Значение волконский сергей михайлович в краткой биографической энциклопедии. Сергей михайлович волконский

19.02.2019

Волконский Сергей Михайлович
(04(16).05.1860, имение Фалль, Ревельского уезда Эстляндской губернии - 25.10.1937, Ричмонд, США)

Биографические сведения

Писатель, критик, театровед, педагог. Внук декабриста С.Г. Волконского по отцовской линии и потомок М.В. Ломоносова и Бенкендорфов по материнской линии. Получил прекрасное образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

В конце 80-х начале 90-х гг. ХIХ в. Волконский был предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии и членом Учредительного совета в г. Борисоглебске, где, как и в с. Павловка того же уезда, Волконские имели свои родовые усадьбы (ныне Воронежская область).

В 1896 г. Волконский был приглашён в Америку для чтения лекций по русской истории и русской литературе. Им были прочитаны лекции в ряде университетов США. Лекции были изданы на английском, немецком и дважды на русском языках, вызвав положительные отзывы в критике

С конца 80-х гг. ХIХ в. Волконский выступал как художественный критик, разрабатывая общефилософские и нравственные вопросы искусства. Тогда же делал попытки стать актёром и режиссёром. С 1896 г. Волконский - камергер, а с 1899 по 1901 г. - директор императорских театров. Подал в отставку после конфликта с балериной М. Кшесинской.

С начала ХХ в. целиком посвятил себя театральной критике, изучению теории и практики режиссуры, актёрского мастерства, декламации. Издавал книги, оказавшие влияние на эстетику русского театра этого периода («Выразительное слово», «Выразительный человек»; обе - 1913). Волконский публиковался также в журналах «Аполлон», «Студия», «Мир искусства», «Ежегодник императорских театров» и др., поддерживал новаторские тенденции на русской сцене. В 1910-е гг. Волконский горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроза, посетил его школу в Хеллерау. Начал пропагандировать собственную «универсальную систему движений человеческого тела», создал в Петербурге Курсы ритмической гимнастики, издавал специальный журнал.

Библиография

1. Сергей Михайлович Волконский: (к 140-летию со дня рождения) // Тамб. даты. 2000 год: рек. библиогр. указ. - Тамбов , 1999. - С. 43–45.

2. Карцева, Г.А. Сергей Волконский и Тамбовская земля // Культурная жизнь Тамбовского края: материалы регион. науч. конф., 19 мая 1995 г. - Тамбов , 1995. - С.64–67.

Хот-Спрингс, Виргиния , США) - русский театральный деятель, режиссёр , критик, мемуарист, литератор; камергер , статский советник .

Родился в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль (нем. Schloß Fall ) под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star Media

    ✪ Очень красивый фильм-сказка "Марья-искусница" / 1959

    ✪ Вышка. Выпуск 3. (23.06.2013)

    ✪ Вышка. Выпуск 6. (14.07.2013)

    Субтитры

Предки

Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских , берущего начало от святого князя Михаила Черниговского , убитого в Золотой Орде в 1246 году .

Среди Волконских было много выдающихся государственных деятелей; один из них, светлейший князь Пётр Михайлович Волконский - прадед Сергея Михайловича по линии матери.

Другой прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф , был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» - шефом жандармов, особо доверенным лицом императора Николая I .

Дед Волконского по материнской линии, Григорий Петрович - гофмейстер , действительный статский советник . Музыкант, обладал великолепным басом. Принадлежал к кружку братьев Вьельгорских и кн. Одоевского - в сущности, первого музыкального общества России.

Карьера

Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Все его посты - уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Единственная награда - орден Льва и Солнца второй степени, высочайше пожалованный по случаю визита персидского Шаха. Тем многообразнее его деятельность вне официальных сфер.

Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. Самый известный пропагандист и популяризатор метода Жак-Далькроза в России, основатель Курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции - постоянный сотрудник газеты «Последние новости », театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии - её директор, педагог многих школ балета и танца.

Гимназия. Эрнесто Росси. Увлечение театром. Интерес к актерской технике

Волконский получил разностороннее домашнее образование, затем в 1872 году поступил в IV Ларинскую гимназию (Васильевский остров, Санкт-Петербург). К гимназическим годам относится первое знакомство с театром. В 1877 году познакомился с Эрнесто Росси во время его гастролей в Санкт-Петербурге, заинтересовался актёрской техникой. Росси, блестящий представитель «школы представления», великолепно владел телом и голосом, его актёрская техника стала для Волконского эталоном на многие годы. Именно на спектаклях Росси Волконский впервые увидел, что «как» на сцене не менее важно, чем «что». Под влиянием Росси Волконский и обратился к вопросам актёрской техники, выразительности жеста и голоса. В 1880 году Волконский закончил гимназию и перед поступлением в Университет совершил несколько поездок по Европе.

Университет. Театр. Земство

В сентябре 1881 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Увлечение театром продолжалось. Волконский с братьями и сестрой начали устраивать домашние представления. Затем театральное поветрие охватило весь Петербург. Режиссёром любительской труппы стал актёр Михайловского театра Шарль Андрие, которому, как пишет Волконский, он был обязан первыми знаниями в области актёрской техники. Волконский играл роль Федора в любительском великосветском спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» , состоявшемся в доме Волконских на Гагаринской набережной. Первая постановка пьесы на русской сцене (тогда запрещенная на сцене Императорских театров). В 1891 году исполняет роль папского нунция Миранды в спектакле «Царь Борис» , на сцене придворного театра «Эрмитаж» , также первая постановка на русской сцене. 2 мая 1892 года Волконский впервые выступает публично, на вечере у Н. В. Дризена с лекцией «Художественное наслаждение и художественное творчество»; выступление на вечере Дризена получило значительный резонанс в художественных кругах Петербурга. Молодому автору удалось на внятном языке, хорошо аргументированным образом изложить традиционно считавшиеся «туманными» положения восприятия и эстетики, различия между понятиями искусства и красоты. В этом же году выходит его первая статья «Art et Beauté», Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris. В эти же годы Волконский начинает активно участвовать в земском движении , работая в своем уездном городе Борисоглебске и имении Павловка

Первая американская поездка. Всемирная Выставка в Чикаго. Конгресс Религий. Кругосветное путешествие

Директор Императорских театров

22 июля 1899 года Волконский был назначен на пост Директора Императорских театров . Назначение это вызвало довольно большой разброс мнений. Волконский был известен своими театральными взглядами, которые «старой гвардии» представлялись идущими вразрез с установившейся практикой. Прежде всего, это заключалось в резко критическом отношении Волконского к принятому в русском театре примату бессознательного, низкому уровню техники драматических актёров. Зато безоговорочную (в первое время) поддержку Волконский получил от сторонников театральных реформ, в первую очередь - от Михаила Фокина . И не исключено, что, продлись директорство Волконского дольше, многие постановки Фокина, прославившие Дягилевскую антрепризу первых сезонов, увидели бы свет в родных стенах.

При Волконском были поставлены балеты, приготовленные его предшественником на посту директора И. А. Всеволожским - «Арлекинада», «Времена года» и «Испытание Дамиса», а также возобновлено два больших балета Мариуса Петипа - «Камарго» и «Царь Кандавл ».

Волконский привлек к работе многих участников будущих Русских сезонов . В театр пришли художники «Мира искусства » Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере . Балетмейстером Большого театра был назначен А. А. Горский . Сергей Дягилев , нашедший в Волконском отклик многим своим идеям, стал чиновником по особым поручениям, ему было передано издание «Ежегодника Императорских театров », с которым он справился блестяще. «Я в нем [Дягилеве] ценил глубокого знатока искусства во всех его проявлениях» . Первый номер дягилевского «Ежегодника» (сезон 1899-1900) - «эра в русском книжном деле. Это было начало целого ряда последующих изданий, отметивших собой эпоху русской книги. „Аполлон“, „Старые годы“, „Новое искусство“, книги [Г. К.] Лукомского, монографии Бенуа, издания „Сириуса“ (…) - все это вышло из того источника, который открыл Дягилев своим „Ежегодником“» . Волконский начал подтягивать драматическую труппу Императорских театров и столкнулся с сопротивлением актеров. Причиной было его театральное кредо - требование формы, непривычное для русского театра, привыкшего к примату бессознательного, «нутра». Многие страницы «Лавров» посвящены сравнительному описанию театра Европы и театра России, и как же проигрывает последний, его лучшие актёры, малоизвестным, давно забытым актёрам и актрисам театров Парижа, Лондона, Берлина!

В театральной среде исподволь зрело недовольство новым директором. Первый скандал произошёл с Дягилевым. В сезон 1900-1901 гг. Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», что возбудило протест обойденных против подобного «неслыханного нововведения» . Волконскому пришлось взять своё предложение назад. Обиженный Дягилев, в свою очередь, поставил ультиматум, отказавшись от редактирования «Ежегодника», и был уволен. Волконский вынужден был подать в отставку из-за конфликта с М. Ф. Кшесинской . Предлогом стал отказ последней надеть фижмы , полагавшиеся к костюму для выхода в балете «Камарго». При попытке директора наложить на неё штраф, Кшесинская пожаловалась своим покровителям из царской семьи - в результате Волконский был вынужден отменить штраф и, несмотря на многочисленные предложения из придворных кругов, отказался остаться на своём посту. Его отставка была принята 7 июня 1901 года.

Директорство Волконского, если и не произвело кардинальных перемен в Императорских театрах, то все же наметило некоторые сдвиги (обновление репертуара, приглашение великих гастролеров - Томмазо Сальвини , Фелии Литвин и др., приход молодых художников, реорганизация балетного училища, введение класс мимики). Ему самому дало пусть печальный, но ценный опыт: он окончательно укрепился во мнении, что создание нового театра надобно начинать с создания нового актёра. Поэтому, когда в апреле 1917 года Волконскому вторично было предложено занять пост директора, он решительно отказался.

Жак-Далькроз. Хеллерау. Станиславский

В 1910 г. Волконский познакомился с методом музыкально-ритмического воспитания (ритмикой) Эмиля Жак-Далькроза , а также с системой выразительных жестов Франсуа Дельсарта . С 1910-х печатается в журналах «Аполлон», «Студия», «Ежегодник Императорских Театров», «Русская художественная летопись», «Русская мысль» и др., выступая со статьями о методах Далькроза и Дельсарта, в поддержку новых течений в искусстве движения. Работами Волконского заинтересовался К. С. Станиславский , что позднее вылилось в краткое сотрудничество Волконского с МХТ .

Курсы ритмической гимнастики .

В 1912-1914 годах был директором Курсов ритмической гимнастики в Петербурге и издателем-редактором специализированного журнала «Листки Курсов ритмической гимнастики », где регулярно печатались сообщения о развитии ритмики во всех странах мира, о введении этого предмета в различных театрах, школах, студиях. Волконский был автором и режиссёром-постановщиком спектакля-пантомимы «1914», своего рода «выпускного вечера» Курсов - они закрылись с началом Первой мировой войны (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Идея спектакля была более чем проста: показ новейшей истории (1 мировой войны) приемом персонифицирования - так, например, «действующими лицами» были страны - Сербия, Россия, Франция и пр. Роль Бельгии исполняла Тамара Карсавина . Андрей Левинсон отмечал, что спектакль явился первым опытом «самодовлеющего применения метода Жака Далькроза к сценическим задачам большого масштаба»

После октября 1917. Москва-Петроград. 1918-1921. Студии, школы, студии

В начале июня 1914 г. Волконский вернулся в Россию после присутствия на Женевских празднествах. 17 июля - объявление войны. В августе пришлось закрыть Курсы Ритмической Гимнастики, прекратилось и издание «Листков». Волконский переехал в своё имение Павловку Тамбовской губернии, где практически постоянно жил до августа 1918 г. 6 января 1915 г. в Мариинском театре прошёл спектакль «1914», ставший своего рода выпускным вечером Курсов. В феврале 1917 г. некоторое время жил в Ялте. В апреле 1917 г. телеграммой от Головина, управляющего наследием Министерства Двора, был приглашен вновь занять пост директора Императорских Театров, но отказался.

С ноября 1917 г. начал переезжать из города в город Тамбовской губернии, спасаясь от преследования большевистских властей. В апреле 1918 г. состоялось официальное открытие «Выставки Декабристов», был выпущен каталог. «Руками энтузиастов во главе с упрямым князем в народном доме Борисоглебска разместились портреты, документы, вещи, письма - привезенные из Павловки семейные реликвии…» . В мае переехал в Тамбов и на протяжении лета читал лекции в народном университете.

В октябре 1918 г. Волконский приехал в Москву, остановился в доме Алексея Стаховича. Читал цикл лекций «Искусство живой речи» на Драматических курсах Малого театра. Анализ деятельности Волконского, кстати, помогает развеять сложившееся убеждение, что он в 20-х занимался в основном ритмикой. Правильнее сказать, что Волконский занимался актёрской техникой в комплексе, куда входили выразительное движение, выразительная речь, мимика, декламация. Примером этого может служить изучение его работы на Драматических Курсах Малого Театра. Курс Волконского «искусство живой речи». Однако весьма любопытна программа курса, составленная, по всей видимости, самим лектором. В ней есть такие пункты: «Дельсарт и его система», «телесная выразительность, закон противупоставления», «точки отправления, закон последовательности». В графе «предмет» Журнала Драматических Курсов проставлено название предмета Волконского - «законы живой речи», затем просто «речь», и, наконец, появляется название «речь-жесты». Волконский преподавал на Курсах с октября 1918 года по октябрь 1919 года. В Журнале от 10 августа 1920 года появляется запись о том, что кафедра «Закон речи в связи с мимическими движениями» свободна. Видимо, именно такой курс на практике и читал Волконский. (Кстати, ритмику на Курсах преподавала вначале В. А. Гринер , затем - Е. В. Чаянова ). В ноябре закончил книгу «Законы речи».

Некоторое время Волконский читал лекции в Московском Художественном театре и его студиях, а зимой 1918 года входил в Художественный совет МХТ. Отношения со Станиславским складывались весьма непросто, хотя к этому времени Станиславский и начал склоняться к точке зрения Волконского. Однако адепты системы Станиславского, отстаивающие её чистоту пуще самого основателя, немало мешали распространению любой другой точки зрения на проблему актёрской техники. Волконский упоминает, что везде, где бы ему ни приходилось преподавать или выступать с лекциями, его встречали настороженно и принимали далеко не сразу.

В марте-апреле 1919 г. болел тифом, в связи со слухами о его смерти появились некрологи .

Весной того же года Волконский получил письмо от Е. К. Малиновской с приглашением на работу в Директорию Большого Театра. Среди вопросов, которыми занималась Директория, было обсуждение и выработка программы балетного училища.

Мэри Фэрн Фрэнч, невеста князя была дочерью покойного Дж. Уолкера Фэрна, посланника США в Румынии, Греции и Сербии. В детстве она долго жила на Балканах. Когда началась I мировая война, работала сестрой милосердия во французских и американских госпиталях, причем, выезжая на фронт, оказывала помощь и раненым германским солдатам. В 1916 г. приехала в Сербию с лекциями в пользу Красного Креста. Позже долго жила в Париже. Мэри Фэрн Фрэнч - вдова Сета Бартона Фрэнча и невестка Эльси Фитц Симонс, бывшей Эльси Фрэнч Вандербильт. После свадьбы молодые поехали в Америку, навестить дочь княгини от первого брака. Там, в городке Хот-Спрингс, Волконский умер.

Хот-Спрингс (Hot-Springs - Горячие ключи) - горный курорт на северо-западе штата Виргиния, знаменитый своими термальными источниками. По-видимому, одной из целей поездки Волконского была поправка здоровья. Однако 19 октября он заболел и 25 умер. Из Хот-Спрингса его тело везли через весь штат в Ричмонд, столицу Виргинии. Там, 27 октября, его отпели в католической церкви Святого Сердца Господня и похоронили в тот же день на кладбище Холливуд .

31 октября в Русской католической церкви на улице Франсуа Жерар была отслужена панихида по князю Волконскому. В церкви, помимо родственников, присутствовал весь русский Париж

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Волконский С., Мои воспоминания, М., «Искусство», 1992, в 2 томах, т. 2, книга «Родина», с.82.
  3. Там же, с. 142.
  4. Там же, с. 143.
  5. Бенуа А. Н. Воспоминания о кн. С. М. Волконском (некролог). - «Последние Новости», № 6076, 28 октября 1937, с. 4.
  6. Эмиля Жак-Далькроза зачастую называли просто Далькроз; в русской периодике 1900-х годов и позднее можно встретить написание «Жак Далькроз»
  7. А. Левинсон, «1914». Аллегорическое действие кн. С. М. Волконского. - «Аполлон», СПб, 1915, N 1, с. 67 и сл.
  8. Мария Трофимова, Князь Театра. - Театральная жизнь, N18, 1989, с. 22
  9. ЦГАЛИ, ф. 649, оп. 1, е/х 95
  10. П. П. Гайдебуров , «Над могилой Сергея Волконского». - «Записки Передвижного Общедоступного театра», 1919, вып. 20, М.; «Кончина кн. С. М. Волконского», «Жизнь искусства», 1919, № 118, СПб
  11. Д. И. Золотницкий, Зори театрального октября, Л.,"И", 1976, с.355
  12. Marija Trofimova. Кн. С. М. Волконский - театральный критик газеты «Последние Новости». - Rev.Etud.Slaves, Paris, LXIV/4, 1992, p. 735
  13. Кн. С. М. Волконский, Гастроли театра им. Вахтангова: Принцесса Турандот. - Последние Новости, Париж, 14 июня 1928, № 2640
  14. Профсоюзный билет С. М. Волконского хранится в Отделе рукописей Театрального музея им. А. А. Бахрушина
  15. Mrs.Seth French Engaged To Prince. - New-York Times (NY), July 14, 1936, p. 23; М. Трофимова. «Последние дни кн. С. М. Волконского. - „Театральная жизнь“, № 20, 1991. - С. 31
  16. New-York Times, 1937, Oct. 26, p. 17; Richmond (Virginia) Times Dispatch, Oct. 27, 1937, p. 6
  17. Ф. Панихида по кн. С. М. Волконском. - „Последние Новости“, 1937, 1 ноября, N 6064, с.3

Библиография

Сочинения С. М. Волконского

  • Адольф Аппиа - „Аполлон“, № 6, 1912
  • Art et Beaute - Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris, 1892
  • Art of The Stage - „The Outlook“, May-June 1913, p. 747
  • Архив декабриста С. Г. Волконского - под редакцией и с предисловием кн. С. М. Волконского и Б. Л. Модзалевского . Т. 1. До Сибири, ч. 1, Пг. 1918
  • Bilder aus der Geschihte und Litteratur Russland», (перевод A. Hippius), E. Perthes, Basel, 1897 - 1 изд., 1904 - 2 изд.
  • Быт и Бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. - Берлин, «Медный всадник», 1924; М.: Захаров, 2004 (Мои воспоминания в 2 томах, 2 том) - первое полное издание книги в России
  • В защиту актёрской техники. - «Аполлон», N 12, 1911
  • В защиту русского языка (в соавторстве с братом Александром). - Берлин, 1928
  • Васильевский остров (воспоминания) - «Современные записки», № 29, 1926
  • Воспитательное значение ритмической гимнастики Жак-Далькроза. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики», № 2, 1913
  • Выразительное слово: опыт исследования и руководство в области механики, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. - СПб, тип. Сириус. 1913
  • Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). - СПб, 1913
  • Декабристы. - Берлин, «Медный всадник», 1923
  • The Decembrists. The first Russian revolutionists - NY, Thought, v. 3, 8, 1928
  • Die Dekabristen; einzige berechtige Ubersetzung aus dem Russischen, von R.Freiherr von Campenhausen. Riga: G.Löffler, 1926
  • Древний хор на современной сцене. - «Аполлон», № 4, 5, 1913
  • Жан д’Удин. Искусство и жест. - СПб, 1912. Перевод с франц. кн. С. М. Волконского.
  • Жемье и международный театр. - «Встречи», 1934, № 1, с. 111
  • Законы живой речи и правила чтения. - М., 1920
  • Законы мимики. - «Записки Передвижного Общедоступного театра» (вып. 30-31-32), М., 1921
  • Занавеска (новелла). - «Перезвоны», N 29, 1927, Рига - Париж - Харбин - Нью-Йорк
  • Impressions: sketches of American life as observed by a Russian - Chicago, 1893
  • К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести. - СПб: «Новый путь», 1903
  • Каталог выставки декабристов. - Борисоглебск, 1918
  • Конгресс Религий в Чикаго. Впечатления и заметки. - «Вестник Европы», т. 3, СПб, 1895
  • Красота и правда на сцене. - «Аполлон», СПб, № 4, 1911
  • Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. - Берлин, «Медный всадник», 1923;
    • В 2 т. М.: «Искусство», 1992. Т. 1. Лавры. Странствия / Предисл. М. И. Цветаевой. 399 с.
    • В 2 т. М.: «Искусство», 1992. Т. 1. Родина / Послесл. Т. И. Бачелис. 382 с.
    • М.: Захаров, 2004. К сожалению, именной указатель в этом переиздании выполнен очень неряшливо, с многочисленными ошибками.
  • My reminiscences (translated by A.E.Chamot). - London: Hutchinson&Co, 2 volumes, 1924
  • О декабристах. По семейным воспоминаниям. - Петроград, «Начала», 1922; «Русская мысль», Прага, 1922; Париж, издательство Я. Поволоцкого и Ко, 1924; М.: Искусство, 1994
  • О «музыке в драме» [возражения Таирову]. - «Студия», № 5, 1911
  • О русском языке. - «Современные записки», № 15, 1926
  • О языке. - «Звено», Париж, 1926, № 198
  • Очерки по русской истории и русской литературе. - СПб, 1 и 2 изд., 1897
  • По поводу; из воспоминаний о постановках «Ревизора». - «Звено», Париж, 1927, № 214
  • Пантомима. - «Аполлон», N 10, 1911
  • Pictures of Russian History and Russian Literature. - Boston, NY, London; Lamson, Wolffe & Co. 1st ed. 1897; Pictures…, (Lowell lectures), 1898
  • Пластика и музыка - «Студия», № 5, 1911
  • Последний день (роман-хроника). - Берлин, «Медный всадник», 1925
  • Празднества в Хеллерау - «Аполлон», № 6, 1912;
  • Программа лекций по ритмической гимнастике. - «Театр и искусство», СПб, № 13
  • Психологически-воспитательное значение системы. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики». - № 1, 1913
  • Пушкин или Чехов? - «Числа», 1931, кн. 4
  • Разговор.- «Студия», № 1, 1911
  • Разговоры. - СПб: «Аполлон», 1912; М.: Искусство, 1994
  • Рецензии в газете «Последние Новости» - см. полное собрание в: Revue des études slaves , Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735–772
  • Ритм в истории человечества.- «Ежегодник Императорских театров», № 3, 1912.
  • Ритм в сценических искусствах. Доклад на Всероссийском съезде художников. - «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4
  • Ритм на сцене (доклад на съезде художников)
  • Ритмическая гимнастика. - «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», 1913, № 1, с. 17
  • Ритмический институт - Вестник театра, 1920, № 64, с. 13 [подпись: С. В.]
  • Русские имена в театральном деле. - «Русский Альманах» под ред. кн. Н. А. Оболенского и др., Париж, 1930, с. 140-145.
  • Русский балет в Париже. - «Аполлон», № 6, 1914
  • Czlowiek wyrazisty. - Warszawa, I. Rzepecki, 1920
  • Сопоставление. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики», 1914, № 6, с.26
  • Старый медальон (повесть). - «Вестник Европы», № 12, СПб, 1894
  • Статьи в журнале «Звено», Париж, с 1926 года
  • Сценическая обстановка и человек. - «Ежегодник Императорских Театров», № 7, 1911
  • Театральные наблюдения. - «Биржевые Ведомости», № 14607, СПб, 1915
  • М. Алданов . Кн. Сергей Волконский. Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. Два тома. «Медный всадник», Берлин 1923 год. - ж. «Современные записки», 1923, № 17, с. 483-4, Париж
  • Н. Г. Александрова. Ритмическое воспитание. Доклад, принятый на Всесоюзном совещании Советов Физической Культуры - М., 1924
  • А. Александрович. Записки певца. - New-York, издательство им. Чехова, 1955
  • А. Я. Альтшуллер. Театр прославленных мастеров - Л.: «Искусство», 1968, с. 217
  • Я. Апушкин. Дельсарт в России - «Экран», 1922, № 23, с. 9
  • Т. Ахмеджанова - «Волконский необходим…» Очерк об одном эмигранте - «Театр» № 8, 1989, с. 151-156
  • Она же. С. Волконский - контрасты судьбы - «Звезда Востока», № 9, 1989
  • Н. М. Баженов. Выразительное чтение - Харьков, 1960
  • А. Бахрах. Письма Марины Цветаевой. - «Мосты»
  • без автора. Князь Сергей Волконский. «Воспоминания. Родина». Изд. «Медный Всадник», Ревель - Берлин, 1922 год. - «Последние Новости», 1923, 20 января, № 844
  • без автора. Кончина кн. С. М. Волконского - «Жизнь искусства» N 118, Пг, 1919, с.3
  • без автора. Первый выпуск в институте Ритмического воспитания - «Вестник театра», N 51, 1920, с. 7
  • без автора. Успехи ритмической гимнастики - «Аполлон», апрель 1913, № 4, с. 47-48
  • Н.Берберова. Железная женщина. - М., 1991, с. 25-26
  • Она же. Курсив мой. Автобиография. - Мюнхен, 1972
  • Б. В. Бибиков . Отслужить Станиславскому. Воспоминания - «Памир» № 1, 1987, с. 74, 76
  • R. C. Beachem, Appia, Jaques-Dalcroze and Hellerau - NTQ, v. 1, № 2-3, 1985
  • С. Бирман . Путь актрисы - М., ВТО, 1962, с. 61-63
  • C. Bommeli, Vera Griner - Le Rythme, Geneve, bull. 8-9, 1990-1991, p. 24-25
  • М. Борисоглебский (сост.). Материалы по истории русского балета - Л., 1939, т. 2, с. 50-51, 104-115, 300
  • А. К. Бороздин. Русский лектор в Америке - «Исторический Вестник», СПб, 1897, том 69, с.532
  • Н. Д. Волков, Театральные вечера (воспоминания о театрах Москвы 20-30-х годов) - М., «Искусство», 1966, с. 24
  • Кн. Е. Г. Волконская. Род князей Волконских - СПб, 1900, с. 767
  • Кн. С. А. Волконская. Горе побежденным. Воспоминания. - Париж, 1933
  • См. также: Princess Peter Volkonsky. The Way of Bitterness. Soviet Russia, 1920. - London, 1931
  • Волконский, кн. Сергей Михайлович - Брокгауз и Ефрон, Новый энциклопедический словарь, т. 11, с. 416
  • Волконский Сергей Михайлович - М.: Большая советская энциклопедия, 1928, т. 12, с. 738
  • Князь Сергей Михайлович Волконский. - Ежегодник Императорских театров, СПб, 1901-1902, с. 315-317
  • П. П. Гайдебуров . Над могилой Сергея Волконского - «Записки Передвижного Общедоступного театра», вып. 20, апрель 1919, Пг, с. 3-4. Князь Сергей Михайлович Волконский - СПб, 190-1902, с.315-317
  • А. Ежов. Кн. Сергей Волконский. «Последний день». _"Медный всадник", Берлин, 1925. - 546 с - «Студенческие годы», Прага, 1925, N 19, с.33-34
  • М. И. Жаров , Жизнь, театр, кино. Воспоминания. - М., 1967, с.107-108
  • Н. В. Зейфман. Источники по истории правительственной политики в области образования в 1880-х годах и материалы по истории декабризма. (Архив М. С. Волконского) - В сб.: ГБЛ. Записки отдела рукописей, вып. 33. М., «Книга», 1972, с.5-36
  • Д. И. Золотницкий. Зори театрального октября - Л.: «Искусство», 1976, с. 291, 355-357
  • Arnold L. Haskell. Diaghileff. His artistic and private life. - NY, 1935
  • Владислав Иванов. Русские сезоны театра Габима. - М.: «Артист. Режиссёр. Театр». 1999
  • Т. Карсавина. Театральная улица - Л.: «Искусство», 1971, с. 94-96, 106-107
  • В. Киселев. С. М. Волконский - энциклопедия «Балет», М., СЭ, 1981, с. 129
  • П. Кичеев. Добрый почин - «Русское слово», М., 1899, № 225, 16 августа, с.3
  • Князь Сергей Михайлович Волконский - «Новое время», 1901, № 9076, 12 июня, с. 1-2
  • Е. Кончин. Возвращение декабристов - «Советская культура», 1990, 19 мая, с. 16
  • Он же, Приключения «Музея декабристов». - «Турист», 1990, № 12, с. 20-21, илл. на с. 24-25.
  • А. Коптяев. Вечер ритмической красоты (Ж.Далькроз и его ученицы) - «Биржевые ведомости», веч. выпуск, 1912, 21 января, N 12747, с.5
  • Он же. Ритм и красота (демонстрация Института Ритма) - «Жизнь искусства», N 818, 1921, с.2
  • Е. Б. Коркина. Об архиве Марины Цветаевой - В сб.: Встречи с прошлым, Сб. мат. ЦГАЛИ, вып. 4, М., «СР», 1982, с. 430, 432-433, 439
  • Константин Коровин вспоминает… - М., «Искусство», 1971, с. 61, 195, 499, 510, 568, 570, 765
  • И. Кудрова. Последние годы чужбины. Марина Цветаева. Ванв - Париж, 1937-1939 - «Новый мир», № 3, 1989, с. 217
  • Матильда Кшесинская . Воспоминания - М., 1992. См. также: М. Ф. Кшесинская. Воспоминания заслуженной артистки Императорских театров М. Ф. Кшесинской (светл. княгини Романовской-Красинской), машинопись 1957, Париж; Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg - London, 1960, 1973; Souveniers de la Kshessinskaya. - Paris, 1960.
  • Он же. Портреты современников. - Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1955
  • С. Мамонтов. Демонстрация Жака Далькроза - «Русское слово», 1912, 24 января, N 19, с.6
  • F.J. Marker. Craig and Appia, a Decade of Friendship and Crisis, 1914-1924. - Essays theatre, v. 3, p. 69, 1985
  • Н. В. Марков, Ф. О. Фишеров, И. Я. Блинов. Тезисы к сводному докладу «О системе С. М. Волконского» - 6 марта 1928 г., Комиссия Живого Слова при Литературной секции ГАХН, ЦГАЛИ, ф. 941, оп. 2, е/х 22
  • F. Martin a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique. - Neuchatel, 1965
  • Вл. Масс. Роль пантомимы и ритмики в новом театре - «Вестник театра», № 69, 1920, с. 6
  • С. Мельгунов. Кн. С. М. Волконский. «О декабристах по семейным воспоминаниям» - книгоиздательство Я.Поволоцкого, Париж. - «Современные Записки», 1925, № 23, с. 500-505, Париж.
  • Эм. Миндлин. Необыкновенные собеседники - М., СП, 1968, с. 54, 56-61, 68
  • Mrs. Seth French Engaged to Prince - New-York Times (NY), July 14, 1936, p. 23
  • Лекция кн. С. М. Волконского - «Рампа и жизнь», № 46, 1910, 14 ноября, М., с.755
  • «Новый Зритель», N 23, 1927, с. 11
  • Об искусстве актёра. - «Театр», 1910, № 736, с. 9-10
  • А. Е. Парнис, Р. Д. Тименчик. Программы «Бродячей собаки» - Памятники культуры, Новые открытия. 1983, М., с. 210.
  • Потемкин. Мариинский театр. «1914». - «Театр и искусство», М., 1915, № 2, с. 22-23.
  • Prince Wolkonsky Dies in Virginia - Times-Dispatch (Richmond, Va), Oct. 27, 1937, p. 6
  • Prince Wolkonsky Is Dead in Virginia - New-York Times (NY), Oct. 26, 1937, p. 17
  • З. Пунина, Ю. Харламов, Ритм (о системе Жака Далькроза и работе Отделения Ритма Института Сценических Искусств) - В сб.: Ритм и культура танца, Л., 1926, с.15, 32
  • В. П. Россихина Н. Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране - В сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 3. М., 1982, с. 244, 249
  • А. Ростиславов. О театре и музыке на съезде художников. - «Театр и искусство», М., 1912, № 2, с. 33-34
  • Русский литературный архив. П/р М.Карповича и Дм. Чижевского. Нью-Йорк, 1956. (Из писем Цветаевой Ю.Иваску)
  • Ю.Сазонова (Слонимская). Памяти кн. С. М. Волконского - «Последние Новости», N 6111, 18 декабря 1937, с. 4
  • В.Семеновский . Два сюжета - «Театр» № 9, 1981, с. 57
  • Р.Симонов , Творческое наследие. - М., 1981, с. 99, 275
  • Словарь сценических деятелей, вып.3, 1899, с. 19-20. Приложение к журналу «Театр и искусство», № 52, 1899.
  • Вал. Смышляев, Постановка работ в театральных студиях - «Пролетарская культура», N 17-19, 1920, с.67
  • Ипп. Соколов. Против. Ответ Н. Львову - «Эрмитаж», № 14, 1922, с. 9
  • Вл. Соловьев, Собрание сочинений, том 8 (1897-1900) - СПб, 1903, с. 62-65, 96-99
  • Ф. Сологуб. Дрессированный пляс - «Театр и искусство», 1912, 25 ноября, № 48
  • К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. VII, М., 1860, с. 500
  • Г. Струве. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1956, с.18, 186.
  • В. Стуккей. Кн. С. М. Волконский (некролог) - «Журнал Содружества» № 11 (59), ноябрь 1937, Выборг, с. 5-7
  • Е. Я. Суриц, Пластический и ритмопластический танец - «Советский балет», № 6, 1988, с. 47-49
  • Swastica. О «ритмической гимнастике» проф. Далькроза - Ежегодник Императорских театров, 1911, вып. 2, с. 92-96
  • «Театр и искусство», 1899, № 31, с. 533-534.
  • В. А. Теляковский. Воспоминания - Л.-М., «Искусство», 1965, с. 36, 38-39
  • D. Thompson. Another Sun, a play by Dorothy Thompson and Fritz Kortner. - New York, 1940, typewritten. [Премьера сост. 23 фев. 1940 в Национальном театре Нью-Йорка]
  • М. Трофимова. Вспоминает князь Волконский - «Вечерняя Москва», 25 мая 1992
  • Она же. Кн. С. М. Волконский - статья в энциклопедии «Русский Балет», М.: «Согласие», 1997 (онлайн)
  • Она же. Князь театра - «Театральная жизнь», 1989, № 6, с. 25; № 18, с. 21-22
  • Она же. Переписка кн. С. М. Волконского с Эндрью Диксоном Уайтом - Аспирантский сборник. Вып.5. М.: ГИИ, 2009.
  • Она же. Последние дни кн. С. М. Волконского - «Театральная жизнь» № 20, 1991, с. 31
  • Она же. Ритмика и балет. Педагогическая деятельность кн. Сергея Михайловича Волконского в России 1920-х годов. Пермский ежегодник-95 «Хореография», Пермь, «Арабеск», 1995, с. 80
  • Она же. Современница (вступительная статья к воспоминаниям В. А. Гринер) - «Советский балет», № 5, 1991
  • Она же. Сто лет Прекрасной Даме (к 100-летию В. А. Гринер) - «Вечерняя Москва», 5 апреля 1990, с. 4; републиковано в: Le Rythme, Geneve, bull. 8-9, 1990-1991, p. 22-24
  • Она же. Теоретическое наследие Сергея Волконского. - «Балет», 2000, июль - октябрь, (№ 108), с. 58-60.
  • Marija Trofimova. Кн. С. М. Волконский - театральный критик газеты Последние Новости. (Вступительная статья и Полное собрание рецензий, опубликованных в газете). - Revue des études slaves , Paris, LXIV/4, 1992, p. 735-772.
  • А. Турков. Дверь приоткрыта - входи! - «Известия», 3 июня 1992, с. 7
  • А. Усов. Краткий исторический очерк 1917-1928 (ГИМДР - ГИТИС - ЦЕТЕТИС) - В кн.: Пятьдесят лет театральной школы, 1878-1928. Сборник. М., 1929, с. 29
  • . От студии к театру - М., ВТО, 1970, с. 80-81
04 мая 1860 - 25 октября 1937

российский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор

Родился в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль (нем. Schlo? Fall) под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии).

Предки

Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, праправнука Святослава Ярославича Великого, убитого в Золотой Орде в 1246 году.

Среди Волконских было много выдающихся государственных деятелей, например, светлейший князь Петр Михайлович, родоначальник ветви светлейших князей Волконских, прадед Сергея Михайловича по линии матери, - первый министр Императорского Двора, Министр уделов; в его ведении находились Императорские театры обеих столиц. Сопровождал Александра I во всех его путешествиях, присутствовал при его смерти в Таганроге. В 1834 - в день открытия памятника Александру I (Александрийская колонна) - получил титул Светлости.

Другой прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф, был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» (то есть шефом жандармов), особо доверенным лицом императора Николая I (отзыв последнего о Бенкендорфе: «Он меня ни с кем не поссорил, а помирил со многими»). За освобождение Амстердама получил шпагу и титул почётного гражданина.

Дед Волконского по материнской линии, св.кн. Григорий Петрович , - гофмейстер, действительный статский советник. Музыкант, обладал великолепным басом. Принадлежал к кружку братьев Вьельгорских и кн. Одоевского - в сущности, первого музыкального общества России.

Внучатый племянник кн. З. А. Волконской, писательницы, музыканта, поэтессы, которой посвящали стихи известные поэты (А. С. Пушкин , Евгений Баратынский, Адам Мицкевич и др.).

Самый известный из Волконских - декабрист Сергей Григорьевич, дед Сергея Михайловича по линии отца, участник более 50 сражений, генерал в 24 года. После катастрофы 14 декабря 1824 приговорен по первому разряду к каторжным работам. В начале 1840-х гг. с семьей поселился в Иркутске. После амнистии 1856 года (в день коронования Александра II) переехал в Москву (где жил в доме А. М. Раевской, N 21 на ул. Спиридоньевская (ныне ул. Спиридо?новка; дом не сохранился). Зимы 1856 и 1860 гг. вместе с женой, Марией Николаевной, провел частью в Риме, частью в Париже. В Париже же встретил 19 февраля 1861 г. - освобождение крестьян. Летом 1863 г. ездил с сыном Михаилом в Тамбовскую губернию осматривать Павловку, второе, после Фалля, имение Волконских, ставшее знаменитым благодаря труду трех поколений.

Князь Григорий Семёнович Волконский , прадед Сергея Михайловича по линии отца, воевал под начальством Суворова, Румянцева, Репнина, был генерал-губернатором Оренбургского края, за управление которым получил Андреевскую ленту. В 1813 г. снарядил экспедицию в киргизские степи, во время которой было найдено месторождение руды серебристого свинца. Учредил в Оренбурге Неплюевский корпус. Имел Георгиевский крест 2 степени. Суворов называл его «неутомимый Волконский». Был страстным любителем старинной итальянской музыки.

Семья

Отец Сергея Михайловича, Михаил Сергеевич Волконский , обладал прекрасным тенором и очень много - для любителя - занимался пением. Сын декабриста С. Г. Волконского, он родился в 1832 году в Петровском заводе в Сибири, и при рождении был записан в заводские крестьяне. Окончил Иркутскую гимназию, в университет, как сын ссыльно-каторжного, принят не был, что, впрочем, не помешало его дальнейшей карьере. В 1855 году, после смерти Николая I, приехал в Россию из Сибири. К 70-м годам - уже статс-секретарь Государственного Совета, впоследствии - товарищ министра Народного просвещения, член Государственного совета.

4.5.1860, Фалль, близ Ревеля, Эстляндской губ. - 25.10.1937, Ричмонд, США) - князь, театральный деятель, критик, беллетрист, теоретик актерской техники и ритмической гимнастики, Детство провел в аристократической атмосфере имения бабушки по матери графини Бенкендорф («под знаком Фалля прошел расцвет моей детской души»). Окончил историкофилологический факультет Петербургского университета (1984). В 1880-х - начале 1890-х был предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии и членом Учредительного совета в Борисоглебске, где, как и в Павловке того же уезда, Волконские имели свои родовые усадьбы.

В 1893 В. был назначен комиссаром от министерства народного просвещения на Чикагскую всемирную выставку и на Всемирный конгресс воспитания. В 1896 прочитал цикл публичных лекций по русской истории и литературе в Лоуэллском институте (Бостон), изданных на английском и немецком языках. Совершил поездку по США с теми же лекциями, вызвавшими большой интерес, их результатом стало основание кафедры славяноведения в Гарвардском университете. Лекции дважды издавались в России, вызвав положительные отклики в критике (в том числе Вл.Соловьева). С конца 1880-х В. выступал как художественный критик, разрабатывая общефилософские и нравственные вопросы искусства, Тогда же делал попытки стать актером и режиссером. С 1896 В. - камергер, в 1899-1901 - директор императорских театров. Подал в отставку после конфликта с балериной М.Кшесинской, пользовавшейся покровительством царского двора. Непродолжительное время сотрудничал с С. Дягилевым, которого В. рекомендовал на должность редактора-издателя «Ежегодника императорских театров».

С начала 1900-х целиком посвятил себя театральной критике, изучению теории и практики современной режиссуры, актерского мастерства и декламации. Изучал системы К.Станиславского, Г.Крэга, М.Рейнхардта, экспериментальную сценографию А.Аппиа. Издавал книги, оказавшие влияние на эстетику русского театра начала века. Станиславский ценил его книги «Выразительное слово» и «Выразительный человек» (обе - СПб., 1913). Публиковался в журналах «Аполлон», «Студия», «Русская художественная летопись», «Мир искусства», «Ежегодник императорских театров» и др., поддерживая новаторские тенденции на русской сцене. В 1910-е В. горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э.Жак-Далькроза, посетил его школу в Хеллерау. Начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» - универсальную систему движений человеческого тела как «материала жизни», создал в Петербурге Курсы ритмической гимнастики, издавал специальный журнал. В 191821 преподавал в литературных и театральных студиях Москвы, был членом дирекции Большого театра (1918-19). Сблизился с философом И.Ильиным, по его словам, «одним из самых выдающихся людей нашего времени», вместе с которым пытался привить на читаемых ими лекциях «свободное мышление и свободное его выражение», за что оба они были отстранены от преподавательской работы.В. был в списках тех профессоров, которые подлежали высылке из СССР в 1922, но ему удалось выехать из Петербурга во Францию в декабре 1921: «Наконец оставил за собой границу, отделяющую мрак советской России от прочего мира Божьего.

Стоны, скрежет и плач остались там, во тьме,., позади остались насилие, наглость и зверство...

В Париже В. стал театральным обозревателем газеты «Последние новости», в то же время читал лекции по истории русской культуры, русского театра для эмигрантов и по приглашению французских, итальянских и северо-американских университетов. Внимательно следил за театральной жизнью Европы, в том числе за выступлениями советских театров. Не принял радикализма постановок В.Мейерхольда, расхождение с которым произошло еще в 1900-е, «Ревизор» Гоголя, показанный Государственным театром им. Мейерхольда в Париже в 1930, вызвал настоящий гнев В., взявшего эпиграфом к рецензии слова пушкинского Сальери: «Мне не смешно, когда фигляр презренный...» (ПН, 1930, 30 июня). Остался глух к актерским новациям М.Чехова, только частично принял спектакли Камерного театра и стиль Е.Вахтангова. «Фанатичный жрец Искусства», как назвал князя А.Бенуа, он во взглядах и вкусах до конца жизни остался в рамках русского Серебряного века, не приемля и крайностей французского театрального авангарда (например, поисков реж, А.Арто и др.). В своих рецензиях парижского периода В. оставался тем же, что и в суждениях конца XIX - нач. XX вв. - защитником ценностей классического искусства, допускающим отклонения от реализма разве только в сторону дорогой для него «музыкальности движения» актера и «биоритмики», к которой, правда, в последние годы обращался все реже. Он не искал сближения с Дягилевым, хотя с одобрением отозвался о новых постановках Русских сезонов и впоследствии написал проникновенный некролог Дягилеву. Отдавал он должное и хореографам-ученикам и соратникам Дягилева (среди них Лифарь, Баланчан, Мясин). Высоко ставил русские оперные спектакли в Частной опере М.Кузнецовой-Бенуа. В начале 1930-х В. стал директором Русской консерватории в Париже, объединившей музыкантов-эмигрантов и просуществовавшей, первоначально благодаря заботам В., несколько десятилетий.

В эмиграции В. по-прежнему занимался делом своей жизни - увековечиванием памяти своих выдающихся предков (он был внуком декабриста кн.С. Волконского). Его «Музей декабриста» в Павловке был разорен в годы революции, но часть вещей ему удалось вывезти в Париж.

Изданный совместно с известным литературоведом Б.Модзалевским в 1910-е том семейного архива С.Волконского нашел свое продолжение в книге В. «О декабристах по семейным воспоминаниям» (Париж, 1921). В.

написал в эмиграции 2-томные «Мои воспоминания» (Берлин, 1923-24; М.

1992), по праву считавшиеся образцом русской мемуарной прозы, исторический роман «Последний день» (Париж, 1928), множество статей.

Современникиэмигранты высоко отзывались о личности В.; лучшей характеристикой могут быть слова М-Цветаевой: «Это моя лучшая дружба за жизнь, умнейший, обаятельнейший и гениальнейший человек на свете... Познакомилась я с ним в Москве в январе 1920 г. и люблю его, как в первый день». Цветаева посвятила В. цикл из семи стихотворений «Ученик» (1921) и статью о нем «Кедр. Апология» (1924) в связи с изданием книги В. «Мои воспоминания». В своем некрологе Г.Адамович написал о В. так: «Это был один из самых одаренных, самых своеобразных, живых и умственно-отзывчивых людей, которых можно было встретить в нашу эпоху... Своеобразие было все-таки наиболее заметной его чертой. Князь Волконский ни на кого не был похож, и в каждом своем суждении, в каждом слове оставался сам собой».

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович

4(16).5.1860 – 25.10.1937

Театральный деятель, художественный критик, мемуарист («Мои воспоминания»). Директор Императорских театров в 1899–1901. Публикации в журналах «Вестник Европы», «Мир искусства», «Аполлон» и др. Сочинения «Очерки русской истории и русской литературы» (СПб., 1896, 1897), «Разговоры» (СПб., 1912), «Выразительное слово» (СПб., 1913), «Выразительный человек» (СПб., 1913), «О декабристах. По семейным воспоминаниям» (Париж, 1921), «Мои воспоминания» (т. 1–2.; Берлин, 1923–1924), «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего и вечного» (Берлин, 1924). Внук декабриста С. Г. Волконского. Друг М. Цветаевой. С 1921 – в эмиграции.

«Вместо И. А. Всеволожского директором Императорских театров 22 июля 1899 года был назначен князь Сергей Михайлович Волконский, человек всесторонне образованный, хороший музыкант. Он прекрасно играл на рояле, был отличным актером и часто выступал на любительских спектаклях. Его назначение приветствовалось всеми любителями и знатоками искусства, и лично мне он был, хотя я его еще мало знала в то время, симпатичен… Он всегда был очень элегантным, безукоризненно воспитанным человеком с изысканными, но не аффектированными манерами» (М. Кшесинская. Воспоминания).

«Волконский говорил великолепно – просто, легко, выразительно, очень красиво и музыкально, но без чрезмерной округлости фраз, без специальной акцентировки слова, звука. Был он худ, по-итальянски черен, с точно приклеенными черными усами и свирепо черными глазами» (С. Гиацинтова. С памятью наедине).

«С. М. Волконский пользовался большой популярностью в Петербурге, слыл за весьма одаренного и сведущего в области искусства человека. Он недурно играл на рояле, читал лекции об искусстве, писал рецензии и т. д., словом, был мастер на все руки. В петербургских салонах Волконского решительно избаловали, убедив в том, что он большой „талант“, „знаток“ искусства, особенно театра. А после того как он сыграл роль царя Федора Иоанновича, его еще сочли „гениальным артистом!..“

…Свое директорство Волконский начал с того, что явился в театр в элегантном вицмундире, собрал труппу на сцене и, приняв живописную позу, произнес длинную речь, как видно, заранее заученную:

– Не раз мое русское ухо, – начал Волконский, – было оскорблено, когда я сидел в этом зрительном зале: со сцены неслась искаженная русская речь!..

Так поучал он. И к кому же поучение относилось? К Савиной, Давыдову, Варламову, Сазонову. У кого же можно было учиться русской речи, как не у этих корифеев сцены!..

В труппе наступило полное разочарование.

…С. М. Волконский был упоен своей ролью директора Императорских театров и в буквальном смысле принялся играть ее, придумывая всевозможные эффекты.

…С. М. Волконский пробыл недолго – с 1899 года по 1901 год, когда у него вышло недоразумение с балериной М. Ф. Кшесинской, занимавшей привилегированное положение в Мариинском театре, что послужило поводом к его отставке.

М. Ф. Кшесинская, исполняя в Мариинском театре роль бедной поселянки в одном из балетов, появилась на сцене при всех своих ослепительных драгоценностях. Волконский воспротивился, потребовал, чтобы эти бриллианты, жемчуга и изумруды были сняты как несоответствующие роли. Кшесинская не пожелала подчиниться до очевидности разумному требованию. Тогда Волконский наложил на нее штраф. Кшесинская сочла себя оскорбленной и обжаловала приказ директора через великих князей на высочайшее имя. Николай II штраф отменил. Волконский оказался более чем в неудобном положении – и подал в отставку. Как ни стремился Николай II уладить этот инцидент, Волконский настоял на своем и покинул пост директора. Несомненно, этот поступок характеризует Волконского как человека принципиального. В этом вопросе все были на его стороне.

За короткое пребывание в театре С. М. Волконский сделал немало грубых ошибок. Но было немало и добрых намерений, которые он не успел целиком осуществить. И трудно сказать, что перевешивало чашу весов в деятельности Волконского: его добрые намерения или его ошибки?» (Ю. Юрьев. Записки).

«Это был один из самых одаренных, самых своеобразных, живых и умственно-отзывчивых людей, которых в нашу эпоху можно было встретить. Вероятно, своеобразие было все-таки наиболее заметной его чертой. Князь Волконский ни на кого не был похож и в каждом своем суждении, в каждом слове оставался сам собой. Его считали специалистом по театру и истории театра, и, конечно, театр он знал и понимал, как мало кто другой за последние десятилетия» (Г. Адамович. Памяти С. М. Волконского).

Из книги Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Том 1 автора Битов Андрей

Сергей Носов ПО СОСЕДСТВУ С ДОСТОЕВСКИМ Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) Сколько о Достоевском во всем мире написано работ - тысячи ли, десятки ли тысяч, сотни ли тысяч, - представить даже приблизительно не могу. Кто-нибудь их считал? Скажут: миллион - удивлюсь, но

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898–1948) Советский кинорежиссер и теоретик культуры. Окончил Рижское реальное училище (1915) и учился в Петроградском институте гражданских инженеров (до 1918 г.). В начале 20-х годов активно участвует в художественной жизни Москвы, учится в ГВЫРМе

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Князь Сергей Григорьевич Волконский

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович 3(15).5.1848 – 23.7.1926Живописец, график, художник-декоратор. Член Товарищества передвижников. Полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1881–1898), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Гамаюн –

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ГОНЧАРОВ Василий Михайлович 1861 – 10(23).8.1915Кинорежиссер, сценарист. В кино с 1908. Создатель первого игрового фильма «Понизовая вольница (Стенька Разин)» (1908) и первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911, совм. с А. Ханжонковым). Постановщик картин «Песнь про

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ГРЕВС Иван Михайлович 4(16).5.1860 – 16.5.1941Историк-медиевист, специалист по римской истории и Средневековью, педагог, краевед, общественный деятель. Профессор Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге (1892–1918), профессор Петербургского (с 1924 – Ленинградского)



Похожие статьи
 
Категории