Черты эпоса. Специфическая же черта эпоса

07.03.2019

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, - эпос, драма и лирика.

Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о существовании в поэзии (т.е. искусстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Эти «способы подражания» впоследствии и стали называть литературными родами .

Теория происхождения Веселовского : литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов. Возгласы хора – лирика, выступления корифеев – лиро-эпические песни (кантилены), из них – эпопеи (героические поэмы). Обмен репликами участников – драма.

Теория учебника : мифологические сказания, из которых впоследствии сложились прозаические легенды (саги и сказки), появились вне обрядового хора. Их рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных и бытовых отношениях первобытных народов.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики. В эпических и драматических произведениях воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются конкретные лица (персонажи), их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме непременно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут создавать иллюзию своей полной объективности .

Авторы эпических и драматических произведений могут рисовать яркие, детализированные разнообразные картины бытия, в его изменчивости, конфликтности, многоплановости и одновременно проникать в глубины сознания людей. При этом оба литературных рода способны запечатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос действуют в бескрайне широкой содержательной сфере, им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Организующее формальное начало эпоса – повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда название этого рода литературы (гр. epos – слово, речь).

По Белинскому: эпические произведения связывались с представление об объекте. «Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту, и его читателю. Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой».

Сначала возник эпос как жанр народно-героического сказания: саги, притчи, былины, эпические песни, предания, богатырские сказки, народно-героические повести. Существовал до эпохи Возрождения. В последние 3 века, когда происходит поворот к человеку как личности (примат личности над коллективом) начинает выделяться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Носитель речи сообщает о прошедшем действии или вспоминает. Между ведением речи и событием сохраняется временная дистанция. Речь ведется от повествователя, который может становится рассказчиком (Гринев у Пушкина). Эпос максимально свободен от освоения пространства и времени. Характеризует не только героя, но и носителя речи (художественная речь складывается: авторское повествование, авторское описание, авторское рассуждение, монологи и диалоги действующих лиц). Эпос - единственный род литературы, показывающий не только то, что герой делает, но и как он думает. Внутренние монологи - сознание героя. Большое значение имеют портрет и пейзаж - детализация. Не настаивает на условности происшедшего. Объем эпического произведения неограничен. В узком смысле эпос - героическое повествование о прошлом. Дошел в виде эпопей ("Илиада" и "Одиссея"), саги - скандинавский эпос, короткие эпические песни - русские былины.

На ранней стадии развития эпоса в нем возникали национально-исторические жанры , в которых личность показана в ее активонм участии в событиях национальной жизни (участие в национально-освободительных войнах, революционных движениях, которые и являются основой сюжета таких произведений).

Героическая народная песня принадлежит к древнейшим жанрам сей группы. Главный герой в сих произ-х - лучший представитель коллектива (Ахилл и Гектор в "Илиаде" и т.д.).

Национально-историческая проблематика раскрывается прежде всего в повестях, отражающая реальные исторические события ("Слово о полку Игореве").

2. Нравоописательные жанры появились позднее - в них изображаются состояние общества и соц.среды. И это состояние оценивается автором. Герои в нравоописании -представители своей соцсреды. Нравоописательные жанры возникают и фольклоре.

Одним из ранних представителей Н.Ж. были "Труды и дни" Гесиода.

В ренессансной лит-ре возникает новый жанр - Утопиа , где изображалось, по замыслу авторов, идеальное общество ("Город солнца" Т. Кампанеллы).

3 . В романическом жанре изображение соц.среды являетсся лишь фоном, на котором раскрывается главное для автора - развитие характера личности в отношении с этой средой.

Роман - прозаический жанр, большой по масштабам сюжета. Слово "роман" возникло в средневековой Европе, когда повествовались произведения на романских языках.

Сначала возник античный роман . А в средневековой Европе были популярны рыцарские романы .

В эпоху Возрождения появляется новый тип романического рассказа - рассказ с динамичным сюжетом, острыми сюжетными поворотами и развязкой - новелла ("Декамерон" Дж. Бокаччо). Начиная с 18 века роман становится одним из ведущих литжанров. В эпоху реализма роман приобретает более глубокое сюжетное разнообразие.

Повесть отличается от романа меньшим масштабом сюжета и более простую его организацию. К особенностям повести можно отнести: хронологическое начало в сюжете и чувство голоса повествователя.

Рассказ - малая эпическая форма. Емкость детали и глубина подтекста - главные принципы рассказа.

Рассказ интенсивно развивается во времена Возрождения (Дж. Бокаччо).

Очерк - описательно-повествовательный рассказ, на основе нравоописательной проблематики. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалоги, описание обстановки и т.д.

Эпос (род литературы)

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах , но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

Литература

  • Хализев В. Е. Теория литературы. - М ., 2009. - С. 302-303.
  • Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпос (род литературы)" в других словарях:

    - (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [от греч. epos слово, повествование] 1. Спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы). Великие мастера эпоса. 2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной… … Энциклопедический словарь

    эпос - а, м. 1) только ед. Один из трех (наряду с лирикой и драмой) основных родов литературы, представляющий собой произведения повествовательного характера. Эпос и драма. Эпос и лирика. 2) Совокупность произведений народного творчества (обычно… … Популярный словарь русского языка

    I м. Повествовательный в отличие от драмы и лирики род литературы. II м. Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III м. Ряд… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    эпос - а; м. (от греч. épos слово, повествование) см. тж. эпический 1) спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы) Великие мастера эпоса. 2) Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой,… … Словарь многих выражений

    РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь

    Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… … Литературная энциклопедия

    Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь

    РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Современная энциклопедия

Книги

  • Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр , Гачев Г.Д.. Какой смысл излучает сама форма художественного произведения? Его род и жанр, то или иное построение, сюжет, ритмика? Почему драматург воспринимает мир не так, как лирик или писатель…

Эпос – греч. «слово», «повествование», «рассказ».

Один из трёх родов литературы, выделенных Аристотелем. Зародился ранее других родов. Это рассказ о событиях, разворачивающихся в пространстве и времени независимо от объективного рассказчика. В эпосе рассказывается о прошлом целостно . Содержащее целостную картину народной жизни.

Три части: рассказ, описание, рассуждение.

У Гомера – строго объективное повествование.

В общинно-родовой формации зародился героический эпос – героическое повествование о важном для рода событии, в котором отразилось гармоническое единство народа и героев-богатырей.

«Илиада» - военно-героический эпос, «Одиссея» - сказочно-бытовой.

Гомеровский вопрос.

Гомер относится к VIII в. до н.э., поэмы записаны в VI в. до н.э., в III в. до н.э. обработаны в Александрийской библиотеке.

2 точки зрения:

Аналитическая: невозможно одному человеку создать такие произведения, Гомер был рапсодом – поэтом-декламатором, соединившим созданные раннее тексты;

Унитарная: Гомер был аэдом – поэтом-импровизатором, яркой личностью, на какой-то основе создал поэмы по чёткому плану.

Современная точка зрения: в основе лежат мифы Микенского периода, важное историческое событие – Троянская война (XIII-XII вв. до н.э.), мифы наложились на исторические события, до Гомера дошла история в мифологизированном варианте. На основе существовавшей традиции и стилевых приёмов фольклора он отобрал из обширного эпического репертуара и сплавил в единое целое материал для создания большой поэмы.

Особенности гомеровского стиля.

1. Объективность.

2. Антипсихологизм.

3. Монументальность.

4. Героизм.

5. Ретардирующая техника.

6. Хронологическая несовместимость (действия, происходящие параллельно, изображаются последовательно).

7. Гуманизм.

8. Лирическое, трагическое и комическое начало в поэмах при единстве художественного стиля.

9. Постоянные формулы (как эпитеты, например).

10. Гекзаметр.

4. «Илиада»

Действие «Илиады» (т. е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и введено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 песни, по числу букв греческого алфавита. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».
Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.
“Илиада”, военно-героическая поэма, повествует о событиях войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, с предводителем войска Агамемноном, который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла, и убил его.



В “Илиаде” рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений. При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости).



Завязкой действия “Илиады” является гнев Ахилла при ссоре с Агамемноном; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент сюжета - поединок Ахилла с Гектором; развязка-возвращение Ахиллом Приаму тела сына.

«Илиада» состоит из ряда эпизодов, последовательно разворачивающихся во времени и часто имеющих вполне самостоятельный характер (линейная композиция). Быстрый темп рассказа варьирует с медленным «эпическим раздольем», повествование - с искусно компонованными речами и диалогами. Сюжетный интерес к целому отступает на задний план перед рельефной отделкой части, - отсюда драматическая напряженность отдельных сцен и небрежность в мотивировке этих сцен. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из которых многие являются традиционными.

Главный герой “Илиады” Ахилл самолюбив, страшен в своем гневе: личная обида заставила его пренебречь своим долгом и отказаться от участия в боях; тем не менее ему присущи нравственные понятия, которые в конце концов заставляют его искупить свою вину перед войском; гнев же его, составляющий стержень сюжета “Илиады”, разрешается великодушием.

В поэме прославляется военная доблесть, но автор отнюдь не одобряет войну, ведущую к худшему из зол - смерти. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики автора и его героев, так и явное сочувствие Гектору и другим защитникам Трои, которые в этой войне являются страдающей стороной. Симпатии автора принадлежат воинам обеих враждующих стран, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают его осуждение.

5. «Одиссея» Гомера как сказочно-героический эпос.

«Одиссея» - греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Тема «Одиссеи» - странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».

«Одиссея» построена на весьма архаическом материале. Сюжет о муже, возвращающемся после долгих странствий неузнанным на родину и попадающем на свадьбу жены, принадлежит к числу широко распространенных фольклорных сюжетов, равно как и сюжет «сына, отправляющегося на поиски отца». Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Самая форма рассказа в первом лице, примененная для повествований о странствиях Одиссея, является традиционной в этом жанре и известна из египетской литературы начала 2-го тысячелетия. Техника повествования в «Одиссее» в общем близка к «Илиаде», но младший эпос отличается бо́льшим искусством в объединении разнообразного материала. Отдельные эпизоды имеют менее изолированный характер и складываются в целостные группы. По композиции (кольцевой и зеркальной) «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается с середины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях, т. е. одним из художественных средств является ретроспекция.

События изображаются не так разбросанно, как в «Илиаде». Скитания Одиссея длятся 10 лет. Первые 3 года плавания – песни 9-12. Они даны в виде рассказа Одиссея на пиру у царя Алкиноя. Начало «Одиссеи» - конец пребывания Одиссея у Калипсо. Решение богов возвратить Одиссея на родину. 1-4 песни – поиски Одиссея Телемахом. 5-8 песни: после отплытия от Калипсо и страшной бури пребывание среди народа феаков у царя Алкиноя. 9 песня – история с циклопом Полифемом. 10 – Одиссей попадает к Кирке, и она направляет его в Аид. 11 – события в Аиде. (центр поэмы)12 – Одиссей попадает к нимфе Калипсо и удерживается там 7 лет. Начиная с 13 песни – последовательное изображение событий. Сначала феаки доставляют Одиссея на Итаку, где он поселяется у своего свинопаса Евмея, т.к. в его собственном доме женихи Пенелопы. Пенелопа оттягивает брак. В песнях 17-20 Одиссей под видом нищего проникает из хижины Евмея в свой дом для разведки, а в песнях 21-24 он перебивает всех женихов при помощи слуг, возвращается к Пенелопе, усмиряет восстание на Итаке.

Одиссей не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу. На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прекрасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов.

Одиссей любит отчизну, но никогда не отказывается от жизненных наслаждений.

Эпос (epos) в переводе с греческого языка - слово. Это повествовательная форма литературы. Платон считал, что в эпохе сочетаются лирические элементы (высказывания автора) и драматические (подражание). По мнению Аристотеля, автор эпоса ведет рассказ "о событиях как о чем-то постороннем, как это делает Гомер, или от самого себя, не заменяя себя другим и выводя всех изображаемых лиц в действии". По Гете и Шиллером, автор рассказывает о событии, перенося ее в прошлое, а в драме изображает его таким, что происходит сейчас. По мнению Гегеля, эпос воспроизводит объективность в обьективизуючий форме. В. Кожинов относит эпос, как и драму, в изобразительных видов искусства.

В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей. Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел. По тому, как писатель описывает события, характеры, можем сделать вывод, как он относится к изображаемому.

События в эпохе изображаются как такие, которые уже состоялись, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени. Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости повествования. Эпические произведения пишут преимущественно прозой. Все они имеют повествовательный характер.

Формы повествования в эпических произведениях - разные. Наиболее распространенная форма - рассказ от третьего лица. Иногда рассказчик может быть персонажем произведения (Максим Максимович в повести "Бэла" с "Героя нашего времени" М. Лермонтова). Мировосприятием рассказчики-персонажи могут быть близкими писателю. Рассказ от первого лица придает произведению достоверности, вносит в него лирический элемент. Есть произведения, в которых персонажи сами рассказывают об увиденном и пережитом. Об этом свидетельствуют античные романы - "Метаморфозы" ("Золотой осел") Апулся и "Сатирикон" Петрония, мемуарные рассказы Лепкого "Сказка моего жизни".

Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта. К рассказу иногда "подключаются" авторские размышления. Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, их монологами, диалогами. Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местах.

В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи.

Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический.

Виды, жанры эпоса

Возникновение эпоса достигает первобытных времен. В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, перевод.

Сказка - эпическое произведение, в котором рассказывается о фантастических событиях и приключениях героев. Есть сказки, героические, социально-бытовые, фантастические, сатирические, юмористические, сказки о животных и тому подобное.

Кроме народных, есть литературные сказки. Известные сказки И. Франко, А. Пушкина, братьев Я. и В. Гримм, Андерсена и другие.

Былина - эпическая речитативная песня, которую в княжеские времена исполняли народные певцы-музыканты. Персонажи былин - народные герои - богатырь Илья Муромец, Добрыня Никитич. Былины возникли в XI-XII вв. в Киевской Руси, впоследствии распространились в северных областях России. Черты былинных героев сохранили украинские сказки, такие как "Сказка о Котигорошко", "Сказка о Кожемяке".

Легенда (лат. Legenda - то, что следует читать). Это фольклорный или литературное произведение, в котором рассказ на фантастическую тему. Легенды имеют разный смысл. Легендам относят распространены в средние века "жития" первых христиан, "святых" подвижников и князей. их читали в церквях, монастырях в дни праздников в честь святых. Впоследствии появились апокрифические легенды с атеистическими мотивами. Эти легенды были запрещены церковью. Известны легенды об исторических событиях и народных героев, о руководителе освободительной войны Хмельницкого, фастовского полковника Семена Палия. В легендах о Алексея Довбуша,

Максима Зализняка, Устим Кармалюка, Лукьяна кобылицы раскрывается борьба крестьян против феодального гнета.

Мир (мим) (греч. Mythos - слово, перевод). Мифы появились в то время, когда у людей было наивное непосредственное представление об окружающем мире. М. Моклица называет миф альтернативной реальностью. По ее словам, миф - "объективация первоначального восприятия, которое со временем становится синонимом выдумки, неадекватного видение такого, чего на самом деле в жизни нету. Миф концентрирует в себе полиаспектнисть человеческого мировосприятия. Он в равной степени обманчив и истинный: он обозначает наш бесконечный процесс поиска истинных знаний. Миф - антитеза к научному мировосприятие - адекватного, обоснованного, доведенного как истинное ". Мифы отличались от сказок, потому что сказки считались плодом фантазии, и от легенд, потому что в легендах были реальные исторические события и герои. Миф воспринимался как нечто вероятное. Современные литературоведы считают миф обобщенно-целостным восприятием действительности, характеризуется синтезом реального и идеального и оказывается на уровне подсознания. Под мифом понимают устойчивую архетипну модель, которая оформлена в определенных сюжетах, образах.

Заметный след в литературе оставила древнегреческая, древнеримская мифология, германо-скандинавская. Сюжеты античной мифологии использовали Данте ("Божественная комедия"), Дж. Боккаччо ("Фиезоланськи мифы"), П. Корнель ("Медея", "Эдип"). Ж. Расин ("Андромаха", "Ифигения в Авлиде").

Народные смиховинкы (анекдоты) - сатирические или юмористические рассказы, высмеивающие определенные человеческие пороки.

Притча - аллегорическое рассказ о человеческой жизни морализирующего характера. Жанр притчи появился в фольклоре, он происходит от апологии (сказки о животных). С апологии развилась и байка. Ю. Климьюк, сравнивая притчу и басню, отмечает, что близкий жанровая форма притчи и басни обусловлена общностью их происхождения: от мифа к сказке, от сказки к апологии, из которого и развилась собственно байка и притча. "Поучительность, аллегорическая, философичность, внешнее сходство построения, - пишет Ю. Климьюк - это те черты, которые соединяют притчу с басней. В то же время притча имеет ряд отличий: если байка изображает характер человека, разоблачает ее черты, то в притче на характеры героев обращается мало внимания, они часто неконкретными, можно сказать даже абстрактными, полностью зависят от заранее заданной мысли...

И еще одна существенная разница: басня является произведением комичным, притча - в принципе произведение серьезный (хотя могут быть притчи юмористические и сатирические) ... "

"Притчу, - продолжает Ю. Климьюк - еще часто называют параболой. Парабола - это группа аллегорических, морализаторско-обучающих жанров (притча, басня, короткая сказка, анекдот, рассказ и т.д.), в которой через собранный пример и его толкование утверждались определенные мысли...

Согласно содержанию и идейной направленности притча делится на религиозную и светскую, философскую и нравственную, а также фольклорную. Притча может иметь различные модификации: короткий поучительный выражение (пословица, поговорка, сентенция), фабульная притча (прозаическая и стихотворная), притча с объяснением и без объяснения, притча с аллегорией и без аллегории, притча - парабола, притча - развернутое сравнение " .1 В украинской литературе притчу как основу сюжета или как отдельный жанр использовали И. Франко, Д. Павлычко, Лина Костенко, Б. Олийнык.

Ю. Климьюк утверждает, что не каждый парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболе. Трудно отличить притчу от параболы. Некоторые литературоведы их отождествляют.

В "литературоведческих словаре-справочнике" читаем: (греческое parabole - сравнение, сопоставление, подобие) - "поучительное иносказания, близка к притче жанровая разновидность, в которой по сжатой рассказом об определенном событии скрывается несколько других планов содержания. Внутри структуры параболы - инакомовний образ, шо тяготеет к символу, а не аллегории (иногда параболу называют "символической притчей"), однако она не подавляет предметности, ситуативности, остается изоморфной отношении ". А. Потебня разновидностью басни считал притчу.

Эпопея (греч. Еророииа от epos - слово и роиео - - создавать) - повествовательный вид, который был популярен до появления романа. Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре. В Древней Греции эпопеей называли цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев. На основе народных эпопей сформировались авторские - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Энеида" Всргилия. "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели, "Слово о полку Игореве", "Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. ди Камоэнса.

Известный российский литературовед Бахтин писал, шо эпопея имеет три конструктивные особенности:

1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое", по выражению Гете и Шиллера;

2) источником эпопеи служит национальное сказанное, а не личный опыт;

3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его певца (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией... "Мир эпопеи, - конкретизирует М. Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир" начал "и" вершин "национальной истории, мир родителей и родозачинателив, мир "первых" и "лучших". Дело не в том, что прошлое служит содержанием эпопеи. отнесенностью изображаемого мира в прошлое, принадлежность его к прошлому - ... формальный признак эпопеи как жанра. Эпопея никогда не была поэмой о современности (превратившись лишь для потомков в поэму о прошлом). Эпопея как известный нам определенный жанр изначально была поэмой о прошлом..., а авторская установка (то есть установка оратора эпического слова) является установкой человека, говорит о недостижимом для нее прошлое, благоговейное установка отпрыска. Эпическое слово по своему стилю, тоном, характером образности принципиально несовместимо со словом современника о современнике, обращенные к современников ("Онегин добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы, или блистала, мой читатель... ")". Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения. ее стиль торжественный, изложение неторопливый. Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалоги.

В XVIII в. эпопею вытеснил роман. Эпопеями стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов. Известны такие украинские романы-эпопеи, как "Кровь людская - не водица", "Большая родня» М. Стельмаха, "Волынь" У. Самчука, поэмы-эпопеи - "Проклятые годы", "Пепел империй" Юрия Клена.

Роман (франц. Roman, нем. Roman, англ. Novel) - большой эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным. В романе много героев и подробно описываются их характеры, многогранные связи между собой и обществом.

Сначала термином "роман" называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском...). Слово "роман" появилось в средние века. Как отмечает В. Домбровский, романом называли "рассказ о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные нестихотворным, простонародным языком, которая для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась романской (linqua romana). Те рассказы из" являются сначала во Франции, где творят продолжение давних рыцарских поэм (шансон де жест - песни о быль, то есть старофранцузского эпоса, в котором на первом месте стоит знаменитая "Песнь о Роланде"), а дальше... циклы средневековых преданий и легенд об Артуре, святого Грааля и рыцарей "Круглого стола".

В XIII в. появляется два "Романы о Розе» Гийома де Лоррис и Жана де Меня пользователя старофранцузском языке. Термин "роман" впервые использовал английский литературовед Джордж Патенхем в исследовании

"Искусство английской поэзии" (1589). Французский литературовед XVII в. Пьер-Даниэль Юэ дал такое определение романа: "Это вымышленные любовные истории, искусно выложенные прозой для удовлетворения и назидания читателей« 1.

Роман - многоплановый эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно. В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту.

Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.

Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков. Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма. Античный роман имел развлекательный характер. Он изображал препятствия на пути к любви влюбленных. Во II-VI вв. н. е. появились романы "Эфиопика" Гелиодора, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Золотой осел" Апулея, "Сатирикон" Петрония.

В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы. Известны циклы романов о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола". В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности о необычайных приключениях Александра Македонского. В эту эпоху появляются популярные романы о любви Тристана и Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о Варлаама и Иосафата.

В эпоху Возрождения писатели используют реалистические принципы изображения, о чем свидетельствуют романы "Ґаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихот" Сервантеса. Роман Сервантеса - это пародия на рыцарский роман. В XVIII в. приобретают популярность авантюрный роман («Жиль Блаз" Лесажа) и роман воспитания ("Вильгельм Мейстер" Гете), психологический роман ("Памела" Ричардсона). В XIX в. появляется исторический роман ("Айвенго" Вальтера Скотта). Развитие романа XIX в. связан с именами Стсндаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, Золя, Достоевского, Толстого, Панаса Мирного.

Украинский роман зародился в XIX в. Первыми романами были "Господин Халявский" Г. Квитки-Основьяненко, "Чайковский" Е. Гребенки. Значительный вклад в развитие романической формы в украинской литературе сделали Марко Вовчок ("Живая душа"), П. Кулиш ("Черная рада"), И. Нечуй-Левицкий ("Облака"), Панас Мирный и Иван Билык ("Разве ревут волы, когда ясли полны? »), В. Винниченко (" Солнечная машина »). Талантливыми романистами XX в. является Андрей Головко ("Сорняк"), Ю. Яновский ("Всадники"), В. Во-могильный ("Город"), С. Скляренко ("Святослав", "Владимир"). Современный украинский роман представляют такие жанры, как философский («Новая заповедь» В. Винниченко), эротический ("Блуд" Е. Гуцало), исторический ("Роксолана" П. По гребельного), детективный ("Залежи золота" В. Винниченко) социально-психологический («Водоворот» Г. Тютюнника, "Собор" О. Гончара), приключенческий ("Тигролови" Ивана Багряного), готический ("Марко Проклятый" А. Стороженко), сатирический ("Аристократ с Вапнярки" А. Аиста), автобиографический ("Дума про тебя" М. Стельмаха), фантастический ("Чаша Л мрита" А. Бердника), биографический ("Приключение Гоголя" Г. Колесника), мемуарный ("Третья рота» В. Сосюры), авантюрный («Имитация» Е. Кононенко). Украинские писатели используют различные формы истории - роман-исповедь ("Я - Богдан" П. По гребельного), причудливый ("Заемный человек" Е. Гуцало, "Лебединая стая" Василия Земляка), роман-хронику ("Хроника города Ярополя" Ю. Щербака), роман в новеллах ("Тронка" О. Гончара), раман-балладу ("Дикий мед" Леонида Первомайского).

В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-эссе.

Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания. "Ни один исторический вид, - по мнению ученого, - не выдерживает принципа в чистом виде, но характеризуется преимуществом того или иного принципа оформления героя. Поскольку все элементы взаемовизначають друг друга, определенный принцип оформления героя связан с определенным типом сюжета, концепцией мира по определенной композицией романа ". В романе странствования герой не имеет существенных характеристик. Его движение в пространстве, приключения-авантюры дают возможность показать пространственную и социально-статическое разнообразие мира (страны, национальности, культуры). Такой тип героя и построения романа характерен для античного натурализма, в частности, для произведений Петрония, Апулея и Тормеса, "Жиль Блаз" Алена Рене Лесажа.

М. Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна "пространственная и статическая концепция разнообразия мира», жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - несчастье. Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости. Авантюрный время в романе включая мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на следующий день, после боя, поединка. В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность. Образ человека в романе странствования статический.

Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть. Для героев этого романа мир с ареной борьбы. Образцом такого романа является произведение греческого писателя эпохи античности Гелиодора "Эфиопика". Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья "Роман о Тристане и Изольде».

В основе романа испытания - исключительные полип и ситуации, которых не может быть в обычной, типичной биографии человека, нанизываются авантюры. В рыцарском романе появляется сказочное время, который не связан с историческими событиями и условиями. Окружающий мир, второстепенные персонажи являются для героев романа испытания декорацией, фоном. В XVIII-XIX вв. роман испытания, по словам М. Бахтина, "потерял свою чистоту, но тип построения романа на идее испытания героя продолжает существовать, конечно, усложняясь тем, что было создано биографическим романом и романом воспитания". Романы Стендаля, Бальзака, Достоевского, по наблюдениям М. Бахтина, является романами испытания.

Биографический роман существует с XVIII века. Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерть. В биографическом романе биографический время, события локализованы. Становление героя является результатом изменений в его жизни. Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер. К историко-биографических романов принадлежат "Петербургская осень" А. Ильченко, "Ошибка Оноре де Бальзака" Натана Рыбака.

Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор. Таковы "Рыцарь нашего времени" М. Карамзина, "Детство", "Отрочество", "Юность" Л. Толстого, "Наши тайны", "Восемнадцатилетние" Ю. Смолича.

Основой романа воспитания является педагогическая идея. Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем. К лучшим романам воспитания принадлежат "Ґаргаитюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, "История Тома Джонса, найденыша» Г. Филдинга, "Жизнь и размышления Тристана Шенди" Стерна, "Тарасу пути" Оксаны Иваненко, "Город" В. Пидмогильного.

Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестям ("Борислав смеется" И. Франко, "Мария" У. Самчука, "Старший боярин" Т. Осьмачки).

Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа.

В XX веке на Западе появляется "новый роман" или "антироман". Его создатели Натали Саррот, А. Роб-Ґрийе, М. Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя. Они считают, что новый роман должен быть безфабульним и безгеройннм.

Теории романа литературоведы обратились в XIX в. Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое. По мнению Шеллинга, персонажи романа являются символами, которые воплощают человеческие характеры.

Значительный вклад в теорию романа внес Гегель. Он считал, что роман возник в сутки общественного кризиса, роман - конец развития общества. В основе романа - конфликт между поэзией сердца и прозой отношений между личным и общественным. В коллизии романа герои противопоставляются окружению.

В. Кожинов выразил мнение, что "романное начало вообще подчиняет себе все жанры». В. Днепров считает, что роман синтезирует все рода литературы, он - ведущая форма искусства слова (Черты романа XX века. - М.; Л., 1965).

Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии ("Мать", "Артем Гармаш" Андрея Головко), трилогии ("Альпы", "Голубой Дунай", "Злата Прага" О. Гончара), тетралогии ("Детство Темы", " Гимназисты "," Студенты "," Инженеры "М. Гарина-Михайловского). Известны циклы романов ("Человеческая комедия" О. Бальзака, "Необыкновенные путешествия" Жюля Верна).

Повесть (от повидуваты) - это эпическое произведение средней формы. Она занимает промежуточное место между романом и рассказом. В основе повести - один или несколько конфликтов, немного событий, один или несколько эпизодов, медленное развитие событий, относительно простая композиция. В. Кожинов считает, что повесть "не напряженного и завершенного сюжетного узла", в ней отсутствует "единство сквозного действия *".

В работах М. Берковского, В. Кожинова и других литературоведов отмечается, что повесть ближе к эпопее античного мира, чем к эпосу нового времени. ее предмет - спокойное течение жизни, о котором можно рассказывать. В повести нет гостродраматичних ситуаций, которые привлекают романиста. М. Гуляев по этому поводу замечает, что эпичность, непоспишливисть не является признаком всех повестей. Есть среди повестей драматические, остроконфликтные, то есть близкие к роману. Таковыми, в частности, является "Невский проспект", "Записки сумасшедшего" Гоголя.

Бытует мнение, что повесть - лирическая, близкая к музыке. Но лиризмом отмечаются и другие эпические произведения. Повестями есть произведения "Николай Джеря", "Кайдашева семья" И. Нечуй-Левицкого, "Злые люди" Панаса Мирного, "Земля гудит" О. Гончара, "Поэма о море" А. Довженко. Сравнивая роман и повесть, Ю. Кузнецов отмечает: "Роман тяготеет к освоению действия, а повесть - к фиксированию бытия... ее финал основном открытый, следует из логики изображаемых событий, а не с противопоставлений, как в новелле, описания осуществляются по принципу нанизывания ".

В давние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось. В литературе Киевской Руси повестями называли летописи ("Повесть временных лет") или жития святых ("Повесть о Акира Премудрого»). Повесть как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в. Первыми повестями в украинской литературе были "Маруся", "Бедная Оксана» Г. Квитки-Основьяненко. Развитие повести связан с творчеством Марка Вовчка ("Институтка"), Т. Шевченко ("Художник", "Музыкант"), И. Нечуй-Левицкого ("Николай Джеря"), И. Франко ("Захар Беркут"), М. Коцюбинского ("Fata morgana").

Этот вид эпоса используют Гончар, В. Шевчук, Е. Гуцало, В. Яворивский, И. Чендей.

Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная.

Рассказ - это эпическое произведение малой формы. В его основе, как правило, - одно событие, одна проблема. Рассказ в рассказе имеет начало и конец. Рассказ требует от писателя умения на малой площади нарисовать яркую картину, создать ситуацию, в которой герой обнаруживает себя отчетливо, рельефно. Характеры в рассказе сформированы, отсутствует широкая мотивация поступков и событий, описания сжатые, их мало.

Рассказ приобретает популярность в эпоху Возрождения. Тогда появляются "Кентерберийские рассказы" Дж. Чосера. Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в. Известными украинскими мастерами рассказы были М. Коцюбинский, В. Стефаник, Марко Черемшина, С. Васильченко, О. Кобылянская, И. Франко, Николай Хвылевой, Григорий Косынка.

Есть рассказы социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические.

Границы между рассказом и повестью не всегда четкие, поэтому произведения "В воскресенье рано зелье копала" О. Кобылянской и "Дебют" М. Коцюбинского одни относят к повестям, другие - к рассказам.

Новелла (итал. Novella - новость) - малый вид эпоса. Она появилась еще в Древней Греции, имела устную форму, развлекательный или дидактический характер. ее использовали как вставные эпизоды Геродот (рассказ о Ариона, кольцо Поликрата), Петровой (новелла о Матрену Эфесский). В эпоху эллинизма новелла имела эротический характер. Как вид эпоса новелла оформилась в эпоху Возрождения в Италии («Декамерон» Боккаччо, "Гептамерон" Маргариты Наваррской). Наибольшего развития достигла в XIX в. В украинской литературе получили распространение такие жанры новеллы, как психологическая (В. Стефаник), социально-психологическая, лирико-психологическая (М. Коцюбинский), лирическая (Б.Лепкий), философская, историческая (В. Петров), политическая (Ю. липа), драматическая (Григорий Косынка).

Чьей отличается новелла от рассказа? В новелле меньше персонажей, чем в рассказе, характеры сформированы новеллист не комментирует мыслей и чувств персонажей. В новелле отточенная каждая деталь, для микроанализа она использует один момент из жизни и на нем раскрывает значительные психологические переживания. В новелле - однолинейный, напряженный, динамичный сюжет, неожиданные повороты действий, внезапный финал, асимметричная композиция, как правило - драматическая коллизия. В зарубежных литературах основном не делают различий между рассказом и новеллой.

Эссе (франц. Essai - попытка, набросок) - жанр, который находится на стыке художественной литературы и публицистики. В нем поднимается частичное вопрос. Эссе характеризуется большой субъективностью. К эссеистики относят различные произведения: философские, исторические, критические, биографические, публицистические, морально-этические и даже поэтические.

Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня «Опыты». В этой книге есть мнения, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого. Нарушаются проблемы обучения, воспитания, славы, достоинства, богатства, смерти. Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни. Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его понимания и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях. Автор не идет прямо к предмету, а будто проходит вокруг него. Поэтому эссе всегда "о". Почти в каждой фразе "Опытов" является местоимение "я" ("я считаю", "я согласен", "для меня").

Раскрывая специфику эссе, М. Эпштейн в статье "Законы свободного жанра" (Вопросы литературы - 1987. - № 7) подчеркивает, что эссеисту не обязательно быть хорошим рассказчиком, глубоким философом, искренним собеседником. Он может уступать силой мысли философу, блеском воображения - романист и художнику, искренностью и откровенностью - авторам исповедей и дневников. Главное для эссеиста - культурная всесторонность. Монтень первым рассказал о том, что чувствовал как человек. Эссеист пробует себя во всем. Лучшее определение жанра - всеобщность, несколько обо всем. Эссеист, по словам М. Эпштейна - "мастер произведений на свободную тему", "профессионал дилетанського жанра". М. Бахтин считал, что в XX в. проходит есеизация всех жанров литературы. Есеизация сказалась и на литературоведческих работах А. Лосева, С. Аверинцева, Г. Гачев, О. Гончара, Ю. Смолича, Д. Павлычко, И. Драча. Появились новелл а-эссе, по весть-эссе, роман-эссе ("Романы Кулиша" Петрова, "В сумерках" Р. Горак).

Очерк - вид публицистики, на грани искусства слова и журналистики. Как самостоятельный вид эпоса существует с XVIII века. Очерк появился в Англии, был популярным в произведениях писателей просветительского реализма (Аддисона, Вольтера, Дидро). Значительное место занял очерк в литературе 40-х годов XIX в. В русской литературе появились физиологические очерки, в которых писатели показывали жизнь простых тружеников.

Значительный успех у читателей имели очерки украинских писателей, в частности И. Нечуя-Левицкого ("На Днепре"), Панаса Мирного ("Путешествие от Полтавы до Гадяч»), М. Коцюбинского ("Как мы ездили в Кринице»). Эти очерки - своеобразные путевые заметки, истоки которых в Гомера "Одиссее", Лукианових "Правдивая история". Известным автором путевых заметок был В. Григорович-Барский (1701-1747 pp.). В его произведениях сочетаются признаки разных жанров: рассказы, очерка, хождений, легенд, житий. Синтезом автобиографического, путника и очеркового есть произведения Наталены Королевой "Без корней", "Дорогами и тропами жизни", сборники очерков Евдокии Гуменной "Многие неба", "Вечные огни Альберты", воспоминания В. Самчука "На белом коне", "На коне вороном ", П. Тычины" Путешествия с капеллой К. Стеценко ".

В чем специфика очерка? Одни исследователи видят ее в документализация (фактографии), другие - в публицистической остроте. Но эти признаки есть не в каждом очерке, есть очерки с вымышленными героями и сюжетами (Г. Успенский - "Власть земли»). В очерках нарушаются социальные, экономические, политические, морально-этические проблемы на определенном этапе развития общества. В очерках изображаются портреты политических деятелей, ученых, писателей, простых тружеников. Авторы очерков интересуются общественной жизнью во всех ее проявлениях. Отсюда - взволнованность повествования, публицистическая страсть в оценках изображаемого, открытость в утверждении идей. Цель очерка - дать объективную картину действительности, заострить внимание на явлениях жизни, подвергнуть критике все то, что тормозит прогресс. Авторское начало в очерке сильнее, ярче, чем в романе; Очерк может быть лаконичным; а может занимать и сотни страниц ("Письма русского путешественника" Карамзина). Он не имеет единой сюжетной линии, завершенной фабулы.

В литературоведении нет единого жанровой классификации очерков. Есть очерки документальные и недокументальни. А еще - странствующие, портретные, бытовые, социально-политические, исторические, проблемные, зоологические, зарубежные, очерки о природе. Разновидностью очерка является биографические очерки о жизни и творчестве выдающихся людей. Такого типа очерки появились еще в эпоху античности ("Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Жизнеописание Агриколы" Тацита).

Фельетон (франц. Feuilleton от feuille - письмо, лист) - это произведение художественно-публицистического характера на актуальную тему, раскрытую в сатирической или юмористической форме. Фельетон - промежуточное звено между очерком, рассказом и новеллой.

Во Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом. Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа ("подвала"), отделенного жирной линией. Позже фельетоном стали называть статью, вмишену в "подвале". Первым фельетонистом был аббат Жоффруа, который в газете "Журналь де Деба" напечатал театральную рецензию. Изобразительно-выразительными средствами фельетона является ирония, гипербола, гротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая деталь.

Есть фельетоны документальные и недокументальни (проблемные). Известные литературные; фельетоны (Ю. Ивакин - сборник "Гиперболы»). Основатель Украинской фельетона - В. Самойленко. Развитие этого вида эпоса связан с творчеством К. Котка, Остапа Вишни, С. Олейника, А. Аиста, Е. Дударя. Остап Вишня свои фельетоны называл улыбками. Разновидностями фельетонов является радиофейлетоны, телефейлетоны. Памфлет (англ. Pamphlet от греч. Pan - все, phlego - курю) - публицистическое произведение на злободневную тему. Л. Ершов так характеризует памфлет: «Это как фельетон, но не на" незначительную ", а на узловую тему. В основе его лежит большой социальный объект, этим во многом объясняется специфика памфлета, особенности его построения и стиля... памфлет по структуре ближе к публицистической статьи. Его основу составляют объекты огромного веса, которые часто нет необходимости переводить в социальный аспект. Они и так с ним связаны: социально-политическое устройство государства, морально-этические устои..., отдельные крупные государственные и политические деятели и т. п. Вот почему развертывание темы в памфлете часто происходит в манере статьи, а не через эмоционально-образные ассоциации ".

Памфлет может использовать формы интервью, репортажа, письма. В памфлете автор не скрывает своей позиции, стиль памфлета страстное, язык - экспрессивная, ему свойственна афористичность, ирония, сарказм.

Памфлет появился в эпоху античности. До нашего времени дошли филиппики Демосфена, памфлет Лукиана "Похвала мухе". В XVI в. в Германии появились памфлеты Ульриха фон Ґуттена "Письма темных людей", в конце XVII - нач. XVIII в. - Памфлеты Свифта "Скромное предложение», «Письма суконщика". Мастерами памфлета были Дидро ("Жак-фаталист»), Курье ("Памфлет о памфлеты"), Марк Твен ("Моим критикам-миссионерам").

В украинской литературе родоначальником памфлета был Иван Вышенский. Его памфлеты имеют форму диалога. История украинского памфлета знает имена таких писателей, как И. Франко ("Доктор Бессервиссер"), Леся Украинка ("Беспардонный патриотизм"), Лесь Мартович ("Изобретенный рукопись"), Николай Волновой ("Апологеты писаризму»). Этот жанр использовали Ю. Мельничук, Р. Братунь, Ф. Макивчук, Р. Федоров, Д. Цмокаленко.

Пародия (греч. Parodia - переработка на смешной лад от para - против, ode - песня) - жанр фольклора и сатирической литературы, объектом которого является композиция, лексика, оскорбления, стиль, направление, произведение писателя. Пародия - форма литературной борьбы. Она использует иронию, сарказм, шутка. "Пародия - по словам Ю. Ивакина, - кривое зеркало, в которое смотрит литератор, горько смеясь и радостно плача. Напомним, кривое зеркало искажает. Однако пародия - это тот единственный случай, когда искажения не искажает, а проясняет истину. Пародия парадоксальная: она больше похожа на свой объект, чем он сам на себя. Нетрудно привести примеры и обратного явления, когда объект пародирования больше похож на пародию, чем она на него... Чтобы быть смешнее, пародия имеет притвориться серьезной. Истинно смешная пародия не является смешной... "Пародия - разновидность критики, полемики. Она приобретает актуальность при литературных дискуссий. Элементы пародии есть в романах "Дон Кихот" Сервантеса, "Золотой теленок" И. Ильфа и Е. Петрова, поэме "Орлеанская дева" Вольтера. Она возникла в древнегреческой литературе. Поэма "Батрахомиомахия" ("Война мышей и лягушек») - пародия на героический эпос. Комедия Аристофана "Облака" - пародия на Сократа и софистов, "Лягушки" - на трагедии Еврипида.

В украинской литературе пародия появилась в XVI в. Известны пародии на священное писание и церковнорелигийну литературу. Элементами пародии проникнута "Энеида" Котляревского. В жанре пародии успешно работали Остап Вишня, В. Чечвянский, Ю. Вухналь, С. Воскрекасенко, С. Олейник, Б. Чалый, А. Жолдак, Ю. Кругляк, В. Лагода, Ю. Ивакин. К пародии обращаются неоавангардисты, в частности группа Бу-Ба-Бу.

Юмореска небольшое сочинение, стихотворный, прозаический или драматический, о смешной риса человека или случай. Юморески могут иметь стихотворную или прозаическую форму. С. Руданский свои юморески называл юморесками. В жанре юморески выступали Остап Вишня, А. Клюка, С. Воскрекасенко, Д. Белоус, С. Олейник, Е. Дударь. В литературных юморесках часто используется фольклор. Известными юмористическими песнями является "Продай, милый, седые бычки", "Ой что же это за шум сделался", "Если бы я был полтавский сотник".

В юмореске смех имеет форму доброжелательной критики в народной, остроумной, ироничной, оксиморонний форме.

Байка (англ, франц. Fable, лат. Fabula) - популярный эпическое произведение мировой литературы. Байка имеет сюжет, аллегорические образы, поучения, свое начало берет в фольклоре. Основой для многих басен стали народные сказки о животных.

Развитие басни связывают с именем Эзопа (VI в. До н. Э.). Ему приписывают до 400 текстов. До новой эры появились индийские басни, которые вошли в сборник "Панчатантра" (Пятикнижия). Мировую славу получили басни Федра, Лафонтена, Сумарокова, Крылова. Первым украинским баснописцем был Г. Сковорода. С басней связано творчество П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Л. Глебова, С. Руданского.

В основном байки имеют две части. В первой раскрывается событие, факт, явление, лицо, во второй - мораль, которая может быть в начале или в конце басни. Большинство басен имеет стихотворную форму, пишется свободным стихом.

Ряд исследователей относят басню к лирико-эпических произведений, М. Гуляев ("Теория литературы", - М., 1977.) - до лирических. А. Ткаченко рассматривает ее среди эпических и среди лирико-эпических произведений.

В творческой практике встречаются такие небольшие эпические произведения, как эскиз, эскиз, акварель, арабеска, миниатюра, этюд, образок, колючка, крошками. Акварель, эскиз, образок, зарисовка, этюд названы по ассоциации с живописью. Термин "арабеска" ввел А. Шлегель для обозначения небольших текстов с элементами фантастики, "ироническим пафосом", гротеском. Гоголь назвал арабесками цикл повестей и статей, А. Белый --збирку литературно-критических статей ("Арабески", 1911), у Николая Хвылевого является новелла "Арабески".

Эпос

Это художественное воспроизведение внешнего по отношению к писателю мира

Это изобразительный род литературы

Это объективное изображение человеческой личности в ее взаимоотношениях с другими людьми и событиями

Возник позже лирики и драмы

Требует понимая взаимообусловленности различных явлений жизни. Внешнего и внутреннего мира

. Предшественником всех эпических жанров был стихотворный эпос (в XIX в. произведения этого жанра, например «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, называли эпическими поэмами).

Три типа жанрового содержания эпоса:

Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе с устойчивыми формальными признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания. Именно различия между ними существенны при определении жанра большинства эпических произведений. В некоторых произведениях можно выделить национально-исторический тип жанрового содержания.

    Романический тип жанрового содержания - совокупность принципов изображения человека в литературном произведении. Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания - преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть в конфликтах и сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования - как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми. Общественная среда, быт и нравы могут быть изображены достаточно полно и подробно. Однако они не имеют самостоятельного значения - это только условия и обстоятельства, позволяющие показать развитие характеров героев, их судьбы.

В группу романических жанров обычно включают роман, новеллу, «романическую повесть», «романическую поэму». Некоторые романические жанры не имеют четкого терминологического обозначения.

    Нравоописательный (или этологический , от древнегреч. etos - нрав и logos - слово, рассказ) тип жанрового содержания противоположен романическому, так как в нравоописательных произведениях проявляется иной принцип изображения людей и обстоятельств.

В таких произведениях на первом плане - не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование, поведение и психологию. Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»).

Жизнь людей в нравоописательных произведениях изображается во всех деталях и подробностях, однако их характеры внутренне статичны, а внешние изменения, происходящие с ними, вполне укладываются в рамки стереотипов поведения, предписанных бытом и нравами их сословия, общественной или профессиональной группы (таковы, например, герои «Мертвых душ» Гоголя). Конфликты носят частный характер, являясь «динамической» разновидностью нравоописания. Господство описательности - этот важнейший художественный принцип авторов нравоописаний - проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведений. Они складываются из серии «стоп-кадров» («очерков», «эскизов», «сцен»), образуя своего рода «хронику» жизни определенной среды в рамках избранной писателем исторической эпохи.

    Национально-исторический тип жанрового содержания можно выявить прежде всего в произведениях на исторические темы. Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием - стремление писателей запечатлеть наиболее значимые черты избранной исторической эпохи. Это общенациональные конфликты и события, имеющие значение для понимания судьбы народа, надолго определяющие его общественное, политическое и духовное развитие. Личные судьбы и разнообразные бытовые столкновения, которые могут быть в изобилии представлены в произведениях, имеют второстепенное значение: они проясняют основное, эпическое, содержание произведения. Национально-исторический тип жанрового содержания определяет жанровое своеобразие «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, поэм «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Двенадцать» А.А.Блока, «Реквием» А.А.Ахматовой и «Василий Теркин» А.Т.Твардовского, взаимодействует с другими жанровыми тенденциями (романической и нравоописательной) в «Войне и мире» Л.Н.Толстого, «Петре Первом» А.Н.Толстого, «Тихом Доне» М.А.Шолохова.

Жанры эпоса

Эпос имеет большую, среднюю и малую формы

Эпопея (роман – эпопея) – большая эпическая форма, в основе этого жанра лежат героические песни об истории страны и народа. Отличается особой широтой в изображении исторических событий на широком социально-политическом и экономическом фоне, особенно большое количество действующих лиц.

Роман - большая эпическая форма, в которой широко изображаются сложные явления жизни в их развитии, когда через изображение жизни отдельной семьи или группы людей изображается вся историческая эпоха. В романе всегда много персонажей и литературных героев, много сюжетных переплетающихся линий, действие занимает большой период времени

Повесть – средняя эпическая форма, предметом изображения является какое-то одно сложное общественное явление, которое раскрывается через изображение нескольких действующих лиц или семей. Чаще всего – это история одной человеческой жизни в ее отношениях с другими судьбами героев.

Рассказ - малая эпическая форма, основанная на изображении одного или нескольких значимых событий, знаковых и типичных для определенных историко-культурных и социальных условий. Изображает в основно м одного главного героя и нескольких второстепенных персонажей.

Новелла – малая эпическая форма о необычном явлении с динамическим сюжетом и неожиданным завершением истории.

Очерк - малая эпическая форма, документальный жанр, рассказ о реальных фактах и людях на документальной основе с минимальной образной окраской. Изображает конкретную картину какой-либо общественной среды и одного главного персонажа в этой обстановке.

Фельетон – малая эпическая форма, в комической форме осмеивающая какие-либо негативные общественные явления

Памфлет – малая эпическая форма, в остро сатирической форме с больши пафосом обличения клеймящая негативные общественные явления

Литературный портрет – малая эпическая форма, посвященная описанию жизни и характера одного исторического лица

Мемуары – малая эпическая форма, документальная, построенная на социально значимых и психологически интересных и показательных для определенной эпохи воспоминаниях автора

Дневник – малая эпическая форма, документальная, передающая восприятие мира и важных исторических событий через восприятие автора – участника данных событий

Басня – малая эпическая форма, рассказывает в стихах или в прозе поучительную историю аллегорического смысла с обязательной точно сформулированной моралью в финале



Похожие статьи
 
Категории