А рыбаков сведения об авторе. Русский писатель анатолий рыбаков - биография, творчество и интересные факты

09.04.2019

, Черниговская губерния , Российская империя ныне Носовский район , Черниговская область

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия - Аронов ; 1911-1998) - русский советский писатель.

Биография

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. С июля 1942 года участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина . Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра , с сентября 1991 года - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 года занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991).

А. Н. Рыбаков умер во сне, 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке . За полгода до этого он перенёс операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Новокунцевском кладбище .

Видео по теме

Семья

  • Первая жена (1939-1946) - Анастасия Алексеевна Тысячникова (1918-?), бухгалтер.
    • Сын - Александр Рыбаков (1940-1994).
      • Внучка - писательница Мария Рыбакова .
  • Вторая жена - писательница Наталья Давыдова (настоящее имя - Майя Максимовна Давыдова, род. 1925), автор романов «Братство проигравших», «Любовь инженера Изотова», «Никто никогда».
    • Сын - поэт, прозаик и литературовед Алексей Макушинский (при рождении Аронов, взял фамилию бабушки по материнской линии).
  • Третья жена (с 1978 года) - Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве Беленькая, 1928-2008), дочь заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности, психиатра Марка Натановича Беленького (1890-1938, расстрелян), племянница одного из организаторов советской внешней разведки Я. И. Серебрянского и погибшего в ополчении писателя Андрея Наврозова (1899-1941), автор книги воспоминаний «Счастливая ты, Таня» (2005). Её племянник - художник Михаил Одноралов . Первым браком была замужем за поэтом Евгением Винокуровым (их дочь - литературовед Ирина Винокурова).

Творчество

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году .

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году , «Каникулы Кроша» в 1979 году , «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году . По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году .

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящён людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году , имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Этот роман был экранизирован , премьера фильма состоялась в 2008 году.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого », завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Библиография

Повести

  • Кортик, 1948.
  • Бронзовая птица, 1956.
  • Приключения Кроша, 1960.
  • Каникулы Кроша, 1966.
  • Неизвестный солдат, 1970.
  • Выстрел, 1975.

Романы

  • Екатерина Воронина, 1955.
  • Лето в Сосняках, 1964.
  • Тяжелый песок, 1978.
  • Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988.
  • Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990.
  • Прах и пепел, 1994.
  • Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997.

Экранизации

  • 1954 - Кортик
  • 1957 - Екатерина Воронина
  • 1961 - Приключения Кроша
  • 1969 - Эти невинные забавы (По повести «Каникулы Кроша»)
  • 1971 - Минута молчания (По повести «Неизвестный солдат»)
  • 1973 - Кортик
  • 1974 - Бронзовая птица
  • 1974 - Последнее лето детства (ТВ)
  • 1980 - Каникулы Кроша
  • 1984 - Неизвестный солдат (ТВ)
  • 1988 -

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия - Аронов; 1911-1998) - русский писатель. Автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-тетралогия «Дети Арбата». Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Почётный доктор Тель-Авивского университета.

Анатолий Рыбаков
Имя при рождении: Анатолий Наумович Аронов
Дата рождения: 1 (14) января 1911
Место рождения: Держановка, Черниговская губерния, Российская империя ныне Носовский район, Черниговская область
Дата смерти: 23 декабря 1998
Место смерти: Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство): СССР Россия
Род деятельности: прозаик
Направление: реализм, социалистический реализм
Жанр: роман, повесть
Язык произведений: русский язык
Дебют: повесть «Кортик» (1948)

Анатолий Рыбаков родился 1 (14) января 1911 год в еврейской семье. Отец - инженер Наум Борисович Аронов (1885-1963), мать - Дина Абрамовна Рыбакова (1890-1959). В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов. Согласно другим источникам, он родился в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области), где его отец служил управляющим на винокуренном заводе местного помещика Харкуна. В советское время Н. Б. Аронов продолжал работать на винокуренном производстве, автор монографий и учебных пособий «Что должен знать генцевар и заторщик на спиртовом заводе» (с М. С. Гольдштейном, М.-Л., Снабтехиздат, 1933), «Генцевар и заторщик спиртового завода» (с М. С. Гольдштейном, М.-Л.: Пищепромиздат, 1936 и 1937), «Руководство для варщиков, солододробильщиков и заторщиков спиртовых заводов» (с М. С. Гольдштейном, 2-е издание, М.: Пищепромиздат, 1951), ряда публикаций по технологии солодового молока, изобретений.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо - МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.
По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.
В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта. В 1933 г. был исключен из комсомола и института, затем временно восстановлен (после обращения к А. Сольцу).

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.
С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях признан не имеющим судимости.

В 1960 году полностью реабилитирован.
А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский - сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова - внучка А. Н. Рыбакова.

Творчество
В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году.
Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году. По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящён людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.
В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).
В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Этот роман был экранизирован, премьера фильма состоялась в 2008 году.

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 1960-х годах, но опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления СП СССР (с 1991 года).

Библиография[править | править вики-текст]
Собрание сочинений в 7-ми томах. - М., Терра, 1995
Собрание сочинений в 4-х томах. - М., Советская Россия, 1981-1982
Сочинения в 2-х томах. - М., Терра, 1998
Избранные произведения в 3-х томах. - М., Художественная литература, 1991-1995
Избранные произведения в 2-х томах. - М., Художественная литература, 1978
Повести

Кортик, 1948.
Бронзовая птица, 1956.
Приключения Кроша, 1960.
Каникулы Кроша, 1966.
Неизвестный солдат, 1970.
Выстрел, 1975.
Романы

Водители, 1950.
Екатерина Воронина, 1955.
Лето в Сосняках, 1964.
Тяжелый песок, 1978.
Дети Арбата 1982.
Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988.
Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990.
Прах и пепел, 1994.
Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997.
Награды и премии[править | править вики-текст]
Сталинская премия второй степени (1951) - за роман «Водители» (1950).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) - за сценарий фильма «Минута молчания» (1971)
орден Отечественной войны I степени (30.6.1945)
два ордена Отечественной войны II степени (31.1.1945; 6.4.1985)
орден Трудового Красного Знамени
орден Дружбы народов
медаль «За боевые заслуги» (4.4.1943)
Примечания[править | править вики-текст]
Перейти к: 1 2 Bibliothèque nationale de France: open data platform - 2011.
Ирина Ришина. Журнальный зал | Дружба Народов, 1999 N3 | Анатолий РЫБАКОВ - Зарубки на сердце. (рус.). Проверено 25 июля 2010. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
Н. Б. Аронов, М. И. Лельчук. Приготовление солодового молока. В сб. «Спиртовая промышленность», М.: Пищепромиздат, 1955.
Н. Б. Аронов, М. М. Лисниченко. Способ сбраживания патоки при винокурении (патент на изобретение, 1945)
Литература[править | править вики-текст]
Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Часть 2: М - Я. Москва: Просвещение, 1991. С. 294-296. ISBN 5-09-006995-6.
Экранизации[править | править вики-текст]
1954 - Кортик
1957 - Екатерина Воронина
1961 - Приключения Кроша
1969 - Эти невинные забавы (По повести «Каникулы Кроша»)
1971 - Минута молчания (По повести «Неизвестный солдат»)
1973 - Кортик
1974 - Бронзовая птица
1974 - Последнее лето детства (ТВ)
1980 - Каникулы Кроша
1984 - Неизвестный солдат (ТВ)
1988 - Воскресенье, половина седьмого
2005 - Дети Арбата
2008 - Тяжёлый песок

Анатолий Наумович Рыбаков

(1911-1998)

Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями в Москву, и все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе. В 1930 году А.Н.Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.1
В годы Великой Отечественной войны Рыбаков - фронтовой офицер, начальник автослужбы стрелкового корпуса.
Литературный путь А.Н.Рыбакова начался после войны, когда писателю было уже 37 лет. Тогда, в 1948 году, вышел в свет и сразу же завоевал читательские сердца «Кортик» - увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивавших таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета - вот главные пружины, скреплявшие разнообразные картины и события этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но были уже в этой веселой повести еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.
Во-первых, колорит времени, краски эпохи его детства, на которое ложились яркие отсветы недавней революции, ощутимое дыхание только что притихшей гражданской войны, непримиримых классовых столкновений - ими определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей, всегда просто устанавливающих и точно знающих, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и потому как именно им следует поступать и действовать. Раздумиям, сомнениям, колебаниям здесь нет места.2
Во-вторых, здесь четко обозначились основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это останется навсегда, все любимые герои А.Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят комплекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
«Кортик» имел большой читательский успех, но А.Рыбаков не пошел но уже проторенному пути вслед за первой книгой, а попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре. В 1950 году он издал большой роман «Водители», которому в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Это была книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека, о проблемах современного производства. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминали первую повесть А.Рыбакова, и только имя героя «Водителей», молчаливого начальника автобазы - Михаил Григорьевич Поляков, - выдавало внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный груз великой войны. Но пока это было только отдаленное намерение, и связь между героем «Кортика» и героем «Водителей» была чисто условной, важной главным образом для автора, который, надолго расставаясь с воспоминаниями своей юности, делал знак, что не хочет оставить их навсегда. 2
Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.
Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноименный фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе «Екатерина Воронина» речь опять шла о работниках транспорта, но теперь о тех, кто трудится в речных портах, на пароходах, кто связан с водой, с Волгой. В «Екатерине Ворониной» А.Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского дарования - знание женской психологии и умение ее изображать. В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени.1
Но, окончив роман о взрослой женщине «Екатерина Воронина», диспетчере волжского порта, писатель сразу же вернулся к приключениям своих маленьких героев, полюбившихся маленьким читателям; он пишет «Бронзовую птицу» (1956) - продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере. И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новых тем и новых литературных путей, перемежая работу над книгами о Кроше с работой над «взрослыми» произведениями - киносценариями, пьесами и небольшим по объему, но очень серьезным по содержанию романом «Лето в Сосняках» (1964), где впервые в своем творчестве применяет прием сопряжения разных временных планов, когда действие свободно переходит из прошлого в настоящее и обратно. Он воспользуется этим приемом в повести «Неизвестный солдат».
Три повести А. Рыбакова о Кроше широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году. По своей популярности они могут соперничать со знаменитым «Кортиком», которым А.Рыбаков начинал свой литературный путь
и который хорошо знаком уже многим сменившимся поколениям маленьких школьников, любителей веселых и опасных приключений.
Подобное сочетание легкого и веселого с серьезным и поучительным характерно вообще для творчества А.Рыбакова в целом, писателя столько же детского, сколько и взрослого. С самого начала литературного пути А.Рыбакова идут параллельно две самостоятельные струи его творчества - увлекательные приключения о детях и для детей и социальные романы о взрослых и для взрослых. Но почему все-таки книги о Кроше можно смело назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по сравнению с первыми его детскими повестями? Ведь и здесь, как и в «Кортике», как и в «Бронзовой птице», главные персонажи - школьники, ведь и здесь в центре сюжета веселые и забавные происшествия, только на этот раз случившиеся на автобазе во время производственной практики одного восьмого класса, ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности, мужественной отваги и честности, которые уже ясно проглядывали в Мише Полякове.
Новым было, прежде всего, то, что Крош, Сережа Крашенинников, жил и действовал не когда-то давно, а в то самое время, когда писалась о нем книга, он был современником и своего создателя, и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х годов вошли уже в «Приключения Кроша», чтобы еще свободнее и обильнее вылиться на страницах «Каникул Кроша». Читатель приключений Кроша - и юный и взрослый (а Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) - имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни, его язык, суждения, шутки с тем, что он сам только что видел, слышал, думал и пережил, а эта самостоятельная работа всегда доставляет читателю особенное дополнительное удовольствие. Знакомясь с историческим повествованием, без специальной подготовки читатель лишен этой возможности уверенно судить, «похоже» или «непохоже» изобразил то или иное явление писатель. Читая современную книгу о современном герое, читатель вольно или невольно, но непременно выносит такое суждение, а если читатель относит себя к разряду думающих и сознательных читателей, то даже и обязан вынести это суждение. При этом, однако, необходимо помнить, что искусство не есть простой и точный «слепок» с жизни, что каждое художественное произведение имеет еще всегда, так сказать, дополнительный эстетический «коэффициент», то есть свою особую задачу и особое выражение авторского отношения к изображаемому. Эстетический коэффициент Рыбакова в приключениях Кроша - юмор, его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения. Юмор, с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя истинный масштаб событий жизни героя - значительных для него самого, но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами, одновременно и действительно серьезных и действительно обыкновенных.
И вот здесь происходит переход к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Хотя прошло уже почти два десятилетия, как Крош впервые появился на Свет, думается, что и сегодняшний читатель легко признает его своим современником. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое и настоящее от фальшивого, выспреннего и преувеличенного.
Особняком в творчестве А. Рыбакова стоит роман «Тяжелый песок» (1979). Этот роман был напечатан на страницах журнала «Октябрь». Роман «Тяжелый песок» стал для русско-еврейского читателя литературной сенсацией: впервые в русской литературе после 1930-х гг. появился роман, посвященный почти исключительно еврейской жизни. Роман посвящен истории любви Рахили и Якова Ивановских - странице истории еврейского народа. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман «Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910 – 1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Рыбаков прослеживает жизнь разветвленной еврейской семьи Ивановских-Рахленко с дореволюционного времени до Второй мировой войны (с 1909 г. по 1942 г.) и гибель большинства ее представителей во время нацистской оккупации Украины. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Фон романа, еврейская жизнь на Украине в довоенный период, воссоздан автором на основе документальных материалов, собранных во время поездок Рыбакова по местам уничтожения евреев, тема Катастрофы дана масштабно и бескомпромиссно. В основе романа лежит идея о бессмертии еврейского народа, о его героизме, человечности, стойкости. (Некоторые материалы и варианты романа, а также письма читателей Рыбаков передал в 1991 г. Тель-Авивскому университету.)
Замысел антисталинского романа о своем поколении возник у Рыбакова в конце 50-х годов. И следующим этапам творчества Рыбакова стали романы о жизни советского общества в годы сталинского террора: «Дети Арбата» (1986), «Тридцать пятый и другие годы» (1989), «Страх» (1990), объединенные явно автобиографичным образом Саши Панкратова. И только лишь в 1987 году был напечатан первый роман трилогии «Дети Арбата», затем вышли «Страх» (1991) и »Прах и пепел» (1994). Книги трилогии вышли в Советском Союзе общим тиражом 1,5 млн. экземпляров, переведены на десятки языков, попали в число мировых бестселлеров. Одноименная пьеса ставилась более чем в 30 театрах СССР и Европы.
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый» и другие годы (книга первая, 1988; книга вторая – «Страх», 1990; книга третья – «Прах и пепел», 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
В романе «Дети Арбата» автор предпринял попытку дать картину жизни всего советского общества в 1930-х гг.; анализируя состояние различных слоев общества (студенческая среда, интеллигенция, рабочие, заключенные и ссыльные, сотрудники НКВД и т. д.), Рыбаков вскрыл причины превращения социалистического государства в тоталитарное, с постепенной концентрацией всей власти в руках всесильного диктатора И. Сталина и выдвижением на первый план репрессивного аппарата. На этом фоне дана подробная, беллетризованная биография И. Сталина, виновника гибели миллионов советских граждан, в том числе и евреев. В романе немало персонажей с еврейскими фамилиями как среди жертв террора, так и среди чекистов и следователей «органов». «Дети Арбата» выражают интернационалистские взгляды Рыбакова: он не акцентирует внимание на еврейском вопросе, хотя об одной из ссыльных, сионистке Фриде, упоминает с явной симпатией. Кредо автора в еврейском вопросе выражено устами другого героя-еврея, ссыльного Бориса Соловейчика, который, рассуждая о еврейской религии, говорит без тени сомнения, что «религия для еврея - лишь форма национального самосохранения, средство против ассимиляции. Но ассимиляция неизбежна». «Дети Арбата», как и последующие книги Рыбакова, вызвали острую полемику в кругах общественности и в советской печати, в том числе резкую критику со стороны сталинистов и коммунистических ортодоксов; споры, происходившие вокруг романа в 1987–88 гг., отразились в сборнике статей и писем читателей «Дети Арбата». С разных точек зрения»
Книги Рыбакова переведены на многие языки мира, в том числе на иврит («Тяжелый песок», 1980; «Дети Арбата», 1989; «Тридцать пятый и другие годы», 1992; «Страх», 1992). Перевод романа «Тяжелый песок» на идиш опубликован в журнале «Советиш геймланд» в 1979 г. Рыбаков дважды посетил Израиль, где в 1991 г. был удостоен звания почетного доктора Тель-Авивского университета. По многим книгам Рыбакова поставлены художественные фильмы. В 1981 г. вышло собрание сочинений Рыбакова в четырех томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Почти по всем произведениям А. Рыбакова сняты кино- и телефильмы, сценарии к которым написаны самим автором. Анатолий Наумович оставил автобиографическую книгу «Роман-воспоминание» (1997). В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».
Умер 23 января 1998 года в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

(1911-1998) российский прозаик

Каждое произведение настоящего писателя включает частичку жизни своего создателя. В полной мере это относится к творчеству Анатолия Рыбакова. Работая над романом «Тяжелый песок», он отправился на места событий, разворачивающихся в повести, и записал свидетельства людей, знавших о них или бывших их непосредственными участниками или свидетелями. Возможно, ярко проявляющееся личностное начало в произведениях писателя и обусловило их популярность у разных поколений читателей.

В своих первых произведениях Анатолий Наумович Рыбаков отразил впечатления детства и юности, которые прошли в арбатских дворах и переулках, хотя родился он под Черниговом, в селе Держановка. Здесь его отец служил управляющим винокуренными заводами. После революции несколько лет мальчик жил у деда, сменившего за свою жизнь много профессий. В результате дед будущего писателя обзавелся собственным делом: открыл лавку скобяного и москательного товара.

Затем семья Рыбаковых переезжает в Москву. Его отец занял крупный инженерный пост, в семье появился достаток. Анатолия и его сестру начали учить французскому языку и музыке. Однако мальчик не испытывал ни малейшего желания заниматься этим, потому что находился под сильным влиянием новой для него городской среды. Впоследствии впечатления о первых годах жизни в столице отразятся в повестях «Кортик» и «Бронзовая птица».

Реальная действительность представлялась ему гораздо интереснее: страна начинала строить социализм. Ей нужны были грамотные специалисты: инженеры, конструкторы. И Анатолий Рыбаков выбирает полезную, по его мнению, профессию - поступает в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), активно участвует в общественной жизни.

Правда, в те времена выходцы из семей служащих (так тогда называли представителей интеллигенции) должны были до поступления в высшее учебное заведение поработать на заводе или фабрике простыми рабочими. Иначе они не получали стипендии. Но это не смущало Анатолия. Он пошел работать на Дорогомиловский химический завод. К тому времени его родители разошлись, и семья жила на случайные заработки матери. Из чернорабочих Рыбаков перешел в шоферы, научился водить машину. Позже он смог подрабатывать и во время учебы, зачислившись экономистом в Транспортно-экономический институт. Все это нашло художественное отражение в книгах «Приключения Кроша» и «Водители».

Но неожиданно его жизнь круто меняется: за эпиграммы на своих товарищей, появившиеся в стенной газете, Анатолий Рыбаков был арестован. Он считал, что только благодаря тому,

что был молод и верил в жизнь, смог пережить тюрьму и трехлетнюю ссылку в глухой сибирской деревне.

В 1936 году Анатолий Наумович Рыбаков вышел на волю «лишенцем», т. е. человеком не имеющим права проживать в столице. Тогда и начались его скитания. Он работал на автотранспортных предприятиях, был шофером и слесарем, жил у случайных людей, исколесил всю страну. Возможно, в ту пору сформировалось его критическое отношение к происходившему в стране и к личности Сталина. Как вспоминал Рыбаков, «исключение из института, арест, тюрьму, ссылку, скитания по России, первые годы войны я описал в трилогии «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел».

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, Анатолий Рыбаков женился на знакомой своего товарища. Родился сын.

В годы войны писатель служил в Управлении оборонного строительства, был начальником автомобильной службы, многое повидал, дошел до Берлина. За Висло-Одерскую и Берлинскую операции был награжден орденами Отечественной войны первой и второй степени. В конце 1945 года военный трибунал воинской части, где он служил, за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками снял с него судимость.

Войну будущий писатель закончил в немецкой глубинке. О том, чтобы остаться навсегда за границей, не могло быть и речи. Это означало бы подвергнуть близких опасности, а он должен был помогать матери. Брак его к тому времени распался, но он все равно нес ответственность и за жену, и за сына.

Постоянного жилья в Москве в те первые послевоенные годы у Рыбакова не было. Он не хотел и не мог стеснять мать, жившую в коммунальной квартире, поэтому купил для семьи однокомнатную квартиру, а для себя, оформив пенсию по инвалидности, снял комнату и начал писать. Еще в армии он задумал повесть о своем детстве, избрав в качестве интриги историю с кортиком.

Первая приключенческая повесть «Кортик» (1948) потребовала от Анатолия Рыбакова многого. Прежде всего он должен был найти свой собственный стиль, научиться строить сюжет, соединить в единое целое взаимоотношения персонажей, проявить себя знатоком в военном деле, не напутав даже в мелочах.

Повесть пришлась ко двору. Она вышла в канун тридцатилетнего юбилея комсомола. Позже Анатолий Наумович Рыбаков напишет ее продолжение - «Бронзовую птицу» (1956), где повзрослевших героев вновь поджидают приключения. Произведения Рыбакова привлекли читателя романтикой послереволюционных лет, когда участники событий верили в то, что они делали.

Практически сразу писатель становится известным. Популярность его возросла, когда «Кортик» был экранизирован. Но Анатолий Рыбаков предпочитает не рисковать. Свое следующее произведение он посвящает современной действительности. В романе «Водители» (1950) он отдает дань производственной теме, основываясь на личных впечатлениях, причем поднимает здесь важные экономические проблемы. После выхода романа в свет Рыбаков становится лауреатом Сталинской премии, что позволило ему снять с себя клеймо осужденного и войти полноправным членом в советскую литературу. Правда, не обошлось без неприятностей. Сталин узнал о судимости Анатолия Рыбакова и обвинил его в том, что тот скрыл этот позорный факт. К счастью, у Рыбакова имелись документы о реабилитации, что давало ему право не писать в анкетах о его судимости.

После романов на производственную тему (кроме «Водителей», к ним относится и «Екатерина Воронина» (1955) Рыбаков вновь возвращается к фактам собственной биографии и пишет трилогию о Кроше - «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Юный герой помог писателю поставить сложные нравственные проблемы, главная из них - отношение молодого поколения к войне. Все три повести были экранизированы, а в 1985 году состоялась премьера трехсерийного телевизионного фильма.

А писатель уходит все глубже в прошлое, подбираясь к своим корням. Из-под его пера выходит роман « Тяжелый песок», в котором он впервые рассказывает об испытаниях, выпавших на долю простой семьи украинских евреев. Это лучшее автобиографическое произведение Анатолия Наумовича Рыбакова. Роман был опубликован в 1978 году. В его рамки заключен довольно большой временной период начиная с 1910 но 1943 год, в который писатель и укладывает семейную историю, которая точно вписалась в трагическую канву эпохи. Роман печатался после подписания нашей страной Хельсинкского соглашения, когда евреи получили возможность выезда на историческую родину. Поэтому он ими воспринимался не только как литературное, но и как политическое событие. Его называли «дыханием истории», «еврейской семейной сагой», «высокой песней любви». «Тяжелый песок» был издан на 26 языках, Рыбакова избрали почетным доктором философии Тель-Авивского университета.

А память писателя уже бродит по Арбату, плутает в его переулках, заглядывает в знакомые подъезды. Анатолий Рыбаков задумал написать правдивую историю своего поколения, прошедшего тюрьмы, лагеря, ссылки, сражавшегося на фронтах войны.

Название каждой части - «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел» - не только отражает этапы в жизни главного героя Саши Панкратова, но и символизирует гибель этого поколения и грядущее крушение государства, которое его взрастило.

Приступая к созданию этой трилогии, Анатолий Наумович Рыбаков отлично понимал, что работает «в стол»; другими словами, надежды на публикацию на Родине нет. Но не написать «Детей Арбата» он не мог, потому что считал это делом чести. Книга пролежала двадцать лет, прежде чем появилась в печати. Конечно, Рыбаков мог издать ее за рубежом, но он хотел, чтобы произведение увидело свет у себя дома.

Именно авторское прочтение событий тридцатых годов и привлекло внимание читателей. Сегодня на фоне многочисленных мемуарных свидетельств роман Анатолия Рыбакова воспринимается как интересное, но субъективное видение событий. Иногда автор слишком увлекается, гротескно изображая отдельные эпизоды из жизни Сталина. Вместе с тем ему удалось создать яркое и динамичное повествование, в котором отразились сложные и противоречивые явления того времени.

Позже в «Романе-воспоминании» Рыбаков расскажет драматическую историю о самом процессе публикации своих произведений. Правда, некоторые его оценки кажутся излишне категоричными и резкими, но, в конце концов, столь много переживший писатель, наверное, имеет право на них.

Смерть старшего сына тяжелым камнем придавила душу. Но были и светлые моменты, такие, как рождение внучки. Невесткой писателя была известная обозревательница Н. Иванова.

Верным помощником Анатолия Наумовича Рыбакова стала его вторая жена. Она была его машинисткой, редактором, секретарем.

Последние годы жизни он занимался делами Русского Пен-клуба - международной писательской организации. Но не оставлял и писательский труд, работал над завершением романа «Прах и пепел». Для осуществления замысла ему потребовались материалы о Второй мировой войне, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. Анатолий Наумович Рыбаков уезжает в США, изредка приезжая в Россию. Умер писатель на чужбине, задумав новый роман.

Этот очень интересный человек - писатель и общественный деятель - жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Семья и детство Анатолия Рыбакова

Биография будущего писателя началась в деревне Держановке Черниговской губернии (теперь это территория Украины). Он родился 11 января 1911 года в семье инженера. Фамилия отца Анатолия была Аронов, а матери Рыбакова. В автобиографии он всегда указывал город Чернигов. Возможно, Рыбаков стеснялся своего деревенского происхождения.

В зрелом возрасте, уже став писателем, Анатолий Наумович взял в качестве творческого псевдонима, а затем и уже навсегда, фамилию матери. Отец Рыбакова служил на винокуренном заводе, а дед был старостой в синагоге. После отмены черты оседлости родители мальчика переехали в Москву. Это случилось в 1919 году. Жили они на Арбате, в том самом доме, который будет потом описан в произведениях писателя. Учился он в Хворостовской гимназии, а завершал образование в особой опытной школе-коммуне Москвы, где преподавали лучшие тогдашние педагоги.

Юность

После окончания школы мальчик пошёл работать на Дорогомиловский химзавод. А в 1930 году он поступил в Московский транспортно-экономический институт. Но биография Анатолия Рыбакова через три года внезапно и ужасно изменилась. Будучи студентом, он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Правда, по тем временам он получил не такой уж и большой срок - три года ссылки. Освободившись, Анатолий не мог работать в больших городах, где существовал паспортный режим. Поэтому ему приходилось наниматься то слесарем, то водителем, то грузчиком в провинции России - Рязани, Твери, а также в Татарстане и Башкирии. Возможно, потому его и не ждали дальнейшие аресты. Он никогда не заполнял анкет и словно сделался невидимым для органов госбезопасности.

Война и начало творческой деятельности

Биография Анатолия Рыбакова имеет и армейские страницы. С началом Великой отечественной его призвали. Служил он в основном в автомобильных частях и видел самые знаменитые битвы - от обороны Москвы до штурма Берлина. Он получил звание гвардии инженер-майора, а за военные заслуги с него сняли судимость.

Во время хрущёвской оттепели в 1960 году Анатолия Рыбакова полностью реабилитировали. Но ещё в 1946 после демобилизации он вернулся в Москву и начал пробовать себя в литературном жанре. Первыми писательскими успехами стали повести, написанные для молодых людей.

Официальное творчество в СССР

Биография писателя Анатолия Рыбакова началась в 1948 году. Тогда была опубликована его первая повесть «Кортик». Именно её он подписал псевдонимом - фамилией матери. С тех пор писатель вошёл в историю не как Аронов. Отныне он сделался Анатолием Наумовичем Рыбаковым. Биография его в области литературы имела как бы двойное дно. Он может считаться официозным писателем, поскольку, к примеру, получил Государственную премию Советского Союза ещё в 1951 году за не очень-то примечательный в художественном отношении, зато идейно правильный роман «Водители». Хотя и в нём было кое-что от личного опыта Анатолия.

Интересно, что на премию, по слухам, его рекомендовал Сталин, которому роман приглянулся. Правда, автора то включали в список претендентов, то выбрасывали, как контрреволюционера. Но в итоге всё же оставили. А вот его авантюрные повести, такие как продолжение «Кортика» «Бронзовая птица» или же серия о приключениях и каникулах Кроша, были очень популярны у юношества шестидесятых. Тайны, романтика с пионерско-мальчишеским привкусом, старинные артефакты - всё это было внове и манило свежестью.

В 1970 году был опубликован знаковый роман писателя «Неизвестный солдат», а в 1978 «Тяжёлый песок». Он уже смотрелся диссонансом, поскольку рассказывал о тяжёлой судьбе еврейской семьи, да ещё и на фоне тогдашнего советского антисемитизма.

Что писалось в стол

Но оказалось, биография Анатолия Наумовича Рыбакова не так уж проста. Он со времен шестидесятых годов двадцатого века тайно писал роман, основанный на воспоминаниях о жизни обычных людей в московской коммунальной квартире в самом начале времен сталинских репрессий. Твардовский хотел его издать, как только прочёл. Но цензура не пропустила роман. Как только началась перестройка, в 1987 году Рыбаков издал эту книгу под уже всемирно известным названием «Дети Арбата». Произведение имело эффект разорвавшейся бомбы. Вместе с фильмом Абуладзе «Покаяние» оно стало символом перестройки. Противостояние Саши Панкратова, альтер эго писателя, и Иосифа Сталина - правителя, для которого имеет значение только власть, но не человеческие жизни - наверное, было лучшим из того, что написано на эту тему.

Продолжением романа стала трилогия «Тридцать пятый и другие годы», где говорится о том, что случилось в дальнейшем с детьми Арбата - героями первой книги. Входят в трилогию роман «Страх», опубликованный в 1990 году, и «Прах и пепел», изданный в 1994. Считается, что цикл романов о детях Арбата - это пик творчества Анатолия Рыбакова. После этого в 1997 году он издал только мемуары - автобиографический роман с документальными воспоминаниями.

Последние годы жизни

С книгами о сталинских репрессиях и периоде Большого террора к Анатолию Рыбакову, краткая биография которого изложена выше, пришла всемирная слава. Его произведения стали переводиться на другие языки и были изданы в 52 странах мира. Писатель становится активным общественным деятелем и даже - до 1991 года - возглавляет советский ПЕН-центр. Идентичностью Рыбакова было чувство русского советского еврея. Он был свободным и независимым человеком.

Но в то же время ощущал себя частью еврейского народа. В середине девяностых после распада СССР Рыбаков тяжело заболевает. Чтобы сделать операцию, он уезжает в Соединённые Штаты. Но уже слишком поздно. 23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков умирает в больнице Нью-Йорка. Похоронен он в Москве на Кунцевском кладбище. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя в 2000-х годах.

Биография Анатолия Рыбакова: кратко о семье писателя

Женой писателя стала не менее известная женщина - Татьяна Винокурова, дочь бывшего наркома пищепрома Микояна, который был и автором, и жертвой сталинских репрессий. Она долгое время была редактором журнала «Кругозор». Один из двух сыновей Анатолия Алексей тоже стал литератором. Он издавался в России под псевдонимом Макушинский, а сейчас живет в Германии в городе Майнце и работает в тамошнем университете на кафедре славистики. Старший сын писателя умер ещё в 1994 году при жизни отца. Его дочь и внучка Анатолия Рыбакова Мария унаследовала семейный дар к писательству. Она является автором популярных романов, таких как «Братство проигравших» и другие.



Похожие статьи
 
Категории