Сообщение о любом средстве музыкальной выразительности. Реферат: Средства музыкальной выразительности

19.04.2019

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

регистр 6. метр

тембр 7. лад

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

1. РЕГИСТР

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Meццо-сопрано

^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

мужской (плотный, яркий тембр),

женский (теплый, прозрачный тембр),

смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты
^ Ударные инструменты
Скрипка

Валторна

Виолончель

Контрабас

Колокольчики и др.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

У м е р е н н ы е темпы

Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

3.
^ Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы
^ Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

Piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

предельно тихо

очень тихо

не очень тихо

не очень громко

громко

очень громко

Forte fortissimo

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

Subito forte - sub.f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo -decresc. - ослабляя

Smorzando - smorc. - замирая

Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

^ Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

^ Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

^ Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа

Хорей (/ -)
Ямб (- /)
Дактиль (/ - -)

^ Бу-ря мгло-ю

не-бо кро-ет.

В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

Слы-шу ли го-лос твой

звон-кий и лаc-ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

Марш - 44 , пунктирный ритм.

Задания и вопросы:

1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

..................................................................................................................................................

^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

Подумай:

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

.................................................................................................................................................................

10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

....................................................................................................................................................................

11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

piccolo контрольная работа. Так subito!

"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

"Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

"Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

"Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

^ Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд

Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

Параллельные (напр.

Дo мажор – ля минор)

Одноименные (напр.

Соль мажор - соль минор) лады.

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

8. ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

^ По количеству звуков:

По интервальному строению:

Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды – аккорды из

четырех звуков и т.д.

Аккорды секундового строения (кластеры)

Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

Аккорды квартового строения (квартаккорды)

Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Задания!

Подпиши данные аккорды!

2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

В мажорном ладу:

В минорном ладу:

4. Определи тональность и вид лада!

5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

(миксолидийский) от натурального Соль мажора!

9. ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
^ Основные виды полифонии
Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

Напр., канон, фуга или инвенция

Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
^ Основные виды фактуры:

Формы имитационной полифонии:

Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

^ Вопросы и задания!

1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

Роберт Шуман

Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

^ ПЕРВАЯ УТРАТА

1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

................................................................................................................................................

б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

Лад - .........................................................................................................................

Темп - ........................................................................................................................

Динамика - ..............................................................................................................

Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

Фактура - ...............................................................................................................

^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

.............................................................................................................................................................

В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

А) полифоническая фактура,

Б) аккордовая фактура,

В) мелодия с аккомпанементом.

Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи тему пьесы наизусть!

10. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

Восходящая мелодическая линия

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

Нисходящая мелодическая линия

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

Волнообразная мелодическая линия

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

Скачкообразная мелодическая линия

Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

Вершина - кульминация

Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

Вершина – источник

Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

Вершина – горизонт

Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

А) ..........................................................................

Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

П.И.Чайковский (1840-1893)

Фортепианный цикл «Времена года»

Июнь (Баркарола)

Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

Найди и определи по нотному примеру

Обозначение темпа - ....................................................

Размер -...................................................

Тональность - .............................................

Динамические оттенки - .........................................

Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

А) только в верхнем

Б) в верхнем и среднем

.........................................................................................................................................................

Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

...........................................................................................................................................................

Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

А) только поступенное движение в одном направлении

Б) много скачков

В) волнообразное движение

Октябрь (Осенняя песня)

Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

..........................................................................................................................................................

Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

А) фанфарная интонация

Б) интонация вздоха

В) нет характерных интонаций

Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи начальную тему пьесы!

Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

В) неуравновешенная, изломанная.

Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

Подпиши названия инструментов по-русски!

Группы музыкальных инструментов

Струнную группу –

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука:

С определённой высотой звука:

боль­шой барабан

малый барабан

колокола

ксилофон

треугольник

виброфон

кастаньеты

тамтам и др.

колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ

Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.

Главная задача – единства образа слышимого и видимого.

Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.

Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важные виды мелодического рисунка

1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.

2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.

3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.

Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.

Основная терминология:

Adagio – медленно

Andante – умеренно

Allegro – быстро

Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.

Ashelerando – ускорение

Ritardando – замедление

Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.



Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.

Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?

Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.

Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.

Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).

Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.

Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.

Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.

А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.

Целая нота «1и2и3и4и »

Половинная «1и2и »

Четвертная «»

Восьмая «и »

Шестнадцатая на «и » - два удара

Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.

Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.

К динамическим оттенкам музыки относится:

1. изменение силы звучания

2. постепенное замедление или ускорение темпа

3. плавное или прерывистое звучание мелодии

Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:

Forte – громко

Piano – тихо

Crescendo – усиление

Diminuendo – ослабление

Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.

Музыка и танец

1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.

2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.

3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.

4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.

На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).

Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.

Взаимосвязь музыки и танца.

1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.

2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.

3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.

4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий или «голос» музыкального инструмента.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

Задачи занятия:

Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Оборудование:

Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

Ноутбук;

Фломастеры;

Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия

    Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

    Беседа о выразительных средствах музыки:

- слушание музыкальных примеров;

- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

Сообщение «К. Гардель. Танго»

Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

( играют до 2цифры)

Ответ: Баяны, металлофон, домры

Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

Слушают музыкальные отрывки:

    Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

    УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

( играют 2 цифру )

Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

Ответ: Короткие длительности.

Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

Педагог: А что называют темпом?

Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

(играют 3 цифру)

Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

Играют 3 цифру

Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.



Похожие статьи
 
Категории