остап перед казнью», «Смерть Тараса»).Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Если другие иллюстраторы создают картину в мельчайших подробностях, с обилием деталей одежды, вооружения, быта (например, как Герасимов), то Кибрика привлекают сами персонажи. Чаще всего этот художник раскрывает образ именно в портрете. Самое главное в художественной манере Кибрика-это раскрытие психологической глубины характеров героев.Многие иллюстрации меня просто поражают силой своего воздействия.Например,вспомним момент казни Тараса Бульбы.Герой изображён на костре в последние минуты жизни. Глядя на иллюстрацию, мы как бы слышим слова Тараса: «Да разве найдутся на земле такие муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?» И самое главное: иллюстрация настолько неотрывна от текста, характеры героев переданы так точно, что я не могу представить их по-другому. Или «Остап перед казнью». В центре-старший сын Бульбы. Остап напоминает былинного богатыря. Несмотря на приближающуюся смерть, он показан мужественным, несгибаемым воином. «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихою горделивостью; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шёл Остап. Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнёс громко: «Дай же,Боже,чтобы все,какие тут ни стоят еретики,не услышали,нечестивые,как мучится христианин!Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!После этого он приблизился к эшафоту». Кибрик сумел донести до зрителя образы другой эпохи как образы глубоко реалистичные, со своим внутренним миром, образы, ставшие дорогими и близкими многим людям. Сложился особый кибриковский образный мир героев. Проявилось умение очень точно «прочесть» иллюстрируемое произведение и выявить эмоциональный подтекст, раскрыть тип человека. Работы Кибрика принесли особую новизну в иллюстраторское искусство. В этом графически-изобразительном стиле слились философский и нравственный контекст произведения.

После изучения того или иного художественного произведения учитель часто предлагает нарисовать что- либо по мотивам изученного. Нам, конечно, трудно рисовать портреты. А вот бытовую зарисовку карандашом – совсем несложно.И обязательно в классе найдётся человек, который очень хорошо рисует. Тогда выполненные им работы тоже становятся объектом наблюдения и рассуждения. Рисунки помещают в общешкольную газету и они остаются в папках «Лучшие иллюстрации школьников к художественным произведениям». Например, много таких работ у ученицы 8 класса Ребровой Ангелины. Вот две из них по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Казак» (работа углём), «Хуторок» (карандаш).


Имея в виду сложный творческий характер работы художника-иллюстратора В.А.Фаворский писал: «…художник становится и соавтором, который не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным ещё большему числу людей».

Другой известный иллюстратор Д.М.Шмаринов утверждал: «Художник- иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазиии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздать высокие образы классической литературы»

Эти высказывания полностью относится и к творчеству Евгения Адольфовича Кибрика. Он всем своим творчеством подтвердил право так понимать значение иллюстраций и задачи художника. Он, действительно,сумел сделать ещё более прекрасными и близкими нам шедевры далёкого прошлого.

И ещё одно приходит на ум. Когда я выполняла эту работу, все СМИ взахлёб говорили о Крыме, об Украине, об отделении украинцев от русских и наоборот. Я невольно ловлю себя на мысли: «А как же наследие-наследство «великих»?» Ведь его не разделить. Кибрик по происхождению еврей, рождённый на Украине, живший в Москве. Кому принадлежит его творчество? Как делить будем? А нас-то всегда учили, что и Пушкин, и Толстой, и Гоголь-это олицетворение нашей общей культуры..



Похожие статьи
 
Категории