Тема воспитания в комедии «Недоросль. Cочинение «Обличение крепостнического строя в комедии Д

08.04.2019

Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году). Сам Фонвизин, человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему образования в России.

В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.

Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.

«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.

Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.

В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.

Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.

Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.

Тест по произведению

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы.
Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии "Недоросль" он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II.
Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте - усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.
Неограниченный произвол помещичьей власти в комедии "Недоросль" изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что "Фонвизин верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения". Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:
"Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может", "презренной фурией" называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она - страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде.

В своем доме Простакова - властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то "рохлей", то "уродом". Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну - шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми", "Не учись этой дурацкой науке". Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-" нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению. "Без наук люди живут и жили", - уверены Простаковы.
Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и "мастерски обдирает". Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни - свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.
Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их. Они считают, что их власть безгранична и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков.
Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны.
Стародум - настоящий патриот, для которого главное - служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью.
Отношение Старо дума к крепостничеству выражено в словах: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: "Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин".
Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола помещичьей власти. Правдин - государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
Таким образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.

    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...

    Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой»...

  1. Новое!

    «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя. Госпожа...

  2. Комедия - очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и полным изображением действительности. И «Недоросль» - не исключение. Вопрос о том, должен ли писатель...

Идейное содержание комедии.

Главными темами комедии «Недоросль» являются следующие четыре: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых, тема отечества и службы ему, тема воспитания и тема нравов придворного дворянства.

Все эти темы были в 70-80-е голы очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешай их по-разному в соответствии со взглядами авторов.

Фонвизин ставит и разрешает их в социально-политическом разрезе, как прогрессивный деятель.

Тема крепостного права приобрела после Пугачёвского восстания первостепенное значение.

Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотинин. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного. Указывает Фонвизин и на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Ми лона. С момента появления своего на сцене и до конца Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии её благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более - он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

Насколько такие взгляды были передовыми, можно судить по тому, что не только в первые две трети XVIII века, но и в эпоху Фонвизина дворянские писатели считали, что «государь и отечество - едино суть».

Фонвизин же говорит только о службе отечеству, но не государю.

Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещённых деятелей страны.

Четвёртая тема, поставленная в комедии, касается нравов придворной и столичной знати. Она раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Правдиным. Стародум резко и гневно обличает развращённое придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаём о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Образы комедии.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цы-фиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Обновлено: 2011-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ-ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре-мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус-ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт-ной комедии «Недоросль» он очень выразительно изобра-зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото-рый принял уродливые формы в период усиления самодер-жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь-бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас-норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.

Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность со-циальной силы крепостничества, показал типические чер-ты русских крепостников вообще, независимо от занимае-мого ими общественного положения». Властность, жесто-кость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

«Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может», «пре-зренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уро-дом». Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее стра-стная любовь к единственному сыну — шестнадцатилет-нему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомер-но она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмот-ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государ-ственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враж-дебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жиз-ни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладо-ни, поскольку эти люди сами не считают нужным скры-вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре-рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра-щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са-мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво-рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо-ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра-зованны, умны, обаятельны, человечны. Материал с сайта

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме-рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу-ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту-пая против «двора», где «по прямой дороге почти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и про-блемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че-рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста-рый дядька да молодой барин».

Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола по-мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей коме-дии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм рус-ского крепостничества. Ему удалось создать выразитель-ные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и пред-ставителям народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Стародум.

Стародум - человек просвещённый и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Стародума в комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум - прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству - для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), ~ говорит Стародум, - рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф». В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства,

Стародум - представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего - самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвёл ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью. Но характерными дли дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины - перестаёт искренность»; «Невежда без души - зверь»; «Золотой болван - все болван» и пр.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Стародума в комедии Фонфизина Недоросоль. – художественный анализ оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Идейное содержание комедии Фонфизина Недоросоль. Идейное содержание комедии. Главными темами комедии «Недоросль» являются следующие четыре: тема крепостного права и его растлевающего влияния По амплуа це персонаж-резонер, значимий не стільки діями, скільки мовленнями й наставляннями. Він персоніфікує авторську лінію сюжету «Недоука»: своєрідну сповідь, Стародум. Стародум - людина освічений і передовий Він вихований у дусі петровского часу, йому ближче й прийнятніше думки, вдачі й діяльність людей Нельзя согласиться с мыслью о том, что положительные персонажи комедии представлены автором менее ярко и убедительно, чем отрицательные. Именно на Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии «Недоросль», обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое



Похожие статьи
 
Категории