Сказки об италии мать изменника. Максим горький сказки об италии

16.02.2019

О Матерях можно рассказывать бесконечно. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, — а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага? Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады — город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом. По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги? Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей. Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них. В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

— Это она? — Она!

И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее: — Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом... Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу. Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей. Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила: — Муж? — Нет. — Брат? — Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня. И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала: — Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее! — За что? — спросила первая, а та ответила ей: — Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!.. Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала: — Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили: — Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас. — Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал. Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили: — По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

— Да! — сказала она. — Это — страшнее.

Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь. Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нес со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность. Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры. Подошли и спросили — кто она, куда идет? — Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усумнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть! И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым. — Мать! — говорил он, целуя ее руки. — Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город! — В котором ты родился, — напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости: — Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев! — Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком, — сказала она. — Камни — немы, если человек не заставит их говорить, — пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу! — Но — люди? — спросила она. — О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала: — Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... — Нет! — возразил он. — Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри — мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но — точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город. — Который пережил все имена, — напомнила мать. Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова. Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни. Мать — всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, — ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце. И он не знал, что Мать — зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет. Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать. Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды. Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти. — Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему: — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря: — Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть. — А женщины? — спросила она, наклонясь над ним. — Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз: — И ты не хочешь иметь детей? — Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.

— Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: — Да, как молния...

И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: — Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна. И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

    С первых страниц романа мы видим заводской поселок, в котором жили бедные рабочие. Вся местность вокруг фабрики была пронизана полной нищетой. Вокруг было грязно и мрачно. С самого раннего утра гудок созывал всех на работу, а поздно вечером все возвращались домой уставшие и голодные. И до того тяжелая была работа, что мужчины желали одного - напиться спиртного и лечь отдыхать. В отношении этих трудящихся было много злобы, которая приводила их к отвратительным поступкам. Так проходил день за днем.

    Главный персонаж произведения Ниловна тоже также жила. У нее был сын Павел, который берет пример со своего отца. Михаил целыми днями напивался после трудовых будней, да еще и в драку влезал. Всех подряд, и естественно, своих родных он оскорблял нецензурными словами. А свою жену он вообще не считал за женщину. Но, все-таки Павел еще не до конца стал таким, же, как остальные рабочие. Он встает на защиту матери, когда отец хочет ее поколотить.

    Ниловна была женщиной не старой, но вся эта жизнь превратила ее в замученную старушку.

    Вскоре умирает отец, и Павел продолжает проживать так же, как все остальные. Покупает себе красивую рубашку, гармошку и ходит на танцы, откуда приходит, всегда, в нетрезвом виде.

    Но, вскоре, к ним в поселок заходили какие-то непонятные люди, говорили странные речи. И Павел внимательно прислушивался к их словам.

    Потом в праздничные дни он уезжал в город, стал много увлекаться литературой и приносить домой книг на политическую тематику. Речь Павла тоже изменилась, он стал обращаться к Ниловне вежливо. И это пугало Пелагею. Она подозревала, что творится с ним что-то серьезное, а что это такое, она не понимала.

    Позже сын говорит Пелагее, что хочет знать, какая она это- правда,о которой рассказывают революционеры. Он сказал, что будет учиться, и новые веяния о свободе, о хорошей жизни будет рассказывать своим товарищам. Но тут, же ее предупреждает, что за такую крамолу его могут сослать на каторгу и даже расстрелять.

    В конце ноября Павел предупредил Ниловну, что к нему прибудут гости. Пелагея встретила их осторожно, но, как, оказалось, это были люди доброжелательные. Самым удивительным для нее стало, что к ним примкнул Николай Весовщиков, которого все обходили стороной и не пытались даже заговорить. А все это происходило потому, что его отец был жуликом. Приходила туда девушка по имени Наташа. Она была родом из богатой семьи и с детства видела тиранство и произвол в доме. Не желала она себе и другим такого существования и примкнула к рабочему кружку.

    Среди заводчан пошел слух, что в доме Власовых собираются подозрительные люди, и о чем- то ведут беседы. Пытались узнать по-разному, кто-то спрашивал Пелагею о сыне, а иногда ночью хотели подсмотреть в окно, но, испугавшись, убежали. Далее среди рабочих начали распространяться агитационные бумаги, все их читали, но реагировали по-разному. Кто-то верил в написанный текст, были и те, которые, только махали безнадежно рукой.

    Однажды Ниловну на улице встретилась Мария и шепнула ей, что у многих активистов был обыск, и очередной готовится в доме Власовых. Эта ночь прошла в ожидании и беспокойстве, но никто не пришел. Однако, жандармы, прибыли через месяц и стали искать запрещенную литературу. При этом присутствовал Андрей Находка, который не стерпел и начал переговариваться с представителями закона, вследствие чего он был арестован. Павел же держался уверенно и спокойно.

    К Павлу все чаще стали приходить трудящиеся, которым Власов помогал советом в том или ином деле, а иногда отправлял в город за консультацией. После одной истории на фабрике люди стали относиться к Павлу более почтительно. Суть дела состояла в том, что их хозяин принял решение высушить болото, и объяснил всем, что это пойдет для улучшения их здоровья, но при этом, он вычтет некую сумму из их зарплаты. Власов болел в этот день, и когда к нему пришли его товарищи, то он тут же что-то написал на листке и отправил его в город, чтобы там опубликовали в редакции.

    Павел болел ни один день, и заводчане попросили, чтобы он пришел на работу и объяснил происходящее. Речь молодого человека все слушали заворожено, многие уже поверили в его слова. Но когда им приказали разойтись, рабочие повиновались, а Павла забрала полиция.

    Вскоре у Ниловны появился один из партийных работников, который объяснил ей, что нужно сделать, чтобы Павла выпустили из тюрьмы. И Пелагея начинает разбрасывать листовки на фабрике, под видом помощницы женщины, разносившей обеды. И никто не мог догадаться, что распространение этих бумажек - дело рук какой-то старушки.

    За недостачей улик, Находку и Власова отпускают, но они не могут угомониться и устраивают митинг на демонстрации, посвященной 1 мая. Павел выступает с пламенной речью, держа в руках красное знамя. Выступающие были вновь подвержены аресту, а знамя сохранила Ниловна.

    Егор Иванович просит Пелагею перелиться к нему в город, где она с его сестрой продолжает дело сына. Она разъезжает по селам и раздает там прокламации.

    Мать постоянно приходит к Павлу в тюрьму, и даже передает письмо, где любящая его девушка предлагает ему план побега. Но, он отказывается, потому что хочет выступить с пламенной речью в суде.

    В день суда Ниловне было по-особенному тревожно, так как допустили туда только родных. Делалось это с целью, чтобы народ не слышал, за что обвиняли рабочего. И Павел, выслушав приговор, произносит речь, где говорит о цели борьбы своей партии. Читая данные строки, автор показывает нам человека, изучившего немало книг и хорошо владевшего революционной теорией.

    Последнее слово судьи гласило, что все осужденные отправляются на каторгу. Сашенька готова идти за ним, мать тоже хочет быть рядом с сыном. Жаль, что такие слова не были услышаны рабочими, и тогда Николай Иванович относит текст, записанный им на бумаге, в редакцию, чтобы напечатать.

    Мать Павла,соглашается отвезти агитационные листки в другой город, но ее выслеживают и хотят отвезти в полицию. Но, Ниловна, вырываясь из рук сыщика, раскидывает все листовки на перроне вокзала, объясняя, что это-речь ее осужденного сына. Она не успевает договорить, так как один из полицейских сдавливает ее горло.

    Роман учит нас постоянно самосовершенствоваться, получать новые знания и передавать другим людям. Ведь получая определенные знания, человек становится свободным. А свобода помогает повести за собой остальных.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Горький. Все произведения

    • Бывшие люди
    • Мать
    • Челкаш

    Мать. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    • Краткое содержание Шергин Детство в Архангельске
    • Краткое содержание Пора спать Мамин-Сибиряк

      Аленушка очень хотела быть царицей. Так хотела, что привиделось ей море цветов. Обступили они девочку, переговариваются между собой. Стали они предполагать, кто из них больше подходить на роль царицы

    • Краткое содержание Лавкрафт Хребты безумия

      Повествование ведется от лица ученого, который старается остановить экспедицию в Антарктику. В своей прошлой экспедиции он стал свидетелем страшных событий, о которых клялся никому не рассказывать

    • Краткое содержание Пришвин Женьшень

      Один человек будучи заядлым охотником не удержался и сразу после участия в военных действиях с японцами отправился на охоту. Из Маньчжурии перешел в Россию. За одним из хребтов познакомился с китайцем, которого звали Лувен

    • Краткое содержание Лавкрафт Зов Ктулху

      Повествование о Ктулху начинается с того, что при несколько странных обстоятельствах умирает двоюродный дед рассказчика – Джон Энджел. Племяннику приходится разбирать его вещи и в них он находит странную шкатулку, на которой загадочные знаки.

    Часть I

    1

    Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики; она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки – тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

    Вечером, когда садилось солнце, и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, – фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление, и даже радость, – на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

    День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и – был доволен.

    По праздникам спали часов до десяти, потом люди солидные и женатые одевались в свое лучшее платье и шли слушать обедню, попутно ругая молодежь за ее равнодушие к церкви. Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать – до вечера.

    Усталость, накопленная годами, лишала людей аппетита, и для того, чтобы есть, много пили, раздражая желудок острыми ожогами водки. Вечером лениво гуляли по улицам, и тот, кто имел галоши, надевал их, если даже было сухо, а имея дождевой зонтик, носил его с собой, хотя бы светило солнце.

    Встречаясь друг с другом, говорили о фабрике, о машинах, ругали мастеров, – говорили и думали только о том, что связано с работой. Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скучном однообразии дней. Возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, не щадя кулаков. Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порою они кончались тяжкими увечьями, изредка – убийством.

    В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы, оно было такое же застарелое, как и неизлечимая усталость мускулов. Люди рождались с этою болезнью души, наследуя ее от отцов, и она черною тенью сопровождала их до могилы, побуждая в течение жизни к ряду поступков, отвратительных своей бесцельной жестокостью.

    По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хвастаясь нанесенными товарищам ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная. Иногда парней приводили домой матери, отцы. Они отыскивали их где-нибудь под забором на улице или в кабаках бесчувственно пьяными, скверно ругали, били кулаками мягкие, разжиженные водкой тела детей, потом более или менее заботливо укладывали их спать, чтобы рано утром, когда в воздухе темным ручьем потечет сердитый рев гудка, разбудить их для работы.

    Ругали и били детей тяжело, но пьянство и драки молодежи казались старикам вполне законным явлением, – когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы. Жизнь всегда была такова, – она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы и вся была связана крепкими, давними привычками думать и делать одно и то же, изо дня в день. И никто не имел желания попытаться изменить ее.

    Изредка в слободку приходили откуда-то посторонние люди. Сначала они обращали на себя внимание просто тем, что были чужие, затем возбуждали к себе легкий, внешний интерес рассказами о местах, где они работали, потом новизна стиралась с них, к ним привыкали, и они становились незаметными. Из их рассказов было ясно: жизнь рабочего везде одинакова. А если это так – о чем же разговаривать?

    Но иногда некоторые из них говорили что-то неслыханное в слободке. С ними не спорили, но слушали их странные речи недоверчиво. Эти речи у одних возбуждали слепое раздражение, у других смутную тревогу, третьих беспокоила легкая тень надежды на что-то неясное, и они начинали больше пить, чтобы изгнать ненужную, мешающую тревогу.

    Заметив в чужом необычное, слобожане долго не могли забыть ему это и относились к человеку, не похожему на них, с безотчетным опасением. Они точно боялись, что человек бросит в жизнь что-нибудь такое, что нарушит ее уныло правильный ход, хотя тяжелый, но спокойный. Люди привыкли, чтобы жизнь давила их всегда с одинаковой силой, и, не ожидая никаких изменений к лучшему, считали все изменения способными только увеличить гнет.

    От людей, которые говорили новое, слобожане молча сторонились. Тогда эти люди исчезали, снова уходя куда-то, а оставаясь на фабрике, они жили в стороне, если не умели слиться в одно целое с однообразной массой слобожан…

    Пожив такой жизнью лет пятьдесят, – человек умирал.

    2

    Так жил и Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало, каждый праздник кого-нибудь избивал, и все его не любили, боялись. Его тоже пробовали бить, но безуспешно. Когда Власов видел, что на него идут люди, он хватал в руки камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи черной бородой, и волосатые руки внушали всем страх. Особенно боялись его глаз, – маленькие, острые, они сверлили людей, точно стальные буравчики, и каждый, кто встречался с их взглядом, чувствовал перед собой дикую силу, недоступную страху, готовую бить беспощадно.

    – Ну, расходись, сволочь! – глухо говорил он. Сквозь густые волосы на его лице сверкали крупные желтые зубы. Люди расходились, ругая его трусливо воющей руганью.

    – Сволочь! – кратко говорил он вслед им, и глаза его блестели острой, как шило, усмешкой. Потом, держа голову вызывающе прямо, он шел следом за ними и вызывал:

    – Ну, – кто смерти хочет?

    Никто не хотел.

    Говорил он мало, и «сволочь» – было его любимое слово. Им он называл начальство фабрики и полицию, с ним он обращался к жене:

    – Ты, сволочь, не видишь – штаны разорвались!

    Когда Павлу, сыну его, было четырнадцать лет, Власову захотелось оттаскать его за волосы. Но Павел взял в руки тяжелый молоток и кратко сказал:

    – Не тронь…

    – Чего? – спросил отец, надвигаясь на высокую, тонкую фигуру сына, как тень на березу.

    – Будет! – сказал Павел. – Больше я не дамся…

    И взмахнул молотком.

    Отец посмотрел на него, спрятал за спину мохнатые руки и, усмехаясь, проговорил:

    – Эх ты, сволочь…

    Вскоре после этого он сказал жене:

    – Денег у меня больше не спрашивай, тебя Пашка прокормит…

    – А ты все пропивать будешь? – осмелилась она спросить.

    – Не твое дело, сволочь! Я любовницу заведу…

    Любовницы он не завел, но с того времени, почти два года, вплоть до смерти своей, не замечал сына и не говорил с ним.

    Была у него собака, такая же большая и мохнатая, как сам он. Она каждый день провожала его на фабрику и каждый вечер ждала у ворот. По праздникам Власов отправлялся ходить по кабакам. Ходил он молча и, точно желая найти кого-то, царапал своими глазами лица людей. И собака весь день ходила за ним, опустив большой, пышный хвост. Возвращаясь домой пьяный, он садился ужинать и кормил собаку из своей чашки. Он ее не бил, не ругал, но и не ласкал никогда. После ужина он сбрасывал посуду со стола на пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза. Заунывные, некрасивые звуки путались в его усах, сбивая с них хлебные крошки, слесарь расправлял волосы бороды и усов толстыми пальцами и – пел. Слова песни были какие-то непонятные, растянутые, мелодия напоминала о зимнем вое волков. Пел он до поры, пока в бутылке была водка, а потом валился боком на лавку или опускал голову на стол и так спал до гудка. Собака лежала рядом с ним.

    Умер он от грыжи. Дней пять, весь почерневший, он ворочался на постели, плотно закрыв глаза, и скрипел зубами. Иногда говорил жене:

    – Дай мышьяку, отрави…

    Доктор велел поставить Михаилу припарки, но сказал, что необходима операция, и больного нужно сегодня же везти в больницу.

    – Пошел к черту, – я сам умру!.. Сволочь! – прохрипел Михаил.

    А когда доктор ушел и жена со слезами стала уговаривать его согласиться на операцию, он сжал кулак и, погрозив ей, заявил:

    – Выздоровлю – тебе хуже будет!

    Он умер утром, в те минуты, когда гудок звал на работу. В гробу лежал с открытым ртом, но брови у него были сердито нахмурены. Хоронили его жена, сын, собака, старый пьяница и вор Данила Весовщиков, прогнанный с фабрики, и несколько слободских нищих. Жена плакала тихо и немного, Павел – не плакал. Слобожане, встречая на улице гроб, останавливались и, крестясь, говорили друг другу:

    – Чай, Пелагея-то рада-радешенька, что помер он…

    Некоторые поправляли:

    – Не помер, а – издох…

    Когда гроб зарыли – люди ушли, а собака осталась и, сидя на свежей земле, долго молча нюхала могилу. Через несколько дней кто-то убил ее…

    3

    Спустя недели две после смерти отца, в воскресенье, Павел Власов пришел домой сильно пьяный. Качаясь, он пролез в передний угол и, ударив кулаком по столу, как это делал отец, крикнул матери:

    – Ужинать!

    Мать подошла к нему, села рядом и обняла сына, притягивая голову его к себе на грудь. Он, упираясь рукой в плечо ей, сопротивлялся и кричал:

    – Мамаша, – живо!..

    – Дурачок ты! – печально и ласково сказала мать, одолевая его сопротивление.

    – И – курить буду! Дай мне отцову трубку… – тяжело двигая непослушным языком, бормотал Павел.

    Он напился впервые. Водка ослабила его тело, но не погасила сознания, и в голове стучал вопрос: «Пьян? Пьян?»

    Его смущали ласки матери и трогала печаль в ее глазах. Хотелось плакать, и, чтобы подавить это желание, он старался притвориться более пьяным, чем был.

    А мать гладила рукой его потные, спутанные волосы и тихо говорила:

    – Не надо бы этого тебе…

    Его начало тошнить. После бурного припадка рвоты мать уложила его в постель, накрыв бледный лоб мокрым полотенцем. Он немного отрезвел, но все под ним и вокруг него волнообразно качалось, у него отяжелели веки и, ощущая во рту скверный, горький вкус, он смотрел сквозь ресницы на большое лицо матери и бессвязно думал:

    «Видно, рано еще мне. Другие пьют и – ничего, а меня тошнит…»

    – Каким кормильцем ты будешь мне, если пить начнешь…

    Плотно закрыв глаза, он сказал:

    – Все пьют…

    Мать тяжело вздохнула. Он был прав. Она сама знала, что, кроме кабака, людям негде почерпнуть радости. Но все-таки сказала:

    – А ты – не пей! За тебя, сколько надо, отец выпил. И меня он намучил довольно… так уж ты бы пожалел мать-то, а?

    Слушая печальные, мягкие слова, Павел вспоминал, что при жизни отца мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев. Избегая встреч с отцом, он мало бывал дома последнее время, отвык от матери и теперь, постепенно трезвея, пристально смотрел на нее.

    Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у нее выше левого; это придавало ее лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых темных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная…

    И по щекам ее медленно текли слезы.

    – Не плачь! – тихо попросил сын. – Дай мне пить.

    – Я тебе воды со льдом принесу…

    Но когда она воротилась, он уже заснул. Она постояла над ним минуту, ковш в ее руке дрожал, и лед тихо бился о жесть. Поставив ковш на стол, она молча опустилась на колени перед образами. В стекла окон бились звуки пьяной жизни. Во тьме и сырости осеннего вечера визжала гармоника, кто-то громко пел, кто-то ругался гнилыми словами, тревожно звучали раздраженные, усталые голоса женщин…

    Жизнь в маленьком доме Власовых потекла более тихо и спокойно, чем прежде, и несколько иначе, чем везде в слободе. Дом их стоял на краю слободы, у невысокого, но крутого спуска к болоту. Треть дома занимала кухня и отгороженная от нее тонкой переборкой маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети – квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее – кровать Павла, в переднем – стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две иконы в углу – вот и все.

    Павел сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстух, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет. Ходил на вечеринки, выучился танцевать кадриль и польку, по праздникам возвращался домой выпивши и всегда сильно страдал от водки. Наутро болела голова, мучила изжога, лицо было бледное, скучное.

    Однажды мать спросила его:

    – Ну что, весело тебе было вчера?

    Он ответил с угрюмым раздражением:

    – Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье.

    Работал он усердно, без прогулов и штрафов, был молчалив, и голубые, большие, как у матери, глаза его смотрели недовольно. Он не купил себе ружья и не стал удить рыбу, но заметно начал уклоняться с торной дороги всех: реже посещал вечеринки и хотя, по праздникам, куда-то уходил, но возвращался трезвый. Мать, зорко следя за ним, видела, что смуглое лицо сына становится острее, глаза смотрят все более серьезно и губы его сжались странно строго. Казалось, он молча сердится на что-то или его сосет болезнь. Раньше к нему заходили товарищи, теперь, не заставая его дома, они перестали являться. Матери было приятно видеть, что сын ее становится непохожим на фабричную молодежь, но когда она заметила, что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни, – это вызвало в душе ее чувство смутного опасения.

    – Ты, может, нездоров, Павлуша? – спрашивала она его иногда.

    – Нет, я здоров! – отвечал он.

    – Худой ты очень! – вздохнув, говорила мать. Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал. Иногда он выписывал из книжек что-то на отдельную бумажку и тоже прятал ее…

    Говорили они мало и мало видели друг друга. Утром он молча пил чай и уходил на работу, в полдень являлся обедать, за столом перекидывались незначительными словами, и снова он исчезал вплоть до вечера. А вечером тщательно умывался, ужинал и после долго читал свои книги. По праздникам уходил с утра, возвращался поздно ночью. Она знала, что он ходит в город, бывает там в театре, но к нему из города никто не приходил. Ей казалось, что с течением времени сын говорит все меньше, и, в то же время, она замечала, что порою он употребляет какие-то новые слова, непонятные ей, а привычные для нее грубые и резкие выражения – выпадают из его речи. В поведении его явилось много мелочей, обращавших на себя ее внимание: он бросил щегольство, стал больше заботиться о чистоте тела и платья, двигался свободнее, ловчей и, становясь наружно проще, мягче, возбуждал у матери тревожное внимание. И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.

    Однажды он принес и повесил на стенку картину – трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.

    – Это воскресший Христос идет в Эммаус! – объяснил Павел.

    Матери понравилась картина, но она подумала: «Христа почитаешь, а в церковь не ходишь…»

    Все больше становилось книг на полке, красиво сделанной Павлу товарищем-столяром. Комната приняла приятный вид.

    Он говорил ей «вы» и называл «мамаша», но иногда, вдруг, обращался к ней ласково:

    – Ты, мать, пожалуйста, не беспокойся, я поздно ворочусь домой…

    Ей это нравилось, в его словах она чувствовала что-то серьезное и крепкое.

    Но росла ее тревога. Не становясь от времени яснее, она все более остро щекотала сердце предчувствием чего-то необычного. Порою у матери являлось недовольство сыном, она думала: «Все люди – как люди, а он – как монах. Уж очень строг. Не по годам это…»

    Иногда она думала: «Может, он девицу себе завел какую-нибудь?»

    Но возня с девицами требует денег, а он отдавал ей свой заработок почти весь.

    Так шли недели, месяцы, и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших.

    4

    Однажды после ужина Павел опустил занавеску на окне, сел в угол и стал читать, повесив на стенку над своей головой жестяную лампу. Мать убрала посуду и, выйдя из кухни, осторожно подошла к нему. Он поднял голову и вопросительно взглянул ей в лицо.

    – Ничего, Паша, это я так! – поспешно сказала она и ушла, смущенно двигая бровями. Но, постояв среди кухни минуту неподвижно, задумчивая, озабоченная, она чисто вымыла руки в снова вышла к сыну.

    – Хочу я спросить тебя, – тихонько сказала она, – что ты все читаешь?

    Он сложил книжку.

    – Ты – сядь, мамаша…

    Мать грузно опустилась рядом с ним и выпрямилась, насторожилась, ожидая чего-то важного.

    Не глядя на нее, негромко и почему-то очень сурово, Павел заговорил:

    – Я читаю запрещенные книги. Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей, рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут – меня посадят в тюрьму, – в тюрьму за то, что я хочу знать правду. Поняла?

    Ей вдруг стало трудно дышать. Широко открыв глаза, она смотрела на сына, он казался ей чуждым. У него был другой голос – ниже, гуще и звучнее. Он щипал пальцами тонкие, пушистые усы и странно, исподлобья смотрел куда-то в угол. Ей стало страшно за сына и жалко его.

    – Зачем же ты это, Паша? – проговорила она. Он поднял голову, взглянул на нее и негромко, спокойно ответил:

    – Хочу знать правду.

    Голос его звучал тихо, но твердо, глаза блестели упрямо. Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному. Все в жизни казалось ей неизбежным, она привыкла подчиняться не думая и теперь только заплакала тихонько, не находя слов в сердце, сжатом горем и тоской.

    – Не плачь! – говорил Павел ласково и тихо, а ей казалось, что он прощается. – Подумай, какою жизнью мы живем? Тебе сорок лет, – а разве ты жила? Отец тебя бил, – я теперь понимаю, что он на твоих боках вымещал свое горе, – горе своей жизни; оно давило его, а он не понимал – откуда оно? Он работал тридцать лет, начал работать, когда вся фабрика помещалась в двух корпусах, а теперь их – семь!

    Она слушала его со страхом и жадно. Глаза сына горели красиво и светло; опираясь грудью на стол, он подвинулся ближе к ней и говорил прямо в лицо, мокрое от слез, свою первую речь о правде, понятой им. Со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину, он говорил о том, что было ясно для него, – говорил не столько для матери, сколько проверяя самого себя. Порою он останавливался, не находя слов, и тогда видел перед собой огорченное лицо, на котором тускло блестели затуманенные слезами, добрые глаза. Они смотрели со страхом, с недоумением. Ему было жалко мать, он начинал говорить снова, но уже о ней, о ее жизни.

    – Какие радости ты знала? – спрашивал он. – Чем ты можешь помянуть прожитое?

    Она слушала и печально качала головой, чувствуя что-то новое, неведомое ей, скорбное и радостное, – оно мягко ласкало ее наболевшее сердце. Такие речи о себе, о своей жизни она слышала впервые, и они будили в ней давно уснувшие, неясные думы, тихо раздували угасшие чувства смутного недовольства жизнью, – думы и чувства дальней молодости. Она говорила о жизни с подругами, говорила подолгу, обо всем, но все – и она сама – только жаловались, никто не объяснял, почему жизнь так тяжела и трудна. А вот теперь перед нею сидит ее сын, и то, что говорят его глаза, лицо, слова, – все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее.

    Матерей – не жалеют.

    Она это знала. Все, что говорил сын о женской жизни, – была горькая знакомая правда, и в груди у нее тихо трепетал клубок ощущений, все более согревавший ее незнакомой лаской.

    – Что же ты хочешь делать? – спросила она, перебивая его речь.

    – Учиться, а потом – учить других. Нам, рабочим, надо учиться. Мы должны узнать, должны понять – отчего жизнь так тяжела для нас.

    Ей было сладко видеть, что его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково. На ее губах явилась довольная, тихая улыбка, хотя в морщинах щек еще дрожали слезы. В ней колебалось двойственное чувство гордости сыном, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он говорит не так, как все, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех – и для нее – жизнью. Ей хотелось сказать ему: «Милый, что ты можешь сделать?»

    Но она боялась помешать себе любоваться сыном, который вдруг открылся перед нею таким умным… хотя немного чужим для нее.

    Павел видел улыбку на губах матери, внимание на лице, любовь в ее глазах; ему казалось, что он заставил ее понять свою правду, и юная гордость силою слова возвышала его веру в себя. Охваченный возбуждением, он говорил, то усмехаясь, то хмуря брови, порою в его словах звучала ненависть, и когда мать слышала ее звенящие, жесткие слова, она, пугаясь, качала головой и тихо спрашивала сына:

    – Так ли, Паша?

    – Так! – отвечал он твердо и крепко. И рассказывал ей о людях, которые, желая добра народу, сеяли в нем правду, а за это враги жизни ловили их, как зверей, сажали в тюрьмы, посылали на каторгу…

    – Я таких людей видел! – горячо воскликнул он. – Это лучшие люди на земле!

    В ней эти люди возбуждали страх, она снова хотела спросить сына: «Так ли?»

    Но не решалась и, замирая, слушала рассказы о людях, непонятных ей, научивших ее сына говорить и думать столь опасно для него. Наконец она сказала ему:

    – Скоро светать будет, лег бы ты, уснул!

    – Да, я сейчас лягу! – согласился он. И, наклонясь к ней, спросил: – Поняла ты меня?

    – Поняла! – вздохнув, ответила она. Из глаз ее снова покатились слезы, и, всхлипнув, она добавила:

    – Пропадешь ты!

    Он встал, прошелся по комнате, потом сказал:

    – Ну вот, ты теперь знаешь, что я делаю, куда хожу, я тебе все сказал! Я прошу тебя, мать, если ты меня любишь, – не мешай мне!..

    – Голубчик ты мой! – воскликнула она. – Может, лучше бы для меня не знать ничего!

    Он взял ее руку и крепко стиснул в своих.

    Ее потрясло слово «мать», сказанное им с горячей силой, и это пожатие руки, новое и странное.

    – Ничего я не буду делать! – прерывающимся голосом сказала она. – Только береги ты себя, береги!

    Не зная, чего нужно беречься, она тоскливо прибавила:

    – Худеешь ты все…

    И, обняв его крепкое, стройное тело ласкающим, теплым взглядом, заговорила торопливо и тихо:

    – Бог с тобой! Живи как хочешь, не буду я тебе мешать. Только об одном прошу – не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей – ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить – возненавидят они тебя, погубят!

    Сын стоял в дверях, слушая тоскливую речь, а когда мать кончила, он, улыбаясь, сказал:

    – Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, – люди стали лучше!..

    Он снова улыбнулся и продолжал:

    – Сам не понимаю, как это вышло! С детства всех боялся, стал подрастать – начал ненавидеть, которых за подлость, которых – не знаю за что, так просто! А теперь все для меня по-другому встали, – жалко всех, что ли? Не могу понять, но сердце стало мягче, когда узнал, что не все виноваты в грязи своей…

    Он замолчал, точно прислушиваясь к чему-то в себе, потом негромко и вдумчиво сказал:

    – Вот как дышит правда!

    Она взглянула на него и тихо молвила:

    – Опасно ты переменился, о, господи!

    Когда он лег и уснул, мать осторожно встала со своей постели и тихо подошла к нему. Павел лежал кверху грудью, и на белой подушке четко рисовалось его смуглое, упрямое и строгое лицо. Прижав руки к груди, мать, босая и в одной рубашке, стояла у его постели, губы ее беззвучно двигались, а из глаз медленно и ровно одна за другой текли большие мутные слезы.


    Подобный материал:
    • Задачи урока: Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления» , 34.52kb.
    • Задачи: показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание , 184.84kb.
    • Цели: Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений , 126.73kb.
    • Подготовил: учитель истории и обществознания , 36.77kb.
    • Цели: Образовательная , 24.32kb.
    • Тема: Религия древних греков , 63.99kb.
    • , 44.38kb.
    • «Ливонская война и опричнина» , 17.65kb.

    Тема: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

    Цели:

    Общие - подвести учащихся к пониманию, что человек,

    Предавший свою родину, предает и свою родную мать

    частные - проанализировать сказку М.Горького «Мать

    Изменника» и «Балладу о матери» Л.Татьяничевой;

    Ответить на вопросы:

    Можно ли остаться верным сыном, став предателем Родины?

    Можно ли изменить Родине, не изменив матери?

    Оборудование к уроку: тексты сказки «Мать изменника», «Баллады о матери», репродукции картин.

    Эпиграф к уроку:

    Легче сердце свое казнить,

    Легче с разумом быть в раздоре.

    С материнским горем

    Сравнить

    Можно лишь материнское горе…

    Л.Татьяничева

    Структура урока:

    1. Вызов интереса.

    2. Читательская и аналитическая деятельность по сказке Мать изменника».

    3. Читательская и аналитическая деятельность по стихотворению

    Л. Татьяничевой «Баллада о матери».

    1. Вывод.

    Ход урока:

      1. Вызов интереса.

    1. Слово учителя.

    Что может быть на свете священнее имени матери!..

    Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

    Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к почерневшим устам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

    Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

    Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

    2 Народная мудрость слово «мать» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».

    Какие пословицы, посвященные этим словам, вы знаете?

    Родина – всем матерям мать.

    Природа-мать – начало всех начал.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина

    Родная земля – мать, умей за нее постоять.

    В тяжкие годы войны в сознании народа понятия «Родина» и «мать» сливаются воедино. Матери благословляют своих сыновей на битву ради спасения Родины.

    А можно ли остаться верным сыном, став предателем Родины? Можно ли изменить Родине, не изменив матери?

    Ответить на эти вопросы мы постараемся после того, как прочитаем одну главу из «Сказок об Италии» М.Горького и «Балладу о матери» Л.Татьяничевой.

    II. Читательская и аналитическая деятельность по сказке М.Горького «Мать изменника».

    «Сказками об Италии» предпосланы слова Г.Х.Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

    Несколько сказок из этой книги посвящены матерям: «Слава матери!», «Мать изменника», «Нунча». Все они воспевают всегда существовавшее и вечное чувство материнства.

    2. Комментированное чтение сказки «Мать изменника». (В ходе чтения составляется опорный план и объясняются непонятные слова).

    1. Город в кольце врагов.

    2. Женщина, закутанная в плащ.

    3. Встреча Марианны с другой женщиной, скорбящей над погибшим сыном.

    4. Уход Марианны из города.

    5. Встреча с сыном и попытка образумить его.

    6. Возмездие за предательство.

    3. Аналитическая беседа.

    Почему Марианна стала чужой в своем родном городе? (Потому что ее сын – предатель, предводитель врагов, осадивших город).

    Найдите и прочитайте отрывок, где говориться о переживаниях матери за предательство сына.

    Почему Марианна ходила по городу только ночью?

    Что заставило Марианну уйти из города? (В городе принимали ее за саму смерть, не хотели с ней общаться, но главное, что заставило ее уйти из города – это то, что она была «гражданка и мать» и она не хотела больше слышать проклятий в адрес сына).

    Как она пыталась пробудить в своем сыне чувство любви к Родине, своему городу, раскаяние за предательство? (Она пыталась уговорить его и говорила, что это его родной город, где «каждый камень знает и помнит тебя ребенком»).

    Почему мать не смогла убедить сына снять осаду и прекратить сеять смерть? (Сын ни о чем не думал, кроме славы).

    Как мать спасла свой родной город? (Она убила своего сына, вонзив в его сердце нож – «ведь она знала, где бьется сердце сына»).

    Почему этот же нож она вонзила в свое сердце? (Оно у нее болело и разрывалось между любовью к Родине и сыну, потому что сын убивал, а «Мать – всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна»),

    III. Читательская и аналитическая деятельность по стихотворению Л. Татьяничевой «Баллада о матери».

    1. Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, чувство гражданина в матери может победить чувство любви к своему ребенку только в сказке.

    Эпиграфом к своей балладе Людмила Татьяничева взяла строки из газет военных лет: «Здесь заряженный пистолет. Дали верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись. Или убей меня» У фашистского наймита не хватило духа ослушаться матери. Он застрелился».

    2. Чтение баллады учителем.

    Л. Татьяничева

    БАЛЛАДА О ПАРТИЗАНКЕ

    Бургомистров дом

    Посреди села.

    Как нежданный гром,

    К сыну мать пришла.

    Встала у дверей

    На подол зари:

    • Иль меня убей,
    Или сам умри! –

    Скорбный взгляд тяжел:

    • Срок ответ держать! –
    И наган на стол

    Положила мать.

    И наган лежит,

    Округлив свой глаз.

    Правый суд вершить

    Мать сама взялась.

    Что же сын решит

    В этот страшный час?

    Он наган берет,

    Будто зверь, взъярен.

    Он на мать орет:

    • Убирайся вон! –
    А лицо как медь.

    Крови вкус во рту.

    Прочертила смерть

    Перед ним черту.

    Мать стоит.

    Как изваяна.

    И глядит в упор,

    А в глазах укор.

    А в глазах гроза,

    Сила скрытая,

    Да еще слеза

    Непролитая…

    Вырос луч зари

    В красный столб огня.

    • Или сам умри,
    Иль убей меня! –

    Вздрогнул сын.

    Как подбитый зверь.

    • Уходи, - кричит, -
    Мне не жить теперь! –

    Взвел тугой курок.

    Ох и крут порог!

    И раздался гром,

    Сотрясая дом.

    …Шаткий шаг нескор.

    Дробен сердца стук.

    Партизанский бор

    Зашумел вокруг.

    Заскулил мороз

    Псом на привязи.

    Плачет мать без слез:

    Слезы вымерзли!

    1. Аналитическая беседа.

    Кто пришел вершить суд в дом бургомистра? («Правый суд вершить мать сама взялась»)

    Как вы понимаете выражение «правый суд»? (Это суд чести, совести, он не подвластен никому, потому что он правый.)

    Как встретил сын свою мать? (Он был взъярен, потому что мать выдвинула требование: «Иль меня убей, или сам умри!»)

    Какие слова характеризует состояние сына-предателя? (Сын «взъярен», «молчит, как подбитый зверь», «мне не жить теперь»)

    По каким строчкам видно, что матери тяжела ее миссия? (В глазах матери

    «гроза, сила, скрытая, да еще слеза непролитая…»)

    С помощью каких средств выразительности автор передает силу требования матери? (В начале стихотворения, когда мать пришла в дом сына, занималась заря - «Встала у дверей на подол зари», а потом ее требования становятся категоричным, и заря превращается « в красный столб огня»)

    Как мы можем понять, что предательство сына – страшное горе для матери? (После смерти сына «плачет мать без слез: слезы вымерзли!»)

    IV. Вывод.

    Во все времена у людей слово «мать» ассоциируется со словом «родина». Нельзя оставаться любящим и преданным сыном, не являясь преданным сыном своей Родины. И нельзя оставаться настоящим гражданином, забыв или предав свою родную мать.

    V. Творческая работа.

    Написать сочинение «Мое отношение к поступку матери».

    "Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти..." (по рассказу М.Горького "Мать изменника")

    1. учащиеся задумаются о роли матери в жизни человека, читая рассказ М. Горького “Мать изменника” (XI из “Сказок об Италии”);
    2. учащиеся будут развивать умение анализировать текст, выделять основную проблему;
    3. учащиеся будут учиться культуре общения, воспринимая корректно любое мнение.

    Методы: пятистишия – характеристики (синквейны), направленное чтение, дневник двойной записи, эссе. (Класс разделён на 4 групп по 5–6 человек..

    Оборудование: распечатки текста для каждого учащегося, презентация, листы, маркеры.

    Ход урока

    I. Побуждение интереса к учению.

    Каждый день вас провожает на занятия, заботится о вас один и тот же человек - ваша мама. О маме каждый может рассказывать бесконечно. С подобной фразы начинается и рассказ М. Горького, который входит в цикл рассказов “Сказки об Италии” под номером XI. Мы прочитаем рассказ, но не до конца. Концовку предстоит дописать вам.

    1А. Чтение рассказа. (До 6 части).

    Задание: - Попробуйте написать концовку этого произведения.

    (Пишут 5 минут, затем читают, варианты вывешиваются на доске).

    Идет обсуждение.

    II. Реализация учения. Задания по 1-й части.

    О Матерях можно рассказывать бесконечно.

    Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из чёрной тьмы на стены города множеством красных глаз - они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осаждённом городе мрачные думы. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их чёрные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались весёлые песни людей, уверенных в победе, - а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага?

    Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады - город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом. По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомлённых боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряжённо вслушивались - не идут ли на приступ враги? “...” Не ожидая помощи, изнурённые трудами и голодом, с каждым днём теряли люди надежду. В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в чёрный плащ. Люди, увидав её, спрашивали друг друга:

    Это она?

    Она! – и прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо неё, а начальники патрулей сурово предупреждали её: “Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...”. Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на неё; вооружённые люди обходили её, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, из улицы в улицу, немая и чёрная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя её, жалобно ползли печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу.

    Как можно озаглавить 1-ю часть? (Невыносимая жизнь в кольце врагов.)

    Составьте характеристики - пятистишия по тексту I части по группам:

    Какие вопросы возникают при чтении 1-й части?

    (Что это за женщина, которую знают и сторонятся все люди осаждённого города?)

    Чтение 2-й части.

    Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город стоял её сын, весёлый и безжалостный красавец; ещё недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рождённую ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.Сотни неразрывных нитей связывали её сердце с древними камнями, из которых предки её построили дома и сложили стены города, с землёй, где лежала кости её кровных, с легендами, песнями и надеждами людей -теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять - что легче, что тяжелей.

    Так она ходила по ночам по улицам, и многие, не узнавая её, пугались, принимали чёрную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

    Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звёздам. Мать изменника спросила:

    – Муж?

    – Нет.

    – Брат?

    – Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот – сегодня, – и, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:

    – Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю её!

    – За что? – спросила первая, а та ответила ей:

    – Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил весёлую жизнь, и боязно было, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, будь проклято чрево, носившее его!..

    Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром...

    Как можно назвать эту часть? Напишите в качестве названия какую-либо фразу, подходящую для названия. (Сердце матери подобно весам; Мать изменника как олицетворение смерти.)

    – Как вы думаете, что может произойти после, ведь заканчивается словом “а утром...”?

    Чтение 3-й части.

    На другой день мать явилась к защитникам города и сказала:

    – Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему...

    Они ответили:

    – Ты – человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас.

    – Я – мать, я его люблю и считаю себя виноватой в том, что он таков, каким стал.

    Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:

    – По чести – мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница – твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, – и – вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

    – Да! – сказала она. – Это страшнее!

    Они открыли ворота перед нею, выпустили её из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой её сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, – матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.

    Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать её; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на неё со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадёжность. Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили её, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались чёрные, как она, фигуры.

    Как бы вы назвали эту часть? (Наказание страшнее смерти; Матери признают только оружие, защищающее жизнь; Трудная дорога к сыну.)

    Чтение 4-й части.

    Подошли и спросили - кто она, куда идёт?

    – Ваш предводитель – мой сын, – сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умён и храбр её сын. Она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась – её сын таков и должен быть!

    И вот она перед человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, – в шёлке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных. Всё-так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне – богатым, знаменитым и любимым.

    – Мать! – говорил он, целуя её руки. – Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

    – В котором ты родился, – напомнила она.

    Опьянённый подвигами своими, обезумевший в жажде ещё большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

    –Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя – он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь – завтра – я разрушу гнездо упрямцев!

    Где каждый камень знает и помнит тебя ребёнком, – сказала она.

    Камни – немы, если человек не заставит их говорить, – пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу!

    Но – люди? – спросила она.

    О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала:

    Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...

    Нет! – возразил он. Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри –мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город.

    Который пережил все имена, напомнила мать.

    Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась её гордая голова.

    Мать творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении – значит говорить против неё, а он не знал этого и отрицал смысл её жизни.

    Мать всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, – её сын не видел этого, ослеплённый холодным блеском славы, убивающим сердце. И он не знал, что Мать – зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идёт о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет.

    Сидела она, согнувшись, и сквозь открытое полотно богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребёнка, который теперь хочет разрушать.

    Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стёкла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звёзды.

    Она виделатам в тёмных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, - она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая её решения, и она чувствовала себе матерью всем людям своего города. С чёрных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обречённый смерти.

    – Может быть, мы обрушимся на него ещё ночью, – говорил её сын, если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их – всегда при этом много неверных ударов, – говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему:

    – Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребёнком и как все любили тебя...

    Он послушался, прилёг на колени к ней и закрыл глаза, говоря:

    Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

    А женщины? – спросила она, наклоняясь над ним.

    Их много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз:

    И ты не хочешь иметь детей?

    Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьёт их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.

    Ты красив, но бесплоден, как молния, – сказала она, вздохнув.

    – Да, как молния... – ответил он, улыбаясь, и задремал на груди матери, как ребёнок.

    О чём вы думали, читая эту часть текста? Что испытывали?

    Как бы вы назвали эту часть? (Холодный блеск славы, убивающий сердце.)

    Охарактеризуйте сына женщины и город, который собираются разрушить:

    Как вы думаете, что сделает мать, чтобы защитить от своего родного сына любимый город? (Учащиеся говорят о возможных действиях матери.)

    Почему матери нужно, чтобы сын успокоился и уснул? Что вы думаете по этому поводу?

    Чтение 5-й части.

    Тогда она, накрыв его своим чёрным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер – ведь она хорошо знала, где бьётся сердце сына. И, сбросив труп с колен своих к ногам изумлённой стражи, она сказала в сторону города:

    – Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

    И тот же нож, ещё теплый от крови его – её крови, – она твёрдой рукой вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, – если оно болит, в него легко попасть.

    Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

    III. Рефлексия.

    Как называется этот рассказ?

    Напишите синквейн на тему «Мама», «Жизнь» или

    Эссе “В чём смысл жизни человека?”

    Учащиеся пишут 5–10 минут, прочитывают эссе друг друга.

    Один из учащихся, избранный от группы, зачитывает свою работу перед классом “Авторский стул”.

    В чём смысл жизни человека?

    Зачем живёт человек? Очень часто жизнь сравнивают с дорогой, которую нужно пройти достойно от начала до конца, от рождения до смерти. На этой дороге есть разновременные станции: детство, отрочество, юность, взрослая жизнь, старость. Как пройти этот путь? Какова его конечная цель? Каким нужно быть, чтобы люди вспоминали добрым словом? Вероятно, самая большая цель жизни - приносить пользу людям, близким и далёким, увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.

    О страдании матери, воспитавшей сына - предателя, написал М. Горький в рассказе “Мать изменника”. Мать “творит и охраняет жизнь”, мечтает о славе и благополучии сына. Женщина чувствует себя виноватой, что воспитала жестокосердного гордеца, желающего разрушить родной город. Не в состоянии вразумить, убедить, остановить сына, мать убивает сначала его, а затем себя. Это двойное убийство даёт жизнь родному городу, убеждает врагов в бессмысленности разрушения, восстанавливает доброе имя матери, оберегающей ЖИЗНЬ.

    Итак, путь к добру – в этом и есть смысл жизни человека. Быть верным своей семье, друзьям, городу, стране, народу - пройти этот путь достойно.

    Спасибо всем за откровенность, разговор о творчестве М. Горького мы продолжим на следующем уроке, к которому вам предлагается прочесть рассказ “Старуха Изергиль” – Домашнее задание.




Похожие статьи
 
Категории