Барская усадьба. Ссора помещиков

03.04.2019

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступков. Используется диалоговая технология и технология сотрудничества, развивающие умение работать с текстом, анализировать эпизоды, речь учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

Цели урока:

  1. Знакомство с историей создания романа
  2. Выяснение причин конфликта Дубровского с Троекуровым
  3. Развитие речи учащихся

Задачи:

  1. Знать жанровые особенности романа
  2. Рассказать об истории создания романа «Дубровский»
  3. Выявить мотивировку поступков героев
  4. Учиться анализировать текст

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Ход урока:

1.Жанровые особенности романа «Дубровский» (слово учителя)

В xix веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали «переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мого вместить живых героев в жёсткие схемы.

2.Словарная работа.

Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчёте на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный – 1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2.пользующийся широкой известностью.

Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

3.Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).

История романа.

Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из именияи, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С. Пушкина легли жизненный обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

4.Обмен впечатлениями о героях романа.

А) Чтение отрывка из романа (от слов « Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин..» до слов «Никто не дерзал отказываться от его приглашения..» ).

Б) Беседа по 1-ой главе:

Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского? («..они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).

В чём проявилось это сходство?

5.Анализ первого события – ссоры Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

В чём причина ссоры Дубровского с Троекуровым ? (чтобы углубить понимание этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).

1) Чтение учителем из первой главы сцены на псарне (« Раз, в начале осени.. ») и комментирование её.

Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?

2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.

Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).

1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?

2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание учащихся на содержание и тон письма).

(ответы учащихся: Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника).

Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.

3) Работа над первой главой завершается рассматривание иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад, имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).

При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание учащихся на центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил художник и как он это показал в рисунке.

Насколько (по-вашему мнению) верно изображены Троекуров, Дубровский, гости и псари?

В чём вы согласны с художником, а в чём нет?

6.Итог урока

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Суд.

Цели:

2. Воспитывать нравственную чистоту, творческое осознание жизни

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

2.Выяснить, как свершился неправый суд

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, дополнения учителя.

Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока:

Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»

(ответы детей: Мысль о суде как о мести Дубровскому возникла у Троекурова неожиданно. Она стала реальностью, когда появился в Покровском Шабашкин).

Чтение учителем сцены встречи и разговора Троекурова с Шабашкиным (т.к. он сможет передать с помощью нужной интонации надменность Троекурова и угодничество Шабашкина, которого не трогает участь Дубровского ).

Как ведут себя герои в данной ситуации? (ответы детей: Троекурову незнакомы угрызения совести, колебания и сомнения. Такие же, как он, чиновники помогают ему создать судебное дело о Кистенёвке, отнять имение у Дубровского, зная о том, что документы на право владения сгорели во время пожара).

2.Чтение второй главы (суд) детьми на уроке.

Как нужно передать в чтении состояние Дубровского, самоуверенность Троекурова и низость судейских чиновников?

3.Беседа (цель: выяснить, что больше всего потрясло Дубровского и как свершился неправый суд).

Как можно объяснить сумасшествие Андрея Гавриловича Дубровского?

(ответы детей: причиной сумасшествия Дубровского стало предательство и подлость Троекурова; несправедливость суда; бессилие Дубровского перед этим судом; он лишился имения, ему грозит нищета).

Обратите внимание на сложность переживаний Андрея Гавриловича. На суде была оскорблена честь Дубровского, унижено его человеческое достоинство. Ведь если он много лет незаконно владел Кистенёвкой, значит, жил из милости у богатого помещика, а потом присвоил его поместье.

Вывод: и то, и другое было для гордого Дубровского нестерпимо унизительным. Не выдержав издевательства, Дубровский сходит с ума.

4.Итог урока.

Слово учителя.

Дубровский не подписал решения суда, но суд над ним уже свершился в угоду Троекурову. Так отомстил Троекуров своему бывшему другу. Неожиданно возникшая ссора закончилась для Дубровского трагически. Восторжествовали несправедливость и беззаконие, честные люди оказались побеждёнными.

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Пожар в Кистенёвке.

Цель:

1.Продолжение работы над романом.

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Выяснить, как связан пожар в Кистенёвке с происшествием в суде

3.Рассказать об истории народных восстаний

Ход урока:

1.Реализация домашнего задания.

Почему пожар в Кистенёвке тесно связан с драматическими событиями в суде?

(дети отвечают на вопрос, приводят примеры из текста, но им сложно понять, почему Владимир Дубровский стал разбойником и объединился с крестьянами, противопоставил себя своему сословию).

2.Рассказ учителя о народных восстаниях.

История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.

3.Работа над эпизодами «Приезд приказных в Кистенёвку», «Бунт крестьян», «Пожар», «Гибель приказных» (эта работа необходима, чтобы показать шестиклассникам, как Пушкин изображает протест крестьян и протест Владимира против произвола и несправедливости).

Что произошло в Кистенёвке и как отнеслись к решению уездного суда приказные, духовенство, Владимир Дубровский и его крестьяне? (работа с текстом глав 5,6 и 7, чтение фрагментов, где говорится о приказных, приехавших в Кистенёвку).

Задача данного разбора заключается в том, чтобы проследить, как ведут себя приказные до возмущения крестьян и во время бунта. В этом сравнении особенно ярко раскрывается отношение Пушкина к приказным. (Обращается внимание учащихся на то, как дерзко и самоуверенно держится Шабашкин, как груб он с крестьянами и Владимиром: «Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя..». На Владимира он посмотрел дерзким взором , обращаясь к нему на ты: «А ты кто такой?»

Узнал ли Шабашкин Владимира? (Да, он сразу догадался, что Владимир – сын Андрея Гавриловича Дубровского, но он стремится унизить его, показать свою власть, нарочно оскорбляет Владимира: «..бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божию помре – мы вас не знаем, да и знать не хотим».

Примерно такой же разговор произошёл у Владимира с «замысловатым чиновником», который также не хотел признавать в нём Дубровского. Он нагло и грубо предлагает «убираться подобру-поздорову».

Как ведут себя крестьяне в такой ситуации? (Упоение властью продолжается недолго. Когда толпа возмущённых крестьян двинулась на них, они перетрусили и стали униженно просить Дубровского приютить их на ночь. От наглости и высокомерия не осталось и следа. Владимир для них теперь – единственный защитник от ярости и гнева крестьян. «..Наконец Шабашкин тихонько отпер двери и вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.

Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал

Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость : прикажите постелить нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси».

Вывод: перед Владимиром стояли жалкие люди, потерявшие совесть, стыд, честь. Поведение и внешность приказных вызывают у читателя гнев и презрение. Шабашкин, когда впервые зашла речь о Кистенёвке, говорил Троекурову: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие». Т.е., стремясь угодить богатому и знатному помещику, приказные совершили преступление. Поэтому так и перепугались они, когда почувствовали, что час расплаты настал.

А как ведёт себя духовенство? На чьей оно стороне? (об этом в романе сказано немного, но достаточно обратиться к диалогу Егоровны с дьячком, который удивляется храбрости Гриши, прогнавшего со двора Троекурова: «..Я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и клонит ниц, а спина-то сама так и гнётся, так и гнётся..»

Вывод: дьячок – трус, не храбрее его и священник. (глава 5 (отрывок о священнике и попадье). Главное – страх перед Троекуровым и равнодушие к участи крестьян И Владимиру Дубровскому. Владимир слышит, как поп, обращаясь к попадье, говорит: « Нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось». Таким образом, чиновники творят беззаконие, хотят нажиться на несчастье Дубровских и угодить Троекурову, а духовенство при первой опасности бежит, бросив на произвол судьбы своих прихожан.

Как относятся к решению суда Владимир Дубровский и его крестьяне? (учащиеся коллективно оформляют таблицу, отображая в ней свои наблюдения. Данный вид работы поможет сосредоточить внимание на характере протеста крестьян и Владимира, даст возможность увидеть, как по-разному поступали они в одинаковых условиях, понять, кто из них оказался смелее, последовательнее и решительнее. Сравниваются факты, следовательно, это поможет учащимся лучше понять замысел автора, его отношение к мятежному дворянину и бунтующим крестьянам).

Владимир Дубровский

Крестьяне Дубровского

Мысли о будущем «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами»

Мысли о будущем «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: - у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт»

Негодование Владимира «Владимир кипел от негодования»

Возмущение несправедливостью «..с судом мы управимся, умрём, а не выдадим..»

Владимир спасает приказных «Стойте, - крикнул Дубровский, - дураки! Что вы это? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам..»

Бунт крестьян «..ребята! долой их! И вся толпа двинулась».

Мысль о мщении «..пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»

Грозные намерения Архипа «..всех бы разом, так и концы в воду».

Поджог дома «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось..»

Пожар в Кистенёвке «…Чай, из Покровского славно смотреть!»

Гибель приказных «Постой, - сказал он Архипу, - кажется второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их».

Гибель приказных «Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так отопри!.. Как не так, - сказал Архип. С злобной улыбкой взирающий на пожар»

Атаман разбойников «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием»

Разбойники «Останавливали путешественников и почту, приезжали в сёла, грабили помещичьи дома и предавали их огню»

Вывод: крестьяне полны гнева и решительности. Их возмутило наглое поведение чиновников, руководит ими и страх перед Троекуровым, у которого «и своим плохо». Глубоко возмутил их неправый суд, в котором не последнюю роль играли приказные. В бунте крестьян отразилась вековая ненависть к царским чиновникам и господам. И если бы не Владимир, с приказными расправились бы гораздо раньше и не менее решительно. Владимир охвачен горем, но мысль о сопротивлении властям ему не приходит в голову. Он негодовал, был потрясён случившимся, но не разделял чувств своих крепостных. Мысль о поджоге – это стремление спасти свою семью от глумления. Он окончательно утвердился в своём решении поджечь дом лишь после встречи с кузнецом Архипом. Но Владимир и Архип по-разному смотрят на пожар. Для Владимира дом – символ семейного счастья и благополучия, пожар – гибель родового гнезда. Для Архипа господский дом – символ рабства. Он смотрит на пожар «с злобной улыбкой»: горели враги, ненавистные ему люди, господский дом, уже принадлежавший Троекурову. Он не может скрыть своей радости.

Почему Архип на послушался Егоровну и не спас приказных, в то же время, рискуя жизнью, спасая кошку? (он решительный, отважный, ненавидит приказных, выражает стихийный протест против угнетения и в то же время добрый, душевно мягкий, стремится помочь невинному и беззащитному существу – эти черты больше всего привлекали Пушкина в участниках народных волнений).

Вывод: это Архип, который настроен более активно и непримиримо, чем все остальные. Много сходства у него и с другими крестьянами, их объединяет ненависть к угнетателям. Все они более решительны, чем их молодой барин.

Почему же Владимир становится на путь разбоя? (он понимал, что ни духовенство, ни приказные не помогут и дворяне не поддержат из-за страха перед Троекуровым, как не помогли они Андрею Гавриловичу. У Владимира остались только крестьяне. Но с момента поджога дома он оказался вне закона. Теперь у него нет выбора: либо сразу уезжать из этих мест, либо продолжить дело, начатое Архипом, т.е. противопоставить себя закону и обществу. Владимир становится разбойником).

4. Итог урока.

Домашнее задание: просмотреть главы с 8 по 18, вопросы.

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в доме Троекурова

Цели:

1.Продолжение работы над романом.

2. Воспитание нравственной чистоты, творческого осознания жизни

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Разобраться, почему Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и князю Верейскому.

3.Учиться писать работу творческого характера

Ход урока:

1.Постановка проблемного вопроса.

Почему Владимир Дубровский отказался от мести Троекурову? В этом вопросе нам предстоит разобраться сегодня на уроке. Ваше отношение к героям романа? (Дети, как правило, восхищаются Владимиром и осуждают Машу за то, что она не пошла за ним.)

Примечание: возникает вопрос, в какой степени в 6 классе можно касаться проблемы личных взаимоотношений? Правильным будет внимательное прочтение страниц романа, посвящённым Владимиру и Маше. Практика показала, что этот период жизни героя дети считают героическим. То, что они резко осуждают Машу (а в классе у меня большинство мальчиков), говорит о том, что они задумались о любви как о сильном чувстве, которое надо беречь. Но шестиклассники, для того чтобы понять героиню, должны представить её жизнь, окружение, семью. Поэтому нам необходимо разобраться в сложных событиях, которые условно мы назвали «Владимир Дубровский в доме Троекурова».

2.Беседа

С какой целью и при каких обстоятельствах Владимир Дубровский проник в дом Троекурова? Почему отказался он от мести Троекурову и князю Верейскому?

Чтобы найти наиболее правильный ответ, обратимся к главам восьмой и двенадцатой (чтение тех мест, где говорится о Маше и Владимире). « В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме..» (гл.12).

Какой случай имеет в виду Владимир? (гл.11 – пересказ встречи Владимира с Дефоржем на почтовой станции).

Вывод: Любовь к Маше заставила Владимира рисковать собой; только из-за неё он решил поселиться в доме Троекурова. И это, конечно, главное в его поступке. Но пребывание в доме дало возможность узнать о Спицыне и отомстить ему, услышать о действиях исправника и решении Троекурова пойти со своими крепостными на разбойников.

Владимир всё-таки отомстил Спицыну (отобрал деньги) и навредил Троекурову (убил медведя) – шестиклассники верят в добро и считают, что злодея надо наказать.

3.Слово учителя

Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и Верейскому. Он благородный человек, глубоко любит Машу, верен данному ей слову. Поэтому мы не можем осуждать его за отказ от мести.

Как же Маша относится к Владимиру? (чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять её образ жизни (занятия, интересы), её отношения с отцом и братом, Дефоржем, а потом Владимиром Дубровским и князем Верейским. (Она – дочь Троекурова, дворянка и аристократка. Ей трудно порвать со своей семьёй и тем миром, в котором она живёт. Участь жены разбойника её действительно пугает. Она понимала, что все будут против неё. Поэтому решила воспользоваться защитой Владимира лишь тогда, когда положение было безвыходным. И она ждала Владимира до последней минуты. Случилась трагедия, он опоздал. Маша не могла после венчания, после церковного обряда, покинуть князя. Если бы это случилось, она относилась бы к своему поступку как к преступлению. Дети говорят, что она могла бы сопротивляться, не давать согласия, а она промолчала: «..священник, не дождавшись её ответа, произнёс невозвратимые слова». А Владимиру она говорит, что дала согласие на брак, хотя и не давала его: « Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твёрдостью, - князь мой муж..» Эти размышления заставляют предполагать, что Маша лишь увлеклась Владимиром. Поэтому она ничего не предпринимала, надеялась на его помощь.

4. Самостоятельная работа (проводится на последнем этапе изучения романа).

Сочинение творческого характера «Спицын в медвежьей комнате».

Примечание: чтобы выполнить эту работу, необходимо представить то, на что Пушкин лишь намекнул, рассчитывая на воображение читателя, оставляя простор для его фантазии. Вспомним слова Троекурова о поведении Спицына в медвежьей комнате, перечитываем описание внешности Антона Пафнутьевича, обращаем внимание на разговор его с Дефоржем и странное пробуждение. Нужно перечитать также описание медвежьей комнаты.

Сравните Спицына с Дефоржем и напишите о том, как вёл себя Антон Пафнутьевич в медвежьей комнате. (Дети пишут о Спицыне как о трусливом человеке, подхалиме и лицемере, говорят о своём презрении к нему. В этой работе положительно то, что образ понят и раскрыт детьми верно.

5.Чтение в лицах 17 главы позволит детям представить героев в действии, вообразить всю сцену и смену эпизодов.

6.Итог урока

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Последний бой

Цели:

1.Завершение работы над романом

2.Развитие речи учащихся

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу

3.учиться писать сочинение рассказ о герое

Ход урока:

1.Слово учителя

Чтобы выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу, нужно сказать о б ограниченном характере протеста Владимира Дубровского, все несчастья которого объясняются самодурством Троекурова. …его протест гораздо ограниченнее нарастающего крестьянского гнева. (М.Н. Салтыкова. Изучение повести А.С. Пушкина «Дубровский»).

2.Чтение и комментирование 19 главы (следует обратить внимание на условия жизни Владимира и его крестьян). Даже в лесу они жили по-разному. В то время иначе и быть не могло. Владимир, хотя и стал атаманом разбойников, всё же оставался дворянином и барином, а его крестьяне по-прежнему считают себя крепостными Дубровских.

О патриархальных отношениях свидетельствует и разговор Егоровны со Степаном (гл.19), который, сидя на пушке, распевал во всё горло старинную песню: «Полно тебе, Стёпка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь – нету у вас ни совести, ни жалости.

Виноват, Егоровна, - ответил Стёпка. – Ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает».

3.Анализ заключительного эпизода романа.

Как ведёт себя Владимир Дубровский и как это его характеризует? (В момент расставания Владимир остался верен себе. Он, несмотря на совместные действия с крестьянами, остался барином, хотя и заботливым: они разбогатели под его начальством и каждый из них получил «вид», чтобы остальную жизнь провести в какой-нибудь губернии.

Вывод: Оставаться в России Владимиру стало опасно. Устроив пожар в Кистенёвке, расправившись с приказными, а потом столкнувшись с войсками правительства, Владимир противопоставил себя не только своему сословию, но вместе с крестьянами стал вне закона. И в самый острый момент, когда столкнулись они с войсками, Владимир прекращает борьбу. У него не было больше цели: не было дома, имения, Маша вышла замуж, он отказался от мщения.

Но что же будет с крестьянами? Как Пушкин изобразил эти сложные отношения? Владимира и крестьян объединяли сначала общие интересы. Когда же Владимир отказался от мести Троекурову, их интересы разошлись. Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Дубровского преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами.

В отличие от своих крестьян Владимир Дубровский не может подняться выше личных интересов, запросы его ограничены. А самое главное, его интересы не совпадают с интересами и стремлениями крестьян. Поэтому он распускает шайку и покидает Россию.

4.Итоговая письменная работа

Темы «Жизнь Владимира Дубровского» и «Кирила Петрович Троекуров».

Использованная литература:

1. Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Учпедгиз, Ленинград, 1966г.

2. Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006г.


В основе романа «Дубровский» Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа.

Все действующие лица романа «Дубровский» поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале кажется богатым «злодеем» и роль его — «злодейская». Но ведь натура его совсем не такая плохая, присутствуют в его душе и задатки благородства, великодушного отношения к людям. Он искренне уважает и любит своего бедного старого товарища — Дубровского, даже намеревается выдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского — Владимира.

Однако все задатки великодушия «убиваются» окружением помещика, которое потакает всем его выходкам и капризам. Троекуров — уже практически имя нарицательное, это типичный представитель породы людей, произрастающих в условиях собственного безграничного произвола при полнейшем бесправии окружающих.

А вот в старинном друге Троекурова — в Дубровском дворянская порода сказывается тоже, но в абсолютно других формах. Его бедность (довольно относительная, по правде говоря) не способна усмирить дворянскую гордость, напротив, она лишь обостряет её. В сущности, именно Дубровский — виновник столкновения с Троекуровым, именно «бедный» помещик оказывается стороной нападающей, он первый задевает старого друга. В нём говорила его охотничья натура: увидев блестящее состояние псарни Троекурова, Дубровский не сумел удержать зависти и колко высказал своё мнение по этому поводу.Поначалу Троекуров не обращает внимание на эту колкость. Ссора разгорается немного позже, после отказа прислать псаря, надерзившего дворянину, для наказания. Да ещё и ответ на это требование был достаточно резким. Одним словом, из обычного пустяка «раздувается» самая настоящая война двух помещиков.

Эта война приводит к серьёзным последствиям для всех главных героев романа, включая и Владимира с Марией, которых собирались поженить. Автору удалось показать, как постепенно разгоралась вражда, все события естественны в своей логической последовательности и изображены с величайшим мастерством настоящего художника пера.

Роман «Дубровский» так и не был закончен, оставшись лишь в рукописном варианте. Ему присуща несколько «разбойничья» романтическая окраска происходящих событий. И в то же время, глубокий реализм описания позволяет взглянуть на существующую социальную картину того времени. Образы главных героев довольно типичны, начиная от бесцеремонного самодура-Троекурова и заканчивая стариком Дубровским, честным и принципиальным человеком. Хорошо показано в романе и противопоставление между «сильными мира сего» и низшими слоями общества. Все эти представители разных социальных групп изображены с необычайной художественной точностью.

    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
    • Почему я люблю берёзки Берёза самое красивое дерево. Её ствол напоминает пятнистую юбку, а листья кудряшки. Она похожа на высокую девушку. Берёзовые рощи всегда светлые. В них приятно гулять. Поэты и музыканты любят сочинять песни про это дерево. Русские художники с удовольствием рисуют берёзы. Я люблю берёзы, потому что они напоминают мне о моём доме. Это русское дерево. Мама говорит, что у него русская душа. Я с нею согласен, потому что, когда смотрю на дерево, слышу русские народные песни. Мне кажется, что […]
    • Каждый человек понимает слово “сила” по своему. Для кого-то сильный - это физически развитый человек, который может дать отпор любому нападающему в переулке. Но есть и совсем иное значение слова “сильный”. И связано оно с внутренним стержнем человека, его силой духа. В жизни каждого из нас встречались люди, достигшие успеха, невзирая на препятствия и сложности, которые никогда не сдавались. Таких людей как раз и можно назвать “сильными”. Так какой же он, сильный духом человек? В наше время сильным представителем […]
    • Здравствуй, дорогой водитель! С детства я мечтаю быть как ты – повелителем машин. Это одна из самых лучших и интересных профессий, потому что водитель выполняет свою работу и одновременно смотрит мир, узнает новые места. Когда мы ездили с семьей в лес или на другие мероприятия, папа иногда разрешал мне садиться с ним вместе и рулить. Мне это всегда очень нравилось. А еще я считаю, что водителем быть очень здорово и полезно. Водитель ведь может помогать людям. Например, встретив бабушку или взрослую женщину с […]
    • Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной. Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Сегодня исполнилась моя маленькая мечта – я смог увидеть дельфинов не по телевизору, а в жизни. Мы ходили на новое представление и видели множество запоминающихся трюков, которые показывали эти умные животные. Сам дельфинарий очень красивый – современный зал, веселая ведущая, задорная музыка. Целый час шла концертная программа: дельфины, морские львы и морские котики живо крутили мячи на носу, долго играли в волейбол, возили своего тренера у себя на спине, а один дельфин даже делал в воздухе сальто! Но больше […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • Русский язык очень богат пословицами и поговорками. Одна из них звучит так: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Эта фраза имеет очень правильный смысл, и запомнить ее должен каждый. Значение пословицы можно выразить в нескольких словах: никогда не вернуть сказанное. Прежде, чем что-то произнести, нужно как следует подумать. Часто бывает, что при большой ссоре люди говорят некрасивые, злые слова. Когда помирятся, жалеют об этом, но уже поздно. И человек надолго запомнит не только ссору, но и те плохие […]
    • Я очень люблю свою маму – она самый близкий человек и всегда помогает. Даже когда она ругает меня, я знаю, что она меня любит. Моя мама очень любит готовить, и я с удовольствием ей помогаю. Моя мама всегда улыбается, я очень редко видела ее грустной. Еще, моя мама очень любит животных и цветы. У нас дома есть очень много красивых цветов, за которыми ухаживает мама. Некоторые цветут, а некоторые нет, но мама всегда говорит, что если хорошо ухаживать за цветами, они будут всегда радовать глаз, даже без […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Мой последний поход в Эрмитаж Я живу в Санкт-Петербурге, потому для меня Эрмитаж не является диковинкой. С пяти лет я хотя бы раз в году посещаю музей вместе с семьёй. Последний мой поход в Эрмитаж был с классом. И он оказался самым удивительным экскурсом, потому что меня поражали не только картины, но и мои одноклассники, многие из которых впервые пришли в Эрмитаж. Если честно, больше всего в музее меня привлекает архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, всё это смотрится грандиозно. Ещё маленьким я […]







  • К. Троекуров и А. Дубровский Чем был знаменит Троекуров? Занятия Троекурова. Чем отличался от Троекурова Андрей Дубровский? Почему он не хотел, чтобы его сын женился на Маше? Что подчеркивает автор в Троекурове, а что в Дубровском? Отступают ли человеческие чувства перед социальной обусловленностью их отношений? Дружба отцов --- любовь детей. Богатство и бедность.



    Кирила Петровиц Троекуров - помещик - крепостник, генерал - аншеф Андрей Гаврилович Дубровский - бедный дворянин Владимир Дубровский Маша Троекурова Надменный, своенравный, непрактичный, неосмотрительный; бедный, но прям и независим, благородный. …» Я не шут, а старинный дворянин.» Кому из героев принадлежат эти слова? Объясните их смысл. Сделайте вывод о характерах и устоях дворянского общества.


    Ссора двух помещиков (стр.76,77) Прочитать и объяснить кто, по - вашему, виновен в ссоре. Почему дружба двух помещиков оказалась непрочной? Конфликт социального закона и человеческой воли. Как вы можете объяснить смысл этой фразы? Честность - бедность; любовь - ненависть; сдержанность - разгул. Сопоставьте эти слова применительно к каждому из помещиков.

    Александр Сергеевич Пушкин

    Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

    Материалы к урокам литературы в 6-м классе



    Беседа по вопросам.

    • Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, гденаходилось его имение»?

    2) Что давало ему такую власть?

    3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники?

    4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?

    5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?

    6) Как характеризует Дубровского случай на псарне?

    7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля?

    8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

    9) Какой способ мести избирает Троекуров?

    10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

    11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?


    Характеристика Троекурова

    Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи».

    Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».


    Забавы владетельного барина

    Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.


    Уважение к Дубровскому

    «Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».

    Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.


    Случай на псарне…

    Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.


    Действия и поступки Троекурова:

    «велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.


    Примирение невозможно…

    Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

    На Кистенёвку!..


    Способ мести

    Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

    Договорились…


    Характеристика Шабашкина

    Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.


    Общение с Троекуровым

    Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

    Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты».


    Письмо из суда…

    Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».



    Похожие статьи
     
    Категории