Как выглядит гнев. Гнев. Причина и управление гневом. Как сделать свой гнев благородным

01.12.2018

Причины гнева

Недавно сорок одного душепопечителя попросили описать, как они переживают гневные чувства. Одни сказали, что они сердятся, когда подопечные сопротивляются лечению, несмотря на все их усилия, или когда люди доставляют беспокойство, используя их в своих целях, покушаясь на их личное время и звоня им по телефону домой без особой нужды. Большинство из них испытывали гнев, подвергаясь физической или словесной агрессии, а некоторые признавались, что гнев у них возникал при попытке подопечных манипулировать ими, требуя к себе особого внимания или пытаясь вызывать в них чувство вины 366 .

Вот почему мы обычно используем теги, это не зависит от меня. В отношениях каждый может иметь свои ходы, и, очевидно, мы не собираемся оставлять отношения каждый раз, когда движение происходит в другом. Когда есть любовь, один борется за эту любовь, но, очевидно, все имеет свои пределы. Что, если вам нужно четко понимать одно, - это то, что является предельной точкой, и дать понять другому, поэтому вы не сталкиваетесь с неожиданностями и что вы оба последовательны. Эта предельная точка может отличаться для каждого человека, но мы сами определяем ее.

366 Fremont and Anderson, "Client Behaviors"

Многие согласятся с тем, что гнев чаще вызывают действия и поступки, а не обстоятельства или события 367 . Библия дает несколько ярких иллюстраций такого положения. Иона «сильно огорчился и был раздражен», когда народ покаялся и Бог пощадил Ниневию, в основном благодаря проповеди Ионы, за которую он взялся с неохотой 368 . Ирод возмутился и впал в гнев, когда увидел, что волхвы провели его 369 . Прочие десять учеников вознегодовали на Иакова и Иоанна, когда те высказали свое честолюбивое желание в отношении Царства 370 . Сам Иисус негодовал на самоправедность религиозных вождей и нетерпимое отношение учеников к детям, желавшим увидеть Его 371 .

Очевидно, что наши чувства не совпадают с некоторыми, как с другими. Теперь, за пределами этого предела, мы должны действовать и действовать, это не только разговоры, но и их исполнение, и кто должен выполнять то, что говорится, кто говорит, независимо от того, действовал ли другой. Это может привести к любым отношениям, будь то семья или работа, ограничения устанавливаются самим собой.

После того, как этот предел превышен, мы остаемся там и продолжаем позволять, и мы сохраняем эту внутреннюю боль, которую эта ситуация порождает. На самом деле, мы ждем, когда другой будет действовать, и во многих случаях, кто должен действовать и меняться, - это мы.

367 Это было показано много лет тому назад в одном исследовании реакции гнева; согласно этой работе, основным фактором, вызывающим гнев, люди считают своих ближних почти в 80 процентах сообщений; см.: G. S. Gates, "An Observational Study of Anger", Journal of Experimental Psychology 9 (1926): 325, 326.

368 Ион. 4:1.

370 Мф. 20:24.

371 Мк. 3:5; 10:14.

Душепопечители указывали на разные источники гнева 372 . Одни придерживались теории инстинктивного происхождения гнева, соглашаясь с Фрейдом в том, что гнев возникает внутри человека. Согласно этой гипотезе, гнев является врожденной, или первичной, биологической эмоцией, провоцируемой, как правило, враждебным окружением, действиями других людей или ограничениями, которые устанавливаются обществом. Гнев бурлит в глубине души и нуждается в разрядке, когда не находит выхода 373 . Напротив, согласно теории фрустрации–агрессии, предполагается, что гнев и агрессия всегда возникают в ответ на крушение надежд. Поскольку состояние фрустрации* 374 знакомо всем, то каждый из нас время от времени проявляет гневные реакции. Последней по времени (и более научно обоснованной) является теория социального обучения, которая рассматривает гнев как эмоциональное состояние или возбуждение, возникающее из–за крушения надежд и находящее самые разнообразные способы для разрядки в зависимости от особенностей восприятия человека и его прошлого опыта.

Это наша ответственность, и мы обычно обвиняем или берем на себя ответственность, конечно, в других случаях в 99% случаев. В «лучшем случае» то, что мы обычно делаем, заключается в том, чтобы выразить эту боль по отношению к людям, которые кажутся нам ежедневно, и что на самом деле это не настоящая причина гнева, который мы чувствуем. Они - люди, что то, что они делают, активирует боль или гнев, которые уже есть внутри нас, и на самом деле мы не выражаем его в отношении человека или людей, которые действительно являются причиной этой боли.

Хотя нам это не нравится, эти люди, которые появляются в нашей жизни и которые, кажется, отнимают у нас самое худшее, на самом деле то, что они делают, говорит нам и напоминает нам, что у нас есть внутреннее что-то, что можно решить из прошлого, и что сейчас в этом присутствующие, действующие в нас с этими людьми, которые появляются.

372 Эта и другие гипотезы происхождения гнева описаны: David W. Augsburger, "Anger and Aggression", in Clinical Handbook of Pastoral Counseling, ed. Robert J. Wicks, Richard D. Persons, and Donald E. Capps (New York: P&ulist Press, 1985): 482–501; R. E. Butman, "Anger", in Baker Encyclopedia of Psychology, ed. David G. Benner (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1985), 58–60.

373 Эта точка зрения лежит в основе теории Конрада Лоренца, см.: Konrad Lorenz, On Aggression (New York: Harcourt, Brace & World, 1966). Согласно одному автору, гипотеза инстинктивного происхождения гнева - «это смесь анекдота, потока аналогий, бессистемной журналистики и неопределенных понятий… В определенном смысле, согласно этой гипотезе, никто не может нести ответственность за гнев, поскольку агрессивные побуждения аккумулируются и, независимо от желаний индивида, выражаются в экспрессивном поведении… Однако принять то, что имеется какая–то неведомая и непознаваемая аккумуляция невидимой и неизмеримой энергии, за некое научное объяснение агрессивного поведения - значит держаться мифологических представлений, не имеющих под собой почти никакой солидной базы и по большому счету несостоятельных в свете научных свидетельств» (А. P. Goldstein, "Aggression", in Concise Encyclopedia of Psychology, ed. Raymond J. Corsini , 35).

В «худшем случае» мы почти ничего не выражаем. Мы закрываем и сохраняем эти эмоции внутри себя, и мы делаем вид, что все идет хорошо, и что ничего не происходит, но внутренне движется в одном. В этом случае мы стараемся придать другим людям хорошие качества, мы не сломаем тарелку, мы все допускаем, мы ни с кем не вступаем ни в какие конфликты, и мы никому не мешаем. В некоторых случаях можно дойти до того, что не сможет больше переносить эту ситуацию, идя в другую крайность. То есть, эксплуатируя, не замалчивая что-либо, даже добираться, чтобы сказать то, что действительно не ощущается.

374 Фрустрация - состояние подавленности, тревоги, возникающее у человека в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей.

Причин, порождающих гнев, пожалуй, может быть столько, сколько имеется ситуаций и человеческих действий, которые нарушают душевное равновесие. Тем не менее можно выявить некоторые общие причины.

Поскольку человек был настолько тихим и хранил столько боли внутри, что он даже не допустит минимума, но до крайности, даже в некоторых случаях не желая слушать других, будь то навсегда или плохо. Как будто мы так много внутри нас находили, что теперь нам нужно вытащить это, что угодно.

И один случай, и другой, являются двумя крайностями, и, как мы все знаем, концы в конце просто касаются, то есть они на самом деле одна и та же проблема, но выражаются по-разному. Поэтому ни тот, ни другой не лучший и не худший способ выразить внутреннюю проблему, есть только два способа выразить ту же проблему.

1. Биология. В популярной книге, посвященной вопросам гнева 375 , Карол Таврис рассказывает об одном мальчике, который ладил всегда со всеми, если не считать периодических приступов раздражения. Иногда, без явной причины, он приходил в состояние яростного возбуждения, напоминавшее эпилептический приступ. После приступа мальчик обычно плакал и просил прощения, говоря, что ничего не может поделать с собой.

Зеркальная техника работает очень хорошо для такого типа случаев, поскольку она показывает нам, что нам не нравится в нас, что нам не нравится в других. Другие могут отражать нас одним из следующих способов. То, что мы делаем, но с собой. Они показывают нам другую крайность, где мы можем быть. Например, нам не нравятся эгоистичные люди, которые только смотрят на себя и могут размышлять, что мы постоянно для других, но мы не для себя, и мы даже отдаем приоритет другим перед нами. Это крайность, которая может быть отражением того, кого мы называем эгоистичным.

375 Carol Tavris, Anger: The Misunderstood Emotion (New York: Simon & Schuster, 1982).

Причиной этих вспышек ярости оказались бананы. После употребления мальчиком бананов нейрохимические реакции в его мозгу изменялись, и это находило отражение в ярости и агрессивном поведении. Как только бананы исключили из рациона питания, приступы гнева прекратились.

Этот случай не совсем обычный; гнев не всегда можно так просто объяснить и излечить. Однако имеются свидетельства, что аллергии, заболевания мозга, нарушения обмена веществ и, быть может, генетические аномалии способны вызывать гнев или особую предрасположенность к нему, по крайней мере у некоторых людей 376 .

Хотя мы также должны признать, что то, что нам наиболее трудно распознать и видеть в себе, является нашей эгоистической частью, которую мы все имеем. Потому что, когда, например, в этом случае, когда человек дает себя только другим и ничего для себя, хотя на первый взгляд кажется, что это нечто противоположное тому, чтобы быть эгоистичным, на самом деле, намерением, скрытым в фоновом режиме, Он также эгоистичен.

Хотя мы делаем это как действие, которое мы делаем по отношению к другим и во благо других, на самом деле мы делаем это, чтобы заполнить нашу пустоту через других. В случае, если мы находимся в крайней противоположности тому, что делает другой, мы будем отвергать этих людей, но на самом деле у этих людей такой же внутренний конфликт, как у нас.

376 Ibid.; исследования случаев насилия и жестокого обращения в семье, во многом обобщенные д–ром Грантом Мартином, также содержат указания на биологическое происхождение агрессии; см.: Grant L. Martin, Counseling for Family Violence and Abuse (Waco, Tex.: Word, 1987).

2. Несправедливость. Как мы видели выше, именно несправедливость вызывает гнев Божий; точно так же несправедливость должна вызывать гнев и у верующих людей. Задумайтесь, например, о действиях Иисуса, Который очистил храм от меновщиков. В Библии не говорится, что Христос разгневался, однако тот факт, что Он опрокинул столы, резко обличал их за пренебрежение к дому Божьему, подразумевает гнев. Этот гнев возник в ответ на имевшее место оскорбление. Ясно, что такое отношение является одной из самых веских, обоснованных причин гнева (быть может, единственной причиной его), но именно несправедливость в качестве причины гнева упоминают в последнюю очередь.

У властолюбия очень большой износ энергии, чтобы попытаться перестать чувствовать себя неполноценным, поэтому он так поступает. Мы можем найти противоположную ситуацию, когда вы чувствуете себя очень сердитым и злитесь на людей, которые молчат и ничего не говорят и у которых, похоже, не хватает кипения и кто не сталкивается с кем-то и ему нужно бояться. В последнем случае мы можем оказаться в крайнем случае пытаться постоянно демонстрировать другим то, что мы стоим, насколько мы независимы и постоянно показываем, насколько мы хороши в том, что делаем.

3. Фрустрация. Говоря о фрустрации, мы имеем в виду препятствие (некое событие, личность или физический барьер), которое мешает достижению той или иной цели. Состояние фрустрации возникает от того, что: а) кто–то сделал или не сделал чего–либо, б) происходят нежеланные события и складываются неприятные обстоятельства, в) мы по своей вине терпим неудачи или неспособны достичь той или иной желанной цели. Степень фрустрации зависит от того значения, которое мы приписываем этой цели, размеров препятствий и продолжительности ситуации. Опоздание на работу вызывает умеренный стресс, поскольку по дороге вам пришлось не раз тормозить на красный свет светофора. Стресс бывает больше в том случае, когда вы, например, проваливаете важный экзамен, вам отказывают в продвижении по службе или вы заболели и не можете вылечиться. Отсюда не следует, что реакция гнева усиливается по мере того, как повышается уровень фрустрации, однако потенциальная опасность все–таки существует.

Невозможно избежать попытки убедить или заставить других посмотреть, насколько хорошо мы это делаем. Но проблема в обоих случаях одна и та же, отсутствие уверенности в одном, но выраженное по-разному. Когда кто-то понимает, что у другого есть такая же проблема, как и у нас, но выражается по-другому, мы перестаем отвергать их, мы начинаем их понимать, и мы начинаем смотреть на самих себя, чтобы решить, что принадлежит нам. Мы перестали судить о них и судить о себе, и в центре внимания мы начали противостоять ему, изменить его и решить.

То есть, чтобы выделить нашу энергию в чем-то, что помогает нам укреплять себя и не терять энергию в чем-то, что никому не способствует. Много раз легче использовать дорогу быстрее и легче, она наиболее удобна, хотя она ничего не решает, и она может быть даже скрытой ловушкой для нас самих. Вместо того, чтобы идти прямо лицом к лицу и решать нашу проблему, вступая непосредственно в то, что действительно больно или просто, что мы смущены. Боль, горе, чувство вины или стыд за то, что мы жили, и то, что мы чувствовали, например, с нашим отцом или нашей матерью или нашими братьями.

4. Угроза и оскорбление. Гнев часто возникает в ситуации, когда человек ощущает себя отверженным, униженным, оскорбленным, несправедливо обвиненным и так далее. Порой мы чувствуем, что ближние требуют от нас слишком многого, имеют в отношении нас нереальные ожидания или поступают по отношению к нам несправедливо. Угрозы подобного рода снижают нашу самооценку, напоминают нам о нашем несовершенстве и делают нас такими ранимыми, что гнев и агрессия возникают как ответный удар. Иногда гнев становится попыткой скрыть, что мы оскорблены или испытываем страх; и это в какой–то мере улучшает наше самочувствие, но за чужой счет. По мнению одного психолога, обида и гнев ходят рука об руку. «Через несколько секунд после того, как событие породит в нас чувство обиды, стремительно поднимается и проникает в сознание иное чувство - гнев» 377 . Этот гнев возникает столь быстро и столь явно, что очень просто проглядеть, пропустить обиду, которая появляется прежде гнева.

Проведение его там спасло и выразило это по отношению к другим людям, которые не имеют ничего общего и которые, как мы считаем, действительно делают нас несправедливыми или вредными. Мы становимся способными выразить этот гнев, гнев или негодование по отношению к людям, которые кажутся нам в жизни, и мы чувствуем себя «сильными», выражающими их и даже гордящимися нашим собственным характером и что никто не собирается меня менять. Это заставляет нас чувствовать себя «очень хорошо» с собой, быть в состоянии контролировать другого человека.

Либо из страха оказаться перед нашим отцом, либо бояться причинить им боль, потому что это было что-то с детства, и теперь нет смысла выводить его на свет, даже если это все еще внутри нас. Но мы должны четко понимать одно, независимо от того, имеет ли это смысл или нет, что ощущение прошлого сохраняется в одном в настоящем и не может быть освобождено до тех пор, пока оно не будет выражено с человеком, который ему соответствует. Весьма вероятно, что человеку не понравится то, что они собираются услышать, и это может повредить, но это часть их личной работы.

377 Paul Welter, How to Help a Friend (Wheaton, III.: Tyndale, 1978), 109.

Хорошо известно, что одно и то же событие может разозлить одного человека и, по всей видимости, даже не затронуть другого. Частично эти различия зависят от личностных особенностей или оттого, как по–разному воспринимается разными людьми одна и та же ситуация. Как вы реагируете, когда кто–то пересекает вам дорогу или обгоняет, чтобы припарковаться там, где хотели остановиться вы? Одни водители отреагируют гневно и примут решение расквитаться с обидчиком, так как воспримут это как вызов: они сочтут, что обидчик усомнился в их умении водить автомобиль или оспорил их право припарковаться там, где им хочется. Другие, быть может, испытают раздражение, но подумают, что если этот парень только так и может подчеркнуть свое превосходство, значит у него проблемы. Рассердимся мы или нет, зависит от того, с какой точки зрения мы станем оценивать эту ситуацию.

У каждого есть своя личная работа, и каждый сталкивается со своими страхами и чувствами. Если мы никогда этого не сделаем, мы никогда не позволим другому человеку иметь возможность разобраться в этом и решить его и даже избавиться от него, хотя это будет зависеть от того, хотят ли они его решить. Поскольку решение всегда будет их решением.

Таким образом, мы больше не только освобождаем себя и ставим себя на место в отношении других, но также предлагаем им возможность, чтобы они могли видеть, если они хотят видеть, и они могут также освободиться от этого прошлого, что влияет на них. внутренне в них. Что касается наказания, например, в моем случае, у меня было много горя, спасенных в результате ракового процесса, который мой отец прожил 2 года, жаль, что он страдает, и увидеть, как мои братья и мама имеют такое плохое время. Это спасло горе, постепенно меня отталкивало и не понимая этого.

5. Обучение. Поданным антропологических исследований 378 , люди, относящиеся к разным культурам, гневаются по–разному и внешние (экспрессивные) проявления гнева у них также различны. Наблюдая или слушая других (в том числе и по телепередачам), мы учимся не только тому, как действовать, когда мы испытываем чувство гнева, но и тому, на какие ситуации стоит реагировать. Один душепопечитель, работающий с легко возбудимыми подростками, пришел к выводу, что «почти во всех случаях хотя бы один из родителей таких подростков был сам личностью, склонной выдавать ярко выраженные реакции гнева» 379 . Наблюдая за ближними, дети и взрослые учатся тому, как и когда приходить в ярость.

Есть люди, которые используют скорбь, чтобы стать жертвами, но на самом деле они не чувствуют жалости, это душевная боль, это не страдание, внутренне пережитое. Когда вы чувствуете эту боль внутри своего тела, это жаль любви. Существует фильм, где все это показано очень четко, и это называется «монстр приходит ко мне», это рекомендуемый фильм с сообщением, и это также фильм, который помогает нам задуматься о нашей жизни.

Иногда то, что мы молчим, очень приятные чувства по отношению к другим и что мы еще не выразились, много раз из-за стыда или потому, что мы не знаем, как выразить это, так как мы никогда не выражали это раньше. Это как если бы это был наш секрет, который может показаться глупым, но для нас это очень важно выразить. Мы живем в секрете для нас. Этот вид секретов, в момент выражения их и выведения их, заставляет нас чувствовать себя намного лучше, как ощущение, что что-то тяжелое внутри нас больше не существует.

378 Cited in Tavris, Anger, chap. 2.

379 Ray Burwick, Anger: Defusing the Bomb (Wheaton, III.: Tyndale, 1981), 19.

«Не дружись с гневливым, - читаем мы в Притчах (22:24,25), - и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою».

Оружие против гнева

«Говорят, что гневливый человек напоминает спичку: у нее, как известно, головка есть, а мозги отсутствуют, и поэтому она быстро вспыхивает», напоминает известный психотерапевт Гириш Патель, автор тренинга «Понимание и преодоление гнева». Тренинг- семинар на эту тему, состоявшийся в мае 2010 года на базе санатория-профилактория Казанского моторостроительного объединения и продолжавшийся во время 2-часовой прогулки на теплоходе по Волге, помог его участникам, жителям столицы Татарстана, ответить на следующие важные вопросы:

Такие вещи, освобождают большую часть этого внутреннего гнева, что на самом деле является яростью к нам за то, что мы не выражаем такого рода чувства, которые важны для нас. Кажется, что, если мы чувствуем гнев, это потому, что мы содержали гнев по отношению к другим в прошлом, но во многих случаях это не так. Реальное чувство, чтобы выбраться - это другое чувство, очень отличное от ярости. Гнев вызван болью, которая заставляет нас не говорить о том, что важно для нас.

Какие признаки и признаки приводят нас к осознанию того, что мы не работаем и что мы не сталкиваемся. Возможный сигнал, когда кто-то говорит, не сможет сказать такого человека такую ​​вещь и то, что мы не считаем, сознательно или бессознательно влияет на отношения, которые мы имеем с этим человеком. Мы обычно не говорим об этом, чтобы не навредить другому, но на самом деле мы уже причиняем ему боль, потому что каким-то образом он уже вмешивается в отношения, которые мы несем. Другой может навредить тому, что мы собираемся сказать, но эта боль сможет привести его к пониманию многих вещей и даже освобождению себя, если он захочет работать, но это уже работа другого.

— действительно ли мы можем решить проблемы, возникающие в нашей жизни, не испытывая при этом гнева?

— почему, даже понимая, что – это плохо, мы все-таки продолжаем гневаться?

Как нам окончательно победить эту слабость?

Возможно, те мысли, которые звучали во время диалога с казанцами, помогут и вам сохранять самообладание и жизнерадостность даже в самых сложных случаях.

Первый шаг

ГНЕВ: ЗА или ПРОТИВ?

Во-первых, поймите, что гнев – это всегда плохо. «Праведный гнев », «справедливый гнев» и тому подобное – все это не более чем красивые слова, которыми мы пытаемся оправдать собственное бессилие перед своими недостатками. Помните: даже если демонстрация гнева принесла вам желаемые результаты, они недолговечны и дорого вам обойдутся.

Мне часто говорят, что гнев полезен для здоровья. При этом обычно ссылаются на то, что подавление эмоций может вызвать много заболеваний, включая даже рак. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, правы лишь частично. Действительно, подавлять эмоции – это нехорошо для нашего психического и физического здоровья. Но и гнев как метод «выпустить пар», «провентилировать свои эмоции» тоже неэффективен! Данные научных исследований свидетельствуют об обратном: каждый эпизод гнева делает вас все более гневливым человеком, укрепляет ваше враждебное отношение к другим людям. В конечном счете, гнев превращается для вас в привычную реакцию на любой мало-мальски серьезный раздражитель.

– это эмоция, ведущая к психологическому параличу. В случае физического паралича человек не может управлять своими конечностями, и точно так же из-за гнева мы утрачиваем способность управлять своим интеллектом. Можно сказать, что гнев – это временное помешательство. Потеря самоконтроля, неестественно громкий голос, выпученные глаза, хаотичные движения конечностей, агрессивность- разве не те же признаки мы наблюдаем в поведении буйно помешанного? И самое главное сходство: охваченный гневом человек, подобно человеку безумному, пребывает во власти иллюзии, принимает нереальное за реальность.

Наконец, гнев чрезвычайно пагубно сказывается на нашем физическом здоровье, нанося непоправимый ущерб мышечной, иммунной, пищеварительной и другим системам нашего организма, нарушая работу сердца, сосудов и головного мозга.

Мы не можем освободиться от гнева до тех пор, пока не сказали себе определенно: «Да, гнев – это плохо. Он мне вредит». Не оправдывайте гнев, приводя для этого такие формулы- заклинания: «полностью избавиться от гнева невозможно» или «гневаться – это необходимо».

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Наше поведение представляет собой спектр: на одном конце – подавление своих эмоций , на другом- агрессивное поведение. Самый лучший вариант- золотая середина. Это так называемое ассертивное (спокойное, уверенное) поведение. Не нужно подавлять гнев, и злиться тоже не нужно. Делитесь с другими людьми своими мыслями и чувствами, открыто говорите им о том, что вас не устраивает, сохраняя при этом внутреннюю стабильность. Ассертивность – единственный из трех вариантов поведения, который обеспечит вам хорошее психическое и физическое здоровье.

Участникам своих семинаров я часто предлагаю выполнить такое упражнение: разбиться на пары и попробовать разозлиться на своего партнера. У них это никогда не получается. Напротив, они воспринимают это упражнение как забаву, способ сломать лед и наладить с партнером дружеские отношения. Почему? Потому что у них нет повода для гнева. Гнев не бывает без причины. Поэтому второй шаг на нашем пути состоит в том, чтобы выявить типичные причины, чаще всего вызывающие у нас гнев, и устранить их.

Выяснение того, что же именно вызывает вспышки гнева в вашем конкретном случае, потребует от вас индивидуальной работы над собой, интровертности и самонаблюдения. Ни один тренинг не даст вам готовых рецептов. Мы, однако, приведем здесь насколько типичных причин гнева и схем по их преодолению. Возможно, вы найдете в этом списке и вашу причину, или, по крайней мере, вам станет яснее, как эту индивидуальную причину выявить.

Причина №1 . Наши исследования показывают, что в 30% случаев мы гневаемся, если поведение других людей не отвечает нашим желаниям. Это ущемляет наше эго, и мы раздражаемся. Если это так, вам помогут несколько полезных советов. Преодоление этой причины гнев (равно как и большинства других причин) возможно, если вы внятным, спокойным языком объясните самому себе, почему вам следует измениться. В нашем тренинге мы называем такое объяснение «нахождением логики ». Наш интеллект понимает язык логики . Если вы сможете убедить себя, вы сможете эту причину преодолеть.

Решение 1. Вот один пример такой логики. Объясните себе: возможно, своими грубыми словами вы добились от человека исполнения вашего желания. Слова могут скоро забыться, но те чувства, которые вы у этого человека вызвали, он будет помнить всегда. Возможно, вы потом извинитесь, но ведь слово- не воробей, вылетит- не поймаешь. Всего один эпизод гнева – и все то хорошее, что вы делали для другого человека, долгие годы, будет взорвано, как атомной бомбой. Готов ли я на такое соотношение «цена- качество»?

Решение 2. Другой пример. Поймите: никто не может разозлить вас без вашего на то согласия. Вы говорите: «Этот человек поступил неправильно, и поэтому я разгневался». Получается, что вами управляет поведение другого человека! А разве вам нравится, если вами манипулируют другие? Если не нравится, то почему вы это допускаете? Заявите себе: «Я хочу быть хозяином своего настроения»!

Решение 3. Если другой человек ведет себя не так, как вам хочется, скажите себе: «А почему, собственно, он должен делать так, как хочу я? Ведь он или она –это отдельная, самостоятельная личность, у которой есть право вести себя так, как она считает нужным. Даже если человек на 50% ведет себя так, как я от него ожидаю, мне стоит радоваться этой удаче».

Решение 4. Часто говорят, что весь мир- театр, а мы в нем актеры. Если в спектакле или фильме все персонажи положительные, такой спектакль или фильм, скорее всего, будет скучным. Интерес вызывает интрига, борьба, преодоление. И в спектакле жизни это вещи тоже необходимы.

Решение 5. «Все должно идти так, как я хочу, и никак иначе». Это инфантилизм. Возможно, когда вы были ребенком, родители исполняли все ваши требования. Но ведь супруг (супруга), начальник, коллеги, соседи по лестничной клетке – это не ваши родители, и вы не их ребенок! Прибегнув к такой логике, вы можете справиться со своим негативным отношением.

ПРИЧИНА №2 . Еще одна типичная причина гнева: стремление контролировать других, управлять ими. Мы склонны думать, что когда мы гневаемся, наши дети лучше учатся, а подчиненные лучше работают.

Решение. На самом деле это не так. Гнев родителя никогда не был хорошим стимулом для учебы. Чтобы убедиться в этом, вспомните свои собственные детские годы. Над вечно раздраженным боссом рано или поздно начинают подсмеиваться. Вы зашли в офис- ваши подчиненные работают; вы повернулись к ним спиной- они строят вам рожи.

ПРИЧИНА №3 . «Я нетерпим к любой лжи, к неправде. Я гневаюсь, если другие врут».

Решение. Опять же поймите логику: если вы будете принимать другого таким, каков он есть, у него не будет необходимости вам врать. Если вы терпимы, он будет откровенен с вами, не станет скрывать свои ошибки. Ваш гнев идет в разрез с вашим же желанием! Вы хотите, чтобы ваши дети и подчиненные говорили вам правду. Но поскольку вы гневаетесь , вы вызываете у них страх. И поскольку они бояться вас, увеличиваются шансы того, что они будут вам врать.

ПРИЧИНА №4 . «Меня просто бесит несправедливость!»

Решение. Конечно, с несправедливостью мириться нельзя, но ведь гнев не восстанавливает справедливость. Мотивация и гнев — это не одно и то же. Да, вы можете испытывать сильнейшую мотивацию к тому, чтобы искоренить несправедливость. Вы можете организовать целое общественное движение для борьбы с этой самой несправедливостью. Но наилучших результатов вы добьетесь лишь при условии, что сохраните внутреннюю устойчивость и спокойствие.

ПРИЧИНА 5 . Есть причины более глубокого психологического свойства. Допустим, в ходе дискуссии вы видите, что ваш оппонент берет вверх, а вы проигрываете. В такие моменты вы склонны разгневаться и оборвать разговор, чтобы не потерпеть окончательного поражения.

Решение. Возможно, прервав разговор сегодня, вы извлекли из этого определенную тактическую выгоду, скрыв свою некомпетентность. Но стратегически бывает гораздо полезнее признать сегодняшнее поражение, чтобы затем серьезно поработать над своей аргументацией и победить в следующей дискуссии. Иначе вы привыкаете в любых ситуациях пользоваться этим оружием – обрывать разговор, а это нехорошо и к тому же не всегда возможно.

ПРИЧИНА №6 . Иногда мы гневаемся, чтобы скрыть свою слабость. Почему часто теряют самообладание хронически больные или пожилые люди? Они думают: я старый, слабый, меня игнорируют, я никому не нужен…

Решение. Попробуйте объяснить другим людям свои чувства, не стесняясь этого. Важно, чтобы другие начали лучше понимать вас. Тогда они будут более готовы к сотрудничеству. Кроме того, стоит задуматься над своим комплексом неполноценности и повысить самооценку. Почаще напоминайте себе о своей уникальности, о своих сильных сторонах; составьте их список на листе бумаги и время от времени заглядывайте в него.

ПРИЧИНА №7 . Иногда причины гнева носят исключительно физический характер, например, вы голодны или не выспались.

Решение. Лучше всего, если мы едим понемногу, но часто (4-5 раз в день). Если вы чувствуете, что хронически недосыпаете и из-за этого раздражаетесь, может быть, стоит на какое-то время уменьшить работу и как следует отдохнуть, чтобы потом взяться за дело с новыми силами.

Третий шаг

ВРЕМЯ И МЫСЛИ

После выяснения причин вашего гнева и нахождения логики, используйте два главных сокровища: Время и Мысли.

У нас, в отличие от уже упоминавшейся спички, имеются мозги. Проблема в том, что в сложной ситуации нам не хватает времени, чтобы ими воспользоваться. Ведь даже для того, чтобы просто задать себе вопрос: «Разве если я разгневаюсь, будет лучше?», нам нужно какое-то время. Вся проблема с гневом – в том, что она не дает нам этого времени: стоит чему-то произойти – и ба-бах! Мы взрываемся. В этом случае может помочь простой совет: подождите, отложите вашу реакцию на сутки. Не можете на сутки- подождите хотя бы час, хотя бы одну минуту. Выпейте стакан воды, сделайте два-три глубоких вздоха и выдоха, и только после этого приступайте к решению проблемы. Если раздражение вызвало пришедшее к вам письмо не отвечайте на него в тот же день. Подождите до завтра.

На самом деле к гневу приводят не ситуации (нечто внешнее, от нас не зависящее), а наши собственные мысли. Никакая, даже самая возмутительная ситуация не вызовет у меня гнева до тех пор, пока я не начну о ней думать. А это значит, что победа над гневом всегда в наших и только в наших руках!

Гнев гораздо проще победить, если вы уловили его зарождение еще до того, как он проявился. В 99 случаях из ста мы замечаем наш гнев, когда уже перешли на крик, хлопнули дверью или разбили тарелку. Но в о время уже поздно что-либо исправлять. Вот почему так важно быть очень чутким к своему внутреннему состоянию. Как?

Мой совет: делайте вообще все, что делаете, осознанно. Скажем, вы просто гуляете, но даже это делайте осознанно: ощущайте, как движутся ваши руки и ноги, как вы дышите, что чувствуете. Вы принимаете душ, завтракаете, едете на работу… делайте все это осознанно. Эта практика поможет вам все время быть в контакте с вашими эмоциями. Вы заметите: да, сейчас может проявиться гнев. И тогда вам будет легко его предотвратить.

Очень полезны в этом отношении различные техники релаксации и медитации. По своему опыту могу сказать, что удивительно действенный способ поддерживать самообладание и контроль над собственными эмоциями – это медитация раджа- йоги по системе Брахма Кумарис, которую я практикую уже несколько десятилетий. Опыт врача и просто человека убеждает меня в том, что эта система медитации оказывает существенное оздоровляющее воздействие на организм, помогая справляться со стрессами и напряжением, и формируя позитивное отношение к жизни.



Похожие статьи
 
Категории