Аргументы к сочинению по проблеме раннего взросления на войне. Приложение

15.02.2019

Проблема взросления человека всегда волновала не только психологов, но и деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов и так далее. Период считается чуть ли не самым сложным в жизни.

Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях

В своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести - это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.

Пропасть между поколениями или глупость молодых?

Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт - Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.

Кодекс чести для оленя: история о Бэмби

Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс - такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?

Детство, отрочество и юность

Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.

Взрослые дети Америки и их трагедии

Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.

Психологизм персонажей от Джоан Роулинг

Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы - фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей - Рон, Гарри и Гермиона - просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения - возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему - юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» - книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.

Дети-ангелы у Рэя Брэдбери

Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится - напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.

Война и мир для неокрепших душ

Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война - это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами - всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.

Раннее взросление, о котором никто не догадался

Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной - это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя - взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.

Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга

Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это - история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Роман «Капитанская дочка» — вершина пушкинской прозы. Изучают его в 8 классе, а к 11 напрочь забывают, что очень печально, потому что роман заслуживает большего внимания и почтения. Это просто кладезь для выпускников и с точки зрения аргументации в 25 задании, и для выпускного сочинения. Договоримся сразу: я не буду роман пересказывать, а остановлюсь на его проблематике, идейном содержании, и тезисах для сочинений.

И все-таки надо немного сказать о сюжете романа.
В «Капитанской дочке» описана история Петра Гринева, которому довелось своими глазами увидеть Пугачевское восстание. Он из недоросля превращается в ответственного, высоконравственного человека, мужчину. Пройдя через испытания, герой становится настоящим человеком, делающим выбор в пользу чести и достоинства. Роман написан в форме мемуаров. Зачем? Пушкин будто смотрит глазами героя на происходящее, ведь взрослый Гринев может не только пересказать все, что с ним происходило, но и дать оценку, подчеркнуть что-то или пройти мимо каких-то событий.

Проблематика произведения

  • В романе рассказывается о пугачёвском восстании. А.С. Пушкина интересовала личность Пугачева. (Попробуйте сами определить проблему!) Почему ему удалось стать предводителем тысяч и тысяч человек? Чем он лучше Екатерины II? Эти вопросы сводятся к одному: проблеме власти . Конкретизируем: какая власть лучше? Здесь же надо сказать и о проблеме, которая, казалось бы, не лежит не поверхности, но Пушкина очень интересует. Это проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека?
  • Путь Гринева – от беспечного и глуповатого недоросля до серьезного и ответственного человека, настоящего мужчины. Какая проблема с этим связана? Да, проблема взросления и воспитания человека . Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым?
  • В романе есть два сопоставимых героя: Гринев и Швабрин. Их связывает место службы, любовь к Маше, дружба, а потом соперничество. Один становиться героем, а второй – предателем. Почему? Иными словами, в романе есть проблема нравственного выбора.

Какой должна быть власть?

Давайте соберем все, что мы узнаем о Пугачеве и Екатерине в «Капитанской дочке». Пугачев.
Портрет в главе «Вожатый» (мужик с умными бегающими глазами), появление при взятии крепости (жестокий предводитель восстания), «милость» в виде тулупа, коня и пропавшей полтины денег, Пугачев на совете «енералов», разговор с Гриневым по дороге (калмыцкая сказка об орле и вороне), казнь Пугачева. Пересмотрите эти эпизоды, чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь. Екатерина. Дама в домашнем утреннем платье, ласково расспрашивающая Машу о ее беде. Она сразу изменилась, когда узнала, что речь идет о Гриневе, даже не зная его лично. Предатель – и все, без комментариев. Не захотела вначале выслушать ее. Потом, правда, помиловала Петра Андреевича из-за заслуг отца Маши. А если бы Маша не увиделась с ней?

Тезисы:

  • И Екатерина, и Пугачев – представители власти. О Пугачеве мы знаем больше, можем сделать выводы о его характере, характере его власти.
  • Пугачев в романе предстает перед читателями в разных ипостасях: простой мужик, предводитель восстания, благородный человек, способный оценить верность долгу и мужественные поступки, жестокий тиран, обрекающий на смерть ни в чем не повинных людей. Когда перед нами человек, а когда – тиран? В эпизоде первой встречи мы видим умного, хитрого, сметливого человека, в разговоре с Гриневым – трагическую фигуру, ведь он осознает, на что пошел и чем пожертвовал. Смысл калмыцкой сказки помогает нам понять, что Пугачев желает прожить яркую, хотя и короткую жизнь. Среди своих сподвижников он первый среди равных, несомненно, лидер (сравним с военным советом в Оренбурге, где в основном чай пьют, а решения принять не могут). И наконец, сцены взятия крепости показывают жестокость восставших (смерть Мироновых, похищение Маши, разрушение и смерти).
  • Идея образа : Пугачев, несомненно, фигура незаурядная, талантливый человек, но власть и необходимость жестокости на войне превращает его в такого же жестокого тирана, как императрица, против которой он поднял восстание.
  • Екатерина. Милая женщина в домашнем платье оказывается не столь доброй, когда речь заходит о государственном изменнике. При этом не учитываются никакие смягчающие обстоятельства, императрица их знать не хочет. Так чем же эта власть лучше власти Пугачева? Ничем.

Идея, к которой приводит нас А.С. Пушкин: любая власть — императрицы или ее антагониста Пугачева — враждебна простому человеку. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — вот итог романа.

Проблема человека и истории связана с событиями, происходящими в романе. Кратко перечислю идеи: у истории есть светлые и темные стороны. Не думал Гринев, что ему придется пережить такие события, но именно исторические события высветили в нем настоящего человека с честью и достоинством. Смерть Мироновых и еще тысяч людей, разоренные дома, искалеченные судьбы – это темная сторона истории. Пушкин будто прожектором высветил судьбы героев в истории, и именно простой человек интересует его больше всего, недаром роман называется «Капитанская дочка», а не «Пугачев», например.

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Капитанской дочки» можно использовать в сочинении, если поставлена проблема «человек и государство», «власть и человек». Никакая власть милосердной к человеку не будет по определению – это тезис, подтвержденный иллюстрацией из романа.

Проблема взросления молодого человека Эта проблема связана с образом главного героя Петра Андреевича Гринева. Тезисы:

  • в начале романа Гринев – недоросль, который может «здраво судить о свойствах борзого кобеля» и из карты сделать воздушного змея. Мечтает о «непыльной службе» в Петербурге. Взрослый Гринев иронизирует над собой молодым. Но отец дает ему наставления (вспомните, например, наставления отца Молчалина) служить честно, беречь семейные традиции, за наградами не гнаться и от службы не уклоняться. С тем Гринев и отправляется в маленькую крепость под Оренбургом.
  • Первое испытание – встреча с Зуриным, проигрыш в карты и обида, нанесенная Савельичу – верному слуге и другу. Гринев испытывает угрызения совести.
  • В крепости до восстания влюбляется в Машу, дерется на дуэли со Швабриным, защищая честь девушки.
  • После захвата Белогорской крепости Гринев поставлен перед выбором: признать Пугачева или сохранить верность присяге. Он выбирает последнее, заслуживая уважение Пугачева.
  • Маша в плену и просит о помощи. Гринев, не получив ее от своего начальства, бросается спасать Машу к Пугачёву, несмотря на запрет непосредственного начальства. Он нарушает присягу, самовольно покидая Оренбург. Но герой поставлен перед выбором, и делает его в пользу спасения человека. Пугачев, уважая Гринева за честь и достоинство, отпускает их. Гринева отдают под суд, и только Маша, добравшись до Петербурга, вымаливает помилование.

Идея, к которой приводит нас автор, в следующем: молодой человек взрослеет, когда на его долю выпадают испытания, когда он стоит перед выбором, жертвует жизнью ради других. Только в этом случае из него получится настоящий человек.
Внимание! ЕГЭ! Иллюстрация из «Капитанской дочки» может быть использована в любом сочинении по проблемам воспитания. Если речь пойдет о плохом воспитании, то можно привести пример Гринева как образец правильного воспитания, и тогда аргумент будет от противного, а если о правильном – то подтверждающий аргумент. О чем он? Смотрите идею!

Проблема нравственного выбора Она связана с образами Гринева и Швабрина. Почему в одинаковых условиях один становится предателем, а другой – героем?

Тезисы:

  • Гринев и Швабрин встречаются в крепости и очень скоро становятся соперниками в борьбе за любовь.
  • О Гринёве смотрите предыдущие тезисы, о Швабрине скажем подробнее. Уже в самом начале Гринев замечает, что Швабрин жестоко шутит над семьей, где принят как родной, злословит о Маше. На дуэли наносит подлый удар в спину. Уже тогда можно заметить, что Швабрин – человек непорядочный.
  • Настоящим испытанием для них становится захват крепости. Гринев отказывается присягать Пугачеву и рискует жизнью, Швабрин уже в крестьянском платье (приготовил заранее) и острижен «в кружок» (интересно, когда успел?). Значит, к предательству был готов.

Идея: человек делает нравственный выбор в соответствии со своими убеждениями и принципами. Если они есть, есть и высота духа (Гринев). Швабрин изначально демонстрирует подлую натуру во всем, и в итоге становится предателем.

Внимание, ЕГЭ! Отличная аргументация в сочинениях по проблеме нравственного выбора, порядочности, чести, достоинства. Гринев, обладая высотой духа и моральными принципами, не роняет себя и вызывает только уважение, а Швабрин-предатель – презрение.

Подводя итог, можно сказать, что «Капитанская дочка» — одно из самых светлых произведений в русской литературе. Почему? Потому что А.С. Пушкин, рассказав о жестоком восстании, все равно утвердил идеалы добра, честности и порядочности.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

  1. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.
  2. Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза» . К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому - Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся. Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Процесс взросления

  1. Процесс взросления хорошо описан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Главный герой, Пётр Гринёв, в начале произведения был неопытным мальчишкой. Начал играть в карты, сильно обидел наставника Савельича, который относился к нему, как к родному. Однако позднее Пётр вырос и превратился в благородного и сильного мужчину. Больше всего этому поспособствовали чувства к Марье Мироновой и крестьянская война, в которой необходимо было принимать взрослые и ответственные решения. Из отрока, который только гонял голубей по двору, он вынужден был вырасти, ведь прямо перед ним вершилась судьба России, а также нуждалась в помощи любимая женщина. Под влиянием этих обстоятельств герой вспоминает завет отца: «Береги честь смолоду». Руководствуясь ими, он доблестно служит императрице и спасает свою любовь.
  2. Процесс взросления описывается в серии эпических фэнтези-романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» . Одна из героинь, Санса Старк, в детстве была наивной и легкомысленной. Мечтала уехать из родного северного Винтерфелла на юг, выйдя замуж за знатного лорда, принца или короля. Однако позднее девушка оказалась в окружении врагов и поняла, что самое главное - это семья. Поэтому им, северянам, необходимо держаться вместе. После того, как Сансу дважды выдали замуж против воли, она стала сильной и смелой. Даже смогла отомстить мужу, который над ней издевался и убил её брата. Это значит, что несчастья заставляют людей взрослеть.

Раннее взросление

  1. Проблема раннего взросления затронута в произведении А. П. Платонова «Возвращение» . Алексей Иванов возвращается домой после войны и видит, что место главы семьи занял его одиннадцатилетний сын Пётр. Автор отмечает, что мальчик казался старше своего возраста. Он был похож на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Жизнь без отца научила его самому быть опорой для матери и сестры. Из этого примера следует, что на раннее взросление влияют условия жизни и воспитание. Если бы герой изначально не заложил нравственные основы в семье, то и сын его под давлением обстоятельств не выдержал бы испытаний.
  2. Проблему раннего взросления описывает Джоан Роулинг в произведении «Гарри Поттер и философский камень». Главный герой, мальчик одиннадцати лет, вырос без родителей в доме тёти, дяди и двоюродного брата. К нему относились, как к прислуге, и не считали нужным радовать подарками. Однажды Гарри подарили на день рождения зубочистку, а про одиннадцатилетие и вовсе не вспомнили. Мальчик с малых лет понимал, что может рассчитывать только на себя. Таким образом, он рано повзрослел из-за того, что остался без родной семьи в окружении равнодушных к нему людей. Однако необходимо учитывать, что Гарри был изначально воспитан правильно, поэтому такие обстоятельства не сломили его, а закалили дух.

Последствия плохого воспитания

  1. Проблему плохого воспитания раскрыл Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» . Помещица-крепостница Простакова совершенно не занимается воспитанием сына. Учителя наняты лишь для престижа. Мать ни во что не ставит подчинённых и грубо с ними обращается, пытается выгодно женить сына. Итог: Митрофанушка в свои 15 лет не умеет ни читать, ни писать, ни считать, ни вежливо разговаривать. Он глуп, как и Простакова. Мальчик плохо воспитан, дерзит даже матери. Отсюда известная фраза: «Вот злонравия достойные плоды». Сама героиня вела себя отвратительно и невежественно, поэтому ее сын впитал только пороки, присущие ей, а добродетели ему неоткуда было взять.
  2. Проблему плохого воспитания затронул Оскар Уаильд в произведении «Портрет Дориана Грея» . Дориан познакомился с Генри Уоттоном, который начал постепенно развращать юношеский разум. Встать на кривую дорожку молодому человеку также помогло неожиданно исполнившееся желание — чтобы портрет старел с годами вместо него. Дориан поддавался искушениям, творил ужасные вещи и поплатился за это. А всему виной необдуманные советы Генри Уоттона. Из этого можно сделать вывод, что воспитание играет важную роль в жизни человека.

Желание детей стать старше

  1. В детском произведении «Коты-воители. Знак трёх» Эрин Хантер пишет о котёнке Львёнке, который мечтал повзрослеть и стать оруженосцем. Позднее это произошло, и ему дали новое имя - Львинолап. Он упорно тренировался, чтобы стать лучшим во всём. Бегал, прыгал, дрался, отрабатывал боевые приёмы, старался отличиться перед старшими, стремился к тому, чтобы родители им гордились. Маленькие дети тоже мечтают вырасти и получить престижную профессию. Это нормальное желание, которое не стоит критиковать или пресекать. Главное, чтобы ребенок не поступал опрометчиво, подражая не тому примеру.
  2. В произведении Анджея Сапковского «Ведьмак. Кровь эльфов» есть девочка по имени Цири, которая усердно учится боевому искусству и мечтает о том, чтобы стать хорошей воительницей и защищать слабых. Её родной дворец разрушили враги, и бабушка королева Калантэ бросилась с балкона, чтобы не достаться им живой. Цири хочет отомстить за себя, за неё и многих других. Поэтому старается быть сильнее и взрослее. Это благородная цель, но все же она не должна перерастать в злодейство, тем более, в исполнении ребенка, который не может до конца оценить обстановку.

6. Задание: напишите вступление и собственное рассуждение по проблеме. Используйте готовые аргументы.

Тема сочинения: Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек?

Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес» (текст из Демоверсии – 2013)_

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,

двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,

чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,

отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный

треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы

находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,

командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в

Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул

своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем

двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула

листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё

это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и

прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,

день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,

как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем

ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,

что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –

Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша

часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во

всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет

девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической

обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,

они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –

на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять

букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я

не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что

случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной

стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –

Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,

сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат

оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,

затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события

истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных

самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли

её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг

прогремел в те дни на всю страну.

Примерный литературный аргумент по данному тексту

В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне. «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика. (101 слово)

Еще один аргумент по проблеме

Приведу другой пример. В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная ответственность легла на их хрупкие плечи.

Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова? Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «… мы Родину защищали».

Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей. 148 слов

Возможное заключение

Произведения Л.Леонова и Б.Васильева заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет.

    Тема: Нравственная оценка факта войны. (Осуждение войны в произведениях литературы)

Напишите сочинение по плану, используя готовые аргументы

    Безумие и противоестественность войны. Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». («Война – не любезность…»)

    Война – это… (моя оценка факта войны – развернутое рассуждение)

    Л.Толстой «Война и мир» - первый аргумент.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

    Л.Андреев «Красный смех»

М.Шолохов «Донские рассказы»

В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны . Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».

Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

Эта недвусмысленная оценка войны дополняется в рассказе многозначительной деталью: посыльный, привезший пакет. До смерти загнал лошадь, и это еще больше убеждает Николку в неправоте творимого дела.

Трагедией заканчивается рассказ: отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя, отец убивает сына и случайно узнает его по родинке, понимает, что совершил страшный грех, и сам себе выносит приговор.

    Тема: Нравственный выбор человека в условиях войны

В.Быков «Сотников»

Василь Быков – белорусский писатель. Сам он прошел Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, воевал на территории родной Белоруссии, где от рук фашистов погиб каждый четвертый житель.

Проблеме нравственного выбора человека на войне посвящена его повесть «Сотников». В основе сюжета книги история о том, как два партизана: Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть овцу для отряда. До этого герои были мало знакомы, хотя уже успели повоевать и даже выручить друг друга в бою. Сотников чувствует себя нездоровым, но все же вызывается идти.

Рыбак, парень простодушный и добрый, жалеет его, отдает свое полотенце, чтобы Сотников замотал горло, делится с ним остатками еды, не бросает Сотникова во время столкновения с полицаями, хотя и имеет возможность убежать.

Вначале симпатии читателя на стороне Рыбака: кажется, что именно этому герою суждено совершить подвиг. Он смелый, отчаянный, не бросает товарища в трудную минуту.

Ситуация меняется после ареста героев. Перед выбором ставит автор своих героев: погибнуть, но не запятнать своей совести или остаться жить, но стать предателем.

Внешне слабый Сотников оказывается сильным духом человеком. Он сразу осознает безысходность ситуации и делает выбор. Он ни секунды не колеблется, предпочитая умереть, чем предать товарищей и свои нравственные принципы.

Рыбак же до последней минуты не верит, что из этой западни не вырваться. Он вступает в опасную игру с врагом и, сам того не желая, проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Обратной дороги нет, и Рыбак начинает жить по другим законам. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища Сотникова.

Герои В.Быкова, оказавшись в кризисной ситуации, выявляют свою суть. Повесть «Сотников» учит нас тому, что в самых бесчеловечных ситуациях человек должен поступать по совести, оставаться человеком, как бы трудно это порой ни было.

В.Быков «Обелиск»

В основе сюжета повести – история учителя Алеся Мороза, который незадолго до войны приезжает в поселок Сельцо в Западной Белоруссии и своей главной задачей считает не только обучение детей грамоте, но и воспитание в них чувства собственного достоинства, гражданского самосознания. «Главное, - говорит он, - чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло…»

Когда приходят немцы, Морозу разрешают продолжить работу в школе. Такое разрешение можно было бы считать сотрудничеством с оккупантами, но Мороз, рискуя жизнью, учил детей мужеству, воспитывал в них ненависть к захватчикам. Его ученики совершили диверсию, взорвав машину с фашистами, были захвачены и приговорены к смерти.

Находившийся в партизанском отряде Мороз узнает, что немцы обещают отпустить детей, если он добровольно сдастся. И сам учитель, и партизаны понимают, что это лишь уловка, мальчишки будут казнены в любом случае. Ситуация нравственного выбора осложняется еще и тем, что Мороз знает местонахождение партизанского отряда. Если он под пытками проговорится, жизнь многих людей окажется под угрозой. С одной стороны – «простая арифметика», с другой – главный герой ощущает себя Учителем, несущим моральную ответственность за то, какие нравственные качества воспитал он в своих учениках. И, несмотря на запрет, Мороз возвращается в поселок и сдается в руки фашистов, чтобы поддержать ребят в трудную минуту. Он погибает вместе с ними, но помогает бежать своему лучшему ученику Павлу Миклашевичу.

Отношение к поступку Алеся Мороза в повести у разных героев неоднозначно. Многие люди считали, что учитель поступил необдуманно и жертва его бессмысленна. Автор повести заставляет и читателей сделать свой выбор – дать оценку поступку героя. Лично я согласен с мнением Павла Миклашевича, который всю жизнь доказывал, что Алесь Мороз совершил настоящий подвиг и имя его достойно быть высечено на обелиске рядом с именами его учеников. В трагической ситуации он решил находиться со своими учениками, чтобы показать им пример мужества и стойкости перед лицом смерти.

Алесь Мороз напоминает мне великого педагога Януша Корчака, который тоже погиб вместе со своими воспитанниками. Это истинные педагоги, Учителя с большой буквы.

    Что позволяет человеку остаться человеком в страшных нечеловеческих условиях войны?

М.Шолохов «Жеребёнок»

Главную тему «Донских рассказов» М.Шолохова можно определить так: расчеловечевание и красных, и белых в ходе гражданской войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечевания.

Так, в одном из лучших рассказов «Жеребенок» автор рассказывает о том, как у кобылы рождается жеребенок, а комиссар приказывает его застрелить. Однако герой рассказа Трофим не может этого сделать, он его спасает, когда жеребенок тонет, а сам Трофим погибает.

М.Шолохов на примере этого героя показывает, что христианские ценности, евангельские заповеди, оказывается, интуитивно живут в душах людей, человеческое утрачено в ходе братоубийственной войны не до конца. Автор уверен, что в людях есть гуманистические ресурсы, он надеется на то. Что в людях не до конца вытравлены сочувствие, доброта, желание освободиться от жестокости и насилия войны.

М.Шолохов «Шебалково семя»

В рассказе «Шебалково семя» красноармейцы убивают белогвардейскую шпионку, предлагают они убить и найденного в телеге младенца: « За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шебалок?» Раз ребёнок прижит от белогвардейской шпионки, то он должен считаться врагом.. Казалось бы, налицо первобытная жестокость, утрата самой главной христианской ценности.

А вот у красноармейца Шебалка это чувство сохраняется, хотя сам герой и не догадывается о нем: «А мне жалко постреленка до крайности!» И вот это «жалко» сразу говорит о том, что сердца казаков не до конца огрубели и утратили милосердие. И красные, и белые могут быть зверьми, а могут и людьми.

«Донские рассказы» коротки, но в них отчетливо звучит авторская позиция6 тревога за судьбы людей и одновременно вера в победу доброго начала в человеке.



Похожие статьи
 
Категории