I. Постановка проблемы : неэффективная предметная среда в уголке изо.
II. Обоснование проблемы :
1. Недостаток оборудования в уголке творчества.
2. Неумение детей рисовать нетрадиционными техниками.
3. Некомпетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
III. Цель проекта: создать условия для изобразительного развития детей нетрадиционными техниками.
IV. Задачи:
1. Пополнить уголок изо оборудованием.
2 . Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
3. Дать знания родителям в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
V. Действия:
1. Совместная деятельность педагога и детей
2. Консультации, памятка, мастер-класс для родителей.
Изготовление:
-нетрадиционного оборудования по изо.
VI. Календарный план/сроки реализации проекта: 2014-2015 год.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы по данной проблеме; подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Составления плана проекта.
- Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
- Совместная деятельность педагога и детей «Печатание листьями»
- Изготовление трафаретов.
- Мастер – класс для родителей по теме: Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
- Совместная деятельность педагога и детей «Печатка из яблока»
- Изготовление альбома «Нетрадиционная техника рисования»
- Открытое мероприятие для родителей «Умелые ручки» (кружок)
- Совместная деятельность педагога и детей «Рисование пальчиками и ладошками»
- Консультация для родителей « Воспитание интереса к рисованию у детей»
- Совместная деятельность педагога и детей «Рисование ватными палочками»
- Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию»
- Совместная деятельность педагога и детей «Рисование свечой +акварель»
- Памятка для родителей: «Как правильно подготовить рабочее место»
- Совместная деятельность педагога и детей «Оттиск смятой бумагой»
- Изготовление оборудования по изо
- Консультация для родителей «Мы любим рисовать»
- Открытое мероприятие для родителей «Умелые ручки»(кружок)
- Альбом «Нетрадиционная техника рисования»
- Открытое мероприятие для педагогов «Умелые ручки» (кружок)
- Выставка материала по нетрадиционной техники рисования «Рисуем без кисточки»
VII. Ресурсы:
Литература:
- Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
VIII. Кадры: воспитатели, родители, дети.
IX. Оборудование: бумага, краска, бросовый материал, свечи, фрукты,ватные палочки.
Х. Персонал проекта:
Ф.И.О, функции, продукт деятельности:
- Воспитатель, организатор и ведущий, консультации;
- Родители, слушатели и участники, рисунок;
- Дети, участники, умения рисовать.
XI. Продукт проекта:
- оборудование для уголка творчества.
XII. Критерии эффективности:
Цель достигнута, если:
- дети самостоятельно применяют нетрадиционные техники рисования,
- более 50% родителей воспитанников повысили свою компетентность в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники
Тема сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»
Цели:
Общая : подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.
Развивающая : способствовать развитию культуры речевого поведения, внимания к детали, образного мышления, обогащению словарного запаса.
Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрасное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.
Задачи : через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказывание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему картины с темой будущего речевого высказывания; формировать умение анализировать картину как произведение искусства, воспринимать произведение живописи целостно и выражать воспринимаемое средствами языка (адекватно содержанию картины) в единстве формы и содержания.
Общие понятия: тема, основная мысль, художественные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художественный образ, символ.
Оборудование : репродукция полотна И. Левитана «Березовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка березы с листиками-заданиями.
Ход занятия
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.
II А. Бунин
I . Вступительное слово учителя.
Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значимым, как историческая картина или портрет.
Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы побывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы отправиться в путь?
II . Работа по теме урока.
Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выво дится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).
Давайте представим, что мы чудесным образом перенеслись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?
Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихо творение Ф. И. Тютчева.)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим зноем облита.
А в ней такою негой веет
От каждой ветки и куста!..
Мы не просто созерцатели, мы еще сегодня выступаем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.
Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем пред ставитель от каждой группы срывает для своей группы листо чек с заданием.
Примерные ответы групп:
1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликование
она несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышит
и трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какая
палитра! Какие цвета!
2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей.
Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними небольшая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему плану. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.
Главное художественное средство, используемое художником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумрудного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потрясающее использование светотени. Отсюда ощущение своеобразного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом танце, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеленоватым цветом изображается затененная часть ствола, а освещенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.
Сам образ березы глубоко символичен: он по праву является символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в русских песнях!
Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...
Ф. И. Тютчев
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
С. Есенин
5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Суметь увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цветущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).
Какими средствами мы выразим впечатление от увиденного на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих материалов (раздаются каждому).
Наблюдаемое | Рабочий материал |
Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть застенчивая, прекрасная в своей красоте и неповторимости |
|
Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, играющие; жаркие |
|
Березы: листва, стволы | Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, нежная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздушная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко берез», их чудесный хоровод |
Изумрудная, шелковистый покров, скромные россыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень |
|
Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом |
|
Настроение | Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликующее |
Давайте вместе составим план, по которому дома вы на
пишете свое речевое высказывание-сочинение.
Т. Чудесный летний день.
II. «Смотри, как роща зеленеет...».
1 Хоровод берез-подружек.
2 «Воздушная зелень младая».
3 На изумрудной полянке...
III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»
III . Подведение итогов урока.
Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в лет-
нюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смог
ли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеров
художественного слова. Но самое главное, мы поняли, что по-
средством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимся
видеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которой
все подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, даро-
ванный жизнью.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь терминов
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Гармония - согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.
Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение в большинстве видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр и т. д.).
Живопись - произведение, в котором изображение наносится на специально подготовленный холст масляными красками.
Композиция - построение художественного произведения.
Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.
Перспектива - происходит от латинского слова «ясно вижу» - система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.
Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.
Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.
Художественный образ - обобщение размышлений и оценки мира художником, который является выразителем мировоззрения определенного исторического времени.
Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие материальный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смешение красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тончайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цветовую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изобразительном искусстве.
Литература
1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. - М. : Белый город 2006.
Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин,-М., 1991.
Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования: примерное планирование интегрированных занятий / Л.Н.Савина, Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.
Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л.А. Ходякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.
Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин, 1991.
Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования мерное планирование интегрированных занятий / Л. 11. (п\ Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.
Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л, Л дякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»
Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»
Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».
Логика образовательной деятельности
Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».
Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.
Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.
Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?
Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?
Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)
- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?
Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Беседа о творчестве И.И.Левитана.
Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию
(Аппликация обрывная с элементами декоративного рисования)
в старшей группе ДОУ
(С использованием ИКТ)
Коллективная работа
"Берёзовая роща"
Воспитатель МБДОУ ДС №7 "Солнышко"
Звенигородская Наталья Евгеньевна
г. Белая Калитва
Цель:
Вызвать у детей интерес к изображению берёзки по мотивам лирического стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
Учить сочетать разные изобразительные техники для
передачи характерных особенностей кроны (аппликация) и стройного
белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование).
Развивающие:
Совершенствовать технические умения. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержание и средств выразительности живописи.
Воспитательные:
Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней. Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, желание работать с бумагой.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с пейзажами. Беседа о берёзовой роще. Подготовка композиционных основ для детей. Экскурсия в парк – наблюдение за берёзами. Разучивание стихотворений о берёзе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз (зелёная разных оттенков, белая), ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, стаканчики с водой, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны берёзок в технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.) Проектор, компьютер.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
О каком дереве загадка? (ответы детей)
Конечно, это берёза. Посмотрите (обращает внимание детей на листья разложенные полукругом на ковре), какие берёзовые листочки принёс нам ветер. Выберите, понравившийся лист, и встаньте около него.
Дети, а кто из вас знает, как называется лес, в котором растут только берёзы?
Дети:
Такой лес называется «Берёзовая роща»
Воспитатель:
Да, вы правы, это берёзовая роща. А вы хотели бы отправиться в берёзовую рощу? (ответы детей)
Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в берёзовую рощу.
Ножками топнем,
В ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях.
Слайд-шоу «Берёза – русская красавица»
(картины знаменитых художников)
Берёза является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас.
Берёзки, словно подружки в нарядных платьицах, стоят парами, наклонившись друг к другу, будто о чем-то шепчутся. Стволы берёз покрыты белой берестой, а тонкие веточки наклонены вниз. Любит наш народ красавицу берёзку.
Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. Левитана «Берёзовая роща»
и читает стихотворение В. Набокова «Берёзы»:
Стволы сквозь лёгкое зелёное сиянье
Белеют, тонкие, и воздух освежён
Грозой промчавшейся.
Чуть слышный перезвон.
Дробится надо мной чуть слышное журчанье.
И по невидимым качается волнам.
Трава, вся в теневых лиловых паутинах,
Вся в ослепительных извилинах, а там.
Меж светлых облаков, роскошно лебединых
Струится радуга и смутно с высоты
Мне улыбается, в лазури нежной тая.
Такая нежная, невинная, святая.
Что, умилённые, склоняются листы.
Роняя длинные сверкающие слёзы, -
И это жизнь моя, и это край родной. Родная красота...
И льётся надо мной Сиянье лёгкое, зелёное, - берёзы...
Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель:
Сами видите, какая она наша русская берёзка. Давайте скажем, какая же она?
Дети:
Стройная, красивая, беленькая, белоствольная, гибкая, прекрасная, кудрявая.
Воспитатель:
А вы хотите, чтобы у нас в группе «выросла» красивая берёзовая роща? (ответы детей)
Воспитатель:
Я вам предлагаю самим создать красивую картину с русскими красавицами – берёзками, но для этого нам надо вернуться в детский сад.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Закроем глаза и в садик вернёмся.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления кроны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:
Цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;
Крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;
Дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
Модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами.
Работа детей
Напоминание правил пользования ножницами, клеем.
Физминутка «Берёзки»
Выросли берёзки в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже стройные стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так берёзки ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Индивидуальная работа с детьми по мере затруднений.
Выставка детского творчества по теме «Берёзовая роща»
Воспитатель:
Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась настоящая березовая роща. (По желанию дети могут добавить на картину солнце, облака, траву, цветы…)
В конце занятия вручаются медальки в виде листочков разных деревьев
На прогулке проводится игра с медальками « С какой ветки детки».