«Тартюф» анализ. Описание и анализ пьесы "тартюф, или обманщик" мольера

02.05.2019

«Тартюф, или Обманщик» — пьеса Ж.-Б. Мольера. Первая, не дошедшая до нас, редакция «Тартюфа» относится к 1664 г. Здесь Мольер дерзнул сделать заглавного персонажа духовным лицом, и в результате пьеса была запрещена к постановке. Вторая редакция появилась в 1667 г: в ней автор изменил имя героя (Панюльф), сделал его светским человеком и добавил два акта. Хотя этой редакции удалось с одобрения короля появиться на сцене, пьеса вскоре вновь была запрещена судебным парламентом, а архиепископ Парижа пригрозил отлучением от церкви тем прихожанам, кто будет ставить, читать или слушать это сочинение. До нас дошла лишь третья редакция пьесы Мольера — «Тартюф» (1669 г.), разрешение на постановку которой в конце концов дал Людовик XIV.

Спектакль, состоявшийся 5 февраля 1669 г. в театре «Пале-Рояль», принес «Тартюфу» огромный успех. В этом же году состоялась первая публикация комедии парижским издателем Ж. Рибу. Среди современных французских изданий «Тартюфа» можно выделить отдельную публикацию пьесы в серии «Французские классики» (1994 г.) и комментированное издание ее в составе полного собрания пьес 1910 г. Комедия неоднократно переводилась на многие языки, существует большое количество русских переводов «Тартюфа», среди которых можно выделить первый, прозаический перевод И. Кропотова (1757 г.) и современный перевод М.Л. Лозинского (опубликован в 1957 г.).

«Тартюф» относится к числу «высоких» мольеровских комедий, отличающихся серьезностью проблематики и «пограничностью» (Н.Я. Берковский) смеха: хотя здесь множество подлинно комических ситуаций и смешных диалогов, конфликт в пьесе развивается катастрофически стремительно и напряженно, благополучно разрешаясь лишь с помощью « deus ex machina » — «бога из машины» — вмешательством короля. При том, что Тартюфу суждено было стать нарицательным обозначением всякого лицемера, Мольер стремился в своей пьесе не только к разоблачению этого «вечного» порока, но и имел в виду конкретные общественные явления своего времени, в частности, деятельность во Франции «Общества святых даров», выполняющего функции тайной полиции.

В отличие от других комедий, фабула которых чаще всего имела долгую литературную родословную (писатель, по его собственному признанию, «брал свое добро там, где его находил»), «Тартюф» больше опирается не на книжную традицию, а на жизненные впечатления Мольера от деятельности тайного религиозного общества, которое, под покровительством Анны Австрийской, боролось с теми, кто казался религиозным лицемерам слишком вольнодумным и свободным. Как писал сам Мольер в предисловии к «Тартюфу», «задача комедии — бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям». Можно сказать, что «Тартюф» Мольера — высокая сатирическая гражданская комедия. Это также и классицистическая комедия, что сказывается и в строгом соблюдении правил трех единств, и в особенностях характеров персонажей, воплощающих в себе прежде всего одну, доминирующую нравственно-психологическую черту: Оргон — безграничную доверчивость, Тартюф — многоликое лицемерие и т.д. При этом конфликт комедии не только глубок, но и, по словам А.С. Пушкина, обширен, демонстрирует «высшую смелость Мольера», остроту и универсальность его сатирического замысла. Как справедливо заметил позднее В. Гюго, «Мольер занимает вершинное место во французской драме, не только как поэт, но и как писатель, у которого стих заключает в себе мысль, тесно сплетается с нею в одно целое». Именно слияние настоящей поэзии, комического мастерства и острой сатирической мысли позволило Мольеру в «Тартюфе» «страшно поразить... ядовитую гидру ханжества» (В.Г. Белинский).

Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой комедии, среди его последователей — Бомарше и Шеридан, Гольдони и Лессинг, Фонвизин и Гоголь. Количество постановок «Тартюфа» на мировых сценах, в том числе и на русской, огромно. Следует особо упомянуть постановку «Тартюфа», осуществленную в 1939 г. М.Н. Кедровым по плану К.С. Станиславского, а также спектакли Ю.П. Любимова в Театре на Таганке (1969 г.) и А.В. Эфроса на сцене МХАТа (1981 г.).

«Тартюф, или Обманщик» - комедийная пьеса Мольера, 1664 года. В ней Мольер подвёрг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость.

Сюжет

Действие происходит в Париже, в доме Оргона. В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф. Господин Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, учёный, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон неосмотрительно поручает ему на хранение кассу мятежников и переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство короля, за пять минут до финала наводящего справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощён, его семье возвращены дом и имущество), позволяет пьесе остаться комедией.

Главные герои

  • Г-жа Пернель - мать Оргона
  • Оргон - муж Эльмиры
  • Эльмира - жена Оргона
  • Дамис - сын Оргона
  • Мариана - дочь Оргона, влюблённая в Валера
  • Валер - молодой человек, влюблённый в Мариану
  • Клеонт - брат Эльмиры, шурин Оргона
  • Тартюф - святоша
  • Дорина - горничная Марианы
  • Флипота - служанка г-жи Пернель
  • Г-н Лояль - судебный пристав (фр. loyal, законный ). Мольер умышленно даёт это имя человеку, подкупленному Тартюфом.
  • Офицер

Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма – литературного направления, не предполагающего психологического развития характеров. Центральный герой – Тартюф – предстаёт перед читателем существом, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом. Жизненный девиз Тартюфа: «Греши тихо, и всё сойдёт тебе с рук!». Гнусному обманщику в комедии противопоставлена горничная Марианы, Дорина – девушка умная и бойкая на язык. Ей одной на протяжении всех пяти действий удаётся хотя бы на словах противостоять Тартюфу. Остальные персонажи не могут справиться с ним целой семьёй: глава знатного семейства Оргон – слишком легковерен и глуп, чтобы разглядеть чужую подлость; его сын Дамис – не в меру порывист и горяч; его дочь Мариана – напротив, робка и стыдлива; его жена Эльмира предпочитает занимать отстранённую жизненную позицию и не волноваться из-за таких пустяков, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честен и умён, но лишён внутреннего дара убеждения. Жених Марианы Валер, как человек благородный, даже и не помышляет о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведёт себе так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона. Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств – правдолюбием, прозорливостью, обострённым чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины.

Комедийный жанр не мешает «Тартюфу, или Обманщику» органично входить в классицистическую систему произведений. Напротив, обращение к «низким» слоям литературного творчества позволило Мольеру представить перед зрителем образец социальной комедии, в которой одинаково хорошо показана и внутренняя несостоятельность высшего общественного класса, и неиссякаемая жажда жизни класса низшего (в лице Дорины и разорившегося Тартюфа). Герои «Тартюфа» — это не возвышенные герои высоких классицистических жанров, это самые обычные люди, живущие своей маленькой, частной жизнью, но не становящиеся от этого менее интересными.

К числу классицистических черт в «Тартюфе» относится и принцип трёх единств – времени, места и действия. Художественное время комедии не превышает суток. Художественное пространство ограничено домом Оргона, куда при необходимости приходят все остальные персонажи – г-жа Пернель, Валер, судебный пристав – г-н Лояль, посланный королём офицер. Сюжет «Тартюфа» развивается на «едином дыхании»: события сменяют друг друга настолько естественно, насколько это вообще возможно. При этом композиция произведения отличается особой оригинальностью: в первом действии зритель знакомится с проблемой под названием «Тартюф» со слов семьи Оргона, во втором становится свидетелем того, насколько пагубным является влияние мнимого святого на жизнь знатного семейства, в третьем – наконец-то, появляется сам Тартюф и обнаруживает свою истинную суть перед Дамисом, в четвёртом – Оргон убеждается в подлости Тартюфа, в пятом наступает долгожданная развязка, начинающаяся с трагедии и заканчивающаяся стандартным для классицизма финалом – торжеством добра над злом.

Собственно комедией «Тартюф, или Обманщик» является в первых четырёх действиях. Пятое действие больше похоже на трагедию. В нём нет ничего смешного, и даже постоянно звучащий, издевательский голос Дорины слышен в пятом действии не так отчётливо. Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. Большинство комедийных ситуаций в «Тартюфе» связано с художественным образом Дорины и её едкими комментариями, обнажающими истинную суть происходящего.

Особое место в «Тартюфе» занимают антиклерикальные идеи. Под личиной главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим (и современникам Мольера, и людям XXI века) образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который лишь прикрывается верой для совершения своих подлостей. Первоначально Тартюф и был священником, но под воздействием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По меткому замечанию Дорины, Тартюф – не один такой лживый общественный персонаж: знакомая г-жи Пернель, некая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать. Шурин Оргона, Клеант, ведёт себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему обличать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплён мнимой святостью своего кумира, а первый – слишком хитёр, чтобы попасться на удочку честного человека.

Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет.

Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие

Но чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями пять лет. Тартюфа М облачил в светские одежды, а название изменил на «Обманщик», но и так все узнали Тартюфа. Запрет на произведение нанес удар по мольеровскому репертуару.

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон


15. Творчество Ж. – Б Мольера

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей

классицизма.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики классицизма, Мольер сумел

использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого

направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой

стеснительных для него рамок и создавал подлинно реалистические

произведения и образы, сохраняющие своё значение и в наши дни.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее

существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого

характера - эта основная черта реализма с большой силой выступает во всех

лучших комедиях Мольера.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой

действуют герои классических трагедий, - он помещает их в типичную

жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие

его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во

дворянстве»). Отношения между главой дома и домочадцами, хозяевами и

слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи

французских буржуа того времени представлены в комедиях Мольера с верностью

и живостью.

В обличительном содержании комедий, в выборе положительных персонажей

отчётливо выступают демократические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это

вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации,

т. е. усилению их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в

одноимённой комедиями др.).

Резкое деление героев на положительных и отрицательных, введение

назидательный характер комедии также ограничивали реализм изображения.

В своем произведении «Мещанин во дворянстве» он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки.

В основу сюжета Мольер положил общую тенденцию, все больше укоренявшуюся в обществе XVII века. Для этого времени было характерно разделение на «двор» и «город». Причем в «городе» постоянно наблюдалось тяготение ко «двору». Для того чтобы как можно больше приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение, мелкие буржуа покупали должности, земельные владения, старательно (порой до нелепости) овладевали всеми дворянскими манерами, языком, нравами, стилем одежды и многими другими особенностями жизни высшего света. Но, несмотря на все старания мещан, различия между ними и дворянством оставались значительными. Мольер в своей комедии стремился показать губительную власть «двора» над умами и поступками буржуазии. И в то же время его целью было лишить дворян этой власти, разоблачить, показать их истинную низкую сущность, мелочность их интересов, скрытую под маской благородства и изысканности, а следовательно, подчеркнуть необоснованность стремлений представителей мещанства во всем подражать высшему свету. Пагубное влияние подобных стремлений можно наиболее ярко проследить на образе главного героя комедии.

Вначале увлечение Журдена дворянством - просто невинная слабость. Но, по мере развития сюжета, она разрастается, достигая грандиозных размеров, выражаясь в немыслимых, почти маниакальных, поступках и суждениях. Для героя возможность приблизиться к знати - единственная цель, самое высшее счастье. Он старается достичь максимального сходства с представителями дворянства, и вся его жизнь уходит на то, чтобы абсолютно во всем подражать им.

Постепенно идея приобщиться к светскому обществу настолько захватывает Журдена, что у него исчезает всякое реальное представление о мире и жизни. Он совсем теряет рассудок, своими поступками нанося вред, в первую очередь, самому себе. В своем увлечении он доходит до совершенной душевной низости, начиная стыдиться своих близких, своих родителей. Он не обращает внимания на настоящие ценности, на истинные человеческие чувства.

Во времена, о которых пишет автор, контраст между дворянством и буржуазией проявлялся, в первую очередь, в высоком уровне дворянской культуры и низком уровне развития буржуазии. Однако в своей жажде подражания герой не видит этих явных различий. Он не сознает, насколько комично выглядят претензии на светское изящество и лоск, культуру и образованность, на фоне его грубости, невежества, вульгарности языка и манер. Он настолько захвачен своей идеей, что, ничуть не сомневаясь, соглашается на прохождение нелепого обряда посвящения в «мамамуши». И, более того, готов на самом деле поверить в свое превращение в некую знатную особу.
Мольер сделал немало открытий в области комедии. Всегда стремясь правдиво изображать действительность, он создавал в своих произведениях яркие типические характеры. Таким стал и его господин Журден. Изображая быт и нравы современного ему общества, отражая специфику социального строя, автор в такой своеобразной форме выражал свой протест, решительное требование социальной справедливости.

16Метафизическая поэзия и творчество Дж. Донна.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА- направление в английской поэзии 1-й пол. 17 в. (Дж. Донн, Дж. Херберт). «Метафизическую школу» отличает спиритуалистический характер, свойственный поэтике барокко, напряженное переживание миропознания, поэтическая медитация, усложненная форма - изощренные метафоры, символы, аллегории.
Основоположником явл Джон Донн (157301631) - родился в семье преуспевающего купца, старосты цеха торговцев скобяными товарами. Мать Донна была внучатой племянницей Томаса Мора, знаменитого гуманиста эпохи Возрождения, автора "Утопии". В семье будущий поэт получил строгое католическое воспитание. Потом он учился в Оксфорде и Кембридже....

Его последователи Герверт, Крэшо, Воэн, ориентировались на позднее творчество своего предшественника, усвоили его склонность к мистицизму, отвлечённым «метафизическим» рассуждениям изощрённому словесному орнаменту. Для метафизической поэзии характерно ощущение распавшегося мироздания и утраты цельности представления о нём. Как отмечал Донн, разум человека не в силах восстановить мироздание, но остаётся надежда на пытливый ум, ищущий и находящий необходимые (возможно, очень отдалённые) связи.
Основным понятием донновской эстетики был conceit - парадоксальное либо ироническое сопоставление крайне несхожих предметов с целью иллюстрации той или иной идеи (напр., тело возлюбленной сравнивается с картой Земли, отдаляющиеся друг от друга любовники - с ножками циркуля). В технике стиля использ осмысленно диссонанс и дисгармония(это подчёркивает характерное для авторов чувство смятения и растерянности). Поэзия «метафизиков» производило впечатление исключительной интеллектуальной сложности, предназначалась лишь для избранного круга читателей и была чужда общественной и гражданской проблематике. Его перу принадлежат сочин на богословские темы, стихотвор светского и религиозного содежр. Начав со стихотв жизнерадостного гедоничекого хар-ра, донн со временем всё более погружался в религиозное мироощущение, что означало отход поэта от традиций ренессансовкого гуманизмаю. (в поэме «путь души» он предаётся размышлениям о страданиях души в этом мире и радостях в мире ином) большой известностью пользовалась «анатомия мира» трактовавшая о бренности всего земного. В основе поэзии Донна наиболее полно воплотил в себе принцип «метафиз школы», в основе концепции лежит пространные и причудливые метафоры, которые нередко разрастаются в целую метафорическую систему, придававшую стихотвор замысловатый характер. Как мыслитель Донн уступает поэтам Возрожд. Он лишён того светлого взгляда на жизнь, присущий поэтам-гуманистам. Его мировоззрение носит дисгармонический, упадочный характер, что свидетельствует об ущербности поэзии «метафиз школы», вырастающее на почве общественной реакции. И только изредка в поэзии Д. проскальзывает простота и непосредственность.

Донн был всего на восемь лет моложе Шекспира, но он принадлежал уже к

иному поколению.

О себе же самом в одном из сонетов Донн сказал:

Я весь - боренье: на беду мою,

Непостоянство - постоянным стало..

Читателя, впервые обратившегося к "Песням и сонетам", сразу же поражает

необычайное многообразие настроений и ситуаций, воссозданных воображением

поэта. "Блоха", первое стихотворение цикла а изданий 1635 года, остроумно

переосмысляет распространенный в эротической поэзии XVI века мотив: поэт

завидует блохе, касающейся тела его возлюбленной. Донн же заставляет блоху

кусать не только девушку, но и героя, делая надоедливое насекомое символом

их плотского союза:

Взгляни и рассуди: вот блошка

Куснула, крови вылила немножко,

Сперва - моей, потом - твоей,

И наша кровь перемешалась в ней.

Уже стихотворение "С добрым утром" гораздо более серьезно по тону. Поэт

рассказывает в нем о том, как любящие, проснувшись на рассвете, осознают

силу чувства, которое создает для них особый мир, противостоящий всей

вселенной:

Очнулись наши души лишь теперь,

Очнулись - и застыли в ожиданье;

Любовь на ключ замкнула нашу дверь,

Каморку превращая в мирозданье.

Поэтическая манера Донна была настолько оригинальна, что читателю,

обращающемуся к его стихам после чтения старших елизаветинцев, может

показаться, что он попал в иной мир. Плавному, мелодично льющемуся стиху

елизаветинцев Донн противопоставил нервно-драматическое начало своей лирики.

Донн сознательно сделал метафоры важной частью своей поэтической техники.

Поражая читателей неожиданностью ассоциаций, они помогали поэту выразить

движение мысли, которая обыгрывала разного рода парадоксы и

противопоставления.

Как ножки циркуля, вдвойне

Мы нераздельны и едины:

Где б ни скитался я, ко мне

Ты тянешься из середины.

Вопрос №7. Творчество Мольера.

Мольер- выходец из богатой, образованной семьи. Когда Мольеру было 15 лет. Отец настоял, чтобы тот отправился в Сарбону. Мольер окончил журфак успешно, но когда ему было 19, в его жизни произошел очень крутой поворот, он «заболел» театром. В Париже гастролировал театр из провинции. Мольер ушел из дома и на 10 лет и остался в провинции. Представления давались то в помещении гумна, то в рыцарском зале, то еще где-то. В Париж Мольер вернулся под 30 лет. Постепенно Мольер стал писать пьесы, комедии, сам играл как комичный актер.

Одной из самых ранних комедий была «смешные жеманницы» - комедии-уроки, характеры для первых лет пребывания Мольера в Париже (урок женам и урок мужьям), в том же русле написана комедия «Жорж Данден». Ее герой разбогатевший фермер, человек относительно молодой и честолюбивый, решил жениться на дворянке любой ценой. И он осуществляет свою мечту. Обедневшая дворянка выходит замуж за состоятельного Жоржа. На выйдя замуж она принимает сводить счеты с Жоржем Данденом – он для нее невежа, невежда: она выговаривает мужу свое недовольство и полагает, что должны иметь возмещение за жертвы любовники. Она наставляет рога мужу в любом удобном случае. По-особому рисуется образ главного героя. Это человек, склонный к саморефлексии: он прежде всего винит самого себя. Это делает его одновременно уязвимым, несчастным и повышает отношение читателя к герою. «Ты сам этого хотел, Жорж Данден».

Особое место в творчестве Мольера занимает «Амфитрион». Муж Алкмены (матери Геракла). Никто не посягает на ее честь и красоту, была верной женой. Зевс влюбляется в Алкмену и решил, что она должна принадлежать ему. Зевс принял облик Амфитриона. Комедия «Амфитрион» была произведением одновременно галантной и двусмысленной: в ней в образе находчивого Зевса был изображен Людовик 14. Король был польщен этим произведением, и эта комедия шла. В первые годы своего пребывания в Париже Мольер и его театр пользовался симпатией короля, король бывал на представлениях, особо любил комедии-балет.

Например, «Мнимый больной» - главный герой это человек, у которого есть только одна хворь – немыслимая мнительность. Он целый день умирает без вреда для здоровья. Понимает, что это притворство, только служанка. Она догадывается, как можно излечить мнимого больного одним разом: его надо посвятить в восточные доктора. В конце комедии в комнату больного входит целая группа лекарей, они вооружены профессиональным оружием – пинцетами. Вся эта гвардия танцует и поет, посвящая больного в клан та-то-ши, т. е. в просвещенные доктора. На макароническом языке – фр.+лат. Эти танцы и были комедии-балеты. Век Людовика 14 был веком балетов, достаточно своеобразного. В этих балетах танцуют король, королева, принцы, послы. Придворные созерцали.


Благоволение короля было так велико, что дважды был крестным отцом детей Мольера, выделяя сумину, но дети Мольер а не выживали.

В 70-е гг. королевскому благоговению пришел конец, это связано с комедией «Тартюф». Когда вышла первая версия, последовал немедленный запрет. В комедии увидели сатиру на авторитет церкви. Второй вариант тоже не прошел последовал запрет. И для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность труппы пишет комедию «Дон Жуан» за 40 дней, затем создает третий вариант «Тартюфа».

Мольер умер практически на сцене: выступая в роли главного героя «Мнимый больной» и доиграл спектакль, боли были подлинными, а после занавес закрыли и его перенесли в его дом.

Не могли найти ни одного священника, чтобы Мольер исповедался, когда же священник пришел, Мольер уже умер. Исходя из этого, церковь отказалась хоронить его на кладбище, его похоронили на кладбище, но не священной земле.

высокая комедия Мольера. Пьеса «Тартюф».

следующие комедии Мольера развиваются в традициях «Школы мужей» и «Школы жён». Сюжетная канва типична: пожилой человек находит себе сироту и пытается воспитать из нёе жену по своему вкусу, но она находит себе молодого возлюбленного. В подобных пьесах формируется канон высокой комедии. Это пятиактные пьесы в стихах, и они воспроизводят социально типичных персонажей. Мольер создаёт образцы высокой комедии в 1664 – 1670 гг.

Пьеса «Тартюф» существовала в трёх редакциях. Первая из них была поставлена в 1664 г. по случаю именин Анны Австрийской. В этой пьесе королева-мать усмотрела выпад на её «Общество святых даров», которое распространяло идеи благочестия, но на самом деле выполняло роль тайного сыска. На Мольера начались гонения, и он вынужден был создать новую редакцию комедии, которая вышла в 1666 г. Главный герой из священника становится дворянином, смягчаются наиболее острые моменты, добавляются три акта. Третья редакция пьесы была поставлена в 1669 г. Пьеса превратилась в своеобразный диспут о Тартюфе и природе лицемерия. Как результат, Тартюф не появлялся в первых двух актах. Появлялись лишь мнения о нём и нравы, в которых Тартюф мог бы появиться – слепое подчинение власти, неумение определить истину.

Оргон в своей дружбе с Тартюфом смотрит на внешние проявления его святости. Активную роль в интриге играет служанка Дорина. Тартюф становится распорядителем в доме Оргона. Мольер показывает двоемыслие, когда поступки человека расходятся с его истинной природой. В основе философии Тартюфа – неприкрытая корысть и возможность распоряжаться чужими судьбами. Единственное препятствие для него – огласка. Все его поступки мотивируется некими благими намерениями. Поведение Тартюфа – поведение своеобразного провокатора. Он вызывает определённую реакцию своими действиями, и поймать его можно лишь с привлечением человеческого опыта. Но в конце пьесы Тартюф превращается в политическую силу. Мольер вводит по цензурным соображениям благую развязку, но искоренить двоемыслие нельзя. Это был первый опыт политической комедии, которая не прижилась во времена Людовика XIV.

Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди — члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

"Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа — лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие — Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список "бессовестных деяний", спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки — образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.

Оргон — в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства — одновременно воплощает духовную несамодостаточность, как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров — и что нередко, она близко подходит к трагедии".

По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Церковники так и не простили Мольеру "Тартюфа": когда он скончался в феврале 1673 года (во время четвертого представления своей последней пьесы "Мнимый больной" у него пошла горлом кровь, и его едва успели перенести домой, но исповедаться он уже не успел), архиепископ Парижский дал разрешение на похороны драматурга в церковной земле лишь по приказу короля.

В 1680 году король издал указ о слиянии театра Мольера с ведущим театром, специализировавшемся на постановках трагедий, Бургундским отелем, и так было положено начало "Комеди Франсез", старейшему французскому театру, который называют еще "Домом Мольера" и в репертуаре которого всегда значатся его пьесы.

Творчество Мольера, являясь одним из высших достижений классицизма, далеко выходит за его рамки. Каждая эпоха находит своего Мольера, в зависимости от времени те или иные его пьесы оказываются особенно актуальны. Наиболее эстетически чуткие современники великого драматурга предсказывали ему именно такое будущее, как свидетельствует диалог, произошедший уже после смерти Мольера между Людовиком XIV и Никола Буало. Король спросил:

— Кто тот величайший писатель, который прославил мое царствование?

— Мольер, сир.

— Я этого не думал, но в этом Вы понимаете лучше меня.



Похожие статьи
 
Категории