Быль толстого для детей о животных. Все произведения л н толстого

08.05.2019

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Как Пушкин в поэзии, так Толстой в прозе - наше все! И это несмотря на то, что у Льва Николаевича всего пять полноценных романов, только несколько десятков повестей и одна трилогия - «Детство. Отрочество. Юность». Рассказы, сказки, басни, стихи, переводы, драматические произведения - их знают немногие, чего эти произведения совершенно не заслуживают. Возможно, вспоминая о них почаще, многие бы открыли для себя нового Толстого.

Самобытность прозы писателя, его литературный стиль

Что отличает творчество Льва Толстого - отражение в нем самобытности самого автора: сосуществование в едином целом «стихийного художника» и «рассудочного мыслителя». Это как раз то, что пытаются разложить на атомы исследователи творчества писателя на протяжении многих лет. Произведения Л. Н. Толстого - кладезь для их изысков. Художественное и философское начало, полное погружение в эти два полярных стиля вызывают у читателя восторг при чтении, у литераторов, критиков, общественных деятелей - непостижимую жажду исследования, рассуждений и споров.

Некоторые из них предполагают существование автора в двух ипостасях, кардинально противоположных и борющихся между собой. Уже в первом его произведении - «Детство и отрочество» - философия образов в лучшем ее проявлении открывает читателям удивительную по красоте прозу такого гениального писателя, как Лев Толстой. Рассказы автора и все его остальные произведения созданы в неповторимом стиле, который дал ему славу величайшего русского писателя.

Топ-5 произведений Льва Толстого

Наша с вами современность отходит от определения «Лучшее что-то» (в нашем случае «Лучшие книги писателя»), заменив его на Топ-10, Топ-100. Попробуем создать Топ-10 самых читаемых произведений Льва Николаевича.

На первое место заслуженно претендуют два романа - «Анна Каренина» и «Война и мир». У каждого из нас свои доводы в пользу одного из них, кого мы бы возвели на верхнюю строчку. Приводить их - дело лишнее, да и спор может затянуться. В нашем Топ-параде отдаем первое место им двоим, и переходим ко-второму.

Роман «Воскресенье», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», повести «Крейцерова соната», «Записки сумасшедшего», «Утро помещика» - все они читаемы, любимы и до сих пор востребованы кинематографистами и театральными режиссерами всего мира. Если повести разумнее будет определить на третье, а роман и трилогию оставить на втором, то призовая тройка уже насчитывает семь лучших произведений Толстого. На оставшиеся три места в наш Топ-10 достойно вписываем цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи Мурат» и драматическое произведение «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Конечно, наша десятка, в которой мы упомянули лучшие произведения Л. Н. Толстого - всего лишь размышления на тему, но вполне вероятно и совпадение ее с мнением многих читателей.

«Война и мир» - о ком и о чем

Редкий читатель не задавался вопросом, а о чем же, собственно, роман? О и героизме русского воинства, о стоической смелости и храбрости наших солдат, о чести и достоинстве дворянства или все же о человеческих отношениях, которые проверяются на фоне непростых для государства событий?

Гениальное произведение, где как автор неподражаем Лев Толстой - "Война и мир"! Автор словно предлагает каждому читателю самому найти ответ на вопрос: кому интересна война - изложение основных сражений содержит практически полностью достоверную историческую точность, кто хочет окунуться в прекрасное описание пережитых героями чувств - обязательно найдет в романе то, что ищет.

В уникальном по своему масштабу, стилю, языку изложения произведении, каким является роман «Война и мир», каждая строка пропитана главным - счастьем обычной жизни, что в горе, что в радости. В нем и то, и другое идут параллельно, шаг в шаг, рука об руку сквозь все испытания и преграды. Добро, естественно, побеждает, а зло умирает поверженным.

Симпатизировал ли Анне Карениной ее творец


Как и в «Войне и мире», в «Анне Карениной» существуют две полярные любви: возвышенная, чистая, безгрешная, и ее антипод - низменно-порочная, почти грязная. Толстой провоцирует читателя интерпретацией отношений Анны и Вронского в устах «света», давая ему самому решить степень возвышенности или низменности их чувств. Автор старается не выстраивать между этими определениями бетонные стены, переход из одного состояния в другое незаметен: на одной строке мы встречаем полное оправдание этой любви, на другой - ее всеобщее порицание. И словно шаткие, но частые мостики между этими строчками - муки главных героев, их сомнения и окончательный выбор, несмотря ни на что.

Так какую же оценку своему персонажу дает сам автор? Оправдывает ее, сочувствует, жалеет, поддерживает? Толстой здесь выступает в роли непримиримого моралиста - во всех его произведениях преступная любовь обречена на трагический конец. Автор создал свою героиню, чтобы показательно ее убить в назидание другим. Образ, который вызывает симпатию, не заставляет так много мучиться.

«Детство» как одно из главных произведений Толстого

Видное место в творческом наследии писателя занимает эта повесть. Едва ли не первое произведение, где заявил о себе как о великом авторе Лев Толстой - «Детство». Не потому что перед читателем открываются недоступные пониманию взрослых проблемы маленького человечка, который по-взрослому видит мир, в котором живет, чувствует его не завуалированные добро и зло, искренность и фальшь. Читатель вслед за Николенькой проходит школу его взросления, анализирует его и чужие поступки, учится принимать мир таким, каким он ему видится.

Умение мальчика остро чувствовать хитрость, лукавство, его переживания по поводу того, что эти неприглядные качества он видит и в себе, заставляют читателя оглянуться на свое детство и переосмыслить свои поступки. У Николеньки можно поучиться любить людей, не только тех, с кем он живет, но и тех, кто с ним дружен или чем-то впечатлил его детское сердце. А еще повесть учит, как не разрушить эту любовь. Умение читать между строк многое даст тому, кто постарается понять это произведение, как и малая проза, которую писал Лев Толстой - рассказы.

Тематика рассказов Льва Николаевича

О живой природе и беззащитных животных, о смышленых детях и мудрых взрослых. Не так много у него рассказов, в этом списке всего четыре десятка произведений, большинство из которых, как уже говорилось, широкому кругу читателей незнакомо. Немногим больше повезло таким видам малой прозы из наследия Толстого, как «После бала», «Прыжок», «Фальшивый купон», «Сила детства», «Разговор с прохожим», и, конечно же, циклу «Севастопольские рассказы».

Заметная интенсивность в написании рассказов наблюдается с 1905 по 1909 годы - последние в жизни Льва Николаевича, умер он, как известно, в 1910-ом. Огромный период его жизни был посвящен другим жанрам литературы, в которых места рассказам просто не было. Рассказы для детей, о которых стоит поговорить отдельно, так как мир этих произведений поражает своими глубинами, тонкой передачей впечатлений ребенка о проблемах жизни, объясняют формирование его личности. Эта тема нашла отражение и таком жанре, как басни Льва Николаевича Толстого.

Рассказы о детях и для детей

Видное место в творчестве писателя занимает проза для детей и о них самих. Трилогией «Детство. Отрочество. Юность» Толстой не ограничил попытки познать, какими путями формируется личность человека с рождения и до вхождения его во взрослую жизнь. Рассказы «Три медведя», «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было» и «Корова», входящие в сборник «Новая азбука», пропитаны любовью к детям и состраданием к их маленьким проблемам. Произведения Л. Н. Толстого богаты размышлениями о детях.

Рассказ «Филиппок» появился на свет после внимательного наблюдения писателя за крестьянскими детьми и бесхитростного общения с ними. Лев Николаевич всегда находил время для крестьян, в своем имении даже открыл для их детей школу. А одним из первых рассказов, которые можно отнести к детским, можно назвать небольшое произведение о собаке Бульке, ее щемящей преданности единственному близкому существу - своему хозяину. До самой смерти вспоминал Лев Толстой детство свое собственное и то, как хотел найти «зеленую палочку», которая помогла бы ему сделать всех на земле счастливыми.

Место басен и сказок в творчестве Толстого

Как и прозу Ивана Андреевича Крылова мы помним с детства и уроков по родной речи, так и нравоучительные басни Льва Николаевича Толстого, пропитанные тонкой моралью.

  • «Волк и старик».
  • «Лев и собачка».
  • «Журавль и аист».
  • «Голова и хвост змеи».
  • «Хорек».
  • «Собака и ее тень».
  • «Обезьяна и горох».
  • «Белка и волк».
  • «Лев, осел и лисица».
  • «Лев и мышь».

Это только малая толика знаменитых басен, что пополняют великие произведения Л. Н. Толстого, которые мы любим. Через басни он высмеивал то, что с трудом мог объяснить в людях, и что для него самого было неприемлемым: обман и хитрость, злобу и ненависть, подлость и предательство. Противоположные же черты были показаны в его прозе порой незащищенными, открытыми для нападок, и от этого еще более милыми. Толстой словно считал, что в произведениях для детей, а свои басни он писал больше для них, нет места оправданию низменных поступков, необходимо доступно и просто объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А еще всегда считал, что дети довольно умны и понимают тонкую мораль гораздо ближе к истине, чем взрослые.

Противоборство любви и долга - отличительная черта характеров персонажей Толстого

То гениальное, что создал за свою жизнь Лев Толстой - "Война и мир", "Анна Каренина", его повести, басни, сказки и рассказы, отражало в первую очередь его собственную мораль. Он переносил на бумагу свои религиозные догмы, свои душевные метания и сомнения, свои убеждения и наделял ими персонажи, которым симпатизировал. В некоторых его произведениях отсутствовал даже легкий юмор, и каждая фраза в них была строго выверена, всесторонне обдумана. Он часто переписывал то, что уже было опубликовано в журналах, выводя идеальный, на его взгляд, персонаж.

Яркой личностью встает перед нами образ Константина Лёвина в «Анне Карениной» с его мучительной любовью к Кити и чувством долга по отношению к своим убеждениям. Неподражаем и величествен Пьер Безухов из «Войны и мира», Николай Ростов, принявший на себя долги отца и не взявший для их погашения ни копейки из приданого своей жены - княжны Болконской. Многие его персонажи проходят через муки желаний и реальных поступков. Автор пропускает их через психологические испытания и выводит еще более сильными и достойными уважения. Таков был и собственный мир писателя, его и оставил нам Л.Н.Толстой. Произведения детям- рассказы, сказки, басни, взрослым - романы, повести, драматургию. Ими он нам так близак и дорог.

Возможно, такой заголовок смутит некоторых родителей, мол не сошла ли она с ума, пичкать маленького ребенка такими сложными произведениями, аж Льва Николаевича Толстого. Но нет, не сошла:) Более века назад известный русский писатель Лев Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. В те времена детских книг практически не было, потому Толстой сам написал множество простых и понятных детям рассказов, которые до сегодняшних дней не потеряли своей актуальности и значимости. Они с младых лет развивают чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Потому я просто не могла не приобрести хотя бы парочку книг этого замечательнейшего писателя для своего трехлетнего сына.

Я обожаю Льва Николаевича Толстого, не только его произведения, но и всю его философию и взгляды на жизнь. Он был невероятно мудрым и высоконравственным. Его взгляды и отношение к жизни очень резонируют с тем, как я понимаю наше бытие. Конечно, мне далеко до такой осознанности, но Лев Николаевич вдохновляет меня! А его произведения дышат невероятной живой атмосферой, они просто великолепны!

Именно поэтому я решила начинать вводить книги Толстого с самого детства. Тем более, что Лев Николаевич написал не мало детских рассказов, басней и сказок, адаптированные тексты которых помогут к тому же с успехом приобщиться ребенку к волшебному миру русской классической литературы.

«Маленькие рассказы»

Первым делом я прикупила такую вот чудесную книжку.

Называется она «Маленькие рассказы». Название говорит само за себя. Основую часть книги составляют именно маленькие рассказы. О добре, о справедливости, о честности, о труде, о дружбе, о любви, и других качествах, которые характеризуют высокую личность человека. Читая подобные рассказы маленькому ребенку, вы даете ему понять правильные вещи. Какие качества в жизни уважаются и ценятся, а какие только уродуют человека. Вот, например, один такой коротенький рассказ.


Большинство рассказов даже еще короче, буквально пару предложений, но в них заложена огромная мудрость! Талант Льва Толстого вкладывать глубокий смысл в простые слова бесценен и уникален. И с его книгами несомненно можно знакомить детей с самых маленьких лет. В нашем случае это три года.

Но и для более взрослых детишек эта книга подойдет. В ней 183 страницы и 65 произведений. Есть и более длинные, как «Филипок», например, которого можно читать лет с пяти.

Так что, книга «Маленькие рассказы» будет совсем не лишней в детской библиотеке. Конечно, читать подобные рассказы лучше с мамой, чтобы она комментировала и обсуждала с ребенком то, что хотел сказать автор. Более того, у этой книги удобный формат, хорошее качество плотных листов и твердой обложки, и ооочень душевные картинки, настоящие, передающие атмосферу того времени. Я прямо очень рада, что приобрела эту книгу:)

«Лев и Собачка»

Я вполне осознаю, что это простое, но безумно драматическое произведение, рановато для трех лет. Но просто очень захотела, чтобы оно было в нашей домашней библиотеке. Сама я прочитала «Льва и собачку» еще до школы, просто была эта книга в доме, а я взяла ее в руки и прочла. Словами не передать какую боль и сострадание вызвал этот рассказ в моем маленьком сердце. Я переживала очень. Считаю, что эта книга никого не оставит равнодушным. Она будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли.

Есть более дешевые варианты этой книги, но я выбрала именно этот — от издательства «Речь». Иллюстрации в таком стиле мне очень импонируют. Словно художник прямо в книге делал мазки своею кистью.

Рисунки очень лаконичны, на них только основные зарисовки, но от этого они становятся более ясными ребенку, а главное, удивительным образом позволяют прочувствовать глубже буквально каждую страницу.

Привезенная курьером книга меня просто сразила! Она оказалась большего размера, чем я себе представляла: формат больше, чем А4; качество просто отличнейшее, в общем, настоящее украшение детской библиотеки! Ну а сам рассказ, думаю, в 4,5 года мы попробуем почитать. Посмотрю, готов ли сын к восприятию сего произведения, если нет, то будем ждать, но рано или поздно час этой книги у нас несомненно настанет =)

Лев Толстой был не только великим писателем, известным всему миру, но еще и выдающимся педагогом и философом. Его книги позволят нам ознакомиться с его художественными произведениями, написанными для просвещения, образования и воспитания детей. В них собраны произведения для начального чтения, в основном, из двух больших циклов Толстого — «Русские книги для чтения» и «Народные рассказы».

Книги идеально подойдут для семейного чтения, поскольку великий русский писатель и мыслитель адресовал свои сказки, басни и притчи не только детям, но и самому широкому кругу читателей разного возраста, преподавая нравственные уроки добра, трудолюбия и духовности.

Скачать книги Льва Толстого для детей

Ниже по ссылкам вы можете скачать несколько детских сборников, автором которых является Лев Николаевич Толстой. Среди них есть и сказки и басни и былины, в общем несколько десятков самых известных и лучших произведений Льва Толстого для детей.

Подборка других детских книг Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, создавший более 279 литературных произведений. В нашей статье вы познакомитесь со списком самых лучших и популярных книг данного автора.

Романы

Война и мир

«Война и мир» - эпический роман-четырехтомник, написанный во время военных действий 1805-1812 года. Толстой был вдохновлен происходящими событиями, из-за чего и решился на создание этого шедеврального произведения. Действие книги разворачивается в период войны с Наполеоном (Россия была союзником Австрии, также участвующей в данном конфликте). В каждом томе описывается отдельная история. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

В первом томе рассказывается о жизни русского общества в 19 веке, о том, как жилось людям в те тяжелые годы, причем затрагиваются истории бедные и богатых социальных слоев.

Во втором томе книги «Война и мир» в деталях описывается приезд Михаила Илларионовича Кутузова в Австрию в местечко Браунау, который был совершен для осмотра и оценки мощи и силы русского войска.

Третий том считается самым «спокойным и мирным», так как он посвящен любовным историям главных героев, в частности молодого графского сына Пьера Безухова.

Четвертая часть романа начинается с вторжения войск Наполеона Бонапарта на русскую землю.

книги Толстого читает весь мир

Анна Каренина

«Анна Каренина» - роман о несчастной любви молодой замужней женщины по имени Анна Каренина, которая был страстно влюблена в бравого и мужественного офицера Алексея Вронского. Также в данном произведении можно найти много интересных исторических фактов о жизни буржуазного и крестьянского общества 19 века. Автор подробно описывает Санкт-Петербург того времени, причем происходит это одновременно с любовными событиями романа.

Семейное счастие

«Семейное счастие» - роман, который впервые был напечатан в известном на то время журнале «Русский вестник» в 1859 году. В книге повествуется история о молодой деревенской девушке, которая влюбилась в лучшего друга своего не так давно умершего отца - 38-летнего Сергея Михайловича. Спустя какое-то время мужчина женился на юной красавице, поэтому далее описываются первые годы их супружеской жизни, в том числе ссоры и расставания.

Воскресение

«Воскресение» - произведение, написанное в 1899 году, которое считается последним романом Льва Николаевича Толстого. В книге повествуется история судебного слушания, на котором рассматривается дело о краже денег и отравлении купца Смелькова, которого не удалось спасти, в результате чего он умирает. Полиции удалось установить личности трех подозреваемых в данном преступлении. Что же будет дальше? Кого сделают виновным? Об этом вы сможете узнать, прочитав книгу.

образованный человек должен быть знаком хотя бы с несколькими произведениями Толстого

Рассказы

Святочная ночь

«Святочная ночь» - рассказ, написанный в 1853 году. В книге повествуется о маленькой девочке, вспоминающей старинную рождественскую историю, которую рассказала ей бабушка. Однажды ночью мужчина отправился на поиски огня для того, чтобы обогреть свою жену и только что родившегося ребенка. По пути он встречает пастухов, греющихся у костра. Пастухи разрешили незнакомцу взять угли из их костра. Их очень удивили, что он не обжёгся, когда взял раскалённые камни в руки. Кто же этот таинственный путник? Если вы заинтригованы, то вам нужно как можно скорее прочитать данный рассказ.

Севастополь в августе 1855 года

«Севастополь в августе 1855 года» - книга, входящая в цикл трех произведений про оборону города Севастополя, которая происходила в 1855 году во время Крымской войны. Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» описывает судьбу юного солдата Володи, который добровольно пошел на фронт. В этом произведении описываются военные действия, переживания главного героя, его личное представление и впечатление о войне.

Метель

«Метель» - рассказ, написанный Львом Толстым в 1856 году. Книга ведется от лица автора и начинается с повествования о том, как он запрыгивает в сани к проезжающему мимо ямщику и просит отвезти его со станции домой. По дороге начинается сильнейшая метель, каких давно не видел город Новочеркасск за последнее время. Лошади стало трудно идти, она практически ничего не видела из-за пурги, поэтому извозчик принял решение вернуться назад. Главный герой пытался помощь ямщику и решает вылезти из повозки, чтобы найти след от саней, но ничего не выходит. Как же им удастся справиться с этой ситуацией?

Разжалованный

«Разжалованный» - рассказ, который был написан в 1856 году, входящий в кавказский цикл произведений Толстого. Сюжет книги разворачивается во время Кавказской войны в 1850 году. Рассказ начинает молодой князь, служащий в артиллерийском батальоне российской армии. На небольшой лесной полянке возле костра собираются офицеры для того, чтобы пообщаться и поиграть в популярную на то время игру - городки. Внезапно появляется странный незнакомец - маленький мужичок в заячьем тулупе, который подсаживается к офицерам и начинает рассказывать свою историю. Кто же этот странный человек? Об этом вы узнаете только из книги.

Кавказский пленник

«Кавказский пленник» - рассказ, который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1873 году. Здесь повествуется о русском офицере Жилине, который по несчастному стечению обстоятельств оказался в плену у горцев во время Кавказской войны. Мать Жилина присылает ему письмо с просьбой о том, чтобы сын приехал повидаться с ней. Молодой человек незамедлительно принимает решения отправиться на встречу с мамой. По пути на него нападают и забирают в плен.

Филипок

«Филипок» - рассказ, написанный Львом Николаевичем в 1875 году. В сюжете описывается жизнь маленького любопытного мальчишки по имени Филипп, но мама ласково называет его «Филипок». Мальчику интересно все, что попадается ему на глаза. Филипп мечтает попасть в школу. Каждое утро он с завистью смотрит на старших ребят, собирающихся на учебу. Однажды он решается тайком попасть на урок. Что же у него получится? Вы сможете узнать, прочитав книгу.

Суратская кофейная

«Суратская кофейня» - рассказ, созданный в 1906 году. Здесь повествуется об одной небольшой кофейне, находящейся в индийском городке Сурат. В это место очень любили заходить путники, путешественники и высокопоставленные чины, ведь в Суратской кофейной варили отменный кофе. Однажды зашел сюда странный мужчина, представившийся ученым-богословом. В чем же смысл его появления? Об этом можно узнать из рассказа.

Сон молодого царя

«Сон молодого царя» - произведение, написанное в 1958 году. Здесь рассказывается о жизни молодого царя, недавно вступившего на трон. Почти 5 недель он трудился не покладая рук, практически без отдыха: подписывал указы, присутствовал на собраниях, принимал иностранных послов и гостей. Однажды приснился ему необыкновенный сон. О чем же он был? Об этом можно узнать только после прочтения данной книги.

Повести

Детство

«Детство» - одна из книг, входящих в трилогию автобиографии Льва Николаевича Толстого, которая была написана в 1852 году. В повести рассказывается множество фактов и историй из жизни писателя, описываются его переживания, радости, обиды, первая любовь, взлеты и падения.

Казаки

«Казаки» - повесть Льва Николаевича, написанная в 1864 году. В ней рассказывается про юнкера-казака Оленина Дмитрия Андреевича, который отправился из Москвы на Кавказ на новое место службы. Оленин расположился в небольшой станице Новомлинская, находящейся на берегу реки Терек. Чуть позже парень влюбляется в дочь хозяев дома, у которых снимает жилье. Родители девушки против такого союза, ведь на примете у них уже есть жених для дочери. Кто же это? Об этом вы сможете узнать только из книги.

Утро помещика

«Утро помещика» - повесть, созданная в 1856 году, имеющая автобиографический стиль написания. Здесь рассказывается о 19-ти летнем князе Нехлюдове, который приезжает на каникулы в свою деревню. После жизни в столице молодого человека сильно удивила бедная жизнь местных крестьян, поэтому он решается помогать несчастным людям. Парень решается бросить университет, вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством.

Два гусара

«Два гусара» - повесть, впервые напечатанная в журнале «Современник» в 1857 году. Лев Николаевич посвятил это произведение своей любимой сестре. Здесь рассказывается про гусара Федора Турбина (графа и известного на то время светского человека), прибывшего в небольшой провинциальный городок, в гостинице которого он встречает корнета Ильина, не так давно проигравшего в карты большую денежную сумму. Турбин решает помочь несчастному и придумывает план игры для того, чтобы обыграть шулера. Удастся ли им это?

Идиллия

«Идиллия» - одна из последних повестей Льва Толстого, написанная в 1862 году. В этом произведении автор описывает жизнь своей семьи в селе Ясная Поляна, расположенного в Тульской губернии. Деревенская «идиллия» семейства Толстых подробно рассказана в этой книге.

Отрочество

«Отрочество» - вторая повесть из автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого, созданная в 1855 году. В книге рассказывается о подростковом периоде жизни мальчика Коли, который переживает много трудностей: первые чувства, предательство друзей, школьные экзамены и поступление в кадетскую школу.

Юность

«Юность» - последняя повесть из автобиографической трилогии, написанная в 1857 году. Здесь описывается жизнь молодого парня Николая Иртеньева в университетские годы, о его друзьях, их переживаниях и трудностях, с которыми они еще не раз столкнутся.

Хаджи-Мурат

«Хаджи-Мурат» - повесть, опубликованная в 1890 году. В книге рассказывается о жизни известного храброго аварца Хаджи-Мурата, сражавшегося в Кавказской войне против русского войска. Хаджи-Мурат переходит на сторону врага, бросает своих соотечественников и сбегает от них в горы. Далее он пытается наладить отношения с русскими солдатами, начиная воевать вместе с ними.

Вместе с этим также читают

Вышеперечисленные произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, считаются одними из самых лучших и известных среди читателей всего мира. Но, существуют книги, которые являются не менее популярными и интересными. К ним относятся:

  • «Поликушка»;
  • «Мать»;
  • «Записки сумасшедшего»;
  • «Хозяин и работник»;
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»;
  • «Отец Сергий»;
  • «История вчерашнего дня»;
  • «Две лошади»;
  • «Холстомер»;
  • «Люцерн»;
  • «Дорого стоит»;
  • «Фальшивый купон»;
  • «Алеша Горшок»;
  • «За что?»;
  • «Сила детства»;
  • «Отец Василий»;
  • «Три дня в деревне»;
  • «Ходынка»;
  • «Зараженное семейство»;
  • «Нигилист»;
  • «Плоды просвещения»;
  • «Благодарная почва»;
  • «Рассказ Аэронавта»;
  • «Прыжок»;
  • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»;
  • «Петр Хлебник»;
  • «От ней все качества»;
  • «Драматическая обработка легенды об Агее»;
  • «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г».

В этой статье вы узнали о самых лучших и интересных произведениях Льва Николаевича Толстого. Здесь были описаны наиболее популярные романы, повести и рассказы. Каждый из которых мы рекомендуем к прочтению.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, иг – рали с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить.

Она сказала:

– Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь.

А я всё приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня:

– Что ты?

Я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, слезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре:

– Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

– Брось грибы!

А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город

Собрался батюшка в город, а я ему говорю:

– Батя, возьми меня с собой.

А он говорит:

– Ты там замёрзнешь; куда тебя…

Я повернулся, заплакал и пошёл в чулан. Плакал-плакал и заснул.

И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я – по этой дорожке идёт батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу – впереди топится печка. Я говорю: «Батя, это город?» А он говорит: «Он самый». Потом мы дошли до печки, и вижу я – там пекут калачи. Я говорю: «Купи мне калачика». Он купил и дал мне.

Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошёл на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб.

Только я вернулся и влез на печку, слышу – батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю:

– Батя, что – купил мне калачика?

Он говорит:

– Купил, – и дал мне калач.

Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь!

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!..И как у него сердце бьётся!

Мать сказала:

– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро ды – шал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть. Всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.



Похожие статьи
 
Категории