Сочинение: "Что такое Обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

02.04.2019

Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа Гончарова «Обломов» в 1859 году. Роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. Смысл обломовщины и означает это самое влияние. Поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. Люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни физически не могли подняться с дивана. Таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа Гончарова.

Илья Ильич Обломов – дворянин. В детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. Позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в Петербурге, молодой человек. Ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. Целыми днями Обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. Его не могут растормошить ни активный делец Штольц, ни решительная яркая Ольга. Апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие.

К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам. К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять. Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Создал много произведений, где сознательно уклоняется от конкретики. В своих романах, он не любил описывать людей с конкретными, только им свойственными, чертами характера. Он создавал своих героев, чьи черты могли подойти множеству обыкновенных людей. Так в 1859 году появилось произведение Обломов, где автор показал общество дворян и его состояние в пореформенной России. И вот, прочтя работу Гончарова, мне нужно раскрыть тему Обломов и обломовщина в сочинении за 10 класс.

Обломов и обломовщина сочинение

Начиная работу по теме Обломов и обломовщина, хочу выделить главного героя — это Обломов Илья Ильич собственной персоной. Он дворянин, культурный человек, образованный, умный. Как описывает его автор, это мужчина 32 лет с приятной внешностью, но на его лице и в его глазах отсутствует идея. Нет в нем жизни. Он погружен в какую-то пучину сна. Это ленивый персонаж, и несмотря на то, что в нем изначально заложены наилучшие черты характера, та атмосфера, в которой он рос и воспитывался, все изменили и в характере Обломова начался необратимый процесс. Никакая дружба, никакие чувства не смогли его поднять с дивана, заставить действовать.

Герой равнодушен к окружающей действительности, он мечтает и живет по принципу, а кабы да абы. Обломов постоянно рассуждал о том, как бы было хорошо, если бы это сделалось. Но, чтобы все делалось само по себе. Илья Ильич не видит себя соучастником ни в одном деле. И мы находим причину такого поведения. Все кроется в детстве. Мы видим, что Обломов растет в окружении слуг. В его жизни за него все делали другие. И хотя мальчик изначально был любознательным и бойким, атмосфера деревни Обломовка убили в нем все прекрасное. А сказки, рассказанные няней, посеяли семена тоски и боязни. А далее мы знакомимся с «обломовщиной».

Что же такое обломовщина?

Как по мне, это болезнь и болезнь всепоглощающая. Понятие обломовщина в романе поднималось не раз. Главным симптомом заболевания является лень, бездействие и боязнь перемен.

Есть ли среди нас обломовщина и Обломовы сегодня? Как ни грустно это прозвучит, но обломовщина есть и сейчас. Эта болезнь просто неискоренима. Люди боялись перемен тогда, люди боятся перемен и сегодня. Они хотят что-то изменить, но хотят, чтобы это сделали другие. Все мы любим перекладывать дела на кого-то, желая быть просто наблюдателями за происходящим. Не получается переложить свои обязанности на кого-то? Ну и пусть все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову. А ведь нужно все менять, двигаться вперед, действовать, спотыкаться в своих начинаниях, падать, подниматься и идти дальше. Только так мы сможем достичь в жизни большего. И именно по такому принципу я собираюсь жить в дальнейшем. Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина.

Сочинение на тему: Обломов и «обломовщина»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: как я понимаю патриотизм (сочинение-размышление на актуальную тему) Краткий пересказ четвертой части романа Гончарова «Обломов»

Обломов и обломовщина

Роман Гончарова “Обломов” стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: “Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук”.

И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём “дороже всякого ума: честное, верное сердце!” Многих героев романа он одарил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своём диване. “Сон Обломова” – это великолепный эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик героя, в этом отношении, “Сон” сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что роман без “Сна” был бы произведением неоконченным. “Сон” многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.

Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что весь “штат и свита” дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.

Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” – отвечает: “Есть – обломовщина!”

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.

Обломов и «обломовщина»

1. Портрет главного героя.

2. Обломов и его окружение.

3. Любовь и лень.

4. «Обломовщина » как нарицательное понятие.

Одним из самых популярных классических произведений русской литературы можно назвать роман И. А. Гончарова «Обломов ». Главный герой этого произведения - Илья Ильич Обломов, представитель дворянства, интеллигентный, умный человек, который получил хорошее образование и предполагал посвятить свою жизнь служению Родине.

Автор подробно описывает его внешность: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Обломов, несмотря на свою безынициативность, обладает и положительными качествами: он честен, очень добр и доверчив. Но все эти нейтральные, пожалуй, даже позитивные черты бледнеют перед основополагающими сторонами характера Ильи Ильича: он абсолютно безволен и склонен предаваться лени.

Чтобы перейти к подробному анализу понятия «Обломовщина », необходимо сначала вспомнить описанный в романе Гончарова «Сон Обломова». В этом сне Илья Ильич мысленно переносится во времена собственного детства, видит мать и отца, родовую усадьбу, в которой он вырос, тот устоявшийся быт, который не менялся в течение многих лет. В деревне время текло размеренно и неторопливо, жизнь была спокойной и ленивой, ход событий - устоявшимся раз и навсегда. Не случайно при описании жизни помещиков автор часто использует следующие слова «сон», «молчание», «покой», «тишина» и т. п. Именно они помогают передать с почти документальной точностью атмосферу, царившую в помещичьем доме. Гончаров и сам вырос в похожей семье, поэтому все события, описываемые им, изложены столь реалистично.

Илья Ильич был, в сущности, воспитан не собственными родителями, а самой атмосферой дома: как типичный русский барин, знатный и богатый, у которого нет никакой необходимости в заботе о завтрашнем дне, ему «не нужно каждодневно трудиться во имя хлеба насущного». За него всегда будут работать другие, крепостные крестьяне и наемные работники.

Подобное воспитание принесло свои плоды. В душе Обломова постепенно было умерщвлено все живое, естественное, и жизненная энергия в итоге уступила место всепоглощающей лени, сну и покою. Илья Ильич не стремится к каким-либо глобальным изменениям в своей жизни, его влечет уединение, постоянный отдых в уютном домашнем халате, на удобном, мягком диване, под которым стоят ковровые туфли. К быту, порядку в комнате, интерьеру он совершенно равнодушен: «...По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память».

Роман «Обломов » уникален тем, что действия как такового в нем практически нет, но при этом развернутый сюжет прочно удерживает внимание читателя. Под обстоятельными, иногда чрезмерно многословными описаниями быта, комнат, одежды и других незначительных подробностей автор скрывает очень динамичное, насыщенное событиями «внутреннее» действие. Илья Ильич пытается бороться с проявлениями жизни, которые мешают ему отдыхать, и его ожесточенность постепенно растет. Жизнь продолжает двигаться вперед, не подчиняясь лени и апатии, и «Обломовщина » в конце концов оказывается уничтоженной прогрессом. Обломов же до самого конца своей жизни избегает труда, бытовых мелочей: «Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает».

Стремление к праздности проявляется в каждом его поступке, каждом сознательном действии. Так, Илья Ильич объясняет своему слуге, такому же ленивому и апатичному Захару: «Да разве я мучусь, разве работаю? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться?» Имея такое мировоззрение, невозможно чего-либо добиться в жизни - можно лишь спокойно доживать свой век.

Обломов , далекий от реальной, «практической» жизни, не может постоять за себя, даже если проблема затрагивает его личные интересы. Когда ловкий мошенник начинает осторожно расспрашивать Ильи Ильича о его делах, тот откровенно отвечает: «Послушайте... Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит... - Я ничего не знаю!» Возможно, именно во время этого признания перед Обломовым впервые раскрылась вся трагедия его беспомощного, неестественного положения. Но даже после этого он не предпринял никаких активных действий для исправления создавшейся ситуации.

Но «Обломовщина », как ни странно, начинается не с самого Обломова. Она зарождается в деревеньке Обломовке, где прошло детство главного персонажа романа, и развивается в «Выборгской Обломовке», где Илья Ильич завершил свое бессмысленное существование. Неотъемлемой частью «обломовщины» является множество людей: крепостной Захар, проявляющий рабскую преданность своему хозяину и откровенно поддерживающий его позицию, жулики и проходимцы, стремящиеся получить выгоду от обмана наивного барина - Иван Матвеевич, Тарантьев, Затертый и др.

Даже искренняя и сильная любовь Ольги Ильинской, доброй, красивой девушки, не смогла пробудить Обломова к жизни, помочь ему обрести смысл своего существования. Высокие чувства кажутся Илье Ильичу «претрудной школой жизни». Он боится собственного несовершенства и поэтому идет по пути наименьшего сопротивления, выбирая в качестве «прекрасной дамы» услужливую и неприхотливую Агафью Матвеевну Пшеницыну.

Автор подчеркивает, что Обломовы испокон веков строго придерживались старинных обычаев и хранили древние традиции. Эта особенность передавалась из поколения в поколение, обрастая утопическими идеями о гармоничном и взаимовыгодном союзе человека с окружающей его природой. Но при этом устоявшаяся патриархальность делает невозможной реальную жизнь в бурном современном мире. Исполнение мечты Ильи Ильича невозможно из-за неукротимого движения прогресса. И понятие «Обломовщина » не просто собирательное название, объединяющее круг общения Обломова и место его обитания, но нарицательное определение любой косности, застоя, инертности и лени.

В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.

Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.

В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.

Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: "Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". Писатель называет также это состояние заразной, "повальной болезнью", очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом "оханье, стенанье". Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.

Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».

Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом телездоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.

В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».

Маленький Илюша научился избегать трудностей, не желая их преодолевать: он хитрил, использовал всякую возможность, чтобы пропускать занятия в пансионе Штольца, чему с радостью потворствовали родители. К труду в доме, даже по самообслуживанию, привычки не приобрёл, благодаря крепостному праву: за барина всё делали слуги. Усердия в учёбе также не проявлял, домашние задания и переводы вместо него выполнял друг. Обломов настолько привык к опеке Андрея, что и в тридцать, и в сорок лет продолжает ждать от него помощи. Штольц приводит в порядок его хозяйственные дела в имении, строит дом, а потом и сына Ильи Ильича будет воспитывать.

Привычка к покою привела к духовному застою и нежеланию идти вперёд, узнавать новое, хотя образование Обломов всё-таки получил и мог бы принести пользу обществу. Однако позже, живя в Петербурге, он начинает тяготиться службой, его угнетает необходимость ежедневно вставать с дивана, идти на работу. Труд становится невыносимым препятствием: «Разве это жизнь? Когда же жить?» Эти вопросы были отчаянным возражением Щтольцу, который напоминал, что «труд есть главная цель и смысл жизни». Обломов вынужден признать свой образ жизни не движением вперёд, а угасанием, которое у него, по сути дела, началось с детства. Однако бороться с собственными убеждениями и привычками он не хочет и не может, оправдываясь тем, что не один он такой: «Наше имя – легион». Но даже слуга Захар, рассуждая сам с собой о барине, произнес однажды: «Зачем родился, если и жить лень?»

Нельзя сказать, что никаких попыток изменения жизни Обломов не предпринимал вообще, его к этому подталкивал друг. Штольц одним словом «обломовщина» определил духовное, физическое и общественное положение Ильи Ильича, призывая его не угасать и «не погребать себя заживо». Он предлагает другу перестроить свою жизнь и просит нарисовать будущее, каким оно представляется Обломову. Но и в мечтах этот человек рисует только праздную жизнь с отдыхом на природе, прогулками, беседами за чаем. Причём всё сопровождается обильной едой, а обслуживает его и гостей множество слуг, то есть идиллия эта есть обновлённое, слегка изменённое повторение родной Обломовки. Илья Ильич так и не смог сделать необходимых выводов, проанализировать современную ситуацию, составить для себя целостное представление об окружающей действительности и найти своё место в реальном мире, а не в мечтах.

Жизнь не была всегда благосклонной к жителям Обломовки и к Илье Ильичу. Приходят в упадок дела в имении, нищают мужики, смерть не щадит и его родителей. Он один должен справляться с проблемами, но не умеет этого делать и, благодаря наивности, доверчивости и лени, оказывается жертвой мошенников. Когда жизнь начинает его «обламывать» и средств почти не остаётся, спасением имения и положения барина опять занимается не Илья Ильич, а его преданный друг.

Обломов не способен отстаивать свои интересы и нужды, поэтому он не смог бы заботиться о семье, обустраивать жизнь с любимой женщиной. Это невозможно, в любви он так же несостоятелен, как и во всём другом. Да и не была та жизнь, к которой призывала его Ольга Ильинская, идеалом для Ильи Ильича. Он только вздыхал от беспокойных мыслей и тех помех собственному покою, какие появлялись в связи с любовью: они были для него ненужными подвигами. Поэтому он расстаётся с Ольгой и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной, которая все заботы взяла на себя. Началось тихое, спокойное, размеренное существование, очень напоминающее детство в Обломовке, и это принесло, наконец, успокоение. Жизнь больше «не трогала» нашего героя: победил сон души, победила «обломовщина».

Наверное, есть у Обломова и «обломовщины» свои сторонники и защитники. Ведь Илья Ильич имел «прекрасную, чистую как хрусталь душу»; он оставался верен патриархальному укладу жизни дворянского сословия, любил своих родителей, честных, простых, сердечных людей, и хранил память о них; он никому не причинял зла и не растратил свою душу «на мелочи»; он сохранял национальные традиции и культуру. По сути, Обломов стремился избежать суеты и чрезмерной, иногда неестественной жажды деятельности. Но это стремление вызвало сон души и привело к отказу от реальной жизни.

Заслуга И.А.Гончарова перед русским обществом не только в том, что он создал правдивую картину действительности, но и в том, что изображённое писателем явление заставляет задумываться о влиянии «обломовщины» на каждого человека, не зависимо от эпохи и принадлежности к какому-либо сословию. Об этом говорил и Н.А.Добролюбов в своей статье по роману «Обломов»: «Обломовщина никогда не оставляла нас...». Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, совершенно закономерно продолжил галерею «лишних людей». Подобно Онегину, Печорину, Бельтову, герой Гончарова «заражён» неумением найти себе дело в современном ему мире; свои мечты и планы он не способен воплощать в жизнь.

Путь Обломова тупиковый: служить он не может, так как не желает недостойными средствами добиваться продвижения по службе; бывать «в свете» или действовать ради общественных интересов не хочет, так как ему лень и по натуре он не борец. Низкопоклонство, угодничество, неискренность или нечестность, корыстолюбие отдельных личностей мешают общению Обломова с другими людьми, не способствуют дружбе с ними. Это наводит тоску, удручает и тяготит его чувствительную натуру, что вызывает желание самоустраниться, жить замкнуто, уединённо, всё больше ощущая свою ненужность, бесполезность и одиночество. Типичный комплекс «лишнего человека» в Обломове приобретает парадоксальность, так как приводит не только к отрицанию существующей действительности, но и к гибели личности. Герой стремился «отгородиться» от реальности, спастись хотя бы грёзами, уходя в мир мечты или в сон, а ушёл из жизни вообще.

Конец романа нельзя назвать пессимистическим, потому что автор показал возрождение и продолжение жизни через перспективы, открывающиеся перед сыном Обломова, воспитанием которого занимаются Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Хочется верить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» сослужил человечеству хорошую службу и будет полезен ещё многим поколениям.



Похожие статьи
 
Категории