Самые яркие цитаты эльдара рязанова и героев его фильмов. Фильмы эльдара рязанова, которые стыдно не знать

14.02.2019

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев», «Забытая мелодия для флейты», а показ «Иронии судьбы» накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал «Интер» покажет 4 фильма, снятые Рязановым.

17 ноября в 8.45 смотрите «Гусарскую балладу», в 10.45 — фильм «Девушка баз адреса», в 12.30 — «Дайте жалобную книгу», а 14.10 — «Берегись автомобиля».

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правила жизни Эльдара Рязанова

— Где есть юмор — там есть и правда.
— Неважных периодов в жизни не бывает.
— Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
— Дети не могут быть разменной картой политиков.
— Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
— Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
— Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
— Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
— Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
— Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

Правила жизни героев Рязанова

— Я и сам шутить не люблю, и людям не дам
— Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе
— Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
— Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли.
Карнавальная ночь»)

— Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— На правду нельзя обижаться, даже если она горькая.
(«Ирония судьбы»)

— Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
— Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
(«Гараж»)

— Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься!
(«Вокзал для двоих»)
— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Тихо вокруг, только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

— А как же цирк?
— Цирка мне вполне хватает в жизни.

— Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!
— Да, я крепкий орешек!
(«Служебный роман»)

— Жениться надо на сироте.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
— Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение
(«Берегись автомобиля»)

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин , Леонид Куравлев и даже Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

В ночь на 30 ноября не стало культового кинорежиссера и сценариста Эльдара Рязанова. Ему было 88 лет. За свою кинокарьеру он снял около 30 картин, почти все становились кассовыми. Мы собрали для вас подборку из десяти фильмов Рязанова, которые обязательно нужно посмотреть, если вы еще не сделали этого. Или пересмотреть.

«Служебный роман»

Двухсерийная трагикомедия была создана Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1977 году, и стала лидером проката в следующем 1978-м. Главные герои – директор института статистики Людмила Калугина, одинокая женщина за тридцать, и Анатолий Новосельцев – ее подчиненный, сорокалетний мужчина, воспитывающий двоих сыновей. Новый сотрудник учреждения (Юрий Самохвалов, заместитель Калугиной и институтский друг Новосельцева) решает во что бы ни стало продвинуть по карьерной лестнице товарища, предлагая ему, застенчивому и нерешительному, приударить за начальницей... Снег на деревьях с зеленой листвой, который есть в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Подобной сцены не планировалось, но Рязанов решил не упустить каприз природы и ради него удлинил фильм на три с половиной минуты.

«Гараж»


На эту тему: «Он заставлял мир смеяться и думать». Десять главных фильмов Робина Уильямса

Действие происходит в конце 70-х годов в вымышленной организации – НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Согласно сюжету, члены гаражного кооператива «Фауна», организованного сотрудниками института, собрались на совещание, чтобы сократить количество гаражей – по территории, где идет строительство, вскоре должно пройти скоростное шоссе. Участникам необходимо выбрать четырех сотрудников, которые не получат гаража… Вид строящихся гаражей в начале фильма снят на 2-ом Мосфильмовском переулке (дома 18 и 22), а внешний вид здания НИИ «Охраны животных от окружающей среды» – по адресу: ул. Петровка, 14. Сатирический фильм вышел на экраны в 1979 году.

«Вокзал для двоих»

В исправительно-трудовой колонии в Сибири проходит вечерняя поверка, на которой музыканту Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он может не пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства - нет… Первой Рязанов снимал финальную сцену, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, сыгравшей главную женскую роль, съемки проходили где-то в Люберцах при 28-градусном морозе. Роль колонии, где отбывает срок Рябинин, сыграла Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Фильм участвовал в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

«Ирония судьбы, или С легким паром»


На эту тему: Как встретить Новый год без телевизора

Самый известный советский телефильм, снятый Рязановым в 1975 году – мы на протяжении многих лет смотрим эту трагикомедию в канун Нового года. Врач Женя Лукашин, традиция пить водку в бане под Новый год, учительница Надя Шевелева, типовые панельки с одинаковой мебелью, женщины, которые не снимаюют зимних шапок помещении, поэзия Беллы Ахмадулиной и восхитительный голос молодой Аллы Пугачёвой – все это отсюда. Роль Жени Лукашина в картине мог исполнить Андрей Миронов, но говорить о том, что он не пользовался успехом у женщин, было невозможно - никто бы не поверил. Эльдар Рязанов сыграл в своей картине одну из эпизодических ролей - пассажира в самолете, на которого падает спящий Женя Лукашин.

«Старики-разбойники»


Эта кинокомедия была снята Рязановым на «Мосфильме» в 1971 году. Пожилой следователь Мячиков вместе с лучшим другом-инженером Воробьёвым задумали организовать «преступление века», чтобы доказать начальству собственную профпригодность и не быть отправленными на пенсию… Большинство уличных сцен фильма было снято во Львове. Внимательный зритель увидит архитектурные ансамбли на площади Рынок, Королевский арсенал, Львовскую ратушу, Пороховую башню, Латинский собор. Лестница музея снята на журфаке МГУ. Картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои картины, хранится в Эрмитаже.

«Зигзаг удачи»


На эту тему: «Найти работу в Москве можно либо за три дня, либо никогда».

В провинциальном городе работает фотоателье «Современник». Фотограф Володя Орешников выигрывает по займу 10 тысяч рублей и планирует купить камеру, о которой давно мечтал. Загвоздка в том, что 20 рублей на покупку облигации он взял из кассы взаимопомощи, куда деньги кладут все сослуживцы. Последние устраивают над Володей суд: по их мнению, выигрыш нужно поделить на всех, кто регулярно платил взносы... Критики назвали фильм несравненной сатирой об алчности, «женской зависти», «человеческой ничтожности», «красоте и уродстве». Комедия снята на «Мосфильме» в 1968 году.

«Берегись автомобиля»

В основу сюжета легла легенда о человеке, который угонял машины у взяточников, продавал их, а деньги переводил детским домам. Вот что писал режиссер об этом фильме: «Нам хотелось сделать грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Этот человек - большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». Комедия снята Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1966 году.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

Совместная советско-итальянская приключенческая комендия была снята в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. В Союзе фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Сюжет таков: в больнице Рима на 93-м году жизни скончалась русская эмигрантка, которая перед смертью успела рассказать внучке Ольге про 9 миллиардов итальянских лир, спрятанных в Ленинграде. Тайну слышали санитары Антонио и Джузеппе, врач, еще один пациент и мафиози Розарио Агро. В самолете по пути в Россию все они встречаются, и начинается буффонада, рабочим названием которой было – «Спагетти по-русски».

«Гусарская баллада»

Действие происходит в 1812 году. К отставному майору Азарову приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей Азарова по имени Шурочка и априори не рад будущей встрече с невестой, полагая, что она – жеманная девица. Однако Шурочка прекрасно держится в седле, умеет шутить по-гусарски и управляться со шпагой… Говорят, прообраз Шурочки Азаровой - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. В ее роли в картине дебютировала Лариса Голубкина. А саму кинокомедию Рязанов снял на «Мосфильме» в 1962 году.

«Карнавальная ночь»

На эту тему: Бабий бунт. Как я провела неделю в костюме женщины

«Карнавальная ночь» стала лидером советского кинопроката в 1956 году. По сюжету сотрудники Дома культуры готовятся к костюмированному новогоднему карнавалу. Товарищ Огурцов, исполняющий обязанности директора ДК, не одобряет развлекательную программу вечера с танцами, цирковыми номерами и клоунами, заменяя ее на выступление лектора-астронома и классическую музыку. Но работники дома культуры не согласны с сухой и серьезной программой. Главную роль в фильме исполняет молодая Людмила Гурченко (вторая ее роль в кино). По трагическому стечению обстоятельств исполнитель одной из главных ролей этого новогоднего фильма Юрий Белов скончался в канун Нового года 31 декабря 1991 года.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

3 декабря вся страна прощается с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым, который скончался 30 ноября в Москве на 89-м году жизни.

«Апрель» вспомнил 10 главных женских образов из кинофильмов знаменитого режиссера, поскольку все они - такие разные и такие родные - часть нашей общей истории.

1. Леночка Крылова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Карнавальная ночь»
Год: 1956
Цитата: «Но пока я песню пела, пять минут уж пролетело - Новый год, часы XII бьют»


Героиня Гурченко Леночка Крылова многие десятилетия остается одним из главных символов Нового года - веселая, легкая, игривая, в умопомрачительном по тем временам платье с такой тонкой талией, что, кажется, ее можно обхватить пальцами одной руки.

Интересно, что первые пробы Гурченко провалила, так как снимал ее, по словам актрисы, неопытный оператор. Несмотря на отличные вокальные данные, которые были необходимы для исполнения роли Леночки, Рязанов с первого раза так и не заметил будущую звезду. Однако пробивная студентка так хотела сниматься и так упорно верила в счастливый случай, что он просто не мог не произойти.
Как писала актриса в своих мемуарах, она «шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутой в талии так, что Лолите Торрес и не снилось», и в этот момент ее увидел директор киностудии Иван Пырьев. Он взял ее за руку и повел на съемочную площадку к Эльдару Рязанову.

Так Людмила Гурченко получила свою главную первую роль, а советский зритель - новый идеал женщины, джазовый оркестр и чечетку в придачу.

2. Шурочка Азарова

Актриса: Лариса Голубкина
Фильм: «Гусарская баллада»
Год: 1962
Цитата: «А девкой был бы краше»


На роль Шурочки Азаровой пробовались и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, но получила ее дебютировавшая в кино Лариса Голубкина. Именно она смогла блестяще воплотить на экране роль разудалой девицы, которая наравне с вышиванием и пением, могла и верхом на лошади прокатиться, и стрельнуть из мушкетона, и перед товарищами-гусарами лицом в грязь не упасть.

Как вспоминал сценарист фильма Александр Гладков, Рязанову настойчиво советовали привлечь для «укрепления» фильма какую-нибудь уже популярную кинозвезду. Однако актерскую неопытность Голубкиной режиссер сумел «искусно положить на характерность образа, сделав ее естественной чертой житейской застенчивости юной героини».

3. Надя Шевелева

Актриса: Барбара Брыльска
Фильм: «Ирония судьбы, или С легким паром
Год: 1975
Цитата: «У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь...»


С 70-х годов прошлого века роль главной Снегурочки, которая стала олицетворять собой Новый год, перешла от Леночки Крыловой еще одной киногероине Рязанова - Наде Шевелевой. Ее исполнила польская актриса Барбара Брыльска в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Именно с легкой руки Нади и художника по костюмам «Иронии» Ольги Кручининой советские модницы принялись щеголять зимой в объемных меховых шапках (даже в помещении). Образ героини фильма - завитой блондинки в лисьей шапке и платье бежевого крепа - стал культовым в 70-х годах для советских женщин.

Россияне также с ним отлично знакомы и с детства почти наизусть знают все диалоги и песни из этого фильма Рязанова: его начинают показывать по всем каналам 30 декабря, а заканчивают уже к Старому Новому году, когда все салаты подъедены и пора обновлять запасы.

4. Людмила Прокофьевна

Актриса: Алиса Фрейндлих
Фильм: «Служебный роман»
Год: 1975
Цитата: «Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бедрами, как непристойная женщина!»


Знаменитая на весь СССР и Россию «мымра» в исполнении Алисы Фрейндих до сих пор остается одним из самых ярких женских образов в отечественном кино. Превращение из гусеницы в бабочку, произошедшее с директором Статистического учреждения в момент влюбленности, не может не трогать и сейчас.

К тому же в картине есть еще одна незабываемая женская роль, которую исполнила Лия Ахеджакова, - именно ее героиня Вера научила всех советских женщин, что походка должна быть от бедра, брови - тоненькие, как ниточка, удивленно приподнятые, а «жуткие розочки» нужно оставить бабушкам.

5. Настенька Бубенцова

Актриса: Ирина Мазуркевич
Фильм: «О бедном гусаре замолвите слово»
Год: 1980
Цитата: «Да вы что? Я девушка порядочная»


Сложно не затеряться в фильме с таким актерским составом - Леонов, Басилашвили, Садальский, Гафт... Однако у Ирины Мазуркевич это получилось на славу. Даже тонкий голосок, распевающий про «очаровательных франтов», завитушки и кружевные шляпки не вводят в заблуждение - перед нами одна из самых ярких женских ролей и Мазуркевич как актрисы, и всего советского кино.

Настенька Бубенцова за всей своей нежностью и невинностью скрывает особу решительную и страстную - коня на скаку, может, и не остановит, а вот ради родных и близких уж точно пройдет огонь, воду и медные трубы.

6. Вера Нефедова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Вокзал для двоих»
Год: 1982
Цитата: «Это не объедки - это остатки. Я вам уже объясняла, что это большая разница»


Фильм «Вокзал для двоих» - простодушная, мудрая и слегка наивная картина о жизни провинциалок среднего возраста, которые еще надеются встретить свою любовь. Вера, работающая официанткой на станции Заступинск, - одна из таких неустроенных в личной жизни женщин, которая все-таки ждет своего принца. Что и говорить, подобных ей героинь по всей России и сейчас немало.
«Верунчика» - хваткую, неунывающую и преданную женщину - в этой картине с блеском сыграла одна из самых любимых актрис Рязанова Людмила Гурченко. Может быть, поэтому образ получился таким многогранным - от прижимистой работницы общепита, спекулирующей дынями и отличающей объедки от остатков, до верной и самоотверженной жены заключенного.

7. Лариса Огудалова

Актриса: Лариса Гузеева
Фильм: «Жестокий романс»
Год: 1984
Цитата: «Так не доставайся же ты никому»


Несмотря на, мягко говоря, прохладные отзывы советских кинокритиков, которых возмущал фривольный образ Ларисы, - «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему» («Литературная газета», 1984) - зрителям киногероиня Ларисы Гузеевой запомнилась и понравилась не меньше книжной «Бесприданницы».

О своей героине Эльдар Рязанов как-то точно сказал: «Она - существо, созданное для любви… и простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична…».

8. Лида

Актриса: Татьяна Догилева
Фильм: «Забытая мелодия для флейты»
Год: 1987
Цитата: «Между прочем, кто-то обещал музыку... и забыл, обманул»


Показать странную любовь «зажиточного» советского чиновника Филимонова к простой медсестре Лиде на фоне заката советской власти вышло бы не так ярко, если бы на главную женскую роль не пригласили Татьяну Догилеву.

По словам Рязанова, вся чиновничья серость и замшелость на ее фоне выглядит именно так устрашающе, как ему и хотелось. Лида - героиня будущего, которого так ждали в СССР, - непосредственная, пластичная, смешливая и удивительно живая.

9. Елена Сергеевна

Актриса: Марина Неелова
Фильм: «Дорогая Елена Сергеевна»
Год: 1988
Цитата: «Вы не женщина, вы - тетрадь в клеточку»


«Дорогая Елена Сергеевна» среди других картин Рязанова в первую очередь выделяется тем, что это была первая попытка режиссера снять фильм на молодежную тему и в жанре социальной психологической драмы. Конечно, во всем была виновата перестройка.

Несмотря на то, что роль Елены Сергеевны - простотой и кроткой учительницы на страже добра и справедливости - немного прямолинейна, благодаря тонкой игре Марины Нееловой она получилась по-настоящему трогательной.

10. Старые клячи

Актрисы: Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Ирина Купченко
Фильм: «Старые клячи»
Год: 2000
Цитата: «Лучше с незнакомым в машине, чем ни с кем и никогда»


В начале нулевых Рязанов решил запечатлеть на экране не одну, а сразу четырех легендарных актрис отечественного кино - пусть и в возрасте, но молодых душой. «Клячи» вышли задорные, афористичные и, как и полагается, немного грустные.

При этом смотреть, как в одном кадре уживаются четыре самобытных и разноплановых актрисы (а в одной из сцен одна из них свистит двумя пальцами, а вторая отбивает чечетку за тюремной решеткой) - это то удовольствие, с которым сталкиваешься реже, чем хотелось бы.
Татьяна Барботина

кинорежиссер, сценарист и писатель, народный артист СССР Эльдар Рязанов .

В детстве Рязанов хотел стать моряком - путешествовать по далеким экзотическим странам, а потом описывать свои приключения в книгах. Он даже подал документы в Одесское мореходное училище, но ответа не дождался (шла война). Тогда юноша поступил во ВГИК, закончил его с отличием и начал работать в кинематографе. А мечты о литературе со временем сбылись: артист издал несколько книг - повестей, размышлений, мемуаров, сборников стихов.

Но славу и любовь зрителей Эльдару Рязанову принесли его картины.

«Берегись автомобиля» (1966)

Комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского . В основу сценария лег народный миф о «советском Робин Гуде», который угонял машины у «живущих на нетрудовые расходы», продавал их, а все вырученные средства отдавал в детские дома. Как рассказывал сам режиссер, они с Брагинским очень хотели познакомиться с этим героем, пытались его найти, обращались с запросами в милицию. Но, как выяснилось, реального Деточкина просто не существовало.

В 2012 году в Самаре, на родине Рязанова, открыли памятник Юрию Деточкину - непримиримому борцу за справедливость.

Фото: Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

«Старики-разбойники» (1971)

Этот советский киношедевр тоже создали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В центре сюжета парочка немолодых, но очень деятельных стариков: следователь Мячиков (Юрий Никулин ), которого хотят отправить на пенсию (за 2 месяца он не раскрыл ни одного дела), и его друг - инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев ). Авантюристы решают устроить преступление века, а потом самим же его и раскрыть, чтобы Мячикова оставили на работе.

Фото: Кадр из фильма «Старики-разбойники»

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Впервые двухсерийный художественный фильм показали 1 января 1976 года, а со временем сложилась добрая традиция транслировать комедию именно в новогодние дни.

Пьесу о «пьяных приключениях» Жени Лукашина Брагинский и Рязанов написали еще в 1969 году - к тому моменту, как ее экранизировали, спектакль уже шел в нескольких театрах. Но оглушительный успех авторам принес именно фильм - за него режиссер, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей - Андрей Мягков и Барбара Брыльска - были награждены Государственной премией СССР.

Фото: Кадр из фильма «Ирония судьбы или С легким паром!»

«Служебный роман» (1977)

Комедия была снята в 1977 году, а в 1978-м стала лидером советского кинопроката, ее посмотрели свыше 58 млн зрителей.

Сначала появилась пьеса о взаимоотношениях 40-летнего застенчивого Новосельцева и «мымры» Калугиной, его строгой начальницы - «Сослуживцы». Одноименный спектакль шел в театрах с таким успехом, что авторы (Рязанов и Брагинский) решили снять кино - так и появился «Служебный роман».

Фото: Кадр из фильма «Служебный роман»

«Жестокий романс» (1984)

Художественный фильм стал второй экранизацией в СССР «Бесприданницы» Островского, а журнал «Советский экран» назвал его в 1984 году лучшим фильмом года.

Критики по-разному оценивали работу Рязанова. Кто-то был недоволен актерской игрой молодой Ларисы Гузеевой (дебютировавшей в картине), а Евгений Данилович Сурков, опубликовавший статью в «Литературной газете», был возмущен тем, что главная героиня «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему».

Режиссер в своем следующем фильме («Забытая мелодия для флейты») ответил кинокритику - имя отрицательной героини Рязанова, Евгении Даниловны Суровой, очень созвучно с именем обидчика.

Фото: Кадр из фильма «Жестокий романс»



Похожие статьи
 
Категории