Визуальное восприятие мира. Принципы дизайна: визуальное восприятие и принципы Гештальта

09.04.2019

Материальный Дизайн - это язык дизайна, введенный Google год назад, представляющий из себя смелую попытку компании создания объединенного пользовательского опыта на всех устройствах и платформах. Это отмечено смелыми цветами, либеральным, но принципиальным использованием теней для обозначения уровней UI и плавную анимацию, которая обеспечивает довольно хороший опыт взаимодействия в Android (и некоторых приложениях Google на iOS).

Однако одна вещь в Материальном Дизайне, напрягает меня с тех пор, как в прошлом году она была введена: Плавающая кнопка действия.

FABs (Floating action button), согласно Google, это круглые кнопки, которые парят над UI и «используются для способствования действию». Они выступают в качестве кнопки призыва к действию, предназначенных для выполнения того действия, которое пользователи производят на этом экране чаще всего.

И из-за смелого визуального стиля Материального Дизайна, FAB довольно трудно игнорировать – и в этом заключается проблема. В то время как на практике, в идеальных условиях, FAB кажется, обеспечивает хороший UX, — злоупотребление FAB будет вредно для UX приложения в целом. Вот несколько тому причин.

Эффект погружения исходит из опыта

FAB выделяются визуально   - они буквально сверху любого элемента UI на экране. Также, добавление FAB автоматически привело бы к менее иммерсивному UX, особенно влияя на приложения (или экраны) целями которых является обеспечить интерактивный эффект.

Один пример – новое фото приложение от Google.

Фото приложение открывается в виде галереи с плавающей кнопкой поиска. Но дело в том, что когда я открываю фото приложение, я просто хочу… посмотреть свои фотографии. Таким образом, плавающая кнопка поиска отвлекает пользователя от погружения в просмотр фотографий, который является основной целью приложения. Представленный, умный поиск – уникальная функция фото приложения Google. Но значит ли это что ему нужно дать высший уровень, постоянного FAB в приложении? (Я думаю нет.)
Как ни странно, Google со мной согласен. На странице Материального Дизайна посвященной FABs Google объясняет, что «не каждый экран нуждается в плавающей командной кнопке».
И затем добавляет, что “основное действие это коснуться изображения в галерее, в этом случае кнопка не нужна.

Они выделяются, и стоят на пути.

Это может показаться другой стороной медали, но есть другое, более важное свойство FАB стоящее на пути его полезности. Занимая место на экране, FAB фактически блокирует контент.

Ну да ладно, FAB же это просто маленькая круглая кнопочка, да? Сколько контента она может заблокировать?
Если вы посмотрите на скриншот фото приложения, то поймете, что поисковая FAB блокируют приблизительно 50 процентов уменьшенного изображения – безусловно достаточно чтобы закрыть пару лиц. Это по сути создает необходимость в одной дополнительной прокрутке, на каждое четвертое уменьшенное изображение последнего ряда на экране. И это еще не самое плохое.

FAB блокирует кнопку «Favorites» и дату.

Пользователь Dumazy разместил пост на Graphic Design Stack Exchange о проблеме, с которой он столкнулся, когда FAB заблокировал звездочку «избранного», а также время на экране его приложения. Это иллюстрирует проблему всех приложений со списковым представлением, и это становится особенно проблематичным, когда последний пункт в списке не может прокручиваться дальше вверх. Это означает, что целая колонка, должна быть принесена в жертву (меняя местоположение звездочки, и т.д.), чтобы предоставить надлежащее удобство использования экрана.

Следовательно, FAB занимает намного больше пространства на экране, чем предлагает его размер.

Способствование действию скорее всего так часто не используется.

Проэктируя UX, нужно помнить правило 80/20, которое говорит о том, что пользователи будут использовать 20% особенностей 80% времени. Другими словами, большая часть усилий должна быть применена к проектированию того небольшого количества элементов, которые пользователи будут использовать большую часть времени.

FAB фактически это и делает – в теории. Но что, если «Способствование действию» не используется так часто?

Возьмите, например, приложение Google Gmail.

FAB Gmail приложения - это кнопка создания, которая предполагает, что основное действие пользователей - это создание письма.

Но так ли это?

Многократные исследования показали, что по крайне мере 50 % писем читаются на мобильном устройстве, и почти ни одно не говорит такого о создании электронных писем. Другими словами, как подтвердил бы наш ежедневный опыт, большинство пользователей мобильных устройств склонны использовать свои почтовые приложения чтобы читать электронные письма.

Возможно, какое-то количество людей использует мобильные устройства что бы отвечать на письма, но это происходит только после открытия письма (обратите внимание на то, что это означает, что они обойдут FAB). Такое поведение пользователей, вероятно вызванное довольно несовершенным механизмом ввода виртуальных клавиатур и авто заменой, означает, что основное действие которое выполняют пользователи, это чтение (и ответ) электронных писем, а не создание новых.

Итак, что делает FAB кнопка «создать письмо»? В редких случаях, она доставляет удовольствие пользователям, когда они хотят создать письмо, при помощи этого приложения. Но в остальное время, она только занимает место на экране, блокирует «звездочку» и время, и постоянно отвлекает ярким красным цветом.

Хотим ли мы FAB? Вычеркнуть предыдущее – нужен ли он нам вообще?

Конечно, не все применения FAB ухудшают опыт использования Материальных приложений. Есть некоторые яркие примеры FABs, которые имеют смысл, и которые улучшают UX этих приложений.

Карты Google это отличный пример правильно примененного FAB. Главное действие, выполняемое пользователями на Картах, это получение направлений, таким образом, очень правильно использовать FAB именно для этой цели.

Но учтите, что Карты довольно особый случай, когда пользователи контента заинтересованы почти всегда в попадании в центр экрана (где и находится Ваша синяя точка, отмечающая положение). В большинстве приложений, однако, сетка или списковое представление означают, что пользователи взаимодействуют с содержанием, расположенным везде на экране, включая те места, где обычно расположены FAB.

Учтите также, что скриншоты выше рассказывают только часть истории: при фактическом использовании, FABs остаются на месте, даже когда пользователь использует прокрутку (большую часть времени). Как Google неоднократно подчеркивал в Материальном Дизайне, — дизайн движения так же важен как дизайн UI.

Отсутствие движения – акцентирование на экранном пространстве – в контексте движущегося содержания создает более высокий уровень отвлечения, которое скриншотами никак не показать.

Итак, поскольку у нас почти нет примеров хорошей реализации FAB, то напрашивается вопрос: нужны ли они?

Когда мы смотрим на недостатки наличия FABs в приложениях, мы можем свести это к простому пониманию: пользователи не только выполняют действия в приложениях, они также потребляют содержание.

Дизайн FAB в Материальном дизайне основывается на предпосылке, что пользователи большую часть времени выполняют определенное действие, и, следовательно, ему должен быть предоставлен повышенный статус в виде главной, высокоуровневой кнопки. Но во многих приложениях, пользователи также сосредоточены на потреблении содержания: в фото приложении пользователи хотят рассмотреть фотографии; в приложении Gmail пользователи хотят прочитать свои электронные письма; и в приложении Facebook, пользователи хотят прочитать сообщения своих друзей.

FAB, таким образом, философия дизайна (или по крайней мере выбор дизайна), которая подчиняет оптимальное потребление содержания совершению действия. И мы должны спросить себя: необходим ли такой компромисс? Хотим ли мы вообще идти на такой компромисс?

Когда FABs большую часть времени приводит к ухудшению UX, когда трудно выяснить единственное наиболее используемое действие в рамках приложения, и когда приходится находить окольные пути (когда FAB исчезает при прокрутке или накладывается на другие элементы при пролистывании) я сказал бы, что ответ — нет.

Материальный Дизайн Google, довольно хороший объединенный, принципиальный язык дизайна, но FAB далеко не самое в нем лучшее.

К настоящему времени стал открытием для тех, кто работает с приложениями на платформе Android, а также занимается проектированием пользовательских интерфейсов. Он был введен компанией Google несколько лет назад. Целью материального дизайна являлось создание визуального языка, который бы объединял принципы классического дизайна с инновациями.

Идея кажется весьма перспективной и многообещающей. Материальный дизайн является новейшей попыткой сделать пользовательский опыт (UX) комфортным и эффективным одновременно. Google проделали фантастическую работу в этой области: они используют минимальный набор элементов дизайна, применяют уникальные компоненты, яркие цвета, анимацию и создают дружественную для пользователя среду.

Вместе с этим дизайнеры практикуют так называемую плавающую кнопку целевого действия (floating action button, или FAB). Она представляют собой круглую кнопку, внешний вид которой хорошо известен пользователям Android. Она является еще одним отличительным элементом материального дизайна. FAB появляется поверх интерфейса приложения и мотивирует пользователей совершить определенное целевое действие.

По сути, FAB является , так как ее цель заключается в том, чтобы убедить человека сделать что-либо (например, скачать или загрузить определенный контент). Плавающая кнопка целевого действия обычно размещается в правом углу экрана. Ее очень трудно не заметить, так как она имеет яркий и привлекательный дизайн. FAB мотивирует пользователя на совершение самых популярных действий в приложении. Тем не менее, при использовании данных кнопок возникают определенные проблемы.

Что не так с плавающими кнопками целевого действия?

FAB представляют собой разумный подход, позволяющий мотивировать пользователя на совершение действия, ведь их трудно не заметить. Однако они могут стать неверным решением для дизайна пользовательского опыта в целом. Ниже представлено несколько причин, по которым плавающие кнопки целевого действия могут оказать негативное влияние на UX.

FAB могут мешать пользователям

Как уже было упомянуто выше, плавающие кнопки целевого действия обычно размещаются в правом нижнем углу экрана. В большинстве случаев они располагаются поверх контента приложения, перекрывая какую-то его часть.

Разумеется, размеры FAB действительно небольшие, поэтому они скрывают от глаз пользователя лишь незначительную часть контента. Однако, взгляните на приложение Google Photos (скриншоты ниже), где плавающая кнопка целевого действия перекрывает существенную часть фотографии.

Чтобы увидеть, что скрыто под кнопкой, пользователю придется прокрутить страницу вниз. Но что если он уже находится в самом низу страницы? Тогда прокрутка окажется невозможной, и пользователю придется добавить какой-либо контент, чтобы сделать скрытую часть фотографии видимой.

Очень важно признать тот факт, что плавающая кнопка целевого действия, несмотря на свои незначительные размеры, может скрыть от глаз человека какую-либо часть контента приложения. Это может иметь негативные последствия для пользовательского опыта.

Их дизайн препятствует полному погружению

Плавающие кнопки целевого действия заметно выделяются на общем фоне. Во многих случаях это создает препятствия для реализации важнейшей характеристики пользовательского опыта — полного погружения в атмосферу приложения.

В качестве примера вновь служит приложение Google’s Photos. Когда человек открывает его, он попадает в галерею пользователя, где он может просто просматривать фотографии. В данной ситуации функция поиска, которая представлена при помощи FAB, может оказаться полезной, однако она не является приоритетной.

Плавающая кнопка целевого действия отвлекает его от увлеченного просмотра фотографий, занимая место на экране и блокируя некоторые части изображений. В таких случаях кнопка не должна так сильно выделяться.

Они могут оказаться бесполезными

Как объясняют сами специалисты Google, плавающая кнопка побуждает пользователя совершить целевое действие. Тем не менее, разработчики иногда забывают о том, насколько часто человек совершает это действие, пользуясь приложением.

Золотое правило дизайна пользовательского опыта сводится к тому, чтобы нужные и часто используемые элементы были на виду, а редко используемые — почти не заметны. Тем не менее, как мы видим на примере приложения Gmail (скриншот выше), разработчики не приняли это правило во внимание.

На экране приложения мы видим кнопку, нажав на которую, пользователь сможет быстро перейти к написанию электронного письма. Тем не менее, по данным последних опросов, около половины пользователей лишь просматривают почту при помощи мобильных устройств. Иными словами, они не слишком части пишут письма, используя смартфоны или планшеты.

Плавающая кнопка — это новый способ добавить опрос, объявление или какой-либо другой дополнительный контент без добавления каких-либо изменений в дизайн вашего сайта. Функциональность всего этого реализуется в виде плавающей кнопки на вашем сайте, и после нажатия на кнопку будет открыто дополнительное модальное окно с необходимым содержимым. Для улучшения юзабилити, можно использовать панель администрирования, настройки и опции навигации, а также некоторые данные для учёта статистики и проведения аналитики.

Плагин кнопки wordpress, который называется Floating button добавит на ваш сайт такую плавающую кнопку.

Установка плагина

Плагин устанавливается также как и любой другой: переходим в раздел «Плагины» — «Добавить новый». Затем, в строку поиска вбиваем Floating button и устанавливаем его.

Настройка

После установки, справа в консоле управления вашим сайтом на вордпресс появляется дополнительная вкладка Floating button:

Нажимаем её и начинаем настраивать плавающую кнопку:

1. Button state — включение и выключение отображения кнопки;

2. Settings source — эта настройка отвечает за дальнейший функционал плагина. Если выбрать «Local settings», то функционал будет весьма ограничен, поэтому рекомендуется выбрать второй вариант «Settings from probtn.com»;

3. Теперь нужно зарегистрироваться на сайте разработчиков плагина — это не займёт много времени, зато функционал кнопки wordpress значительно расширится.

Регистрация на сайте разработчиков

Переходим на страницу https://admin.probtn.com/login/new и заполняем адрес электронной почты, имя и пароль и нажимаем кнопку «Create»:

На этом регистрация завершена, переходим к дальнейшей настройки плагина, но уже непосредственно на сайте, на котором мы только что зарегистрировались.

После регистрации и входа на сайт мы видим следующую страницу:

Две кнопочки внизу отвечают одна за создание плавающей кнопки, вторая — за создание опроса, который будет появляться при нажатии на плавающую кнопку.

Начнём с создания, поэтому нажимаем «Create Floating Button». Сначала указываем название кнопки:

Обратите внимание, что можно выбрать значок на своём компьютере или указать ссылку на изображение. Для красоты рекомендуется использовать картинку с прозрачным фоном небольшого размера.

На следующем этапе выбираем платформу для отображения кнопки. Мы установили плагин на сайт, поэтому и будем выбирать вариант отображения на домене, который укажем:

Завершаем первоначальную настройку нажатием кнопки «Submit».

Указываем действие, после нажатие на плавающую кнопку и продолжаем настройку плагина

После создания, наша кнопочка отображается в консоле слева:

В разделе TOOL указываем адрес, который будет открыт в всплывающем окне после нажатия на кнопочку:

Или указываем опрос, который можно создать по клику на ссылку «Create survey»:

Сохраняем все сделанные изменения на каждом шаге. Установленная на сайте плавающая кнопка может выглядеть так:

А при нажатии на неё появляется следующее всплывающее окно:

Вариантов использования этого плагина для вордпресс — множество: можно создать отдельную страницу, на которой разместить рекламу, опрос или какую-либо информацию, которая не может быть вписана в дизайн сайта. В общем, всё что угодно!

п.с. если вам нужна помощь по настройке или установке — пишите свои вопросы в комментарии. Помощь бесплатна!



Похожие статьи
 
Категории