Сценарий беседы,посвященной Дню памяти М.И.Глинки.

27.02.2019
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014/2015 учебного года

«По страницам музыки М. И. Глинки»

Сценарий внеклассного мероприятия

преподаватель МБОУК ДОД ДШИ № 68

Таштагольского муниципального района

Действующие лица и исполнители
Ведущий 1. – Шултаева Софья

Ведущий 2. - Валова Анастасия

1 фрагмент: Отец Глинки – Солопов Сергей

Маленький Глинка – Секретарев Алексей

Няня Глинки – Трубина Анастасия

2 фрагмент: Глинка – Чернышов Андрей

Пущин – Кушаков Максим

Пушкин – Башев Александр

Голицын – Цафт Александр

Маркевич – Кирсанов Роман

Мельгунов – Кунгушев Станислав

Соллогуб – Тудегешев Кирилл

3 фрагмент: Глинка – Чернышов Андрей

Пушкин – Башев Александр

Виельгорский – Карасев Юрий

Вяземский - Кушаков Максим

Жуковский - Солопов Сергей

Ответственный за видео показ: Калина Кристина
Исполнители на ложках: Башев Александр, Цафт Александр, Кунгушев

Станислав, Карасев Юрий

Исполнители романсов: Кран Елена и Казакова Екатерина

Введение

(1-й слайд:Портрет Глинки)

Ведущий 1 Жизнь человека – это черточка между двумя датами. Чем насыщена она? Какие дела, поступки являются определяющими для того, чтобы остаться в памяти людей? Что несет жизнь одного человека для многих, окружающих его и для потомков?

Ведущий2 . Если взять книги, учебники, то о русском композиторе М.И. Глинке они скупо передают факты: Глинка – гениальный композитор, родоначальник русской классической музыки. Что скрывается за этими высокими фразами? Какая личность? В каких условиях происходило ее становление?

(муз.фр. «Херувимская песня», 2-й слайд: портрет памятника)

Ведущий1 . В центре Смоленска, в одном из городских скверов стоит памятник композитору. Надпись на постаменте гласит: «Глинке – Россия». Памятник был воздвигнут на пожертвования населения и открыт в 1885 году. С дирижерской палочкой в руке композитор как бы вслушивается в звуки музыки. Вокруг постамента чугунная решетка, по которой разбросаны нотные знаки – 24 отрывка из произведений Глинки. Какова ценность этой музыки? За что благодарен русский народ композитору? Вед.2 . Почему композиторы так трогательно относились к творческому гению Глинки? «К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити приведут к Глинке», - говорил Г. Свиридов. «Слава Глинке, указавшему путь истины», - отмечал М.Мусоргский. А Н. Римский-Корсаков сравнивал гений Глинки с гением Моцарта.


  1. Детство. (Колокольный звон, 3-й слайд: имение Глинок)
С ценка: (Выходит Мишенька, играет на тазах.)

Отец : Ну что за мальчишка? Часами может играть. Спаса нет. Не даром соловей запел при его рождении, вот и вышел скоморох. Мишенька, ты бы занялся лучше рисованием.

Мишенька : Ты не понимаешь, папенька. Музыка – душа моя. А, впрочем, нянюшка, Авдотья Ивановна!(зовет)

Няня : Что Мишенька?

Мишенька :Скажи мне сказку, или песню спой.

Няня : Пойдем, пойдем, молодой барчук, спою песню тебе.(поет песню «Среди долины ровныя», уходят.)

Ведущий 1. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детстве повлияло несколько факторов. Два из них вы могли заметить сейчас. (Народная песня, церковные колокола). Сам Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «…песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии я стал разрабатывать народную русскую музыку».

Ведущий 2. Кроме того, в доме Глинок музыка звучала часто в виде фортепианных миниатюр и романсов. «Музыку я любил почти бессознательно, но всем пьесам более всего я любил оркестр…», сознавался маленький Миша. Оркестр его дяди Афанасия Андреевича был источником самых живых восторгов.

(Музыкальный фрагмент:«По всей деревне Катенька» и исполнение на ложках)


  1. Студенчество. (4-й слайд: годы студенчества с портретами учителей и друзей)
Ведущий 1. 1817 год, 1 сентября. В Петербурге при педагогическом институте открывается пансион для детей дворян. Окончивших его ждало большое будущее…

Сценка(стол откровения.Надписи фамилий)

Мишенька : Меня переполняет восторг и удивление. Я люблю учиться. Более всего предпочитаю языки: английский, латынь, французский…даже персидский.

Из наук – географию и зоологию. Даже в арифметике и алгебре я сделал быстрые успехи…Что говоря о политике – она царила во всем. Да к нам часто захаживает А.С.Пушкин. Мы все знаем его оду «Вольность» наизусть.

Пущин : Мысль о свободе и конституции была в разгаре. Еще бы, такая элитная профессура: Кюхельбекер, Куницын, Арсеньев…Воспитанники просто разрывались от литературных и политических спорах. Кстати, Левик Пушкин и Михайло Глинка были хорошими оценщиками поэзии.

Пушкин: Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Мишенька : Увольнение учителей мы переживали с трудом. Учиться не хотелось. Да еще Лев Пушкин устроил бунт на уроке, требуя возвращения педагогов. Его так же уволили. Надо признать, что ученье у нас в совершенном упадке.

А.Н.Голицин : …беспорядок сей не может быть почитаем и ясно доказывает слабое управление, допустившем укорениться столь вредному духу. Инспектору пансиона, обнаружившему слабость при сем случае предпоручено сделать строгий выговор.

Мишенька : Если бы не музыка, я бы сошел с ума. Она была главной моей страстью.

Маркевич : Он уже в Пансионе был превосходным музыкантом. Маленький, с огромной головой и с гениальным пламенным взглядом. Я его прозвал «Глиночка».

Мельгунов: Полет свободной импровизации был отдыхом от головоломных занятий. В звуках, дрожащих восторгом, были слышны детские мечты, томная грусть и живые радости. Если бы кто увидел его лунной ночью с географией в руках, если бы кто заметил, как он сводит глаза с книги на луну и обратно, то подумал бы: «это прилежный ученик, но науки не его назначение – он рожден быть художником».

Мишенька :Поздравьте, я выпустился, и работаю в канцелярии путей сообщения. Нет скучнее дела. Зато рабочий день 5 часов. Я могу заниматься музыкой, даже учиться. Какие замечательные люди меня окружают: Рылеев, Пушкин, Бестужев…

Соллогуб: Глинка еще юношей попал в общество отборной молодежи, частью дорого поплатившейся за свой святотатственный патриотизм.

Мишенька :1825 год. Декабрь. Я ушел с площади, потому что меня мучил голод. Может, это спасло меня от смерти или увечья.

Вед. 2. Время студенчества действительно было незабвенно. Именно в юности состоялся выбор его будущей деятельности. Настойчивость и простота, честность и отзывчивость, мягкая доброжелательность и увлеченность, огромное трудолюбие и любовь к России станет основой его жизни и творчества.

Одним из первых удачных произведений того времени был романс «Не искушай меня без нужды». Его сейчас вы услышите в исполнении Казаковой Екатерины.

Годы странствий и поисков себя. (5-й слайд: фотография Венеции)

Ведущий 1. Твердое решение заниматься музыкой с подвигло Глинку на шаг, о котором он никогда в жизни не жалел. Он оставляет работу и отправляется в путешествие за границу. Италия, Германия, Франция, Испания… Где бы не находился композитор, он производил впечатление талантливого, интеллигентного, искреннего в проявлении своих чувств человека.

Ведущий2. Его поездки за границу не были простым отдыхом: Глинка отправился туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими педагогами, ведь в России не было музыкальных учебных заведений. Он постиг музыкальную теорию, гармонию, конропункт, композицию, а так же оркестровку. Его сочинения в качестве ученика приносили ему славу. Иностранцы ставили его как композитора на высокий уровень, считали великим маэстро.

В исполнении МовсисянаАрманавы услышите фортепианную миниатюру «Чувство».

Ведущий1. Все чаще его посещала мысль о Родине, об искусстве России. «Живя за границей, я более и более убеждаюсь в том, что я душою русский и мне трудно подделываться под чужой лад. Я искренно не могу быть итальянцем. Я хочу писать по-русски», - сообщал Глинка своей сестре. Впитав в себя музыкальную грамоту, он возвращается в Россию, с целью создания русской национальной музыки. И вот…


  1. Рождение главных произведений. (6-й слайд:Рисунок Большого театра в 19 веке)
(фр. из «Ивана Сусанина» Мазурка.)

Сценка:(выходят 5 молодых людей)

Мишенька : Я счастлив… Свершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. А что до некоторых аристократов, говорящих о моей опере с презрением, дескать, эта кучерская музыка, так это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ.

Пушкин: А какова трагедия! Человек и народ – судьба человеческая, судьба народная.

Виельгорский : Да. Легенда о Иване Сусанине прекрасный сюжет для драмы. Что может быть выше того – отдать жизнь за отечество!

Вяземский : Поддерживаю вас, друзья мои. Эта опера – новая заря для отечественного искусства.

Виельгорский : Поразительно, в мотивах слышно все русское и… ни одной русской песни…

Жуковский : Знаешь, Михаил, мы тебе в честь этого замечательного дня приготовили сюрприз.

Мишенька : Сюрприз?

Жуковский : Да, да. Всего несколько куплетов, которые, конечно, не тянут на оперу, но поддерживают этот момент.

Мишенька : Что же, очень занятно.

Жуковский: Друзья, приготовились?

1.(Виельгорский) :

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!

2 .(Вяземский):

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

3.(Жуковский):

В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глитвеинустака

4.(Пушкин):

Слушаю сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Мишенька : Спасибо, друзья мои. Действительно вышло превосходно. Нужно отпраздновать столь значительное событие…

Ведущий2. Вы, конечно, узнали в товарищах Глинки, по столь изысканной поэзии, русских поэтов -Виельгорского, Вяземского, Жуковского, Пушкина. И это не весь круг друзей, заинтересованных в становлении российского искусства, трепетно ожидающих рождения чудотворной музыки под пальцами обаятельного, доброго и в тоже время непреклонного по своим убеждениям человека.

(Музыкальный фрагмент увертюра к опере «Руслан и Людмила»)

Ведущий1 Опер за свою жизнь Глинка создал две. И эта музыка подсказывает название второй оперы. Какой? Конечно, это «Руслан и Людмила», принесшая композитору столько шума и криков…

Ведущий 2 Но отказаться от замысла создания новой оперы Глинка не мог. Поэзия Пушкина так музыкальна, что сама рождала музыку. Воображение Глинки подсказывало яркие образы: вот сильный Руслан, нежная Людмила, коварная Наина и злой Черномор, для которого даже не нашлось вокальной партии…Но план оперы не для театра. Даже актеры недоверчиво усмехались, находив абсурдной затеей постановку сего…

Ведущий 1. У Глинки была в это время самая несчастная эпоха жизни: полное отсутствие понимания музыкального искусства его женой, утомительная служба в придворной капелле среди завистников и интриганов, а главное – трагическая гибель Пушкина.

Ведущий2. « Нынешний год был для меня самый горестный и трудный в моей жизни… В это короткое время я узнал жизнь более, чем в течении всего остального времени, и если большая часть людей, носивших имя родных и друзей, оставили меня, зато я приобрел немногих, но искренно преданных мне доброжелателей.», - писал Глинка матери в 1839 году.

Ведущий 1 Работа над произведением длилась долго и кропотливо. И, наконец, в 1842 году состоялась премьера оперы в Большом театре. Споров в печати было много. Москва была просто поделена на два лагеря: противники и приверженцы «Руслана…»

Композитор писал своей сестре следующие строки: «Поймут твоего Мишу, когда его не будет, а «Руслана» через 100 лет…».

Ведущий 2. А теперь вопрос, который так напрашивается для вас:

1. Сколько опер написал М.И. Глинка? (Две)

2. Их название? («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»)

3. Какая из опер была первоначально названа «Жизнь за царя»? Почему? (А,теперь подсказка. Чтобы получить высшее разрешение на постановку первой оперы «Иван Сусанин», друзья посоветовали посвятить оперу Николаю1. Тот отнесся к этому благосклонно, но название дал новое –«Жизнь за царя». Под этим названием опера шла до Октябрьской революции).


  1. Романсовое творчество .
(звучит запись «Вальса-Фантазии».)

Ведущий1 .Чу… слышите? Это вальс… и, кажется, голоса…

Дочь : Маменька, как мил этот Михайло Глинка…

Мать : Вполне с тобой согласна. Его глаза светятся умом и добротой…

Дочь : А как он искусно владеет инструментом, мудрено встретить человека, столь выразительно и тонко чувствующего звук. Я никогда ничего подобного ни слыхала…Такой мягкости и плавности, такой души, совершенного отсутствия клавиш…Я ни у кого такого не встречала…

Мать : Его голос так же искусен, доченька. Его бархатный тембр приковывает внимание к себе, заставляет плыть чувству согласно его задумке. Не случайно многие даже бояться пошевелиться, и остаются в чудном забытье после окончания пения…

Дочь : Меня переполняют разные чувства: и нежность, и тоска не то чтобы печаль, не то чтоб радость…

Ведущий1 .Вы сейчас были свидетелями диалога матери и дочери, Анны Петровны Керн и Екатерины Ермолаевны Керн.

Ведущий2 Звучание Вальса-Фантазии не было случайным. Это было посвящение одному из самых дорогих людей для Глинки – Катеньке Керн. Ласковая, гибкая, пластичная мелодия указывает на искренность чувств. Но присутствующее ощущение смятения, робости, переживания, неуверенности подсказывают, что герои не будут вместе. Это еще одна страница в жизни композитора.

Ведущий1 Екатерина Керн была воспета Глинкой и в вокальном творчестве – романсе. Этот шедевр лирического романса – исповедь сердца композитора, глубокая «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.

(Звучит «Я помню чудное мгновенье»).

Ведущий2 . Вы, конечно, узнали автора слов романса (А.С. Пушкин). Парадоксально, два гения увековечили имена двух прекрасных женщин, столь близких между собой и так поразительно чутко, относящихся к истинному искусству. А.С. Пушкин, посвятил стихи прелестной Анне Керн, а М.И. Глинка, спустя много лет, написал музыку на слова для Екатерины Керн.

Ведущий1 . Вообще, романсовое творчество было одним из самых близких и любимых занятий. Голос позволял Глинке быть не только композитором, но и прекрасным исполнителем. Он создавал романсы о любви, о родной природе, о местах, которые милы его сердцу. 70 романсов стали основой русской классической вокальной лирики. Послушайте романсы в исполнении… …………………..

Исполнение романсов: «Уймитесь волнения страсти», «Жаворонок».


  1. Заключение. (8-й слайд: портрет Глинки)
Ведущий2 .Удивителен гений Глинки. Свое понимание красоты в искусстве он выразил такими словами: «Все искусства, а следовательно, и музыка требуют:

  1. Чувства…и

  2. Формы.
Чувство дает основную идею; форма облекает идею в приличную ризу…

Чувство и форма - это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

(звучит «Камаринская»)

Ведущий1 Мастерство Глинки, трудолюбие, талант и безграничная любовь к своей Родине совершили чудо. О России заговорили за рубежом.

Слышите? Это звучит симфоническая пьеса «Камаринская», о которой так точно писал П.И.Чайковский в своем дневнике:

«В «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде находится вся русская симфоническая школа. Глинка вдруг встал одним шагом наряду с Моцартом, с Бетховеном».

«Это правдивый итог всего, что Россия излила в песне…», - писал французский критик А.Мериме.

Ведущий2 .Воистину Глинку можно назвать певцом России.

Глинка был одарен талантом сочинять музыку, которую трудно было отличить от народной. С первого мгновения может показаться, что мы слышим народную музыку, но это не так. А если кто-то и мог подумать в те годы, что песня народная, то такое признание сам композитор считал высшей похвалой. Он даже говорил: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

В этом вы сможете убедиться, когда услышите пьесу «Ах, ты, ночь ты ноченька» в исполнении фортепианного дуэтаСальниковой Инны, СидоровойМиланы.

Ведущий1 .М.И. Глинка велик тем, что сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это еще не удавалось никому. Глинка, вникнув в характер нашей народной музыки, подметил все ее особенности, изучил, усвоил ее – и потом дал волю своей собственной фантазии, которая приняла образы чисто русские, родные…

Ведущий2 . Ну, а с появлением опер Глинки, русское искусство приобрело силу и мощь подлинно симфонического звучания. Введение массовых сцен стало выдающимся завоеванием русской музыкальной драматургии. Не случайно, в опере «Иван Сусанин» финальный хор «Славься!» до сих пор является непревзойденным по мощи отражением патриотического чувства русского народа.

(Звучит хор «Славься», иллюстрация из оперы).

Список литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Кн.1. – М.: 5 за знания, 2006. – С.29-33.

2. Колосова Н. Глинка. И я открою землю…- М.: Молодая гвардия, 1976. – 160с.

3. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С.10-25.

4. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.51-83.

5.Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1985. – С.12-32.

6. М.И.Глинка. Альбом. / сост. Розанов А.С. – М.: Музыка, 1983. – 175с.

Приложение 1.

Концертные номера и исполнители:

1. Глинка. Полька. Фортепианный ансамбль Лысенко Маша Спиридонов Влад.

2.Русская народная песня «По всей деревне Катенька» в исполнении ансамбля ложкарей А.Цафт, Ю.Карасев, А.Башев, С.Кунгушев

3.Глинка. Не искушай меня без нужды (романс) Елены Кран

4.Глинка. Чувство (фортепианная миниатюра) АрманМовсисян

5.Глинка. Сомнения (романс) – Е. Казакова

6.Глинка. Жаворонок (романс) – Е. Казакова, Е.Кран

7.Глинка. Ах, ты ночь, ты ноченька. Фортепианный ансамбль Сальникова Инна, Сидорова Милана.

Приложение 2.

Музыкальные фрагменты из произведений М.И.Глинки, используемые в постановке:

(творческая группа, работающая по компоновке материала:Киселева Виктория, Насонова Алена)


  1. Херувимская песнь.

  2. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».

  3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  4. Вальс-фантазия.

  5. Романс «Я помню чудное мгновенье».

  6. Камаринская.

  7. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Приложение 3.

Видеоматериалы, вошедшие в презентацию мероприятия:

(творческая группа, работающая по компоновке материала:Карасев Юрий, Секретарев Алексей, Калина Кристина)


  1. Портреты М.И.Глинки

  2. Памятник М.И.Глинки в Смоленске

  3. Портреты Анны и Екатерины Керн

  4. Фотография ландшафта Венеции

  5. Рисунок Большого театра в XIX веке

  6. Портреты А.С.Пушкина, Л.С.Пушкина, И.И.Пущина, Кюхельбекера, Маркевича.

  7. Фотография имения Глинок в селе Новоспасском

Приложение 4.

ПУШКИН

ПУЩИН

МЕЛЬГУНОВ

ГЛИНКА

СОЛЛОГУБ

ГАЛИЦИН

МАРКЕВИЧ

Приложение 5.

Тесты по жизни и творчеству М.И.Глинки:

(творческая группа: А.Цафт, К.Тудегешев, А.Секретарев, А.Трубина, М.Кушаков, А.Насонова, В.Киселева, А. Валова, С.Кунгушев, Е.Килина)

1.Где родился Глинка?

а. в г. Москва, б. в с. Новоспасском в. в г. Смоленск

2. Когда родился Глинка?

3. В каком городе Глинка получил образование?

а. в г. Москва, б. в г. Санкт-Петербург в. в г. Рязань

4. Какую оду Пушкина знали все ученики пансиона?

а. Закрепощенность б. Закрытость в. Вольность

5. Назови товарища Глинки, который учился с ним в пансионе.

а. Мельгунов б. Кюхельбекер в. Соллогуб

6. В какой стране Глинка не был в своих турне за границу?

а. Италия б. Германия в. Китай

7. Сколько опер создал Глинка?

а. 2 б. 3 в. 4

8. Выбрать оперу, не созданную Глинкой.

а. Иван Сусанин б. Князь Игорь в. Руслан и Людмила

а. Лесков б. Пушкин в. Лермонтов

10. Кому посвятил Глинка свой романс «Я помню чудное мгновенье»

а. Пушкину б. Анне Керн в. Екатерине Керн

11. Какой зарубежный композитор не оказывал поддержку Глинке в распространении его творчества?

а. Моцарт б. Лист в. Берлиоз

12. Как выразился о «Камаринской» Глинки П.И.Чайковский?

а.«цыпленок в скорлупе» б. «цветок в степи» в. «дуб в желуде»

Приложение 6.

Чернышов Андрей.

Глинка во время учебы в пансионе.

Башев Александр. Чернышов Андрей. Кушаков Максим. Солопов Сергей. Карасев Юрий.

Глинка среди передовой молодежи .

Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ДМШ гор. Гвардейска

«М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь»

Сценарная разработка

Интеллектуальной игры по музыкальной литературе

ЧТЕЦ: История сохранила для нас имена 2-х русских женщин,
чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских
гениев – поэта Александра Сергеевича Пушкина и
композитора Михаила Ивановича Глинки.
Имена этих женщин – Анна Петровна Керн и ее дочь
Екатерина.

РАЗДАЮТСЯ ЗВУКИ ВАЛЬСА («ВАЛЬС - ФАНТАЗИЯ»). ЗАЖИГАЮТСЯ КАНДЕЛЯБРЫ. ГОСТИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.

ЧТЕЦ: (Сидя в кресле) Петербург. 1819 г. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. К концу вечера он знает о ней уже многое.
Анна Керн 16 –ти летней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше ее на 30 лет. Многие мимолетные впечатления юных лет стерлись в памяти поэта, но образ анны Керн глубоко запал в душу.

ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН.

ПУШКИН: Прошло 6 лет, я уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе Михайловском. Однажды, будучи в гостях, я вновь встретился с Анной Петровной Керн. Все дни проходили среди стихов, развлечений, музыки. Каждый вечер я с волнением слушал пение керн. В этой женщине удивительно сочетались красота, женственное обаяние и пленительный голос.

ИСПОЛНЯЕТСЯ: « ВОЕТ ВЕТЕР» ПО ОКОНЧАНИИ ПУШКИН ПОДХОДИТ К КЕРН И ЦЕЛУЕТ РУКУ.

ЧТЕЦ: С каждым днем росло увлечение поэта. И вот наступил прощальный день.

ЗВУЧИТ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» ГЛИНКИ

ЧТЕЦ: на фоне звучащей музыки читает дальнейший текст:
Вечер был так хорош, что молодым людям не хотелось сидеть в доме и все разбрелись по старому, запущенному парку. Пушкин и Анна Керн шли заросшими аллеями. Оба молчали. Молчали в предчувствии разлуки.
А. КЕРН: «Повинуясь минутному порыву, я нагнулась, сорвала гелиотроп и протянула цветок Пушкину».
ЧТЕЦ: на следующее утро, когда Анна Петровна уже в дорожном платье встретила поэта, он протянул ей прощальный подарок – только что изданную 2- ю главу «Евгения Онегина».
Когда Анна Петровна с волнением раскрыла книгу, выпал небольшой листок – 5 строф стихотворения, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РОМАНС ГЛИНКИ «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» В ФОРТЕПИАННОМ ИЗЛОЖЕНИИ.
ПУШКИН: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ КЕРН БЕРЕТ У НЕГО ИЗ РУК ЛИСТОК И ПОВТОРЯЕТ ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ…
ПАУЗА…КЕРН УХОДИТ. ЗВУЧИТ «НОКТЮРН» ГЛИНКИ «РАЗЛУКА»

ПУШКИН: После ее отъезда я все ночи хожу по саду, говорю: «Она была здесь». Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним завядший гелиотроп.

ПУШКИН ОТХОДИТ К РОЯЛЮ.
ЧТЕЦ: Казалось бы, на этом можно было бы и закончить повествование о рождении стихотворения, которое стало жемчужиной лирической поэзии. Можно было бы, если бы не одно НО…

Через много лет это стихотворение послужило еще одним признанием в любви. Оно легло в основу романса, который подарил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка дочери Анны Петровны Керн – Екатерине…
Это был грустный роман.
Судьбе было угодно разлучить два любящих сердца и лишь воспоминанием, эхом прошедшей любви звучит прелестный романс, стихи которого были посвящены великим ПУШКИНЫМ Анне Петровне Керн, а музыка к ним подарена гениальным ГЛИНКОЙ ее дочери – Екатерине.

ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»

Зелёная дорожка

«Весна 1845 года стала весной русского симфонизма»
? О каком событии в жизни М.И. Глинки идёт речь.
Ответ: 10 апреля 1845 г. – триумфальный концерт в Париже положил начало известности Глинки в Европе. Глинка стал внутренне готов к созданию испанских увертюр.

Норвегия, Англия, Греция, Италия, Швеция.
? Как вы думаете, в каких странах Глинка никогда не смог бы жить и почему.

Ответ: Норвегия, Англия, Швеция, т.к. это страны с холодным климатом.

Рылеев, Кавос, Глинка.
? Что объединяет эти три имени.

Ответ: Рылеев, Дума «Иван Сусанин»
Кавос, опера «Иван Сусанин»
Глинка, опера «Иван Сусанин»

Если бы существовала машина времени и мы имели бы возможность сегодня пригласить на представление оперы «Иван Сусанин» его Величество императора Николая I, то чем бы он был возмущен и потребовал изменить в афише.

Ответ: Название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя»

Известно, что Глинка был не только замечательным композитором, певцом, но и музыкантом-исполнителем.
? На каких необычных инструментах он мог играть.

Ответ: Колокола, кастаньеты.

«У батюшки собиралось много гостей и родственников… В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему, за 8 верст… Музыканты оставались несколько дней… Музыка производила на меня непостижимое, восхитительное впечатление. Учитель рисования, заметив рассеянность на уроке, неоднократно журил меня и сказал мне однажды, что я только думаю о музыке. На что я отвечал: «Что же делать?...» Продолжить фразу.

Ответ: «Музыка – душа моя!»

Звучит Ноктюрн Джона Фильда

Это произведение известного композитора, музыканта, выдающегося педагога 19 века, игрой которого восхищался М.И,Глинка, называя ее сильной, мягкой, отчетливой, с редким изяществом мелкой техники, чистотой ее ажурных пассажей…». Глинкам успел взять у этого композитора три урока, но как пианист навсегда остался приемником его школы. О каком композиторе идет речь.
Ответ: Ирландский композитор Джон Фильд.
Звучит «Вальс – фантазия» Глинки в исполнении фортепиано.

Об этом произведении говорят, как о лирической исповеди души человека, как об элегической, романтической симфонической поэме.
Назовите это произведение, кому оно посвящено, и почему сегодняшнее исполнение не противоречит авторскому замыслу композитора.
Ответ: «Вальс-фантазия», 1839 г., написано для фортепиано, 1856 год – последняя оркестровая редакция. Посвящено Екатерине Ермолаевне Керн.

Красная дорожка

Звучит полонез из оперы «Иван Сусанин»
? Назвать прозвучавший музыкальный фрагмент, откуда он.

Ответ: Из симфонической музыкальной сюиты второго действия оперы «Иван Сусанин», музыкальная характеристика польской шляхты.

Какие танцы входят в танцевальную сюиту из второго действия оперы «Иван Сусанин». Какой из танцев не польский.
Ответ: Полонез, краковяк, ВАЛЬС, мазурка.

Переоценить роль М.И. Глинки в русской культуре не возможно. Глинка – основоположник русской классической музыки.
? Создателем каких музыкальных жанров он явился.
Ответ: 1.Национальной русской классической оперы героической и сказочно-эпической.
2.Русского симфонизма.
3. Русской школы вокального пения.

По представленному ритмическому рисунку определить и назвать произведение.
Ответ: «Камаринская»
? Жуковский, Николай I, Анна Петровна Керн, Минин и Пожарский, барон фон Розен. Чье имя в списке лишнее и почему.
Ответ: А.П.Керн, не имеет отношения к опере «Иван Сусунин».

Прочесть участникам игры описание мимозы, как растения.
? Какое отношение это имеет к Глинке.

Ответ: Прозвище Глинки в детстве из-за его слабого здоровья.

Желтая дорожка

Цитата: «Глаз свободно уходит в даль, не встречая ничего, кроме красно-серой почвы и темно-голубого неба… Я не знаю, что есть в мире печальнее этой пустыни. Представьте при этом мертвом молчании ослепительную яркость жгучего солнца, от которого трескается обнаженная земля…»
?В эту страну Глинка был влюблен, именно там он написал одно из самых лучших своих произведений, музыкальное вступление к которому – это образ земли, а основная тема – это образ самой жизни. О какой стране идет речь, назвать произведение.
Ответ: Испания. «Арагонска хота».

Известно, что всю свою жизнь Глинка охотно и усердно занимался науками. В каких странах М.И, мог бы обходиться без переводчика, став взрослым.
Ответ: Франция, Германия, Англия, Персия, Италия, Испания, знал латынь.

Звучат отрывки из литературных произведений:
1.«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
(«Руслан и Людмила»)
2.«…Сказка ложь, да вней намек!
Добрым молодцам урок…»
(«Сказка о золотом петушке»)
3.«…Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил…»
(«Сказка о царе Салтане»)
Назвать автора этих строк. Какой из отрывков имеет отношение к игре и почему.
Ответ: Отрывок № 1, Глинка написал оперу «Руслан и Людмила»
-5-
? Назвать наибольшее количество имен царственных особ из сказок А.С.Пушкина.
Ответ: Дадон, Салтан, Гвидон, Елисей.

Вопрос с портретами. На представленных на экране портретах узнать М.И.Глинку.

О ком идет речь в следующей цитате:
«… закажешь, бывало, столько-то стихов, такого-то размера, 2-х, 3-х сложного и даже небывалого, - ему все- равно – придешь через день, уж и готово. Многие в насмешку говорили, что у него по карманам разложены вперед уже заготовленные стихи, которые он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особого кармана…» О ком идет речь.
Ответ: барон фон Розен, либреттист опнры «Иван Сусанин».

?- «…А что, у Кукольника есть хорошие стихи? -
- Говорят, что у него есть и мысли» - А.С.Пушкин.
С такой иронией говорил А.С. Пушкин о Несторе Кукольнике, литераторе, поэте. О человеке скрытном, неоднозначном, повесе и игроке, но, несомненноталантливом и неординарном. Об их отношениях с М.И.Глинкой можно сказать словами того же Пушкина:
«…Они сошлись – волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…».
Плодом их дружбы явились многие музыкальные произведения. Одно из них вы сейчас услышите. Назовите произведение и сборник, в который оно входит.
Ответ: песня «Жаворонок», июнь – август 1810 г., «Прощание с Петербургом».

Показать игрокам дубовую ветку или желудь. Какое отношение имеют эти предметы к нашей игре.
Ответ: П.И.Чайковский сказал: «…вся симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки подобно тому, как весь дуб в желуде!..»

Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .

Вечер, посвященный 210-летию М.И. Глинки.

Перед началом вечера звучит произведение Глинки в инструментальном исполнении .

1 ведущий : Сегодняшний вечер посвящен 210-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.

М.И. Глинка- великий русский композитор, основоположник русской класической музыки, автор опер "Иван Сусанин","Руслан и Людмила", оркестровых сочинений,

Непревзойденных романсов и других произведений.

2 ведущий: Михаил Иванович Глинка родился 20мая 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, недалеко от Смоленска. С детства родители стали учить его разным наукам.

Музыке, языкам.

В усадьбу часто приезжали гости и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки. И Мишель часами не отходил от оркестра.

Первой учительницей музыки была гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. Благоприятным фактором,повлиявшим на развитие музыкальных способностей стали

Народные песни в условиях

Деревенской жизни. Позже Глинка напишет множество обработок русских народных песен. В их числе:"Среди долины ровныя",..................................................,"Воет ветер в

Чистом поле".

1 ведущий: Звучит обработка русской песни " Воет ветер в чистом поле"-

Исп. ансамбль- Анна Петруняшина и преп. С. В. Степаненко

1 ведущий: В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в Благородный пансион при Главном педагогическом училище. Все больше увлекаясь музыкой Глинка стал брать

Уроки у извесных исполнителей по вокалу, игре на фортепиано, скрипке. И уже 20-летним юношей пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и

Пианист. Играя в кругу друзей он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.

2 ведущий: Глинка " Чувство"- исполняет Ольга Гадаева- класс препод. Степаненко С.В.

2 ведущий: В 1830 году М.И.Глинка отправляетя за границу. В Италии он встречается с известными музыкантами и певцами, выступает в концертах и домах любителей музыки, знакомится с итальянской культурой. Вернувшись из поездки, Глинка, обогащенный новыми впечатлениями, сочиняет несколько призведений. посвященных солнечной Италии.

Сейчас прозвучит одно из них.

" Венецианская ночь"- исполн. М.Ю. Шамлова

Аккомпанирует Н.Ф. Чернышова

1 ведущий: Среди созданных в этот период произведений и танцевальная музыка, которая позднее будет широко использоваться в операх .

Глинка "Полька"- исп. Любовь Коновалова и Мария Беляева, класс препод. Чернышова Н.Ф.

" Мазурка"- исполн. Ольга Афанасьева, препод. Осипова Т.В.

2 ведущий: Глинка вернулся из Италии с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине и с большим рвением принялся за написание оперы. В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу вознаграждения.

1 ведущий: Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

2 ведущий: Сейчас прозвучит знаменитый хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин", в образе этого героя отражены черты эпического русского богатыря, патриота земли русской. Кстати, несколько лет назад, когда встал вопрос об утверждении гимна России, именно "Славься" стоял в первых рядах на утверждение главной песни страны.

1 ведущий: Вслушайтесь в слова: ... Действительно, содержание достойно гимна.

"Славься"- исполняет фортепианный дуэт-

Класс препод. Осиповой Т. В.

2 ведущий: Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Оперы, написанные Михаилом Ивановичем Глинкой утвердили мировое значение русской музыки. Одной из опер, написанных композитором,стала "Руслан и Людмила". Немало черт роднит ее с русскими былинами: дух великого патриотизма, величавость образов, неторопливость в развитии действия, сочетание реальности со сказочным вымыслом. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с А.С. Пушкиным, но гибель поэта помешала этому.

1 ведущий: Опера сочинялась уже после гибели поэта и стала величайшим произведением русского музыкального искусства, памятником таланту русского народа и его замечательному гению. Как в народных сказках, так и в опере действуют не только светлые, но и злые. мрачные силы.

Олицетворение зла- волшебник Черномор

"Марш Черномора"- исполн. Чернышова Н.Ф.

Шамлова М.Ю.

2 ведущий: "Танец и Персидский хор" из оперы - исполн. Юлия Листочкина и Дарья Кубышина

Преп. Шамлова М.Ю.

1 ведущий: Многоликостью мироощущений отмечена вокальная лирика Глинки. Он создал около 80 произведений для голоса с фортепиано. Разнообразная по темам и формам, она включила в себя русскую песенность- фундамент глинкинской мелодики. Послушайте вокальное произведение

" Ты, соловушка, умолкни" - исполняют Нина Ефремян и Ирина Самошкина

2 ведущий: Всем известны шедевры -романсы Глинки на стихи Пушкина- "Не пой,красавица при мне", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье", а также на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Сейчас прозвучит романс Глинки "Жаворонок" в инструментальной обработке. Исполняет ансамбль преподавателей в составе

Чернышовой Нины Федоровны, Еремина Юрия Владимировича и Степанова Виктора Гавриловича.

Глинка "Жаворонок"

1 ведущий: Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей периода Отечественной войны 1812 года и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы, искусства способствовали выработке новаторских эстетических основ творчества Михаила Ивановича Глинки. Народно-реалистическое по своей устремленности оно оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Он ушел из жизни в возрасте 53 лет, оставив после себя огромное музыкальное наследие и прославивив себя, как основоположник русской классической музыки.

2 ведущий: И в заключении нашего вечера, посвященного 205-летию со дня рождения Глинки прозвучит еще одно произведение композитора.

"Прощальный вальс"- исполн. Антипова Анастасия, препод. Осипова Татьяна Васильевна

1 ведущий: Наш вечер закончен. Спасибо за внимание. Всех участников просим выйти на сцену и давайте дружными апплодисментами выразим им благодарность за выступление.




Похожие статьи
 
Категории