Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова А.В. Александр вампилов - талантливый драматург, который ушёл слишком рано, не дожив до триумфа в современнике» и мхате

15.04.2019

Творчество А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе I960-70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии и комедии положений).

Пьеса «Прощание в июне» (1965) на первый взгляд довольно простая и незамысловатая пьеса из студенческой жизни, каких немало было в «оттепельные» годы расцвета «молодежной» литературы. Герой ее - студент-биолог Колесов заканчивает университет, хочет заниматься наукой. Немного самоуверенный, иногда бесцеремонный талантливый шалопай - типичная фигура аксеновского типа. Но уже в этой пьесе А. Вампилов показывает, что в сцеплении жизненных ситуаций важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство. Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Колесов совершает первый и единственный поступок - рвет диплом, отказываясь вступить в корпорацию взяточников. Нелогичный с житейской точки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.

Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». Начавшись с безответственного вранья, с почти водевильной ситуации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцентрической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (применительно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, заковыристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще одухотворялся чувством. Все знают: врать - это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют» - к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Поначалу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить молодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно брошенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привыкший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, говорит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, осталась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить 5 содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога...» Вот за слово «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бусыгин включается в игру - обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и события раскручиваются помимо логики.

Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его - своего старшего сына. Росший без отца Бусыгин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-

Вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяющим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происходит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет оберечь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту странную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущности любят друг друга - безумно, как-.то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все - выдумка, вранье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бусыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин - сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он говорил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блаженного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неумение постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней - серьезной, знающей всему цену - остались дети, а с «блаженным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь - любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, - все это ничего не меняет... Чтобы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас; ...Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса -

Об их братстве.

Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебниках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки - не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безоглядная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство. Вот этого и не почувствовал Кудимов - по всем параметрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих поведенческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обаятельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит только правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампи - ловских ценностей, где важнее всего - умение чувствовать другого, любить.

Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрывает», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухоте души, заторможенности чувств.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы времени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммунизма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли - * гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драматургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляющихся противоречий.

Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называется она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший. сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мелодрама или- лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножан - ровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью соблюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме - места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (развитие одной сюжетной линии). Как в классицистической комедии герой делает три попытки выхода из им же созданной ситуации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, - двойственное существование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бомарше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бусыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и: лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, оборачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все - таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные. Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформирует человека. Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления среде, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душевный кризис, но очищенным из него не выходит. Таков герой трагикомедии «Утиная охота» (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной - настоящей - жизни.

Александр Вампилов оставил не такое уж большое наследство - четыре одноактные и четыре многоактные пьесы. И тем не менее в литературе и театральном искусстве укрепилось понятие «театр Вампилова». Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо. Можно было бы назвать Вампилова драматургом-быто - виком. Действительно, его герои живут в повседневном быту, в окружении бытовых реалий. В сфере быта реализуется социальная картина времени. Но быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного «я» или самоидентификации.

Будучи отражением нравственности и идей времени, герои Вампилова несут в себе и общефилософский потенциал, что определяет их постоянную актуальность.

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х, его пьесы появились на фоне арбузовско-розовской драматургии, разрушавшей концепцию человека-винтика. В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в современной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность общества. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью. Эти испытания оказались драматичными, наполненными глубокими конфликтами. Позже, уже в середине 1970-х, появилась «поствампиловская» драма, или драма «новой волны», которая расширила сферу быта в его воздействии на характер, показала бездны и провалы в жизни нового - маргинального, переходного героя. Но это был уже другой - не вам - пиловский герой. Драматурги «новой волны» и не пытались «спаять любовью» своих героев, как это было в пьесах Вампилова.

Пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» на первый план выдвигают нравственную проблематику . Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, помещая их в воспоминания, сны, житейские привычные ситуации.

Основное внимание автор уделяет будничным, обыденным ситуациям, что сближает его с В. Шукшиным. Герои Вампилова – обычные люди, помещенные в заурядные события, но проявляющие себя по-разному. Героев Вампилова «окрестили» «инфантилами» за их специфические черты характера (вспомните «жизненно» неприспособленного Зилова, живущего мечтой, но не желающего ее осуществлять).

Сложно определить жанровую принадлежность пьес Вампилова: они сочетают в себе элементы водевиля, драмы и даже трагедии, что отражает все перипетии описанного автором времени.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни. Так, герой «Старшего сына», сыгравший злую шутку с хозяевами случайного ночного пристанища, открывает для себя тепло их семьи, радость взаимной любви и заботы, в которые молодой человек не верил. Зилов на мгновение становится тем романтичным и нежным юношей, в которого влюбилась когда-то Галина. В «Прошлым летом в Чулимске» юная Валя становится воплощением бесконечного труда на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди.

Герои «Утиной охоты» особенны тем, что они, молодые, тридцатилетние, утратили нравственные ориентиры; они живут сегодняшним днем, случайными удовольствиями. Мало у кого из них есть цель – оправданная, настоящая. Вампилов устами одной из своих героинь называет это общество «Аликами», учитывая и то, что они не брезгуют алкоголем. Это общество безликих, утративших моральные ориентиры людей. Частью этой компании является и Зилов, но он и отличается от других тем, что это общество ему изрядно надоело, он знает все его уловки и его психологию; Зилов мечтает вырваться на охоту. Символ утиной охоты многогранен: с одной стороны, это чистое стремление заблудившейся души вырваться к свету, т.е. обрести истинную жизнь, свободу; с другой стороны, охота – это убийство, т.е. смерть. Такие кардинальные черты мы видим и в своем герое: он может быть изменником, а может превратить заурядные вещи в воспоминания о первом свидании, он может любить и восхищаться красотой, а может намеренно сводить свою подругу с богатым товарищем.

Зилов отличается и тем, что для него вопрос смысла жизни перестал быть бытовым – очередным рассуждением в пьяном угаре, но стал бытийным – попыткой истинно осознать жизнь и понять, для чего он живет.

Пьеса включает в себе несколько картин воспоминаний главного героя, в каждом их которых он видит себя сеятелем зла, разрушителем: лжет жене, на работе подписывает липовые документы, обещает влюбившейся в него девушке несбыточное. Зилов осуждает себя («Я сам виноват, я знаю »), но не меняется: череда его «злодеяний» постоянно растет. Герой настолько дезориентирован в жизни, что не может отличить цинизма, лжи от восторженности, высокого порыва, настоящих человеческих чувств.

Подводят Зилова и его же идеалы: он хотел стать таким охотником, как официант Димка. Но Димка – алкоголик и циник, наглый и бездушный – по определению не может быть образцом для подражания. В финале пьесы Зилов принимает приглашение официанта поохотиться, подтверждая тем самым свою моральную деградацию и обезличивание: «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем ». Зилов подтверждает выводы своего создателя: зачастую интеллигенты на поверку оказываются типичными обывателями без смысла жизни и без цели. Вампилов утверждает, что во многом именно от человека зависит атмосфера вокруг него.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Кутулик, Иркутская область - 17 августа 1972, Порт Байкал) - советский драматург.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году во время учебы написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес.

Тип героя времени – чудаки, странные люди, странные женщины, несущие праздник (Валентина в пьесе «Прошлым летом в Чулимске».

Звук. Музыкальных рядов нет – есть интересная речь персонажей. Важен случай – случайное обстоятельство эпизодов, случай является испытанием для героев. Личность героя проявляется через эпизоды драматически и трагические.

Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964 ), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах... Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы. Монолог этот - о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, - все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей - скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

В Колесове Просвечивает то негативное, что составит суть Виктора в «Утиной охоте». Превращение Колесова – колесо, предает девушку ради диплома, научной работы. Может покатиться и туда и туда. Зилов в «Утиной охоте» - грузовик Зил, идет по судьбам. Между этими героями 20 лет, победитель студент стал эгоистом и негодяем. 3 сюжета в «прощании в июне» - колесов и таня, студенческая свадьба и моно драма – человек, который все меряет за деньги.

В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота , в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

На первый план не любовные истории, а взаимоотношения отца и сына, хотя они не кровные родственники. Вспоминается возвращение блудного сына из библии. Тема сходить с ума или не сходить – они все сходят с ума от чувств. Все это перерастает в любовные взаимоотношения.

Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу. Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения . Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них . Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «"Утиная охота" – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства». «Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , - утверждал Вампилов. «Утиная охота» - лично пережитое, прочувствованное, вымолченное. Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни. Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой. Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» - характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, - говорит он Саяпину, - ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» - олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя. Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова <…> несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть». Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания?... Думали ли вы когда-нибудь об этом?» . Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу». Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира»: «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…». На наш взгляд, проблематику пьесы «Утиная охота» можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе …» . «Утиная охота» - трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» . И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» - настоящее действие, начало новой жизни. Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» . Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность.

В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

Почти все герои Вампилова молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность, - это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное "я", сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное, - то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Вообще особенность пьес Вампилова в том, что он не выносит своим героям последнего приговора. Автор предпочитает ставить многоточие. Такой финал мы видим и в последней пьесе автора "Прошлым летом в Чулимске". Эту пьесу по праву называют самой "чеховской" пьесой автора, из которой нельзя убрать даже запятой. Образ-символ этой пьесы - забор палисадника - является для героев пьесы индикатором на человечность. Большинство из них непрерывно разрушают калитку, искренне не понимая, зачем Валентина упорно продолжает ее чинить ("Ходит народ поперек и будет ходить").


«…Я знаю, я старым не буду » - так в юности написал Александр в своих записных книжках. Он действительно прожил незаслуженно мало, но так много понял о жизни и о всех нас… Его простые и светлые произведения, вместе с тем глубокие, пронзительные и парадоксальные пьесы-исповеди, так и остаются до конца не разгаданными. О чем же он писал и зачем?


"Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?"

Б.Пастернак

Родился будущий знаменитый драматург в райцентре под Иркутском, “похожем на все райцентры России ”, в 1937 году в семье педагогов.

В то непростое время их семью, как и многие другие семьи, не обошла стороной беда. На отца, бурята по национальности, написали донос, причислив его к "панмонголистам", ратующим за выход Бурятии из состава СССР. Такое обвинение считалось особо тяжким, и отца расстреляли в 1938 году.

Мать осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. Для семьи Вампиловых наступили тяжелые времена, пришлось жить под косыми взглядами окружающих. Родственники отца им совсем не помогали, поскольку недолюбливали его русскую жену.
Лишь спустя 19 лет отцу вернули его честное имя.


По окончании школы Вампилов со второй попытки поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, он уже понимал, что литература – это его призвание. В 1961 году была издана отдельная книга с его короткими юмористическими рассказами. Правда, чтобы избежать критики, он использовал псевдоним - А. Санин. На молодого автора обратили внимание и пригласили работать в издательство.


Но вскоре Вампилов уходит из издательства, решив целиком посвятить себя писательскому труду.
Поначалу все складывается удачно, в одном из журналов публикуют его первую пьесу «Дом окнами в поле».


Воодушевленный этим успехом, Вампилов отправляется в Москву, везет туда еще одну свою пьесу - "Прощание в июне". Но все попытки предложить пьесу в столичных театрах оказались напрасными, столица отказалась его принять. Кроме всего прочего, автору указывали на то, что его пьесы не соответствуют духу времени, советскому образу жизни и генеральной линии партии.

Вампилов в своих пьесах приоткрыл забытый мир советской “глубинки”, но этот мир для столицы оказался и неинтересным, и ненужным. А ведь будничная провинциальная жизнь таит в себе множество душевных драм и сломанных судеб, и воспринимаются они там намного острее. Но хотя в пьесах Вампилова много пессимизма и тоски, в них всегда просматривается лучик надежды, который, к счастью, он сумел сохранить в своей душе.


Невозможность что-либо изменить для Вампилова становится невыносимой, он впадает в отчаяние, у него просто опускаются руки.

Но в 1972 году наконец-то забрезжила надежда - отношение в столице к его пьесам постепенно начало меняться. Появилось много новых планов, начались репетиции в театрах.

Однако до московских премьер он, к сожалению, не дожил, 17 августа 1972 года Александр Вампилов погиб на Байкале. Перевернулась моторная лодка, в которой он плыл со своим товарищем. Друг остался около лодки, держась за днище, а Александр поплыл за подмогой. И он уже почти доплыл до берега, но не выдержало сердце. Через два дня ему исполнилось бы 35 лет.

Спустя год после его смерти началось триумфальное шествие вампиловских пьес по театрам страны, кто только не брался за их постановку. С успехом прошли они и в самых знаменитых театрах - «Современник», МХАТ и БДТ.


«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение …» (В. Распутин).

Старший сын

Когда Евгению Леонову попала в руки пьеса «Старший сын», он сразу понял, что роль Андрея Григорьевича Сарафанова написана про него, автор каким-то непостижимым образом смог заглянуть в его душу.
И тут случилось чудо – Леонову позвонил режиссер Виталий Мельников, как раз взявшийся за съемки «Старшего сына» и сказал, что видит в роли Сарафанова только его.
Видимо, судьба…
Во время съемок фильма Евгений Леонов писал своему сыну: «Так работали на съемочной площадке, так мудрили и веселились, даже захотелось, чтобы ты был здесь и сам это увидел. Ты пьесу-то «Старший сын» дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант! »

Смешное и грустное всегда переплетаются в произведениях Вампилова.
Эту свою пьесу автор назвал комедией.
В ней действительно очень много смешного, и начинается она с довольно нелепой ситуации.

Двое студентов, провожавших девушек, опаздывают на последнюю электричку и в незнакомом месте пытаются найти ночлег под бредовым предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. И, как ни странно, им поверили…
Это глупое вранье приводит к таким драматическим событиям, которые невозможно было предположить. И перед участниками всех этих событий встает вопрос – что важнее - «ложь во спасение» или «горькая» правда…









Утиная охота

Ценой неимоверных ухищрений режиссеру Мельникову удалось экранизировать даже самую запретную пьесу Вампилова «Утиная охота»,«образчик пессимизма », как комментировали ее чиновники.

Эта пьеса, написанная в 1967 году, действительно, самая горькая и безотрадная у Вампилова, глубоко выстраданная им. Она о том поколении, чей зрелый возраст пришелся на эпоху застоя, пропитанную ложью и лицемерием.

Вампилов лишь показывает нам своего героя Зилова, но не дает прямого ответа на вопрос: «А кто же на самом деле этот циник, за которым тянется множество грехов, но в котором, тем не менее, есть что-то неотразимо-привлекательное? Что мы видим - маску или истинное его лицо, и можно ли достучаться до его сердца?»

Вампилов, сам всегда чутко настроенный на добро, с горечью и сожалением смотрит на своего неприкаянного, рефлексирующего героя, но не осуждает его. Ведь у него самого бывали в жизни такие периоды.

"В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее... Совсем пусто, совсем темно... " - писал он в своем дневнике.

Эта роль как будто специально была написана для Олега Даля и она стала одной из лучших его ролей. Ему словно удалось угадать все нюансы характера своего героя и, как будто, даже прочувствовать мельчайшие движения его души. Этой роли актер отдал очень много сил, но выхода фильма так и не дождался. Восемь лет картина пролежала на полке.

Подготовительная работа:

Класс заранее разделить на 2 команды, предложить придумать названия, выбрать капитана;

  • глубоко проанализировать пьесы: “Старший сын”, “Утиная охота”;
  • изучить биографию А.Вампилова, письменно ответить на вопрос конкурса “Домашнее задание”;
  • поработать над “Толковым словарем” по пьесам А.Вампилова.

Ведущему подготовить карточки с вопросами, жетоны для болельщиков, 2 подноса с предметами и 2 салфетки, карты к конкурсу “Азартные игры”, протоколы для жюри, пригласить членов жюри, подготовить призы.

Оформление:

  • Выставка книг с произведениями А. Вампилова, книг о Вампилове.
  • Портрет А. Вампилова, иллюстрации к пьесам.

Цель турнира – урока:

  • заинтересовать учащихся личностью А.Вампилова, более глубоко познакомить с его драматургией, активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
  • сделать изучение литературы увлекательным, интересным и глубоким;
  • воспитывать умение думать в экстремальных условиях.

Вступление

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир- урок по произведениям А.Вампилова: “Старший сын” и “Утиная охота”. Участвуют две команды, капитаны этих команд (называет их фамилии), члены жюри (представляет их), и я, ведущий (называет себя).

Болельщики, помните, что вы можете принести своей команде два дополнительных очка к итоговому результату в игре, если заработаете больше жетонов за свои ответы.

Жюри имеет право во всех конкурсах добавлять команде от 0,5 до 1,2 балла за особенно понравившийся ответ, а также оштрафовать команды или болельщиков за подсказки, некорректное поведение и т.п.

Команды, проводим жеребьевку, чьей команде первой начинать игру.

Конкурс “Тесты”

Капитаны получают напечатанные тесты. Команды пишут на листах с тестами своё название и подчеркивают правильный с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест.

Команды по очереди отвечают на каждый тест. Ответ дает любой игрок, который читает
тест и вариант ответа.

По окончании конкурса команды передают листы с подчеркнутыми ответами в жюри.

Время обдумывания теста - 1 минута на вопрос. Максимальная оценка за все тесты равна их числу, умноженному на два.

Жюри объявляет правильный вариант после каждого ответа.

Ведущий в то время, когда команды готовят ответы на тесты, проводит конкурс болельщиков.

За каждый правильный ответ - 2 балла.

I. Кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов - отец Бусыгина?

  1. Бусыгин.
  2. Сильва.
  3. Сарафанов.

II. Кто предложил отправить Зилову венок?

  1. Саяпин.
  2. Кузаков.
  3. Кушак.

III. От чего Зилов чувствует себя одиноким?

  1. Из-за венка, присланного друзьями.
  2. Из-за воскрешённого в памяти прошлого;
  3. Из-за похмельного состояния,

IV. Сарафанов - это...

  1. Сохранивший детскую душу человек.
  2. Неудачник.
  3. Состоявшийся музыкант.

V. “Старший сын” - это по жанру

  1. Случай,
  2. Парадокс.
  3. Анекдот.

VI. Что больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?

  1. Осмысление роли человека в обществе.
  2. Процесс нравственного разрушения человека.
  3. Душевный идеализм героев.

VII. Для Зилова характерно

  1. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
  2. Откровенный цинизм.
  3. Раскаяние

Конкурс болельщиков

  1. Назовите дату рождения Александра Вампилова (1937г.)
  2. Какой день для А. Вампилова стал трагическим? (1 7августа 1972 г.)
  3. Какой сон отца Александра Вампилова стал вещим?
    (Отец рассказывает жене свой сон: “Вероятно, будет сын разбойник, и боюсь, как бы он не был писателем, т.к. во сне вижу писателей. Видел Льва Толстого.)
  4. В честь кого Вампилов назван Александром и почему?
    (Год рождения Вампилова был годом 100–летия со дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и назван.)
  5. К кому из русских драматургов близок Вампилов? (А Л.Чехову}
  6. Назовите известные вам пьесы А. Вампилова (1 жетон за пьесу.)
  7. Какие слова были для Вампилова путеводной звездой в творчестве? (Писать надо о том, от чего не спится по ночам).
  8. Какой театр стал Вампиловским после его смерти? (Московский драматический театр им. М.Н. Ермолова).

Толковый словарь (по творчеству А.Вампилова)
(Болельщики дают толкование слов – домашнее задание)

1. Пессимизм - мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, склонность во всем видеть дурное, неприятное.

2. Интеллигентность – образованность, культурность.

3. Цинизм - грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам
нравственности, благопристойности, к чему-либо, пользующемуся всеобщим признанием,
уважением.

4. Сакраментальный вопрос –

1) достойный поклонения, почитания;
2) ставший обычаем, традицией, освященный традицией.

5. Идеализм –

1) приверженность к высоким нравственным идеалам;
2) склонность к идеализации действительности.

Замечания к “Конкурсу болельщиков”

Ведущий читает вопрос. За правильный ответ болельщик, поднявший руку первым, получает жетон. В конце игры болельщики считают жетоны. Так определяются 3 первых победителя в личном зачете. Затем болельщики каждой команды суммируют свои жетоны.

Конкурс “Мир литературных вещей”

Ведущий: Капитаны, подойдите ко мне и выберите поднос, на котором находятся “литературные вещи”, накрытые салфетками.

Капитаны, выбрав поднос, снимают салфетки и по очереди показывают всем участникам турнира предметы, на своих подносах, называя их...

Команды обдумывают ответ и дают их по очереди: сначала одна, затем другая.

Время обдумывания 3 минуты.

Максимальная оценка конкурса по числу вещей.

Ведущий в это время проводит конкурс болельщиков (те вопросы, на которые ещё не ответили в “Конкурсе болельщиков”.)

Вещи I команды:

  1. Серебряная табакерка. (Сарафанов дает её Бусыгину, веря в то, что тот его старший сын. Табакерка, по обычаю семьи, передается в руки старшего сына.)
  2. Пепельница. (Зилов дарит Галине пепельницу – “цветы”, когда вспоминает прошлое.)
  3. Плюшевый кот. (Вера подарила его 3илову на новоселье.)

Вещи II команды:

  1. Пуговица. (Васенька обрывает её, пришитую Макарской).
  2. Ружьё. (Зилов хочет застрелиться из ружья)
  3. Гитара. (Сильва играет на гитаре)

Конкурс “Создаём литературный образ”

Ведущий. Капитаны, подойдите ко мне, выберите конверты.

Капитаны читают вслух задания, команды обдумывают задание 30 секунд.

Максимальная оценка конкурса по числу заданий.

Ведущий после каждого ответа объявляет правильный ответ.

I. Кто скрывается за этим портретом?

Первая команда: “Ему около 30 лет, он довольно крепкого сложения: в его походке, чертах, манере говорить мало свободы, приходящей от уверенности в своей физической полноценности”. (Зилов, “Утиная охота”)

Вторая команда: “Ему около 30. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо”. (Кузаков, “Утиная охота”)

II. Кто это говорит?

Первая команда: “У людей толстых кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить”. (Бусыгин, “Старший сын”)

Вторая команда: “Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере сил своих и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, оставалось после него. (Сарафанов, “Старший сын”)

III. Чья это квартира?

Первая команда: “Среди вещей и мебели старый диван и видавшее виды трюмо. Закрытое занавеской окно во двор. (Квартира Сарафанова).

Вторая команда: “Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок. На первом плане тахта. У изголовья столик с телефоном”. (Квартира Зилова).

Конкурс капитанов.

Капитаны получают по два вопроса, обдумывают их 1 мин. и отвечают по очереди на один вопрос оба, затем на другой вопрос.

Найдите и исправьте смысловую ошибку.

1 капитан: “Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота! Так, так, так... а здесь? 18 квадратов?

Красота! Лоджия? Юг? Север? Красота! (Валерия. “Утиная охота” - неверно лоджия, нужно балкон.)

2 капитан: “У меня было звание майора, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это знаешь, плохо влияет на слух”. (Сарафанов “Старший сын”- неверно майор, нужно капитан).

Вспомните и ответьте.

1 капитан: Какую песню поет один из героев “Старшего сына”? (“Ехали на тройке - не

Догонишь” или “Когда фонарики качаются ночные” Сильва)

2 капитан: Что входило в предметы охотничьего снаряжения, подаренные Зилову? (Нож, патронташ. Несколько деревянных уток.)

Конкурс “Домашнее задание”

Задачи конкурса, его цель и условия сообщаются командам заранее, в период подготовки к турниру - уроку.

Тема домашнего задания объявляется командам за две недели до турнира, само задание выполняется в классе или дома.

Каждая команда читает письменную работу. Максимальная оценка 5 баллов.

Задание: Письменно ответить на вопрос: “Так кто же Зилов такой - герой или ничтожество, палач или жертва?”

Конкурс “Азартные игры”

Ведущий. На столе лежат рубашкой вниз два ряда карт двух мастей (черви и пики) от туза до четверки, Достоинство каждой карты обозначает и “стоимость” вопроса. Ещё две карты “джокер” и “пустышка” лежат отдельно. Они разыгрываются после основных восьми карт. В моих руках такие же восемь карт. Я сдаю капитанам по очереди по одной карте. Какая карта выпала, под такой капитан и берет вопрос, напечатанный на карточке. После розыгрыша восьми карт капитаны сами выбирают оставшиеся две карты. С “джокером” поступают так: либо отвечают сами, либо передают сопернику (те не имеют права отказаться), “пустышка” избавляет от вопроса.

Команды по очереди отвечают на вопросы. Время 30 секунд.

Жюри оценивает ответы и сразу сообщает каждой команде, сколько баллов она получает или теряет.

“Соль” конкурса заключается в том, что это единственное состязание, когда за правильный ответ команда получает баллы, а за неправильный - теряет.

Причем число баллов, которые команда может потерять, обратно пропорционально сложности вопроса.

За неправильный ответ, оценивающийся:

в 5 баллов, команда теряет 1 балл,
в 4 балла – 2 балла,
в 3 балла - 3 балла,
в 2 балла - 4 балла,
в 1 балл - 5 баллов.

“Стоимость” “джокера” первоначально неизвестна. Когда известно, кто будет отвечать, объявляется число баллов за него.

Кто называет Сарафанова “блаженным” (жена) - 2 балла.
Какова реакция Зилова на письмо отца? (грубо комментирует) - 2 балла.
Зилов говорит: “Как дождь – не представляю” О чем он говорит? (Об утиной охоте) - 3 балла.

“Городская квартира в типовом доме. Мебель обыкновенная. В окно видны последний этаж и крыша типового дома.” Какой знак подал здесь нам автор, повторяя одну и ту же деталь? (это срез нашей жизни) – 2 балла.

Завязка какой пьесы построена на разрыве между лозунгом “Человек человеку - брат” и обыденной жизнью? (“Старший сын”) – 3 балла.
К чему привёл дурацкий розыгрыш Сильвы Бусыгина? (Бусыгин побил Сарафанова как отца) - 5 баллов.
Что лежит в основе фабулы “Старшего сына”? (розыгрыш) – 2 балла.
В какой пьесе А. Вампилова погода влияет на настроение героя? (“Утиная охота”) – 1 балл.
Вопрос - джокер. Почему Зилов “теряет себя”, становится пошловатым потребителем? (он потерял смысл жизни, а, может, не успел найти) - 5 баллов.

Заключение.

Ведущий. Болельщики. Сколько баллов набрала ваша команда? Кто победил в личном зачёте? Жюри, подсчитайте очки и оцените игру команд в целом с учётом результатов болельщиков. Общий итог турнира объявляет председатель жюри.

Ведущий награждает команду и болельщиков призами и благодарит за участие в турнире - уроке.

Литература.

  1. Академия наук СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка в 4-х томах. М.: “Русский язык”. 1985 г.
  2. А.Вампилов. Дом окнами в поле. Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г.
  3. Долинина С.Я., Литературный турнир. М.: “Флинта. Наука”, 2001 г.
  4. Гушанская Е.. Александр Вампилов. Очерк творчества., М.: 1990 г.
  5. Сушков Б., Александр Вампилов., М.: 1989 г.


Похожие статьи
 
Категории