Просто. Объясните

16.02.2019

Заработок умственным трудом становится путем к постепенному развитию автора и тех кто принимает творчество – читает книгу, изучает картину, слушает музыку. Активный поток мыслей формирует рабочий процесс, приносящий автору моральное удовлетворение, признание публики. Но что делать, когда все гениальные идеи пропали и настал творческий кризис.

Что значит творческий кризис?

Временное состояние автора, в котором он теряет способность создавать проекты и есть тот самый кризис. Вдохновение внезапно исчезает, а вместе с ним пропадает . Формулировка, простой и очевидной вчера идеи, становится непосильной задачей сегодня. Творческий человек с успешными проектами в интеллектуальной сфере знает, что такое творческий кризис, и как неожиданно пропадают гениальные идеи из головы. Усердные попытки работать в такой период не принесут ожидаемых результатов, наоборот – разочаруют автора или работодателя.

Творческий кризис - причины


Интеллектуальный застой или кризис творчества, некоторые психологи называют обычной ленью. Но вряд ли человек осознанно захочет вдруг остановиться на определенном этапе работы, если результат негативно повлияет на него в первую очередь. Творчество не знает границ, его нельзя изготовить под заказ. Определить причины такого состояния очень важно.

  1. Усталость. Наступает, если человек полностью концентрирует все силы над работой.
  2. Завершение удачного проекта. Признание успеха и приличный доход расслабляют нервную систему, менее значимая работа становится неинтересной.
  3. Крупные масштабы выполнения работы – неуверенность в силах в начальной стадии проекта и результат – плоды работы, которых следует долго ожидать.
  4. Однообразный образ жизни – размеренный рабочий график, комфортные условия и стабильная оплата притупляют стимул к достижению высоких результатов.
  5. Личные проблемы – здесь у каждого может возникнуть индивидуальная ситуация.
  6. Отсутствие поощрения и необъективная оценка.

Творческий кризис - что делать?

Надо поставить на первое место четкое осознание, что этот период – временное явление, после него настает новая волна активного прилива творчества. Что делать если творческий кризис постиг автора, и какими методами наладить генерацию идей:

  1. Повернутся лицом к природе – выехать на пикник, рыбалку, охоту или просто погулять под звездным небом.
  2. Надо отдохнуть, если нет возможности отложить работу на определенный период - взять выходной. Один день полноценного отдыха способен вернуть вдохновение.
  3. Сменить привычную обстановку, найти новые знакомства - записаться в спортзал, бассейн или курсы кроя и шитья. Заняться каким-то непривычным делом, занять голову новыми мыслями.
  4. Заняться физической нагрузкой – повысить насыщенность крови кислородом, от чего мозг начинает активно работать.
  5. Изменить рацион – подпитать мозговые клетки. Пойдет на пользу употребление: орехов, инжира, банана, клубники, черники, клюквы, ананаса, лимона, авокадо, морковки, лука репчатого, свеклы, шпината, креветок.
  6. Исключить энергетики и стимуляторы. На несколько дней следует отказаться от напитков, содержащих в составе кофеин и алкоголь.
  7. Пообщаться с друзьями, попросить подсказки у авторитетного человека. Он сможет показать неизвестную грань проблемы, после чего наступит момент просветления – творческий процесс возобновится с новой силой.
  8. Совершить ошибку, значит понять, как не надо поступать. Даже провалы ведут к опыту, сидеть, сложа руки и впадать в депрессию не надо.

Сколько длится творческий кризис?

Период, в котором творческий спад посетил автора, может характеризоваться разными промежутками времени. Рабочий процесс может идти полным ходом, но не приносить очевидных результатов, кроме того, эта работа вызовет негативную критику окружающих. Иногда такое состояние может длиться несколько месяцев. Это может стать поводом открыть в себе неизвестные таланты, переключиться на другую сферу деятельности.

Как выйти из творческого кризиса?


Из биографий творческих людей можно понять, что творческий кризис всегда ступень к взлету – переосмысливание творчества и переход на новый уровень. Советы для выхода и кризиса:

  1. Не надо выдавливать идею из мозга, если ее там, в определённый момент, просто нет.
  2. Отказаться от попытки на основе старой раскрученной версии сообразить ошеломительный успех нового проекта.
  3. Полностью переключится и выбросить из головы рабочий процесс – заскучать по любимому делу.
  4. Если умные мысли посещают отдельными частями - записывать на бумаге. Через некоторое время эти короткие фразы могут стать основой работы.

Как преодолеть творческий кризис и поддержать в тонусе – подать мозгу для рассуждения логические вопросы. Занятия умственными упражнениями и решения головоломок помогут проявлять нестандартный подход к очевидным задачам. Иногда, ассоциативное сравнение становится ключом, он легко вернет творческие идеи с новым зарядом энергии. Нива творчества приносит хорошие плоды для тем кто любит на ней трудится.

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи

Кризис, ступор, голяк – называть это состояние можно по-разному, но означает оно всегда одно и то же – отсутствие новых идей или невозможность их реализовать. иногда покидает всех творческих людей, которые от этого невероятно мучаются. Если вы не можете творить, часто это означает, что вы не можете работать, а это влечет за собой поток грустных мыслей и дискомфортных состояний. Сегодня мы поговорим о том, как выйти из творческого ступора – способов очень много, пробуйте и выбирайте те, что вам по душе. И не забывайте делиться в комментариях своими способами преодоления кризиса .

  1. Вдохновляющие работы других авторов вашей области способны творить чудеса. Читайте/смотрите/слушайте и вдохновляйтесь. Меня чтение прекрасных произведений других авторов не раз вытаскивало из кризиса.
  2. Уйдите подальше от компьютера, интернета и других источников информации. Отключите телефон и не отвлекайте себя разговорами. Останьтесь наедине с собой – природа и другие уединенные места для этого прекрасно подходят. Возможно, потребуется несколько дней, чтобы разбудить вашу , но, когда это произойдет, лучше иметь под рукой ручку и блокнот для записи идей. :-)
  3. Просмотрите свои старые идеи – как воплощенные, так и оставшиеся идеями. Очень часто вдохновение приходит из собственных творений.
  4. Пообщайтесь с людьми, у которых совсем другие интересы, нежели у вас, а еще лучше сделайте с ними совместно нечто, чего обычно не делаете.
  5. Попробуйте резко поменять режим дня. Например, встаньте в 5 утра и попробуйте сотворить что-нибудь.
  6. Разнообразьте свою деятельность и свои интересы, обогащайте себя. Вы давно хотели прочитать какую-то книгу, попробовать себя в спорте или выучить ? Чтож, сейчас самое время. Ступор – дитя застоя. Впустите новые энергии и идеи в вашу жизнь, и вдохновение не заставит себя ждать.
  7. – сделайте что-то новое, интригующее и пугающее. Эмоции от и просто открытия чего-то свежего вынесут вас на нужную волну. Сделайте что-то сумасшедшее, странное, дикое!
  8. Мозгу, как и мышцам, необходимы разнообразные нагрузки. Для выхода из творческого ступора хорошо бывает потренировать логическое мышление, почитать серьезную сложную книгу или заняться .
  9. Попробуйте перегрузиться информацией из разных источников. Для того чтобы творить, нужно потреблять. Забейте себя до отказа, переварите и начинайте создавать что-то новое!
  10. Меняйте не только рабочее время, но и свои локации. Например, работать можно не только в офисе или дома, но и в кофейне, на крыше здания, на траве в парке, на вокзале и т.д.
  11. Не стремитесь к результату. Если вам нужно выполнить проект или заказ, а вдохновение не идет, забудьте про задачу и просто поделайте то, чего вам хочется, то, что нравится. В процессе вас может настигнуть идея относительно проекта.
  12. Мне всегда помогали и помогают прогулки. Если наступает ступор, я беру плеер и иду гулять по улицам города, на время забывая о своих задачах. Слушаю музыку, смотрю на здания и прохожих, проветриваю голову. По приходу с прогулки (а иногда и во время нее) меня захлестывает поток новых идей.

А еще для выхода из творческого кризиса полезно перестать думать о кризисе и способах выхода из него. :-) Не можете творить – займитесь другими делами. Общайтесь, занимайтесь домом и собой, помогайте друзьям, делайте все, что хочется – хоть на диване целыми днями лежите, только без мыслей о работе и кризисе новых идей! Иногда творческий ступор – намек на то, что вам нужно хорошенько отдохнуть.

Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.

Откуда берется творческий кризис

Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.

Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.

Творческий кризис: способы преодоления

Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.

1. Хороший отдых

Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.

2. Физические нагрузки

Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.

Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.

3. Переключение задач

Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.

Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:

  1. Избавитесь от творческого кризиса
  2. Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно

4. Мозговой штурм

Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.

Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.

Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.

5. Советы

Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.

Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.

6. Проблемы

Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.

Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.

Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.

7. Доработка и переделывание

Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.

Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.

В таком случае, Вы:

  1. Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
  2. Во-вторых, развиваете направление
  3. В третьих, экономите массу времени

Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».



Похожие статьи
 
Категории