Просветительский и общеобразовательный характер «Письмовника» Курганова. Краткие замысловатые повести

11.02.2019

КУРГА́НОВ Николай Гаврилович, российский просветитель, педагог, издатель «Письмовника» (первое название «Российская универсальная грамматика…»). Родился в семье унтер-офицера Семеновского полка. В 1741 окончил Навигацкую школу в Москве, в 1746 - Морскую академию в Петербурге, был оставлен младшим преподавателем при академии, где прослужил всю жизнь, преподавал «математические и навигацкие науки», а с 1790 - и экспериментальную физику. Профессиональную карьеру закончил профессором навигации и высшей математики (с 1773) в чине подполковника (1791). Но главным трудом Курганова по праву считается его знаменитый «письмовник» (1769). Первоначально книга называлась «Российская универсальная грамматика, или всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательнаго учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей».

«Письмовник» предназначался для домашней пользы, стал энциклопедией для самообразования и развлечения. Грамматика, составляющая основу книги, излагалась на уровне тогдашней науки вполне доходчиво и четко. Вслед за грамматикой идут «Присовокупления» - собрания анекдотов, пословиц, загадок, поучений, материалы справочного характера, толковый словарь и т. д. Авторы знаменитого Козьмы Пруткова, сочиняя «Мысли и афоризмы», использовали многие выражения из «Письмовника». Знаменательно, что этот раздел «Письмовника» был переиздан в 1976 с великолепными иллюстрациями Н. В. Кузьмина. «Письмовник» был составлен как книга, которая должна была привить вкус к чтению и заложить основы образования и нравственного воспитания. Переходя от простого и занимательного чтения ко все более сложным предметам, «Письмовник» знакомил читателя с передовыми научными положениями, представлениями просветительской философии, раскрывал панораму развития человеческой мысли, формировал эстетический вкус. Он снабжал читателя материалом для светской беседы и моделями остроумия.Книга сыграла значительную роль в истории русской культуры. Грамматика, а также статьи о риторике и поэтике использовались в качестве пособий в школах. Поэтическая антология была популярной, стихотворения из нее переписывались в тетради и альбомы. И хотя к началу 19 века материал, собранный в «Письмовнике», стал устаревать как в научно-познавательном, так и в эстетическом отношении, это издание еще долгое время удовлетворяло потребности массового читателя, став по преимуществу книгой «для народа».

31. Волшебно – авантюрные и сатирико-бытовые повести сборника М.Д. Чулкова «Пересмешник. Или Славенские сказки»: «плутовский» роман «Пригожая повариха»

«Пересмешник, или Славенские сказки» - сказочный сборник в пяти частях. В «Пересмешнике» Чулков собрал и объединил самый разнообразный материал. Наиболее широко использованы им международные сказочные мотивы, представленные в многочисленных сборниках. Композиция «Пересмешника» заимствована из знаменитой «Тысячи и одной ночи». Чулков берет из нее сам принцип построения «Пересмешника»: он мотивирует причину, которая побудила рассказчика приняться за сказки, а также материал расчленяет по «вечерам», соответствующим «ночам» арабского сборника. В «Пересмешнике» не один, а два рассказчика: некий Ладан, имя которого произведено Чулковым от «славенской» богини любви - Лады, и беглый монах из обители святого Вавилы. Оказавшись в доме отставного полковника, они, после скоропостижной смерти полковника и его жены, рассказывают по очереди сказки их дочери Аленоне, чтобы утешить и развлечь ее. При этом сказки Ладана отличаются волшебным, а рассказы монаха - реально-бытовым содержанием. Главный герой фантастических сказок - царевич Силослав, разыскивающий свою невесту Прелепу, похищенную злым духом. Случайные встречи Силослава с многочисленными героями, которые рассказывают ему о своих похождениях, позволяют ввести в повествование вставные новеллы. Одна из таких новелл - встреча Силослава с отрубленной, но живой головой царя Раксолана, восходит к сказке о Еруслане Лазаревиче. Ею впоследствии воспользуется Пушкин в поэме «Руслан и Людмила». Многие мотивы взяты Чулковым из французских сборников конца XVII - начала XVIII в., известных под названием «Кабинет фей», а также из старинных русских повестей, переводных и оригинальных. Однако русская фольклорная сказка в «Пересмешнике» представлена очень скудно, хотя главная задача писателя состояла в попытке создать русский национальный сказочный эпос, на что указывает прежде всего название книги - «славенские сказки». Обширному материалу, в массе своей почерпнутому из иноземных источников, Чулков стремится придать русский колорит за счет упоминания русских географических названий: озеро Ильмень, река Ловать, а также придуманных им «славенских» имен типа Силослав, Прелепа и т. п. В сказках монаха, отличающихся реально-бытовым содержанием, Чулков опирался на другую традицию: на европейский плутовской роман, на «Комический роман» французского писателя П. Скаррона и особенно на фацеции - сатирические и бытовые повести. С последними связана прежде всего самая большая из реально-бытовых повестей - «Сказка о рождении тафтяной мушки». Герой повести студент Неох - типичный плутовской герой. Содержание повести распадается на ряд самостоятельных новелл. Испытав ряд взлетов и падений, Неох добивается прочного положения при дворе государя и становится зятем большого боярина.Последняя, пятая часть «Пересмешника» вышла в 1789 г. Она завершает сюжет сказок, начатых в предшествующей части. Принципиально новыми были в ней три сатирико-бытовые повести: «Горькая участь», «Пряничная монета» и «Драгоценная щука». Эти повести отличались от других произведений «Пересмешника» резко обличительным содержанием.В повести «Горькая участь» говорится об исключительно важной роли в государстве крестьянина и вместе с тем о его бедственном положении. ледующая повесть «Пряничная монета» затрагивает не менее важную социальную проблему - винные откупа и корчемство. В третьей повести - «Драгоценная щука» - обличается взяточничество. Это был порок, которым страдала вся бюрократическая система государства. Официально взятки запрещались, но Чулков показывает, что существовало множество способов обойти закон.



«Пригожая повариха»

Роман Михаила Дмитриевича Чулкова (1743-1792) «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины» был напечатан в 1770 г., через год после выхода в свет «Писем Ернеста и Доравры». В своей жанровой модели «Пригожая повариха» соединяет традицию авантюрно-плутовского романа-путешествия с традицией психологического романа: форма повествования в «Пригожей поварихе» - автобиографические записки Мартоны - близка эпистолярной форме своим личным характером, отсутствием моралистического авторского голоса и способом создания характера героини в ее самораскрытии.

Его героиня Мартона, характер которой в общих чертах соотносим с образом пикаро, героя плутовского романа Западной Европы, является вдовой убитого под Полтавой сержанта. Начало действия романа застает Мартону в Киеве. Превратности судьбы впоследствии забрасывают ее в Москву. В романе упомянуто пешее странствование, которое Мартона предприняла не совсем по своей воле; впрочем, обстоятельства этого конкретного «похождения» в романе не раскрыты.

Московский период жизни: Мартона живет в приходе Николы на курьих ножках, ее любовник Ахаль - в Ямской слободе, дуэль между Ахалем и Свидалем из-за благосклонности Мартоны происходит в Марьиной роще, это придает роману Чулкова дополнительную бытовую достоверность.

В образе Мартоны, в средствах, которыми Чулков пользуется, чтобы передать склад ее характера, заметно стремление писателя подчеркнуть национальное начало. Речь Мартоны обильно уснащена пословицами и поговорками; все происшествия своей жизни она склонна пояснять при помощи общечеловеческой мудрости, зафиксированной в этих афористических фольклорных формулах: «Шей-де вдова широки рукава, было бы куда класть небыльные слова», «на красненький цветочек и пчелка летит», «богатство рождает честь», «доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал», «неправ медведь, что корову съел, неправа и корова, что в лес забрела».

Страсть к материальному, которой Мартона одержима в начале романа - «Я бы согласилась тогда лучше умереть, нежели расстаться с моим имением, столько-то я его почитала и любила» (264) - не является коренным порочным свойством Мартоны; она внушена ей самими условиями ее жизни, ее бедностью, отсутствием опоры в жизни и необходимостью эту жизнь как-то поддерживать; как объясняет это свойство сама героиня, «я твердо знала сию пословицу, что «богатство рождает честь» (266). Так уже в самом начале романа задана его принципиально новая эстетическая ориентация: не столько оценить характер как добродетельный или порочный, сколько объяснить его, показав причины, которые влияют на его становление и формирование.

Чулков отдал в романе самой героине повествование об ее бурной жизни и сомнительной профессии.

Подобная позиция, новая сама по себе, должна была восприниматься еще более остро из-за того, что и героиня, и история ее жизни были для русской литературы небывалым явлением. Женщина легкого поведения и окружающие ее мелкие дворяне, судейские чиновники-взяточники, воры, мошенники и плуты, - таких героев до Чулкова русская литература еще не видала, во всяком случае, в национальном романе.

Жизнь, отраженная автором и поведанная читателю героиней, предстает своеобразной самодвижущейся реальностью. Жизненная позиция Мартоны скорее пассивна, нежели активна: при всей своей деятельной инициативности героиня Чулкова способна строить свою судьбу лишь до некоторой степени, она слишком зависит от обстоятельств, к которым вынуждена приспосабливаться, чтобы отстоять свою индивидуальную частную жизнь в борьбе с судьбой и случаем. Вся биография Мартоны в социальном смысле выстроена как непрерывная цепь падений и взлетов, перемен от бедности к богатству и обратно, причем все эти перемены происходят отнюдь не по желанию героини, а помимо него - в этом отношении героиня Чулкова действительно может быть уподоблена мореходу, которого носит по бурным волнам моря житейского.

Духовный путь Мартоны, перемены, совершающиеся в характере героини - это один из самых ранних образцов так называемой «тайной психологии», когда сам процесс изменения характера не изображается в повествовании, но может быть определен из сопоставления начального и конечного пунктов эволюции и реконструирован исходя из меняющихся реакций героини в сходных обстоятельствах.

И здесь важно то, что Мартона в своих автобиографических записках предстает одновременно в двух своих личностных ипостасях: героини повествования и повествовательницы, и между этими двумя стадиями ее эволюции существует очевидный временной и скрытый нравственный разрыв. Мартона-героиня предстает перед читателем в настоящем времени своей жизни, но для Мартоны-повествовательницы эта стадия ее жизни - в прошлом.

Из откровенных автохарактеристик, сопровождающих столь же откровенно описанные сомнительные в моральном отношении поступки, вырастает малосимпатичный нравственный облик женщины-авантюристки, менее всего озабоченной соблюдением правил общечеловеческой гуманистической морали. Но эта Мартона, предстающая перед читателем в настоящем времени чтения романа, для Мартоны - автора автобиографических записок является «Мартоной тогда». Какова же Мартона теперь, с каких нравственных позиций она повествует о своей бурной и безнравственной молодости - об этом читателю ничего не сообщается. Но, впрочем, сам роман содержит в себе ориентиры, по которым можно реконструировать общее направление перемен в характере героини, а о том, что она меняется, свидетельствует лейтмотивный прием повествования о ее жизни. Рассказ об очередном происшествии в ее судьбе неукоснительно сопровождается умозаключением итогового характера. Мартона обретает жизненный опыт на глазах у читателя, делая лаконичные выводы из пространных описаний фактов своей биографии.

Дошедший до нас текст романа Чулкова кончается сценой встречи умирающего от угрызений совести за мнимое убийство Свидаля Ахаля со своей мнимой жертвой, после чего стоит фраза: «Конец первой части». И до сих пор точно не установлено, была ли вторая часть романа написана, но по каким-то причинам не напечатана Чулковым, или ее не было вообще: таким образом, неизвестно, закончен роман Чулкова или нет. С точки зрения чисто сюжетной он оборван на полуслове: неизвестно, удалась ли Ахалю попытка самоубийства, непонятно, как дальше сложатся отношения Мартоны, Ахаля и Свидаля и, наконец, при чем тут «пригожая повариха», поскольку о службе Мартоны в качестве поварихи скупо упомянуто в одном из начальных эпизодов романа, и дальше эта линия не находит себе никакого продолжения. Однако с точки зрения эстетической, и, что для писателя XVIII в. не менее, а может быть и более важно, - дидактической, в романе «Пригожая повариха» все самое главное уже произошло: очевидно, что Мартона изменилась, причем изменилась в лучшую сторону, и женщина-писатель - это уже совершенно другой человек, с высоты своего жизненного опыта способный объективно понять и описать себя самое, несмотря на все заблуждения своей трудной и бурной молодости.

32. Комическая опера как жанр. Движение оперы от воспроизведения быта (М.М. Попов «Анюта»). К обличению крепостничества («Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина)

В русском искусстве второй половины XVIII в. видное и своеобразное место занимает комическая опера - жанр небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пение с разговорной речью. Комическая опера явилась заметным; этапом на пути создания русской реалистической комедии вообще, подобно тому как это произошло и в западноевропейском искусстве.Для комической оперы обычным был мотив противопоставления простых, но честных людей из низов - злым и развратным знатным господам.Жанр комической оперы в русском искусстве, пройдя ступени перевода и первоначального освоения, приносит скоро и оригинальные произведения.

Одна из самых первых попыток изображения на русской сцене крестьянской жизни принадлежит М. Попову в его комической опере «Анюта» (1772).

Своих героев-крестьян Попов заставляет говорить простонародным языком, передавая его фонетические особенности в письме и сближаясь в этом направлении с аналогичными попытками Лукина. Он далек от стремления создать пастушескую идиллию и изображает трудовой характер крестьянского быта в противовес мотовству и беззаботности дворянства. Крестьяне на сцене не сидят без дела; автор указывает в ремарках: «Мирон рубит дрова и голосом следует за ударами: га... га... га...»; «Филат складывает дрова». В беседе между Мироном и Филатом раскрываются тяготы, ложащиеся на крестьянство, притеснения старосты, вымогательства подьячих, которые «взятки и с живых и с мертвых собирают».Взаимоотношения между крестьянином и помещиком четко намечены в песенке Мирона:

Боярская зобота:

Пить, есь, гулять и спать,

И вся их в том робота,

Штоб деньги обирать.

Мужик сушис, крушиса

Потей и роботай:

И после хоть взбесиса,

А денежки давай.

Крестьяне далеки от довольства своей жизнью. «Охти, охти, крестьяне, - говорит тот же Мирон, - зачем вы не дворяне?» ...

Про вас бы работали,

А вы бы лишь мотали.

А нашей так бёды не подымаёт грудь...»

«Денежки» с мужика вымогает не только барин. Староста требует с крестьян складчины для подарка подьячему: «мир стал говорить, что ныня де у нас, Пафнутьич, знать ведь голод», - но платить все-таки приходится. От всего сердца идут жалобы крестьян на непосильные поборы, на «злой кропивный род» судейских.

В «Анюте» ощущается противопоставление городской и крестьянской жизни и предпочтение сельского быта. Однако социальный протест, присущий «Анюте», носит робкий и умеренный характер. Демократизм Попова ограничен уступками дворянской идеологии, и сюжетный конфликт разрешается в пользу последней. Анюта, с детства живущая у крестьянина Мирона и назначенная в жены батраку Филату, оказывается дворянкой, дочерью офицера, теснимого личными врагами и вынужденного скрываться, отдав дочь на воспитание крестьянам, поэтому она вполне достойна любви дворянина Виктора.

Попов не решился бросить вызов сословным предрассудкам и снял социальную остроту сюжета, уравняв общественное положение любовников.Крестьяне с радостью принимают деньги от Виктора, и неудавшийся жених Филат униженно благодарит барина. Пьеса кончается нравоучением хора:

Чем не создан ты владеть,

Не старайся то иметь;

Там бывает тьма забот,

Где надеемся быть счастью.

Всех счастливей в свете тот,

Кто своей доволен частью.

Несмотря на примирительный вывод, комическая опера Попова «Анюта» представляет большой интерес уже в силу попытки автора вывести на сцену представителей крепостного крестьянства и построить сюжет на русском бытовом материале.

К числу лучших образцов жанра - по силе критики общественных отношений - должны быть отнесены комические оперы Княжнина «Несчастье от кареты», Николева «Розана и Любим» и Крылова «Кофейница».

Значительной остротой постановки вопроса о крепостном состоянии крестьянства отличается и комическая опера Я. Б. Княжнина «Несчастье от кареты» (1779). Произведение это оригинальное, хотя и имеет сходство в некоторых мотивах с другими произведениями на данную тему. Несчастье молодой крестьянской чете - Анюте и Лукьяну - приносит карета, которую вознамерился купить их барин Фирюлин, приказавший для этой цели продать нескольких крестьян в рекруты. Приказчик, желающий завладеть Анютой, прежде всего решает избавиться от Лукьяна, и только случайность спасает любовников: услышав от них несколько французских слов, барин, помешанный на подражании всему французскому и презирающий все русское, соглашается освободить Лукьяна от солдатчины. «Нас безделка погубила, но безделка и спасла», - поют крестьяне в финальном хоре.

Княжнин зло высмеивает галломанию русского дворянства. Помещик Фирюлин, побывав за границей, называет своих крестьян «варварским народом», Россию - «дикой стороной» хотя для «просвещения грубого народа» он вывез только красные каблуки, а его супруга - модные чепчики. Для того, чтобы удовлетворить минутную прихоть, он не задумываясь, готов пожертвовать благополучием подвластных ему крестьян, и лишь случай, «безделка», удерживает его от жестокого решения. Заметен в опере мотив противопоставления честной и безыскусственной крестьянской жизни развратной пышности города. В городе «шум, великолепие. Золото реками льется, а счастия ни капли». Осознание бедственной участи крестьян, вопиющей социальной несправедливости ясно звучит в словах Лукьяна: «Как мы несчастливы! Нам должно пить, есть и жениться по воле тех, которые нашим мучением веселятся и которые без нас бы с голоду померли».

Курганов, Николай Гаврилович

Математик, профессор морского корпуса, автор "Письмовника", сын унтер-офицера, род. в 1725 г. или в 1726 г. в Москве, ум. 13 января 1796 г., в Кронштадте. Образование получил сначала в школе навигационных наук, которая была открыта при Сухаревой башне (где он учился "математическим наукам" у известного составителя первой русской арифметики Магницкого),а с 1741 г. - в Петербургской "морской Академии". В 1744 г. Курганов именуется "учеником большой астрономии", а в 1746 г. определен "ученым подмастерьем" - нечто вроде младшего лаборанта - математических и навигационных наук, и превратился, таким образом, из учеников старшего класса прямо в преподавателя. Тогда же, в 1746 г., он с адъюнктом Академии Наук, Красильниковым, ездил определять берега Балтийского моря; в 1750 и 1752 гг. был посылаем Академией Наук с профессором Гришовым (Grichow) для астрономических работ на о. Эзель; в том же 1752 г., при преобразовании морской Академии в морской корпус, Курганов был определен к корпусу в прежней должности "ученого подмастерья", в 1750 г. произведен в подпоручики, в 1760 г. - в поручики. В 1761 г. Курганов участвовал в работах Красильникова при наблюдении, по поручению Академии, прохождения Венеры; в 1765 г. был пожалован чином капитана и произведен в учители, в 1767 г., по поручению начальства, "разбирал разные вещи", накопившиеся за долгое время под куполом адмиралтейства. В 1771 г., когда здание морского корпуса сгорело и корпус был переведен в Кронштадт, Курганов назначен был исправлять должность инспектора классов, в 1772 г. он был произведен в секунд-майоры, 7 марта 1774 г., удостоен Академией Наук звания профессора, а в 1775 г. был отставлен от должности инспектора и оставлен только профессором. В 1784 г. Курганов произведен в премьер-майоры, в 1785 г. награжден владимирским крестом, в 1791 г. произведен в подполковники и в 1792 г. назначен инспектором морского корпуса, в каковой должности он и скончался. Как профессор, Курганов обладал обширными по своему времени познаниями, педагогическим тактом и редкой энергией. Он знал хорошо французский и немецкий языки, мог читать по своему предмету латинские и английские книги; большое количество изданных и сочинений и переводов указывают на полезность его ученой деятельности. В отличие от многих своих современников, Курганов не стремился придать важности своему преподаванию намерены затемнением преподаваемого предмета, а, напротив, старался по возможности упрощать преподавание и передавать все ясно, понятно в занимательно. Сочиненные им руководства долго употреблялись при преподавании. - Курганову принадлежат следующие труды: "Универсальная арифметика". СПб. 1757 г., две части; изд. 2-е под заглавием: "Генеральная арифметика"... три части, СПб. 1794 г.; эта "Универсальная арифметика" вытеснила арифметику Магницкого и имела широкое распространение. - "Новая арифметика, или числовник", СПб. 1776 г., изд. 2-е, под заглавием: "Арифметика, или числовник", СПб. 1776 г., изд. 3, СПб. 1691 г, - "Бугерово новое сочинение о навигации, содержащее теорию и практику морского пути, с французского", СПб. 1764 г. - и еще четыре издания, в 1785-1802 г. - "Определение вещам, содержащимся в новой Бугеровой навигации", СПб. 1776 г. - "Генеральная геометрия", СПб. 1765 г. - "Элементы геометрии", СПб. 1769 г. - "Российская универсальная грамматика, или вообще письмословие", СПб. 1769 г.; 2-е издание, с небольшими изменениями, озаглавленное: "Книга-письмовник, содержащий в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезно-забавного вещесловия", 2 части, СПб. 1777 г.; эта книга, сначала без перемен, затем - с некоторыми изменениями, выдержала еще 10 изданий - с 1788 г. по 1837. - "О точности морского пути"... с французского, СПб. 1773 г. - "Наука морская, сиречь опыт о теории и практике управления кораблем и флотом военным", с франц., СПб. 1774. - "Книга о науке военной", СПб., 1777 г. - "Пополнения Бугеровой науки мореплавания", СПб. 1790 г., и еще два издания-1794 г. и 1801 г. Между перечисленными произведениями Курганова в свое время важное значение имел его теперь совершенно забытый "Письмовник". Содержание этой книги весьма характерно для той эпохи. Она начинается свидетельствами св. Иоанна Дамаскина, Аристотеля, Виргилия Урбина, Ломоносова и Сумарокова о пользе грамматики; далее следует "приложение благочестивому читателю, доброму человеку", - это предисловие, в котором автор разъясняет, что он взялся не за свое дело по необходимости, начав учить детей грамматике и усмотрев, что прежде изданные книги трудны для понимания юношества. За предисловием помещен "краткий повестной летописец", до основания корпуса, за ним излагается "грамматика". Она написана довольно ясно, со знанием педагогического дела, но все же не приспособлена к пониманию детей. Затем идут "присовокупления", числом семь: 1-е, сборник разных пословиц и поговорок русских, расположенных по алфавиту; 2-е, самое важное, более всего способствовавшее успеху грамматики, называется: "краткие замысловатые повести", в числе 321-й - разные шутки, разномысленные предложения, достопамятные речи, определения и сравнения или уподобления, хорошие мнения, опись качеств знатнейших европейских народов, загадки; 3-е, древние апофегмы, Ениктетово нравоучение; 4-е, разные учебные разговоры (между "книжником и мальчиком", - об употреблении времени, об образе жития человеческого, о мифологии, о различии изречения и писания); 5-е, "Сбор разных стиходействий". Этот отдел с одной стороны показывает, какие произведения российской музы считал занимательными для своих читателей такой опытный человек и искусный педагог, как Курганов, - а с другой, огромная популярность "Письмовника" делала выбранные им стихотворения общеизвестными и на них воспитывались целые поколения. Курганов старался угодить всяким вкусам; в его "Сборе" ость и высокая лирика всех видов, и песни, и басни, и эпитафии, и анекдоты в стихах, и загадки, словом - все виды и роды, кроме поэмы и драмы. В "Сборе" есть несколько романсов XVIII века, не народных по происхождению, но ставших народными, благодаря распространенности "Письмовника". Тут есть песни духовные (киево-каликские, как они названы) и светские. Присовокупление 6-ое заключает в себе обстоятельное изъяснение порядка знаний человека, или всеобщий чертеж (краткая энциклопедия) наук и художеств, "Наказ медицинский и рудомет немецкий", т. е., изображение человеческой фигуры с обозначением, в какой месяц, из какой части тела полезно и из какой вредно пускать кровь. Наконец, присовокупление 7-ое заключает "Словарь разноязычный, или толкователь еврейских, греческих, латинских, немецких, французских и прочих иноземных, употребляемых в русском языке, и некоторых славянских слов; толк дням и месяцам, оговорки, т. е., объяснения к "Словарю"... Цель этой книги была увеличить число грамотных людей и приохотить к чтению. И эта цель была достигнута. Заключая в себе массу полезных сведений для людей самых разнообразных специальностей, будучи необходимой книгой для человека посредственного образования, но имевшего литературные интересы, "Письмовник" Курганова скоро получил самое широкое распространение. Он расчищал дорогу серьезным и поучительным книгам с одной стороны, с другой - доказывал людям, которые смотрели на чтение, как на тяжелый труд, что чтение может доставлять и удовольствие. Замысловатые повести и стихотворения списывались в особые тетрадки и распространялись между людьми, которые не видали в глаза "Письмовника", проникали в народ, в народную словесность, а в интеллигентных читателях народные песни, собранные в "Сборе", возбуждали интерес к русской безыскусственной поэзии и подготовляли "Древние российские стихотворения" Кирши Данилова и проч. Грамматика же и статьи по риторике и пиитике изучались в школах. Ни одна другая книга XVIII века не была так популярна, как "Письмовник" Курганова.

A. Кирпичников, "Курганов и его Письмовник" - "Истор. Вестник", 1887 г., сентябрь; Берх, "Жизнеописание Курганова" - "Сын Отечества" 1829 г., ч. 128, и отдельно; Колбасин, "Курганов и его Письмовник" - "Библиотека для чтения", 1857 г., т. 141; его же, "Литературные деятели прежнего времени", СПб. 1859 г.; Веселаго, "Очерк истории морского кадетского корпуса"; A. Галахов, "Историческая хрестоматия", т. 1; "Записки гидрограф. депар. мор. минист.", т. VII; Герцен, "Былое и думы", т. III; "Сочинения Пушкина", "История села Горюхина"; Геннади, "Словарь"; Евгений, "Словарь русских светских писателей", т. I; "Морской Сборник" 1856 г., № 12, Смесь, стр. 1-9; 1857 г. № 2. Библиография.

Ив. Дав.

{Половцов}

Курганов, Николай Гаврилович

Автор знаменитого "Письмовника"; род. в Москве в 1725 г. или 1726 г., сын унтер-офицера; учился в московской школе навигационных наук и морской академии, преподавал в последней астрономию. В 1746 г. он уже "ученый подмастерье" (нечто вроде младшего лаборанта); в том же году он вместе с адъюнктом академии наук Красильниковым ездил определять берега Балтийского моря, позже был инспектором морского корпуса, получил от академии наук звание профессора математики и навигации и умер, в чине подполковника, в 1796 г. Издал несколько оригинальных и переводных сочинений по своей специальности ("Универсальная арифметика", "О науке военной" и т. п.). В 1769 г. К. издал "Грамматику российскую универсальную", превратившуюся при последующих изданиях (при жизни К. их вышло шесть) в "Письмовник". Е. Колбасин в своей книге: "Литературные деятели прежнего времени" (СПб., 1859) изображает К. грубым чудаком, который сильно работал, но и сильно пьянствовал. Эта характеристика К. одностороння: симпатичные черты К. - неустанное трудолюбие и прямота характера - вполне покрывают его предполагаемые недостатки; в его учебниках - полное отсутствие педантизма и горячее старание излагать самые сухие вещи общепонятным и "приятным" для читателей образом. "Письмовник", который приохотил к чтению и снабдил рядом литературных и научных сведений сотни тысяч наших прадедов и дедов, в изд. 1769 г. был озаглавлен: "Российская универсальная грамматика или всеобщее писмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку, с седьмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей". Грамматика изложена ясно и популярно, хотя и не приспособлена к пониманию детей. Первое "присовокупление" состоит из сборника русских пословиц, расположенных в алфавитном порядке; второе, может быть, более всего способствовавшее успеху "писмословия", назыв.: "Краткие замысловатые повести", в количестве 321; почти все они заимствованы из иностранных источников, но К. чаще переделывал, нежели переводил, и переделывал очень удачно. 3а "повестями" следуют "различные шутки", ряд риторических упражнений, загадки, древние апофегмы, "Епиктитово нравоучение", 4 "Учебных разговора" (самый интересный - о мифологии), "Разговор о различии изречения и писания", где сообщены краткие сведения из пиитики и метрики; затем идет очень крупный и важный отдел: "Сбор различных стиходейств", т. е. стихотворная хрестоматия, в которой нашли место и несколько произведений нашей народной словесности. За "Сбором" следует "Всеобщий чертеж наук и художеств" - нечто вроде систематики наук и в тоже время краткой энциклопедии, в которой К. останавливается с особой охотой на научных фактах, способствующих уничтожению суеверий. В самом конце помещены словарь иностранных и славянских слов, с их толкованием, и "оговорка", в которой составитель восстает на тех, кто уродует родной язык варваризмами. Книга К. понравилась соединением полезного с приятным и ясным изложением научных истин, показывающим в составителе талантливого педагога. Всякое новое издание вносило разные дополнения. В 1809 г. "Письмовник" вышел 8-м изданием, но круг читателей его спустился значительно ниже. Всех изданий считают 18. В литературе XVIII ст. "Письмовник" К. - факт очень крупный и влиятельный: его повести переписывались в тетрадки, пересказывались и проникали в народную словесность ; переходили в народ и некоторые романсы и песни из "Сбора стиходейств". С другой стороны, народные песни, нашедшие себе место этом "Сборе", возбуждали в некоторых из интеллигентных читателей интерес к русской безыскусственной поэзии и подготовляли их к "Древним российским стихотворениям" Кирши Данилова и пр. См. В. Н. Берх, "Жизнеописание Н. Г. К." (СПб., 1829); в "Словаре светских писателей" митр. Евгения (I, 327-8); в "Очерке истории морского кадетского корпуса", Ф.Ф. Веселого; в "Истор. Вестнике" 1887 г., сент., статья А. Кирпичникова; "Былые знаменитости рус. литературы. К. и его Письмовник".

А. Кирпичников.

{Брокгауз}

Курганов, Николай Гаврилович

{Половцов}

Курганов, Николай Гаврилович

(1722-1796) - русский математик-педагог, астроном, писатель, соратник и единомышленник М. В. Ломоносова. Род. в Москве. Начальное образование получил в Школе математических и навигацких наук, где изучал математику под руководством Л. Ф. Магницкого. В 1741 был переведен слушателем в Морскую академию. С 1743 преподавал в гардемаринской роте. В 1774 Академия наук присвоила К. звание проф. как автору учебников по осн. предметам, к-рые преподавались в Морском корпусе. Несколько поколений рус. моряков изучали по его учебникам арифметику, геометрию и навигацию. По его "Письмовнику", одной из самых популярных книг XVIII в., мн. рус. люди учились писать и читать.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Курганов, Николай Гаврилович" в других словарях:

    Николай Гаврилович Курганов Род деятельности: педагог, математик, автор и составитель учебников Дата рождения: 1725 или 1726 Дата смерти … Википедия

    Курганов, Николай Гаврилович автор известного Письмовника (1725 или 1726 1796). Учился в московской школе навигационных наук и в морской академии, преподавал в последней астрономию. Вместе с Красильниковым ездил определять берега Балтийского… … Биографический словарь

    Курганов Николай Гаврилович - . Сын унтер офицера Семеновского полка; 7 янв. 1738 поступил в Навигацкую школу в Москве, по окончании которой был в мае 1741 направлен в Петербург для продолжения образования в Морской академии (с… … Словарь русского языка XVIII века

    - (1725? 96) российский просветитель, педагог, издатель. Российская универсальная грамматика (1769, в следующем издании под названием Письмовник, энциклопедия для самообразования и развлечения) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1725? 1796), просветитель, педагог, издатель. «Российская универсальная грамматика» (1769; следующее издание под названием «Письмовник») своеобразная энциклопедия для самообразования и развлечения. Перевёл «Элементы геометрии» Евклида. * * *… … Энциклопедический словарь

    КУРГАНОВ Николай Гаврилович - , русский просветитель, педагог, издатель. Учебник антология «Письмовник» («Российская универсальная грамматика», 1769; 4 изд., наиб. полн.,— 1790; 11 изд., ч. 1—2, 1837).● Денисов А.П., Н.Г. Курганов —… … Литературный энциклопедический словарь

    КУРГАНОВ Николай Гаврилович - [ок. 1726, Москва (?), 13(24) 1796, Кронштадт], педагог, писатель, переводчик. В 1738 41 учился в Школе матем. и навигацких наук, в 1741 46 в Мор. академии (с 1752 Мор. кадетский корпус), где впоследствии преподавал математику, астрономию и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Автор знаменитого Письмовника, род. в Москве в 1725 г. или 1726 г., сын унтер офицера, учился в московской школе навигационных наук и морской академии, преподавал в последней астрономию. В 1746 г. он уже ученый подмастерье (нечто вроде младшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Долгая и устойчивая популярность "Письмовника" свидетельствовала о появлении нового читателя из мещан и разночинцев. Н. И. Новиков, имевший большой опыт в издании книг, писал, что "у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся".

Курганов нашел своего читателя, угадав его вкус и потребности. Автор "Письмовника" проявил себя талантливым педагогом, сумев в живой и занимательной форме сообщить уйму сведений и приобщить жаждущего знаний простеца-читателя к наукам и словесности.

Поистине -- удивительны судьбы книг!

Перелистывая сейчас "Письмовник", думаешь, что вот ведь даже Льву Николаевичу Толстому не удалось свой "Круг чтения" сделать, как ему мечталось, настольной книгой мудрости для многих поколений, а вот -- дилетант в литературе, "обсерватор, навигатор, астроном" Курганов своим "Письмовником" питал умы русских читателей чуть не сто лет. Я так и представляю восторженного любителя поэзии тургеневского Лунина с "Письмовником" в руках, а простодушный дьякон Ахилла из "Соборян" Лескова, свою песенку про "Купидона" почерпнул, конечно, из того же источника: она напечатана в "Соборе разных стихотворств".

С каждым годом "Письмовник" Курганова опускался все ниже по ступеням общественной лестницы. Теперь его читателями становятся грамотеи из народа, ученые на медные деньги. Вот что писал о них автор "Библиографической хроники" "Отечественных записок" в 1841 году: "У нас есть особый класс читателей: это люди только что начинающие читать, вместе с переменою национального сермяжного кафтана на что-то среднее между купеческим длиннополым сюртуком и фризовою шинелью. Обыкновенно они начинают с "Милорда Английского" и "Потерянного рая" (неистовым образом переведенного прозою с какого-то реторического французского перевода), "Письмовника" Курганова, "Душеньки" и "Басен" Хемницера,-- этими же книгами и оканчивают, всю жизнь перечитывая усладительные для их грубого и необразованного вкуса творения. Потому-то эти книги и издаются почти ежегодно нашими сметливыми книжными торговцами" {"Отечественные записки", 1841, No 5. Библиографическая хроника, с. 4.}.

В. Даль обнаружил "Письмовник" в нищенском наследстве варнака-ссыльного, который "жил бобылем и не оставил полтинника на еловую домовину": "Пару глиняных чашек своей работы, пару ложек, тулуп, стеганый поддевок, два полукафтана -- один плохой, другой получше, три рубахи и пару сапог роздали мы таким же голышам, каким был заживо тот, на которого мы справили теперь деревянный тулуп и отмежевали вотчину в косую сажень, письмовник Курганова и небольшую кипу листов, исписанных рукою покойника, я взял с собою" {В. Даль. Картины из народного быта. "Варнак".-- "Русская беседа", 1857, Кн. 8, с. 34--35.}.

Ныне "Письмовник" Курганова книга редкая, особенно в хорошем, незачитанном состоянии. Обычно же внешний его вид свидетельствует о том, что побывал он во многих руках, много раз читан и перечитан и равнодушием читателя не обижен. После длительных поисков мне удалось приобрести "Письмовник". Мой экземпляр -- издание девятое, выпущенное в 1818 году "иждивением Ивана Глазунова, вновь выправленное, приумноженное и разделенное на две части".

Беллетристическая часть "Письмовника" -- "Краткие замысловатые повести", им книга эта больше всего обязана своей популярностью. Это собрание всевозможных историй и кратких притч, добродушных и веселых, язвительных и острых, занимательных и лаконичных.

Герцен называет Курганова "блестящим предшественником нравственно-сатирической школы в нашей литературе". Его демократические взгляды, его ненависть к феодально-крепостническому строю проявляется и в выборе этих анекдотов, в их тоне и общей направленности. С удивлением и даже некоторой оторопью читаем мы в этой народной хрестоматии XVIII века такой "якобинский" анекдот: "Италианец, будучи вопрошен французом, у кого бы он лучше хотел быть в подданстве, у короля ли французского или у ишпанского, "Я бы желал видеть одного, повешена на кишках другого". Эту антимонархическую формулу мы найдем позднее среди потаенных стихотворений, приписываемых Пушкину, в несколько иной, более резкой редакции:

Мы добрых граждан позабавим

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

Во многих из этих кратких повестей мы находим отклики на злобы тогдашнего дня. Есть в них и фольклор: о церковном погребении собаки; прелестный разговор двух нищих московских старушек; диспут шляхтича со слугою о черной и белой кости; новобрачный, разочарованный первой ночью; богомольная старушка, ставящая свечу бесу.

В анекдоте о ловком царедворце рассказан прозрачно замаскированный случай при дворе Екатерины; в этом и подобных анекдотах современники узнавали живых действующих лиц.

Так, в повести про спор именитого и заносчивого судьи с неродовитым "славным витием" мы угадываем в последнем Ломоносова по его ответу: "Ежели бы вы были сыном моего отца, то бы вы и поныне еще ловили с ним моржей". Вообще, характерные черточки быта и нравов мы находим здесь во множестве.

Беллетристическая часть "Письмовника" особенно привлекательна для иллюстратора богатством типажей и ситуаций. Это пестрое карнавальное шествие, где появляются короли и папы, спесивые вельможи и придворные дамы, челобитчики и подьячие, астрологи и календарщики, волокиты и пригожие вольнодумки, скупцы и моты, худогласные певцы и гнуснообразные откупщики, знатные чужехваты и брюшистые монахи, рифмачи и лекари, музыканты и игрослушатели, рогатые мужья и лукавые жены, воры и нищие, арлекины и коломбины.

Мне показалось заманчивым вернуть из забвения эти достойные внимания миниатюры, в которых так выпукло отразился русский восемнадцатый век -- убогий и нарядный, грубый и "щепетильный", дикий и изысканный.

Н. КУЗЬМИН

КРАТКИЕ ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ПОВЕСТИ

Стряпчий, видя себя презираемого от президента ради его младости, сказал: "Правда, сударь, я молод, однако читал старые книги".

Некто, будучи превеликий усилок, а в одно время ни за что столь осерчал, что, позабыв себя, пришел в бешенство. Тогда один мудрец, ему знакомый, увидя его в таком состоянии, спросил, что ему сделалось, и уведомил-ся, что он осердился за бранное слово: "Как! Неужели сей бедняк в состоянии нести тысячу фунтов, не может понести одного слова".

Франциск I, король французский, захотя посмеяться престарелой госпоже, бывшей великой красавице, сказал: "Давно ли, сударыня, вы возвратились из царства красот?" Отвечала она: "В тот же день, как ваше величество прибыли из Павии",-- где он потерял баталию против императора Карла V, был там пленником и оттуда отправлен в Ишпанию.

Молодой звездочет, будучи в беседе, уверял, что солнце, а не земля обращается, и хотя выдти; тогда один шутник ему сказал: "Пожалуй, побудьте с нами немного, я хочу доказать противное вашему мнению. Знаете ли, что солнце оживотворяет, греет и печет все на земле? " -- "Правда",-- отвечал на то звездарь. "Так видно,-- продолжал шут,-- что не солнце, да земля вертится; ибо когда жарят птиц, тогда вертят их, а не очаг".-- "Это правде подобно,-- сказал другой,-- но весьма далеко от мнения многих ученых мужей и от истины, и я знаю таких писателей, кои разумно утверждаются на том мнении".-- "Может статься,-- отвечал шут.-- Да веришь ли, что правда в вине?" -- "Слыхал..." -- "Хорошо, так напейся же допьяна, тогда увидишь, что земля, а не солнце вертится".

родился 1725 (по др. версии - 1726), в Москве в семье унтер-офицера - писатель, автор известного "Письмовника".

Образование получил в петровской школе навигационных наук, после окончания которой был оставлен там, в качестве преподавателя.

В 1741 навигационная школа была переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию, а позднее в Морской корпус. С ним и была связана вся последующая жизнь Курганова. Неустанным трудом он добился звания профессора математики и навигации.

Вместе с Красильниковым ездил определять берега Балтийского моря; позже был инспектором морского корпуса, получил от Академии Наук звание профессора математики и навигации.

Издал несколько оригинальных и переводных сочинений по своей специальности ("Универсальная арифметика", "О науке военной" и т. п.).

Николай Гаврилович выступал с обличительными произведениями в сатирических журналах того времени.

В 1769 году выходит книга «Письмовник» (первоначально кни­га называлась «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей».)

Она был настольной книгой не только в кругах демократических читателей, но и у среднего и мелкого дворянства. До 1837 он выдержал 18 изданий. Основу книги составляет грамматика, изложенная доходчиво и ясно. Грамматические правила пояснялись примерами, свидетельствовавшими о демократических позициях автора. В «Присовокуплениях» к «Письмовнику» Николай Гаврилович выступает как политический мыслитель и моралист.

Первое «Присовокупление» представляет собой сборник пословиц, расположенных в алфавитном порядке. Их выбор также свидетельствует о демократизме Курганова (пос­ловицы о труде, праздности, дворянстве, монашестве...).

Второе «Присовокупление» состоит из «кратких замысловатых повестей», в большинстве своем почерпнутых из иностранных источников.

В третьем «Присовокуплении» собраны исторические анекдоты и изречения общественных и политических деятелей древнего мира, в четвертом - краткие сведения о мифологии.

Пятый раздел книги называется «Сбор различных стиходейств». В сущности, это большая стихотворная хрестоматия. В нее вошли произведения Ломоносова, Сума­рокова, Хераскова, Тредиаковского, Богдановича и др.

В следующем разделе книги содержатся сведения по теории литературы, философии, физике, гражданской и «священной» истории и других. Курганов охотно излагает те факты, которые способствовали уничтожению суеверия людей. Последнее «Присовокупление» называется «Словарь разноязычный». Ав­тор поясняет непонятные слова, предлагает заменить иностранные слова русскими. Большую роль в «Письмовнике» Курганова Н.Г. играют образцы и примеры устного народного творчества. Кроме пословиц, в нем имеется «специальный отдел» пе­сен, озаглавленный «Киево-Калекские». Сюда же включены и некоторые шуточные и пародические песни. Среди светских песен, озаглавленных «Дело от безделья», встречаются солдатские и исторические песни. С каждым новым изданием их число увеличивалось.

Разнообразие содержания, хорошо подобранные факты, четкое изложение мыслей превратили «Письмовник» Курганова Николая Гавриловича в своеобразную энциклопедию, доступную широкому кругу читателей. Он учил языку, приучал к чтению. «Письмовник» сыграл большую роль в распространении грамотности среди народа.

Умер - , Петербург.



Похожие статьи
 
Категории