А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе

14.04.2019

Краткие сведения о творчестве писателя. Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки Вниз и вверх по течению, опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами - тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его характера.

Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете Советская молодёжь. Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился первый материал Распутина.

Журналистика увлекла его. В альманахе Ангара стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга Край возле самого неба. В том же году в Красноярске выходит и книга очерк Костровые новых городов. Сотрудничал в газете Красноярский комсомолец, писал статьи о строительстве железной дороги Абакан - Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался Я забыл спросить у Лешки. Он был опубликован в 1961 году в альманахе Ангара. Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина Василий и Василиса. Рассказ этот впервые появился в еженедельнике Литературная Россия в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина.

Он стал самостоятельным писателем, прозаиком - со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть Деньги для Марии. Она была опубликована в альманахе Ангара, через месяц в журнале Сибирские огни, а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве Молодая гвардия. Затем, когда появятся Последний срок, Живи и пони, Прощание с Матёрой, Пожар, первая повесть словно бы растворится в свете славы младших сестёр и в спорах, возникших вокруг них. Повесть Последний срок, над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале Наш современник, в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу Последний срок поставили во МХАТе и Болгарии.

Повесть Живи и помни впервые была опубликована в номерах 10, 11 журнала Наш современник за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре - ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести Живи и помни стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина - повесть Прощание с Матёрой. 3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственные проблемы в произведениях современной поэзии

Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации.. В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже.. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 13.

Тема. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С. Пушкин.

Цель :

    познакомить ребят с основными фактами биографии В.А.Жуковского, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С.Пушкиным;

    развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения;

    воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».

III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение вводной статьи учебника «Из русской литературы XIX века». Беседа по плану:

    Основной объект изображения в творчестве русских писателей.

    Основная тема творчества русских писателей.

    Развитие связи литературы и фольклора.

    Обращение к мифологическим мотивам и сюжетам.

    Интерес к истории России.

    Формирование нового литературного языка.

3.Биография В.А.Жуковского.

3.1. Слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Отцом его был помещик этой деревни Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турецкая девушка Сальха. Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребёнка, а затем его усыновил. Усыновление не давало права на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году шестилетний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

3.2. Сообщение подготовленного ученика (пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»).

3.3. Слово учителя.

Когда будущему поэту исполнилось 7 лет, его привезли в Тулу, в знаменитый пансион Х.Ф.Роде. Там его признали малоспособным к учению. Из Тульского народного училища его тоже исключили за неспособность к математике.

После этого мальчик живёт в Туле в семье своей крёстной матери В.А.Юшковой, одной из дочерей Бунина.

В 12 лет он сочинил трагедию «Из римской жизни» и принял участие в постановке спектакля на домашней сцене.

В 1797 г. 14-летний Жуковский поступил в Московский Благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. Директором его был А.А.Прокопович-Антонский, человек незаурядный, первый председатель Общества любителей российской словесности. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством преподавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие работы печатались в современных периодических изданиях. В 1797 г. за успешную учёбу Жуковский получил серебряную медаль, а через год – золотую и был признан «лучшим воспитанником».

В пансионе возникло особое литературное общество с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал В.А.Жуковский.

В год поступления в пансион умерла его крёстная мать Варвара Афанасьевна Юшкова-Бунина, и 14-летний поэт написал на её смерть прозаический текст «Мысли при гробнице». В продолжение четырёхлетней пансионской жизни Жуковским напечатаны стихотворения «Майское утро», «Добродетель», «Мир», «К человеку». Поэт поражён быстротечностью всего земного; жизнь кажется ему печальной. Такие настроения нашли отражение в поэзии Жуковского и в дальнейшем.

3.4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Майское утро».

Бело-румяна

Всходит заря

И разгоняет

Блеском своим

Мрачную тьму

Черныя нощи.

Феб златозарный,

Лик свой явивши,

Все оживил.

Вся уж природа

Светом оделась

И процвела.

Сон встрепенулся

И отлетает

В царство свое.

Грезы, мечтанья,

Рой как пчелиный,

Мчатся за ним.

Смертны, вспряните!

С благоговеньем,

С чистой душой,

Пад пред всевышним,

Пламень сердечный

Мы излием.

Радужны крылья

Распростирая,

Бабочка пестра

Вьется, кружится

И лобызает

Нежно цветки.

Трудолюбива

Пчелка златая

Мчится, жужжит.

Все, что бесплодно,

То оставляет -

К розе спешит.

Горлица нежна

Лес наполняет

Стоном своим.

Ах! знать, любезна,

Сердцу драгова,

С ней уже нет!

Верна подружка!

Для чего тщетно

В грусти, тоске

Время проводишь?

Рвешь и терзаешь

Сердце свое?

Можно ль о благе

Плакать другого?..

Он ведь заснул

И не страшится

Лука и злобы

Хитра стрелка.

Жизнь, друг мой, бездна

Слез и страданий...

Счастлив стократ

Тот, кто, достигнув

Мирного брега,

Вечным спит сном.

3.5. Слово учителя.

По окончании курса в пансионе Жуковский начал было служить, но вскоре бросил службу и поселился в Мишенском. У него в доме хорошая библиотека: он занимается изучением русской истории. Это увлечение нашло отражение в повести «Вадим Новгородский».

В 1805 г. начались педагогические занятия Жуковского с его племянницами, дочерьми Е.А.Протасовой (младшей дочери А.И.Бунина). Поэт страстно полюбил свою старшую ученицу, Марию Протасову. С 1802 по 1808 г. он написал «Сельское кладбище», повесть «Марьина Роща», балладу «Людмила».

3.6. Выразительное чтение наизусть отрывка из элегии «Сельское кладбище».

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,

В туманном сумраке окрестность исчезает...

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,

Которые окрест, развесившись, стоят,

Здесь праотцы села, в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят.

3.7. Слово учителя.

В 1809-1810 гг. Жуковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Вестник Европы».

С особенным усердием он занимается теперь и изучением истории, всеобщей и русской.

В 1812 г. Жуковский решил просить у Е.А.Протасовой руки старшей дочери, но получил отказ, несмотря на то что Мария Протасова разделяла его чувства (родственные связи делали невозможным этот брак). Вскоре после этого Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение.

В письме великой княгине Марии Николаевне, отправленном через четверть века, Жуковский описал своё участие в Бородинской битве и пребывание «во стане русских воинов».

В лагере под Тарутином Жуковский написал своё знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов». В тысячах списков разошлось оно по России.

3.8. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Певец во стане русских воинов».

Сей кубок чистым музам в дар!

Друзья, они в героя

Вливают бодрость, славы жар,

И месть, и жажду боя.

Гремят их лиры - стар и млад

Оделись в бранны латы:

Ничто им стрел свистящих град,

Ничто твердынь раскаты.

Певцы - сотрудники вождям;

Их песни - жизнь победам,

И внуки, внемля их струнам,

В слезах дивятся дедам.

3.9. Слово учителя.

К 1812 г. относится и знаменитая баллада «Светлана».

В январе 1813 г. Жуковский вышел в отставку.

«Послание императору Александру», написанное в 1814 г., навсегда решило его судьбу.

3.10.Выразительное чтение наизусть отрывка из «Послания императору Александру».

Воззри на твой народ, простертый пред тобою,

Благослови его державною рукою;

Тобою предводим, со славой перешед

Указанный творцом путь опыта и бед,

Преобразованный, исполнен жизни новой,

По манию царя на все, на все готовый -

Доверенность, любовь и благодарность он

С надеждой перед твой приносит царский трон.

3.11. Слово учителя.

Императрица Мария Фёдоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. В 1815 г. Жуковский написал стихотворение «Молитва русских», которое стало государственным гимном Российской империи:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земле!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли!

3.12. Просмотр видеоролика .

3.13. Слово учителя.

С 1817 по 1841 гг. продолжалась придворная жизнь Жуковского, сначала в качестве преподавателя русского языка великих княгинь Александры Фёдоровны и Елены Павловны, а с 1825 г. – в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. К этому периоду относятся нередкие поездки за границу – отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения.

В 1837-1839 гг. Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири, путешествовал по Западной Европе.

В Риме он особенно сближается с Гоголем. Эта встреча оказала влияние на мистические настроения Жуковского.

В Дюссельдорфе 21 апреля 1841 г. состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней дочерью его давнишнего приятеля, живописца Рейтерна. Последние 12 лет жизни Жуковский провёл в Германии.

К этому времени относятся его сказки: «Об Иване-царевиче и Сером волке», «Кот в сапогах» и «Тюльпанное дерево». В 1848-1849 гг. в печати вышли первый и второй том переведённой им «Одиссеи» Гомера.

Он умер в Баден-Бадене 7 апреля 1852 г. Похоронен в Петербурге с большими почестями в Александро-Невском некрополе.

3.14. Экскурсия по галерее портретов В.А.Жуковского.

Прижизненная иконография поэта насчитывает десятки портретов.

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О.Кипренского, К.Брюллова, П.Соколова, Н.Чернецова, О.Эстеррейха, Т.Гильдебрандта, Ф.Крюгера, Т.Райта.

В 1818 г. А.С.Пушкин увидел у Тургеневых новый портрет В.А.Жуковского работы О.Кипренского. Поэт изображён на фоне романтических руин, его лицо задумчиво и вдохновенно. Пушкин долго рассматривал его, а потом написал стихотворение «К портрету Жуковского» и в пяти строках прозорливо предрёк судьбу его творческого наследия:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Два года спустя Жуковский подарил юному Пушкину другой свой портрет – литографию Е.Эстеррейха, сделав на нём свою знаменитую надпись: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820. Марта 26».

Портрет Жуковского работы К.Брюллова считается одним из самых удачных изображений поэта. Есть все основания полагать, что он нравился и самому Василию Андреевичу. Ведь он даже посвятил ему стихотворение, которое так и назвал «К портрету моему»:

Воспоминания и я – одно и то же:

Я образ, я мечта;

Чем старе становлюсь, тем я

Кажусь моложе.

Самым известным изображением Жуковского этого периода стал портрет, исполненный в 1843 г. в Дюссельдорфе немецким художником Т.Гильдебрандтом.

Тогда же художник исполнил ещё один портрет Жуковского по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, с которым русский поэт был дружен и вёл обширную переписку. Это полотно многие годы хранилось в королевском замке.

В.А.Жуковский говорил: «Живопись и поэзия – родные сёстры». Он писал маслом и акварелью, был отменным рисовальщиком, занимался гравировкой. Отправляясь путешествовать за границу, Жуковский всегда брал с собой в дорогу альбом для зарисовок. Он любил писать романтические пейзажи: мрачные своды замков, развалины, надгробия.

3.15. Сообщение подготовленного ученика «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин».

Пушкин и Жуковский - ближайшие друзья: истина столь привычная, что мы уже не замечаем в этих отношениях ничего необыкновенного. Меж тем судьба очень старалась их развести. Детство и ранняя юность двух поэтов не имеют почти ничего сходного.

Пушкин, 1799 года рождения, - отпрыск хотя и небогатого, но знатного московского рода; Жуковский же, родившийся в 1783-м, на 16 лет раньше, собственно говоря, даже и не Жуковский.

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский благодаря хлопотам отца находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. Будущему поэту Александру Сергеевичу в это время всего 4 года.

В 1816 году 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным.

Много ли общих тем? Вряд ли.

Жуковский вдвое старше, формально мог бы даже быть отцом Пушкина; он знаменитый поэт, автор обошедшего всю страну «Певца во стане русских воинов»; тогда и позже стихи, переводы Жуковского столь известны читающей публике, как будто всегда существовали.

И тем не менее буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.

Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

Пушкин в некотором отношении ученик Жуковского. Так или иначе, живые, творческие отношения двух поэтов сохраняются навсегда, хотя подвергаются постоянным, непростым испытаниям. Пушкину приходится регулярно выслушивать житейские нравоучения и наставления Жуковского (пусть в шутливой форме); Жуковскому же нужно считаться с самим фактом существования пушкинской поэзии. Мысль, что старший именно с этой поры все больше уходит в переводы, как бы «не смея» сочинять при Пушкине, высказывалась неоднократно, - и в этом, конечно, есть доля истины. Пушкин часто читал стихи Жуковского наизусть и если вдруг ошибался в слове, то Жуковский это слово тотчас заменял...

Карамзин пристраивает Жуковского ко двору - сначала для обучения русскому языку Александры Федоровны, жены Николая I, а затем для воспитания наследника, будущего Александра II.

В 1820 году над А.С.Пушкиным за его вольные стихи нависла угроза Соловков или Сибири. Известно, что юный поэт даже пал духом: не хотел в ссылку, чувствовал, что не выдержит, погибнет. Главным заступником был Карамзин, но именно Жуковский явился «посредником» между ними... Карамзин взял с Пушкина слово «два года ничего не писать против правительства». И вместо смертельно опасной для нервного, впечатлительного Пушкина северной или восточной ссылки царь переводит его «по службе» на юг.

В рекомендации, сопровождавшей Пушкина в Кишинев, значились имена двух поручителей - Карамзина и Жуковского... В мае 1820 года Пушкин и Жуковский расстаются на семь лет. Впрочем, в те небыстрые времена подобные разлуки для дружбы не помеха.

Пушкин ещё не раз находил у Жуковского поддержку и помощь.

А вот последний описанный Жуковским разговор двух друзей, в день рождения Жуковского, в день смерти Пушкина, - 29 января 1837 года: «Жизнь кончена!» - повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» - были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? - «Кончилось»,-отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долгостояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.

Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание.

Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным...

Потом стали жить без Пушкина.

Жуковский сразу получил царский приказ - разобрать бумаги погибшего; вскоре к нему был приставлен для надзора жандармский генерал-майор Дубельт.

Вскоре Жуковский заканчивает воспитание наследника, получает соответствующие награды, чин тайного советникаи уезжает в Германию.

Изредка, на короткий срок, возвращается на родину, успевая помочь тому или другому молодому таланту; сам завершает замечательный перевод «Одиссеи»; на старости лет вдруг женится, родились дети.

И снова в Германию. Жуковский не мог жить там, где погиб Пушкин; он считал себя виноватым в том, что не смог уберечь Пушкина.

Жуковский не мог больше и праздновать свой день рождения - столь же весело, легко, бездумно, как раньше. Всякое 29 января отзывалось эхом 1837-ro...

Через 15 лет после гибели Пушкина, в 1852-м, Жуковский скончался в Германии, завещая перевезти тело в Россию.

3.16. Сообщение подготовленного ученика «Музыкальные произведения на стихи В.А.Жуковского».

На слова В.А.Жуковского сочиняли музыку композиторы А.А.Алябьев и А.Г.Варламов, А.С.Аренский и А.Г.Рубинштейн, М.И.Глинка и П.И.Чайковский, А.Н.Верстовский.

Сюжет оперы Глинки «Иван Сусанин» был предложен Жуковским, либретто – Розена. Василию Андреевичу принадлежит текст последней сцены и ария Вани «Ах, не мне, бедному сиротинушке…»

3.17. Прослушивание арии. Обмен впечатлениями.

IV. Подведение итогов урока.

1.Слово учителя.

Критик В.Г.Белинский сказал о В.А.Жуковском очень точные и ёмкие слова: «Несоизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда не просто упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род».

Жуковский выразил собою столько же необходимый, сколько и великий момент в развитии духа целого народа.

А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Д.В.Давыдов, К.Н.Батюшков посвятили В.А.Жуковскому стихи.

2.Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященных В.А. Жуковскому.

V. Домашнее задание.


Сведения о писателях и поэтах, чьи произведения вошли в учебник "«Литературное чтение». 1 класс."

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. Для стихов характерна музыкальность, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного «солнечного» начала (сборники «Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 г. эмигрировал.

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская писательница. Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970). Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детьми, потерявшимися во время Великой Отечественной войны. Книга «Записки детского поэта» (1976). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1950).

БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (1928-1998), русский поэт, писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т.И. Александровой). Лирика (в том числе пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания об Ахматовой, Чуковском, Маршаке. Переводы.

БИССЕТ Дональд (1911-1995), английский детский писатель. Актер - работал в театре, с 1953 г. вел передачу для детей на ВВС, для которой и начал писать короткие рассказы. Первая книга «Короткие рассказы» (1954), позже «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в джунгли». Художник - сам иллюстрировал свои книги. На русский язык книги впервые переведены в 1963 году.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 г. эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары.

Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, драматург, общественный деятель, активный участник революционного движения. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий, оказал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-1972), русский писатель. Работал в театре, в цирке. Создал пародийный «театр в театре» (1948-1958), писал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» (1966). Необыкновенная точность в передаче психологии ребенка: свежее восприятие мира. Произведения для взрослых «Он упал на траву» (1961) о первых днях войны, «Сегодня и ежедневно» о жизни клоуна (1964).

ДРУСКИН Лев Савельевич (1921-1990), русский поэт. С 1980 г. жил в Германии. В поэзии - философские размышления, тема природы, религиозные мотивы. Сборники стихов: «Ледоход» (1961), «Стихотворения» (1970), «Прикосновение» (1974), «У неба на виду» (1985), «Свет в окне» (1990) и др. Воспоминания «Спасенная книга» (1984).

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Поэмы «Баллада о двадцати шести» (1924), «Русь Советская» (1925), «Черный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925). Дрматическая поэма «Пугачев» (1921).

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (1918-2000), русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Первые публикации в начале 40-х годов. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни Пух...» Алана Милна). Перевел произведения П. Тревес, Д. Барри, Я. Бжехвы, Ю. Тувима. Книга остроумных прозаических и стихотворных миниатюр «Заходерзости» (1997). Государственная премия Российской Федерации за книгу «Избранное» (2000).

КОВАЛЬ Юрий Иосифович (1938-1995), русский писатель. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) с дипломом учителя русского языка и литературы, истории и рисования работал в сельской школе в Татарии. Первая книга для детей «Алый» вышла в 1969 г., «Чистый Дор» (1970), «Листобой» (1972), «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Самая легкая лодка в мире» (1984), «Полынные сказки» (1987). Чистота и непосредственность во взгляде на мир, увлекательные сюжеты. Награжден дипломом А. Гайдара (1983), стал

лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1987), премия им. Андерсена в 1995 г. После смерти Коваля был опубликован роман «Суер-Выер» (1996), над которым он работал в последние годы жизни (премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).

ЛАММ Николай Викторович (1955-1998), русский поэт, прозаик, переводчик, критик, член Союза писателей.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков (1834). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» (посвященное гибели А.С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Тонкий лирик, автор стихотворений, поэм. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством. Поэма «Демон» (1839) - воплощение идеи бунта личности, трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов. Философские стихи («Избранная лирика», 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (книга «Воспитание словом», 1961). Книга воспоминаний «В начале жизни» (1960). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

МИЛН Алан Александер (1882-1956), английский писатель. Взрослые юмористические, детективные произведения, антивоенный роман после Первой мировой войны. Детские стихи начал писать для сына Кристофера Робина (родился в 1920). Сборник стихов для детей (1924). В нем есть баллада «Плюшевый медвежонок». Образ Винни Пуха появился на свет в 1925 г. (на Рождество, 25 декабря 1925 года опубликована в газете и прозвучала по радио 1-я глава из будущей книги). Книга «Винни Пух и все-все-все» была полностью опубликована в 1926 году. Переведена на русский язык в 1960 году.

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1913), русский писатель, поэт, драматург. Детские стихи начал писать в 30-х годах, в 1936-м - родился его знаменитый персонаж - дядя Степа. Член Союза писателей СССР с 1937 г. Драматургия и сатира во взрослой литературе. Пьесы и басни для детей. Переводы (Ю. Тувим и др.). Трижды лауреат Сталинской премии. Пишет просто о сложном. Стихи очень сценичны, легко читаются по ролям, представляются в виде сценок. Строчки легко запоминаются и становятся знаками своего времени. Автор текста Государственного гимна СССР (совместно с Г.А. Эль-Регистаном, 1943), Государственного гимна РФ (2001).

МОРИЦ Юнна Петровна (р. 1937), русская поэтесса. Напряженность внутреннего мира, изысканность слога, рационалистичность в сборниках лирики «Лоза» (1970), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). Детская поэзия с 80-х годов (сборник «Букет котов»), многие стихи стали песнями (музыка Сергея Никитина).

НЕРУДА Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-1973), чилийский поэт. Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-1943). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-1957), автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована в 1974). Международная Ленинская премия (1953), Нобелевская премия (1971).

НОСОВ Николай Николаевич (1908-1976), русский писатель. Повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» (1951), Государственная премия СССР (1952), «Повесть о моем друге Игоре» (1972), сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и ее продолжения, рассказы, пьесы.

ОРЛОВ Владимир Натанович (1930-1999), поэт, писатель, драматург, переводчик, классик детской литературы. Автор более 100 книг. Первая книга для детей «Тимошкина гармошка» вышла в 1958 г. Множество стихотворных сборников: «Когда на планете хозяева - дети» (1986), «Где бывал самолет» (1989), «Хрюшка обижается» (1993).

ОРЛОВА Нина Густавовна (1954), современный поэт. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Основные публикации в газетах, журналах, антологиях, коллективных сборниках. Сборник рассказов для подростков «Несерьезные дети». Книги стихотворений: «Утешение», «Царь-сердце»; «Дерево-жираф», «Домой на ослике» (стихи для малышей); «Азбука православных детей», «Православный букварь», детская энциклопедия «Иконопись», детские исторические книги: «Северная столица», «Золотое кольцо России», «Герои русских былин», «Крестоносцы». Энциклопедия «История вещей».

ОСТЕР Григорий Бенционович (р. 1947), русский детский писатель. Сказки «Как хорошо дарить подарки» (1975), «Котенок по имени Гав», «38 попугаев» (обе 1978), «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста» (обе 1993), «Остров Эскадо» (1994) и др., многие из которых легли в основу мультфильмов. В стихотворном сборнике «Вредные советы» (1990), тематически нетрадиционных задачниках (по математике и физике) - пародийное «перевертывание» расхожих стереотипов, в том числе постулатов педагогической морали, парадоксы, алогизмы. Пьесы для кукольных театров.

ПАНОВА Вера Федоровна (1905-1973), русская писательница. Социально-нравственные конфликты, психологический анализ современных характеров и отношений: повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955), романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953), рассказы, пьесы, сценарии. «Сентиментальный роман» (1958) - выразительный портрет поколения 1920-х гг. Исторические повести. Государственная премия СССР (1947, 1948, 1950).

ПИВОВАРОВА Ирина Михайловна (1939-1986), поэт, прозаик, автор книги воспоминаний о детстве. Сборники стихов «Тихое и звонкое» (1967), «Жила-была собака» (1973), «Два очень смелых кролика» (1975), «Хочу летать» (1983), «Потерялась в небе птица» (1984).

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873-1954), русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893-1897). Окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета (1902). Во время Первой мировой войны военный корреспондент, в 1917-1918 публицист, в 1918-1922 гг. сельский учитель. Начал печататься в 1898 г. Первый рассказ опубликован в 1906 г. Работал агрономом. Поэтичность, исключительная наблюдательность, достоверность в описании природы. «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны
бубны» (1913). Очерки, рассказы, фенологические новеллы. «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925-1926). Лирическая проза. «Женьшень» (1933), цикл миниатюр «Лесная капель» (1943). Философский призыв к «творческому поведению относительно жизни». Роман-сказка «Осударева дорога» (1957), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман «Кащеева цепь» (1960) и др. Пришвин - певец русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. прозаические и драматургические произведения), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой.

ПШЕНИЧНЫХ Светлана Григорьевна (р. 1954), поэт, автор многих книг для детей: «Жил-был тигр», «Кто построил круглый дом», «Подрасту и я немножко» и др.

РОДАРИ Джанни (1920-1980), итальянский детский писатель. Сын пекаря, Джанни Родари с 20 лет принял участие в движении Сопротивления, был членом Итальянской коммунистической партии. Работал учителем, затем журналистом в газете «Унита». Автор произведений для детей: стихи (сборник «Поезд стихов», 1952), сказки («Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов»). Книга «Грамматика фантазии» (1973).

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-1971), русский поэт. Проникновенная поэзия природы, сельской жизни. Сборники «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Подорожники» (1976), «Стихотворения. 1953-1971» (опубликованы в 1977). Произведениям поэта присущи тонкий лиризм, напевные интонации, «трепет» простых слов.

СЕРОВА Екатерина Васильевна (р. 1919), русский детский поэт. Лирические миниатюры, добрые и светлые по звучанию. Наиболее известные сборники: «Наши цветы», «Мамин день», «Славная семейка», «Подскажи словечко», «У Егорки отговорки», «Отчего ты, рожь, золотая?» и «Невероятный случай».

СЕФ Роман (наст. имя Роальд Семенович) (1931-2009), русский писатель. Стихи для детей (сборники «Необычайный пешеход», 1965; «Речной трамвай», 1971; «Ключ от сказки», 1984). Государственная премия Российской Федерации (1991). Рассказы. Пьесы. Переводы.

СЛАДКОВ Николай Иванович (1920-1996), писатель, автор повестей и рассказов о природе: «Планета чудес», «Смелый фотоохотник», «Подводная газета», «Капли солнца», «Лесные сказки», «Кто как спит». Показывает детям прелесть природы, ее мудрость и тайны, неисчерпаемую сложность.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Крупный поэт-лирик. Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945), русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1959). Трилогия «Хождение по мукам» (1922-1941), исторический роман «Петр I» (1929-1945). Научно-фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», рассказы, пьесы. Автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922), произведения для детей. Антифашистская публицистика. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), русский писатель, почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Л. Толстого. Его творчество оказало огромное влияние на мировую литературу.

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966) (продолжения в разных жанрах: «Чебурашка и его друзья» (1970), «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пес и кот» (1974). Сборник стихов «Все в порядке» (1976), сценарии мультфильмов.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/71), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-1849 гг. профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854-1859 гг. преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-1862 гг. инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Главным условием всестороннего развития личности считал труд. Центральное место в образовании отводил родному языку. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т., 1868-1869) и других педагогических работах.

ХАРМС Даниил Иванович (наст. фам. Ювачев) (1905-1942), русский писатель. В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933-1939, опубликован посмертно) показывал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965), русский писатель, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Проникнутые юмором и любовью к животным и природе познавательный рассказы для детей с собственными иллюстрациями (сборники «Про больших и маленьких», 1960, «Никитка и его друзья», 1968). Иллюстрации к детским книгам (других авторов), эстампы. «Избранное» (1950).

ЧЕПОВЕЦКИЙ Ефим Петрович (р. 1919), детский писатель, автор сказок «Крылатая звезда», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и многих других. Живет в Америке. Там написал и издал сборник стихов «Шут с вами!».

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Классические произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова» (1952; Ленинская премия, 1962), о А.П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

В подборе справочного материала о писателях, составлении словаря литературоведческих терминов принимала участие С.В. Самыкина.

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак , Е. Благинина, А. Барто , С. Михалков , Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Другие варианты биографии

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Тест по биографии

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича.



Похожие статьи
 
Категории