Танцевально двигательная терапия. Танцевальная импровизация помогает

18.03.2019

Концептуальное введение:

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

  • добровольности участия;
  • “здесь и теперь”;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • ответственности;
  • активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  • углубление осознания участниками группы собственного тела;
  • развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  • установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Приветствие – поклон.

Этапы работы: I. этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

II. Этап – Основная деятельность

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.

И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

Приседания,

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...”

И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?

Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.

Литература:

  1. О. Ошуркова “Волшебная сказка о мечте” журнал “Школьный психолог” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900606
  2. Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://womanadvice.ru/tancevalnaya-terapiya
  3. Тренинг “Танцевальная терапия” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/4-0-5609.htm
  4. И. Джибладзе “Тренинг танцевальной терапии” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014, 18:49

Танцевальная терапия как отдельное направление психотерапии оформилась примерно в 50‑70‑х годах двадцатого столетия (Рудестам, 1998). С одной стороны, она ведет начало из древних ритуалов и традиций, а с другой – является «совместным продуктом» развития современного танца и психотерапии.

Официальное определение Американской ассоциации танцевально‑двигательной терапии (http://www.adta.org/) гласит: «Танцевально‑двигательная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека».

Как и все направления телесной терапии, танцевально‑двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку» (Schilder, 1950). Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне (Осипо‑ва, 2000). Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самоосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.

К танцевальной терапии прежде всего обращаются люди, для которых движение является способом переработки информации (их иногда называют кинестетиками). Чтобы полностью что‑нибудь понять, им необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития (Бирюкова, 1998).

Это могут быть и люди другого склада (скажем, аудиальный и визуальный типы), которые на определенном этапе своей жизни поняли, что для решения проблемы им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Некоторые терапевты этого направления соединяют терапевтический подход с определенным типом танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в танцевально‑двигательной терапии используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием через движения.

Коренное отличие терапии от школы танца лежит в отсутствии предустановленного результата – образа, стиля, словаря движения. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность. Второе отличие – наличие терапевта, т. е. человека, имеющего специальное психотерапевтическое образование в сочетании с опытом в танцах. Третье отличие – соотношение вербальной модальности и танца. Танцевальная терапия всегда связана с установлением и углублением связей в системе «тело – сознание» и поэтому обращается к разным языкам – как к «языку» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «тера‑певтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально‑психологических и личностных координат, позволяет определить танец, учитывая его разнообразные функции, как (Шкурко, 2003):

1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции:

Функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных;

Функцию моторно‑ритмического выражения, разрядки и перераспределения избыточной энергии;

Функцию активизации, энергизации организма;

Функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения, агрессии;

Оздоровительную функцию (функцию психофизической профилактики);

Функцию саморегуляции.

2. Вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения:

Функцией познания людьми друг друга;

Функцией организации межличностного взаимодействия;

Функцией формирования и развития отношений.

3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно‑временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет следующие социально‑психологические функции:

Функцию выражения чувств, отношений и взаимоотношений личности;

Функцию создания образа партнера и группы;

Функцию понимания и взаимопонимания, поскольку он стимулирует процессы интерпретации в общении;

Функцию установления и регуляции отношений;

Функцию самопознания и познания других;

Функцию диагностики отношений.

4. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

5. Вид пространственно‑временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз (Королева, 1977).

6. Символ жизни и всемирного движения.

Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчеркивают его социокультурный, социально‑психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках психотерапии.

Танцевально‑двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцтерапия может использовать различные модели терапевтической работы:

1) принципы терапии эмоционального катарсиса (поскольку телесное выражение чувств является самым прямым и естественным способом доступа к значимым областям опыта);

2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (т. к. танец позволяет осознать довербальный опыт и ранние стадии развития);

3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец является «высшей и самой совершенной формой игры» и наглядным способом символизации (Хейзинга, 1992);

4) взгляды экзистенциальной терапии (когда темами танца и «партнерами» в нем становятся любовь, одиночество, свобода, ответственность и смерть).

Выделяют три области применения танцевальной терапии (Гиршон, 2000):

– лечение больных (клиническая танцтерапия) – в данном случае танцевальная терапия чаще используется как вспомогательная, наряду с лекарственной, особенно для клиентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40‑х годов прошлого века;

– терапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также для достижения устойчивого результата тут требуется достаточно большой срок;

– для развития личности и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чегото большего от своей жизни. В данном случае танец становится средством познания себя, своих особых индивидуальных качеств, позволяет вывести неосознанный материал на свет осознания, дает возможность расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Танцевально‑двигательная терапия может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Существует и семейная танцевальная терапия для работы с семейными проблемами; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско‑родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие (задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. д.). В группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими различными психогенно обусловленными функциональными нарушениями и психосоматическими заболеваниями. Танцевальная терапия используется как способ подготовки супружеских пар к родам и к роли родителей, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Ведется также работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми‑инвалидами, беженцами.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.

Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.

Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
1. #Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны
и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом "Я".
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие "катарсиса" распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
5. Создание "магического кольца". Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс - "магическое кольцо"

Наряду с названными решаются также задачи:
повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;
получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический ("разогрев"), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема "встреч и расставаний". На уровне движений могут "встречаться" и "расставаться" отдельные части тела. Кисти рук и локти могут "встретиться", чтобы тут же "расстаться", или они могут "встретиться", чтобы "вступить в драку" или чтобы "обнять" друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р. Лобаном "Система анализа формы усилий".

Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как "Система усилий", или "Форма усилий", основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений.

В "Системе усилий", по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:
1. Пространство.
2. Сила.
3. Время.
4. Течение.

Каждый параметр имеет два полюса: пространство, которое может быть прямым и многофокусным; сила - мощная и легкая; время - быстрое и плавное; течение -свободное и ограниченное.

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и прямым, а усилие давления является плавным, мощным и прямым. Пользуясь системой Лобана, можно проводить анализ движений в группе, что дает возможность помочь участникам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.
Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).



Похожие статьи
 
Категории