Андреев писатель произведения. Леонид николаевич андреев

26.02.2019

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Леонид Николаевич Андреев - выдающийся русский писатель. Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который (по семейным преданиям) был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна , Эдгара По , Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание - тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале «Звезда» выходит его рассказ «В холоде и золоте», повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна. (Еще раз он испытает судьбу в 1894 году. И вновь остается жив.)

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ. Вдобавок, в 1895 году Леонид Андреев попадает под полицейский надзор за участие в делах Орловского студенческого землячества в Москве, так как деятельность подобных организаций была под запретом.

Тем не менее, он продолжает печататься в «Орловском вестнике». А в 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» (в которой в ближайшие годы будут также публиковаться - под псевдонимами Джеймс Линч и Л.-ев - фельетоны Андреева) выходит рассказ «Баргамот и Гараська». Дебют этот не остался незамеченным - первый рассказ Андреева был одобрен М. Горьким, получил высокую оценку тогдашних влиятельных критиков. Окрыленный успехом, начинающий писатель ощутил в себе необыкновенный прилив творческой энергии. С 1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти рассказов, а в 1901 году издательство «Знание» выпустило одно за другим восемь изданий первого тома его сочинений. Перед молодым писателем, быстро снискавшим у своего поколения репутацию «властителя дум», широко распахнулись двери редакций лучших журналов, его талант признали Толстой, Чехов, Короленко, не говоря уже о Горьком, с которым у него завязались тесные дружеские отношения (переросшие со временем в «дружбу-вражду» и завершившиеся разрывом).

В 1900 году Горький ввел его молодого писателя в литературный кружок «Среда». Вот как сам Горький описывает встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

Горький привлек Андреева к работе в «Журнале для всех» и литературно-политическом журнале «Жизнь». Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: «Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть».

10 января 1902 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Бездна», всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил «Антибездну», где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в «Курьере» был опубликован рассказ «Нет прощения», направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием - не только литературным, но и общественным - стала антивоенная повесть «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни - смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно обижает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены - и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чувствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, - но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Л. Андреев встретился с М. Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Он продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме.

Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По . Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Но из «Знания» писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником», который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Однако работа, большая и плодотворная, продолжается. Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», где подвергается переосмыслению известный всем библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда - посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Сам автор охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.

Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 года в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой он обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «временный» период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Идеи и сюжеты Леонида Андреева оказались плохо совместимыми с идеологией советского государства, и на долгие годы имя писателя было позабыто. Первой ласточкой возрождения стал сборник рассказов и повестей, выпущенный Государственным издательством художественной литературы в 1957 году. Через два года за ним последовал сборник пьес. Состав этих книг подчеркнуто нейтрален; «опасные» произведения вроде «Бездны» и «Мысли» в них не вошли.

Первое и единственное на сегодняшний день (если не считать двухтомника 1971 года) посмертное собрание сочинений Леонида Андреева вышло в издательстве Художественная литература (Москва) в 1990-1996 годах.

В последние годы историческая справедливость восстановлена: сборники Андреева выходят из года в год и переиздаются, отдельные рассказы и повести писателя включены в школьную программу.

Психология творчества остается тайной, несмотря на длительную историю изучения разными специалистами. Этим в первую очередь занимаются психологи и врачи, не оставляют попыток литературо- и искусствоведы. Выводы их зачастую отличаются от медицинских заключений. Впрочем, заметно в этом вопросе и робкое взаимопонимание. Алла Марченко, Юлия Латынина «В оценке поздней оправдан будет каждый час». Новый мир, 2009, №8
Профессор Елена Толстая отмечает существование литературоведения, с его пафосом реконструкции скрытой изнанки литературного процесса. Алексей Толстой и Николай Гумилёв М.;Иерусалим, 2004
Существуют две полярные точки зрения: талант – максимальная степень здоровья и талант — это болезнь. Апологетом второй точки зрения выступает Чезаре Ломброзо, не находивший, впрочем, наличия прямой зависимости между талантом и безумием. Еще в начале ХХ века профессор – психиатр Н.В. Краинский подчеркивал особенность, автономность психики нездорового человека, в которой своеобразно преломляются внешние впечатления. (Н.В. Краинский О лихорадочном бреде «Врачебное обозрение»,1923).
Постепенно, но неуклонно врачи начали изучать психологию творчества, привлекая насколько возможно специфические медицинские методы исследования
В конце Х1Х века возникла новая наука, названная Паулем Юлиусом Мёбиусом(1853-1907) патографией. Основной задачей патографии является попытка выяснения взаимовлияния переживаний, недугов художника на творчество, с одной стороны и творческой работы на тонус автора.
Одна из первых публикаций в этом направлении (еще не имевшем названия) появилась во Франции. Французский врач Луи-Франсуа Лелю (1804-1877) напечатал в 1836 году исследование о Сократе, а в 1847 году о Блезе Паскале. Мёбиусом написаны работы о Гёте, Шопенгауэре, Шумане и другие. Известны также, что особенно важно исследования писателей – врачей: А.П. Чехова о болезни царевича Дмитрия и Артура Конан Дойля о деятелях французской революции, в которой он связывает жестокость Марата и особенно Робеспьера с физическими недомоганиями. Последний страдал тяжелой формой экземы.
Патография была распространена наряду с европейскими странами в дореволюционной России, затем в СССР и продолжается в современной России. (В.Чиж, Н. Баженов, Г.Сегалин, И.Галант, Я. Минц,В. Руднев, М.Гуревич, А.Шувалов, М.Бурно и другие).
Большой интерес вызвали патографии А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.М.Горького и других классиков отечественной литературы. Исследования в этом направлении продолжаются, участвуют наряду с врачами, психологи и в самое последнее время присоединились литературоведы.
Леонид Андреев, его личность и творчество еще при жизни было предметом обсуждений специалистами разного профиля. Дискуссии о психическом состоянии Леонида Николаевича, вызывали гневные отповеди писателя, отрицавшего проблемы со здоровьем.
Не прошел интерес к творчеству писателя, его неординарной личности и в наше время.
Популярность, известность, слава, изменчивы: неожиданно ПРИХОДЯТ и так же исчезают. Ошеломляющей популярности Леонида Николаевича Андреева не препятствовало и то немаловажное обстоятельство, что в одно с ним время жили и творили ВЕЛИКИЕ современники: Лев Толстой и Антон Чехов.
Забвение наступило в советское время. Первые издания появились только в 1956 году. В 1959 году после сорокалетнего молчания в Государственном издательстве «Искусство» напечатали пьесы писателя. Из домашних рассказов знаю, как непросто в давние времена доставались билеты на спектакли по произведениям Андреева и о большом успехе пьесы «Тот, кто получает пощечину».
Лев Толстой следил за молодыми талантами, читал, выделял немногих. Рассказы Андреева: «Жили – были», «Валя», «Город», « Молчание» и другие были отмечены Львом Николаевичем. Писатели лично встречались. Андреев был в Ясной Поляне 21 -22 апреля 1910 года. Будучи под большим впечатлением от знакомства и доброй встречи с великим Толстым, писал: — Сейчас Лев Николаевич представляет единственное в мире явление. Он давно уже переступил какую-то грань, за которой нет борьбы, за которой — тишина и сияние святости. Он светится весь. В каждой его улыбке, взгляде, в каждой морщине лица столько же, если не больше, глубочайшей мудрости, как и в его словах. И быть может, даже не так важно слышать его, как видеть. 1910«Утро России». Мистер Рэй «Леонид Андреев у Л. Н. Толстого»
В дневнике секретаря Толстого Валентина Федоровича Булгакова после встречи с Андреевым со слов Льва Николаевича записано: «Хорошее впечатление. Умный, у него такие добрые мысли, очень деликатный человек.» (Булгаков В. Л. Н. Толстой в последний год своей жизни. М., 1957)
Высоко ценил творчество Леонида Андреева и другой великий писатель – современник, Антон Павлович Чехов: «Это будет большое имя» (ФЭБ Муратова Леонид Андреев, 1983).
Особые, доверительные отношения длительное время связывали Максима Горького с начавшим публиковаться Леонидом Николаевичем. Они дружески общались. Алексей Максимович ввел молодого писателя в среду литераторов, рекомендовал редакторам престижных журналов.
Любопытно, что в 1902 году хвалебный отзыв на вышедший сборник рассказов Л.Андреева написал Лев Троцкий. http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl478.htm
« По настоящему человек проявляется в том, что он создает», писал Стефан Цвейг в эссе «Тайна художественного творчества», а в речи «Смысл и красота рукописей» на книжной выставке в Лондоне, сказал: «… из множества неразрешимых тайн мира самой глубокой и сокровенной остаётся тайна творчества». Уинстон Черчилль полагал, что без знания биографии человека, этапов жизненного пути многое остается не понятым или трактуется не верно. А Марина Цветаева пошла еще дальше, считая, что «личность художника» превышает то, что он оставил после себя как творец. Есть о чем подумать!
Каким же был Леонид Николаевич? Что его волновало? Чему радовался? Как жил?
Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле, орловском крае, в котором жили, учились, творили знаменитые писатели России. Достаточно вспомнить И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Н.С. Лескова, И.Н. Бунина.
Отец писателя Николай Иванович был внебрачным сыном коллежского советника, кавалера Дмитрия Ивановича Карпова и крепостной девушки Глафиры.
Л.В. Иванова утверждает, что Карповы состояли в родстве с Тургеневыми, Лутовиновыми, Нилусами и другими знатными родами. http://www.rodon.org/andreev/_skda.htm Лидия Валентиновна Иванова Семейные корни Даниила Андреева
Девушку выдали замуж за сапожника и вместе с маленьким сыном отпустили на волю. Существует версия, что фамилия Андреев происходит от имени крестившего ребенка священника. Николай Иванович Андреев женился на Анастасии Николаевне Пацковской из обедневших польских помещиков. От этого брака родился будущий писатель.
Отец длительное время работал землемером – таксатором: измерял участки земли, составлял карты земельных угодий. Потом начал работать в банке. Жить стало легче, удалось приобрести хороший дом.

Дом в Орле, в котором жил Леонид Андреев

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице в Орле открылся музей.

Леонид учился в классической орловской гимназии, увлеченно читал Шопенгауэра и Гартмана. Считают, что изучение философии Шопенгауэра, его пессимизма (термин, введенный в литературу философом) оказало влияние на мировоззрение молодого Леонида. Впрочем, не все читающие Шопенгауэра теряют бодрость духа, происходящие процессы не так прямолинейны и механизмы другие.

В 1889 году от кровоизлияния в мозг скоропостижно скончался Николай Иванович Андреев, что разрушило устоявшийся быт, внесло коррективы в жизнь семьи, болезненно отразилось на мировосприятии юноши.

В гимназии Леонид пережил с максимализмом юности первую влюбленность. Он увлекся Надеждой Чукмалдиной, сестрой гимназического товарища. Делал предложение, родители невесты не дали согласия. Несмотря ни на что, Леонид и Надежда сохранили добрые отношения, встречались и переписывались долгие годы.(Чуваков В. Н. Вступительная статья: Письма Леонида Андреева к Н. А. Чукмалдиной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 488—489. Письма к Н. А. Чукмалдиной <31 марта 1915 г>)

В 1889 году из-за несчастной любви Леонид пытался покончить собой. Желая испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью без последствий. Предметом влюбленности была Зинаида Николаевна Сибилева. Девушка вполне самостоятельная из обеспеченной семьи адвокатов, волевая, с радикальными взглядами. Ее близкой подругой и наперсницей была первая в России женщина – хирург Вера Гедройц.

По окончании гимназии Леонид Николаевич учился на юридическом факультете Петербургского университета, но был отчислен за неуплату. Затем перевелся в Московский университет, за обучение в котором платило «Общество пособия нуждающимся». Окончил университет в 1897 году. Недолго работал помощником присяжного поверенного, выступал в суде. В газетах — «Московский вестник» и « Курьер» печатал репортажи с заседаний суда. Написанные профессиональным юристом, репортажи вызывали интерес и доверие у читателей.

Нужда и бедность несмотря на работу не проходила. Леонид Николаевич содержал не только себя, но помогал матери, живущей с младшими детьми. Работать приходилось много.

По воспоминаниям С.С. Блохина (сокурсника), в студенческие годы Леонид Николаевич много пил, от чего страдал, жаловался «на невыносимые сердечные боли и страх надвигающейся смерти». В кн.: Утро.О Леониде Андрееве: По письмам ивоспоминаниям. (Авт.: Янтарев Е.)Утро: Литературный сборник Под редакцией профессора Н.Н. Фатова. М.; Л. Издание авторов. 1927. N 1.

К сожалению, периоды неумеренного употребления алкоголя повторялись и вызывали тяжелые нравственные переживания.

Работа, между тем, продолжалась. Леонид Николаевич много и увлеченно рисовал, заслужил одобрение художников, в частности И.Е. Репина. Он «рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука. Усовершенствовавшись, стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей».

Автопортрет 1910


Автопортрет Л. Андреева на фоне картины Франциско Гойи

Портрет матери писателя

Иуда Искариот

Один оглянулся. «Дневник сатаны»

Несомненные художественные способности Андреева видны и в немногих приведенных картинах. Автопортрет на фоне одного из «Капричос» Гойи отличается тонким психологизмом и считается лучшим в обширной иконографии писателя, а Иуда Искариот блестяще иллюстрирует одноименную повесть.

Леонид Николаевич, несомненно, являлся труэнтом, т.е. обладал разными талантами. Термин « труэнтизм» введен доктором Лордом Бёркли Мойниганом в 1936 году. (Зильбер А.П. Врачи-труэнты. Очерки о врачах, прославившихся вне медицины Арка, 2013)

В 1892 году в журнале «Звезда» вышел первый рассказ Андреева «В холоде и золоте». Речь в произведении идет о голодном студенте. Но публикация не была успешной.

В 1894 году молодой писатель, переживая тоску и печаль, вновь покушается на самоубийство, стреляется, к счастью промахивается. Пуля попала в грудную клетку, с чем некоторые исследователи связывают развившееся впоследствии заболевание сердца. Версия крайне маловероятная!

Началом успешной литературной карьеры Андреева реально явилась вторая публикация: «Баргамот и Гараська» в журнале «Курьер» в 1898 году. Автора приветствовал Максим Горький. По предложению Алексея Максимовича Андреева приняли в знаменитые «Среды» Н.Д. Телешова. Здесь Леонид Николаевич познакомился со многими писателями, в первую очередь с Антоном Павловичем Чеховым. Писателей многое связывало. Полагают, не без оснований, влияние «Черного монаха» Чехова и в большей степени «ПалатыN6», на образ доктора Керженцева («Мысль») и на внимание Андреева к похожим ситуациям и сюжетам. Известно из письма В.В. Вересаеву о трагическом восприятии смерти Антона Павловича. «Смерть Чехова, тяжелая, бессмысленная, пригнетающая, точно увенчивающая и кончающая собою старую Русь, растущая духота, в которой дышать нечем, почти отчаяние…»

(В.В. Вересаев Литературные воспоминания. Директ – Медия, Москва 2010)

В 1897 году Леонид Андреев познакомился с будущей женой Александрой Михайловной Велигорской, внучатой племянницей Тараса Шевченко. В 1902 году Леонид Николаевич женился на А.М.Велигорской.

Леонид Андреев и Александра Велигорская

В жизни Андреева наметились перемены к лучшему. Но и в годы встреч с Александрой Михайловной и после женитьбы на любимой женщине в дневнике проскальзывают по-прежнему минорные ноты. «Боже, где мне взять силы для жизни! Опять бессмысленные, бесконечные страдания, опять бесцельные жалобы. Страшные дни, ужасные ночи, когда весь мир далек от тебя, и ты один с этой безумной тоскливой головой. Как выдерживает она. Как не разорвется сердце от этой муки. Как подло живуч и вынослив человек. Безумная, смертная тоска. Страшно, когда наутро ожидает мучительная казнь. А быть приговоренным к мучительной жизни и жить, тоскуя, плача, мучаясь, как грешник в аду; жить, сознавая всю пустоту, нелепость, бесконечную, безотрадную мучительность этой жизни, жить, все жить и жить. О, если бы умереть. Застыть в тишине и неподвижности. Не тоскует сердце, не бьются в мозгу мысли, мысли, от которых, кажется, разрывается голова. Страшны, мучительны эти мысли, которых нельзя передать словами». (11.08.1898) Библиотека ВВМ Вересаев Викентий Викентьевич Литературные воспоминания. Леонид Андреев http://veresaev.lit-info.ru/review/veresaev/004/384.htm

Казалось бы, все складывается удачно: писательская слава, общение с выдающимися людьми современной России и, наконец, любовь прекрасной девушки, женитьба.

В это по крайней мере внешне благоприятное время, Леонид Николаевич поступает в клинику профессора М.П. Черинова (1838 – 1905) и с 25 января до 22 марта 1901 года лечится от неврастении.

Здание клиники, в которой лечился Андреев.

В клинике Андреев не только лечится, но продолжает активно работать, пишет фельетоны для газеты «Курьер», заканчивает имеющий биографическую основу рассказ «Ложь» (последняя редакция) и одно из лучших произведений «Жили-были». По мнению Корнея Чуковского основная черта его писательской личности, что он — плохо ли, хорошо ли — всегда в своих книгах касался извечных вопросов, трансцендентных, метафизических тем.

Кем же был профессор Черинов?Чем занимался? Михаил Петрович Черинов (1838-1905), известный врач, терапевт окончил Московский университет, проходил стажировку в Вюрцбурге, Гейдельберге, Вене и Берлине. Подчеркиваю профессию Черинова — терапевт, т.е. Леонид Николаевич лечился в обычной не специализированной клинике. Обращает внимание и высокая творческая активность писателя в период госпитализации. Что послужило причиной пребывания в клинике, и какого было состояние Леонида Николаевича не ясно. В любом случае активная творческая деятельность позволяет отвергать предположение о серьезной депрессии.

9 февраля 1905 года в квартире Леонида Николаевича проходило нелегальное заседание ЦК РСДРП, после чего писателя арестовали и посадили в Таганскую тюрьму. Встревоженная Александра Михайловна, обратилась к докторам Ф.А.Доброву(1869 – 1941) и Г.И. Прибыткову(1854-1940) с просьбой дать медицинское заключение о состоянии здоровья, находящегося в тюрьме мужа. Несомненно, обращение к доктору Ф.А. Доброву, мужу родной сестры не было случайным. Александра Михайловна всеми силами стремилась освободить мужа из заключения, аргументируя опасность пребывания под стражей медицинскими показаниями. Доктор Добров получил разрешение осмотреть арестованного и скорее всего, в заключении утрировал симптомы. Г.И. Прибытков, ассистент клиники нервных болезней, по просьбе Ф.А. Доброва12 февраля 1905 года так же осмотрел Леонида Николаевича. Доктор Прибытков диагностировал у писателя тяжелую неврастению, подчеркнув, что болезнь следует «считать неизлечимой (…) всякие психические и нервные потрясения для него, безусловно, не только вредны, но и опасны». Конечно, к обоим заключениям следует относиться с осторожностью, учитывая желание родных и друзей добиться освобождения Леонида Николаевича. В то же время, несомненно, и тревожное состояние писателя, как и любого находящегося в тюрьме. Митрофанов В. П. Леонид Андреев и семья Добровых // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975. С. 256.
Знакомые и друзья писателя единодушно полагают самым спокойным периодом жизни – годы брака с Александрой Михайловной. «Тем не менее рассказы его становились все мрачней и мрачней. «Василий Фивейский», «Доктор Керженцев», наконец, «Красный смех»… Когда он писал этот «Красный смех», то по ночам его самого трепала лихорадка, он приходил в такое нервное состояние, что боялся быть один в комнате. И его верный друг, Александра Михайловна, молча просиживала у него в кабинете целые ночи без сна, кутаясь в теплый платок, облегчая его состояние своим присутствием и безмолвием… (Записки писателя Н.Телешова Избр. соч.: В 3 т. — М., 1956; Избранные произведения. — М., 1985).

Александра Михайловна умирает в 1906 году от послеродовой горячки. Сиротой остается сын Даниил, в будущем писатель, философ, воспитывался у сестры жены.

Леонид Николаевич безутешен, уезжает по приглашению к Алексею Максимовичу Горькому на Капри. В доме Горького его понимают, сочувствуют и стремятся избавить от уныния, угрызений совести, тоски.

В 1908 году женится на А. И. Денисевич (Карницкой), переезжают в Райволу. Несмотря на перемены в жизни перепады настроения сохраняются.

Телешов приводит выдержки из письма Леонида Николаевича от 1909 года из Райволы. «…Совсем я расхворался: что-то с нервами, что-то с сердцем, что-то с головой – все болит, и особенно распроклятая голова. С февраля и по днесь я не написал ни одной строки. «Анатэма» давно продан, и деньги давно получены, и денег тех уж нет – разошлись по долгам. Но что поделаешь, когда голова болит, и болит, и болит… Устал я».

В.В. Вересаев часто видался с Андреевым, переписывался, вместе путешествовали по Крыму. Андреева по мнению Вересаева в отличие от Льва Толстого тянуло не к живой жизни, а к погружению в нее, к изучению. Мысль о «зависимости», непрочности, влияния наследственности были не случайными, и тревожили писателя.

В 1903 году доктор И. И. Иванов прочитал доклад на тему «Леонид Андреев как художник-психопатолог», анализируя рассказ «Мысль». Он полагал, что писатель подсмотрел ситуацию в профильном учреждении. Разгорелась острая полемика. Иванов публично принес писателю извинения. («Биржевые ведомости», 1903, № 107, 1 марта).

В то же время критики и читатели подчеркивали мрачную окраску произведений Андреева. В немалой степени это было обусловлено явным пристрастием к изображению безумия и смерти.(ФЭБ Муратова Леонид Андреев) В 1904 г. один из критиков (В. Л. Львов-Рогачевский) назовет воспроизводимый Андреевым мир «царством мертвых». (В. Л. Львов-Рогачевский Две правды. Книга о Леониде Андрееве (с иллюстрациями)1914

Отличительной чертой Андреева – писателя, несомненно, является ярко выраженный психологизм. Он сосредотачивал внимание на определяющей характер черте, подчеркивая во многих случаях одержимость героя.

В 1914 году Леонид Николаевич лечился в клинике под патронажем Иосифа? Якова? Лейбовича Герзони (1872). Выпускник Томского университета защитил диссертацию о пользе грудного кормления, открыл гинекологическую клинику. (Э. Любошиц Биографическая энциклопедия Евреи — Врачи и биологи России 1750 – 2010.Иерусалим 2013) Имя врача, упоминаемое в письмах и воспоминаниях — Иосиф, в биографической энциклопедии Яков. Возможно, у него как часто бывало – два имени. В любом случае речь идет о враче-гинекологе. Трудно понять, почему к нему обратился писатель. Какую помощь мог получить? Какова цель госпитализации? Думается в клинике были и другие отделения, не в гинекологическом же находился Леонид Николаевич, что невозможно по факту.

Известные нам госпитализации Леонида Николаевича не проясняют диагноз заболевания, ввиду несоответствия места госпитализации доминирующим жалобам.

Между тем, из многочисленных свидетельств современников, предстает добрый, участливый человек, ощущающий непреходящее одиночество в любом обществе. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске — смерть». – писал почитатель писателя Александр Блок в статье « Памяти Леонида Андреева»

Хорошо знавший Леонида Николаевича Чуковский, не раз отмечал добрую душу писателя, помогавшего попавшим в беду и даже тем, кто не всегда был к нему лояльным.

Вот, что пишет К.Чуковский: «Я был болен и утратил способность работать. Вдруг приезжает общая наша знакомая и говорит, что некто, не желающий открыть свое имя, просит принять от него изрядную сумму, которая даст мне возможность отдохнуть и полечиться в санатории. Кто этот некто, я в ту пору не знал. Мне и в голову не приходило, что это Андреев, так как в качестве литературного критика я незадолго до этого резко нападал на него в ряде газетно-журнальных статей. Лишь после его смерти мне стало известно, что деньги были посланы им. Нужно было высокое «настройство души», чтобы встать выше личных обид и оказать такую великодушную помощь тому, кого считаешь своим врагом и хулителем». Бывал он, конечно, не столь благостным там, где требовалось отстоять свое мнение по принципиальным вопросам.

В годы революции Леонид Николаевич невольно оказался эмигрантом. Место дачи, на которой он жил, по новым договорам отошло Финляндии. Он тяжело переживал крушение России, обращался к союзным странам с призывом помочь Родине, искал связь с Северо- Западным правительством Колчака. Бессилие усиливало депрессию, ремиссии становились все реже и короче.

Разлад в обществе, физическое и политическое расхождение с друзьями усиливало изоляцию.

19 мая 1918 года он записал в своем дневнике: «Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод — газета, причина — гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни»

В письме Николаю Рериху в 1919 году за неделю до смерти пишет: «Нет России, нет и творчества… Так жутко мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуди прятаться ни от осенних ночей, ни от печали, ни oт болезни. Изгнанник трижды - из дома, из России и из творчества…»

А.В. Богданов в статье « Между стеной и бездной»1990 подчеркивал, что трагедией последнего года жизни писателя была изолированность от России.

Из прочитанных медицинских свидетельств, врачей лечивших Леонида Николаевича Андреева, можно сделать несколько выводов: писатель, насколько известно, никогда серьезно не лечился у психиатров, а только у врачей общего профиля, с редкими консультациями невропатолога и, возможно, психиатра. Как правило, фигурируют неспецифические жалобы на утомляемость, головные боли, часто нарушения концентрации. Не последнюю роль, очевидно, играет возникающие периоды неумеренного употребления алкоголя. Причем, Леонид Николаевич очень болезненно переносил эти моменты, раскаивался, гиперболизировано реагировал на свои поступки. На таком фоне на протяжении ряда лет приглушенно звучали жалобы на неприятные ощущения в области сердца, частые головные боли.

В качестве лечения фигурируют разного типа диеты, в основном молочно – растительная, пребывание на свежем воздухе, что, естественно, служило слабым неспецифическим паллиативом.

В этом контексте вспоминается история болезни Александра Блока, которому до последних месяцев жизни ставили диагноз неврастении, упуская развитие воспаления сердечных оболочек, приведших в конечном итоге к смерти от эндокардита, возможно с возникшей эмболией.

12 сентября 1919 года в деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг.

При жизни писателя и в последующие годы психиатры нередко обращались к анализу творчества писателя, проецируя судьбы героев произведений на автора. Известны статьи Аменицкого Д. А. Анализ героя «Мысли» Л. Андреева (К вопросу о параноидной психопатии). — «Современная психиатрия», 1915, № 5, с. 223–250; Д-ра Янишевского А. Е. Герой рассказа Леонида Андреева «Мысль» с точки зрения врача-психиатра. Казань, 1913 (приложение к журналу «Неврологический вестник», 1903, ч. XI, вып. 2); Д-р мед. Шайкевич М. О. Психопатология и литература. СПб., 1910. В наше время писали доктора А. Шувалов, М. Бурно и Н. Ларинский. Подобное сопоставление не всегда корректно и не позволяет достоверно судить о многом.

Думается трагическая жизнь Леонида Андреева, перепады настроения, обусловлены не только, несомненно, присущей ему неврастенией, но гигантскими потрясениями и потерями в революционные и послереволюционные годы, усилившими болезненные симптомы.

Леонид Николаевич Андреев был акцентуированной личностью, то есть отличался особенностями характера не выходящими однако за пределы нормы. (Карл Леонгард ввел в 1968 году этот термин).

Прекрасный писатель, хороший художник, честный человек Леонид Николаевич Андреев должен быть востребованным.

Леонид Андреев (1871-1919гг.) родился в Орле 9 августа. Этого отечественного автора принято считать не только ярким представителем Серебряного века литературы, но основоположником экспрессионизма в России. За свою недолгую жизнь писатель создал множество своеобразных произведений, в которых смешивалось несколько течений.

Детские и юношеские годы

Молодость Леонида Николаевича прошла в простой семье землемера и дочки польского помещика. С ранних лет он любил читать, особенно интересуюсь Гартманом и Шопенгауэром. После окончанию гимназии молодой человек поступил в университет Санкт-Петербурга, на юридический факультет. В этот же период Андреев начал первую пробу пера, но рассказы его в редакциях не принимали. После ухода из жизни отца Леониду очень не хватало денег, и он вынужден был перевестись на аналогичный факультет уже в Москве, где ему помогали друзья.

В 1894 году сердечная драма привела будущего писателя к попытке суицида. Неудачное самоубийство привело не только к развитию порока сердца, но и к новым финансовым проблемам. Андреев рисовал, преподавал, а с 1897 года стала работать в адвокатуре. К этому периоду относится и журналистская практика Леонида Николаевича в московских газетах, в одной из которых уже в 1898 году напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська» - первую попытку критического анализа современного общества. Талант автора был замечен Максимом Горьким, и он позвал в его товарищество писателей «Знание».

Литературный успех

В 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-Были». В это же время вышел рассказ «Стена», в котором уже начал оформляться профессиональный стиль автора и основные его тематики - борьба человека с политическим и социальным гнетом, отсутствие веры в разум личности и скептическое отношение к обществу. Уже через год писателю предложили быть редактором издания «Курьер» и помогли выпустить сборник сочинений, он женился.

В 1905 году грянула Первая революция, за участие в которой Леонида посадили в тюрьму. Затем Андреев переезжает в Германию в 1906 году, но меньше чем через год умирает его супруга. Некоторое время писатель жил в Италии у Максима Горького, но постепенно Леонид Николаевич разочаровывается в идеях революции и отходит от подобного писательского круга. В это время возникает его увлечение спиритизмом и религией, в связи с чем в 1907 рождается повесть «Иуда Искариот».

В период с 1905 по 1908 гг. Андреев много пишет про симпатичные ему идеи революции. Но постепенно герои рассказов Леонида Николаевича всё чаще начинают быть недовольными порядками современности, превращаясь в страдающих жертв или анархистов («Рассказ о семи повешенных»).

В 1908 году Андреев женился во второй раз, приобрел виллу на деньги от издателей и стал создавать уже серьезные драматические произведения. Через год писатель начал сотрудничество с модернистскими журналами.

Первая мировая война была встречена Андреевым положительно. В этот период он пишет драму о событиях в Бельгии, но больше к теме войны не возвращается, повествуя в произведениях лишь о трагедиях «маленького человека».

Октябрьская революция не была принята писателем, к тому же он жил в Финляндии на тот момент и стал эмигрантом. Последние литературные творения Андреева касаются негативного отношения к большевикам и имеют депрессивный настрой. Неоконченный роман «Дневник Сатаны» посвящен невероятной хитрости и злости современного общества, которое способно обмануть даже дьявола.

В сентябре 1919 года Леонид Андреев ушел из жизни из-за болезни сердца на даче у своего товарища. Книги этого автора начались активно издавать в Советском Союзе только с 50-х гг.

Серебряный век подарил русской литературе множество ярких имен. Один из основателей русского экспрессионизма Леонид Андреев с его своеобразным стилем по праву занимает место в плеяде талантов рубежа XIX-ХХ веков.

Детство и юность

9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.

Жили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице - той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.

Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.


В Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, или .


В школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.

Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, . Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».


Тогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.

Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.


Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.

Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией .


Особенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.

Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».

Литература

В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.


Посещал литературные вечера, свел знакомство с , и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.

«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.


Рассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, - о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».

Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.


На следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.

Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов - невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.

Личная жизнь

В 1902 году Андреев сочетался браком с Александрой Велигорской, внучатой племянницей , и в том же году у пары родился первенец Вадим. В 1906 году появился на свет сын , а Александра скончалась от послеродовой горячки.


В 1908 году Леонид Андреев женился во второй раз – на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой). От второго брака родились сыновья Савва (1909) и Валентин (1912) и дочь Вера (1910). Все пятеро детей были, как и отец, людьми творческими.


Не многие знают интересный факт из жизни писателя: Леонид Андреев не на шутку увлекался цветной фотографией. Его до сих пор считают одним из лучших мастеров в мире, работавших в технике «автохром». Эту технику изобрели , и до 1935 года это был единственный доступный способ получить цветные фото.

Смерть

Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.


В 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.

Библиография

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощечины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны


Похожие статьи
 
Категории